§ 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь и приобщая к священным обрядам, уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. И в той, и в другой части верующих есть и такие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Согласно определению кан. 204, верующие (christifideles) – это «лица, которые, сочетавшись Христу через крещение (и представляя собой, таким образом, физические лица в каноническом законодательстве: см. кан. 96) образуют народ Божий и благодаря этому по-своему становятся участниками священнического, пророческого и царского служения Христа; они призваны в соответствии с положением каждого из них осуществлять ту миссию, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире». Это значит, что в полноте общения с католической Церковью пребывают те крещёные, которые в её зримом составе соединяются со Христом посредством уз исповедания веры, таинств и церковного управления (кан. 205). «Эта Церковь , составленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним» (кан. 204, § 2). 2. Оглашенные (Catechumeni) Как было показано выше, приобщение (incorporatio) верующего к Церкви Христовой, а тем самым и к народу Божию, происходит с крещением (кан. 96). Однако есть и такая категория лиц, которые, хотя и не приняв крещения и поэтому не являясь с сугубо юридической точки зрения частью народа Божия, некоторым образом уже связаны с Церковью. Речь идёт об оглашенных (Catechumeni), т.е. о лицах, которые, будучи движимы Духом Святым, выразили своё желание приобщиться к Церкви, живут по вере, надежде и любви (кан. 206) и постигают христианское учение (катехизис), чтобы быть допущенными ко крещению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

595. Авнежский – Троицкий – Сергиев (у Ратшина – Авнежский – Нозомский), мужской, ныне погост того же имени, Вологодской губ., Тотемского у., в 150 вер. к юго-зап. от Тотьмы и в 60 вер. к сев.-вост. от Вологды, при рч. Авнеже, впадающей справа в р. Сухону. Основан в 1370 г. преп. Стефаном, Махрищским чудотворцем, и учеником его преп. Григорием, при материальном содействии селянина Константина Дмитриевича, принявшего здесь иночество под именем Кассиана. В 1392 г. обитель совершенно уничтожена татарами и оставалась в запустении; в 1524 г. случайно обретены мощи преп. Григория и Кассиана, над которыми была поставлена первоначально часовня, а в 1560 г. игуменом Махрищского мон. Варлаамом воздвигнута вновь обитель, которая в 1764 г. упразднена и Троицкая церковь обращена в приход. Память преподобных чтится 15 июня. “Ист. Росс. Иер.», III, 59; Ратшин, 73; “Словарь истор. о свят. в России», 80; “Ист. опис. Тр. – Сергиевы лавры», 150; “Церковно-ист. месяцесл. Св. Тр.-Сергиевой лавры», 10; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», XXII, смесь, 22 (учрежд. Вологод. епархии); “Вологод. губ. вед.», 1846 г., 8, 9 (опис. монаст.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 82, 204 (преп. Стефан), 205 (преп. Варлаам), 127, 260 (преп. Григорий игум. и Кассиян келарь); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 759, 16; Ключевский, “Жит. свят.», 278; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 210; VII, 451 (Житие преп. Григория и Кассиана); VIII, 46 (празднование мощей); “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г. IV, смесь, 124 (припис. к Тр.-Серг. лавре по грам. 1618, 1625, 1657, 1680 и 1690 г.), 143 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1867 г., III, Отд. 1, 72 (О служках Тр.-Серг. лавры); 1878 г., III, Махрищкий м-рь, 6 (в 1560 г. м-рь возобновлен игум. Варлаамом), IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 183 (кратк. история); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 895 (перечень монаст. деревень, поставлявших подводы в 1722 г. под Государя); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память Григория и Кассиана, сущих на Явнезе, 15 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А.И. Никольский Часословы 127. Часослов , в восьмушку, неполный: нет нескольких листов вначале, средине и конце рукописи, 234 л., уставом и полууставом разных почерков XIV–XV, XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка позднею скорописью: «Сия (книга) часослов от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду в консисторию». Состав: 1) молитва покаянная, без начала (1–8 об.). Конец: «помилуй мя без числа ти согреших Господи, прости мя, аминь»; 2) часословец имея нощную дневную службу по уставу иже во Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы: последования: полунощниц: а) вседневной (9–31), б) субботней (31 об.–42 об.), в) утрени и первого часа (42 об.–72); г) канон Святей Живоначальной Троици поеться во всякую неделю пред утренею вместо полунощници – творение вселенского патреиарха Константина града кир-Митрофана (72–91 об.); д) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все (91 об.–96), е) последования 3, 6 и 9 часов и чина изобразительных (96–133); ж) последование вечерни (133–142 об.); з) чин обычныя повечерницы (142 об.–153); и) лунное течение (153 об.), к) окончание повечерницы (154–163 об.); каноны: л) благодарственный Пресвятей Богородице (163 об.–192), м) Иисусу Христу, без конца (192 об.– 203 об.), н) служба Благовещению, без начала (204–221), о) последование тропарям и кондаком от мытаря и фарисея до Всех Святых, неполное (221–234 об.). На 231–232 л.л. последование часов в Пасхальную седмицу. 128. Часослов , в восьмушку, неполный, 221 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете (без верхней доски). Порваны листы: 1, 2, 59, 103, 104, 125, 132, 133, 185, 205, 208. Состав: последования полунощниц: 1) вседневной (1–19), без начала; 2) субботней (19 об.–32); 3) канон Святей Живоначальней Троци поем в неделю за полунощницу (32–44); 4) начало утреници и первого часа с почасием (44–90 об.); последования: 5) часов: 3, 6 и 9 с почасиями (90 об.–144 об.); 6) вечерни (145–157); 7) повечерницы великой (158 об.–208 об.); на лл. 183–190 канон молебен Ангелу хранителю; 8) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все. (208 об.–214); 9) тропари и кондаки дневные (214 об.–219); 10) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (219–221 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа шестая Иерей. Я уже совсем собрался в дорогу, но почувствовал сильное желание еще раз зайти к Вам, поблагодарить Вас за Ваши назидательные беседы, открывшие мне сущность внутренней духовной жизни, и попросить Ваших святых молитв и напутственного благословения и, может быть, услышать Ваше последнее наставление, совет и указание, как мне, слабому и неопытному, сохранить в своей памяти, в сердце и в жизни полученные от Вас уроки. Я боюсь, что в сложной, суетной, мирской жизни я легко и скоро растеряю все то, что успел приобрести здесь, в Вашей святой обители. Инок. Очень рад видеть Вас еще раз. Не смущайтесь и не падайте духом. Надейтесь на Господа. Он не оставит Вас и поможет Вам не только сохранить, но и возрастить, и умножить то доброе, что дала Вам наша обитель. Со своей стороны позаботьтесь сохранить тот дух ревности по Богу, то горение сердца, которое Вы сейчас чувствуете в себе. Иерей. Я был бы очень счастлив сохранить в себе горение духа по Богу, но боюсь, что это мне не удастся. Что я должен делать, чтобы не потерять его? Инок. «Ревность по Богу рождается у нас в чувстве покаяния, возжигаемом в духе нашем благодатию Божиею ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию: она-то и есть сила на творение заповедей Божиих, и только она одна и способна поднять на себя все это бремя... Дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он – там тщание, заботы, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его – там все прекращается и падает, нет жизни духа – он хладеет, замирает. Там пусть будет и творение дел добрых – они добры будут только по форме, а не по силе и духу. Это – тот огонь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос ( Лк. 12, 49 ). Апостол заповедует духа не угашать ( 1Сол. 5, 19 ). У св. отцов это именуется разно: исканием, предложением, усердием, тщанием, теплотою духа и горением, и просто ревностию» (Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 204). Чтобы сохранить в себе дух ревности по Богу, необходимо от внешней жизни обратиться к внутренней, войти в себя, перевести свое сознание из области рассудка в область духа, из головы в сердце и там прочно утвердиться. Это есть исходная, начальная точка перехода к правильной духовной жизни. Раскрытию этого закона духовной жизни и всестороннему его освещению и были, в сущности, посвящены все наши предыдущие беседы. Только при этом постоянном внутрь-пребывании и возможно сохранить в себе непрерывное горение духа и ревность по Богу. «Ревность, – пишет свт. Феофан, – должна сохраняться таким же путем, каким она родилась, а родилась она внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией» (Там же. С. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Глава II. Выбор книги для перевода. Кому могла принадлежать инициатива в этом деле. Избрание Максима Грека и его назначение. Отношение к этому делу патриарха § I Мы видели, какое важное значение имели в книжном деле для России Константинополь и Афон 199 , в особенности последний, так как здесь в большом числе жили славянские монахи и книжная деятельность в славянских переводах была гораздо значительнее. Получив начало в глубокой древности, «Афонская гора» достигла наибольшего развития именно в то время, когда другие монастырские пункты, вследствие тяжелых внешних условий, начали терять свое значение, т. е. в к. XII и нач. ХШ в. Расположенная вдали от бурных событий времени, она начала приобретать славу главного центра византийской монастырской жизни. К этому времени уже вся гора была, покрыта монастырями и представляла как бы особое монастырское царство 200 . Но и для Греции Афонская гора имела важное значение, как владевшая множеством древних греческих рукописей, почему туда посылали за книгами из Константинополя, когда греки готовились на собор в Феррару, а, после падения Константинополя, она стала главным хранилищем и складом книг 201 . Со времени завоевания Греции турками сообщение России с Афоном стало затруднительнее и опаснее. Так, в грамоте властей Ватопедова монастыря к вел. кн. Василию Ивановичу, об отправлении к нему инока Максима, говорится, что посол княжеский Василий Копыл, вследствие «многих и великих трудов, искушений и убытков, постигших его от безбожных агарян, едва дошел к нам смиренным здрав» 202 . Не смотря, однако, на трудность сообщений, настоятельная потребность в материальной поддержке греческих монастырей только изменила характер этих отношений: вместо прежних известий о переводах и списывании книг на Афоне и в Византии, чаще встречаются известия о приходе греческих монахов из разных монастырей за милостыней в Россию. Особенным же покровительством у князей пользовался Пантелеймонов монастырь, как «строение великих князей русских, начиная от Великого Владимира» 203 , но и прочие афонские монастыри получали «подаянье милостивно, на откуп от бусурманского царя» 204 , так как подвергались нападениям со стороны турок и даже обязались, во избежание того, платить оброк в 280 рублей 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716–741), след. надпись не верна. Предполагают 204 , что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740) 205 . Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие – неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829–841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника , митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

П.В. Долгоруков Графы Эссен-Стенбок-Ферморы С включением тут статей: о шведских графах Стенбоках и о Римской Империи графах Ферморах. Пётр Кирилович Эссен (Essen), лифляндский уроженец, сын штаб-офицера 203 , был генералом от инфантерии, оренбургским губернатором и командиром оренбургского корпуса, потом Санкт-петербургским военным-генерал-губернатором, членом государственного совета, кавалер всех российских, орденов и возведён был, 1 июля 1833 года, в Графское Российской Империи достоинство. Граф Пётр Кирилович (рождение 11 июля 1772 † 23 сентября 1844), от брака с Екатериною Николаевною Львовою († 21 февраля 1829), имел сына Александра Петровича, лейб-гвардии измайловского полка полковника, убитого при осаде Варны в 1828 году, и дочь графиню Александру Петровну, вышедшую за графа Якова Ивановича Стенбок-Фермора, коему, Высочайшим указом 1 августа 1835 года, передано Российско-Графское достоинство и имя Эссена. Теперь перейдём к фамилии Стенбок (von Stenbock), фамилии древней и знаменитой в истории. Предок их Ионс (Ions) был в Швеции рейхсратом 204 в 1205 году. Сын его Ифвар Ионссон (Ifvar lonsson) был первым рейхсратом в конце царствования Эрика X. У него были: сын Ионс Ионссон 205 , внук Кнут Ионссон и правнук Свен Кнутсон. Сын сего последнего, Биерн Свенсон, имел сына Арфведа Биернсона, внука Арфведа Арфведсона и правнука Кнута Арфведсона. Сын сего последнего, Арфвед Кнутсон, имел сына Олофа Арфведсона, который находился рейхсратом в первых годах шестнадцатого века и первый принял фамилию Стенбока. Вот поколенное родословие потомкам его: отцовский ОТ РЕЙХСРАТА ЮНСА КОЛЕНО XI: Олоф Арфведсон Стенбок, рейхсрат КОЛЕНО XII: Барон Густав Стенбок, рейхсрат 1571; женат на Бригитте Леоионгуфвуд КОЛЕНО XIII: Барон Эрик, рейхсрат † 1599; женат на графине Магдалине Стуре Барон Олоф; женат на Ингебурге Бонде Барон Стен Барон Арфвед; женат на Екатерине, дочери Ирвафа Барон Абрагам Барон Карл † 1634; женат на Бригитте, дочери Андерса Цецилия, за рейхсратом графом Густавом Иогансоном Рос (Ros)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Раздел 3: Русская Духовная Миссия при архимандрите Леониде (Кавелине) 1863–1865 142. О кандидатурах на пост начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из письма митрополита Московского Филарета (Дроздова) к обер-прокурору Св. Синода А.П. Ахматову Троице-Сергиева Лавра 10–11 июня 1863 г. Публикация Ваше Превосходительство, милостивый государь! ...Удивляюсь, что А.Н. продолжает рекомендовать архим. Порфирия 204 и после его сочинения о Синайской Библии 205 , и после дельных обличений не дельного сочинения. Какие странные заключения выводит он из простого варианта рукописи, и какие неумеренные поднимает крики! Как нескромно провозглашает себя критиком, почти единственным в России! Сидя в лавре, под глазами митрополита, в соседстве духовной академии, с каким самонадеянием и невниманием к начальству, без совета с учеными соседями, без разрешения митрополита, пускает он в свет сочинение спорное, по делу, покровительствуемому государем императором. Если так в глазах: чего ожидать за глазами? 206 Думаю, Вам известно, что он писал из Константинополя одно письмо в трех экземплярах к двум митрополитам и к Вашему Превосходительству, жалуясь на невнимание к его достоинству, угрожая принести жалобу Вселенскому Патриарху. Для Иерусалимской миссии, по моему мнению, первым кандидатом может быть оптинский иеромонах Леонид 207 и вторым архимандрит Ювеналий. Оба они были уже в Иерусалимской миссии, под начальством епископа Мелитопольского. Первый более основателен и опытен; второй оборотлив. Мысль определить преосвященного Кирилла в Свияжский монастырь на место архиепископа с поручением преосвященному Казанскому поддерживать его, дабы он оправдал себя и устроил себе лучший путь, – такова, что лучшую трудно изобрести. Но при сем надобно употребить для преосвященного Кирилла слово утешения. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Ч. II. С. 188. 143. Из записки иеромонаха Леонида (Кавелина), представленной И.Д. обер-прокурора Св. Синода князю С.Н. Урусову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Святой подвиг Псково-Печерских старцев – назидательный пример Жития во Христе (По книге: «У пещер Богом зданных») Да послужат жизнеописания псковских подвижников назидательным примером того, как следует нам жить «по Христу», сообразуя с Ним и с Его Вечной Истиной все наши дела, устремления и надежды 203 Надо постепенно в Царствие Небесное идти, и тебе надо ещё потрудиться над собой. Кто бежит бегом туда, то его тащат назад. Он – пустой. Чего там такому делать? А ты потихоньку – и дойдёшь туда, только не спеши 204 Что в жизни достойно удивления? Человек добрый между злыми 205 Введение Узреть Бога ( Мф. 5, 8 ) – это не значит увидеть или уразуметь существо Божие. Оно непостижимо – и даже предстоящие у Престола Божия Херувимы и Серафимы закрывают свои лица. Это значит – увидеть славу Божию, нерукотворный свет. Узреть сие удостаиваются немногие – великие подвижники веры и благочестия. К ним и относятся Псково-Печерские старцы, истинные Божии люди. Псковская земля на протяжении веков взрастила многих и многих святых – славных святителей, преподобных отшельников, блаженных юродивых, благоверных князей, великих праведников, проходивших свой земной путь как в монастыре, так и в миру. Это было. Это, слава Богу, и есть, о чём свидетельствует и сообщение о них в изданной Московским Сретенским монастырём в 2000 году книге «У пещер Богом зданных», и живая добрая сегодняшняя весть о них. «На протяжении половины тысячелетия, – свидетельствует братский духовник девяностолетний старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , – Псково-Печерская обитель была и остаётся духовной святыней, куда стекались и стекаются паломники со всех концов России, где каждая верующая душа находила и находит путь к покаянию и утешению» (489) 206 . Промысл Божий так устроил, что псковская обитель, по праву именуемая «Домом молитвы», стала в лихие годы истории Русской Православной Церкви местом приюта иноков, изгонявшихся из закрываемых атеистическими властями монастырей: из Оптиной, Глинской, Вышенской пустыней, из монастырей Украины и Молдавии. В конце пятидесятых годов XX века сюда прибыли старцы и Ново-Валаамского монастыря из Финляндии. Здесь они и завершили свой земной путь 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

священник Иоанн Юркович (католик) Приложение III: Кодекс Канонического Права – Codex Juris Canonici Liber II. De Populo Dei – Книга II: О народе Божием Pars I: De Christifidelibus – Часть I: О в ерующих 204 § 1. Верующие – это те, кто, сочетавшись Христу через крещение, составляют народ Божий, благодаря чему становятся в своём роде участниками священнического, пророческого и царского служения Христа и призываются – в соответствии с положением каждого – к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире. § 2. Эта Церковь , установленная и устроенная в мире сем как общество, пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним. 205 В полном общении с католической Церковью находятся на сей земле те крещёные, которые в её видимом составе сочетаются со Христом узами исповедания веры, таинств и церковного управления. 206 § 1. Особым образом с Церковью связаны оглашенные, т.е. те, кто, будучи движимы Духом Святым, открыто заявляют о своём желании приобщиться к ней и посему этим самым желанием, как и жизнью веры, надежды и любви, которую они ведут, соединяются с Церковью, пекущейся о них уже как о своих [чадах]. § 2. Особое попечение об оглашенных проявляет Церковь , которая, призывая их вести евангельскую жизнь, приобщает их к священным обрядам и уже наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам. 207 § 1. По божественному установлению среди верующих в Церкви есть священнослужители, в церковном праве называемые также клириками; прочие же именуются и мирянами. § 2. В той и другой части есть верующие, которые вследствие исповедания евангельских советов посредством обетов или других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и способствуют спасительной миссии Церкви; их статус, хотя он и не входит в иерархическое строение Церкви, тем не менее принадлежит её жизни и святости. Titulus I : De omnium christifidelium obligationibus et juribus – Титул I: Об обязанностях и правах всех верующих

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010