Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН Грек (кн. Константин Мангупский (Макнувский, Манкувский, Мавнукский); 1432 (?), п-ов Пелопоннес, Греция - 4.10. 1509 или 1504, Кассианова Учемская пуст.), прп. (пам. 21 мая и 2 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Учемский, Угличский, основатель Кассиановой Учемской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (совр. с. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.). Житие Все известные списки Жития К. имеют индивидуальные чтения, но их можно разделить на 3 основные редакции: Краткую (известна в 3 списках 2-й пол. XVII в.: РНБ. Погод. 1563; УИХМ. Уг-15118; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427, а также в более поздних рукописях), Проложную (Пролог. М., 1662. Л. 466-468 об.) и Пространную (2 списка, представляющие 2 варианта Пространной редакции: РНБ. АНЛ. А-47, 80-е гг. XVIII в.; РНБ. Вяз. Q-37, кон. XVIII - нач. XIX в.). Первичной является Краткая редакция, предположительно созданная в 1-й пол. XVII в. По-видимому, путем ее сокращения была составлена Проложная редакция, вошедшая в Пролог 1662 г. под 21 мая (это предположение требует доказательства, т. к. 3 ранних списка Краткой редакции одновременны Прологу или более поздние). Известны списки Краткой редакции 2-й пол. XVIII - 1-й трети XIX в.: РНБ. Тит. 43, 1751 г.; ИРЛИ. Собр. ИМЛИ. 25 и 28, 60-80-е гг. XVIII в. (текст имеет черты Проложной редакции и ряд индивидуальных чтений); списки 20-х гг. XIX в., написанные одним почерком,- РНБ. Тит. 2642 и Архив СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 212. Л. 32-47 об. Для поздних списков Краткой редакции характерны сокращение текста или контаминация протографов. Архиеп. Филарет (Гумилевский) , А. Ф. Бычков и А. И. Яцимирский считали автором Краткой редакции инока угличского мон-ря Сергия, но данная гипотеза не получила подтверждения. В конце Краткой редакции в списке РНБ. Погод. 1563 помещена криптограмма с именем автора текста. Е. Л. Алексеева, издавшая Житие К., установила, что в криптограмме зашифровано имя Закхей или Ефимко. Поскольку во вступлении к Житию его автор говорит о себе как о настоятеле Кассиановой пуст. («бывшу ми некогда во обители его, и на месте его стоящу, и жезл пастырский в руце имея...»), Алексеева атрибутировала текст настоятелю Учемского мон-ря между 1534 и 1560 гг. игум. Закхею (см.: Строев. Списки иерархов. С. 359). Однако нет достаточных оснований, для того чтобы датировать Житие К. сер. XVI в., все сохранившиеся списки относятся к периоду начиная со 2-й пол. XVII в. (это типично для угличской агиографической литературы, все памятники к-рой известны в редакциях, созданных после Смутного времени ).

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Владимир. Церковь Бориса и Глеба. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм с монастырем возник на предполагаемом месте палат Всеволода III. В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия II Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь. По дозору Григория Житова 7128 (1620) г. «церковь въ Владимире свв. Мученикъ Бориса и Глеба внутри (въ) городе; дани съ нея было 15 алтынъ съ деньгою, да наместничьихъ и заезда гривна». В 1626 г. есть упоминание о храме в описной книге Владимирского Кремля: «храмъ Бориса и Глеба древянъ-клецки съ трапезою, а въ немъ двери царские и деисусы и образы и книги и свечи и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское». В 1672 г. Борисоглебская церковь, как видно из надписи на хранящемся в церкви напрестольном кресте, названа «ружною», т.е. бесприходной (это говорит о том, что прежде при ней был монастырь), «лета ЗРП (1672) году ciu зделанъ крестъ града Владимера въ pyжhoi церкви Бориса и Глеба». Вероятно, когда монастырь был упразднен, бывшие владения при нем поступили в ведение другого монастыря, как это нередко бывало, а церковь для содержания священно-церковно-служителей пользовалась от того монастыря «ругою». Руга – оклад денежный или хлебный, выдаваемый от Государя священно и церковно-служителям вместо жалованья годового за их службу. И церкви, в которых они служили, назывались «ружныя» для различия от приходских церквей, в которых причт состоит на содержании своих прихожан. Духовенство церкви свв. Бориса и Глеба пользовалось особенным благоволением патриархов, как видно из книг ружных церквей. Так, по книге 7207 (1699) г. отмечено: «Троицкому, Вознесенскому и Борисоглебскому 3 попамъ по 25 алтынъ, на воскъ по 6 алтынъ по 4 деньги, попомъ же ржи по 2 чети съ осминою и по пол 2 четверика, овса по тому жъ человеку, да къ темъ же церквамъ на просфоры ржи пол чети и по пол. 2 четверика къ церкви, итого 3 чети пол 5 четверика по 2 алт. четь, итого 32 алтына 1 деньга». В начале XVIII века Борисоглебская церковь значится уже приходской. В переписных книгах значится: " Въ кремле было въ то время 2 собора Успенский и Дмитриевский; одинъ мужеский монастырь Рождественский и въ кремле же 3 приходския церкви» (Троицкая, Никольская и Борисоглебская). При церкви св. благоверных князей Бориса и Глеба было в то время поповских, диаконских, дьячковских и пономарских дворов 3 и бобылей 1 " .

http://sobory.ru/article/?object=40703

ред. А.А. Титов Июль Июля в 1 день, в субботу Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с яицы. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги пышки. Сырники. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи путныя. Збитень. Лапша молошная. Блины просыпныя. Кисель холодной с сливками. Кисель гарячей с маслом. Присол щучей из живых. Окунь росолной из живых. Подлещик росолной из живых. Присол стерляжей свежей. Звено белые рыбицы в росоле. Уха подлещиковая из живых, Уха карасевая из живых. Шти с сметаной да с яицы. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Схаб белужей паровой. Щука паровая свежая. Звено белые рыбицы паровое. Кружек телной. Казначею с началною братиею: икра, вязига, ухи карасевые, шти с сметаной, варанчюг, звена белужьи, пироги, папошники. Священникам и братье: икра, шти, варанчюг, звена белужьи, пироги. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг, звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих, елчан дворян 13 человек, веневских крестьян 5 человек, лебедянских слуг 4 человека. Выдано на двор на расход: 3 белуги, да мтевой рыбы 110 подлещиков, да в поварню просолной рыбы пол-белуги, пол-осетра, да свежие рыбы в тело, в кружек и в збитень 4 щуки да судок. Выдано на подачи: 2 белуги мерныя, косяк хрящевой. Изготовлено на подачи 4 блюда пряжья. Того ж числа отпущено недельного обиходу огороденному старцу: хлеб брацкой, 2 фунта масла коровья, четверуха круп. Да дворяном 2 человеком да подьячему, которые устроенья конюшен на запасном дворе: по хлебу, по мерке снетков, по четверухе круп, да конюху, которой на Красном лугу: хлеб брацкой, мерка снетков, четверуха круп, да им же 4 человеком чалбуш белужей. Работником, которые у дров, 4 человеком, да огороденным 2 человеком: 6 хлебов, полтара четверика круп овсяных, 6 мерок снетков, да им же полтара чалбуша осетрья. Июля в 2 день, в неделю Для празднества Филиппа, митрополита московского и всея России чудотворца, святейшему патриарху подано в келью столового кушанья: Папошник. 3 пирога долгие с кашей да с яицы. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги пышки. Сырники. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Пирошки маленькие с телесы. Оладьи путныя. Збитень. Яйца печеныя. 4 плотицы на масле из живых. Плеск сомовей на масле. Звено белые рыбицы паровое. Лещ паровой из живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Пример 1. Кондукт «Resonet, intonet» (Matrit. 289, ок. 1140) [лат. conductus от conducere - «вести, собирать, стягивать»], вокальный жанр периода Ars anmiqua на лат. рифмованный стих, чаще всего духовного содержания, как правило, в строфической форме. К. мог быть одноголосным или многоголосным (во 2-м случае - чаще всего с сочиненным заново тенором ). Расцвет жанра приходится на 2-ю пол. XII - 1-ю пол. XIII в. Возник на юге Франции (ок. 100 сохранившихся композиций происходит из Аквитании), получил развитие в школе Нотр-Дам , к кон. XIII в. был вытеснен мотетом ; в др. странах, в частности в Германии, бытовал и в XIV в., однако новых К. в этот период создавалось мало. Первоначально этим термином могли обозначать вступительные песнопения перед литургическими чтениями (напр., в ркп. Matrit. 289, ок. 1140 г.). Так, К. «Resonet, intonet» (Да откликнется, да отзовется), вероятно, исполнялся во время перенесения Лекционария к месту, предназначенному для чтений (см. пример 1). Одна из версий происхождения термина связана с тем, что К. могли исполнять во время церковных и светских шествий (в частности, в составе литургических драм ). Так, в «Действе об антихристе» (ок. 1160) упоминается К. «Alto consilio», который исполнялся, когда персонаж, олицетворявший Церковь, шел к трону. В «Действе о Данииле», записанном студентами ун-та Бове, К. сопровождает появление на сцене действующих лиц и их уход за кулисы. Другая версия (см.: Gillingham. 1991) основана на том, что поэтическая форма К.- более краткая в отличие от близких по форме гимна и секвенции , получивших развитие в более ранний период. В то же время считается, что К. 1-й пол. XII в. представляют собой 2-голосные обработки гимнов и секвенций (см.: Евдокимова. 1983. С. 45, прил. 4, 5, 5а). Этот термин, впосл. появившийся в нотных рукописях (в качестве рубрики ), стал использоваться в музыкально-теоретических трактатах периода Ars antiqua, впервые - в кратком анониме «Discantus positio vulgaris» (ок. 1240), где К. определен как сочинение на стихотворный текст ( Coussemaker C. E. H., de. Scriptorum de musica medii aevi: N. S. P., 1864. Mil., 1931r. Vol. 1. P. 96). Позже муз. теоретики называют важнейшим признаком жанра свободно сочиненный (т. е. независимый от литургического или народно-песенного репертуара) тенор: «Тот, кто хочет сочинять кондукт, сначала придумывает такую прекрасную мелодию, какая только возможна, а потом, используя ее как тенор, добавляет дискант» («Искусство мензурального пения» Франко Кёльнского (2-я пол. XIII в.); цит. по изд.: Евдокимова 1983. С. 59). В отличие от мотета, в котором возможна политекстовость, для К. характерно использование одного текста (латинского) во всех голосах.

http://pravenc.ru/text/1841918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ АРГИРОПУЛ [Мануил Аргир; греч. Μανουλ Αργυρπουλος, Αργυρς], маистор, визант. мелург (кон. XIV - 1-я пол. XV в.). Самое раннее упоминание его имени содержится в Аколуфии 1390-1410 гг. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 124v: το Αργυροπολου). Мелург принадлежал к роду Аргиропулов, одному из самых известных на Крите и в К-поле, мн. его представители преуспели в науке (напр., гуманист Иоанн Аргиропул - см.: Iorga. 1989. Σ. 21) и в церковной музыке (напр., мелурги Георгий Аргиропул , Иоанн Аргиропул, Феодор Аргиропул и Феофилакт Аргиропул - см.: Jakovljevi. 1988. Σ. 45). Тождество М. А. и Мануила Аргира с о-ва Родос (см., напр.: Ath. Iver. 975. Fol. 101, сер. XV в.), по-видимому, подтверждается свидетельством Мануила Хрисафа в Матиматарии 1458 г.: «Аргиропула с Родоса» (Ath. Iver. 1120. Fol. 196), впосл. воспроизводившимся в др. рукописях (напр.: БАН. РАИК. 42. Л. 32, сер. XVIII в.). В то же время указание на родосское происхождение часто сопровождает только прозвище мелурга в форме Αργυρς (Ath. Cutl. 456. Fol. 293v, 1443 г.; Ath. Pantel. 1271. Fol. 119, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Xeropot. 287. Fol. 68v, 1724 г.; 319. Fol. 59-161, 1-я пол. XVIII в.; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2393. Fol. 29-39, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 146. P. 155-249, 1758 г.). В рукописи Athen. Bibl. Nat. 899 наряду с Аргиропулом упоминается Аргир с Родоса (Fol. 46); в списке мелургов нач. XIX в. (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143) имена Аргира Родосского и М. А. приведены также отдельно. Тем не менее в пользу свидетельства Мануила Хрисафа говорит двойная атрибуция 2 произведений в разных списках: кратима τοτοοοτο 4-го гласа, надписанная Маунилом Хрисафом как произведение Аргиропула, в др. кодексах того же времени помещена с именем М. А. (Sinait. gr. 1312. Fol. 137, XV в.), а «украшение» матимы прп. Иоанна Кукузеля на память архангелов (8 нояб.) «Невещественное существо» (Τν υλον οσαν) 2-го гласа приписывается как М. А. (РНБ. Греч. 126. Л. 209 об.- 210 об., 2-я пол. XV в.), так и Мануилу Аргиру (Sinait. gr. 1251. Fol. 64v, XV в.; Ath. Cutl. 438. Fol. 67, XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2561902.html

ред. А.А. Титов Февраль Февраля в 1 день, в среду Папошник. Лодога бочешная под хреном. 3 пирога долгих с кашей да с яицы. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги подовыя с яицы. Пироги пышки. Сырники. Селди свежия в тесте. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи путныя. Збитень. Кисель холодной с сливками. Кисель гарячей с маслом. Присол щучей из живых. Щука колодка свежая. Уха зборная из живых. Уха плотичья из живых. Звено лососи свежия в ухе. Капуста шатковая с осетриной свежей. Звено ставное просолное. Пол-головы белужьи просолные. Пол-головы осетрии. Шти с тешею. Схаб белужей паровой. Стерлядь паровая свежая. Лещ паровой свежей. Кружек телной. Казначею с началною братью: икра, вязига, шти с сметаной, варанчюг, ухи судоковыя, звена осетрии просолные, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме осетрих звен и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг, звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 6 белуг, да просолной рыбы полбелуги, осетр, да свежая рыбы в тело, в кружек и в збитень 6 щук да 2 связки вязиги. Выдано на подачи: белуга мерная; изготовлено на подачи: 2 блюда пирогов карасей и пряжья тож. Февраля в 2 день, в четверток На праздник Стретения Господня святейшему патриарху подано в келью столового кушанья: Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с яицы. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги подовыя с яицы. Пироги пышки. Сырники. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи путныя. Збитень. Молоко вареное. Селди свежая в тесте. Кисель холодной с сливками. Кисель гарячей с маслом. Лещ паровой свежей. Присол щучей из живых. Лещ росолной из живых. Щука колодка из живых. Лодога бочешная под хреном. Уха зборная из живых. Огнива белужьи в ухе. Варанчюг. Капуста шатковая с осетриной свежей. Шти с тешей. Звено ставное просолное. Пол-головы осетра свежего. Пол-головы осетра просолного. Звено семги свежия под лимоны. Стерлядь паровая свежая. Щука паровая свежая. Кружек телной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр Иванов. Благовещение. Из серии " Библейские эскизы " . ЖМП 3 март 2021 /  6 апреля 2021 г. 12:30 Совет превечный ИКОНОГРАФИЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «Днесь спасения нашего главизна…» — поется в тропаре праздника Благовещения, потому что в этот день было положено начало (слав. главизна) спасения: Бог соединился с человечеством через Чистую Деву, вошел в Нее Духом Святым и стал Человеком.  PDF-bepcuя. Храм одушевленный с мысленной порфирой Праздник Благовещения отмечается христианами, предположительно, с IV века. Сначала его стали праздновать в Малой Азии, где издавна почитали Пресвятую Деву Марию, оттуда он пришел в Константинополь, а потом распространился по всему христианскому миру. Распространению этого праздника способствовали раскопки в Святой Земле, в частности в Виф­лееме, предпринятые императрицей Еленой, а также строительство базилики в Назарете, в том месте, где Деве Марии явился Ангел с вестью, что Она будет Матерью Спасителя. Примерно с этого времени начинает складываться традиция изображения Богородицы. Иконография праздника опирается прежде всего на рассказ о Благовещении в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38), который включает в себя диалог Девы Марии и Архангела Гавриила. Это становится основой иконографии и на Востоке, и на Западе. Однако часто в тех или иных иконографических изводах мы видим различные детали, которые содержатся в апокрифах — так называемых «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии ­Псевдо-Матфея» («Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя»). В них, в частности, повествуется о двух явлениях Ангела: сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Образ Благовещения представлен довольно широко в христианском искусстве: на иконах и картинах, в храмовой росписи и мозаиках, в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье, прикладном искусстве. Сюжет Благовещения встречается уже на стенах римских катакомб (Присциллы, 2-я пол. II в. – 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III в. – 1-я пол. IV в.; на Виа Латина, сер. IV в.) и на раннехристианских саркофагах. Одним из древнейших изображений Благовещения считаются также мозаики церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440 гг.). Программа росписи этой базилики разрабатывалась в соответствии с определениями III Вселенского Собора, догматически закрепившего именование «Богородица» за Пресвятой Девой Марией. Здесь мы видим непривычный для нас образ — Дева Мария восседает на троне, одетая как знатная римская женщина, Ее окружают ангелы: один слетает к Богоматери сверху, а четверо стоят возле Ее трона, самый крайний справа беседует с праведным Иосифом. Сцена торжественная, словно перед нами придворный прием.

http://e-vestnik.ru/culture/sovet_prevec...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКИЯ И ГЕМИНИАН [Греч. Λουκα κα Γεμινιανς] († ок. 303), мученики (пам. визант. 16 и 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 16 сент.). Источники Мученичество Лукии и Геминиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 45) Мученичество Лукии и Геминиана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 45) Пространное греч. Мученичество Л. и Г. издано Ф. Алькеном по рукописи Vat. gr. 866, XI-XII вв. Сохранился также лат. перевод этого Мученичества (BHL, N 4985), который имеет неск. редакций Х в. (BHL, N 4986-4988). На его основе составлено Житие Л. и Г. для Мартиролога Адона 2-й пол. IX в. (PL. 123. Col. 358-359). Кратко история Л. и Г. изложена в Мартирологе Беды, 1-я пол. VIII в. (PL. 94. Col. 1046-1047), в соч. Флодоарда Реймсского «О триумфе Христа в Италии», ок. 940 г. (PL. 135. Col. 717-718), во Флорилегии из мон-ря Монте-Кассино (Bibliotheca Casinensis. Monte Casino, 1877. T. 3. P. 270-271) и в др. более поздних памятниках. Краткие Жития этих святых содержатся также в составе визант. синаксарей (напр., в Синаксаре К-польской ц., архетип кон. Х в.). Пространные греч. и лат. Мученичества датируют кончину Л. и Г. 16 сент., а в визант. синаксарях Жития этих святых помещены под 17 сент. (SynCP. Col. 53-54; PG. 117. Col. 56 и др.). В лат. Мартирологах сведения о Л. и Г. также указаны под 16 сент.: Мартиролог Адона (PL. 123. Col. 358), малый Римский Мартиролог сер. IX в. (Ibid. Col. 170) и др. Мученичество Христианка Л. была знатной и богатой жительницей Рима. Когда императоры Диоклетиан и Максимиан начали гонение на христиан, ей было 75 лет, из к-рых 36 она прожила во вдовстве. Л. призвала своего сына Евпрепия (в Синаксарях - Евтропий) открыто исповедать христ. веру, но тот отказался и донес на мать императору. Диоклетиан велел члену имп. совета Гевалу отправиться за Л. Когда ее доставили на допрос к императору, Л.

http://pravenc.ru/text/2110873.html

Блж. Исидор Твердислов, с 8 клеймами жития. Фрагмент гравюры. Посл. треть XVIII в. (ГЛМ) В настоящее время выделяют 6 полных и 1 краткую (проложную) редакции Жития И. В основной редакции представлен общий для всех версий текст: Житие, 3 рассказа о чудесах (о купце и о князе (прижизненные чудеса), о священнике ростовской Вознесенской ц. (посмертное чудо)), рассказ о преставлении И. и похвала святому (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 520(114). Л. 233-245, 1-я четв. XVII в.; РГАДА. Ф. 181. 301/680. Л. 90-96 об., сер. XVII в.). Достаточно ранними списками представлены 2-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 482(60). Л. 229 об.- 237, нач. 30-х гг. XVI в. (др. списки: РГАДА. Ф. 181. 563. Л. 555 об.- 568 об., нач. XVII в.; ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 537(651). Л. 290-304 об., 2-я пол. XVII в.) и 3-я редакция - с добавлением стиха: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 481(57). Л. 309 об.- 318 об., нач. XVI в. (др. список: ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 471(636). Л. 225 об.- 244, кон. XVI - нач. XVII в.). 4-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении и стиха - содержится в Успенском списке ВМЧ и в общем Торжественнике (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1381. Л. 298 об.- 303 об., 1-я пол. XVI в.). 5-я редакция - с добавлением стиха и вступления - представлена дефектным списком в составе Трефолоя рус. святым (содержит много памятей Ростовских святых; РГАДА. Ф. 181. 486/966. Л. 179 об.- 189, XVI в.). Вступление к Житию И. восходит, как указала С. В. Минеева, к вступлению к Житию прп. Стефана Пермского. 6-я, полная, редакция включает заглавие, стих, вступление, собственно Житие, чудо о купце, чудо о князе, рассказ о преставлении святого, чудо о священнике, 2 посмертных чуда об исцелении и похвалу (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 446(196). Л. 98-113 об., 1500-1508 гг.; РГАДА. Ф. 181. 692/1204. Л. 366-378, 1560 г. (Торжественник новгородского происхождения); РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 90(218). Л. 71-83 об., 1759/60 г. (сб. житий преимущественно Ростовских святых); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 512(3). Л. 337 об.- 353, 2-я пол. XVIII в.; РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 216. Л. 137-152 об., 3-я четв. XVIII в. (сб. житий Ростовских святых)).

http://pravenc.ru/text/674886.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010