Знаменский П. В. История Русской Церкви. М., 1996. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881. Знаменский П. В. Руководство по русской церковной истории. Казань, 1912. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Митрополит Мануил (Лемешевский) . Биографический очерк. СПб., 1993. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х гг. 20 столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Изд. 2-е, доп. Сортавала, 1993. История Российской иерархии. Т. 1–6. М., 1807–1815. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней (1917–1970). СПб., 1997. К церковному Собору. Сборник. СПб., 1906. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. М., 1992. Карташев А. В. Временное правительство и Русская Церковь //Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в 20 столетии. М., 1995. Козаржевский А. Ч. Церковно-приходская жизнь Москвы 1920–1930-х гг. Воспоминания прихожанина//ЖМП. 1992. 11–12. С.21–28. Константинов Дмитрий, протоиерей. Гонимая Церковь (Русская Православная Церковь в СССР). Нью-Йорк, 1967. Краснов-Левитин А. Воспоминания: В поисках нового града. Тель-Авив, 1980. Краснов-Левитин А. Воспоминания: Рук Твоих жар. Тель-Авив, 1979. Краснов-Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М. 1996. Малицкий В. А. Руководство по истории Русский Церкви. Изд. 3-е. Тула, 1889. Митрофан (Зноско-Боровский) , епископ. Хроника одной жизни. М., 1995. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Биографические материалы. Т. 1. СПб., 1900. Никон (Рклицкий) , епископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 1–7. Нью-Йорк, 1936–1961. Одинцов М. И. Государство и Церковь : 1917–1938. М., 1991. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 1–22. СПб., 1869–1914. Отец Арсений. М., 1993. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Т. 1–3 и доп. т. СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Лит.: Памятники архитектуры, истории, искусства Чердыни и Чердынского района. В 2 т. Т. 2. Чердынь: б. и., 1997. 48 с.: ил.; Памятники истории и культуры Пермской области/сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976. 220 с.: ил.; Косточкин В. В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М.: Стройиздат, 1988. 181 с.: ил., карт Сложностью архитектурных форм не отличается и Воскресенский собор Чердыни, стоящий в центре древней части города, поблизости от глубокого, выходящего к Колве оврага. Он сравнительно небольшой, в виде простого двухсветного кубовидного четверика с низкой граненой апсидой и приподнятыми вверх широкими полукружиями на фасадах... Выстроен он в 1750 –1754 годах взамен обветшавшей деревянной церкви, вставшей, в свою очередь, на место более древней, сгоревшей в пожар 1700 года. Подобных ему нет в районе. Отличающийся предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей, он зримо характеризует тяготение чердынцев к простым и ясным архитектурным формам. Только живописное пятиглавие служит собору украшением. Торжественно возвышаются его железные луковичные маковицы над кровлей. Барабаны угловых глав стоят на глухих кубовидных постаментах; основанием барабана центральной главы служит чуть приземистый световой восьмерик, поставленный на своды четверика. Два придела и трапезная Воскресенского собора выстроены взамен обветшавших в 1911 году по проекту гражданского инженера И.К. Бакарева. Словно гигантский обелиск взметнулась ввысь приставленная им к трапезной высокая колокольня. Кирпичная, столповидная, в три убывающих кверху восьмигранных яруса с полуколонками и пилястрами на углах, с широкими арочными проемами звона, треугольными фронтончиками над ними, имитирующими кокошники, и с небольшой луковичной главкой на тонкой шейке, она занимает в силуэте города господствующее положение. Представить Чердынь без этой вертикали невозможно. Видимая с окраин, она давно стала её главной архитектурной доминантой. В.В. Косточкин «Чердынь. Соликамск. Усолье». Москва, Стройиздат, 1988

http://sobory.ru/article/?object=02965

(т. н. «декларация митр.Сергия»), административное давление на РПЦ и политические репрессии духовенства не только не прекратились, но усилились. Многие священнослужители и простые верующие усмотрели в «декларации» если и не прямую измену православию, то, как минимум, посягательство на свободу Церкви. Противники документа считали, что митр. Сергий допустил грубую каноническую ошибку, выдавая свою частную политику за политику общецерковную. Они проводили резкую границу между частной и общецерковной политикой, и в зависимости от того, какая линия проводилась в определенный момент церковной жизни отдельными иерархами, считали ее либо общеобязательной, либо нет ( Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере. (Очерки церковной смуты). 2-е изд., доп. СПб., 1997. С. 108). Заключенные на Соловках епископы отозвались на послание неодобрительно: «Мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и Государства… Послание приносит правительству «всенародную благодарность за внимание к духовным нуждам православного населения». Такого рода выражение благодарности в устах главы Русской Православной Церкви не может быть искренним и потому не отвечает достоинству Церкви… Послание Патриархии без всяких оговорок принимает официальную версию и всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и Государством возлагает на Церковь…»(Там же.С. 105). Л. Л. Регельсон в своем сочинении дает уничижительную оценку действиям митр. Сергия (Страгородского) и его последователей, позволяющей разглядеть корни многих современных явлений, тревожащих религиозно-патриотическое самосознание «ревнителей христианского благочестия». Писатель утверждает, что первенствующий архиерей должен был действовать в духе Соборных постановлений, канонической правды и церковной свободы, без претензий на первосвятительскую власть, без насилия над епископатом и над совестью верующих; добавляет: «Как можно назвать поведение иерарха, который подкреплял ссылки своих собратьев архиереев увольнениями с кафедр и предпосылал арестам – «канонические» запрещения не признававших его программу епископов»; и, наконец, делает вывод: «Дальнейший опыт показал, что в Русской Церкви нашлось достаточно много иерархов, которые без руководства митр.

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/201...

Финский перевод: • Byzantin Teologia. Heimävesï Valamon Luostari, 1987. 148 s. Сербский перевод: • Buзahmujcko Ucmopujcku токови и догматске теме. Kparyje-baц, 1989. Шведский перевод: • Bysantinsk teologï historik och lära/Iövers. av S. Heilo. Skellefteå: Artos, 1995. 351 S. Болгарский перевод: • Византийско богословие: Исторически насоки и догматически теми/Прев. Б. Рушкова. София: Глъико, 1995. 312 с. Русские переводы: • Византийское богословие: Исторические направления и вероучение/Пер.с англ. А. Кавтаскина. М.: Когелет, 2001. 432 с. • Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальныетемы/Пер. с англ. В. Г. Марутика. Минск: Лучи Софии, 2001. 336 с. 10 . Living Tradition: Orthodox Witness in the Contemporary World: CollectedStudies. Crestwood, NY: SVS Press, 1978. 202 p. Русский перевод: • Живое предание: Свидетельство православия в современном мире/Пер.с англ. Л. А. Успенской . СПб.: РХГИ, 1997. 272 с. 11 . Православие в современном мире [Сборник статей]. New York: Chalidze Publications, 1981. 230 с. (2-е испр. и доп. изд. – М.: Путь, 1997. 248 с.; 3-е изд. – Клин: Христианская жизнь, 2002. 320 с.). 12 . Byzantium and the Rise of Russiä A Study of Byzantino-Russian Relations inthe Fourteenth Century. Cambridgë Cambridge University Press, 1981. 326 p.(2-nd repr. ed. – Crestwood, NY: SVS Press, 1989). Рец.: Nicol D. M.//History. 1981. Vol. 66. P. 490–491; Senyk S.//OCP. 1981. T. 47. P. 513–516; Angold M.//EHR. 1982. Vol. 97. P. 587–590; Döpmann H.-D.//Theologische Limeramurzeimung. 1982. Bd. 107. S. 828–830; Gill J.//Heythrop Journal. 1982. Vol. 33. P. 86–87; Капустина Е. А.//Общественные науки за рубежом. Сер. 5: История. 1982. 2. С. 45–47; Kazhdan A.//Speculum. 1982. Vol. 57. P. 155–157; Прохоров Г. М.//BSl. 1982. T. 43. Fasc. 2. P. 233–239; Travis J.//GOTR. 1982. Vol. 27. P. 97–100; Hackel S.//Sobornost. 1983. Vol. 5. P. 76–78; Williams G. H.//SVTQ. 1983. Vol. 27. P. 57–58; Darrouzès J.//REB. 1984. T. 42. P. 325–326; Tachiaos A.-E.//Cyrillomethodianum. 1984–1985. Vol. 8–9. P. 379–382;

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Двухтомное собрание сочинений. М.: Эн Эф Кью, 2001. T.I. Стихи. T.II. Проза. Четыре тома М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. T.I. Стихи. T.II. Переводы. T.III. Poetica T.IV. Moralia Книги стихов: 1. Ворота, Окна, Арки. Париж: YMCA-Press, 1986. 2. Китайское путешествие. Стелы и надписи. Старые песни. М.: Carte blanche, 1991. 3. The Silk of Time. Шелк времени. Bilingual Selected Poems. Ed. and introduced by Valentina Polukhina. Keele Univ. Press, 1994. 4. Стихи (послесловие С.С.Аверинцева). М.: Гнозис, Carte Blanche, 1994. 5. The Wild Rose (Transl. Richard McKane). London: Approach Publishers, 1997. 6. The Old Songs (Transl. Hamutal Bar Josef). Jerusalem: Carmel Publishing House, 1997. 7. Путешествие волхвов. Избранное. М.: Итака, Логос, 2001. 8. Le voyage en Chine et autres poèmes (Transl. Léon Robel et Marie-Noëlle Pane). Paris: Caracteres, 2001. 9. Китайское путешествие. М.: Грааль, 2002. 10. Старые песни. М.: Локус-пресс, 2003. 11. Poems and Elegies (Transl. Slava Yastremsky, Michael Nydan, Catriona Kelly, and others). Bucknell Univ. Press, 2003. 12. Kinesisk Rejse og andre digte (Transl. Mette Dalsgaard). Copenhagen: Borgens, 2004. 13. Путешествие волхвов. Избранное. 2-е изд. испр. и доп. М.: Русский путь, 2005. 14. Музыка. Стихи и проза. М.: Русский мир, 2006.(Серия: Литературная премия А. Солженицына) 15. Lëkurës rrjedh shikimi. Selected poems (in Albanian. Transl. Agron Tufa). Bodimet ideart, Tirane, 2006. 16. Две книги. Старые песни. Тристан и Изольда (Аудиокнига. Стихотворения в исполнении автора). СПб.: Изд. Сергея Ходова, 2008. 17. Solo nel fuoco si semina il fuoca (A cura di Adalberto Mainardi). Edizioni Quiqajon, 2008. 18. Всё, и сразу. СПб.: Пушкинский фонд, 2009. Книги прозы: 1. Reise nach Bryansk (Transl. Erich Klein and Valeria Jager). Wien: Folio Verlag, 2000. 2. Éloge de la poésie (Transl. Chislaine Capogna-Bardet). Paris: L " Age d " Homme, 2001. 3. Voyage à Tartu & Retour. Poésie & antropologie. Quelques remarques sur l’art de la traduction (Transl. Philippe Arjakovsky). Paris: Clemence Hiver, 2005.

http://bogoslov.ru/person/262182

Дурасов Г.П. Церковь святителя Николая в Кленниках и ее настоятели. Первая треть XX века. (По воспоминаниям современников)//Православие и русская культура. Kh.I. М. Координационно-методический центр Прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН. 1993. С.200–274. Московский Батюшка. Воспоминания об о. Алексее Мечеве . Сост. Г.Дурасов. Издание Московского Свято-Данилова монастыря. 1994. 111 с. Пестов Н.Е. Современная практика Православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. Kh.I. «Сатисъ». СПб. 1994. С.121, 200; Kh.II. СПб. 1995. С.122, 296, 298, 317, 329–330, 336–337, 389–390, 401; Kh.III. СПб. 1995. С.88–89, 113, 114–115, 160, 275, 284, 295, 349–350, 396–401; Kh.IV. СПб. 1996. С.21, 25, 27, 38–39, 56–57. Добровольский Л. Рассказы о старце Алексее Мечеве , о чудесах, им совершенных, и о других чудесах. М. «Мега-Сервис». 1995. [Священник Константин Ровинский.] Беседы старого священника со своими духовными чадами о некоторых событиях и случаях, коим он сам был очевидцем, которые он сам испытал и о которых слышал от заслуживающих доверия лиц, близких ему по духу. М. «Паломник». 1995. С.196–212. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Паломник». 2002. «Женская Оптина». Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. Сост. С.и Т. Фомины. М. «Паломник». 1997. «Пастырь добрый». Жизнь и труды московского старца, протоиерея Алексея Мечева . Сост. С.В.Фомин. М. «Паломник». 1997. 782 с. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Серда-Пресс». 2000. 767 с. Соль земли. Сост. С.В.Фомин. М. «Паломник». 1998. Старец протоиерей Алексий Мечев . Жизнеописания и свидетельства к церковному прославлению. Случаи прозорливости, примеры прижизненных и посмертных чудес, знамений, молитвенной помощи старца о. Алексия Мечева . М. Храм свт. Николая в Кленниках. 2000. 80 с. Маросейка. Жизнеописание отца Сергия Мечева . Письма. Проповеди. Воспоминания. Sam&Sam. 2001. 455 с. Священномученик Сергий Мечев . Тайны Богослужения. Духовные беседы. Письма из ссылки. М. Храм свт.Николая в Кленниках. 2001. 359 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

1965 г. — физический факультет МГУ (кандидат физико-математических наук). 1980 г. — Московская духовная семинария. 1982 г. — Московская духовная академия. Место работы: Синодальная комиссия по канонизации святых (Секретарь) Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) (Ректор) Место работы: Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе (Москва) (Настоятель) Место работы: Синодальная комиссия по иконописи (Секретарь)   Научные труды, публикации: Современные проблемы пастырского служения//Вестник пастырского семинара, 1. 1996. С. 10-15. Православное учение о браке//Православная беседа, 5. 1996. С. 9-14. Покаяние. Исповедь. Духовное руководство. М., 1997. Перспективы высшей православной школы//V Международные Рождественские образовательные чтения: Сб. докладов. М., 1997. С. 57-67. Особенности документов следственных дел 20-40-х гг.//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 1997. М., 1997. С. 163-166. Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви//Там же, 1998. М., 1998. С. 182-186. Некоторые проблемы богословско-исторической науки и церковной жизни в России накануне 2000-летия Рождества Христова//Там же, 2000. М., 2000. С. 257-267. Пастырское служение в Русской Православной Церкви. XX в.//ПЭ. Т.: РПЦ. М., 2000. С. 295-304. Некоторые проблемы канонизации святых сегодня//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 2002. М., 2002. С. 156-162. Религиозное образование в современной России//Религия и школа в современной России: Документы. Материалы. Выступления. Материалы конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования» (Москва, 10-11 октября 2002 г.). М., 2003. С. 89-107. Литургическое предание Православной Церкви: Православные таинства и монашеский постриг. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. — 650 с. «Блаженны вы, егда поносят вас и ижденут…» : Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в тюрьме и лагере . М.: Издательство ПСТГУ, 2023. — 400 с. Награды:

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198383...

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997 Церковь в селе упоминается с 1732 г., когда здесь существовал Стеченский (Погарский) Рождественский монастырь (ему же временно принадлежало и само село), после упразднения которого деревянная церковь Рождества Богородицы стала приходской (закрыта в 1936 г., не сохранилась). В 1782-1797 г. в Погарском уезде; позднее до 1929 г. в Стародубском уезде, в т.ч. с 1861 г. - в составе Куровской (с 1888 г. - Погарской) волости. В конце XIX века была открыта земская школа. С 2001 г. - храм Рождества Богородицы в здании бывшего Дома Культуры. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Деревянная " холодная " двухпрестольная церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Харлампия была построена не позже 1729 года. Существует предположение о существовании в XVIII веке при этом храме Стеченского (Погарского) Рождественского монастыря. Церковь была капитально перестроена в 1861 и 1900 годах, в результате чего, видимо, придельный алтарь был разобран. Получившая в результате перестроек черты эклектики крестообразная церковь состояла из рубленых " в лапу " прямоугольных в плане объёмов основного четверика с четырёхскатной крышей и луковичной главкой на гранёной " шейке " , входных боковых прирубов, алтарных прирубов, апсиды, трапезной и двухъярусной колокольни. Закрыта в 1936 г., использовалась под склады зерна и удобрений, в 1941-1943 г.г. – под столовую немецких солдат. В последние годы своего существования церковь была заброшена, в 1974 г. сгорела. В 1978 г. на месте церкви было построено деревянное здание детского сада. В 2002 г. (по другим сведениям – в 2000 г.) здание детского сада было передано православному приходу и переоборудовано под храм. Надстроено квадратными в плане пирамидой из двух световых четвериков с " глухим " восьмериком и звоном, увенчанными луковичными главками (реставрированы в 2015 г.).

http://sobory.ru/article/?object=41591

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М. Наука 1997 Деревянный храм во имя Святой Троицы известен с 1690 года. В 1717 году был заново построен храм с тем же посвящением обзорным Стародубского полка Захаром Юрьевичем Искрой. В 1783 году на том самом месте строится новый каменный храм по причине увеличения числа прихожан. К храму пристраивается небольшая трапезная. Когда завершилось его строительство, деревянную церковь продали и перевезли в село Городище Погарского уезда и там освятили в честь Воздвижения Креста Господня. Высота храма составляет 22 метра. С точки зрения стилистики, здание является классическим примером барокко. Основной объём выполнен в форме креста с полуцентрическими апсидами, на котором расположен массивный восьмигранный барабан с гранёным сферическим куполом, увенчанный маковкой с кованым крестом ручной работы. Известно, что когда в Погаре в XIX веке проводились крестные ходы, они начинались от храма Св. Троицы, впереди всегда несли местночтимую икону Божией Матери, именуемую Троицкой (к сожалению, эта икона была в советское время утрачена, в церкви сейчас находится список с этого образа). 21 сентября 1859 года город Погар и св. Троицкий храм посетил архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Присутствуя на богослужении в этом храме, он был поражён великолепием внутреннего убранства. В ограде храма находятся надгробия благотворителей сестёр Анны Шепелёвой и Елизаветы Лятковской, священнослужителей церкви. Храм был разграблен и закрыт в 1929 году. В помещении был устроен склад. Ввиду использования здания под хозяйственные нужды во времена советской власти, которая закрыла приход, внутренняя отделка была полностью утрачена, фрагментов оригинальных росписей и фресок до наших дней не сохранилось. Вновь церковь была открыта в 1946 году и больше не закрывалась. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=00680

2 . – Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. [Репринт]. 3 . – Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви, в пяти периодах. М.: Изд.Сретенского м-ря, 2001. [Репринт]. 4 . – Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви. Изд. 2-е, испр. и доп. Т.1. СПб., 1882. 5 . – Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. Кн.1 (862–1720 гг.). Изд.3-е, доп. СПб., 1884. 6 . – Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью , со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явлениях чудотворных икон. М.: Изд. Сретенского м-ря, 2000. [Репринт, с дополн.]. 7 . – А.А. Жыццё. Спадчына. Светапогляд. Мн.: «Беларуская навука», 1997. 8 . – Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л.: «Наука», 1987. 9 . – Интерес к личности и трудам профессора протоиерея А.В.Горского оживился в последнее время. См., например, статью А.Мелькова «Ректор Московской Духовной Академии А.В.Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки» (Журнал Московской Патриархии, 2002, 12. С.47–52). 10 . – Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь. М.,1979. 11 . – Древнерусские поучения и послания к инокам о монашеской жизни/Подгот. и послесл. К.И.Невоструева //Материалы для истории Русской Церкви. Т.1. Харьков, 1862. К сожалению, это издание отсутствует в фондах библиотеки Минских Духовных Школ. Совсем недавно нам удалось познакомиться с ним по экземпляру, имеющемуся в библиотеке Московской Духовной Академии. 12 . – Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М.,1995. Поучение о подвизе иночьскаго жития В издании К.И.Невоструева 117–127] В настоящей публикации не передаются буквы ять, и десятеричное (i), ижица и конечный ер (ъ). Не подобаеть убо истиньным иноким из оград своих исходити, и в мирьская житья ходити, и соблажняти мир своим нетерпеньем, его же отрекшеся и с тем съединяющеся, делы же страстем мирьским работающе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010