Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 243, 244; Т. 3. С. 319; Franchi de Cavalleri P. S. Euplo//Note agiografiche. R., 1928. N 7. P. 1-54; The Acts of the Christian Martyrs/Introd., transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 310-319; Amore A. Euplio//BiblSS. Vol. 5. Col. 231-233; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 148; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Stelladoro M. Euplo/Euplio marbire. Palla tradizione greca manoscritta. Cinisello Balsamo, 2006; Кривко Р. Н. Визант. источники слав. служебных миней//XIV Междунар. съезд славистов: Слав. языкознание: Докл. рос. делегации (в печати). Р. Н. Кривко Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. обычно изображали юным, с короткими темными волосами, без бороды; в диаконском облачении (стихарь, поручи, орарь) и с Евангелием или дарохранительницей в левой руке, крестом или кадилом в правой. В храмовой росписи (в алтаре, диаконнике или жертвеннике или по сторонам от алтарной апсиды) изображение Е. размещалось рядом с образами диаконов. При отсутствии надписей святого идентифицировать трудно: его облик схож с образами др. юных диаконов, напр. Стефана Первомученика, Романа, Лаврентия, Руфина. Подписные изображения Е. встречаются с XI в. В белом стихаре и с дарохранительницей в левой руке он изображен на фресках ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.) и диаконника ц. Успения Богородицы в Дафни, Греция (ок. 1100). Е. и архидиак. Стефан изображены в литургических нишах по сторонам от алтаря в церквах: Бачковского мон-ря, Болгария (в верхней церкви-костнице, кон. XI - нач. XII в.) - погрудно, с крестом в правой руке и дарохранительницей на левой; в Евангелистрии в Гераки (Ераки) (3-я четв. XII в.); Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (кон. XII в.); вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Справа от алтаря, симметрично изображению архидиак. Стефана, Е. представлен в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Нередко в росписи Е. изображали с крестом в правой руке (фрагмент фрески из ц. свт. Николая в Мелнике, Болгария, кон. XII - нач. XIII в.) и с дарохранительницей в левой. Предположительно Е. представлен в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164). Также он изображен в церквах: Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.); Боянской, Болгария (ок. 1259); праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (ок. 1314); Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366) и др.

http://pravenc.ru/text/187252.html

XVI в., РГБ. Ф. 173. IV. 54, содержащий только текст до 1015 г.). Оба извода содержат почти идентичный текст новгородской летописи, отражающий события кон. XI - нач. XIV в., однако изводы различаются в части за XI в. Младший извод имеет продолжение о событиях XIV - 1-й пол. XV в. Ряд уникальных известий за XI и XIV вв. содержат также новгородско-софийские летописи, в целом представляющие сводческую работу уже XV в. Три памятника содержат тверское Л. с кон. XIII в. и на протяжении всего XIV в.: Рогожский летописец - свод, сохранившийся в единственной рукописи 2-й четв. XV в. (РГБ. Ф. 247. 253); Тверской сборник (Тв.), известный в 3 списках XVII в. (к Твери имеет отношение только текст с 1284 г.; более ранние статьи восходят к ростовскому своду 1534 г., который в свою очередь имел источники, близкие к новгородским и новгородско-софийским летописям), а также тверской летописный фрагмент за 1314-1344 гг., обнаруженный А. Н. Насоновым в рукописи XVII в. (ГИМ. Муз. 1473). История Л. XI-XV вв. во многих моментах может быть уверенно реконструирована на основе сравнительно-текстологического метода, анализа вставок, дублировок и внутренних т. н. швов, выявления языковой гетерогенности и др. методов. В то же время остается немало дискуссионных или не вполне проясненных вопросов. Важнейшие из наиболее ранних сохранившихся летописных кодексов (Лаврентьевский, Радзивиловский, Московско-Академический, Ипатьевский, Хлебниковский) в части до 10-х гг. XII в. содержат почти идентичный текст, начинающийся словами: «Се повести времяньных лет...» и получивший поэтому в науке название «Повесть временных лет» (ПВЛ). Этот свод состоит из обширной недатированной части (рассказывающей о расселении народов после потопа, географии Вост. Европы, происхождении Киева, визите св. ап. Андрея Первозванного на Русь и др.) и погодных статей с 852 (6360) г. по 10-е гг. XII в. (конкретный момент, когда заканчивается ПВЛ и начинаются ее продолжения, является предметом дискуссии). Статьи ПВЛ за IX-X вв., очевидно, написаны ретроспективно, на основании устной традиции и визант.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Как мученик с крестом в руке Н. изображается в произведениях различных видов визант. искусства: на иконе XI в. «Святые Прокопий, Димитрий и Нестор», из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Σωτηρου Γ., Σωτηρου Μ. Εκνες τς Μονς Σιν. Αθναι, 1956-1958. Τ. 1. Σ. 64; Τ. 2. Eik. 47); на фресках 3-й четв. XI в. Сакли-килисе в Гёреме (капелла 2). В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) образ Н. встречается в разных компартиментах и различается внешним обликом и деталями одеяния: на подпружной арке купола и в крипте он в хитоне и плаще, с крестом в правой руке, в юго-западной капелле кафоликона представлен в полный рост в воинском облачении - в кольчуге, коротком хитоне, плаще, с копьем и со щитом ( Chatzidakis-Bacharas Th. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athens, 1982. Р. 97-99). Его лик с усами и темной клинообразной бородой в крипте отличается от традиц. иконографии ( Connor C. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium. Princeton, 1991. P. 14-15). Редкий вариант с усами и едва обозначенной бородкой сохранился в ц. свт. Николая Касницис в Кастории (посл. треть XII в.) ( Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria: Mosaics Wall Painting. Athens, 1985. P. 60-61), на фресках парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы рядом с кафоликоном монастыря Дионисиат на Афоне (1546/47, мастер Георгий Критянин). С бородой Н. также изображен в сцене казни в росписях ц. Митрополии в Мистре в составе цикла Жития вмч. Димитрия (ок. 1312). В Ерминии же святой описан в чине мучеников как «юный, без бороды» (Ерминия ДФ. С. 164). Как воин Н. предстает во мн. монументальных декорациях: в Палатинской капелле в Палермо (50-60-е гг. XII в.) в соборе в Чефалу (1148) на Сицилии, в ц. во имя вмч. Пантелеимона в Нерези (1164), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Пантелеимона в с. Бояна близ Софии (1259, см.: Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. P., 1928. Pl. XV), в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Кифера (XIII в.) ( Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce. L " ile de Cythère. Athènes, 1997. P. 61. Pl. 5), в ц. во имя свт. Власия в Верии (XIII в.), в ц. во имя св. Климента (Перивлепты) в Охриде (1294/95), в ц. во имя праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (мастера Михаил и Евтихий, 1314), в ц. во имя св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315), в ц. во имя св. Димитрия в Пече (ок. 1345), в ц. Таксиархов (1359) и в ц. во имя св. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (ок. 1384-1385), в ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре Гонья (Крит) на о-ве Кифера (юг Пелопоннеса) (XV в.) (Ibid. P. 246-249. Pl. 4, 6); в сербских мон-рях - в Успенской ц. в мон-ре Грачаница (ок. 1320), в Вознесенской ц. в мон-ре Дечаны (ок. 1348-1350), Троицкой ц. в мон-ре Ресава (до 1418).

http://pravenc.ru/text/2565128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ (2-я четв. XIII в.- 8(15).02.1314, Брняк, Косово), св. серб. королева (пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать святых королей Стефана Драгутина (см. Феоктист , прп.) и Стефана Уроша II Милутина . Год и место рождения Е. неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, визант. владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Е. А. «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют (обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; 1958; McDaniel. 1982/1983). Прозвище Анжуйская применительно к Е. употребляется в научной лит-ре с кон. 50-х гг. XX в., начиная со статьи Г. Суботича. Житие Е. А., написанное вскоре после ее смерти архиеп. Печским Даниилом II , и документальные источники рисуют 2 образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Е. А. получила хорошее образование, владела неск. языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в мон-ре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.). На протяжении большей части жизни Е. А. сохраняла приверженность католич. Церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болг. царя Георгия I Тертера ( Jupeчek. 1978. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169). Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола (Там же. С. 169). Основала францисканские мон-ри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским мон-рям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Е.

http://pravenc.ru/text/189749.html

По сторонам конхи помещена композиция «Благовещение»; на стенах центрального нефа - сцены Двунадесятых Праздников и страстного цикла: «Рождество», «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Умовение ног», «Распятие». Композиция «Успение Богоматери» на зап. стене была испорчена при сооружении окна после тур. завоевания. В средней зоне находятся 8 изображений святителей в рост и 8 пророков. Ниже представлена композиция обличения царя Давида прор. Нафаном и фигуры святых. На одном из столпов - фигуры апостолов Петра и Павла вместе с местночтимой прмц. Иерусалимой. Изображение сщмч. Елевферия с молящимся Иоанном Амарианосом (происходящим из к-польской семьи, одна из ветвей к-рой, видимо, проживала в В.) носит не только ктиторский характер. Исследователи отмечают, что образ сщмч. Елевферия, дважды повторенный в апсиде и в нефе, символизировал освобождение от лат. оккупации (λευθερα - свобода). Политическая и церковная свобода В. была связана с правлением эпирского деспота Феодора Ангела, и к этому периоду относят росписи Старой Митрополии. 2-я фаза росписей (70-80-е гг. XIII в.) характеризуется иконографическими новациями и живописными приемами, предвосхищавшими палеологовский ренессанс. В это время были выполнены композиции центр. нефа, связанные с темой Двунадесятых Праздников и страстей Господних, напр., под композицией «Рождество» находятся остатки сцены «Бегство в Египет», под «Сошествием во ад» - «Явление Христа женам-мироносицам». В палеологовский период (ок. 1320) созданы композиция «Крещение» в сев. части храма, сцены жития св. Иоанна Предтечи и нек-рые фигуры святых. Церковь Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг. Церковь Воскресения Христова. 1314 - 1315 гг. Церковь Иоанна Богослова (Μγας Θεολγος), 3-нефная базилика нач. XIII в., перестроенная, вероятно, в XVII в. От нее сохранились алтарь и часть центр. нефа с фресками 2-й четв. XIII в. и нач. XIV в. Первоначальная роспись осталась только в алтаре: в конхе апсиды - Богоматерь Оранта с 2 ангелами, ниже - «Евхаристия».

http://pravenc.ru/text/158188.html

С т. зр. типологии, за редким исключением, архитектура XIII-XV вв. была консервативной, воспроизводившей известные структуры. 4-колонные храмы типа вписанного креста строились в Фессалонике (церкви вмч. Пантелеимона (1295-1314), св. Апостолов (1310-1314), вмц. Екатерины (датируется от 1280 до 2-й четв. XIV в.)) и в Мистре (церкви Св. Софии (ок. 1350), Богородицы Перивлепты (1348-1387), Богородицы Евангелистрии (XIV в.)). Крестово-октагональный тип храма лег в основу композиций церквей св. Феодоров мон-ря Вронтохион в Мистре (1290-1295) и Панагии Паригоритиссы в Арте (1282-1289), наиболее смелом по замыслу среди центричных храмов этого времени. Популярными оказались возродившиеся композиции однонефных церквей и базилик. Традиц. варианты представлены однонефными церквами св. Николая Орфаноса (нач. XIII в.) и св. Архангелов (XIV в.) в Фессалонике, св. Василия (ок. 1300) и 3-нефной базиликой св. Феодоры в Арте (нач. XIII в.), имевшей стропильное перекрытие. Но именно в пространственной переработке композиций этих архаичных типов фантазия зодчих проявилась в наибольшей мере. Развитие подобных структур шло в 2 направлениях. Первое привело к перекрытию однонефных залов т. н. структурой ставрепистегос (крестово-покрытая), в к-рой пространство словно пересечено в центре повышенным трансептом, а по сути перекрытие зала разделено на 3 зоны, 2 крайние имеют продольно направленные своды, а средняя - поперечный свод, приподнятый над ними (ц. св. Архангелов в Гераки (Ераки)). Подобным образом перекрывались и нек-рые простые крестообразные церкви этой эпохи (св. Елеусы на Имитосе, св. Георгия в Аликианосе на Крите), что является провинциальным упрощением купольной церкви типа свободного креста. Квадратная в плане ячейка, образованная на пересечении 3-нефной базилики сводчатым трансептом, перекрывалась повышенным, поперечно направленным сводом - т. н. купольным сводом (труллокамара; принципиально отличается от купольного свода). Такова церковь в мон-ре Като-Панагия близ Арты (1250-1270). В ц. Порта Панагия близ Трикалы (1283) цельный свод трансепта оказался выше свода центрального нефа. В обеих постройках нижняя пространственная зона ничем не отличается от базилики, разделенной 3 парами колонн. Поперечным сводом перекрывался и центральный купольный квадрат в нек-рых крестообразных храмах эпохи.

http://pravenc.ru/text/166461.html

части Македонии ( 1982. С. 21-22). Почерки этих книгописцев отличаются редкой для своего времени архаичностью, поэтому еще недавно их рукописи датировались XIII в. История складывания слав. фонда монастырского собрания (за исключением рукописей Иакова и Иоанникия (Иоанна) и вкладов митр. Иакова) с трудом поддается реконструкции. Часть рукописей, вероятно, попала в мон-рь с иноками или паломниками, часть была переписана на месте, какое-то количество могло поступить из слав. монашеских колоний в Палестине - рус. Богородицкого мон-ря, упоминаемого в Житии прп. Евфросинии Полоцкой; рус. общины («Михайловского монастыря») в лавре св. Саввы Освященного, существовавшей в 20-х гг. XIII в. и о к-рой говорится в Житии свт. Саввы Сербского ( Дoмehmujah, иером. Жumuje св. Саве. Београд, 2001. С. 296-297, 488); серб. Архангельского мон-ря в Иерусалиме, основанного в 1314/15 г. и сохранявшего национальный характер до кон. XVI в., а также из неизвестных по имени болг. обителей. Так, на начальном листе серб. Канонника 1-й пол.- сер. XIV в. (РНБ. Q.n.I. 58), хранящемся в Национальной б-ке в Париже (Paris. slav. 65. Fol. 2), имеется кириллическая запись XVI в. о передаче рукописи на Синай из иерусалимского Архангельского мон-ря (СКСРК, XIV. С. 503. 347). Со 2-й четв. XIX в. собрание начинает распыляться в результате собирательской и исследовательской деятельности ученых, в первую очередь из слав. стран. Отрывки ряда слав. рукописей Синая (Синайской глаголической Псалтири, Синайского Требника (Евхология), Бычковско-Синайской Псалтири, Добромирова Евангелия, русско-болг. сборника-конволюта XII-XIII и XIII вв., рус. Часослова XIII в.), а также целые кодексы (Златоуст Ягича, серб. Канонник XIV в.), вывезенные из мон-ря в сер.- кон. XIX в., находятся в хранилищах С.-Петербурга, Парижа и Ватикана. Слав. старопечатное собрание б-ки мон-ря нуждается в изучении. Лит.: Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856. С. 214-225; Антонин (Капустин), архим.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Les voies de la création en iconographie chrétienne. P., 1994. P. 182-185, 219-228). При адаптировании традиционной схемы к предтеченскому циклу в нее был включен дополнительный эпизод - «Наречение имени Иоанна Захарией», иконография к-рого известна c IV в. и впервые встречается в скульптуре Латеранского саркофага (IV в., Латеранский музей, Рим). В развитых житийных циклах этот эпизод мог составлять отдельное клеймо: на синайской иконе «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» (нач. XIII в.), в баптистерии св. Иоанна Предтечи на о-ве Кос (нач. XIII в.), а также в клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 16 клеймах» из Троицкой ц. с. Нёнокса Архангельской обл. (2-я пол. XVI в., АМИИ). Композицию мог дополнять эпизод «Поднесение младенца Иоанна Захарии», как в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314); на фресках ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1378); в клейме иконы из ц. свт. Николая Чудотворца в Мясниках (1-я четв. XVII в., ГМЗК). В XIV в. в соответствии с тенденцией палеологовского искусства вводить в иконографию бытовые детали в композиции «Рождество св. Иоанна Предтечи» появились изображение стола с яствами рядом с ложем Елисаветы и сцена «Укачивание младенца» (параллельно такое же добавление было сделано в композицию «Рождество Богоматери»; см.: Лихачева. 1970). В XVI-XVII вв. «Рождество св. Иоанна Предтечи» стало необходимым эпизодом всех житийных циклов святого, оставаясь также темой отдельных праздничных икон: новгородской иконы 1-й четв. XVI в. из Клопского мон-ря; 2 икон-таблеток из ГТГ (2-я пол. XVI в.); иконы из собрания Н. П. Лихачёва (XVI в., ГРМ). На последней иконе в традиц. схему включен возвышающийся над композицией образ И. П. Ангела пустыни, фронтально обращенного к зрителю. Сходное решение встречается на ряде икон XVII в., что, вероятно, было вызвано необходимостью усилить функцию моленного образа на праздничной иконе. Будучи непременным эпизодом всех сохранившихся житийных икон И.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Богородицы»; К. М., как создатель канона на Успение Пресв. Богородицы, представлен со свитком с начертанными на нем строками из стихиры утрени этого праздника. Еще раз такой же вариант размещения К. М. и прп. Иоанна Дамаскина встречается рядом с композицией «Успение Пресв. Богородицы» в ц. вмч. Георгия в Полошко, Македония (ок. 1370, впосл. переписаны). Ту же композицию в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314) попарно обрамляют 4 фигуры песнотворцев или 2, как в ц. св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). В Боянской ц. свт. Николая Чудотворца, Болгария (между 1156 и 1188) фигуры К. М. (сохр. частично) и прп. Иоанна Дамаскина расположены парно на юж. и сев. склонах (соответственно) зап. свода, фланкируя композицию «Распятие»; текст на свитке К. М., а также надписи, индентифицирующие образ, не сохранились, в данном случае логику размещения здесь этого гимнографа подтверждают его труды составителя песнопений Великого четверга и Великой пятницы, а также канона на Воздвижение Креста Господня. Та же схема повторена в росписи трапезной (2-я пол. XIII в.- по А. Орландосу, посл. четв. XIII в.- по И. Коллиасу) мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. В ц. Пресв. Богородицы Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) К. М. и прп. Иоанн Дамаскин представлены на вост. склоне арки, рядом с композицией «Введение во храм Пресв. Богородицы». В ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) гимнографы (К. М. в составе 4 фигур) помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», тексты в их свитках отражают тему Боговоплощения. Данный композиционный принцип размещения гимнографов - рядом со сценами воспетых ими праздников, известен и в иконописи, напр., на визант. иконе «Успение Пресв. Богородицы, с избранными святыми в клеймах» (кон. XIV - сер. XV в., Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины). Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота в части рекомендаций по росписи храма предписывает изображать гимнографов в 4-м ярусе сверху наряду с мучениками, иерархами «в остальных местах», кроме алтаря и клиросов, т.

http://pravenc.ru/text/Косма ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010