По описанию, сделанному в 1869 г. Евпсихием, архим. Нижнеломовского мон-ря, К. Н. и. «живописью подобна явленному в Казани образу, в размере же меньше онаго,- живопись древняя, греческая; мерою образ сей в длину 6-ти, а в ширину 4-х вершков» (26,7×17,8 см) (Там же). В описании монастыря 1891 г. дается уточненный размер иконы (41/2×33/4 вершка) (20×16,7 см - Там же. 1891. С. 18), этот же размер приводится в описаниях мон-ря 1911 г. (Там же. 1911. С. 17; Гедеон (Котлов). 1911. С. 7). После закрытия Нижнеломовского мон-ря К. Н. и. считалась утраченной. Ныне известно, что святыня находилась у архим. Макария и иером. Гедеона, к-рый перед арестом отдал ее правосл. семье Климовых. Икона хранилась у А. А. Климовой († 2008), дочери расстрелянного иконописца Нижнеломовского мон-ря А. М. Климова, к-рая завещала передать икону в 2008 г. в мон-рь. Кроме нее никто не знал о существовании иконы. Образ был вновь обретен 26 апр. 2008 г., в Страстную субботу. Ныне К. Н. и. находится в новом, освященном 27 окт. 2008 г. Казанском храме Нижнеломовского мон-ря и является одной из главных святынь Пензенской епархии. Сохранившаяся К. Н. и. относится к 1-й пол. XVII в. и имеет размер 20 ´ 16,7 см. В типах ликов Богородицы и Младенца Христа видна связь с ранними списками Казанской иконы. Авторский красочный слой имеет утраты. Корона с белильными «жемчужинами» над головой Богоматери частично видна на архивной фотографии К. Н. и. нач. XX в. (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. Вр. 12. 161). Чудотворный образ часто носили в крестных ходах (особенно многочисленных в годы эпидемий и засухи), и тогда в раму с клеймами вставлялся список К. Н. и. На хромолитографиях кон. XIX - нач. ХХ в. икона воспроизводилась в золотом окладе 1856 г. (положение Младенца Христа чуть развернуто к Богородице). Оклад желтого цвета, высокая корона с бриллиантами серебряного оттенка, нимб в виде лучей, в верхних углах 2 прямоугольные дробницы с монограммами имени Божией Матери, в нижних углах головки ангелов. Хромолитографии или олеографии наклеивались на доску в размер чудотворного образа (ПГОКМ). |
– «Отголоски», по поводу «Записок отшельника» («Свет», 1891 года, 60). – А-т, «Заблуждение отшельника» («Новое Время», 1891 г., 5408). – «Дневник» («Гражданин», 1891 года, 83). – А. Шевелев, «М. Н. Катков» («Московские Ведомости», 1891 г., 198). – В. Розанов , «Европейская культура и наше к ней отношение» («Московские Ведомости», 1891 г., август). – Ю. Н., «Несколько слов по поводу кончины К. Н. Леонтьева» («Московские Ведомости», 1891 г., 314). – Дим. Языков, «Краткий некролог и перечень сочинений К. Н. Леонтьева» («Московские Ведомости», 1891 г., 314). – Некролог («Новое Время», 1891 г., 5644). – Н. Субботин , «К. Н. Леонтьев. – Из Сергиева посада» («Московские Ведомости». 1891 г., 316, 319). – Заметка в «Московской Иллюстрированной газете», 1891 г., 304. – Заметка в «Московском Листке», 1891 г., 317 и 320. – Vox., «Маленькие заметки» («Московские Ведомости», 1891 г., 319, 326). – А. А., «К. Н. Леонтьев» («Моск. Иллюстрированная газета», 1891 г., 311). – «Отголоски» («Свет», 1891 г., 266). – «Памяти К. Н. Леонтьева» («Гражданин», 1891 г., 317). – Южный, «К. Н. Леонтьев» («Гражданин», 1891 г., 320). – Ф. Ч., «Последние дни К. Н. Леонтьева в Троице-Сергиевом посаде» («Гражданин», 1891 г., 322). – Заметки в «Моск. Церковных Ведомостях» (1891 г., 47 и 48). – Заметка в «Русском Вестнике» (1891 г., 12, стр. 281–287). – Заметка в «Церковных Ведомостях», 1891 г., 49, приб., стр. 1768–1769). – Райский, «Поэт-воин» («Гражданин», 1891 г., 332). – Влад. Соловьев, «Памяти К. Н. Леонтьева» («Русское Обозрение», 1892 г., кн. 1). – Заметка в «Историческом Вестнике», 1892 г., кн. 1. стр. 291–292). – В. Розанов , «Эстетическое понимание истории» («Русский Вестник», 1892 г., кн. I). «Теория исторического прогресса и упадка» (там же, кн. 2, 3). – Заметка в «Неделе», 1892 г., книжка 5, стр. 142–145). – Архим. Антоний, «Как относится служение общественному благу к спасению собственной души» («Вопросы философии и психологии», 1892 г., март). – «Общественное благо с точки зрения христианской и с современной – позитивной» («Богословский Вестник», 1892 г., июнь; эти статьи вошли в полное собрание сочинений архиепископа Антония, второе издание, 1911 г., т. |
Ведомости», 1891 г., 20, стр. 664–683; «Донские епарх. Ведомости» 1891 г., 20, стр. 881–885; «Херсонские епарх. Ведомости» 1891 г., 20, стр. 607–612; «Киевские епарх. Ведомости» 1891 г., 20, стр. 470–483; «Труды Киевской Духовной Академии», 1891 г., 11, стр. 1–38; «Минские епарх. Ведомости» 1891 г., 20, стр. 531–533; «Душеполезное чтение», 1891 г., 11, стр. 429–447, некролог проф. И. Н. Корсунского ; «Новое Время» 1891 г., 5.602; «Всемирная Иллюстрация» 1891 г., 1.186 (16); «Север» 1891 г., 41, стр. 2.721–2.724; «Нива» 1891 г., стр. 938; «Библиографические Записки» 1892 г., 1, стр. 36; «Русский календарь А. Суворина» на 1893 г., стр. 333; «Московские Ведомости» 1887 г., 251 и 1891 г., 272, 273, 275 и 278; «Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьеву», Киев. 1869 г., стр. 54, 56, 57, 72 и 75; «Письма митрополита Филарета к Антонию», М. 1888 г., ч. III, стр. 35–36; «Письма Филарета к Высочайшим особам и другим лицам». Изд. архиеп. Саввой, Тверь. 1888 г., ч. I, стр. 83, ч. II, стр. 211, 276; «Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского», т. V. М. 1887–1888 г., стр. 499–502; «Церковные Ведомости», (прибавления) 1889 г., 13 и 17, 1890 г. 14 и 15, статьи проф. И. Н. Корсунского ; «Прибавления к Творениям св. отцов» 1884 г., т. XXXIII, стр. 328, 1889 г., кн. 3; «Русский Архив» 1887 г., ч. III, стр. 226, 236; «Чтения в Обществе Истории и Древностей» 1877 г., кн. II, стр. 35. «Материалов отечественных» 1880 г., кн. IV, отд. «Письма митр. Филарета» стр. 4; «Православное Обозрение», 1868 г., т. XXVII, стр. 144. «Известия и заметки»; «Христианское Чтение» 1899 г., 10, стр. 655–661; «Руководство для сельских пастырей» 1882 г., 13 и 14, стр. 309–352, статья: «Новый архипастырь Киевский и Галицкий высокопреосвященный митрополит Платон». В. Колосов. «История Тверской Духовной Семинарии», Тверь. 1889 г., стр. 433–434; Н. Андроников. «Исторические записки о Костромской Духовной Семинарии», Кострома. 1874 г., стр. 49; И. Чистович . «История СПб. духовной академии», СПб. |
VII, стр. 1–18. Ср. Очерки и речи, М., 1913 г., стр. 117–139). – С. А. Андреевский, «Лермонтов. Характеристика» («Литературные чтения», СПб., 1891 г. Изд. 2, стр. 217–250. Ср. П. Перцов, «Философские течения русской поэзии», СПб., 1896 г., стр. 131–149). – Н. К. Михайловский, «Герой безвременья» («Русские Ведомости», 1891 г., 192 и 216. Ср. Сочинения, т. V, 303–347). – Н. П. Дашкевич, «Мотивы мировой поэзии в творчестве Лермонтова» («Чтения в Ист. Общ. Нестора Летописца », кн. VI, отд. 2, стр. 231–252). – Его же, «Демон в мировой поэзии» (там же, кн. VII, стр. 182–253). – О. П. Герасимов, «Очерк внутренней жизни Лермонтова по его произведениям» («Вопросы философии и психологии», кн. III, стр. 1–44). – П. В. Владимиров, «Исторические и народно-бытовые сюжеты в поэзии М. Ю. Лермонтова», Киев, 1892 г. (Оттиск из VI книги «Чтений в Ист. Общ. Нестора Летоп.»). – В. Острогорский, «Мотивы Лермонтовской поэзии» («Русская Мысль», 1891 г., кн. I и II. Ср. «Этюды о русских писателях». Изд. 2-е, 1910 г.). – Н. И. Стороженко, «Женские типы, созданные Лермонтовым» («Русские Ведомости», 1891 г., 104). – Его же, «Памяти Лермонтова» (там же, 192. Ср. «Из области литературы», М., 1902 г., стр. 351–372). – С. Южаков, «Любовь и счастье в произведениях русской поэзии» («Северный Вестник», 1887 г., 2, стр. 125–179). – И. Иванов, «Мотивы разочарования в Лермонтовской поэзии» («Русские Ведомости», 1891 г., 113). – Его же, «Последние дни Лермонтова» (там же, 192). – Его же, «Лермонтов как драматург» («Артист», 1891 г., 15, стр. 42–47). – П. Скриба, «К 50-й годовщине смерти М. Ю. Лермонтова» («Новости», 1891 г., 178, 184 и 189). – К. Тр-н-кий, «М. Ю. Лермонтов» («Северный Вестник», 1891 г., август и декабрь) и др. Довольно много статей и заметок появилось к 60-летию кончины Лермонтова, в 1901 г.: В. В. Розанова («Новое Время», 9109, 9146); А. Сакмарова («Новости», 192); Сигмы («Новое Время», 9090: «Лермонтов как националист»); Н. И. Черняева («Южный Край», 6891–6933. Ср. 3618, 3620–3643 за 1891 г.); Чешихина-Ветринского(«Журнал для всех», VIII) и др. |
Речь пред вручением жезла епископу Алексию, вик.Казанской епархии, после его хиротонии. «Прав.Собес.» 1900, окт., стр.325–329· С о.о.законоучителями светских средне-учебных заведений гор. Харькова. «Приб. к «ЦВ» 1911, 17, стр.717.· Литература: «Церк.Вед.» 1893, 20, стр.152.· -«- 1897, 42, стр.381. -»- 1897, 44, стр.401. -«- 1899, 48, стр.361. -»- 1900, 22, стр.217. -«- 1901, 18, стр.107–108. -»- 1902, 20, стр.171–193. -«- 1906, 21, стр.303. «Приб. к «ЦВ»1889, 2, стр.39. -»- 1897, 3, стр.77. -«- 1901, 29, стр.1031. -»- 1903, 7, стр.249. -«- 1914, 18–19, стр.872–876. «Церк.Вед.» 1903, 7, стр.43. «Рус.Палом.»1912, 30, стр.463. -»- 1914, 24, стр.388. «Прав.Собес.»1897, октябрь, стр.355 -«- 1897, нояб., стр.3–10. -»- 1897, дек., стр.674, 682–686, 4 отчет. -«- 1898, март, стр.283–301. -»- 1898, май, стр.513. -«- 1898, окт., стр.494. -»- 1899, янв., стр.7. -«- 1901, май, стр.493–94. -»- 1904, дек., стр.1156. -«- 1905, июль-авг., стр.59. -»- 1907, окт., стр.544. -«- 1909, март, cmp.I, отчет. -»- 1914, февраль, стр.1–3, отчет. -«- 1914, ноябрь, стр.8, 11–12. «Церк.Вестн.»1883, 45, 48. -»- 1887, 16. -«- 1891, I, cmp.II. -»- 1891, 9, стр.142–143. -«- 1891, 32, стр.508. -»- 1891, 36, стр.572. -«- 1891, 47, стр.746. -»- 1891, 50, стр.796. «Христ.Чтен.»1885, янв.,июнь, стр.157, 160, 149–150, 155. -«- 1890, май-июнь, стр.278, 280, 281. -»- 1891, май-июнь, стр.3, 16–17, 20–21, 32, 38–48, 370–371,373. -«- 1894, декабрь, стр.135. «Изв.Казан.еп.»1883, 23, и 24, стр.717. -»- 1887, 9, стр.205.· -«- 1889, 2, стр.23. -»- 1895, 9, стр.292. -«- 1897, 18, стр.485, 486, 487, 488. -»- 1897, 21, стр.571. -«- 1897, 22, стр.595–599, 599–609, 626. -»- 1897, 23, стр.644–651. -«- 1897, 24, стр.660–664, 669–670, 679–689. -»- 1898, I, стр.15–18, 18–30. -«- 1898, 2, стр.41–48. -»- 1898, 3, стр.70–91,. -«- 1898, 4, стр.113, подстр. 109–116. -»- 1898, 5, стр.147–148, 159–171. -«- 1898, 6, стр.200–203,. -»- 1898, 7–8, стр.294–301. -«- 1898, 9, стр.347–360. -»- 1898, 12, стр.488–518. -«- 1898, 13–14, стр.560–593. -»- 1898, 15, стр.601–616. -«- 1898, 16, стр.669–671. -»- 1898, 17, стр.711–729. -«- 1898, 18, стр.744–765, 766–769. -»- 1898, стр. 799–838. -«- 1898, стр. 852–873. -»- 1898, стр. 902–934. -«- 1898, стр. 948–970. -»- 1898, стр. 998–1027. -«- 1899, стр. 24–26, 30–33. -»- 1899, стр. 105–120. -«- 1899, стр. 162–186. -»- 1899, стр. 204–218. -«- 1899, стр. 248–272. -»- 1899, стр. 312–315. -«- 1899, стр. 349–352. -»- 1899, стр. 530–532, 535–538. -«- 1899, стр. 737–740, 742–767. -»- 1899, стр. 788–789. -«- 1899, стр. 886–905. -»- 1899, стр. 933–952. -«- 1899, стр. 981–996, 997–1006. -»- 1899, стр. 1041–1054, 1061–1063. -«- 1899, стр. 1079–1091. -»- 190I, -«- 1902, стр. 10–26. -»- 1902, стр. 54–68. -«- 1902, стр. 100–115. -»- 1902, стр. 197–215. -«- 1902, стр. 247–259. -»- 1902, стр. 345–351. -«- 1902, стр. 389–390. -»- 1902, стр. 438–439. -«- 1902, стр. 488–495. -»- 1902, стр. 582–587. -«- 1902, стр. 632–636. -»- 1902, стр. 759–769. -«- 1902, стр. 998–1004. |
Биографический Словарь профессоров Имп. Московского университета, ч. II, М. 1855 г., стр. 376–386; (В. Толбин), Лицей кн. Безбородко, СПб. 1859, стр. 119–125 (с портретом Р.); В. В. Григорьев. Имп. СПб. университет в течение первых 60 лет его существования. Историч. записка, СПб. 1870, стр. 330 слл.; Е. В. Петухов. Гимназия высших наук в Нежине, СПб. 1895, стр. 35–38; (H. M. Коркунов), Биографический словарь профессоров и преподавателей Имп. СПб. университета за истекшую третью четверть века его существования 1869–1894, T. II, СПб. 1898, стр. 155–168; Письма П. Г. Р. к H. В. Гербелю (см. Отчет Имп. Публичной Библиотеки за 1906 г. СПб., стр. 166); И. Ф. Павловский. Полтавцы, Полтава. 1914, стр. 249 (с портретом); Жизнь и труда М. П. Погодина, см. Указатель; Album Academicum des Kais. Uniwersitäts Dorpat, Dorpat. 1889 г.; M. В. Шимановский, П. Г. Р. (биографический очерк; с приложением портрета), Одесса. 1891; П. В. Быков, П. Г. Р. – «Всемирная Иллюстрация» 1890, 1133, стр. 239–242 (с портретом); Драшусова. Записки – «Русский Вестник» 1881, 11, стр. 311, 313; А. Н. Афанасьев , Московский Университет 1848–1849 гг. – «Русская Старина» 1886, 8, стр. 363–366, 375–376. А. Головачева-Панаева, Русские писатели и артисты, СПб. 1890, гл. VII, стр. 146, 150; «Отклик. Литературный сборник», Одесса. 1892, стр. 50–54; А. Станкевич, T. H. Грановский, M. 1897, т. II. Указатель; H. А. Добролюбов. Дневник 1857 г. в «Юбилейном сборнике Литературного Фонда 1859–1909», СПб. 1910, стр. 334, 336–337. – Некрологи: «Правительств. Вестник» 1891 г., 14 марта, 58; «Новости» 8 марта, 67; «Новое Время», в марта, 5396 (портрета в 5404); «Неделя» 1891, 10; (К. H. Бестужев-Рюмин) «Журнал Мин. Народн. Просвещения» 1891, ч. 274, апрель, отд. IV, стр. 167–170; «Журнал Гражданск. и Уголовн. Права» 1891, кн. 4, стр. 220–224; Отчет по делопроизводству Госуд. Совета за 1891 г., приложения, стр. 14–16; К. М[одзалевский], Памяти Р. – «Русская Школа» 1891, 4, стр. 50–63; «Историч. Вестн.» 1891 г., т. XLIV, май, стр. 527; «Труды Одесского Юридич. Общ.» 1872, т. 5, стр. 20–28; Н. Коркунов, «Наука права и естествознания» «Журнал Гражд. и Угол. Права» 1879, март-апрель, стр. 29; Е. О., Здоровый идеализм – «Вестник Европы» 1889, 6, стр. 667–677; «Судебная Газета» 1890, 41; И. Василевский (Буква) «Новороссийский Телеграф» 1890, 4913; Д. Д. Семенов, П. Г. Р., как педагог – «Женское Образование» 1891, 5, стр. 481–487; «Библиографич. Зап.» 1892, 1, стр. 37, 6, стр. 437; «Истор. Вестн.» 1901, июль, Смесь, стр. 742–743; Д. Языков, Обзор, Вып. XI; Пыпин, Ист. русск. этнографии, Т. I, стр. 838; т. II, стр. 30, 72, 110. |
См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См. также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13. «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87. М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160 |
1307 См. In Нехает.: PG 44, 69d-72c; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Творение небесных тел. 1308 См. In Нехает.: PG 44, 72с-76с; 120b; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Выделение огня и Творение небесных тел. 1309 См. In Нехает.: PG 44, 69cd; 77d-80c; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, разделы Как бесплотный Бог сотворил материю? и Неустроенная земля. 1310 См. In Нехает.: PG 44, 81с; 84d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1311 См. In Нехает.: PG 44, 117аЬ; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Творение небесных тел и заключение главы. 1312 См. In Нехает.: PG 44, 85bc; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью и заключение главы. 1313 См. In Нехает.: PG 44, 89bc-112d; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Воды над твердью. 1315 См. In Нехает.: PG 44, 121а; см. выше, гл. Толкование на Шестоднев, раздел Третье небо и заключение главы. 1316 См. De an. et res.: PG 46, 89а-96а; 105а-с; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1318 См. De an. et res.: PG 46,96c-97a; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви и заключение главы. 1319 См. De an. et res.: PG 46,92c-93b; см. выше, гл. О душе и воскресении, раздел Бесконечное движение любви. 1320 См. Eunomius, Apol. 8/Vaggione 42, 17 ff; 58, 16 ff; Григорий парафразирует в С. Еип. II, 21; II, 23; II, 62: GNO I, 232, 29 ff; 233, 11–17; 244,1 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией. 1322 См. С. Eun. II, 69–70; I, 168: GNO I, 246; 77, 7–13; см. выше, гл. Опровержение Евномия, разделы Именования Бога и Бесконечность Божия. 1323 См. С. Eun. III, 6,73: GNO II, 211, 28 – 212, 1; см. выше, гл. Опровержение Евномияу раздел Бесконечность Бога. 1325 См. С. Eun. II, 563; II, 580: GNO I,391,9 ff; 395,25 ff; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Именования Бога. 1326 См. Евномий, Apol. 12/Vaggione 46,7 ff; Григорий парафразирует и развивает в С. Eun. II, 196; 269: GNO I, 282, 5 ff; 305, 7; см. выше, гл. Опровержение Евномия, раздел Учение Евномия о нерожденности Божией. |
Он есть Дух сотворивый (см.: Иов. 33, 4 ), воссозидающий в крещении (см.: Тит. 3, 5 ) и воскресении (см.: Рим. 8, 11 ), Дух, Который все ведает (см.: 1Кор. 2, 11 ), всему учит (см.: Ин. 14, 26 ), дышет идеже хощет и сколько хочет (см.: Ин. 3, 8 ), Дух наставляющий (см.: Ин. 16, 3 ), глаголющий (см.: Мф. 10, 20 ), посылающий (см.: Деян. 13, 4 ), отделяющий (см.: Деян. 13, 2 ), прогневляемый (см.: Ис. 63, 10 ), искушаемый (см.: Деян. 5, 9 ), Податель откровений (см.: 1Кор. 2, 10 ), просвещения (см.: Евр. 6, 4 ), жизни (см.: Рим. 8, 11 ), лучше же сказать, самый Свет и Самая Жизнь. Он делает меня храмом (см.: 1Кор. 6, 19 ), творит богом, совершает, почему и Крещение предваряет (см.: Деян. 10, 44 ), и по Крещении взыскуется (см.: Деян. 19, 5–6 ); Он производит все то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках (см.: Деян. 2, 3 ) и разделяет дарования (см.: 1Кор. 12, 11 ), творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей (см.: Ефес. 4,11 ). Он есть Дух разума, многочастный, ясный, светлый, нескверный, невозбранен (что равнозначно, может быть, словам: премудрый, мообразный в действиях, делающий все ясным и светлым, свободный и неизменяемый), всесильный, всевидящий и сквозе вся проходяй (см.: Прем. 7, 22–23 )... И как же бы ты думал? Те, которые говорят сие и учат сему, а сверх того именуют Духа иным Утешителем (см.: Ин. 14, 16 ), как бы иным Богом, знают, что только хула на Духа непростительна (см.: Мф. 12, 31 ). Ананию же и Сапфиру, когда они солгали Духу Святому, оглашают солгавшими Богу, а не человеку (см.: Деян. 5, 4 ) – то ли исповедуют о Духе, что Он Бог, или иное что? О, сколько ты в действительности груб и далек от Духа, если сомневаешься в этом и требуешь еще Учителя! Итак, наименования сии весьма мочисленны и мозначащи... а если в Писании и встречаются унизительные речения: дается (см.: Деян. 8, 18 ), посылается (см.: Ин. 14, 26 ), делится (см.: Деян. 2, 3 ), дарование, дар (см.: Деян. 2, 38 ), дуновение (см.: Ин. 20,22 ), обетование (см.: Деян. 2, 33 ), ходатайство (см.: Рим. 8, 26 ) и другие сим подобные, то (не говоря о каждом из сих речений) надобно их возводить к первой Причине, чтоб видеть, от Кого Дух, а не принять трех начал, подобно мобожникам. |
Характеристику полемики см.: Попруженко, М. Г. Сорокалетие учёной деятельности Ф. И. Успенского (II., 7, 1911, стр. 17). 47. Воспоминания о В. И. Григоровиче (1815–1876, славист, проф. Новорос. ун-та). ЛИФО, 1890, 1, стр. 15–49. Приложен список печатных трудов, составленный А. И. Маркевичем, стр. 49–52. Изд. отдельно: Одесса, 1890, 32 стр. Речь, произнесённая (с сокращениями) 1-го мая 1890 г. на акте по случаю 25-ти-летия Новороссийского ун-та. Рецензии: 1) Бестужев-Рюмин, К. Н. ЖМНП, 1890, 8, стр. 409–412. 2) Киевская старина, 1890, 7, стр. 158–159. 48. Патриарх Иоанн VII Грамматик и Русъ-дромиты у Симеона Магистра . ЖМНП, 1890, 1, стр. 1–34. 22-го февраля 1894 г. на заседании ИФО автором был прочитан доклад: Заметки к объяснению первых страниц русской летописи (см. 121). 49. История византийской литературы. ЖМНП, 1891, 3, стр. 199–218. Рецензия на книгу: Krumbacher, К. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des oströmischen Reiches, München, 1891, XII, 494 S. Эту же рецензию в сокращённой редакции см.: 1) Literarisches Centralblatt, 1891, 18, Sp. 240–244. 2) ЛИФО, т. 2, 1892, Визант. отд., 1. Хроника, стр. 109–114. Подписано: «У». (Значится в Списке учёных трудов Ф. И. Успенского, II, 33, 1929). См. 82. 50. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891, 388 стр. Указатель имён и выражений, написанный Ф. В. Режабеком, стр. 389–395, оглавление, стр. I–III. Книга составлена из оттисков статей, печатавшихся в ЖМНП (1891, 1, 4, 9, 10; 1892, 1–2) и распадается на пять глав. Предисловие отсутствует. Каждой главе предшествует краткий указатель содержания, повторяемый в оглавлении. Рецензии: 1) Безобразов, П. В. ВизВ, 1896, т. 3, стр. 125–150. 2) Соловьёв, М. К истории Византии. Русское обозрение, 1896, 1, стр. 467–476. 3) А. В. [Пыпин А. Н.]. Вестник Европы, 1892, 7, стр. 441–443. 4) А. Л[ебедев]. Русский византист на службе церковно-исторической науки. Чтения в Об-ве любителей духовного просвещения, 1894, 1, стр. 86–111. 5) А. М. [аркевич]. ЛИФО, Одесса, 1892, т. 2, стр. 100–106. 6) Martinov, I. Revue des questions historiques, 1892, 102, p. 629 (На гл. IV). 7) ByzZ., 1892, В. 1, S. 176–178. (На гл. I–III). 8) Jagi, V. Archiv..., 1892, B. 15, S. 144. |
| |