Западная церковь от смерти Григория Великого до папы Григория II (604–715 гг.) Глава 26. Иконоборчество (717–775 гг.) Глава 27. Святой Бонифаций (715–755 гг.) Глава 28. Пипин и Карл Великий (741–814 гг.) Глава 29. Восточная церковь – Споры века Карла Великого (775 –814 гг.) Глава 30. Восточные секты Глава 31. Дополнительная Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Глава 33. Франкская церковь и папство от смерти Людовика Благочестивого до низложения Карла Толстого (840–887 гг.) Глава 34. Греческая церковь – Патриарх Фотий (842–898 гг.) Глава 35. Испания – Англия – Миссии IX столетия Глава 36. От низложения Карла Толстого до смерти папы Сильвестра II (887–1003 гг.) Глава 37. От смерти папы Сильвестра и до разделения церквей (1003–1054 гг.) Глава 38. Британские церкви – Миссии X и XII столетий Глава 39. Ереси (1000–1052 гг.) Глава 40. Дополнительная Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Приложение 3. Хронологическая таблица соборов Приложение 4. Список главных источников и пособий     Предисловие Изданными раньше переводами избранных произведений иностранной богословской литературы мы имели в виду восполнять, по мере сил, существующие в нашей отечественной богословской литературе пробелы. Та же самая цель имелась нами в виду и при издании предлагаемого полного курса Истории Христианской церкви. Среди богословских наук церковная история давно уже пользуется наибольшим вниманием наших ученых, и по ней уже имеется у нас довольно значительная литература, отдельные произведения которой обращали на себя заслуженное внимание даже заграницей. Но, к сожалению – вся эта литература имеет отрывочный, монографический характер, и доселе у нас нет ни одного такого полного курса общей церковной истории, который бы выходил за пределы краткого компилятивного учебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1917-1923 гг. В. являлся профессором Московского ун-та, в 1918-1920 гг. также главным инспектором и членом коллегии Центр. гос. архива. В 1923-1929 гг. и с 1936 г. до конца жизни ученый работал в Ин-те истории АН СССР, в 1930-1936 гг.- в Историко-археографическом ин-те АН. С 1938 г. являлся также профессором Московского историко-архивного ин-та при Главном управлении НКВД СССР, в 1943-1949 гг. работал в ин-те консультантом. 31 янв. 1929 г. В. стал членом-корреспондентом АН, 15 окт. 1934 г. ему была присуждена степень д-ра исторических наук, 30 нояб. 1946 г. избран академиком. Начиная с сер. 20-х гг. одним из важнейших направлений научной деятельности В. стало изучение эволюции вотчины и поместья в Московском гос-ве (этой теме посвящена монография В. «К вопросу о происхождении вотчинного режима (М., 1926)), а также землевладения Русской Церкви, преимущественно в XIV - нач. XVII в. Поводом для занятий данными темами послужило обследование, проведенное В. в составе группы историков (совместно с А. И. Яковлевым и Л. В. Черепниным ) архива Троице-Сергиевой лавры . Первым итогом работы стала публикация Центрархивом «Памятников социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв.» (М., 1929), в к-рую были включены жалованные и указные грамоты Троице-Сергиеву мон-рю в XV в. и его свозные и дозорные книги 10-х гг. XVII в. Незадолго до своей смерти В. начал систематическое комментированное издание всех актов из архива Троице-Сергиева мон-ря начиная с 90-х гг. XIV в. (Акты соц.-эконом. истории Сев.-Вост. Руси кон. XIV - нач. XVI в. Т. 1: Акты из архива Троице-Сергиева мон-ря кон. XIV - нач. XVI в. М., 1952). В наст. время издание документов доведено до 1526 г. (Акты Рус. гос-ва, 1505-1526 гг. М., 1975; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря 1673 г. М., 1987; последнее издание выполнено по копии, снятой ученым). История церковного землевладения стала главной темой трудов В. в 40-х гг.- ст. «Монастырское землевладение в Московской Руси во 2-й пол. XVI в.» (ИЗ. 1941.

http://pravenc.ru/text/158222.html

Аничков Евгений, родился 23 декабря 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Иоанн Аничков († до 1878 г.), священник; Москва, Никитский сорок, Космодамианская в Шубине церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 311 об., 312). Аничков Николай,родился около 1854 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Иоанн Аничков († до 1874 г.), священник; Москва, Никитский сорок, Космодамианская в Шубине церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 244). Ансеров Александр,родился 1 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Николай Ансеров, священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Алмазово 2 , Сергиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1785, л. 4; д. 1762, л. 286 об., 287). Апостольский Димитрий,родился 22 апреля 1854 г.; Московская духовная семинария (1869–1875 гг.). Отец: Михаил Апостольский, священник; Москва, Никитский сорок, Рождественская на Малой Дмитровке церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 282 об., 283). Архангельский Александр ,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Глеб Афанасиев, священник; Московская губерния, Подольский уезд, село Варварино, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 14, 52). Бажанов (Божанов) Феодор,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Михаил Бажанов, диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, Серпухов, Троицкий собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 11, 34). Бахтиаров Николай, родился около 1857 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец: Иван Федоров, священник; Москва, Сретенский сорок, Вознесенская близ Сретенки церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1832, л. 206; д. 1762, л. 312 об., 313). Безсонов Александр,родился 4 ноября 1855 г.; Московская духовная семинария (1869–1875 гг.). Отец: Михаил Безсонов, Москва, Пречистенский сорок (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 282 об., 283).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостольский Петр,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Михаил Никитин, священник; Москва, Никитский сорок, Богородицерождественская, что в Путинках, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 1 об., 2). Аристархов Константин,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Сергий Иоаннов, заштатный диакон; Москва, Замоскворецкий сорок, Скорбященская на Зацепе церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 10 об., 11). Архангельский Егор,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Лука Степанов, дьячок; Москва, Замоскворецкий сорок, Св. Богоотец Иоакима и Анны, что на Якиманке, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8 об.). Архангельский Михаил,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Максим Данилов († до 1864 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Тимошкино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 11 об.). Архангельский Михаил,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Андрей Васильев, дьячок; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 2 об., 3). Архангельский Николай,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Иоанн Афанасьев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Троицкое, Черемушки тож, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 5 об., 6). Архангельский Сергей,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Иван Афанасьев священник; Московская губерния, Московский уезд, село Троицкое Черемушки тож, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 11 об.). Архаров Алексей,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Петр Петров, священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Аниськино, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 6 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Наконец, особенностью Московской семинарии в те годы было наличие в ее стенах немногочисленных иностранцев – учеников из дружественных Сирии и Сербии.     Аврорин Феодор,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Петр Феодоров, диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Хатунь, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6). Алексеев Александр,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Михаил Гаврилов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Покровское, Покровская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 7 об., 8). Андреев Алексей,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Николай Андреев († до 1864 г.), пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Успенская в Кожевниках церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 9 об.). Аничков Владимир,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Иоанн Николаев Аничков-Платонов († до 1869 г.), священник; Москва, Никитский сорок, Космодамиановская, что в Шубине, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 2 об., 3). Ансеров Алексей,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Степан Гаврилов († до 1864 г.), дьячок; Московская губерния, Серпуховский уезд, погост Ивановская гора, Иоанна Милостивого церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 9). Ансеров Владимир,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Павел Александров, священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Александро-Невская, что при Мещанском училище, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Ансеров Сергей,родился около 1838 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Александр Алексеев († до 1861 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Пушкино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8 об.). Антушев Сергей,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Иван Афанасьев, дьячок; Москва, Замоскворецкий сорок, Св. апостола Павла, что в Императорской Павловской больнице, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Живописное урочище на высоком берегу реки Нары веками было памятно как место отдыха преподобного Сергия Радонежского на пути его в Серпухов в 1374 г., куда он шествовал для основания монашеской обители на Высоком. В конце XIX столетия здесь сохранялся пень от исполинского дуба, посаженного преподобным Сергием. В писцовой книге 1627 г. среди земель Окологороднего стана Серпуховского уезда данная местность значится как владение Высоцкого монастыря: «пустошь, что был погост Предтеченской, на реке на Наре, усть речки Московки и Велемки, а в ней храм бывал Рождество Иоанна Предтечи». Запустение этих земель надо связывать с лихолетьем Смутного времени — а, следовательно, погост и храм возникли здесь не позднее XVI в. Видимо, о них же идёт речь в описании ущерба от крымского нашествия 1571 г.: «Сельцо Глубокое, а в селе была церковь Ивана Предтеча созжена…». Вплоть до 1720-х гг. территория Предтеченского погоста пустовала и сдавалась монастырём в аренду. В 1720-1722 гг., старанием высоцкого архимандрита Герасима, был построен каменный храм во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. По сохранившимся описаниям и чертежам, храм представлял собою кирпичное здание, квадратное в плане и двухсветное (то есть имелось два яруса окон). Внутри храм был без столпов, но с каменной трёхпролётной стеной, отделявшей полукруглый алтарь. Четырехскатная сводчатая кровля была увенчана одной главой на глухом барабане. Снаружи стены украшал кирпичный зубчатый карниз, а с 1886 г. — наличники из алебастра. В том же 1886 г. боковые двери переделаны в окна. В 1852-1854 гг. к стенам Предтеченского храма пристраиваются трапезная и колокольня, а в 1854-1856 гг. — приделы во имя Успения Божией Матери и святителя Николая — всё это тщанием церковного старосты, крестьянина деревни Верхние Велеми Диомида Митрофановича Хутарева. В 1890-х гг. тот же Д. М. Хутарев – теперь уже 1-ой гильдии купец, владелец суконной фабрики в сельце Городенки (ныне ф-ка «Пролетарий») — замыслил отметить место, где рос дуб Сергия Радонежского, Святыми воротами с грандиозной колокольней — которые и были возведены в 1895-1899 гг. по проекту архитекторов Михаила Яковлевича Кульчицкого (1857-1913 гг.) и Адольфа Адольфовича Нетыксы (1862 - после 1905 гг.). Колокольня Святых ворот и поныне пленяет мощью и, одновременно, стройностью композиции. Её высота — 79,5 м — по замыслу строителей должна была уступать московской колокольне Ивана Великого лишь на 2 аршина (1,42 м). Звонница, украшенная в нео-византийском стиле с характерными полосатой кирпично-белокаменной кладкой и «зонтичными» куполами усыпальниц — служит достойным завершением для красивейшего пейзажа. Для новой звонницы отлили колокол весом 554 пуда и 16 фунтов (почти 9 тонн); в память о храмоздателе во втором ярусе башни был освящён храм во имя святого мученика Диомида; по обеим сторонам колокольни устроены две усыпальницы рода Хутаревых.

http://sobory.ru/article/?object=08653

Самые ранние из сохранившихся документов нач. XVII в. называют певч. специализации Г. п. д. внутри станиц: вершник , демественник , путник , нижник (5-м в станице обычно являлся 2-й путник, в 30-х гг. один из них назывался «большой»). С 50-х гг. такой состав стабилизировался в 1-й и 2-й станицах. В 70-х гг. в станице могло быть по 2 вершника или демественника и до 3 путников. Наиболее значительные перемены в организации хора происходили в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В последние годы правления царя Феодора Алексеевича Г. п. д. начали подразделяться на 2 хора. 1-й, государев хор, состоявший из мастеров древнерус. певч. искусства (из 1-3-й станиц; 14 чел.) во главе с Петром Васильевым Покровцом, пел в дворцовом Спасском соборе. 2-й хор был сформирован из «меньших», штатных Г. п. д. и тех, к-рые ранее не вносились в штатные росписи. Т. н. партесники (певшие в партесном стиле; всего 28-29 чел.) во главе с Осипом Седым пели в дворцовой ц. во имя мц. Евдокии; они представляли, вероятно, общий хор для членов царской семьи (цариц, царевичей, царевен). Однако иногда имя того или иного дьяка можно встретить в росписях то одного, то др. хора, следов., певец владел как искусством знаменного пения, так и партесным стилем. В 1680-1681 гг. из обоих хоров выделялись также 4 певчих для новой дворцовой ц. во имя мч. Иоанна Белгородского. В 1681-1683 гг. принцип разделения государева хора по дворцовым церквам сохранялся. Певцы, ранее именовавшиеся «евдокеинские», по новому месту службы при дворцовых соборах Воскресения и Иоанна Предтечи стали именоваться «воскресенские и предтечевские». Их количество возросло до 58, но среди них находилось 7 молодых «вспеваков», к-рые только обучались своему ремеслу, и 17 дьяков, выделявшихся для пения в ц. во имя Илии пророка. Дальнейшая реорганизация государева хора продолжалась в годы совместного правления царей Петра и Иоанна Алексеевичей. В 1683 г. все Г. п. д. (более 60 чел.) были подразделены следующим образом. Певцы под упр. уставщика Феодора Чекаловского именовались «партесники» и, составляя хор царя Иоанна, пели в Воскресенском соборе. Г. п. д., возглавлявшиеся уставщиком Петром Покровцом (т. н. старые певчие), образовывали хор царя Петра, к-рый пел в Спасском соборе. Во главе с Осипом Седым существовал также 2-й хор партесного пения, певцов к-рого до 1685 г. называли «[цариц и царевен] всех комнат крестовые певчие». Во 2-й пол. 80-х гг. место этого хора заняли отдельные хоры во главе со своими уставщиками.

http://pravenc.ru/text/166319.html

Инок Косма был прославлен как местночтимый святой по благословению Суздальских архиереев, в частности, возможно, неслучайно в синодике К. Я. м. упомянуты князья суздальские, архиереи Суздальской епархии, а также настоятели Евфимиева суздальского мон-ря (Владимирские ГВ. 1884. 5. С. 1). Летом 1445 г. в окрестностях Владимира воины казанского царевича Мамутяка (Махмуда) «многих избиша и изграбиша, а села пожгоша люди изсекоша, а иных в плен поведоша» (ПСРЛ. Т. 26. С. 197-198). В июне 1445 г. в сражении под стенами Евфимиева суздальского монастыря было разгромлено войско вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, попавшего в плен к татарам. Очевидно, во время набега мон-рь был разорен и погибли его насельники, были уничтожены хранившиеся в нем книги и документы. Архив К. Я. м. и др. имущество было разграблено в Смутное время (нач. XVII в.). Из царской грамоты владимирскому воеводе следует, что с 80-х гг. XVII в. мон-рь становится домовым патриаршим, в XVIII в.- синодальным. В 1725-1726 гг. К. Я. м., разоренный в период секуляризационных реформ Петра I, был приписан к Волосову во имя святителя Николая Чудотворца монастырю . По штатам 1763-1764 гг., мон-рь был отнесен к 3-му классу. В янв. 1653 г., во время богомольного «похода» во Владимир, К. Я. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Никон , «слушал обедню, а после обедни... пожаловал милостыни» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 34. Л. 112-113). Впечатления о посещении К. Я. м. в 1836 г. оставил в автобиографических записках архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) . Братия До 2-й пол. XVII в. сохранились лишь случайные сведения о насельниках. В описаниях мон-ря 1665-1675 гг. впервые дается полный список братии: игумен, 4 черных священника, в т. ч. духовник, ризничий, 10 старцев, в т. ч. казначей, конюший, сушильный, житный, пономарь, подкеларник, 2 «крылосных», а также 6 служек. С 1665 по 1675 г. игуменом К. Я. м. был буд. Воронежский епископ свт. Митрофан . В 1-й пол. XVIII в. состав монашествующих менялся. Наиболее полно сохранились сведения за 30-40-е гг. XVIII в. Кроме игумена в К. Я. м. проживали 2 иеромонаха, 8 монахов, 4 белых священника, белый диакон, послушник и белец-псаломщик. В 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XVIII в. состав братии фиксируется «офицерской» описью 1763 г., а также перечислены миряне: 3 колодника, присланные из Канцелярии тайных розыскных дел, 3 сторожа, «канцелярий» (подьячий и келейник), иконописец, 7 конюхов, столяр, повар, 3 скотника, 10 служителей без жалованья, отставные военные - 2 поручика, подпоручик, капрал, 4 солдата, кирасир. В 1759-1766 гг. в К. Я. м. проживали игумен, заштатный игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 2 белых священника, 3 бельца (пономарь, просвирник, звонарь).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

В 1-й четв. XII в., в период царствования св. Давида IV Строителя (1089-1125), свод «К. Ц.» был значительно пополнен. Повествование, прерванное на 80-х гг. VIII в., было продолжено новым сочинением, описывающим события до 1072 г. Название и имя автора этого произведения не сохранились. Историки условно называют его «Матиане Картлисай» (Летопись Картли). В 30-х гг. XII в. были написаны и внесены в свод краткая история царя Георгия II (1072-1089) и обширная летопись, посвященная св. Давиду IV Строителю - «Жизнь царя царей Давида». Повествование об исторических событиях 1125-1207 гг. представлено в 2 редакциях «Древней Картлис Цховреба». Сохранилось 3 рукописи 1-й (условно) редакции: список царицы Мариам (НЦРГ. S 30, рубеж XVII и XVIII вв.), список Мачабели (НЦРГ. H 2135, 1736 г.) и список еп. Самебского Николая (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.). В этом варианте после «Жизни царя царей Давида» помещено сочинение автора XI в. Сумбата Давитис-дзе «Жизнеописание Багратионов» («Жизнь и деяния Багратиони», «История и повествование о Багратионах»), в котором история Грузии восходила к библейским предкам Багратиони и заканчивалась событиями 1032 г. Т. о., нарушалась хронологическая последовательность, существовавшая в своде. В 30-х гг. XIII в. после сочинения Сумбата Давитис-дзе было внесено произведение под условным названием «История и восхваление венценосцев», в котором кратко повествовалось о правлении наследника св. Давида IV Строителя царя Димитрия I (1125-1156) и его сына Георгия III (1156-1184) и подробно - о царствовании св. Тамары (1184-1207/10/13). В 20-х гг. XIV в. было написано продолжение, содержащее сведения по истории Грузии после кончины св. Тамары до воцарения Георгия V Блистательного (1318). В историографии это сочинение анонимного хронографа (груз.- Жамтаагмцерели) условно названо «Столетняя летопись». Вторая (условная) редакция «Древней Картлис Цховреба» дошла в 2 списках: царицы Анны (НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) и Чалашвили (НЦРГ. Q 207, XVI-XVII вв.). Этот вариант пополнился сочинениями, охватывающими период с конца царствования св. Давида IV Строителя до кончины св. Тамары. После «Жизни царя царей Давида» было помещено краткое описание царствования Димитрия I, Георгия III, св. Тамары и Георгия-Лаши. В историографии это сочинение по дате составления (1222-1223) называют «Летописью времени Лаши Георгия» (им заканчивается список Анны). В списке Чалашвили после описания царствования Димитрия I содержится сочинение, составленное в 30-х гг. XIII в. и повествующее о царствовании Георгия III и св. Тамары. В историографии его автор условно назван «вторым историком царицы Тамар», произведение - «Жизнь царицы цариц Тамар». В списке Чалашвили, так же как и в списках 1-й редакции «Древней Картлис Цховреба», после истории царствования св. Тамары помещена «Столетняя летопись» анонимного автора. «Новая Картлис Цховреба»

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Изображение жены венценосной (равноап. Нина (?), София, Премудрость Божия (?), Мать-Церковь (?)). Роспись кафоликона мон-ря Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Строительные слои, архитектурные формы и эпиграфика указывают на 2 основных периода постройки базилики, осуществленной разными архитекторами. По мнению груз. историка прав. Евфимия Такаишвили , 1-я церковь была построена в IX в. (кладка кирпичом и рваным камнем), облицовка точеным камнем была осуществлена ко 2-й пол. X в. ( Такаишвили. 1952. С. 84-86); Н. и Ж. М. Тьерри определяют работы по строительству рубежом IX и X вв., по облицовке - 961 г., началом царствования Давида III. Строительство всей церкви ученые датировали 978 г. ( Беридзе. 1981. С. 163-164), 950 г. ( Закарая. 1992. С. 127-128), 983-1001 гг. ( Вирсаладзе. 2007. С. 17-22). В. Джобадзе строительство и роспись церкви датирует сер. 961-965 г., а переделку - сер. 978-1001 г. ( Djobadze. 1992. P. 169); Б. Баумгартнер - 940-950 гг. и периодом между 973/7-1000 гг. ( Baumgartner. 1996. S. 536-541). По мнению З. Схиртладзе, в 60-х гг. X в. был построен кафоликон О., сразу же после него - кафоликон Пархали (кон. 60-х - нач. 70-х гг. X в.), окончательный облик кафоликона О. сложился в 80-х гг. X в. ( Схиртладзе. 2009. С. 22-24). Перестройки заметны как в интерьере, так и в экстерьере церкви. На 1-м строительном этапе были возведены остов базилики в технике opus mixtum и 4 пары столбов, построены, а затем расширены хоры, облицованы вост. и зап. фасады. На следующем этапе пара алтарных столбов перемещена ближе к алтарю, церковь надстроена в высоту, украшены поперечные фасады. Несомненно, базилика О. приняла свой окончательный вид в период строительства Пархали (до 973) или непосредственно при участии зодчего Пархали в 80-90-х гг. X в. Это соответствует времени деятельности Давида III, когда ушедшая из О. братия обосновалась на Афоне и имела интенсивную духовную и просветительскую связь с мон-рями Тао. Результатом этого тесного контакта стала необходимость реорганизации алтарного пространства кафоликона О., т. к. к-польский устав требовал непосредственной связи алтаря с жертвенником, что было необходимо для проведения литургии.

http://pravenc.ru/text/2581749.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010