языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Появление греческой литературы связано в первую очередь с письменной фиксацией гомеровских поэм в середине VI в. до н. э., а также так называемых Гомеровых гимнов в честь богов. Но первыми по-настоящему авторскими литературными произведениями стали сочинения Гесиода (ок. 730 – ок. 650 гг. до н. э.). К архаическому периоду относится, в частности, творчество таких греческих поэтов-лириков, как Архилох (ок. 680 – ок. 640 гг. до н. э.), Алкей (ок. 620/626 – ок. 580 гг. до н. э.), Сапфо (ок. 630 – ок. 570 гг. до н. э.), Анакреонт (ок. 570/559 – ок. 485/478 гг. до н. э.), Пиндар (ок. 522/518 – ок. 448/438 гг. до н. э.) и многих других. В это же время начинает творить Эсхил (525–456 гг. до н. э.) – знаменитый греческий драматург, стоявший у истоков формирования трагедии как литературного жанра. Рождение греческой философии связывают с именами Фалеса (ок. 640/624 – ок. 548/545 гг. до н. э.), Анаксимандра (ок. 610 – ок. 547/540 гг. до н. э.), Анаксимена (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 544 – ок. 683 гг. до н. э.) и Пифагора (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.). Концепции раннегреческих философов стали первыми известными попытками рационалистического объяснения окружающего мира. Римская Греция и греческая Эллада Названия «Греция» и «греки» вошли в употребление благодаря древним римлянам. Дело в том, что первоначально данный этноним ( γραικς ) применялся исключительно к одному из племён, живших в западной, обращённой к Италии, части Балканского полуострова – Иллирии, называемой также Эпиром. Впоследствии римляне перенесли наименование «Греция» на всю территорию Пелопоннеса. Сами же греки именовали себя «эллинами» ( λληνες ), а свою страну, соответственно, называли «Эллада» ( λλς ). Можно сказать, что классическая греческая цивилизация начала складываться на заре так называемого «архаического периода», была создана практически заново 488 . Это было поистине настоящее «греческое чудо». Преодолев хаос «тёмных веков», Эллада стояла на пороге «золотого века» своей культуры – эпохи, которая войдёт в историю как классический период древнегреческой цивилизации. В это время с необычайной силой и во всей красе раскрывается мощный духовный и культурный потенциал греческой нации, породившей гениальных философов, поэтов, писателей, архитекторов, учёных мужей и государственных деятелей. Достижения классической эллинской культуры не только заложили основы для становления и развития последующей цивилизации Древнего Рима, но и стали мощным импульсом для формирования будущей европейской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1139); Бежген (ок. 1140); Нерсес (1149-1155); Степанос (1155-1195); Ованнес (1195-1235); Нерсес (1235-1262); Степанос (1262-1323); Сукян и Петрос (ок. 1323-1331); Закария (ок. 1331); Давит (?); Карапет (1402-1420); Ованнес (ок. 1426-1428); Маттеос (ок. 1434); Атанас, Григор и Ованнес (1441-1470); Азария (?); Фума (ок. 1471); Аристакес (?); Степанос (ок. 1476); Нерсес (ок. 1478); Шмавон (ок. 1481); Аракел (1481-1497); Матфей (ок. 1488); Аристакес (1515-ок. 1516); Саркис (ок. 1554); Григор (ок. 1559-1574); Петрос (1571); Давит (ок. 1573); Филиппос (?); Ованнес (1574-1586); Давит (ок. 1584); Атанас (ок. 1585); Шмавон (1586-1611); Аристакес Колатакци (ок. 1588); Мелкисет Арашеци (ок. 1593); Симеон (ок. 1616); Петрос Хондзкеци (1653-1675); Симеон Хоторашенци (1675-1701); Еремия Хасан-Джалалянц (1676-1700); Есайи Хасан-Джалалянц (1702-1728); Нерсес (1706-1736); Исраел (1728-1763); Нерсес (1763); Ованнес Гандзасареци (1763-1786); Симеон Хоторашенци (1794-1810); Саргис Гандзасареци (1810-1828; с 1815 с титулом митрополита). Э. Н. Г. Культура А. К. формировалась в русле развития общих для стран Закавказья исторических процессов. Сосуществование различных традиций предопределялось объединением в этом политическом образовании множества народностей. Ни в эпоху существования Албанского царства, ни в последующие столетия, судя по сохранившимся памятникам, на этой территории так и не сформировалось достаточно цельной культуры. Включение бывш. областей Вел. Армении (Арцаха и Утика на Правобережье Куры) в Албанское марзпанство Ирана положило начало смещению процессов развития культуры А. К., чему способствовали и др. события V-VI вв.: упразднение царской власти, перенос центра марзпанства и католикосата в г. Партав на правом берегу Куры, приход к власти арм. династии Михранидов. Эти обстоятельства требуют иного по сравнению с предшествующим периодом понимания географических рамок развития христ. культуры этого образования, в пределах к-рого начиная с V в. распространялась юрисдикция Албанской Церкви.

http://pravenc.ru/text/Албания ...

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров. Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Сефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

http://pravenc.ru/text/77218.html

По состоянию на 1906 год его денежное содержание составляло 6000 рублей в год, из которых 1800 руб составляло жалованье и 4200 руб - столовые деньги . _______________________ Но откуда же пошел, собственно говоря род Рузских и кто был предками будущего генерала? Ведь, доподлинно известно, что дворян Рузских на Руси в раньше не было, но зато в Подмосковье исстари известен уездный городок Руза. Как оказалось, фамилия Рузских и впрямь «говорящая», а обязаны ею будущие носители любвеобильности одного из родственников нашего замечательного поэта М.Ю. Лермонтова - Алексея Михайловича Лермонтова, бывшего в чине коллежского советника, городничим города Руза. Алексей Михайлович Лермонтов по завершении военной службы в 1775 г. в чине капитана, служил в Московском гусарском полицейском батальоне, затем уездным казначеем в Серпухове, а в 1782 г. был назначен городничим в Рузу. Женат он был дважды, вторая его жена - Елизавета Семеновна (род. ок. 1751). У него четверо законных детей: Михаил (род. ок. 1774), Клеопатра (род. ок. 1775 ), Лия (род. ок. 1777) и Аполлон (род. ок. 1789). По всей видимости, в Рузе ни для кого не было тайной, что у их городничего долгие годы была и фактически вторая, побочная семья. От многолетней внебрачной связи с купеческой дочерью Маврой Козминичной Калашниковой (род. ок. 1777) он имел по меньшей мере девять детей. При этом все сыновья А.М. Лермонтова носили фамилию «Рузский», происхождение которой таким образом становится совершенно очевидным. Их мать - дочь купца Козмы Николаевича Калашникова и его жены Евдокии Дмитриевны. Согласно исповедной ведомости Воскресенского собора города Рузы за 1802 год семья проживала в Никольской слободе. Глава семьи - купеческая вдова Евдокия Дмитриевна Калашникова (род. ок. 1752), у нее дети: Мавра (род. ок. 1777), Пахом (род. ок. 1782), Яков (род. ок. 1785), Агафья (род. ок. 1785), Филипп (род. ок. 1786) и Наталья (род. ок. 1793). У девицы Мавры трое детей: Ольга, Арсентий и Дмитрий . А теперь рассмотрим фрагмент исповедной росписи Московской епархии города Рузы

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/01/...

Исх 1,1–5, 7, 13–14; 2,23б-25; 6,2-30; 7,1-13, 19-20а, 21б-22; 8,1–3, 11б-15; 9,8-12; 11,9-10; 12,1-20, 28, 37а, 40–51; 13,1–2, 20; 14,1–4, 8–9, 15–18, 21а, 21б-23, 26-27а, 28–29; 16,1–3, 6-14, 16–18, 22–28, 31–36; 17,1а; 19,1-2а; 24,15б-28а; 25–30; 31,1-18а; 34,29–35; 35,40. Левит целиком. Числ 1–9; 10,1-28; 13,1-17а, 21, 25-26а, 32а; 14,1–2, 5–7, 10, 26–30, 34–38; 15; 16,1а, 2б-11, 16–24, 27а, 32б, 35–50; 17–19; 20,1а, 3б-4, 6-13, 22–29; 21,4а, 10–11; 22,1; 25,6-18; 26; 27–31; 32,18–19, 28–33; 33–36. Втор 4,41–43; 32,48–52; 34,1а, 7–9. В. IV-я Священ. История (ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ) ; источники: устное Предание, Книга войн Ягве, Книга Яшар , эпос, законодательные тексты, летописи. Первоначально эта история начиналась Второзаконием, за ним следовали книги: Иошуа (Иисуса Навина), Судьи, Самуил (1–2 Царств) и Цари (3–4 Царств). Завершена в VI b. до Р.Х. в Вавилоне. Охватывает время от смерти Моисея (XIII b. до Р.Х.) до смерти Навуходоносора II (562 г. до Р.Х.) . 5. Хронология годы до н. э. Ветхий Завет годы до н. э. Внебиблейский мир ок. 1850 Переселение Авраама в Ханаан 1840–1742 Аменемхет III в Египте ок. 1750 Переселение Иакова в Ханаан 1728–1686 Хаммурапи в Вавилоне ок. 1700 Израиль переселяется в Египет ок. 1700 Воцарение гиксосов в Египте Устные сказания о патриархах 1580 Изгнание гиксосов из Египта ок. 1285 Угнетение Израиля в Египте 1301–1234 Рамсес II в Египте 1234–1220 Мернептах в Египте Проповедь Моисея ок. 1230 Поход Мернептаха в Сирию Десять заповедей (Исх 20) ок. 1190 Иисус Навин ок. 1200 Троянская война Вторжение Израиля в Ханаан 1125 Последняя борьба с хананеями Девора нач. XII в. Вторжение филистимлян в Ханаан Героический эпос Израиля 1112–1025 Период Судей 1112–1074 Тиглатпаласар I в Ассирии Книга Завета (Исх 20,22–33,33) ок. 1050 Самуил. Филистимское иго ок. 1025 Воцарение Саула ок. 1000 Смерть Саула ок. 1000-961 ок. 950 Возникновение царства Савского 961-922 Соломон Священная История Ягвиста (Я) 922 Летописи, сказания и гимны, вошедшие в Библию Разделение Израиля на Иудейское и Израильское царства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В Киеве, Чернигове, Галиче обнаружены дворы феодалов площадью ок. 0,1-0,2 га. Площадь дворов простых горожан в Новгороде, Киеве, Рязани, Смоленске составляла до 0,06 га. В городах было от 3 (Рязань) до неск. десятков (Киев, Смоленск, Новгород) каменных церквей. Повсеместно обнаружены производственные комплексы, ремесленная деятельность представлена множеством узкоспециализированных профессий. Активное градообразование отмечено на Руси во 2-й пол. Х в. Особенно интенсивно этот процесс протекал в Ср. Поднепровье, на юго-западе и северо-западе страны. Систематизация по шкале социально-экономических укрепленных поселений позволяет определять как городские многие из тех поселений, к-рые известны только археологически. Абсолютное большинство имело площадь не менее 2,5 га, защищенную стенами и рвами с примыкающими к ним открытыми селищами-посадами. X - нач. XI в. датируют следующие поселения, обладавшие городскими признаками (указаны дата 1-го упоминания и площадь на это время): в Киевской земле - Киев (до X в., 11 га), Вышгород (946, ок. 7 га), Белгород (991,52 га), Витичев (949, ок. 10 га); в Переяславской земле - Переяславль (907, ок. 80 га), городища Гочевское (ок. 10 га) и Б. Горнальское (ок. 5 га); в Черниговской земле - Чернигов (907, ок. 8 га), Любеч (907, 4,5 га), Новгород-Северский (1079, 3 га); в Галицко-Волынской земле - Перемышль (981, 3 га), Червен (981, 4 га), Волынь (1018, 0,5 га), городища: Листвин (11 га), Ступница (14 га), Ревное I (4,5 га), Ревное II (ок. 10 га), Грозницы (ок. 6 га); в Полоцкой земле - Полоцк (862, 10 га), Витебск (1021, 4 га); в Новгородской земле - Новгород (859, 7 га), Псков (903, 2,5 га), Ладога (862, 1 га); в Ростово-Суздальской земле - Суздаль (1024, ок. 50 га), Белоозеро (862, ок. 30 га); в Рязанской земле - Рязань (1096, 4,5 га), городища Белогорское (4 га) и Титчиха (7,5 га). 14 из этих поселений упомянуты в письменных источниках в связи с событиями IX-X вв., 5 - в текстах XI в. Уверенно можно говорить о городском характере Киева и Новгорода, где первые укрепления были окружены кварталами с усадебной застройкой, улицами и переулками.

http://pravenc.ru/text/180421.html

чел., или 7,6% всего населения; в Латгалии - ок. 64,2 тыс. чел., или ок. 12,7% населения т. н. латгальских уездов Витебской губ. (Двинский, Режицкий и Люцинский). Всего в 1897 г. на территории совр. Л. проживали ок. 121,7 тыс. евреев; в 1914 г.- ок. 190 тыс. С образованием ЛР в 1918 г. всем национальным меньшинствам были гарантированы политические права и право на национально-культурную автономию. С этого времени действовали различные евр. религ. орг-ции и партии. В кон. 20-х-30-х гг. XX в. началось движение по переселению евреев (в основном молодежи в Палестину). По данным на 1935 г., численность евр. населения в Л. составляла ок. 93,5 тыс. чел. Крупнейшими в Л. были в это время общины в Риге (ок. 44 тыс. чел.), Даугавпилсе (более 11 тыс. чел.) и Лиепае (ок. 7,3 тыс.). В большинстве городов действовали синагоги. С установлением диктатуры К. Улманиса в 1934 г. и после включения Л. в СССР в 1940 г. евр. культурная автономия на территории Л. была ликвидирована. По окончании второй мировой войны от довоенной латв. евр. общины осталось ок. 14 тыс. чел. В Л. стали переселяться евреи из др. регионов СССР. По офиц. переписи 1959 г., здесь проживали 36,6 тыс. евреев, из них ок. 10 тыс.- уроженцы Л., остальные - выходцы из др. районов СССР. С кон. 80-х гг. XX в. в Л. начала возрождаться евр. общественная жизнь: восстановили свою деятельность евр. общины во мн. латв. городах; в 1989 г. открыта первая в СССР евр. школа, начали издаваться евр. газеты и журналы, возникли различные евр. общественные и культурные орг-ции. С 90-х гг. XX в. наблюдается массовая эмиграция евреев из Л.: если в 1989 г. здесь проживали 22,9 тыс. евреев, то в 2000 г.- ок. 10 тыс. Лишь незначительное их число исповедует иудаизм: по официальным данным на 2013 г., зарегистрированы 11 иудейских общин (327 иудеев). Ислам Ислам начал распространяться на территории совр. Л. со 2-й четв. XIX в. По переписи 1897 г., число мусульман составляло здесь ок. 1,67 тыс. чел., подавляющее большинство из них - волжские татары, призванные в российские армейские части и расквартированные в крупных городах остзейских губерний.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Названия городов и местностей Древнееврейские Греческие (LXX) в рус. транскр. Древнееврейские Греческие (LXX) в рус. транскр. Батшеба Вирсавия Бетэль Вефиль Билеам Валаам Беершеба Вирсавия Иошуа-бен-Нун Иисус сын Навин горы Гильбоа горы Гелвуйские Ишбаал Иевосфей Иеффай Бет-Шан Бефсан Мегиддо Мегиддон Михаль Мелхола Массифа Навуфей Циклаг Секелаг Пинехас Финеес Шишак (егп. Шешонк) Сусаким Эфраим   Хронологическая таблица Египет Азиатские цивилизации Ок. 3000 — Мина. Объединение Египта. Господство клана Гора. Основание Мемфиса. Раннее царство ( 1 2-я династии). 2850 — начало Древнего царства (3— 8-я династии). Строительство великих пирамид. Мемфисский богословск. трактат. Ок. 2800 — Шумерские города-государства Урук, Лагаш, Киш, Умма. 2700 — 5-я династия. Царский культ Pa. Ок. 2500 — расцвет доарийской Индии (культуры Хараппы и Мохенджо-Да-ро). Ок. 2400 — Этический текст в Книге Мертвых. Ок. 2350 — Урукагина в Лагаше. Ок. 2340 — Саргон Аккадский. Первая империя в Двуречье. Ок. 2250 — Нарамсин, «царь-бог». 2190—2052—полоса смут и раздробленности. Ок. 2150 — нашествие гуттиев. Ок. 2000 — 3-я династия Ура. «Шумерский ренессанс». Поэмы об Адапе и Этане. Египет, Индия, Греция   Семитический мир Ок. 2000 — переселение арьев и эллинских племен Вторжение аморитов в Двуречье, арамейский клан Терраха в Уре. 2052 — начало Среднего царства. Возвышение Фив (11—14-я династии). 1850 — переселение Авраама. Песнь арфиста. Беседа Разочарованного. 1830 — начало 1-й Вавилонской династии. 1840—1792—Аменемхет III Гимны Амону-Ра. Расцвет литературы Египта Диалог господина и раба. Энума Элиш. Эпос о Гильгамеше. 1778—1610 — восстание и анархия в Египте. 1750 — переселение Иакова в Ханаан. 1728—1686 — Хаммурапи. Законы Хам-мурапи. 1700 — нашествие гиксов. Борьба арьев с коренными индийцами. Начало Риг-Веды. Ок. 1700—1680—Переселение Израиля в Египет. Касситское нашествие на Вавилон. 1600 — расцвет державы Миносов на Крите. Устные Сказания о патриархах. Походы хеттов на Вавилон. Выселение части Израиля в Ханаан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1225) и Конг (после 1203), находящиеся в гр. Мэйо и возведенные под влиянием цистерцианской архитектуры. С кон XIII b. почти единственными заказчиками церковных зданий стали нищенствующие ордена: францисканцы и доминиканцы, меньше августинцы и кармелиты. Их церкви в стилистике «украшенной англ. готики» (ок. 1280 — ок. 1380) строились обычно на окраинах городах на деньги англ. или англо-ирл. патронов. После нашествия Эдварда Брюса (1315–1318) и «Черной смерти» (1348–1349) строительство на подчиненных англичанами территориях почти прекратилось. Напротив, ослабление англ. владычества и фактическая  независмость зап. земель с сер. XIV b. привело здесь к новому расцвету строительства в XV — 1-й пол. XVI bb., выразившемся как в перестройке и расширении старых мон-рей, так и в основании новых. Напр., мон-рь Куин в гр. Клэр (ок. 1433) был заложен по заказу местного владельческого семейства Макнамара на руинах норманнского замка как символ гэльского возрождения. Мастера переориенитровались с Англии на предшествующую местную традицию «украшенной готики», практически игнорируя англ. «перпендикулярный стиль» (ок. 1380 — ок. 1520), из к-рого порой заимствовались лишь отдельные детали; в целом, декор почти отсутствует. Архитектура И. XV — 1-й пол. XVI вв. характеризуется как «хотя и консервативный, но самобытный, несколько эклектический живой стиль, часто отмеченный уверенностью и удачами, без особых различий между ирл. и англо-ирл. частями острова» ( Halpin, Newman. 2006. P. 52). Среди наиболее интересных произведений в первую очередь следует выделить францисканские мон-ри, такие как Аскитон, гр. Лимерик (ок. 1420–1440), Куин, гр. Клэр, (ок. 1433 — ок. 1450), Макросс, гр. Керри (ок. 1448). Храмы представлют собой длинные узкие прямоугольные здания, с обширным хором, отделенным деревянной или каменной преградой. Характерная для И. ирл. Черта, изредка встречающаяся и в Англии — пристройка, как правило, с юга бокового нефа и полутрансепта. В центре, на месте средокрестия (к-рого не было, т. к. не было трансепта) часто возводятся башни. Характерными были и ланцетовидные окна, часто сгруппированные по несколько. Францисканским мон-рям были близки по архитектуре августинские (Адар, гр. Лимерик, между 1427 и 1464) и доминиканские (в Слайго, после 1414?, с боковым нефом и огромным клуатром). Перестраиваются цистерцианские мон-ри, напр., Килкули (между 1445 и 1463) и Холикросс (сер.— 3-я четв. XV в.), оба в гр. Типперэри. В храмах возводятся новые башни, ц. в Холикроссе получает готические своды над частью помещений алтаря и трансепта и огромные окна. В ней сохранились великолепные сидения для клира и резная сень над местом, где хранилась реликвия св. Креста, а также — в сев. трансепте — одна из немногих ирл. фресок (уцелели также в мон-ре Нокмой в сел. Эббинокмой, гр. Голуэй и на о. Клэр, гр. Мэйо).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010