Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Екатеринбург. Церковь Всех Святых, в земле Российской Просиявших ( " на Крови " ). Карта и ближайшие объекты Храм построен на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого были убиты Святые Царственные Страстотерпцы. Несмотря на снос здания в 1977 году, совершить паломничество на это место ежегодно стремилось множество верующих. 23 сентября 1992 года архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень в основание будущего храма. Также Владыка совершил освящение построенной деревянной часовни во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Однако, практически сразу после закладки первого камня строительство прекратилось, по причине бедственного экономического положения в стране. В 2000 году, после прославления Юбилейным Архиерейским собором Святых Царственных Страстотерпцев, на месте их расстрела возобновилось строительство святыни. 23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Алексий II заложил в основание Храма капсулу с памятной грамотой. Храм на Крови был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны Святые Царственные Страстотерпцы. Освящение Храма 16 июля 2003 года совершил совершил сонм иерархов Русской Православной Церкви, во главе с Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. 18 апреля 2010 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил нижний придел Храма-на-Крови в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В Храме на Крови пребывает множество святынь, из которых самой ценной можно назвать икону Божией Матери «Троеручица». Доподленно известно, что этот святой образ находился в доме Ипатьева, в момент заключения в нем Святых Царственных Страстотерпцев. Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи.  Рядом с Храмом расположено Патриаршее подворье, включащее в себя библиотеку, выставочные площади, концертный зал и домовый храм в честь святители Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=01227

Благовещенск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (новый). Благовещенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Строительство кафедрального собора началось в 1997 году с освящения места и установки креста. Это событие свершилось в праздник Сретения Господня — 15 февраля 1997 года. При проведении на стройплощадке археологических работ были найдены захоронения первого священника города Благовещенска — протоиерея Александра Сизого, а также доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных, которые были первыми поселенцами. Их останки были торжественно перезахоронены в октябре 2002 года у алтаря новопостроенного храма. В течение двух лет (1997—1998 годы) интенсивно велись работы не только на стройплощадке, но и в других местах. Например, на Благовещенском судостроительном заводе выполнялся важный ответственный заказ — из металла изготавливались шатровые навершия центрального купола и звонницы, а также сами купола. В 1998 году в связи с общими для всей страны экономическими трудностями, которые отразились и на финансировании строительства храма, встал вопрос о консервации стройки. Однако всенародная поддержка, оказанная святому делу, позволила продолжить работу. В праздник Рождества Христова юбилейного для всех христиан 2000 года в еще недостроенном соборе была совершена первая Божественная литургия. Летом того же года храм украсился всеми своими куполами, и собор приобрел свой законченный вид, сразу став одной из главных достопримечательностей города Благовещенска и всего Приамурья в целом. Внутренняя отделка храма была завершена перед 2003 годом. 5 января того же года архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом был освящен иконостас, и с этого дня в храме стали совершаться богослужения по праздничным и воскресным дням. А 8 июня 2003 года было совершено освящение собора. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» Кафедральный собор «Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Рёлочном», построенный в 1997-2003 гг., является главным храмом Благовещенской епархии. Его настоятелем является сам правящий архиерей архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Храм воздвигнут на историческом, священном для амурчан месте, где до 1980 года стояло первое строение г. Благовещенска - Свято-Никольская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=09344

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ [Греч. Λζαρος ν τ Γαλησ] (966/7-980/1 - 7.11.1053), прп. (пам. 7 нояб., 10 нояб., 17 июля (перенесение мощей)), столпник, подвизавшийся на горе Галисий (М. Азия, близ г. Эфес, совр. Турция). Подробное очень объемное Житие Л. Г. было составлено, вероятно, в ближайшие годы после его кончины учеником преподобного Георгием (BHG, N 979; в научной традиции -Vita А). Оно сохранилось в единственной афонской рукописи XIV в. (Laurioticus I.127), которая попала на Св. Гору после падения К-поля (1453); в тексте есть сведения, что автор, Георгий, происходил из столицы Византийской империи. Греч. текст был издан И. Делеэ (ActaSS. Nov. T. 3. P. 508-588). В 2000 г. вышел перевод Жития на англ. язык. Р. Гринфилда с подробными комментариями ( Greenfield. 2000). В XIII в. Григорий II Кипрский , патриарх К-польский (1283-1289), составил краткое Житие Л. Г. (BHG, N 980) - Vita В, также изданное И. Делеэ (ActaSS. Nov. T. 3. P. 588-606). Исследователи отмечают, что Vita B не является сокращенной версией Vita A, оно опирается на др. неизвестный источник, содержащий сведения, во многом противоречащие пространному Житию. Существует 3-е Житие Л. Г. в составе рукописи Cod. Mosquensis 369 (353), хранящейся в Московской Синодальной б-ке ( Иванов С. А. Проложное византийское Житие Лазаря Галесиота//Мир А. Каждана. М., 2003. С. 355-363). Как отмечает С. А. Иванов, полностью издавший этот текст (в 1-м изд. было опущено начало текста: Λαμπροπολου Α. Ανκδοτο κεμενο για τον σιο Λζαρο Γαλησιτη//Θεολογα. 1988. Τ. 59. Τεχ. 3. Σ. 588-594), он восходит к тому же неизвестному источнику, что и Vita B, поскольку имеет с ним дословные совпадения. Однако Житие из московской рукописи является самостоятельной версией, имеющей расхождения с 2 др. Житиями. По предположению Иванова, в основе «московского» текста лежал энкомий святому. В нем очевиден акцент на чудесных и мистических событиях в отличие от Vita A, четко и подробно, с указанием временных рамок излагающего жизнь Л. Г.; там, где Vita A сообщает, напр., об эпизоде преследования Л. Г. стаей собак, не придавая этой истории никакого мистического характера ( Greenfield. 2000. Chap. 26), «московское» Житие говорит о том, что в образе собак подвижника преследовали бесы.

http://pravenc.ru/text/2462541.html

Скачать epub pdf От публикатора. Читатель «Альфы и Омеги» имел возможность убедиться в том, насколько разнообразно литературное творчество монахини Игнатии. Напомню, что она дебютировала в журнале своими воспоминаниями «Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы» 1(8) за 1996 г.), а позднее к ним присоединились воспоминания о годах служения Святейших Патриархов Сергия и Алексия I 3(21) за 1999 г., 1(23) за 2000 г.). Затем здесь были опубликованы ее книги о старчестве – «Слово о старчестве» 2/3 (9/10) за 1996 г.) и «Стар­чество на Руси» 3(17), 4(18) за 1998 г.); цикл статей о церковных песнотворцах 2(13), 3(14) за 1997 г., 2(16) за 1998 г., 1(19), 2(20), 3(21) за 1999 г., 1(23), 2(24) за 2000 г.); статьи об отдельных жанрах православной гимнографии 1(31) за 2002 г., 1(35), 2(36), 3(37), 4(38) за 2003 г.); биография святителя Игнатия Брянчанинова 3(25), 4(26) за 2000 г.). Кроме того, в «Альфе и Омеге» увидели свет фрагменты книги монахини Игнатии «Божественная Литургия» 2(32), 3(33) за 2002 г.), написанной в жанре, который я рискнул бы определить как молитвенный дневник. Именно об этой книге хотелось бы напомнить читателям, представляя настоящую публикацию – книгу «Круг богородичный». Дело в том, что несмотря на жанровое разнообразие литературного творчества монахини Игнатии, именно молитвенный дневник нужно признать главным, базовым жанром ее произведений, который дает себя знать и в книгах о старчестве, и в статьях о гимнографии, и в мемуарной прозе. Он наиболее полно представляет ее литературный метод, построенный на молитвенном вникании в прочитанное слово (Священного Писания, святых Отцов или светских авторов) и в события церковной или личной жизни, своей и своих близких. Понятно, что этот метод напрямую связан с монашеским деланием автора. Об этом говорит и сама монахиня Игнатия, объясняя истоки своего литературного творчества навыком ежедневного письменного исповедания помыслов – раскрытия перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающего к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Воспитанная в школе старчества Свято-Смолен­ской Зосимовой пустыни, она перенесла составляющие зосимовской традиции и в самый стиль своих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

ЦВ 17 (270) сентябрь 2003 /  10 сентября 2003 г. Учитель цесаревича На Архиерейском Соборе 2000 года Русская Православная Церковь прославила святых Царственных страстотерпцев. В последние годы все больше внимания уделяется изучению жизни и деятельности последнего русского царя и его окружения. В этом номере ЦВ мы расскажем о человеке, на которого большинство исследователей фактически не обращали внимание. Между тем Петр Васильевич Петров (1858—1918) внес неоценимый вклад в воспитание детей императора Николая II, и особенно — наследника цесаревича Алексея. Официальные документы сообщают о нем немногое: тайный советник, подполковник, чиновник особых поручений главного управления военно-учебных заведений. В 1909 году награжден орденом св. Станислава 2-й степени. Но самое главное в его биографии — то, что он с 1903 года являлся учителем русского, или, как тогда говорили, отечественного языка в ведомстве императрицы Александры Федоровны. Сначала он обучал девочек: Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, а потом и своего любимого, «пятого» ученика, как называл себя сам Алексей Николаевич. Из списка преподавателей детей императора Николая II следует, что их высочеств учило около 20 преподавателей. Среди них такие известные люди, как профессор А.Х. Преображенский, М.В. Соболев, К.А. Иванов, доктор богословия протоиерей А.Рождественский. Однако цесаревича, особенно в последние годы царствования, учили в основном три человека: П.А. Жильяр, С.И. Гиббс и П.В. Петров. Мемуары первого хорошо известны (см. Жильяр П. Император Николай II и его семья. М., 1991), о втором наша газета подробном писала совсем недавно (ЦВ 6, март 2003 г.). О Петре Петрове лишь иногда упоминалось. Однако именно он во многом определял основные аспекты не только образования, но и воспитания наследника. Если учесть, что П.В. Петров числился старшим учителем, а официально воспитателя не было назначено (П.Жильяр по документам считался лишь состоящим при воспитателе), то можно понять, как высоко ставилось его мнение в этих вопросах.

http://e-vestnik.ru/analytics/uchitel_ts...

Вопрос: Встретила сообщение, что один из самых авторитетных представителей современного иудаизма признал, что имя Мессии – Иисус. Прокомментируйте это, пожалуйста. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : 29 января 2006 года в возрасте 108 лет скончался каббалист Ицхак Кадури (наст. фамилия – Диба), который был духовным лидером сефардских евреев. В последние годы он часто говорил о скором приходе Мессии. Перед смертью сказал, что знает имя Мессии, «которое открылось мне 9 хешвана 5764 года (т.е. 11 ноября 2003 года)». Он написал это имя в небольшой записке и просил распечатать ее только через год после его смерти. Как потом оказалось, записка содержит следующий текст: «Yarim ha-Am Veyokhiakh Shedvaro Vetorato Omdim (Он возвысит народ и докажет, что Его слово и закон действительны)». Текст на иврите. Первые буквы слов в еврейском тексте ( ) составляют имя Мессии – Ишуа (Иисус). Хотя многие ортодоксальные иудеи резко негативно реагировали на содержание записки, видя в ней отступление от иудаизма, этого текста недостаточно, чтобы сделать вывод, что Ицхак Кадури имел ввиду нашего Спасителя. Все, что рав Ицхак говорил (в том числе после ноября 2003 года) при жизни, вполне укладывается в рамки обычного иудаизма, хотя некоторые высказывания могли озадачить ортодоксальных евреев: «Для нерелигиозных людей будет легче последовать за Машиахом (т.е. Мессией), чем для ортодоксальных». Самым показательным является то, что Ицхак Кадури не говорит о том, что Мессия уже пришел в этот мир 2000 лет назад, а по слову апостола Иоанна Богослова, «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4: 3). Ицхак Кадури в своей исключительной сосредоточенности на интересах евреев ничем не отличается от типичного представителя иудаизма. За долгую историю от пришествия Искупителя в мир до наших дней определились две полярные позиции. Одни евреи признали Иисуса воплотившимся Богом, Мессией-Спасителем. Приняв Его учение и жертвенно следуя Его заповедям, они достигли святости и наследовали вечное блаженство в Царстве Небесном: апостолы, праведные Гамалиил, Никодим, Иосиф из Аримафеи и многие другие в последующие века. Другие евреи (начиная от слепых фарисеев до современных иудаистов) имели и имеют непреодолимую ненависть к Спасителю мира и Его последователям. Неприязнь эта порой удивляет своей изощренностью. С начала 70-х годов XX века во всех иудейских начальных школах, а позже во многих высших школах запрещен даже международный знак «плюс», потому что он напоминает крест. Вместо него используется знак, похожий на перевернутую букву «т».

http://pravoslavie.ru/28960.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Интервью на радио «Радонеж» по поводу обращения «деятелей культуры» в защиту участниц «панк-молебна» 09.04.2013 Рубрика: Общество Метки: панк-молебен — Отец Александр, известно какое возмущение вызвало среди православных, и не только, обращение «деятелей культуры» в защиту арестованных кощунниц. Как Вы считаете, эти «скверные плясавицы» действительно психически больные люди, которые по своему неразумию совершили хулиганство, к чему в общем и клонят «деятели культуры»? Если это действительно так, то предупреждение в начале обращения, что «подписавшиеся не все одинаково оценивают их поступок», может в какой-то степени служить некоторым из них оправданием. Вы согласны? Или за этим событием стоит нечто большее? — Всегда важно видеть всю картину. Все определяет контекст. Литераторы и художники должны это как никто понимать. Ибо известно, что мысль, вырванная из контекста, ведет себя как рыба, вырванная из воды. В последние годы мы становимся свидетелями новых нападок на Православие со стороны сил, которые опасаются возрастания его нравственного авторитета как фундамента Российской государственности. Та мерзость, которая была показана нам недавно в храме Христа Спасителя, — далеко не случайное явление, как это пытаются представить «деятели культуры», подписавшие письмо в защиту кощунниц. Напомним им наиболее яркие примеры последнего времени: демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа» (1997 год), разрубание православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже (1998 год), публичное пародийное распятие напротив храма Христа Спасителя (2000 год), выставка «Осторожно религия» (январь 2003 года), кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре (август 2003 года), выставка «Запретное искусство» (2007 год). Не вызывает сомнения, что последнее преступление, как и все предыдущие, было хорошо срежиссировано и оплачено. Невозможно не видеть, что эти провокации происходят после небывалого в истории человечества гонения на Церковь, которое запечатлелось осквернением святынь, массовыми расстрелами епископов, священников, простых верующих. Это произошло после торжественной канонизации сонма новых мучеников и исповедников Российских в только что восстановленном храме Христа Спасителя. Многие обращают внимание и на то, что этим бесовским пляскам предшествовало ничем рационально не объяснимое бесовское осмеяние в либеральных СМИ веры миллиона людей, пришедших поклониться Поясу Пресвятой Богородицы в кафедральный собор столицы.

http://moral.ru/интервью-на-радио-радоне...

поиск:   разделы   рассылка Екатерина Васильева: " То, о чем я мечтала " Источник:  Фома-Центр Первый раз мы встретились с Екатериной ВАСИЛЬЕВОЙ в храме Софии Премудрости Божией на Софийской набережной, где служит ее сын – священник Димитрий Рощин. Екатерина Сергеевна является казначеем и постоянной прихожанкой этого храма. Семья Васильевой живет в просторной квартире в центре Москвы и состоит из семи человек: сама Екатерина Сергеевна, отец Димитрий со своей женой матушкой Любовью и четверо внуков: Прасковья (7 лет), Федя (6 лет), Агаша (4 года) и Серафим (полтора года). Справка " Фомы " Екатерина Сергеевна ВАСИЛЬЕВА родилась 15 августа 1945 года в Москве. В 1967 году окончила ВГИК (мастерская В.Белокурова) и была принята в Московский театр им. М.Н.Ермоловой. Затем работала в театре " Современник " , а с 1973 года – во МХАТе. С 1967 года снимается в кино. Основная фильмография: Война под крышами (1967) Вас вызывает Таймыр (1970) Бумбараш (1971) Возвращение " Святого Луки " (1971) Эта веселая планета (1973) Егор Булычев и другие (1973) Соломенная шляпка (1974) Не болит голова у дятла (1975) Двадцать дней без войны (1977) Ключ без права передачи (1977) Обыкновенное чудо (1979) Экипаж (1980) Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981) Проданный смех (1981) Чародеи (1982) Пацаны (1983) Год теленка (1986) Мой нежно любимый детектив (1986) Визит дамы (1989) Безумная Лори (1991) Королева Марго (1996) сериал Приходи на меня посмотреть (2000) Горе от ума (2000) Участок (2003) сериал Легенда о Тампуке (2005) сериал 15 августа этого года Екатерине Васильевой исполняется 60 лет. Птица феникс – Когда-то Вы уверенно говорили, что больше не вернетесь в профессию, но за последние годы мы увидели несколько фильмов с Вашим участием. – Такое желание у меня было. И вот мой духовник отец Владимир (ССЫЛКА: протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной.) наконец благословил меня уйти из актерской профессии. В то время я заканчивала съемки в сериале " Королева Марго " и просто летала: наконец-то я свободна! И эмоционально так сказала: все, ухожу, только если батюшка не благословит опять вернуться. Эта фраза попала в телевизионный фильм обо мне и в передачу " Сделай шаг " (а ведь она посвящена именно поступку) и моментально разнеслась по средствам массовой информации. А вторая ее часть про благословение утонула в самой этой мощной новости.

http://religare.ru/2_19220.html

Евпатория. Собор Николая Чудотворца. Свято-Никольский собор Карта и ближайшие объекты Никольский собор в Евпатории является одним из наиболее значительных осуществленных произведений архитектора А.О. Бернардацци. Величественный православный храм во имя святого Николая был заложен 11 июля 1893 г. в память об освобождении Евпатории от англо-турецких войск во время Крымской войны. Собор строился по 1899 годы и выполнен в «византийском стиле». Это один из наиболее обширных по своим размерам храмов, вместимостью 2000 человек. В храме устраивалось три придела – св. Николая Чудотворца, св. Александра Невского и ап. Иакова Зеведеева. Обширное внутреннее пространство перекрывает огромный купол, опирающийся на многогранное основание. Грани освещаются благодаря окнам эркеров, перекрытых полукуполами. Главный вход в храм выделен продолговатым двухэтажным тамбуром, увенчанным колокольней и небольшим куполом. Гармоничное сочетание купольных перекрытий и иерархическое соподчинение объемов придают собору необыкновенную цельность и композиционную завершенность. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005. Одним из самых видных зданий Евпатории является замечательный памятник архитектуры – весьма внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям православный Свято-Николаевский собор, зримо возвышающийся над окружающей городской застройкой. Храм, без всякого сомнения, главная доминанта исторической части Евпатории, наряду с мечетью Джума-Джами и церковью св. Пророка Ильи, определяет со стороны моря архитектурный силуэт города. На рубеже XIX-XX вв. эта постройка воспринималась жителями и гостями города еще более грандиозной в силу того, что она находилась преимущественно среди одноэтажных и очень скромных строений. Лишь между ней и творением Хаджи Синана располагались два двухэтажных европейского типа здания середины XIX вв. Основное же окружение собора начало формироваться после завершения его строительства и в значительной степени благодаря ему.

http://sobory.ru/article/?object=07479

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010