«Донесение о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constantinopolitana) - подробное описание неудачной миссии под рук. Л. К. ко двору Никифора II Фоки в 968 г. Вероятно, основано на дневниковых записях, к-рые автор вел во время пребывания в визант. столице. Описаны аудиенции у императора и высших сановников, к-рые приняли посла крайне враждебно; автор жалуется на злоключения и приводит язвительные остроты в адрес византийцев. Автор подробно передает содержание своих споров с Никифором II и его приближенными, важнейшим среди к-рых был связан с правом Оттона I на имп. титул. «Донесение…» входит в число источников сведений по истории латинско-визант. полемики о наследовании рим. имп. традиции. В X-XII вв. «Антаподосис» и «История Оттона» получили распространение к северу от Альп (сохр. 20 рукописей с полным текстом и фрагментами сочинений), тогда как «Пасхальная гомилия» и «Донесение…» не пользовались известностью (сохр. по 1 ркп. этих сочинений). Первые печатные издания «Антаподосиса» и «Истории Оттона» относятся к 1-й пол. XVI в.; «Донесение...» было впервые опубликовано в 1600 г. (впосл. единственная ркп. была утрачена, более поздние публикации осуществлялись на основе печатного текста). В XIX в. критические издания этих сочинений неск. раз публиковались в сер. Monumenta Germaniae Historica под ред. Г. Перца, Э. Дюмлера и Й. Беккера. В 1984 г. Б. Бишофф впервые издал «Пасхальную гомилию»; новое издание 4 известных произведений Л. К. подготовил П. Кьеза (1998). Фрагменты сочинений переводились на рус. язык с сер. XIX в.; в издание под ред. И. В. Дьяконова входят переводы «Антаподосиса», «Истории Оттона» и «Донесения…». В западноевроп. историографии изучение наследия Л. К., как и др. авторов оттоновской эпохи, началось в сер. XIX в. Во 2-й пол. ХХ в. возрос интерес историков к личности Л. К., его политическим взглядам (М. Линцель, Дж. Садерленд, Г. Гандино), лит. особенностям его сочинений (В. Бершин, Э. Колонна, Кьеза). Ряд исследований посвящен свидетельствам Л. К. о латинско-визант. контактах (Й. Кодер, Т. Вебер, Г. Хунгер, П. Шрайнер и др.). В отечественной историографии почти нет исследований, посвященных Л. К.

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Храм был расписан, вероятно дважды. На 1-м этапе это могла быть неполная, нефгиративная декорация (братьями Нарышкиными зафиксировано расположение креста в центральной апсиде); на 2-м этаже, скорее всего в 1-й пол. XI в., не менее чем через неск. лет после оштукатуривания, храм был расписан полностью. При ремонте кон. XIX в. стены были заново оштукатурены: самые ветхие куски древней штукатурки были удалены, а оставшиеся фрагменты забелены. Значительная часть древней штукатурки с живописью была уничтожена также в 90-х гг. XX в. В наст. время видны только остатки фресок между окнами в торцах боковых рукавов. Об остальных росписях храма можно судить по «копиям» Струкова и описаниям П. Синайского. Программа росписи реконструируется фрагментарно: в нижнем регистре апсиды были изображены святители и столпники, на подпружных арках - пророки, в наосе нижние регистры занимали фигуры святых разных чинов святости. В юж. приделе церкви в апсиде, возможно, размещались изображения святителей, а на юж. стене - ктиторские портреты. К наст. времени сохранились расположенное над юж. входом огромное изображение равноапостольных Константина и Елены с крестом (высота ок. 4 м), а над северным - образы 2 неизвестных святых. Фигуры парных святых всадников в зап. травее зап. рукава были уничтожены в 90-х гг. XX в. Стилистический анализ в настоящее время затрудняют утрата почти всей живописи (особенно личного) и плохое состояние сохранившихся фрагментов. Разделка одежд находит нек-рые параллели в 4-м слое росписи Сентинского храма в Алании (2-я пол. XI в.), в Земо-Крихи и Атенском Сионе (Атени Сиони) в Грузии (кон. XI в.). Впрочем, отсутствие многофигурных композиций при большом количестве отдельных изображений святых говорит скорее о 1-й пол. XI в. Северный Зеленчукский храм Северный Зеленчукский храм расположен в Церковной балке, в 800 м к северу от застроенной части комплекса, и окружен большим кладбищем, для к-рого, возможно, отвели в сторону ручей. Храм не использовался монахами и к сер. ХХ в. оказался частично руинирован, особенно его зап. часть. Типологически это такой же средневизант. храм, что и абх. церкви в Лыхны, Нов. Афоне, Алахадзы и Весёлом (с отделенным от наоса нартексом). Его длина (без притворов) 21 м, ширина 10,5 м, сторона подкупольного квадрата 3,25 м. Это крестово-купольное здание, купол к-рого через паруса и 3-ступенчатые подпружные арки опирается на 4 квадратных столба. Восемь долей - все, кроме центральной, купольной,- перекрыты по провинциально-визант. схеме коробовыми сводами: рукава в направлении от центра, угловые компартименты - в продольном направлении. С востока к этой 9-дольной структуре примыкают 3-частная, соединенная проходами вима и 3 апсиды, полукруглые снаружи и изнутри, в центральной расположен 3-ступенчатый синтрон. Стены угловых ячеек расчленены глухими арками, причем на востоке эти арки объединяют вост. ячейку и боковую виму.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

2-я ч. носит менее систематизированный характер, чем 1-я, и посвящена различным вопросам церковного, гражданского, уголовного и процессуального права: церковному судопроизводству, вопросам судебной процедуры, церковного имущества, бенефициям, регламентации десятины и др. церковных доходов, положению монашествующего духовенства, брачно-семейному праву, покаянной дисциплине и др. Последняя, 3-я ч. Декрета Грациана представляет собой «Трактат об освящении» (Tractatus de consecratione), регламентирующий совершение таинств, богослужений, соблюдение постов и др., и подразделяется на 5 дистинкций. Всего в Декрете Грациана содержится 3848 глав-канонов (в 1-й ч.- 966, во 2-й - 2486, в 3-й - 396), сгруппированных в разделы по тематическому принципу; в каждом разделе разбирается определенный правовой вопрос или казус. В зависимости от тематики отдельные разделы и главы внутри частей имеют собственные названия (напр., causa haereticorum, causa monachorum, tractatus coniugii и др.). Каждый раздел начинается с введения, обозначающего правовой вопрос или проблему, затем приводятся главы-каноны «за» и «против» с комментариями, и завершается раздел авторским аргументированным решением (rubricae, paragraphi). Комментарии в начале и/или в конце текста отдельных глав получили название «Dicta Gratiani ante capitulum/post capitulum». Нек-рые комментарии названы «paleae»; уже в Новое время исследователи установили, что они были добавлены в текст учеником Г., первым декретистом Паукапалеей. В XIX в. считалось, что текст Декрета Грациана в том виде, в каком он вошел в «Corpus iuris canonici», представляет собой более или менее однородное целое и вставками являются лишь «paleae» (Паукапалее приписывалось также разделение 1-й и 3-й частей на дистинкции). В 1-й пол. ХХ в. историками было установлено, что «составителю» принадлежит лишь разделение 2-й ч. на «causae» и, возможно, на «quaestiones», тогда как деление текста на части и дистинкции, а также более мелкое членение «distinctiones» и «quaestiones» на части было введено канонистами во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/166407.html

Стоянки этого периода (ок. 17-15 тыс. лет назад) открыты на ул. Кирилловской и в урочище Протасов Яр вблизи Байкова кладбища. Последующие эпохи - неолит, бронзовый и железный века - также представлены на территории К. достаточно широко. Памятники зарубинецкой и черняховской культур (рубеж старой и новой эр и 1-я пол. I тыс. по Р. Х.) обнаружены на горах Замковая, Старокиевская, Юрковица, в районе Львовской пл., на Оболони и в Печерске. Большое количество римских монет (в кладах и случайных находках), местонахождение которых топографически совпадает с находками керамики 1-й пол. I тыс., свидетельствует о развитых связях киевских поселений с периферией рим. мира. История К. сер. I тыс. остается наименее освещенным периодом. Следы исторической жизни на территории ядра города отсутствуют на протяжении большей части V в. Археологически жизнь здесь фиксируется снова с рубежа V и VI вв. Найденные материалы показывают, что одним из древнейших заселенных районов города являлась Замковая гора, к-рая выгодно расположена топографически. В ходе раскопок 1932-1933 и 1940 гг. (Козловская, Магура, Богусевич) был обнаружен культурный слой кон. V-VI в. с лепной керамикой, пряслицами, печиной, костями животных и т. п. С этим слоем, вероятно, связаны и находки 3 визант. монет императоров Анастасия I (498-518) и Юстиниана I (527-566). Вблизи горы, на Подоле, найдены еще 2 визант. монеты - имп. Евдоксии и имп. Юстиниана I, датируемые 537 г. ( Петров. 1897). Из вещей VI-VII вв. следует назвать 2 амфориска (маленькая амфора), один из которых обнаружен на Замковой горе, второй - на Подоле. К сер. I тыс. относится ряд находок в районе Старокиевской горы. В 90-х гг. XIX в. на ул. М. Житомирская найдены большая антропоморфная фибула и серебряный браслет с расширенными концами, происходившие, вероятно, из одного клада (см.: Корзухина. 1955; Каргер. 1958). В 1893 г., во время земляных работ в старой части города, найдены антропоморфные и пальчатые фибулы из низкопробного серебра. В нач. ХХ в. на территории Верхнего города откопали 5 серебряных браслетов с утолщенными концами и еще 2 - в районе Софийского собора; эти предметы происходят из одного района и, возможно, составляли единый комплекс. Фрагмент бронзовой фибулы с красной выемчатой эмалью был обнаружен Хвойкой на территории усадьбы М. М. Петровского.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР) Блж. Исидор, преподобные Петр и Авраамий, Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Ростовские чудотворцы, с видом Ростовского кремля». Кон. XIX в. (ЦМиАР) О своей смерти И. знал заранее. Во время преставления святого город наполнился благоуханием. В месяцесловах XVII в. (см., напр.: РНБ. Погод. 1962. Л. 76) кончина И. отнесена к 1474 г., в Ростовском летописце XIX в.- к 1484 г. Святого похоронили на месте его хижины, где впоследствии была построена деревянная ц. в честь Вознесения (позднее называвшаяся также ц. Исидора Блаженного, Твердислова в валах). По предположению Ковалевского, церковь была освящена в честь Вознесения, «потому что в день погребения святого, т. е. 18 мая, было навечерие этого праздника» ( Ковалевский. 1902. С. 255). В Житии рассказывается, как некий священник, служивший в Вознесенской ц., из любопытства попытался вскрыть погребение святого, но был отброшен от могилы, онемел и впал в расслабление. Он исцелился после молитвы у могилы И. По мнению Каган, аналогией этому чуду является летописный рассказ 1462 г. о посещении вел. кн. Иоанном III Васильевичем гробницы прп. Варлаама Хутынского . Мотив наказания «безумного дерзнутия» был характерен для новгородских памятников ( Лихачёв Д. С. Литература Новгорода 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в.//История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 376). Сразу же после преставления И. началось его почитание. У гроба И. исцелились человек из с. Соли, обезумевший от пьянства, Федор из ростовского села - от болезни глаз и головы. Оба чуда произошли во время пения канона святому, 2-е сопровождалось видением исцеленному. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновления — 70-е гг. ХХ в., ок. 2010 г. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре. Кон.

http://pravenc.ru/text/674886.html

Будучи членом Археографической комиссии, К. подготовил к изданию «Доклады и приговоры, состоящиеся в правительствующем Сенате в царствование Петра Великого» (СПб., 1880-1883. Т. 1-2. 3 кн.), «Архив Государственного совета» (СПб., 1869-1881. 3 т.), 3 книги «Архива историко-юридических сведений, относящихся до России» (М., 1850-1861). В последние годы К. занимался подготовкой к изданию «Материалов для истории русского дворянства». В 1859-1881 гг. К. издавал и редактировал ж. «Архив исторических и практических сведений, относящихся до России». Арх.: РГИА. Ф. 950. Соч.:О Судебнике царя Иоанна Васильевича//Юрид. записки, изд. П. Редкиным. М., 1841. Т. 1. С. 47-160; Об уголовном праве по Судебнику царя Иоанна Васильевича//Там же. 1842. Т. 2. С. 306-408; Предварительные юрид. сведения для полного объяснения «Русской правды». М., 1846; Текст «Русской правды» на основании четырех списков разных редакций. СПб., 1846; О значении Кормчей в системе древнего рус. права//ЧОИДР. 1847. 3. Отд. 1. С. 1-128 (отд. изд.: М., 1850); Мерило праведное//АИЮС. 1850. Кн. 1. Отд. 3. С. 28-40; Артели в древней и нынешней России. СПб., 1864; О Боярской думе Московского гос-ва и ее до нас дошедших докладах и приговорах. [СПб., 1884]; Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1884; Мат-лы для истории рус. дворянства. СПб., 1885-1886. Лит.: Бычков А. Ф. Воспоминания о Н. В. Калачове. СПб., 1885; Шимановский М. В. Николай Васильевич Калачов. Од., 1885; Памяти Н. В. Калачова. [СПб., 1886]; Востоков А. А. Лит. деятельность Н. В. Калачова//ИВ. 1887. 5. С. 401-414; Сторожев В. Н. К 10-летию смерти Н. В. Калачова. Тверь, 1896; Самоквасов Д. Я. Архивное дело в России. М., 1902. 2 кн.; Оглоблин Н. Н. Из воспоминаний слушателя Археол. ин-та 1-го вып. (1878-1880)//ВАИ. 1903. Вып. 15. С. 371-432; Дыбов Г. Г. Ессе Номо!: [Усадьба Н. В. Калачова]. Саратов, 1911; Соколов В. П. К 25-летию со дня смерти Н. В. Калачова//Тр. Саратовской ГУАК. 1911. Вып. 27. С. 34-35; Маяковский И. Л. Н. В. Калачов как историк-архивист//Тр. МГИАИ. 1948. Т. 4. С. 159-177; Автократова М. И., Самошенко В. Н. Н. В. Калачов и развитие архивного дела в России во 2-й пол. XIX в.//Сов. архивы. 1985. 5. С. 28-31; они же. Лекция С. К. Богоявленского о Н. В. Калачове//АЕ за 1985. М., 1986. С. 246-250; Шохин Л. И. Об одном археогр. замысле Н. В. Калачова: Подготовка издания приговоров и актов Боярской думы и приказов//Там же. С. 100-106; он же.Н. В. Калачов во главе Моск. архива министерства юстиции: По неопубл. док-там//АЕ за 1987. М., 1988. С. 132-143; он же. Н. В. Калачов и Д. Я. Самоквасов как реформаторы арх. дела в России: Опыт характеристики по арх. док-там//АЕ за 1992. М., 1994. С. 183-190; он же. Московский архив министерства юстиции и рус. ист. наука: Архивисты и историки во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/Калачов.html

На иконе кон. XIX - нач. XX в. (Железноборовский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, см.: Минея (МП). Янв. 1983. Цв. вкладка) И. представлен средовеком с темно-русыми волосами и короткой бородой, в длинной зеленой рубахе, с крестом в правой руке, на фоне реки и белых строений (стена, надвратная башня, церковь) - условный образ Зилантова мон-ря. Погрудное изображение И. в круглом медальоне сохранилось среди акварельных набросков В. М. Васнецова (1890, ГТГ), предназначавшихся для украшения арок главного купола Владимирского собора в Киеве. Святой молод, рус, с небольшой бородой, одет в кафтан, в деснице крест. Образ И. встречается в композиции «Собор Казанских святых», в частности на иконе нач. ХХ в. (Там же. Март. 1984. Цв. вкладка) - крайний справа в 1-м ряду, средовек, в темной рубахе со светлым отложным воротником, с препоясанием, в деснице крест. В составе Соборов рус. святых И. (юный, без бороды, в хитоне и плаще) представлен рядом с мч. Стефаном в произведениях выговской иконописи: напр., на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). И. введен в группу подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Мученик изображен в группе Казанских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), на 2 авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на творческих списках кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/469724.html

Согласно указу Синода от 20 авг. 1845 г., пустынь «с церквами, имуществом и капиталом» была возрождена и приписана к Александрову Ошевенскому мон-рю (НАРК. Ф. 25. Оп. 15. Д. 54/1182. Л. 68). Кроме работников, следивших за хозяйством, в ней жили иеромонах и послушник для регулярного богослужения. В 1867-1869 гг. по определению настоятеля игум. Викторина за пустынью присматривал свящ. Иоанн Покровский (Там же. Оп. 1. Д. 49/79. Л. 8 об.). 20 мая 1899 г. по указу Синода, полученному еп. Олонецким и Петрозаводским Назарием (Кирилловым), заштатная пустынь была отчислена от Ошевенского мон-ря и обращена в самостоятельный мон-рь с 7 монашескими вакансиями. Со 2-й пол. 80-х гг. XIX в. К. Ч. м. заведовали управляющие - иеромонахи Серапион (1887), Самуил (1889, 1891), Мелхиседек (1892), Архип (Мошняков; 1894-1899). В 1889 г. в К. Ч. м. проживали строитель иером. Самуил, 2 монаха, 3 указных послушника, 2 работника, а также коровница, в 1896 г.- управляющий (1894-1903) иером. Архип (Мошняков), иером. Иона, диакон, монах, 8 послушников, рабочие, в 1904 г.- настоятель (1904-1906, 1908-1916) иером. Герман, 2 иеромонаха, иеродиакон, 5 монахов, послушник, в 1907 г.- 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов. В сер. XIX в. монастырский комплекс включал 2 храма, братский дом, скотный двор, гумно с ригой. В 1898-1899 гг. на средства каргопольского купца А. А. Лаврентьева и др. благотворителей к Богоявленскому храму пристроили придел во имя свт. Николая Чудотворца (НАРК. Ф. 2. Оп. 50. Д. 46/13. Л. 2 об.; Березин. 1899). 19 февр. 1899 г. еп. Олонецкий и Петрозаводский Назарий освятил обновленную церковь. Редкое для тех мест торжество привлекло множество паломников и гостей. В кон. XIX - нач. ХХ в. на территории монастырской усадьбы продолжались строительные работы: были возведены 2 братских корпуса, невысокая каменная ограда с башенками по углам, за которой размещались хозяйственные службы, изба для рабочих и новая баня на р. Лёкшма. В 1900 г. крестьянин Е. Полежаев построил на свои средства каменную часовню «при дороге, идущей из Каргополя в Пудож, на повороте с этого тракта в пустынь».

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Лит.: Treasures of the British Library/Ed. N. Barker. L.; N. Y., 1988; Bible Manuscripts Address Book: Treasures of Christianity in the British Library/Ed. S. McKendrick. L., 1999. А. А. Ткаченко Славянские рукописи Собрание слав. рукописей Б. б. сравнительно невелико - 70 кодексов и отрывков из рукописей XIV-XIX вв., что составляет примерно 1/3 слав. рукописного фонда Великобритании. Наиболее значительная часть собрания - коллекция южнослав. пергаменных рукописей Р. Керзона, приобретенная им на Афоне во время 2-го путешествия по Ближ. Востоку (1837) и переданная его наследником в Британский музей. Среди них наиболее известны болг. лицевое Евангелие тетр царя Ивана Александра 1356 г. (Add. 39 627), украшенное 366 миниатюрами (в т. ч. портретом царской семьи), серб. Евангелие тетр Иакова , митр. Серрского (1354-1355), с портретом заказчика (Add. 39 626), болг. Видинское Евангелие (сер. XIV в.; Add. 39 625) и др. В коллекции Б. б. имеется также целый ряд болг. и серб. рукописей XIV-XV вв., поступивших др. путями, напр. отрывок серб. Евангелия тетр архиеп. Даниила (1329) из кодекса, сгоревшего в ХХ в. в афонском мон-ре св. Павла (Add. 19 393), сербско-болг. сборник житий на янв. (XV в.) (Add. 41, 087) и др. Древнейшие восточнослав. памятники этого собрания представлены отрывками новгородских пергаменных Евангелий XV в. (Add. 34 386), происходящими из одного комплекса с Финляндскими и Шведскими пергаменными отрывками, привезенными во 2-й пол. XIX в. из Швеции археологом Дж. Стивенсом. Среди более поздних рукописей - Евангелие тетр московского происхождения кон. XV в., созданное в мастерской Михаила Медоварцева, с 4 миниатюрами (Egerton 3045), Лондонский список Вологодско-Пермской летописи (Cotton. Vitellius F X), греческо-рус. Псалтирь 2-й пол. XVI в. (Harley 5723), лицевой список XVII в. Сказания о Мамаевом побоище с 64 миниатюрами, отражающими оригинал раннего XVI в. (Yates Thompson 51), словари, азбуки-прописи XVII в. и др. Лит.: Сырку П. А. Славянские и русские рукописи Британского музея в Лондоне//Сб. ОРЯС. СПб., 1908. Т. 84. 4. С. 1-80; Джурова А., Дуйчев И. Славянските тъкописи от Британския Музей и Библиотека. София, 1977; Живкова Л. Четвероевангелието на цар Иван Александър. София, 1980; Cleminson R. A Union Catalogue of Cyrillic Manuscripts in British and Irish Collections. L., 1988. P. 64-178. 49-118; КМЕ. Т. 2. С. 359; Попов Г. В. Московская рукопись с миниатюрами кон. XV в. из Британского музея [Egerton 3045]//Древнерусское искусство: Проблемы. Атрибуции. СПб., 1993. С. 145-169.

http://pravenc.ru/text/153447.html

40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара в 1773, храм впоследствии не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и прп. Геннадием монастырь назывался Спасо-Геннадиевым. Житие прп. Геннадия вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (1627–1632) и Иоанна Милютина (1646–1654), составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661). В XVII–XVIII вв. Житие прп. Геннадия активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Прп. Геннадий вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» — сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя прп. Геннадия включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 310–310 об.; 50-е гг. XVII в.). В 1777 г. правобережье р. Костромы, с XV в. входившее в состав Костромского у., вместе со Спасо-Геннадиевым монастырем отошло Ярославскому наместничеству, в 1796 г. вошло в состав Любимского у. Ярославской губ. В XVIII — нач. ХХ в. прп. Геннадий являлся одним из наиболее почитаемых святых в вост. уездах Ярославской и зап. уездах Костромской губ. В 1805 г. в Спасо-Геннадиевом монастыре во имя прп. Геннадия был освящен один из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому собору с зап. стороны. В 1-й четв. XIX в. над местом погребения прп. Геннадия была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей г. Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, к-рый в 1851 г. был позолочен. В 30-х гг. XIX в. игум. монастыря Палладий попытался осмотреть мощи прп. Геннадия. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во 2-й пол. XIX в. над местом погребения прп. Геннадия установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца (позднее крупнейшего костромского фабриканта) И. С. Михина. В монастыре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие прп. Геннадию: ковш для сбора денег и топор (в 1934 они поступили в ЯМЗ — Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 188–189). В 1861 г. была опубликована служба с акафистом прп. Геннадию (автор акафиста — Г. Карцев), позднее службу редактировал Ярославский архиеп. Нил (Исакович; 1853–1874).

http://sedmitza.ru/text/413234.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010