отв. ред. Д. С. Лихачев Летопись Софийская I Летопись Софийская I (далее: CIЛ) – летопись XV в., сохранившаяся во множестве списков и лежащая в основе всех общерусских летописей 2-й пол. XV–XVI в. Дошла в двух редакциях: старшей (списки Карамзина – ГПБ, F.IV.298 и Оболенского – ЦГАДА, ф. 135, рубр. 2, 3), доведенной до 6926 (1418) г., и младшей, в которой текст продолжен до 2-й пол. XV в.; один из списков младшей редакции CIЛ – список Царского – доведен до 1508 г. и отражает влияние Летописного свода Сокращенного и великокняжеского летописания нач. XVI в. В науку CIЛ была введена уже с нач. XIX в.; в 1821 г. издана П. Строевым (вместе с Летописью Софийской II), в 1851 г. – в ПСРЛ (с пропусками текста); в 1926 г. CIЛ была вновь переиздана в ПСРЛ, но издание не завершено. Название CIЛ, данное ей в науке, связано с вступительной частью CIЛ, имеющей наименование «Софийский временник» (и восходящей, очевидно, к Начальному своду XI в.). Первоначально CIЛ рассматривалась исследователями как новгородская по своему происхождению летопись. А. А. Шахматов обратил внимание, что текст CIЛ на всем протяжении до 1418 г. (окончание старшей редакции CIЛ) совпадает с текстом Летописи Новгородской IV; он сделал из этого вывод, что в основе CIЛ и Новгородской IV лежит общий протограф – свод 1448 г., или Новгородско-Софийский свод. Свод этот, в свою очередь, представлял собою, по мнению А. А. Шахматова, соединение двух источников – Новгородской летописи 20-х гг. XV в. («Софийского временника») и общерусского «Владимирского полихрона» 1421 г. Соединение этих двух источников и создание Новгородско-Софийского свода было, по мнению Шахматова, осуществлено в Новгороде в 30-х или 40-х гг. М. Д. Приселков принял основную текстологическую схему А. А. Шахматова, но предполагал, что общий протограф CIЛ и Новгородской IV летописи был не новгородским, а общерусским (митрополичьим) сводом. Исследования последнего времени поставили под сомнение существование у Новгородско-Софийского свода особого общерусского источника – «Владимирского полихрона» 1418–1421 гг.: прямым отражением этого Полихрона А. А. Шахматов считал Хронограф Русский и Летопись Ермолинскую, но исследование обоих этих памятников дает основание сделать вывод, что в их основе лежит не общерусское летописание нач. XV в. (Полихрон), а более поздние летописи (кон. XV в.). Полное сопоставление CIЛ и HIVЛ обнаруживает, что текст общего протографа передан в CIЛ лучше – без каких-либо заметных добавлений; в HIVЛ текст сокращен и значительно пополнен новгородскими известиями. Можно предполагать поэтому, что общий протограф CIЛ и HIVЛ не опирался на общерусский Полихрон, а сам был общерусским (митрополичьим) сводом, соединявшим общерусское летописание (близкое к Летописи Троицкой), новгородское, суздальско-ростовское (частично сходное с Летописью Московско-Академической), южнорусское (частью совпадающее с Летописью Ипатьевской), псковское и тверское.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

отв. ред. Д. С. Лихачев Летописи Псковские Летописи Псковские – летописи XV–XVII вв., связанные единством происхождения, но представляющие собой несколько самостоятельных памятников. Уже издатели Л. П. в ПСРЛ в 1848–1851 гг. выделили две летописи под этим наименованием – Псковскую первую летопись (Архивский 1-й, Архивский 2-й, Строевский и другие списки) и Псковскую вторую (Синодальный список). А. Н. Насонов в издании 1941–1955 гг. привлек неизвестный прежде Тихановский список Л. П., близкий к Архивскому 1-му, и обнаружил важные различия между этими списками и Строевским, Архивским 2-м и другими. Он выделил на этом основании три Л. П.: Псковскую I (Тихановский, Архивский 1-й и другие списки), Псковскую II (Синодальный список) и Псковскую III (Строевский и Архивский 2-й списки). Л. П. содержат богатый материал по истории псковской земли, Новгорода, Прибалтики и Москвы. Летописное дело в Пскове зарождается в XIII в., в XIV в. оно принимает регулярный характер. Центром летописного дела в Пскове на протяжении XIV в. был Троицкий собор, руководили псковским летописанием выборные вечевые власти, в частности посадники. Псковская летопись XIII–XIV вв. носит по преимуществу деловой, местный характер. Центральное место в текстах XIII–XIV вв. занимают рассказы о сражениях с Ливонским орденом, описание «розратий» и ссор с Новгородом и Литвой, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, болезнях, небесных знамениях и т. д. Сообщения об общерусских событиях в Л. П. немногочисленны и лаконичны. Трудно судить о том, сложились ли летописные записи XIV в. в свод. Г.-Ю. Грабмюллер считает, что первый псковский свод был составлен в 1368 г. Я. С. Лурье в рецензии на книгу Грабмюллера справедливо замечает, что существование свода сер. XIV в. возможно, но текстологически не доказано. В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая весь круг событий военной, гражданской и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер, тематика их расширяется, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, удельные смуты, события в Литве и Новгороде. К кон. XIV – 1-й пол. XV в. можно отнести составление одного из первых псковских летописных сводов, его следы обнаруживаются в общерусском летописании: псковский свод (его состав не изучен) был одним из источников общерусского свода 40-х гг. XV в., протографа Летописей Софийской I и Новгородской IV. Г.-Ю. Грабмюллер выделяет несколько псковских летописных сводов 1-й пол. XV в. – своды 1410, 1426, 1436, 1447 гг., но и их существование не имеет точных текстологических доказательств. 2-й пол. XV в. датируются первые дошедшие до нас псковские своды; в это же время выделяются три ветви псковского летописания, различные по своим идейно-политическим тенденциям, – Псковские I, II и III летописи (NIЛ, NIIЛ, NIIIЛ).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект РФ в составе Сибирского федерального окр. Территория - 141,1 тыс. кв. км. Адм. центр - Омск. Расположена на юге Зап. Сибири; граничит с Тюменской, Томской и Новосибирской областями РФ; Северо-Казахстанской и Павлодарской областями Республики Казахстан. Население - 1 млн 960 тыс. чел. (2018). Национальный состав (2010): русские (85,8%), казахи (4,1%), украинцы (2,7%), немцы (2,6%), татары (2,2%). О. о. включает 32 района (в т. ч. 1 нем. национальный) и 1 городской округ, 6 городов областного значения, 21 рабочий поселок. История Древнейшим археологическим памятником на территории совр. О. о. является стоянка конца верхнего палеолита Черноозерье II (Саргатский р-н; ок. 12-14 тыс. лет назад; среди находок - костяные вкладышевый кинжал и диадема). Верхним палеолитом могут быть датированы также нек-рые материалы с местонахождений Александровка III (Нововаршавский р-н), Айткулово (Тарский р-н) и Омская стоянка (г. Омск). Мезолитические материалы зафиксированы на территории юго-зап. и центральной частей совр. О. о., на Омской стоянке, но изучены предварительно. Памятники неолита и энеолита известны в основном в таежной зоне: на Иртыше и его притоках - Тара, Уй, Шиш, Ишим. Ранний неолит (V - нач. IV тыс. до Р. Х.; возможно, со 2-й пол. VI тыс. до Р. Х.) представлен преимущественно кошкинской культурой. К следующему периоду (в основном IV тыс. до Р. Х.) относятся боборыкинская культура, памятники с керамикой кокуйского типа (посуда с волнисто-гребенчатым орнаментом; более характерна для Приишимья) или с керамикой с «жемчужным» орнаментом. Финалу неолита и энеолиту (в рамках III тыс. до Р. Х.) принадлежат памятники с «сотовой» керамикой, екатерининской культуры (с посудой полуяйцевидной формы, украшенной гребенчатым штампом), культурно-исторической области культуры гребенчато-ямочной керамики. Начало бронзового века и производящего хозяйства (не позднее 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ [Лат. Maximus] († между 408 и 423), св. (пам. 25 июня), еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель. Источники Основным источником сведений о жизни и творчестве М. является краткое сообщение Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.) в соч. «О знаменитых мужах» ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 41). Некоторые сведения о жизни М. могут быть также почерпнуты из его проповедей. Житие М. (BHL, N 5858) имеет позднее происхождение (не ранее XI-XII вв.) и в качестве надежного исторического источника рассматриваться не может. Жизнь О жизни М. известно крайне мало; попытки исследователей представить ее хотя бы в самых общих чертах приводили лишь к дополнительным дискуссиям. М. род. во 2-й пол. IV в. Наиболее распространенная гипотеза о примерном годе рождения М. была выдвинута издателем его проповедей Б. Бруни (1714-1796). Исходя из того, что в одной из приписываемых М. проповедей ( Maxim. Taurin. Serm. 105; здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, нумерация проповедей дается по критическому изд.: Maximus episcopus Taurinensis. Sermones. 1962) упоминается мученичество 3 миссионеров - Александра, Мартирия и Сисиния - в местности близ совр. Тренто в Италии (in Anuaniae regione), случившееся в 397 г., и считая, что эта проповедь была произнесена не просто современником, но и очевидцем мученичества, Бруни предположил, что М. род. не позднее 380 г., а его родиной была пров. Реция (см.: Bruni. 1862. Col. 129). Однако А. Мутценбехер, полагая вслед за П. Бонджованни, что эту проповедь нельзя рассматривать как автобиографическое свидетельство, поставила под сомнение вывод Бруни относительно даты и места рождения М. ( Mutzenbecher. 1962. P. XXXIII. Not. 1). Т. о., точно определить дату рождения М. не представляется возможным. М. не был уроженцем Турина, т. к. в одной из проповедей он прямо указывает, что не всегда жил в Турине: «...вы знаете, братия, что с того дня, когда я начал пребывать среди вас…» ( Maxim. Taurin. Serm. 33. 1). О том, когда М. приступил к епископскому служению в Турине, можно судить лишь приблизительно, основываясь на скудной информации из его проповедей. Упоминаемые в них исторические события и имеющиеся аллюзии на произведения современников М. позволяют заключить, что он стал проповедовать не ранее 90-х гг. IV в. и, вероятно, тогда же стал 1-м епископом Турина, где до этого не было самостоятельной епископской кафедры (см.: Merkt. 1997. S. 7; Ramsey. 1989. P. 4).

http://pravenc.ru/text/2561592.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Летопись Воскресенская Летопись Воскресенская – крупнейший, после Летописи Никоновской, памятник московского летописания XVI в. Название памятника дано неизвестными издателями опубликованному ими в 1793–1794 гг. списку, который был пожертвован в 1658 г. патриархом Никоном Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю; оно вошло затем в научную литературу. В настоящее время известно 13 списков Л. В. сер. XVI – нач. XIX в. Среди них нет ни одного, который содержал бы весь текст летописи с древнейших времен до 1541 г. Наиболее древними и исправными являются следующие 10 списков сер. – 2-й пол. XVI в.: Быстровский (ГПБ, собр. Быстрова, 2), сохранивший текст за 913–1340 гг.; Воскресенский (БАН, 34.5.24), содержащий текст до 1347 г.; Алатырский (БАН, 16.3.1) – до 1347 г.; Мазуринский (ЦГАДА, собр. Мазурина, 1530) – до 1451 г. и отрывки за 1460–1461, 1492–1493, 1496 гг.; Библиотечный I (ГПБ, F.IV.239) – до 1230 г.; Парижский (ГПБ, F.IV.678) – за 1354–1541 гг.; Синодальный (ГИМ, Синод. собр., 144) – за 1347–1541 гг.; Уваровский (ГИМ, собр. Уварова, 567) – за 1347–1541 гг.; Археографический (ЛОИИ, собр. Археограф. комиссии, 243) – за 1479–1541 гг.; Библиотечный II (ГПБ, F.IV.585) – с середины главы 56 третьего оглавления (помещенного в начале списка) до 1541 г. Остальные три списка являются более поздними копиями Археографического и Библиотечного II списков. Выборка из Л. В. содержится в ГБЛ, собр. Гранкова, 1 (врем.), посл. четв. XVI в. Списки, доводящие изложение до 1541 г., обрываются в разных местах. Лишь в Археографическом списке имеется текст, который утрачен в других списках Л. В.: «Воеводы же великого князя пришли к городу, а царь по вестем поспешил от города проч с всеми людми. И воеводы за царем пошли часа того, к Дону пришли, а царь уж Дон перевезся; и воеводы за царем отпустили немногих людей, а сами възвратишяс». Этот текст представляет собой окончание рассказа о нашествии крымского хана Сафа-Гирея (август 1541 г.). Время составления Л. В. определяется довольно точно. В списке русских митрополитов, помещенном во введении к Л. В., последним назван Макарий (ПСРЛ. Т. 7. С. 239), а он стал им 19 марта 1542 г. В списке литовских князей рядом с именем Сигизмунда I имеется пояснение «нынешний король» (там же. С. 256), а он был королем до 8 октября 1544 г. Следовательно, Л. В. была составлена между 19 марта 1542 г. и 8 октября 1544 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИЗМ [Кит. мо-цзя - школа мо], религиозно-философское течение в древнем Китае, появившееся в V-IV вв. до Р. Х. и названное по имени основателя Мо-цзы (Мо Ди; 490/68 - 403/376 гг. до Р. Х.). Получило широкое распространение в IV-III вв. до Р. Х. Мо-цзы первоначально был сторонником конфуцианства, а затем выступил с его резкой критикой. Согласно теории происхождения философских школ, выдвинутой Лю Синем (46 г. до Р. Х.- 23 г. по Р. Х.) и записанной Бань Гу (32 г. по Р. Х.- 92 г. по Р. Х.) в каталоге И вэнь чжи (Трактат об искусстве и о лит-ре), вошедшем в Хань шу (Книга [о династии] Хань), М. создали выходцы из «храмовых сторожей». В XX в. Фэн Юлань (1895-1990), полагаясь на определения, данные в III в. до Р. Х. Хань Фэй-цзы, для конфуцианцев «жу» («ученые интеллектуалы»), а для моистов «ся» («странствующие воины»), связал происхождение М. с социальной прослойкой «удалых воинов». Моистов возглавлял «великий учитель» (цзюй цзы), который, согласно кн. Чжуан-цзы, считался «совершенномудрым» (шэн). Была реконструирована следующая преемственность: Мо-цзы - Цинь Гули - Мэн Шэн - Тянь Сян-цзы - Фу Дунь. В кон. IV в. до Р. Х. произошел распад единой организации на 3 направления «отделившихся моистов» (бе мо), во главе которых стояли Сянли Цинь, Сянфу (Бофу), Дэнлин. Во 2-й пол. III в. до Р. Х. из-за внутренних расколов, а также из-за гонений при династии Цинь (221-207 гг. до Р. Х.) и конфуцианских запретов в эпоху Хань (206 г. до Р. Х.- 220 г. по Р. Х.) М. существовал лишь как духовное наследие. Учение Мо-цзы изложено в 10 начальных главах, названия к-рых отражают его основополагающие идеи: «Почитание достойных» (Шан сянь), «Почитание единения» (Шан тун), «Объединяющая любовь» (Цзянь ай), «Отрицание нападений» (Фэй гун), «Сокращение потребления» (Цзе юн), «Сокращение погребальных [расходов]» (Цзе цзан), «Воля Неба» (Тянь чжи), «Духовидение» (Мин гуй), «Отрицание музыки» (Фэй юэ), «Отрицание предопределения» (Фэй мин).

http://pravenc.ru/text/2563948.html

В лат. источниках термин «катары» встречается со 2-й пол. XII в. Самое раннее упоминание - в полемическом сочинении аббата Экберта из Шёнау «Против катаров» (Contra catharos, 1163). Автор описывает неортодоксальные религ. движения, к-рые, по его словам, были широко распространены в Кёльнском архиеп-стве. Еретики называли себя катарами (catharos), т. е. «чистыми», поскольку считались последователями одного из манихейских течений IV в. (см. Манихейство ) - катаристов (catharistae), т. е. «очищающих [души]». Впосл. эта гипотеза происхождения слова «катары» часто встречалась в средневек. полемических сочинениях и в хрониках. В Декрете Грациана утверждалось, что еретики т. о. подчеркивали свое превосходство над др. христианами, «заявляя о себе как о наиболее чистых» (Decret. Gratian. Pars 2. Causa 24. Q. 3. Cap. 39: «Quot sint sectae hereticorum»). Существовали и др. этимологии. Алан Лилльский, автор трактата «О католической вере против еретиков» (De fide catholica contra haereticos, ок. 1200), производил название «катары» от слова catha, по его мнению, оно переводится как «течение», поскольку еретики «утопают в пороке», или от cattus (лат.- «кот»), потому что вероотступники связаны с диаволом и «целуют зад коту, в образе которого, как они говорят, является им Люцифер» ( Alanus de Insulis. De fide catholica contra haereticos//PL. 210. Col. 366). Как синоним слова «катары» часто употреблялось название «альбигойцы». В заглавии 4-го канона Турского Собора 1163 г. так именуются члены неортодоксальных общин, распространенных в еп-стве Альби. Позднее в источниках, а затем и в исследовательской лит-ре под альбигойцами понимали К., живших в Юж. Франции. В источниках сер.- 2-й пол. XII в. встречаются и др. названия неортодоксальных религ. движений, которые авторы текстов ставили в один ряд с К. Экберт из Шёнау утверждал, что речь идет об одном и том же сообществе верующих, известном под различными именами: «В нашей Германии они называются катарами, во Фландрии - пифлами, в Галлии, за их занятия ткачеством,- тесерантами (ткачами)» ( Eckbertus Schonaugiensis. Sermo I//PL. 195. Col. 15). В 1157 г. учение пифлов обсуждалось на Соборе в Реймсе. Пифлов объявили «сектой манихеев», а приписываемые им учения - еретическими. III Латеранский Собор в 1179 г. осудил некатолич. религ. верования и подчеркнул единство «еретиков, которых одни называют катарами, другие - патаренами, третьи - публиканами, четвертые - прочими именами» ( Mansi. T. 22. Col. 231-233). В 1184 г. похожая формула была использована в булле «Ad abolendam» папы Луция III (Concile de Verone: Decretale Ad abolendam diversarum haeresium pravitatem du 4 nov. 1184//Enchiridion fontium valdensium/Ed. G. Gonnet. Torre Pellice, 1958. Vol. 1. P. 50-53).

http://pravenc.ru/text/1681369.html

Глава 1. Минуций Феликс I. Жизнь и труды Первый латинский христианский богослов, с которого мы начинаем изучение латинской богословской традиции – это апологет конца II – начала III века Минуций Феликс 89 . Скудные сведения о его жизни содержатся в его собственном сочинении и немногочисленных свидетельствах последующих авторов. По всей вероятности, Минуций Феликс происходил из Северной Африки; возможно, из города Цирта (современная Константина в Алжире) 90 . Впоследствии он переехал для работы в Рим. Лактанций и блаж. Иероним единодушно называют Минуция Феликса «известным Римским адвокатом» (Romae insignis causidicus) 91 , что подтверждается его собственными словами во 2-ой главе его апологии 92 . Будучи сначала язычником 93 , Минуций Феликс обратился ко Христу уже в зрелом возрасте 94 . Его единственным сочинением является апология Octavius («Октавий») 95 , которая была написана между 170 г. и 248 г., из чего можно судить о годах жизни ее автора (втор. пол. II в. – пер. пол. III в.) 96 . Текст апологии Минуция Феликса сохранился только в одной рукописи IX в. (Codex Parisinus 1661). Впервые она была опубликована в Риме в 1543 г. Фавстом Сабеем (Faustus Sabaeus) в качестве «восьмой книги» (liber octavus) Рассуждений против язычников (Disputationes adversus gentes) 97 , принадлежащих другому латинскому апологету конца III – начала IV вв. Арнобию Старшему 98 . Однако уже в 1560 г. Франсуа Балдуин (Franciscus Balduinus) в своем Гейдельбергском издании исправил эту ошибку и установил подлинного автора Октавия. Октавий 99 (CPL 37; PL 3, 231–360; CSEL 2.3; Marci Minucii Felicis «Octavius»/Kytzler В., Teubner В. G. Leipzig, 1982) – это философская апология, написанная в форме диалога и отличающаяся стройной композицией, изысканностью языка и стиля. Образцом для нее послужили, главным образом, трактаты Цицерона О природе богов (De natura deorum) и Сенеки О промысле (De providentia). Кроме того, в апологии Минуция Феликса встречается множество параллелей с другими раннехристианскими апологетами, такими как Тертуллиан , св. Иустин, Татиан , Афинагор, свт. Феофил Антиохийский и др. Основное содержание апологии представляет собой диалог между язычником Цецилием Наталием (Caecilius Natalis) и христианином Октавием Януарием (Octavius Januarius), давним другом Минуция Феликса , именем которого и названа апология. Аргументы Цецилия находят строгую параллель в ответах Октавия. В апологии можно выделить следующие части:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЭДМОН [Лат. Cædmon] (2-я пол. VII в.), св. (пам. зап. 11 февр.), 1-й известный по имени англ. поэт. Практически все сведения о К. приведены Бедой Достопочтенным в «Церковной истории народа англов» ( Beda. Hist. eccl. IV 24). Его имя кельт. происхождения (вероятно, от бриттского - маленький боевой конь), но, по свидетельству Беды, К. сочинял стихи на родном языке - нортумбрийском диалекте древнеанглийского (in sua, id est Anglorum, lingua). К. был мирянином и жил на земле, принадлежавшей монастырю Стренескальк (ныне Уитби, графство Норт-Йоркшир), к-рый был основан в 657 г. св. Хильдой († 680), родственницей короля Нортумбрии Эдвина (ок. 616-633). К. не знал никаких песен и не умел петь; когда на пирах ему предстояло взять арфу и петь, он вставал и уходил домой. Однажды, покинув пир, К. отправился в хлев, поскольку была его очередь сторожить коров. Уснув, он увидел незнакомца, к-рый обратился к нему по имени и попросил спеть. К. ответил, что не умеет петь. Но незнакомец настаивал, чтобы К. все же спел о «начале творения» (principium creaturarum). И тогда К. неожиданно для себя произнес хвалебный гимн Богу Творцу. Беда Достопочтенный приводит примерный перевод этого произведения на латынь, отмечая, что невозможно передать столь искусные стихи без потери их «красоты и величия» (decoris ac dignitatis). В 21 рукописи «Церковной истории» (в т. ч. в 5 списках ее перевода на древнеангл. язык, сделанного в IX в.) на полях, между строк либо в конце кодекса записан также древнеангл. текст гимна К. (в рукописях древнеангл. перевода «Церковной истории» он помещен в основном тексте). Это короткое стихотворение (9 строк и ок. 40 слов) представляет собой вольное переложение начала кн. Бытие. В 2 самых ранних списках (Cantabr. Kk. 5.16 (т. н. ркп. Мура) и РНБ. Q.v.I. 18, 1-я пол. VIII в.) дан вариант на нортумбрийском диалекте, возможно близкий к тексту, известному Беде. В большинстве др. рукописей «Гимн Кэдмона» приведен в соответствие с нормами уэссекского диалекта, на основе которого в IX-X вв. сформировался лит. древнеангл. язык. Сопоставление различных текстологических семей «Гимна Кэдмона» указывает на то, что в ранний период, по крайней мере до IX в., он бытовал в устной традиции в неск. различавшихся между собой вариантах ( Cavill. 2000). Гипотеза, согласно которой древнеангл. стихотворение было создано позднее путем обратного перевода лат. текста Беды, отвергается большинством исследователей.

http://pravenc.ru/text/2462375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНДИТЫ [кинда; араб.  ; в южноарав. эпиграфике -  ], крупное, жестко иерархизированное объединение племен, на основе к-рого в 1-й пол. I тыс. по Р. Х. в Юж. Аравии сложились 2 протогосударственные образования, обозначаемые в научной лит-ре как древнее (старое) и новое Киндитские царства. Столицей древнего Киндитского царства стало крупное поселение Карьят-зат-Кахл (   - Кахилево селение), расположенное на расстоянии ок. 280 км к северо-востоку от Награна , в Вади-эд-Давасир, на территории оазиса, в наст. время известного как Карьят-эль-Фау, и являвшееся с кон. IV в. до Р. Х. до нач. IV в. по Р. Х. крупным центром трансаравийской торговли. В течение первых 3 веков его существования там находилась маинская торговая колония (см. Маин ), затем оно перешло под контроль племени мазхидж, а чуть позднее - К., вступивших с мазхиджем в союз. С 70-х гг. XX в. в городище Карьят-эль-Фау ведут раскопки саудовские археологи, к-рые, вскрыв жилые кварталы, рынок, неск. культовых сооружений и некрополь, обнаружили уникальные фрески, фрагменты бронзовой скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. В этих памятниках материальной культуры, выполненных в местных художественных традициях, присутствуют также переднеазиат., егип., эллинистические и рим. мотивы, что указывает на широкие международные связи Карьят-зат-Кахл со странами Запада и Востока. О политической истории Карьят-зат-Кахл и древнего Киндитского царства сохранились лишь фрагментарные сведения. При раскопках некрополя была найдена гробничная надпись царя кахтана и мазхиджа Муавии, сына Рабии (  ), Кахтанида (  ), приблизительно датируемая I в. по Р. Х. Неясно, к какой конкретно этнополитической общности относился тогда этноним «кахтан», к-рый в арабо-мусульм. генеалогической традиции стал использоваться для обозначения всех т. н. юж. арабов, чье происхождение связывалось с древнейеменской цивилизацией. Наиболее раннее упоминание К. в эпиграфике отмечено в надписи Ja 635, восходящей к нач. III в. по Р. Х. и повествующей о 2 победоносных походах на Карьят-зат-Кахл сабейского царя Шаара Аутара (  ). Ему безуспешно пытался противостоять Рабиа из рода Саур (  ), царь кинды и кахтана, вступивший в военный союз с находившимися в Аравии войсками Аксумского царства . Наконец, в сер. III в. 2 сабейских царя-соправителя - Илшарах Яхдуб (  ) II и Язил Байин (  ) отправили дипломатическую миссию в Карьят-зат-Кахл к Малику, сыну Бадда (  ), «царю кинды, мазхиджа и тех, кто из бедуинов» (  ). О возможном упадке и гибели древнего Киндитского царства никаких данных в источниках не обнаруживается.

http://pravenc.ru/text/1684646.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010