Образ усопшей с сыном. Фрагмент росписи ниши в Кеметериум-Маюс. 2-я четв. IV в. Еще одна древняя традиция - изображение усопших. В росписях 1-й пол. IV в. тенденция к конкретизации и индивидуализации их образов усиливается. Так, в кубикуле Пяти святых в катакомбах св. Каллиста (нач. IV в.; Baruffa. 2004) фигуры орантов, пребывающих в райском саду, представлены в богато украшенных одеждах; рядом с ними подписаны имена. Полуфигурное изображение оранты с ребенком перед грудью в нише в Кеметериум-Маюс (2-я четв. IV в.), долгое время считавшееся образом Богородицы с Младенцем ( Wilpert. 1901), в наст. время большинство исследователей интерпретируют как образ усопшей с сыном ( Grabar. 1966; Andaloro. 2006), поскольку оно наделено очень ярко выраженными портретными чертами. Женщина представлена в богатых цветных одеждах, с украшениями, подчеркивающими ее высокое общественное положение; ее прическа соответствует моде эпохи имп. Константина Великого. Характер живописи - плотной, яркой, с объемной моделировкой лица и тела, с тщательной проработкой деталей - очень близок к традиции римского портрета. В гробнице 2 орант в катакомбах Джордани (1-я пол. IV в.; Nestori. 1975; Fiocchi Nicolai, Mazzoleni, Bisconti. 1998) представлены 2 обращенные друг к другу жен. фигуры в богатых одеждах, с украшениями и покрывалами на головах, причем одно из этих изображений оформлено как отдельное панно. Оно отличается от др. образов орант большей индивидуализацией (бледное лицо с крупными чертами, низким лбом, большим чувственным ртом) и при этом наделено острой экспрессивностью (брови сильно опущены вниз, огромные черные глаза возведены ввысь, взгляду придано напряженное, скорбное выражение). Как и образ в Кеметериум-Маюс, эта фреска больше напоминает позднеантичные портреты. Изображение усопшей в позе оранты. Фрагмент росписи в катакомбах Джордани. 1-я пол. IV в. Изображение усопшей в позе оранты. Фрагмент росписи в катакомбах Джордани. 1-я пол. IV в. Во 2-й пол. IV в., особенно со времени понтификата папы Дамаса, в живописи К.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

появляется интерес к изображению святых, образы которых появляются немного раньше в произведениях прикладного искусства (напр., святые Агнесса, Лаврентий, Ипполит, первоверховные апостолы и др., изображенные на донышках стеклянных сосудов с золотой наводкой). Сцены мучений и казней встречаются крайне редко, что объясняется несоответствием этой тематики триумфальному настрою, доминировавшему в раннехристианском искусстве ( Bruyne. 1959). Более распространены изображения мучеников святых покровителей усопших, уже пребывающих в райском блаженстве ( Bisconti. Dentro e intorno all " iconografia martiriale romana. 1995). Увеличивается число погребений рядом с местами упокоения мучеников. В К. сохранилось неск. фресок 2-й пол. IV в., где усопшие изображены со святыми покровителями; в многочисленных погребальных надписях того времени выражается пожелание, чтобы души умерших упокоились в мире и получили вечную жизнь и чтобы святые сопровождали их к райскому блаженству. Одно из наиболее известных среди них - фреска аркосолия Венеранды в катакомбах Домитиллы (2-я пол. IV в.; Andaloro. 2006). Кубикула с аркосолием Венеранды находится прямо за апсидой базилики Санти-Нерео-э-Акиллео. В правой части люнета аркосолия представлены 2 жен. фигуры - усопшая в позе оранты, чье имя и день смерти подписаны рядом, и мц. Петронилла, ее имя тоже указано. Одной рукой она бережно обнимает Венеранду за плечи, другой указывает на стоящую рядом корзину со свитками, над которой изображен раскрытый кодекс. Несомненно, это аллюзия на Свящ. Писание, им руководствовалась при жизни Венеранда, теперь ведомая св. Петрониллой в рай, представленный в виде цветущих кустов в левой части композиции. Фреска аркосолия Венеранды в катакомбах Домитиллы. 2-я пол. IV в. Другая важная для 2-й пол. IV в. тема в живописи К.- Теофания, в к-рую нередко включены и образы святых. С нач. IV в. в пластике саркофагов и в росписях К. были распространены изображения Христа с апостолами или Христа на престоле ( Testini. 1963; Fiocchi Nicolai, Mazzoleni, Bisconti.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Система декорации этой кубикулы с близким к триконху планом и крупномасштабными сюжетными композициями, представленными в неск. ярусах как обрамленные панно, напоминает более поздние и сложные программы декорации храмов ( Bisconti, Nestori. 2000). Кубикула F (Самсона) в гипогее на Виа-Дино-Компаньи. 3-я четв. IV в. В неск. кубикулах катакомб на Виа-Латина композиции на христ. сюжеты соединяются с образами, имеющими менее определенный философско-религиозный смысл или даже связанными с языческой традицией. Так, в кубикуле Самсона (3-я четв. IV в.; Bisconti, Mazzei. 1999; Andaloro. 2006) тимпаны 3 аркосолиев заняты библейскими сценами («Самсон, избивающий филистимлян ослиной челюстью», «Явление ангела Валааму», «Христос и самаритянка»), тогда как в простенках изображены люди, выглядывающие из приоткрытых врат, а остальные поверхности заняты буколическими и проч. мотивами, символизирующими рай. Более сложна и интересна декорация кубикулы I (2-я пол. IV в.; Ferrua. 1960; Idem. Catacombe sconosciute. 1990; Fink. 1978; Tronzo. 1986), имеющей 6-угольную форму, с 2 глубокими нишами на 2 концах. В нишах помещены явно сопоставленные друг с другом сцены, символизирующие философию и истинную мудрость. В одной нише представлен Иисус Христос, сидящий в торжественной позе, Он обращается к стоящим по сторонам верховным апостолам. Эта иконографическая схема имеет отвлеченный иератический характер; она восходит к изображениям императора среди приближенных и подчеркивает величие Иисуса Христа, Который выступает в роли учителя, владыки и судии. В противоположной нише представлен некий философ с др. учеными, одетыми в туники и паллии; один из них указывает палочкой на труп юноши. Первые исследователи гробницы на Виа-Дино-Компаньи интерпретировали эту сцену как изображение врача с учениками ( Ferrua. 1960). Однако, учитывая смысл остальных изображений в этом помещении (фигуры ученых мужей на стенах, бюсты философов и корзины со свитками в своде), ее следует скорее понимать как урок философии, а фигуру в центре - как изображение Сократа или Аристотеля, обсуждающего с учениками вопрос о душе человека. Расположение 2 сцен друг напротив друга позволяет видеть в философии прошлого предысторию или альтернативу «истинной мудрости», воплощением которой является образ Христа Учителя ( Bruyne. 1969/1970; Fink. 1978; Tronzo. 1986). Подобные идеи были характерны для религ. и культурной обстановки 2-й пол. IV в., когда возрождение язычества, начатое Юлианом Отступником, встретило поддержку рим. сената, не желавшего сдавать свои позиции перед лицом христианства, ставшего в это время реальной силой.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

В нише 14 лаконичная программа состоит из традиц. образов и сюжетов, связанных с темой спасения, Крещения и Евхаристии. Они воплощены в четко организованных, крупных и выразительных изображениях Доброго Пастыря, оранты, Ноя в ковчеге, в композициях «Иссечение Моисеем воды из скалы», «Прор. Даниил во рву львином», «Воскрешение Лазаря», «Умножение хлебов». В нише 8, росписи которой выполнены в несколько небрежной импрессионистической манере, прослеживается та же тенденция к более развернутому сопоставлению лиц в ветхозаветных сценах (история прор. Ионы, «Три отрока в пещи огненной», «Прор. Даниил во рву львином», «Жертвоприношение Авраама») с образом Иисуса Христа. Он представлен здесь в софите ниши восседающим на престоле в окружении апостолов. Данная сцена, воспроизводящая античную иконографию собрания философов (ср. с мозаикой сер. IV в. из Апамеи с изображением Сократа), становится очень популярной в живописи К. в IV в. Иисус Христос в окружении апостолов. Фрагмент росписи катакомб на Виа-Анапо. Нач. IV в. Иисус Христос в окружении апостолов. Фрагмент росписи катакомб на Виа-Анапо. Нач. IV в. Нарастание повествовательности, усложнение сопоставлений и иконографии отдельных сцен в живописи К. достигают кульминации в сер. и 2-й пол. IV в., что было связано с развитием пластики саркофагов, монументальной декорации наземных храмов и, вероятно, книжной иллюстрации. Ансамбль, наиболее ярко и полно воплощающий эту тенденцию,- открытый в 1955 г. гипогей на Виа-Дино-Компаньи (2-я миля Виа-Латина) ( Ferrua. 1960; K ö tzsche-Breitwenbruch. 1976; Tronzo. 1986; Andaloro. 2006). Это комплекс частных погребений, возможно принадлежавших одной или нескольким связанным друг с другом семьям. Высокое качество живописи, сложность иконографии, разнообразие архитектурных решений, имитирующих наземные мавзолеи (прямоугольные или многоугольные в плане кубикулы с вытесанными в туфе пристенными полуколоннами, фронтонами и консолями, с живописной имитацией архитектурных деталей и мраморной облицовки) - все это говорит о высоком общественном положении заказчиков, очевидно, происходивших из среды сенатской знати.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Другой пример темы Теофании в живописи К. 2-й пол. IV в., когда в композицию введены образы святых, представлен в катакомбах Коммодиллы в кубикуле Льва, служащего Анноны (375-380; Andaloro. 2006). Имя и должность заказчика, упоминаемые также в других источниках, известны из посвятительной надписи над входом в кубикулу, оформленным монументальным арочным порталом. На пилонах по сторонам представлены святые Феликс (старец) и Адавкт (юноша), обращенные лицом ко входу в кубикулу. Правой рукой каждый из них поднимает мученический венец. На арке, обрамляющей портал, изображен голубь с нимбом, по сторонам от него - еще 12 голубей и 2 агнца. На своде кубикулы в центре в окружении 8-угольных звезд помещено погрудное изображение Иисуса Христа с нимбом, с буквами «α» и «ω» по сторонам, у Него борода и спускающиеся на плечи волосы. Апсида с изображением Христа с апостолами в кубикуле Пекарей в катакомбах Домитиллы. Кон. IV в. Апсида с изображением Христа с апостолами в кубикуле Пекарей в катакомбах Домитиллы. Кон. IV в. В аркосолиях в боковых стенах представлены сцены троекратного отречение ап. Петра и чудесного иссечения им источника. В люнете 3-го аркосолия изображена теофаническая композиция: фигуру стоящего Иисуса Христа (с синим нимбом, с кодексом в левой руке) фланкируют мученики Феликс и Адавкт. На сводах этого аркосолия в меньшем масштабе представлены библейские сцены, не все из к-рых поддаются идентификации; в некоторых Иисус Христос и апостолы изображены в виде агнцев. Лейтмотивом программы является прославление мучеников Феликса и Адавкта, погребенных в этих К., к заступничеству к-рых взывает заказчик. Их жесты, восходящие к жесту приветствия императора, с этого времени входят в христ. иконографию, как и появляющиеся здесь впервые мученические венцы. Образы Иисуса Христа и апостолов в виде агнцев также получают широкое распространение именно в эту эпоху и в дальнейшем станут почти обязательной частью раннехрист. ансамблей. Реже встречается изображение Иисуса Христа и апостолов в виде голубей, однако и оно находит аналогии в памятниках как современных кубикуле Льва, так и чуть более поздних. И те и другие символические образы восходят к святоотеческим толкованиям на Свящ. Писание. Об образованности заказчика свидетельствуют также сцены с ап. Петром, связанные с актуальной для IV в. темой возвращения в лоно Церкви отступников через таинство Крещения ( Sotomayor. 1962). Росписи кубикулы Льва отличают сложная иконографическая программа, зрелые композиционные решения, плотная, яркая и многоцветная красочная гамма. Они покрывают все поверхности стен и сводов кубикулы и представляют собой строго организованное целое. По структуре и триумфальной тематике они близки к храмовой декорации.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Подземная базилика святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Кон. IV в. Подземная базилика святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Кон. IV в. Тема Теофании прослеживается не только в росписях такого высокого уровня. Так, кубикула Пекарей в катакомбах Домитиллы (2-я пол. IV в.; Bisconti. 2000; Andaloro. 2006), большое 8-угольное помещение, с 2 сторон имеет апсиды, в которых с запада представлен Добрый Пастырь, а с востока - одно из наиболее монументальных изображений Иисуса Христа с апостолами, вероятно вдохновленное монументальной композицией к.-л. церкви ( Testini. 1963). Иисус Христос изображен юным и безбородым, Он восседает на престоле и поднимает правую руку в т. н. ораторском жесте, перед Ним - корзина со свитками. По сторонам Спасителя сидят апостолы Петр и Павел, за их спинами стоят остальные апостолы. Эту фреску от др. аналогичных композиций отличают неодинаковые позы апостолов. Богоматерь. Фрагмент росписи базилики святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Сер. VI в. Богоматерь. Фрагмент росписи базилики святых Феликса и Адавкта в катакомбах Коммодиллы. Сер. VI в. Многочисленные изображения Иисуса Христа с апостолами, особенно с апостолами Петром и Павлом, в росписях К. рубежа IV и V вв. несомненно близки к образам в раннехристианских декорациях апсид. Так, в аркосолии Биатора в катакомбах «Ad decimum» на Виа-Латина (кон. IV - нач. V в.) ( Recio Veganzones. 1983; Andaloro. 2006) в центре представлена сцена «Traditio legis». Иисус Христос изображен в верхней части сцены; над Его нимбом - десница Бога Отца. Правой рукой Спаситель благословляет, левой передает свиток апостолу Петру, к-рый вместе с ап. Павлом стоит ниже. Композицию фланкируют пальмы, на одной из них сидит птица феникс. В нижней части сцены было изображение Агнца на возвышении, из к-рого проистекали 4 райские реки, а по сторонам стояли еще 4 агнца. Ближайшие аналогии с этим изображением представляют мозаики 2-й пол. IV в. в мавзолее Санта-Костанца и сер. V в. в неаполитанском баптистерии.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Обращение к художественному наследию прошлого в росписях катакомб на Виа-Дино-Компаньи нашло выражение не столько в использовании языческих сюжетов и символов, характерном для эпохи Юлиана Отступника и следующих десятилетий, сколько в применении к библейской тематике эллинистической художественной традиции. Развернутое повествование, представленное в виде последовательности обрамленных широкими рамами композиций с многочисленными персонажами; крупные, объемные фигуры с выразительными жестами и живой мимикой; энергичная, хотя часто упрощенная моделировка объемов; более реалистическая трактовка деталей и окружения - эти черты, характерные для рим. искусства 2-й пол. IV в. являются признаками «классической реакции», наступившей в христ. искусстве после прекращения гонений на Церковь и утверждения ее ведущей роли в общественной жизни. Аркосолий с изображением музицирующего Орфея в катакомбах святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в. Аркосолий с изображением музицирующего Орфея в катакомбах святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в. Нек-рые росписи рим. К. IV в. свидетельствуют о сохранении традиций языческого искусства. Напр., в гипогее Вибии, принадлежавшем приверженцам культа Сабасия ( Cecchelli. 1944; Ferrua. 1971, 1973), изображены Плутон, увозящий усопшую на своей колеснице, Меркурий, вводящий ее душу в рай, и пиршество жрецов Сабасия в характерных костюмах с фригийскими шапочками. В др. росписях сохраняется свойственный поздней античности синкретизм. Во всех К. встречаются изображения Орфея, имеющие в IV в. тот же прообразовательный смысл, который нередко делается более явным через введение дополнительных библейских сюжетов. Так, на одной из фресок катакомб Домитиллы Орфей был помещен посреди свода рядом с псалмопевцем Давидом, который тоже очаровывал животных своей музыкой ( Bisconti. 1988). В аркосолии 79 в катакомбах святых Марцеллина и Петра (2-я пол. IV в.; Andaloro. 2006) Орфей представлен рядом с композициями «Иссечение Моисеем воды из скалы», «Прор. Даниил во рву львином» и «Воскрешение Лазаря», что позволяет интерпретировать его как прообраз Христа, дарующего спасение и вечную жизнь. Но нагляднее всего «превращение» Орфея в Доброго Пастыря демонстрирует фреска на входной стене кубикулы 64 в катакомбах святых Марцеллина и Петра: он изображен в центре, а вокруг него крестообразно располагаются сцены из ВЗ и НЗ (2-я пол. IV в.; Bisconti. 1988).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Многочисленны росписи К. IV в., сохраняющие традиции светского рим. искусства. Так, в рим. К. нередко встречаются изображения разных видов деятельности, которыми занимались усопшие. В кубикуле Пекарей в катакомбах Домитиллы показаны изготовление и продажа муки и хлеба, в кубикуле Бочаров в катакомбах Присциллы - продажа бочек, в одном из аркосолиев гипогея Вибии - торговец вином; в катакомбах Понциана (di Ponziano) на Виа-Портуэнсе - паромщики на Тибре, в Кеметериум-Маюс (Coemeteriom Maius) - возчики с телегами, в катакомбах Домитиллы - цирюльники и т. д. ( Bisconti. 2000). Один из самых интересных примеров изображения деятельности усопшего в рим. погребальной живописи - росписи гипогея Требия Юста на 2-й миле Виа-Латина (ныне Виа-Мантеллини) (сер. IV в.; L " ipogeo di Trebio Giusto. 2004; Andaloro. 2006). Высказывались предположения, что этот гипогей принадлежал некой секте гностиков или христиан-еретиков, однако впоследствии эти гипотезы были отвергнуты ( Cecchelli. 1944; Kollwitz. 1969). Притом что конфессиональная принадлежность семьи Требия Юста остается неизвестной, изображение ученых занятий, строительства виллы и управления работами свидетельствует о высоком общественном и материальном положении семьи. Однако неск. наивный реализм в обстоятельном изображении деталей повседневной жизни связывает эти росписи с римской народной традицией, чему соответствует и характер живописи, немного простоватой и грубоватой. Фоссор. Фрагмент росписи из катакомб святых Марцеллина и Петра. Нач. IV в. Фоссор. Фрагмент росписи из катакомб святых Марцеллина и Петра. Нач. IV в. В живописи К. особо выделяются образы фоссоров. Если в ранних росписях они имели скорее символический смысл, то в IV в. их изображения стали более реалистичны: конкретизируются окружение, жесты, одежда, атрибуты. Увеличивается масштаб изображений, рабочие инструменты и элементы обстановки воспроизводятся более детально. Так, в кубикуле 71 в катакомбах святых Марцеллина и Петра (сер. IV в.; Ferrua. 1970; Deckers, Seeliger, Mietke. 1987) на входной стене изображен фоссор за работой в К.: он одет в короткую тунику и характерный головной убор, в руках у него кирка, рядом висит лампа. Эта сцена помещена в ряду с библейскими композициями и, т. о., символизирует границу между миром земным и небесным. В др. случаях этот смысл передают пейзажные или орнаментальные мотивы - образы рая. Так, в катакомбах на Виа-Анапо фоссор Трофим изображен в райском саду (2-я пол. IV в.; Deckers, Mietke, Weiland. 1991).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

1998 и др.). Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом и святыми. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в. Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом и святыми. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра. 2-я пол. IV в. Пример изображения Теофании в рим. К.- росписи кубикулы Святых (кубикула Х) в катакомбах святых Марцеллина и Петра на Виа-Лабикана (2-я пол. IV в.; Andaloro. 2006). Кубикула располагается недалеко от того места, куда еще до периода правления папы Дамаса были перенесены мощи святых Марцеллина и Петра. Фрески украшают трапециевидный свод, обрамленный неск. цветными полосами и разделенный на 2 яруса. В центре верхнего яруса на фоне пейзажа изображен Иисус Христос, облаченный в пурпурные одежды, с крещатым нимбом и буквами «α» и «ω». Правую руку Он поднимает в т. н. жесте речи (или благословения), в левой держит раскрытую книгу. Кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы. 375–380 гг. Кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы. 375–380 гг. По сторонам стоят апостолы Петр и Павел в белых одеждах, также поднимающие правую руку в жесте приветствия. Все 3 образа следуют иконографическому типу, к-рый в дальнейшем станет каноническим: Иисус Христос в зрелом возрасте, с густой темной бородой и волосами до плеч; ап. Павел с залысиной, у него клиновидная темная борода; ап. Петр с густыми короткими седыми волосами и короткой округлой бородой. В нижнем ярусе в центре представлен Агнец Божий, стоящий на возвышении, из к-рого проистекают 4 райские реки. Ему предстоят святые Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий, облаченные в белые одежды. Их руки воздеты в жесте приветствия, относящемся как к Агнцу, так и к Христу, восседающему на престоле над Ним. Композиция, представляющая «двойную Теофанию» ( Testini. 1963), не типична для живописи К. и скорее напоминает декорации апсид церквей, для к-рых характерны триумфальные и апокалиптические темы, особенно в сочетании с темой жертвы, выраженной посредством образов Агнца и мучеников. Двухъярусная структура композиции с симметричным расположением персонажей в обоих регистрах также более уместна в алтарной апсиде, нежели на плоском своде кубикулы. Высказывались предположения, что декорация свода связана с росписью базилики святых Марцеллина и Петра, находившейся рядом ( Bisconti. 2002).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

15. Свято-Васильевский монастырь в селе Куйзовка Резинского района Республики Молдова (11.04.2006). 16. Монастырь в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова (11.04.2006). 17. Свято-Серафимовский монастырь в селе Татьяновка Марьяновского района Омской области (11.04.2006). 18. Заволжский Свято-Ильинский монастырь в селе Подгоры Волжского района Самарской области (11.04.2006). 19. Свято-Георгиевский монастырь в Предгорном районе Ставропольского края (близ станицы Есентукской) (11.04.2006). 20. Марфо-Мариинский монастырь в селе Ира Кумертаусского района Республики Башкортостан (11.04.2006). 21. Свято-Троицкий Творожковский монастырь в селе Финёва Гора Стругокрасненского района Псковской области (17.07.2006). 22. Спасо-Казанский монастырь в городе Острове Псковской области (17.07.2006). 23. Константино-Еленинский монастырь в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области (6.10.2006). 24. Крестовоздвиженский монастырь в городе Кизляре Республики Дагестан (26.12.2006). 25. Макариево-Решемский монастырь в поселке Решма Кинешемского района Ивановской области (26.12.2006). 26. Покровский монастырь в селе Лукино Богородского района Нижегородской области (26.12.2006). 27. Рязанский Казанский монастырь в городе Рязани (26.12.2006). 28. Монастырь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Бендеры Республики Молдова (Приднестровье) (26.12.2006). 29. Монастырь во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского в селе Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области (21.08.2007). 30. Свято-Сергиевский монастырь в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области (12.10.2007). 31. Николо-Косинский монастырь в деревне Косино Старорусского района Новгородской области (7.11.2007). 32. Сухотинский Знаменский монастырь в селе Сухотинка Знаменского района Тамбовской области (27.12.2007). 33. Мамонтовский Никольский монастырь в селе Мамонтово Сосновского района Тамбовской области (27.12.2007).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010