Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ И КАССИАН Григорий [Гавриил] и Кассиан [Константин Дмитриевич] († кон. XIV в.), преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, основатели Авнежского в честь Св. Троицы муж. мон-ря . Сведения о жизни и мученической смерти Г. и К. сохранились в Сказании об обретении мощей святых с чудесами (РГБ. Ф. 304/I. 635. Л. 39-110 об., нач. XVII в.; Ф. 304/II. 5. Л. 563-600 об., 1-я пол. XVII в.; Ф. 236. 94. Л. 384-402, нач. XVII в.; БАН. Арханг. Д. 233, XVII в., и др.), а также в Житии прп. Стефана Махрищского. Оба произведения были составлены Иоасафом , игум. Данилова мон-ря (по всей вероятности, Данилова переславль-залесского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , в актах в 1566 упом. его настоятель игум. Иоасаф). После 1560 г. Иоасаф по благословению митр. св. Макария посетил Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь , где в 1557 г. были обретены мощи прп. Стефана и игум. Варлаам (см. Варлаам , еп. Суздальский) составил жизнеописание преподобного с рассказом о чудесах. (Варлаам воспользовался записями прадеда - монастырского свящ. Серапиона, современника прп. Стефана; мон. Серапион в числе первых насельников Махрищского мон-ря записан в монастырском синодике - РГБ. Ф. 711. 31. Л. 14.) Иоасаф доработал труд игум. Варлаама и, по-видимому тогда же, на основе записей свящ. Серапиона и рассказов Варлаама составил Сказание об обретении мощей Г. и К. Житие прп. Стефана и Сказание об обретении мощей Г. и К. тесно связаны между собой, в ряде списков перед Сказанием помещены фрагменты из Жития с рассказом о Г. и К. От этих памятников неск. отличается появившаяся позднее 2-я редакция Сказания об обретении мощей Г. и К. Ее список находился в б-ке Авнежского мон-ря, после закрытия обители в 1764 г. он хранился в приходской ц. во имя Г. и К. на Авнежском погосте, где был обнаружен в кон. XIX в. и введен в научный оборот свящ. Н. А. Коноплёвым (список утерян, редакция известна в подробном пересказе Коноплёва). 2-я редакция Сказания, в к-рой, по словам автора, на основе местных преданий уточняются и дополняются сведения игум. Иоасафа, содержит иную версию мученической кончины Г. и К.

http://pravenc.ru/text/166842.html

Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне? 15 марта Русская Православная Церковь празднует обретение Державной иконы Божией Матери 14 марта, 2018 15 марта Русская Православная Церковь празднует обретение Державной иконы Божией Матери 15 марта Русская Православная Церковь празднует обретение Державной иконы Божией Матери. Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Мы расскажем все о создании иконы о том, где хранится ее оригинал и, где можно приложиться к чтимым спискам Державной иконы Божией Матери. Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками). Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон. Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным. В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви — сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

http://pravmir.ru/derzhavnaya-ikona-bozh...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Новая книга о «екатеринбургских останках» и проблема идентификации Арх. Тихон (Затекин) «…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит». Романовы: убийство, поиск, обретение» 15.05.2023 1494 Время на чтение 48 минут Часть 1 Общее впечатление Недавно, в конце 2022 года, вышла в свет книга архимандрита Тихона (Затекина), под названием: «…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит». Романовы: убийство, поиск, обретение» (Нижний Новгород, 2022). Книга повествует о раскопках в Поросенковом логе неподалеку от Екатеринбурга. Как в недавнее время стало широко известно, в этом месте были обнаружены останки группы лиц, которые, согласно первоначальной советской версии, отождествляются с семьей последнего российского Императора Николая Второго, жестоко убиенных в 1918 году. К настоящему времени о гибели Царской Семьи существует огромная литература. Но в вопросе об «останках» остается много существенных противоречий. Автор книги в жанре мемуаров подробно излагает историю раскопок, в ходе которых, по его суждению, были обнаружены останки Царской семьи. Это крупный, роскошно оформленный том альбомного формата, объемом почти 700 страниц. на хорошей, мелованной бумаге, с большим количеством цветных иллюстраций – примерно, половина издания - воспроизводящих, в том числе, документы. Вид книги – торжественный, подарочный. На с. 11 помещено «Вступительное слово» митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. К сожалению, ни глав, ни каких-либо других подразделений текста в книге нет. Нет, соответственно, и оглавления. Поэтому ориентироваться в обширном тексте довольно трудно. Книга состоит, в основном, из воспоминаний лиц, участвовавших в обнаружении и извлечении костных останков, обнаруженных в Поросенковом логе. Эти воспоминания расположены в контексте автобиографических заметок автора - архимандрита Тихона, сведений о главном герое книги – инициаторе раскопок екатеринбургских останков Г.Т. Рябове, и попутных сведений. Часть материалов заимствованы, как очевидно, из следственного дела по убийству Царской семьи («Преступление века. Материалы следствия». М., 2021, т.1,2,3). Автор широко использует книги своих друзей - участников раскопок, делая из них обширные выписки.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Леснинская икона Божией Матери (Леснянская) (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками. Существуют 2 версии сказания об иконе - русская и польская. В них одинаково изложены обстоятельства обретения Л. и.: 14 сент. 1683 г. пастухи из с. Лесны (ныне Лесьна-Подляска Люблинского воеводства, Польша) пригнали скот на привычное для полуденной стоянки место близ села - «окопы» (холм с остатками земляных укреплений, к-рые связывают со временем похода крестоносцев на Ливонию в XIII в.). В лесу в ветвях грушевого дерева они увидели окруженную сиянием икону Божией Матери (тема обретения иконы на грушевом дереве на территории совр. Белоруссии встречается неоднократно: в частности, впервые - в истории Жировицкой иконы (кон. XV в.), в сер. XVIII в.- Васьковской иконы). О находке пастухи рассказали односельчанам и священнику. Икону сняли с дерева и перенесли в Лесну. В обеих версиях приведены имена пастухов: Александр Стельмащук и Мирон Макарук (польск.- Макарчук), в польском варианте указан их возраст - 9 и 10 лет соответственно. Далее версии расходятся. Согласно русской, икона была поставлена в доме Макаруков. Оттуда ее перенесли в с. Буковичи (ныне Буковице, Польша) в правосл. Свято-Троицкую ц. (построена в кон. 70-х гг. XVI в., приход упразднен в 1859, к этому времени церковь пришла в запустение; вид церкви см. в кн.: Петров. 1887. Ил. на с. 69). Е. Поселянин дополняет местное предание: из дома Макаруков икону взял и присвоил «один соседский польский помещик… но под влиянием различных несчастий… он решил передать ее в ближайшую православную церковь села Букович, в двух верстах от Лесны» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 592). Одним из первых чудес считается событие, когда на месте обретения иконы забил источник. К иконе началось паломничество, и она стала основным источником доходов церкви в Буковичах. Однако обладание иконой в условиях гонения на Православие и насаждения католицизма на Холмщине находилось в плоскости не столько приносимых иконой доходов, сколько усиления влияния Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463593.html

Преподобному Серафиму не нужны волшебства и мифы 15 января – день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского 15 января, 2019 15 января – день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского В серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Серафим Саровский». С написавшим ее саровским историком Валентином Степашкиным встретился постоянный автор «Правмира» Дмитрий Сладков. 15 января – день преставления и второго обретения мощей преподобного. Серафим Саровский заслужил почитание при жизни – Недавно по Facebook сильно разошелся, около 200 публикаций, отзыв на вашу книгу игумена Петра (Мещеринова), серьезного, авторитетного человека, одного из создателей молодежного движения «Даниловцы», музыковеда, переводчика ранних протестантов, постоянного автора и «Правмира», и сайта Богослов.RU. Думаю, уже видели? – Нет. – Тогда я просто прочту. Вышла книга Валентина Степашкина «Серафим Саровский». …Главное в ней то, что автор является ученым-исследователем и что он строит жизнеописание своего героя и разбор его наследия на основании архивных документов, с которыми работал. …Автор очень почитает преподобного, поэтому редко делает какие-либо определенные выводы, просто приводит то, что соответствует документам. Но от выводов никуда не деться, потому что из документов видно следующее: 1) колокольни не было; 2) камня не было; 3) кормления медведей не было; 4) разбойников не было; 5) беседы с Мотовиловым не было… Ну, и так далее. Думаю, что сказанного уже достаточно. Мотовилов разобран по косточкам – психически нездоровый человек, все, что с ним связано, не заслуживает доверия. Про заместительную смерть Елены Мантуровой и вовсе не сказано ни слова… Общение батюшки Серафима с дивеевскими сестрами приведено, но оговорено, что старец такого не мог говорить… В итоге преподобный Серафим предстает пред нами как человек-загадка. Достоверно сказать о нем можно очень немногое, все остальное – фантазии разной степени вероятности. Говорил я об этом с одной моей доброй знакомой, она сказала: «Ну да, конечно, но простой народ во все это верит… что же сделаешь? Пусть, вреда-то нет». И многие так считают – но я с этим решительно не согласен. Вред есть – он заключается в том, что в церковную жизнь вносится ложь, что таким образом и формируется «православная субкультура», которая порой прямо противоположна истинному христианству.

http://pravmir.ru/prepodobnomu-serafimu-...

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Торжества, посвященные 20-летию обретения мощей прп. Серафима С 31 июля по 2 августа состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию. В Серафимо-Дивеевском монастыре Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжества, посвященные 20-летию обретения мощей преподобного Серафима Саровского. По прибытии в Саров Святейший Патриарх Кирилл посетил храм преподобного Серафима Саровского в Свято-Успенской Саровской пустыни. В храме Предстоятеля приветствовал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Святейший Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом, отметив, что скорбит вместе с жителями Нижегородской земли обо всех погибших в результате лесных пожаров. Посетив келью преподобного Серафима, Предстоятель прочел молитву перед чудотворным образом святого и помазался маслом от лампады преподобного. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил молодежный лагерь «Экспедиция “Русская цивилизация”», расположенный в пригороде Сарова, на берегу озера Протяжное. Патриарх Кирилл ознакомился со стендами, посвященными молодежной акции «“Мининский призыв” на земле Серафима Саровского», и побеседовал с детьми, участвующими в IT-npoekme, посвященном 1150-летию российской государственности. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам лагеря с приветственным словом. Напомнив, что через два года будет праздноваться 400-летие русской Смуты и освобождения Москвы, Святейший Патриарх отметил, что «патриотизм предполагает любовь к своему народу и активное участие в делах государства. Мы должны поддерживать страну, а для этого у нас должно быть соответствующее мировоззрение». Перед отъездом из Сарова Предстоятель Русской Церкви посетил Дальнюю пустыньку преподобного Серафима Саровского. Затем Святейший Патриарх направился в Серафимо-Дивеевский монастырь. Вечером в канун дня памяти преподобного Серафима Саровского Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНИЛИЙ Прп. Корнилий Переяславский. Икона. 2000 г. Иконописец инокиня Екатерина (Омельченко) (Переславль-Залесский Никольский мон-рь) Прп. Корнилий Переяславский. Икона. 2000 г. Иконописец инокиня Екатерина (Омельченко) (Переславль-Залесский Никольский мон-рь) (Конон Гордиевич; ок. 1636 (?), Переяславль Рязанский - 22.07.1693, Борисоглебский мон-рь в Переславле-Залесском), прп. (пам. 22 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переяславский, схим. переславского Борисоглебского на Песках монастыря. Источники Основные сведения о К. содержатся в Житии святого, известном в 2 редакциях, созданных разными авторами после обретения мощей К. в 1705 г. 1-я редакция («Описано о рождении и житии и преставлении безмолвника схимонаха Корнилия») составлена «иеромонахом недостойным» и «многогрешным» Иоасафом (возможно, настоятелем Лукиановой пуст. Иоасафом (Колдычевским); см.: Крутова. 2011. С. 243-248) и представлена одним списком: РГБ. Собр. Никифорова. 103. Л. 2-45, нач. XVIII в. Основными источниками Жития стали сведения, сообщенные его автору самим К. и отшельником Лукиановой пуст. мон. Павлом. Сочинение содержит пространные, написанные прозой и виршами предисловие и послесловие, автор к-рых убеждает читателя в том, что постоянное изучение Свящ. Писания есть основа спасения; повести о посмертных чудесах святого отсутствуют. 2-я редакция («Житие и подвиги преподобного отца нашего Корнилия Переславского чудотворца») читается в 3 списках: РГБ. Унд. 1043, 80-е гг. XVIII в., содержит 10 чудес, последнее датировано 17 мая 1717 г.; Переславль-Залесский музей-заповедник. Инв. 4222, XVIII в., 17 чудес (судя по количеству чудес, именно этот список использовал для публикации А. И. Свирелин; см.: Свирелин. 1890. С. 43-52); РГБ. Ф. 214. 228, 2-я пол. XIX в., 10 чудес. Предположительно автором 2-й редакции является игум. Варлаам (Высоцкий) , духовник царевны Наталии Алексеевны. При жизни К. он был послушником Борисоглебского мон-ря, в 1704 г. стал настоятелем обители, участвовал в обретении мощей святого и их освидетельствовании ( Крутова. 2011. С. 247). В Житии кратко излагаются сведения, к-рые К. сообщил во время предсмертной исповеди своему духовнику иером. переславского Никольского мон-ря Варлааму. После Жития следуют повесть «О обретении мощей» К. и чудеса, датируемые 1-й четв. XVIII в. Эта редакция отличается текстологической стабильностью и существенных разночтений не имеет. Биография

http://pravenc.ru/text/2458681.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Март Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 2 марта Мглинская икона Мглинская икона Богоматери иногда еще именуется Одигитрией Смоленской. Она обретена в городе Мглине Черниговской губернии 2 марта 1662 года. Каждый год в этот день в город Мглин стекается множество богомольцев для поклонения св. иконе. Празднование Мглинской иконе Богоматери вторично бывает еще 28 июля. 3 марта Гидлянская икона Явление Гидлянской иконы Божией Матери последовало в 1082 году в Польше. Она обретена одним крестьянином села Гидла, по имени Иоанн. Однажды, когда он пахал на волах свое поле, волы его вдруг остановились перед каким-то предметом и пали на колени. Иоанн подошел и увидел лежащий на земле образ Божией Матери, высеченный на камне. Он поднял этот образ, с благоговением отнес его в свой дом и там спрятал его. Однако крестьянин не мог долго скрывать своей находки, так как найденный им образ Богоматери изливал от себя необыкновенный свет, наполнявший всю его хижину. Иоанн рассказал о ней своим односельчанам. После этого образ Богородицы был поставлен в Гидлянском сельском храме за престолом. Неизвестно, сколько именно времени прошло после перенесения иконы Богоматери в храм; но однажды святая икона невидимой рукой была перенесена оттуда опять в поле и поставлена на том же месте, где нашел ее крестьянин. Жители села Гидла увидели в этом чудесном перенесении иконы особое благоволение Божией Матери к означенному месту. Они водрузили там деревянный столп и на нем поставили икону. С этого времени от Гидлянской иконы Божией Матери стали неоднократно совершаться чудеса.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами. Жировицкая икона Божией Матери (Ус-пенский собор Жировицкого мон-ря). Фотография. 2008 г. Жировицкая икона Божией Матери (Ус-пенский собор Жировицкого мон-ря). Фотография. 2008 г. Сказание о явлении иконы, которое сложилось, вероятно, во 2-й пол. XVI в. и было литературно оформлено жировицким иером. Феодосием (Боровиком) ( Borowik. 1622), имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и др. чудотворных Богородичных икон. Ж. и. была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от нее сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литов. подскарбию правосл. вероисповедания Солтану, к-рый спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте 2-кратного явления иконы церковь и поместил там Ж. и., украсив ее драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии возникло поселение. Обретение Жировицкой иконы Божией Матери. Икона. XIX в. (ГИМ) Обретение Жировицкой иконы Божией Матери. Икона. XIX в. (ГИМ) В одной из рукописных версий «Гистории» иером. Феодосия (Боровика), опубликованной П. Н. Жуковичем ( Жукович. 1912), явление Ж. и. отнесено к кон. XV в., ко времени правления вел. кн. Литовского Казимира IV. В источниках XVII-XVIII вв. явление Ж. и. относят к 1473, 1480, 1549, 1576 гг. Церковная традиция соотносит это событие с 1470 г.; такая датировка, впервые приведенная в публикации каноника И.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (19.10.1582, Москва - 15.05.1591, Углич), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский, Московский, сын царя Иоанна IV Васильевича и царицы Марии Федоровны Нагой. Источники О жизни Д. И. сохранились немногие отрывочные свидетельства. Напротив, о его смерти, переносе останков в Москву и канонизации, о совершенных святым посмертных чудесах сохранился большой круг разнообразных источников, создававшихся на протяжении XVII и нач. XVIII в. Св. царевич Димитрий. Икона 1621-1622 гг. Мастер Назарий Истомин Савин (СИХМ) Св. царевич Димитрий. Икона 1621-1622 гг. Мастер Назарий Истомин Савин (СИХМ) Офиц. версия об обстоятельствах и причинах смерти Д. И. изложена в материалах комиссии, посланной в Углич для расследования этого дела. Следственное дело сохранилось почти полностью, утрачено лишь неск. начальных листов. Рукопись, как показало исследование, представляет собой в основной части беловую копию материалов следствия, представленную на рассмотрение совместного заседания Боярской думы и Освященного Собора 2 июня 1591 г. Первые рассказы, излагавшие иную версию событий - убийство царевича по приказу Бориса Феодоровича Годунова, помещены в составе повестей, написанных весной-летом 1606 г., после низложения и убийства Лжедмитрия I , в окружении нового царя - Василия Иоанновича Шуйского. В этих произведениях содержатся также наиболее ранние сообщения о переносе останков Д. И. в Москву и его прославлении. Наиболее подробный рассказ об этих событиях читается в «Повести 1606 г.». Источником, содержащим важные сведения о переносе останков царевича в Москву, является грамота царя Василия Шуйского от 6 июня 1606 г., извещавшая об этом население России. Концом 1606 г. исследователи датируют написание 1-го Жития Д. И., вошедшего в состав Четьих-Миней Германа (Тулупова), один из списков этого произведения был создан в 1607 г. Житие включает не только рассказ о жизни и смерти святого, близкий к рассказу повестей, но и повесть «о обретении и о перенесении честных и многочюдесных» мощей царевича в Москву. Повесть в составе Жития сохранилась в 2 вариантах - кратком и пространном, к-рые расходятся между собой в деталях. Во мн. списках Жития повесть об обретении и перенесении мощей Д. И. опущена, но имеются предисловие и заключительное «Слово похвальное».

http://pravenc.ru/text/178207.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010