В.В. Каширина Жизнь, юность и студенчество святителя Феофана, Затворника Вышенского Семья, место и дата рождения Родиной святителя Феофана является Российское Черноземье – плодородные лесостепные территории юго-западной России, имевшие стратегическое значение для Московского царства. Борис Годунов основал в этих местах линию крепостей для защиты от набегов крымских и ногайских татар. К таким военизированным поселениям принадлежал Усть-Чернавский острог (впоследствии город Чернавск или Чернавск-на-Сосне), позволявший русским держать контроль над бродом через медлительную полноводную реку Сосну при впадении в нее мелкого и быстрого притока – Большой Чернавки. Этот брод, как часть Кальмиусского шляха, служил вратами в русские земли для татар во время их опустошительных походов до середины XVII в. 1 В следующем столетии Чернавск утратил значение уездного города, и в 1779 г. за ним официально был закреплен статус села. Ближайшими уездными городами были Елец и Ливны, расположенные в 38 и 28 верстах соответственно. При образовании в 1796 г. Орловск ой губернии село Чернава оказалось в ее границах в составе Елецкого уезда 2 . В XIX в. Чернавск был довольно большим и многолюдным селом на оживленном тракте, соединявшим губернские центры Орел и Воронеж. Через него проходило множество богомольцев, совершавших паломничество в Задонский монастырь. В то время в Чернавске было три действующих храма. Один из них – тот, что располагался на месте упраздненного при Екатерине II Владимирского мужского монастыря – был освящен в честь иконы Божией Матери «Владимирская» 3 . В этом храме служил родитель святителя Феофана – священник Василий Тимофеевич Говоров. Предыдущие поколения предков святителя по мужской линии, как минимум, с первой половины XVIII века 4 проживали в другом уезде, также вошедшим в состав Орловской губернии – Малоархангельском, в селе с двойным названием: Богоявленское или Фошни (Фошня). Многие поколения церковно- и священнослужителей Говоровых служили в этом селе в храме Святого Богоявления. По данным последних исследований, прямая родословная святителя Феофана прослеживается в следующих клириках и причетниках Богоявленского храма: священник Андрей Говоров (1655–1720), дьячок Петр Андреевич Говоров (род. 1687), священник Петр Петрович Говоров (1713–1744), диакон Петр Петрович Говоров (род. 1730) и, наконец, дед святителя – пономарь Тимофей Петрович Говоров (род. 1750) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Чаплыгин. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Возведена в 1858 году. Эклектика. Построена на средства раненбурского купца 2-ой гильдии, потомственного почётного гражданина И.Л. Калашникова и его сына Л.И. Калашникова. Квадратный в плане двусветный основной объем храма с полуциркульной в плане апсидой соединён широкой трапезной с трехъярусной колокольней. Северный и южный фасады церкви обработаны пилястрами. Центральные части северного и южного фасадов венчают стилизованные сдвоенные кокошники с треугольным фронтоном по центру. Двойные прямоугольные окна декорированы наличниками с двойными килевидными архивольтами. Пять двухъярусных глухих барабанов увенчаны небольшими луковичными главками. Первые два яруса колокольни квадратные в плане, третий – квадратный со срезанными углами увенчанный шатровым покрытием с главкой. Архитектурный декор храма характерен для типового культового строительства эпохи эклектики. Церковь во имя святителя Николая Чудотворца построена в конце 1850-х годов. Согласно сохранившимся документам, церковь эта " зданием каменная, с таковою же колокольнею, построена иждивением потомственного почётного гражданина Игнатия Леонтьевича Калашникова. Замли при церкви ни пахотной, ни усадебной не имелось, а дома членов причта располагались на своих собственных усадьбах " . Свято-Никольский храм после революции закрыли одним из первых - уже в 1920-е годы и сразу же переоборудовали под молодёжный клуб. Колокола Никольской церкви в 1930 году перелили " на трактора " . В то время было объявлено социалистическое соревнование с богоборцами из Данкова и Козлова, кто разрушит больше храмов у себя в городах. После клуба здесь располагалась швейная фабрика. Позже её сменили красильный цех и склад. К тому времени, когда здание было передано православной общине, храм находился в удручающем состоянии. В 2000-х годах на средства общины была проведена масштабная реставрация, после которой храм стал неотъемлемым украшение центральной части Чаплыгина. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г.

http://sobory.ru/article/?object=12089

Духовные упражнения. Выпуск 2. Семь этажей духовности Может ли быть что-то духовное вне христианства 20 февраля, 2018 Может ли быть что-то духовное вне христианства В прошлый Великий пост архимандрит Савва (Мажуко) писал читателям «Правмира» постные письма . Надеемся, «Духовные упражнения» отца Саввы нынешним постом порадуют вас не меньше. Архимандрит Савва (Мажуко) – Савва, сделай духовное лицо. Ну, пожалуйста… – Кому? Скажу, как на духу, одним духом выдам: хоть я и духовное лицо, но вижу, что лицо у меня далеко не духовное, однако мне хватает духу принять то, от чего я бываю не в духе, пусть это и в духе нашего времени. В одном предложении семь «духовных» слов, но значения их не совпадают. «На духу» значит откровенно, как на исповеди, к которой это старинное выражение и отсылает. «Духовное лицо» – это о моем социальном и юридическом статусе, ведь я священник, «служитель культа», и слово «лицо» здесь – индивидуум, субъект права. Но в зеркале я вижу не юридическое лицо, а переднюю часть головы, мой внешний облик, наружность, которая предательски выдает мое настроение, характер, внутреннее состояние. Полагают, что одухотворенное лицо свидетельствует об успехах духовного развития, но у меня «духовное лицо» долго не держится, сколько ни упражняйся. «Не хватило духу» – это о воле, способности принимать решения, стойкости характера, мужественности. «Быть не в духе» – это из сферы эмоций – о плохом настроении. Не забыть еще и про целый куст значений, связанных с дыханием: «одним духом», «что есть духу», «дух захватывает», «испустить дух». Навещаю старинную схимницу: – Как вы, матушка? – Ой, батюньчик! Дух не дышить, – тяжко вздыхает старушка. Зачем нам погружаться в жаркое горнило семантики, тщательно «отслаивая» значения слов? Раз уж мы собрались говорить о духовных упражнениях, следует разобраться с тем, что такое духовность, что мы имеем в виду. Упражнения требуют постоянства, системы, точности, самоотдачи. По утрам нужно делать зарядку. Это духовное упражнение? Как сказать. Зарядку делает тело, а дух есть нечто нематериальное, нефизическое. Но чтобы стать на зарядку, просто проснуться, открыть окошко, стряхнуть с себя сон и начать выполнять предписанный комплекс движений и делать так каждое утро, нужен характер, сила духа, бодрость духа, если не сказать духовная зрелость, духовное здоровье. Отчего и говорят: «В здоровом теле здоровый дух», и мы не станем спорить, что первично.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

«Иди к Савве, он всем прощает!» Почему православным нужно разрешение на радость Лабиринты благочестия. Выпуск 2 5 марта, 2020 Лабиринты благочестия. Выпуск 2 Мы так привыкли сами себя истязать, что тратим уйму усилий на совершенно ненужные, а часто и вредные вещи. Как пройти «лабиринты благочестия», придуманные коллективным разумом – об этом новый цикл архимандрита Саввы (Мажуко) – в Великий пост 2020 года. Стою на исповеди. Старушка всхлипывает и робко терзает усталый платок. Архимандрит Савва (Мажуко) – Батюшка, я такая грешница! – Правда? – Даже стыдно сказать… – Не бойтесь, всё хорошо. – Я на свадьбе плясала. И чего я туда пошла, на свадьбу эту? – Ну, потанцевали и ладно, чего переживать! – Правда? Так это не грех? – Что за глупости! – Ой! А мне так хотелось! Вы только подумайте, в чём каялась эта бабушка? Она танцевала! Что же тут такого? Да, собственно, ничего, почему бы на свадьбе не потанцевать? Но это вам ничего особенного, а православному человеку непросто в этом мире, ему нужно особое разрешение на радость, представляете? Одна моя знакомая как-то призналась, что завидует своим неверующим подругам: делают, что хотят, едят, что хотят, загорают, танцуют, ходят на фитнес, в кино, театры. А тебе хоть пропади! Зовут на новый спектакль, а в это время Всенощная; у сестры юбилей, а тут, как на грех, пятница, да ещё, не дай Бог, Усекновение или Воздвижение! Сядешь обедать – опять помолиться забыл! Батюшку в магазине встретил – обойдёшь стороной. Не потому, что не любишь, а во избежание сложностей: брать благословение или просто поклониться? А если он без подрясника? А можно ли священнику говорить «доброе утро»? И потом вдруг придётся поддержать благочестивую беседу? А как беседовать, когда рядом соседка Людка: если искренне разговаривать – тщеславие, если сдержанно – веру предашь! Господи! И не прошёл же Ты мимо, когда в церковь меня звал! Не христианин, а нервный бегемотик! Но самое страшное время – Великий пост! Время, когда православный понимает, что жить – это не только грех, но и большая ошибка!

http://pravmir.ru/idi-k-savve-on-vsem-pr...

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца в психиатрической больнице. Церковь Николая Чудотворца при больнице святителя Николая для душевнобольных Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца при Больнице для душевнобольных Свт. Николая. Храм святителя Николая, устроенный по повелению императора Николая в 1840 г. и в том же году освященный по благословению с.-петерб. митрополита Серафима, занимает второй, третий и четвертый этажи каменного здания больницы и имеет вид креста. Он устроен по плану архитектора Шарлемана, на суммы приказа общественного призрения при особенно усердном участии бывшего попечителя заведения, тайного советника Михаила Николаевича Жемчужникова. Алтарь имеет полукруглую форму, за алтарем в особом помещении хранится ризница и другие церковные вещи. По сторонам храма устроены хоры для отдельного помещения на них больных мужчин и женщин, а выздоравливающие и совершенно спокойные больные стоят во время богослужения в самом храме, в который открыт вход и для посторонних посетителей. В храм с площадки парадной лестницы ведут три стеклянных двери: эти-то двери и стеклянный просвет на куполе освещают всю церковь. Антиминс священнодействован с.-петерб. митрополитом Григорием. Церковь достаточно снабжена ризницею и утварью. Библиотека, кроме полного круга богослужебных книг, имеет достаточное количество книг духовно-нравственного содержания, назначенных для чтения больным. Они каждый год выписываются в библиотеку с разрешения попечителя. На содержание церкви выдается попечительным советом по 300 руб. в год. Причт по штату 1839 г. состоит из священника и причетника, получают жалование и добавочные из церковных сумм; оба пользуются казенною квартирою с отоплением и освящением. Священник Федор Петропавловский «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 6. - Санкт-Петербург, 1878 г., в синодальной типографии. Комментарии и обсуждение Церковь находилась в центре здания , занимала 2-ой и 3-й этажи. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24708

Рудне-Никитское. Церковь Рождества Христова. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:1720. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Орехово-Зуевский р-н, с. Рудня-Никитское. Координаты: 55.545494, 39.137903 Проезд:До ст. Авсюнино (Казанское направление ж/д) или до той же станции автобусом " Москва–Шатура " (отправление от автовокзала " Выхино " ), далее на юг по лесной тропе 2 км. На авто: поворот с Шатурского шоссе (Р-106) на Рудню. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Рождества Христова (тёплая, построена " клетски " ) относится к 1-й четверти 18 века (в книге И. Благовещенского " Краткие сведения о всех церквах Московской епархии " указана другая дата построения церкви Рождества Христова - 1572 год). Иконостас относится к 1806 году. В 19 веке пристроены боковые приделы и притвор. В советское время храм не закрывался, но во 2-ой половине 1930-х годов богослужения в нём не совершались из-за отсутствия священников. В 1938 году 1 марта арестованы и 14 марта растреляны староста храма Дмитрий Павлович Рогов (р. в 1871г.) и уставщик Тимофей Никифорович Баулин (р. в 1869г.). Источник: О. Пэнэжко " Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района " Зимняя церковь Рождества Христова поставлена в 1781 г. вместо прежней Никольской; в конце XIX в. расширена пристройкой боковых крыльев и западного притвора. Небольшой рубленый, обшитый тесом храм на кирпичном цоколе принадлежит клетскому типу. Покрытый двускатной кровлей, он завершен луковичной главой на массивном кубическом трибуне. По продольной оси к основному четверику примыкают граненый алтарь и трапезная XVIII в., с боковых сторон - позднейшие пристройки, сообщившие композиции крестчатый характер. Периферийные помещения церкви соединяются с повышенным центральным объемом широкими пролетами, при реконструкции прорубленными в прежних наружных стенах. Все перекрытия балочные. Открытые балки-матицы в храме и трапезной расписаны полихромным орнаментом. Потолки в крыльях подшиты фанерой и, так же как стены, покрытые штукатуркой, окрашены масляной краской. Скромный иконостас с тремя рядами икон относится к эпохе классицизма. Источник: Иллюстрированный научный каталог " Памятники архитектуры Московской области " . Выпуск 4. Москва, ГУП МО " МОК-центр " , 2009 г. Кирилл Аминов, 24 февраля 2015 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02794

1922 год стал одной из первых станиц в трагической истории Русской Православной Церкви. 23 февраля 1922 года был издан декрет " об изъятии церковных ценностей " . Ценности должны были изыматься все, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Коснулась эта " акция " и Александро-Невского собора. Повторно собор был разграблен и после чего закрыт в 1929 году. Была разрушена колокольня, а 24 " звона " отправили на переплавку. Службы в храме прекратились по требованию юношеской организации " Союза воинствующих безбожников " . Собор был переоборудован под клуб. С 1930 года бывшее церковное здание служило как детский клуб и кинотеатр, позднее как музей атеизма. В 1932 году после новой реконструкции в здании бывшего собора открылся первый в республике звуковой кинотеатр " Колосс " . В 1937 году разобрали купол храма, после чего изуродованное здание было причислено к " памятникам архитектуры 1-ой категории " . Лишь в 1990 году храм возвратился в лоно Церкви. После подготовки плана реставрации в 1992 году начались работы по возрождению Александро-Невского собора. К концу 1993 года ремонт был завершён, на территории храма построен новый крестильный храм, иордань для освящения воды, временная звонница. 2 января 1994 года собор был переосвящён, и на Рождество здесь прошло первое, спустя многие годы богослужение. Главная святыня собора Александра Невского - икона Почаевской иконы Божией Матери. В непосредственной близости от собора находится усыпальница Андрея Фёдоровича Дерябина - горного инженера, много сделавшего для строительства собора, под руководством которого с 1808 по 1843 год возводился знаменитый Ижевский завод. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. Необходимость возведения собора в центре Ижевска была осознана заводскими и духовными властями в результате майского пожара 1810 года, уничтожившего значительную часть города и главный в то время храм — деревянную церковь Ильи Пророка, встал вопрос о строительстве нового храма. Уже на следующий год заводской архитектор С. Е. Дудин, выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был, отвергнут, в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А.Д. Захарова. Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, заменив гранит на заводское литье (чугун), а также упростив отдельные архитектурные формы собора, тем самым удешевив проект.

http://sobory.ru/article/?object=00775

S. Serapionis, Macarii, Paphnutii et alterius Macarii regula ad monachos (Св. Серапиона, Макария, Пафнутия и другого Макария правила для монахов) 5 . Этот памятник имеет 16 глав, переведен на русский язык и напечатан в книге епископа Феофана: «Древние иноческие уставы» стр. 194–200, Издание Афонского русского Пантелеимонова монастыря. 1892 год. Правила пр. Макария Египетского , по мнению исследователей, излагаются в V–VIII главах. Памятник этот признается подлинным 6 . Различные изречения пр. Макария, собранные в апофегмах (apoplihegmata). В русском переводе апофегмы находятся в «Достопамятных сказаниях». Древнем Патерике изложенном по главам «Лавсаик», в «новооткрытых сказаниях о преподобном Макарии великом по коптскому сборнику» арх. Палладия в Христианском Чтении за 1821 год, но 2 ч. стр. 60–83. У Миня собраны все апофегмы на стр. 520–263 – 34-го тома греческой серии. Macarii cuisdam abbatis visiones do sanctis angelis (Макария некого аввы видения о святых ангелах) 7 . Памятник этот также приписывается пр. Макарию Египетскому , но заглавие «некоего аввы» делает его сомнительным. Макарий Египетский пользовался известностью, а потому странно было бы называть Макария некоторым аввою 8 . В русском переводе рассматриваемого памятника нет. 6) В славянских прологах пр. Макарию приписываются: 1) поучение блаженного Макария (пролог – месяц январь – 19-е число) 2) слово Великого Макария (пролог месяц апрель – 14-е число). Тот и другой памятник напечатаны в книге проф. А. И. Пономарева: «Памятники древне – русской церковно-учительской литературы. Выпуск 4-й. Славяно – русский пролог. Часть вторая – январь – апрель Спб. 1898 год». Поучение представляет нечто новое, но подлинность его не установлена. Что же касается слова, то оно составлено по 4 слову – о терпении и рассуждении – именно 18 – ой главы и первой части 19-ой. 7) Наконец, именем Макария Великого надписываются у нас следующие молитвы. Утренняя: «Боже очисти мя грешного». «От сна востав, полунощную песнь приношу ти Спасе». «К тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав прибегаю». «Господи, иже многою твоею благостию». «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души, и страстной моей жизни. Вечерняя: «Боже вечный, и Царю всякого создания», «Что ти принесу, пли что ти воздам», великодаровитый бессмертный Царю». Подлинность всех этих молитв не установлена. Только первая молитва: „Боже очисти мя грешнаго» в древних кодексах 9 и славянских рукописных памятниках надписывается или вообще именем св. Макария, или более точно Макария Великого 10 . У Миня напечатаны две молитвы: «Боже очисти мя грешнаго» и «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души» при этом последняя – как сомнительная, напечатана мелким шрифтом 11 . I. Светоч Православной Церкви – преподобный Макарий Египетский

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Текст апостольских чтений относится к позднейшей 4-ой редакции (ср. Г. А. Воскресенский , Исследование об Апостоле). 2. Шестоднев. Рукопись 8, 213 л., полууст. 16 в. Полное заглавие: Книга глаголемая Шестиднев, стихиры воскресные. Некоторые песнопения – богородичны, степенны – положены на крюковую ноту. В кожаном переплете с медными жуками и застежками. 3. Паренесис Ефрема Сирина . Рукопись 4, 17 в., 254 л., полууст., в кожаном переплете Пред оглавлением Перенесиса помещена статья О молчании и безмолвии Исаака Сирина . В оглавлении помечено 112 глав. В рукописи всего слов 89. В начале 19 в. рукопись, по записям, принадлежала Орловскому купу Данилу Яковлевичу Масленникову, а потом его дочери Настасье Даниловой Сазоновой. 4. Нотный Ирмологий Праздничный и на гласы октоиха. Рукопись 18 в., 4, 111 лл. (без первых 19 лл.)+256л. В праздничной части не достает начала. В ирмосах октоиха не достает конца. В начале иромосов октоиха в пред. 1 л. Помещен раскрашенный фронтиспис. 5. Часослов и Канонник 17–18 в., формат 12 на 8 сант., печатный и рукописный, 284 лл.: письмо-полуустав. Текст неисправленный. 6. Летопись св. Дмитрия Ростовского . Рукопись 4, на синей бумаге, 275 лл., списана со 2-го печатного издания Сопиова, СПБ. 1796 г., в 1822 г. Мценских помещиков Александров Николаевичем Озеровым с печатного экземпляра мценского купца Семена Кириллова Московитинова. В бумажном переплете. 7. Октай нотный. Рукопись 4, 73 л., первых 18 лл. нет, без начала и конца, 18 в., на крюковой ноте. 8. Канон за умерших. Рукопись 4, полууст., конца 18 в., 11+15 лл., в бумажном переплете. 9. Поучение, как стоять в церкви во время Божественной Литургии. Рукопись 19 в., 16, 70 л. Скороп. Посвящение: Рабам и рабыням Иисуса Христа посвящает придворного собора Протоирей Григорий Мансветов . Апреля 12 дня 1833 года. Нач. «1. Христианин ты слышишь благовесть. Так наши праотцы называли звон колокола». – Изъяснение литургии. 10. Тихон Воронежский. О должности каждого христианина. Сочинения преосвященного Тихона Воронежского и Задонского. Перепечатано в Московской типографии 1788-го года. Рукопись 4, 87 л., скорописью, в бум. Переплете. Списана с печатного в 1838 г. Григорием Ивановичем Быковым, а после него (с 1841 г.) принадлежала Орловскому мещанину Ивану Александрову Болошеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

В целом же, после строительства колокольни, Благовещенская церковь приобрела живописный праздничный вид, значительно обогатив панораму северо-восточной части Нерехты. Возможно, тогда же территория церкви была окружена каменной оградой с железной решёткой и воротами по южной стороне, напротив колокольни. В таком виде храм простоял до 30-х годов нашего времени, когда были снесены его завершения, колокольня, апсида и ограда. Многие проёмы были заложены или растесаны, не сохранилось внутренее убранство. Выполнен проект реставрации церкви. Собственно храм представлял собой традиционную композицию " восьмерик на четверике " и завершался пятью компактно поставленными чешуйчатыми главами с ажурными крестами на глухих барабанах. Северный придел представлял собой самостоятельную церковь с отдельным западным входом, обрамлённым порталом. Центральная часть придела - четверик, как и у собственно храма, завершался восьмигранником, украшенным рустованными пилястрами и увенчанный главой на глухом барабане. Наличники окон придела имеют богатое оформление и завершаются двухчастными килевидными кокошниками. В интерьере центральной части под побелкой сохранились темперные росписи 2-ой пол. 18 века. В настоящий момент в церкви ещё идёт ремонт и многое надо сделать, но в приделе великомученика Георгия Победоносца уже второй год идут службы. Церковь ныне приписана к Тетеринской Свято-Успенской пустыни. По материалам: С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов " Нерехта " , стр.40-46; " Памятники архитектуры Костромской области " , 11 выпуск, стр. 140-141 Благовещенская церковь каменная, с такою же колокольнею, когда и кем построена, неизвестно. Обнесена каменной оградой с железными решетками. Престолов три: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя вмч. Георгия и во имя св. Александра, Афанасия и Кирилла. Капитал церкви в процентных бумагах 1894 руб. Причт: священник и псаломщик, причтовый капитал вечного вклада 2658 руб. В пользовании причта 30 десятин 1033 кв. сажени сенокосной земли, аренда которой дает 80-90 руб. в год. Документы на землю есть.

http://sobory.ru/article/?object=03116

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010