Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

Ист.: Житие Дионисия Глушицкого//Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 99-101; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 157; Описание о российских святых. С. 132. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 212-214; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 570; Зверинский. 2015р. Т. 3. 1822. С. 113; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567. Е. В. Романенко Иконография Единоличные иконы П. неизвестны. Самое раннее из сохранившихся изображений святого имеется в составе житийного цикла иконы «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ). В 4-м клейме 2 преподобных представлены на фоне гористого пустынного пейзажа с палатами и древом, на верхнем поле пояснительная надпись: «прп(д)бны деониси постави келеицу малу при древе черемухе». П. изображен в правой части композиции вполоборота влево средовеком в монашеском облачении - коричневато-охристой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, руки перед грудью в жесте моления. Святой высок ростом, с лопатообразной бородой без проседи длиной до середины груди; именующая надпись выполнена киноварью на фоне горок: «п пахомеи». П. представлен среди Вологодских святых в нижней левой части композиции на иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМЗ). Преподобный, поименованный как «Пахомий Вологодский иже на езере [Кубенском?]», изображен коленопреклоненным, в схиме (облачение соответствует чину святости: ряса, мантия, схима с Голгофой и крестами, на голове куколь), правая рука с раскрытой на зрителя ладонью приподнята на уровне плеч, левая протянута в сторону Спаса; длинная борода П. со значительной проседью сужается книзу. Образ П. включен в иконографическую программу иконы «Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря», созданной московскими иконописцами в кон. 2000-х гг. (Спасо-Каменный мон-рь). Святые изображены 2 группами по сторонам окруженной водами Кубенского оз. островной обители, в верхней части композиции - образ «Преображение Господне» в соответствии с посвящением главного храма. Фигура П. помещена в верхнем ряду слева, рядом с образом прп. Александра Куштского (пару с противоположной стороны составляют прп. Евфимий Сянжемский и блж. Василий Каменский). П. представлен вполоборота к центру, правая рука - в молении перед грудью, в надписи назван Святолуцким. Он средовек со значительной проседью в волосах, с широкой бородой средней длины, слегка волнистые волосы с короткой челкой лежат прядями и спускаются на шею чуть ниже ушей. Святой одет в ярко-малиновую рясу, коричневую мантию и сине-зеленую схиму, куколь опущен на плечи.

http://pravenc.ru/text/2579828.html

изображен в куколе, в остальных случаях святой показан с непокрытой головой. В традиц. иконографии И. представлен на иконах из вологодских церквей: из собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (3-я четв. XVII в. под записью XIX в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте (1-й пол. XVIII в., именован «         i»), из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (2-я пол. XVIII в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (XVIII в.). На иконе «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в.) И. показан в 4-м регистре сверху, в одном ряду с преподобными Амфилохием и Дионисием Глушицкими, напротив него - прмч. Галактион. И. представлен вполоборота вправо, безбородым и безусым юношей, руки сложены в молении. У него правильный овал лица, большие глаза, дугообразные брови, довольно крупные нос и рот, откинутые назад прямые волосы до плеч открывают высокий лоб. Он более, чем другие изображенные, отмечен киноварной подрумянкой ланит. Одеяние монашеское, ряса и мантия писаны по золоту, притенения и складки обозначены коричневым цветом, параман и опущенный на плечи куколь темно-синего цвета с белыми крестами, именующая надпись помещена на нимбе: «      ». На иконах работы «Лазаря Климова Ершова со товарищи» (1778, АМИИ) и вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых (1779, ВГИАХМЗ, из ц. Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологды), а также на иконе неизвестного автора из Семинарской ц. г. Вологды (кон. XVIII - нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И., юноша с короткими волнистыми волосами, изображен справа во 2-м верхнем ряду, в традиционном облачении. И. с покрытой куколем головой представлен на 2 иконах «Спас Всемилостивый с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВУИАХМЗ) в левой части композиции, руки прижаты ладонями к груди. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте г. Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан в рост слева в 3-м ряду предстоящих.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Эволюция парной иконографии устюжских юродивых во 2-й пол. XVII - XVIII в. определялась прежде всего особенностями почитания блж. Прокопия. С ним связано появление изображения Богородичной иконы, к-рой молятся оба юродивых (образа Благовещения, упоминаемого в Житии блж. Прокопия, или Казанской иконы Божией Матери, празднование к-рой 8 июля совпадает с днем памяти блж. Прокопия), а также включение в композицию сюжета моления блж. Прокопия в Успенском соборе о спасении города от огненной тучи и каменного града (со 2-й пол. XVII в. туча с молниями иногда изображалась на фоне между фигурами святых). На основе последнего варианта в XVIII в. сложилась новая разновидность двойной иконографии устюжских святых, включающая 2 эпизода их Житий - моление блж. Прокопия о Вел. Устюге в Успенском соборе и прижизненное чудо И., связанное с тем же храмом. Согласно Житию, свящ. Григорий Долгая Борода, желавший испытать юродивого, видел, как тот, осенив себя крестным знамением, со словами «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» возлег на горящие угли в печи соборной трапезной ( Верюжский. Вологодские святые. С. 352). Обычно чудеса блаженных Прокопия и И. показаны в разных компартиментах одной и той же постройки, И. представлен погрудно, лежащим в печи, рядом с к-рой стоит старец-священник. Неск. икон такого типа 2-й пол. и кон. XVIII в. находятся в собрании ВУИАХМЗ; к ним примыкает черневой образок устюжской работы 1769 г. из частного собрания в Германии ( Сорокатый. 2003. С. 138-139, 141-143; 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus " 988-1988: Russische Heilige in Ikonen. [Recklinghausen], 1988. S. 118-119. N 175). Иконы блаженных Прокопия и И. с изображением на фоне 2 их чудес известны и за пределами Устюжского региона - таков храмовый образ придела блаженных Прокопия и И. в Благовещенской ц. Архангельска (ныне в ц. Мартина Исповедника в Соломбале, Архангельск), датируемый 1-й третью XVIII в. ( Кольцова. 2009. С. 54, 58), но, возможно, исполненный позже, а также икона сер. (?) XVIII в. из Крестовоздвиженской ц. в Иркутске (Сибирская икона: [Альбом]. Омск, 1999. С. 257. Табл. 97, датирована кон. XVII - нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/469408.html

И. Бовыкина в московской мастерской Л. К. Ершева (АМИИ), и на ее копии, выполненной для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды на средства того же вкладчика в 1779 г. вологодскими иконописцами Д. В. и И. Д. Сумароковыми, а также на списке (дополненном 2 патрональными святыми) нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (обе во ВГИАХМЗ). На иконе 2-й пол. XVIII в. из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (ВГИАХМЗ) П. показан в правой части композиции в ряду с др. Комельскими преподобными - Сергием Нуромским, Корнилием и Иннокентием. Возле Спасителя справа П. предстоит на 2 иконах XVIII в. (ВУИАХМЗ). Гораздо реже образ П. размещали в левой части композиции, напр., на иконе XVII в. (?) (с поздними записями, ВГИАХМЗ) - в верхнем ряду предстоящих, рядом со свт. Антонием Вологодским, и на иконе 1-й пол. XIX в. с поновлениями из вологодской ц. прав. Лазаря (П. припадает к стопам Иисуса Христа слева - возможно, неточность поновителя иконы). Уникален по иконографии образ кон. XIX в. в академической манере (ц. прав. Лазаря в Вологде): стоящему на облаке Спасителю предстоят 2 Вологодских преподобных - Сергий Нуромский и П. (справа, со скрещенными на груди руками, с длинными четками). Обнорский святой изображен с длинной клинообразной седой бородой и волнистыми волосами до плеч, разделенными на прямой пробор. В совр. иконописи появился «Образ Пресвятой Богородицы Вологодской» (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов), находящийся в приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (П. слева, со свитком в правой руке). Образ П. изредка вводился в иконописные и монументальные ансамбли, посвященные последователям прп. Сергия Радонежского, напр. на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ); на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского» в Успенском соборе ТСЛ (1881-1882, московский иконописец М. А. Рогожкин); в росписи ц. прп.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Изображения Л. встречаются в произведениях лицевого шитья, исполненных в строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в.: на саккосе митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (ЯИАМЗ); на правом вскрылье его клобука (1665, ГМЗРК; Л. с короткой бородой, в молении, перед свт. Исаией). На палице сер. XVII в. размещен сюжет «Богоматерь с Младенцем в молении святителей Леонтия, Исаии, Игнатия Ростовских» (ЯИАМЗ). В сер. XVII в. архидиак. Павел Алеппский видел образ Л. со святителями Исаией и Игнатием на саккосе, омофоре, палице и епитрахили Ростовского митр. Ионы ( Павел Алеппский. Путешествие. С. 125). В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский», на к-рой святители представлены фронтально в рост в архиерейском облачении, каждый с Евангелием в руке (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НИАМЗ). На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, выполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), Л. помещен среди избранных святых на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в. Конец подвеса с изображением Л. (XVIII в., ГМЗРК) был сделан в ростовском Рождественском мон-ре. Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVI вв., близкие по иконографии, стилю и приемам резьбы. На резной иконе «Ростовские святые со свт. Николаем Чудотворцем и Спасом Еммануилом» кон. XVI в. (ГММК; Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. С. 101-103. Ил. 11) помещена прямоличная фигура Л. с двуперстно благословляющей правой рукой, в левой покровенной руке - Евангелие. На 2 деревянных крестах (сер. XVI в., ГМЗРК) ростовые изображения Л. и свт. Николая Чудотворца представлены на оборотах, на средней перекладине в круглых медальонах - полуфигуры Ростовских святителей ( Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 195. 1-3; Табл. 196. 2, 3, 5). На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» (сер. XVI в., СГИАХМЗ; Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 364) вырезаны образы святителей Иакова, Л., Исаии и Игнатия, на раме - полуфигура свт. Петра, митр. Московского. Деревянный резной наперсный 2-сторонний крест XV-XVI вв., выполненный в Москве, имеет сложную иконографическую программу: на лицевой стороне под центральным образом Богоматери «Знамение» изображены святители Петр, Николай и Л. (ГРМ; Древлехранилище памятников иконописи и церк. старины в ГРМ. СПб., 2014. С. 90. Кат. 106. (Альманах; Вып. 433)). Л. изображен среди избранных святых: свт. Николая, свт. Климента, прор. Илии, прп. Ефрема, еп. Никиты Новгородского (дерево, резьба, скань; ВУИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Уже в XVI в. в сцене с Калояном, входящей в состав житийных циклов Д. С. (клеймо иконы из НГОМЗ, клеймо на окладе иконы 1586 из Ипатиевского мон-ря, ГИМ), встречается условное изображение Фессалоники, к-рое на рубеже XVI-XVII вв., обогатившись многочисленными деталями, стало частым атрибутом отдельных композиций (икона рубежа XVI и XVII вв. из Димитриевской ц. с. Сабурова Московской обл., ЦМиАР; средник строгановской житийной иконы 1609, ГТГ,- изображение города и народа; средник иконы сер. XVII в. из с. Селецкого Медвежьегорского р-на в Карелии (МИИРК), где за стенами города изображена царица (?) со служанкой). Очевидно, этот вариант иконографии отражает стремление уподобить образ Д. С. иконам вмч. Георгия. В искусстве XVII - нач. XVIII в. сохранились основные варианты иконографии Д. С., но наибольшей популярностью пользовался образ воина, иногда дополняемый необычными деталями. На иконе кон. XVII в. из с. Тимощелья Мезенского р-на (АМИИ) Д. С. показан со щитом, на к-ром представлен двуглавый орел, у ног святого - горящие свечи; на ярославской иконе рубежа XVII и XVIII вв. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собраний/Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 44) в традиц. иконографию добавлены орнаментированные доспехи, трактованные в европ. духе, и знамя в левой руке святого; у его ног лежат щит, ножны, саадак; фоном служит тщательно разработанный пейзаж с обильной растительностью, многочисленными сооружениями, зверями и птицами (близкое, но менее насыщенное подробностями изображение - в среднике житийной иконы нач. XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). Изображение пейзажа и доспехов у ног святого встречается также в появившихся в сер.- 2-й пол. XVII в. изображениях святого в молении (иконы 3-й четв. XVII в. из старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; ок. 1700 из московского Златоустовского мон-ря, ГТГ; в среднике житийной иконы 1725 г. письма И. Кондакова из Димитриевской церкви в Дымковской слободе близ Вел. Устюга, ВУИАХМЗ - в 2 последних случаях на заднем плане - город (Фессалоника?)). Редкий пример переосмысления древней фессалоникийской традиции изготовления реликвариев и ампул для мира св. Димитрия - серебряный ковчег кон. XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) с изображением Д. С. на лицевой стороне и сценой исцеления от его мироточивых мощей - на обороте.

http://pravenc.ru/text/178231.html

1909. С. 310; Подобедова. 1965. С. 80-86; Рыбаков. 1971. С. 14). В иконописи В иконописи наиболее раннее изображение О. сохранилось на иконе «Небесная сень» работы псковского мастера (70-е гг. или 3-я четв. XVI в., ТОКГ), происходящей из ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери. Святая представлена в клейме вместе со св. князьями Владимиром, Борисом и Глебом, Всеволодом (Гавриилом) и Довмонтом (Тимофеем) Псковскими; надпись: «оаг кн (л)га» ( Попов, Рындина. 1979; Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. С. 316-317. Кат. 148). К 1625 г. относятся сведения о сравнительно ранней иконе с изображением О.: «Лета 7133 г(о) генваря въ 25 де(нь)… отпущено в Таможенной приказ образ Живоначальные Троицы, на полем написан благоверный князь Всеволод да благоверная княгиня Ольга, оклад по полямъ басмянной серебрян золочен, венцы и подписи резныя, наведены финифты, подкладка камка червчата» ( Успенский. 1914. С. 3). Ко 2-й пол. XVIII в. относится одна из самых ранних известных единоличных икон О. (ВУИАХМЗ; возможно, восходит к живописному оригиналу). Поясное изображение О. в 3/4-ном развороте к Иисусу Христу в левом верхнем углу заключено в овальный медальон; на ее голове - диадема в виде небольшого кокошника, светлый плат обвивает шею и плечи. На иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ) определяющим для изображения О. стало стремление подчеркнуть ее царское достоинство: святая представлена без нимба и с надписью, в к-рой названа святой блаженной княгиней российской. Как на парадных портретах, она показана в пространстве открытого портика у престола, в подбитой горностаем шубе, в увенчанной крестом имп. короне, без плата, волосы распущены; в правой руке она держит скипетр; левая - лежит на державе с белым платом на престоле; здесь же стоит небольшой крест, что, возможно, является отсылкой к Житию О. Примеры сходных по иконографии икон (детали облачения варьируются): «Св. кнг. Ольга и царь Давид» (1855, НГОМЗ); кон. XIX в. (НГОМЗ); «Равноап. кнг. Ольга в молении Спасителю» (кон. XIX в., частное собрание); икона (под поздней записью) из ц. равноап. кнг. Ольги из с. Преполовенка Безенчукского р-на Самарской обл.; 2-сторонняя икона (нач. ХХ в., Раменский ист.-худож. музей; на лицевой стороне - Ченстоховская икона Божией Матери (?), на обороте - предположительно О.); поясная икона в окладе (худож. М. Страшнин (?), 1818, Красноярский краевой КМ); «Св. кнг. Ольга и прор. Анна» (1888, ЗИАХМЗ) и др.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

чудотворцев (Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в. М., 1994. С. 34). Образы И. сер. XVII-XVIII в. в основном представлены в композициях в паре с блж. Прокопием. Они создавались в разных техниках и имели разное назначение, но гл. обр. были местными или пядничными иконами. Последние зачастую выполняли функции «подносных» («раздаточных») образов, особенно после учреждения в 1682 г. Устюжской епархии (ср. сведения об иконе, написанной в 1683 Б. Дементьевым и «обложенной» И. Гавриловым, к-рая была поднесена прибывшему в город первому Устюжскому архиеп. Геласию (РИБ. Т. 14. Стб. 1033-1034); 2 иконы устюжских блаженных во 2-й пол. XVII в. хранились в царской образной палате (Церк.-археологическое древлехранилище при Московском дворце в XVII в./Предисл.: А. И. Успенский//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. С. 36)). Данные о таких произведениях, находившихся в Вел. Устюге, содержатся в писцовой книге города 1676-1683 гг. К этому времени образ блаженных Прокопия и И. появился в местном ряду иконостаса нового Успенского собора в Вел. Устюге, освященного в 1658 г. (Устюг Великий. 1883. С. 45). В др. (далеко не во всех) храмах города в писцовых книгах также упомянуты только парные изображения этих святых, относившиеся к разным типам (Там же. С. 56, 62, 68, 72, 74, 78, 83) - как отдельные иконы, так и фигуры, к-рые дополняли иные композиции, акцентируя заступническую миссию устюжских чудотворцев. К числу последних принадлежали образы на створах, фланкировавших иконы Страшного Суда и Спаса Нерукотворного, или образ Спаса Смоленского с припадающими святыми в «бочке» на фасаде деревянной Никольской ц. (аналогичная композиция, также включающая фигуры храмовых святых, блаженных Прокопия и И., очевидно, восходит к нач. XVIII в. и помещена в бочкообразном киоте на вост. стене ц. вмч. Димитрия Солунского в Дымковской слободе Вел. Устюга, построенной в 1708). Сорокатый сообщает о деисусной иконе И. сер. XVII в. в собрании ВУИАХМЗ и делает вывод о существовании парных деисусных икон устюжских юродивых ( Сорокатый.

http://pravenc.ru/text/469408.html

XVIII в., Гос. музей Палехского искусства). Встречаются ростовые изображения апостола в молении, возможно входившие в состав деисусных чинов, как на старообрядческой иконе «Апостолы Симон Зилот и Иаков Зеведеев» из собр. А. А. Кирикова (2-я пол. XIX в., см.: Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57). Аналогичные апостольские чины были известны также в визант. искусстве, напр. апостольский чин с поясными изображениями из ц. свт. Власия в Веррии (1360, Музей визант. искусства, Веррия), и в греч. традиции Нового времени, напр. поясное изображение И. З. на иконе ок. 1700 г. (Музей икон, Рекклингхаузен). В балканском искусстве XVIII-XIX вв. отдельные иконы И. З. не в составе апостольского чина также входят в иконостас, как, напр., икона в иконостасе парекклисиона вмч. Димитрия 1813-1814 гг. в мон-ре Дечаны (см.: Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 88). В XVII в. разрабатывалась иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний: иконы «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома; см.: Костромская икона. 2004. Кат. 77), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» кон. XVII в. из собрания К. В. Воронина, «Распятие с апостольскими страстями», написанная Фёдором Рожновым по заказу патриарха Адриана для Успенского собора Московского Кремля (1700, ГММК). На этих иконах изображены проповедь Евангелия и усекновение главы И. З. В связи с разработкой апостольской темы в искусстве XVII в. сюжеты апостольских страстей и образы апостолов часто включаются в программы росписей храмов, напр. ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683), где И. З. изображен в рост в откосе окна, сюжет «Усекновение главы ап. Иакова» помещен на галерее храма. Композиция «Призвание апостолов Иоанна и Иакова» представлена на юж. стене ц. прор. Илии в Ярославле, а образ И.

http://sedmitza.ru/text/692251.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010