XI в.); Георгий III Таойский (50-60-е гг. XI в.); Гавриил III Сапарский (1065-1080); Димитрий (1080-1090); Василий III (1090-1100); Иоанн VI (нач. XII в.); Симеон IV (Гулаберисдзе; нач. XII в.); Савва II (40-50-е гг. XII в.); Николай I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.); Михаил IV (Мирианисдзе) (1178-1187); Феодор II (1188-1204/05); Василий IV (нач. XIII в.); Иоанн VII (1205/06-1210); Епифаний (1210-1220); Евфимий II (1220-1222); Арсений III (20-30-е гг. XIII в.); Георгий IV (30-е гг. XIII в.); Николай II (30-е гг. XIII в.); Михаил V (40-е гг. XIII в.); Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50); Николай III (1250-1282); Авраам I (1282-1310); Евфимий III (10-е гг. XIV в.); Василий V (30-60-е гг. XIV в.); Дорофей I (60-е гг. XIV в.); Шио I (1356-1364); Николай IV (70-е гг. XIV в.); Георгий V (80-90-е гг. XIV в.); Елиоз (Гобирахисдзе; 90-е гг. XIV в.); Михаил VI (1419-1426); Давид II (Багратиони; 1425/26-1428); Феодор III (1429-1435); Давид III (1435/36-1438/39); Шио II (1439-1443/47); Давид IV (Чавчавадзе; 1443/47-1459); Марк (1460-1466); Давид V (1466-1479). Католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские): Николай V (1479-1488); Евагрий (1488-1492; 1500/03); Авраам II Абалаки (1492-1497); Ефрем I (1497-1503); Дорофей II (1503-1505, 1511-1516); Иоанн VIII (1505-1509); Дионисий (1510-1511); Василий VI (1517-1528, 1529-1531); Мелхиседек II (Багратиони; 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552); Малахия (1532-1534); Герман (1535-1546); Николай VI (40-е гг. XVI в.); Симеон V (1547-1548); Зебеде I (1552-1556); Доментий I (1556-1560); Николай VII (Бараташвили; 1561-1584); Николай VIII (Багратиони; 1584-1589); Дорофей III (1589-1595); Доментий II (1595-1610); Зебеде II (1610-1611); Иоанн IX (Авалишвили; 1612-1616); Христофор I (1616-1622); Захария (Джорджадзе; 1623-1632); Евдемон I (Диасамидзе; 1632-1642); Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660); Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676); Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695); Иоанн X (Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700); Евдемон II (Диасамидзе; 1700-1705); Доментий IV (Багратиони; 1705-1741); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737); Кирилл II (1737-1739); Николай X (Херхеулидзе; 1741-1744); Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788); Иосиф (Джандиери) (1755-1764); Антоний II (Багратиони; 1788-1811).

http://pravenc.ru/text/639853.html

В Е. м. почитались: с XIII в.- прп. Евфросиния Суздальская, позднее - блж. Евдокия Суздальская ( 1776), блж. Марфа (Сонина; 10 авг. 1803). В 60-х гг. XVIII в. в Е. м. проживала мон. Иоанна, мать еп. Суздальского и Юрьевского Геннадия (Драницына) . Много потрудились управлявшая обителью с 1874 г. игум. Серафима (Лотова) и последняя (перед закрытием в XX в.) игум. Серафима (Селиванова). В нояб. 1906 г. в связи с появившимися у московской полиции агентурными сведениями о намечающемся ограблении Е. м. насельницы получили разрешение на владение 6 револьверами. А. В. Маштафаров Постройки Собор в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг.: «На монастыре церковь каменная Ризоположения Пречистыя Богородицы да придел благоверныя княжны Евфросинии Суждальские». Однако точная дата постройки храма и придела неизвестна, в писцовой книге сообщается, что это «строение прежних государей и ныняшняго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси». Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Исследователи расходятся в датировке собора: от 20-х гг. XVI в. до 2-й пол. XVI в. Г. К. Вагнер без ссылки на к.-л. источники датировал возведение собора 20-ми гг. XVI в. (Старые рус. города/Автор-сост.: Г. К. Вагнер. М.; Лпц., 1988. С. 394), М. А. Ильин, П. Н. Максимов, В. В. Косточкин - 30-60-ми гг. XVI в. (История рус. иск-ва/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1955. Т. 3. С. 363). Н. Н. Воронин , также датировавший собор 20-ми гг. XVI в., указал на возможное ктиторство фаворита вел. кн. Василия III Иоанновича И. Ю. Поджогина. Трехглавие собора ученый объяснял ориентацией на кремлевский Рождественский собор Суздаля, рухнувший к этому времени ( Воронин. 1958. С. 196, 200). И. В. Арзамасцев предположил, что было 2 этапа строительства собора: возведение - в 20-х гг., перестройка - во 2-й пол. XVI в. ( Арзамасцев И. В. Ист. справка о Ризоположенском мон-ре в г. Суздале//ВСНРПУ. 1986. Архив 17402). А. Д. Варганов датировал постройку собора ок. 1580 г. и предположил участие в сооружении храма новгородских мастеров, «быть может из числа тех «сведенных» новгородцев, которые в большом количестве были поселены Иваном IV в Суздале» ( Варганов. 1944. С. 28-29); позже он пришел к выводу, что собор возвели к сер. XVI в. ( Он же. 1971. С. 74). В. В. Косаткин, Н. Н. Ушаков, М. Ф. Достоевский и В. Т. Георгиевский относили строительство ко 2-й пол. XVI в. ( Косаткин. 1906. С. 249-251; Ушаков. 1913. С. 31; Достоевский. 1917. С. 30-38; Георгиевский. 1900. С. 49), В. В. Седов - к 70-м гг. XVI в. ( Седов. 2000. С. 187-190).

http://pravenc.ru/text/187868.html

Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Вероятно, при И. была продолжена роспись собора Св. Софии, начавшаяся весной 1109 г. на средства, собранные свт. Никитой («стяжяниемь святого владыкы»). Период архиерейства И. в Новгороде отмечен строительством ряда каменных церквей, в т. ч. в новооснованных пригородных мон-рях - в Юрьевом новгородском и в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы . В 1113 г. была начата ц. во имя свт. Николая на Ярославовом дворище, 28 апр. 1115 г. Воигост заложил ц. во имя вмч. Феодора Тирона, в 1119 г. кн. Всеволод и игум. Кириак начали строительство каменной ц. во имя св. Георгия в Юрьевом монастыре, в 1127 г. кн. св. Всеволод (Гавриил) Мстиславич (сын Мстислава Владимировича, занимал новгородский стол в 1117-1136) заложил ц. Иоанна Предтечи на Опоках (на Петрятине дворе) «в имя сына своего» (строительство было закончено в 1130). В 1117 г. прп. Антоний Римлянин приступил к возведению каменного храма в своей обители (построен в 1119, расписан к 1125). В 1127 г. преподобный начал строить в мон-ре каменную «трьпезницю» (трапезную палату). В летописях не сообщается об освящении всех этих храмов, хотя можно с уверенностью предположить, что нек-рые из них были освящены епископом. Вероятно, известия об освящении И. значительнейших храмов Новгорода были исключены при редактировании владычной летописи в кон. 60-х гг. XII в., что было связано с богослужебным непоминанием И. в Новгороде (см. ниже). Янину принадлежит гипотеза о конфликте прп. Антония с И. и кн. Всеволодом, разрешившемся только при преемнике И. свт. Нифонте (1130/31-1156). Прп. Антоний не позднее янв. 1108 г. получил «благословение Никиты епискупа» на основание монастыря, о чем записано в духовной грамоте преподобного (ГВНиП. С. 160. 103; составлена после 1109 - ранее 1131/32), но в игумены прп. Антоний был поставлен лишь свт. Нифонтом зимой 1131/32 г., как об этом сообщается в Новгородской I летописи: «Антона игуменомь Нифонт архиепископ постави» (НПЛ. С. 22, 207). (В Новгородской I летописи прп. Антоний называется игуменом уже при И. (НПЛ. С. 20, 21, 204, 206). По-видимому, указание на такой сан преподобного до 1131 следует отнести на счет позднейшей редакторской правки летописи.)

http://pravenc.ru/text/469530.html

Л. уже во 2-й пол. I в. по Р. Х. стала одним из мест появления и быстрого распространения христ. общин. Здесь неоднократно бывал св. ап. Павел , поставивший во главе общины Сард св. Климента . Помимо него с Эфесом предание связывает проповедь святых ап. Тимофея и Иоанна Богослова . Христ. общины в Траллах (ныне Айдын), а также в Иераполе (ныне Памуккале), близ вост. границы Л., возникли в результате проповеди св. ап. Филиппа . Изначально развитие христианства в большинстве областей этого региона тяготело к общине Эфеса, ставшей наиболее значительным центром христ. жизни в М. Азии. Среди 7 общин М. Азии, упомянутых в Откровении Иоанна Богослова, 3 находились в Л.: в Фиатире (ныне Акхисар), Сардах и Филадельфии; с ними имели тесные связи христиане остальных общин: Эфеса, Смирны, Пергама и Лаодикии Фригийской (Откр. 2-3). В нач. II в. свт. Игнатий Богоносец , к-рого под стражей перевозили из Антиохии на казнь в Рим, был в Филадельфии, Сардах и Смирне, обращался с посланиями к христианам этих городов, затем останавливался в Магнесии-на-Меандре (близ совр. г. Герменджик) и Траллах. Со свт. Игнатием встречались епископы свт. Поликарп Смирнский, Полибий Тралльский и Дамас Магнесийский. Т. о., уже к нач. II в. христиане в Зап. М. Азии, в т. ч. в Л., были весьма многочисленны. Известны имена лишь неск. епископов из Л. раннехрист. эпохи. Так, «Апостольские постановления» (IV-V вв.) сохранили древнее предание о том, что одним из первых епископов Филадельфии был Луций (Const. Apost. VII 46). Первым известным епископом Фиатиры во II в. был Карп. Значение Л. среди христиан укрепилось также в связи с деятельностью еп. Мелитона Сардского (60-90-е гг. II в.), одного из крупнейших богословов и ученых раннехрист. эпохи. Еп. Поликрат Эфесский в письме к папе Римскому Виктору I в 90-х гг. II в. сообщал, что совершил хиротонии 7 епископов в своей стране ( Euseb. Hist. eccl. V 24). Какие именно кафедры в М. Азии имелись им в виду, неизвестно. Однако, вероятно, большинство из них могли совпадать с общинами, названными в Откровении Иоанна Богослова, и, т. о., значительная часть общин М. Азии в это время находились в Л. и подчинялись кафедре Эфеса. Именно с судьбой этих общин связано появление неск. рим. законодательных актов II в., регламентировавших положение христиан в империи. Так, имп. Антонин Пий (138-161) направил 2 рескрипта совету пров. Асия ( Euseb. Hist. eccl. IV 9.13.20). Их содержание и обстоятельства возникновения указывают на то, что среди широких слоев населения провинции уже в это время существовало движение против христиан и ситуацию обострившегося религ. противостояния должен был разрешить совет. Впрочем, подробности этого конфликта неизвестны.

http://pravenc.ru/text/2110487.html

В кон. 50-х - 60-х гг. XVI в. Г. служил в Астрахани (Астраханское ханство вошло в состав Русского гос-ва в 1556), по 2-3 года, а иногда и более отсутствуя дома. В отличие от двоюродного брата Ивана или родственника Т. Субботина Г. не сделал значительной служебной карьеры и не попал не только в пришедший на смену опричному «особый» двор (1572-1584) царя Иоанна IV, но и в «земский» двор (Г. отсутствует в списке «земского» двора 1577 г.). По свидетельству Повести о прп. Иулиании, Г. с супругой жили «во мнозе добродетели и чистоте по закону Божию», утром и вечером они усердно молились Богу, совершая по 100 и более поклонов. Г. читал Свящ. Писание, сочинения Козьмы Пресвитера, жития святых, к-рые с вниманием слушала его супруга, не знавшая грамоты. В березопольском поместье Г. имелась ц. во имя вмч. Георгия Победоносца, при к-рой существовали «две кельи нищии, питаются от церкви Божии» (Выпись из Нижегородских дозорных книг 1588 г.- Анпилогов Г. Н. Нижегородские документы XVI в. (1588-1600 гг.). М., 1977. С. 174). В семье Г. и прп. Иулиании было 13 детей, из к-рых 7 дожили до совершеннолетия. Известны имена 5 сыновей: Григорий (род. ранее 1574), Каллистрат (Дружина) (род. в 1578), Иван (род. в 1580), Георгий (род. в 1587) и Дмитрий (род. в 1588), последним ребенком была дочь, впосл. принявшая схиму (см. Феодосия, прп., род. в 1590). Вместе со св. супругами жили родители Г. Согласно муромской десятне, в 1578 г. Г. был боярским сыном 1-й статьи. «На государевы службы» он обязан был являться «на коне в пансыре, в шеломе, в саадаке, в сабле, да три человека на конех, в пансырех, в шапках в железных, в саадацех, один с копьем, человек на мерине с юком» (Лихачёв. Грамоты рода Осоргиных. С. 19-20). При царе Феодоре Иоанновиче, между 1584 и 1588 гг., Г. «за старость и за увечье» был отставлен от службы, его поместье перешло к старшему сыну, к-рый в кон. 1588 г. был убит холопом на охоте. 11 марта 1589 г. следующему сыну Г., Григорию, в Москве была выдана ввозная грамота на поместье отца в Нижегородском у.- дер. Ярцово-Чирьево, селище Олисеевское с пустошами Вордогино, Веретея и Вочнева. За это пожалование Григорий был обязан помимо службы царю «отца своего и мать кормит до их живота, а братью кормит до тех мест, как поспеют в нашу службу» (АСЗ. Т. 2. 337. С. 297). Однако в 1589/90 г. Григорий был убит. В соответствии с ввозной грамотой, выданной Осорьиным в Москве 4 сент. 1590 г., поместье погибшего на царской службе Григория было возвращено Г., до того времени пока кто-либо из оставшихся его сыновей на царскую службу «поспеет и будет в пятнатцать лет, и он с того отца своего поместья учнет… службу служити и его, Юрья, и меньшую братью, и сестру кормить, и, вскормив, сестру замуж выдать» (Там же. 338. С. 297-298).

http://pravicon.com/info-2048

Вероятно, первоначально был сделан Волковский список в его сохранившейся части XVI в. (не ранее 1556; ранее этого времени не могла быть создана вошедшая в «К. с.» 3-я редакция Жития митр. Ионы), к-рому могли предшествовать материалы подготовительного характера, затем с него был сделан Томский список, с к-рого в свою очередь была снята копия - Чудовский список (согласно А. В. Сиренову, его текст создавался с привлечением Волковского списка, см.: Сиренов. 2007. С. 165-218). Основной текст «К. с.» доведен до описания событий февр. 1560 г.- о многих важных событиях начиная с лета этого года (например, о смерти царицы Анастасии Романовны и 2-м браке Иоанна IV) памятник умалчивает. Можно полагать, что основной текст «К. с.», включавший 1-17-ю степени, был создан к нач. 60-х гг. XVI в. Судя по всему, в нач. 1563 г. в связи со взятием Полоцка (15 февр.) текст «К. с.» был дополнен рассказом о начале Ливонской войны (гл. 18 17-й степени). На заключительном этапе редактирования «К. с.», не позднее 31 дек. 1563 г. (составитель «К. с.» не упоминает о смерти митр. Макария), ее текст в Волковском и Чудовском списках был дополнен пространной похвалой кн. Владимиру (гл. 72 1-й степени), а в текст Чудовского списка была включена статья «Царские сановники». Составителем «К. с.» являлся протопоп кремлевского Благовещенского собора , духовник царя Иоанна IV Андрей (в иночестве Афанасий , в 1564-1566 митр. Московский). На авторство Афанасия, переяславца по происхождению, указывает следующее: в «К. с.» помещен выполненный от первого лица рассказ об исцелении у гробницы вел. кн. св. Александра Ярославича Невского во владимирском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре : имя исцеленного отсутствует в «К. с.», но есть в записи под 6999 г. в Шумиловском томе Лицевого летописного свода , что указывает на Афанасия (ПСРЛ. Т. 12. С. 230). Кроме того, описание ряда деталей в рассказах о Никите Переславском (гл. 18 6-й степени) и Евдокии Димитриевне (Евфросинии) (главы 14-20 12-й степени) указывает на хорошее знакомство книжника с переславской историко-церковной топографией.

http://pravenc.ru/text/степенны.html

В настоящее время в Никольском соборе действует придел, освященный во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Николо-Корельских. Поскольку Никольский собор находится на территории закрытого предприятия, свободный доступ на богослужения прихожан, не являющихся работниками «Севмаша», ограничен. http://foma.ru/severodvinsk.html Прим. модератора: 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 22 августа 2009 года в монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Кирилл. Источник Культура.РФ: Первый монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был поставлен в нач. XV в., как следует из грамоты новгородской боярыни Марфы (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 27. Л. 2). Из расходных книг строителя старца Кириака за 1551-1559 гг. известно, что в этот период была покрыта тесом кровля церкви, построена паперть (Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 65, 82). 31 мая 1571 г. Никольская ц. была разрушена во время бури. Отмечалась необычная высота храма: 30 саж. Новый храм, освященный в нояб. 1576 г., строила артель из 20 плотников, собранных из разных мест Н. Подвинья и Беломорья; подрядчиками были церковные мастера братья Терентий и Петр Васильевы. Архитектурно новая церковь, по-видимому, в основных чертах повторяла разрушенную и представляла собой крытый лемехом шатровый храм на восьмерике. Бревна для сруба доставляли по Двине от Емцы. Всего в К. м. было привезено 2600 бревен и 60 «больших дерев» редкой, 9-саженной длины (Мильчик. 2007. С. 392-394). В авг. 1576 г. Иоанн IV пожаловал в Никольский храм 6 оловянных блюд, потир, лжицу, «копейцу, и звезду, да атласу золотого три аршина, да покровцы на сосуды и воздух атласные шолковые черныя, да три аршина дороги, да пять аршин тафты, да четыре золотника шолку», в сент. 1576 г. жертвователи передали братии 11 р. 20 алтын 5 московок (Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 69, 83). К 50-м гг. XVII в. Никольская ц. обветшала. Когда в кон. XVII в. на новом месте был возведен каменный Никольский собор, деревянный храм был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=10779

Возможно, о существовании монастыря в 1-й пол. XV в. свидетельствует грамота, выданная обители в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и содержащая информацию (со ссылкой на строителя Филофея (2-я пол. XVII в.)) о пребывании здесь в заточении вел. княгинь Софии Витовтовны и Софии Палеолог, спасшихся от татар. «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18-19 об. (список грамоты кон. XVIII в.)). Однако эти сведения др. источниками не подтверждаются; они могли появиться на основе местной легенды. Наиболее ранняя жалованная грамота К. Ч. м. была выдана вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1544 г. (упом. в грамоте 1684 г.; см.: РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой К. Ч. м. был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). В 60-х гг. XVI в. в К. Ч. м. был сослан кн. Д. И. Курлятев. В нач. XVII в. (в 1613 или 1614 - см.: Докучаев-Басков. 1889. 7/8. С. 230) К. Ч. м. был разорен польско-литов. интервентами, о чем повествуется в Житии преподобного: «...мнози гради, и веси, и манастыри, и святыя церькви, паче же реку и той предиреченный Чельменский манастырь, в немже воинским толпам много стоящим, и пуста его сотвориша, и потом многажды пожаром бысть сожжен» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 134). В 30-х гг. XVII в. в К. Ч. м. была построена 3-я, надвратная ц. во имя вмц. Екатерины. Во 2-й пол. XVII в. большую заботу о К. Ч. м. проявили строитель иеродиак. Филофей и его родной брат иером. Сергий - постриженики Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря , ученики патриарха Никона , сделавшие в обитель богатые вклады - церковную утварь, книги и иконы. Указом царя Петра I от 20 апр. 1721 г. по просьбе архим. Иосифа К. Ч. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, в июле 1727 г. получил независимый статус, но указом Новгородской духовной консистории от 28 марта 1748 г. вновь приписан к каргопольской обители.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

В 1777 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Порфирий (Багратиони; 1789), правнук Вахтанга IV, племянник католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I , сын грузинского царевича, принявшего российское подданство и проживавшего в Кизляре. В 1767 г. архим. Порфирий прибыл в Кизляр, «желая остаться вечно» в российском подданстве, получил благословение от Астраханского архиерея на совершение в Кизляре богослужений, не позднее 1779 г. был избран членом местного духовного правления. В 1793-1799 гг. К. м. подчинялся епископу новоучрежденного Моздокского викариатства Астраханской епархии Гаию (Такаову) . С 1789 по 1800 г. в К. м. сменилось 6 настоятелей. К кон. XVIII в. епархиальное начальство стало допускать к настоятельству белое духовенство: 21 окт. 1796 г. управляющим К. м. стал свящ. Иоанн Сидоров. 31 окт. 1797 г. архиеп. Гаий назначил настоятелем К. м. иером. Пантелеимона, бывш. ризничего и экзаменатора одного из астраханских мон-рей. После закрытия Моздокского вик-ства в 1799 г. К. м. перешел в ведение архиеп. Астраханского Платона (Любарского) , который отмечал, что обитель находится в упадке по нерадению прежних настоятелей и из-за недостатка средств. Помимо тяжелых климатических условий, отсутствия правосл. окружения и постоянной угрозы набегов неблагоприятное положение К. м. усугублялось тем, что к кон. XIX в. в станицах Кизлярского отдела Терской обл. проживало 20 299 чел., или 60,7% от общего числа раскольников на территории Владикавказской епархии (Отчет. 1895. С. 21). 25 февр. 1800 г. кизлярский прот. Стефан Петриев сообщил в Астраханскую консисторию, что «управлять монастырем и его экономией некому». 22 марта свящ. И. Сидоров был вновь назначен управляющим, 16 апр. перемещен на должность казначея К. м., а настоятелем стал прот. С. Петриев. В 1800 г. Кизлярский уездный суд «без претензий сторонних, сам собою написал решение, что монастырь братии не имеет, а потому и упразднить его». Для исправления ситуации архиеп. Астраханский и Кавказский Платон (Любарский) 7 нояб.

http://pravenc.ru/text/1684592.html

М. С. вышла замуж за представителя рода Валериев (возможно, за Валерия Максима, префекта Рима в нач. 60-х гг. IV в.), родила 3 сыновей. Через некоторое время овдовела, и вскоре двое детей умерли; единственным оставшимся в живых ребенком был Валерий Публикола (в будущем отец прп. Мелании Младшей). Назначив сыну опекуна, М. С., имевшая призвание к духовной жизни, отправилась в Александрию, где посетила монахов-пустынников Памву, Арсисия, Серапиона, Пафнутия, Исидора, еп. Гермопольского, и Диоскора. Там она провела ок. полугода. Когда префект Александрии выслал в Кесарию Палестинскую монахов Исидора, Писимия, Адельфия, Пафнутия, Памву, Аммония и др., М. С. последовала за ними и помогала им, порой переодеваясь слугой. Так она оказалась в Палестине. В 378 г. М. С. основала между Елеоной и Имбомоном (по данным раскопок, почти вплотную к последнему) жен. мон-рь и построила странноприимный дом. В 380 г. к ней присоединился ее духовный наставник Руфин Аквилейский ( Pallad. Hist. Laus. 46; Hieron. Ер. 4, 2), ставший настоятелем муж. мон-ря, основанного им поблизости. В обители М. С. было 50 девственниц. Возможно, именно для этой общины Евагрием Понтийским были написаны сочинения, известные как «Зерцало иноков и инокинь» (название не является аутентичным). М. С. также адресовано 20-е, самое большое «Послание к Мелании» Евагрия (Epistula ad Melaniam; CPG, N 2438; см. также: Guillaumont A. Philosophe au desert. P., 2004. P. 110). Оно написано ок. 398 г.; содержит синтез богословского учения Евагрия, в частности развитие основных оригенистских идей. М. С. сыграла важную роль в судьбе Евагрия. Когда он прибыл в Иерусалим, то был принят в обителях М. С. и Руфина Аквилейского, хотя он сам еще не определился относительно выбора духовного пути. В это время его охватило желание прославиться на ораторском поприще. Внезапно он был поражен лихорадкой, к-рая не поддавалась лечению. М. С. заставила его покаяться в страсти тщеславия и пообещала молиться о выздоровлении, если он даст обет принять монашество. Евагрий согласился. Через неск. дней он поправился и сразу же принял монашеское одеяние из рук М. С. и Руфина ( Pallad. Hist. Laus. 38. 8-9; Evagr. Ep. 22). Со своими наставниками он переписывался до конца жизни.

http://pravenc.ru/text/2562806.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010