VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

книгах, сектанты говорят, что они вкушают плоть и кровь Господние именно тогда, когда читают свящ. Писание. На разбор этих ложных толкований и должно быть обращено внимание миссионера при собеседовании с молоканами о таинстве причащения. VII. О таинстве покаяния и елеосвящения Сектанты-рационалисты, признавая Иисуса Христа единым главою Церкви, единым пастырем и учителем, отвергая церковную иерархию и признавая за каждым верующим право самому устроять свое спасение, естественно отвергают покаяние, как таинство, в котором пастырь церкви силою Духа Святого разрешает кающегося и исповедающегося христианина от всех грехов, совершенных им после крещения. Они признают покаяние только в смысле сокрушения о грехах пред Богом и молитвы к Богу о прощении грехов. «Никто не может прощать грехи, кроме Бога ( Мк.2:7 ), поэтому мы пред Богом только сокрушаемся о грехах своих и Его только просим: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ), в этом состоит наше покаяние», говорят обычно сектанты. В виду этого в начале беседы о покаянии необходимо остановиться на уяснении следующих мыслей. Все мы много согрешаем ( Иак.3:2 ), поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться о грехах своих пред Богом ( Иоиль2:12–13 ; Пс.60:19 ; Лк.18:13 ; 2Кор.7:9 ; Иак.4:9 и др.), молить Бога о прощении грехов, с твердым намерением впредь не грешить и проводить жизнь святую и непорочную ( Деян.3:19 ; Тит.2:11–12 ); без такого покаяния нет спасения ( Лк.13:1–5 ; Мф.4:17 ; Деян.17:30 ). Но одного такого покаяния недостаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи свои не в молитве только, но и в особом, установленном Самим Богом, таинстве, пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь каяться и очищаться от грехов израильтянам ( Лев.5:13, 6:6–7 ; Чис.5:6–8 ; 1Цар.2:25 и др.). Так и поступали израильтяне, как это мы видим из примера ветхозаветных мужей (чит. Чис.12:11 ; 1Цар.15:24 ; 2Цар.12:13 ; Мф.3:5–6 и др.). Но собственно таинство покаяния установлено Христом Спасителем, даровавшим апостолам, а в лице их, и преемникам их – пастырям церкви право и власть «вязать и решить» ( Ин.20:21–23 ; Мф.18:18 ; Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Хотя этот документ и имеет полуофициальное значение, однако во всех католических энциклопедиях, комментариях, богословских словарях и других книгах мы находим именно сатисфакционное учение об Искуплении, а как известно, все католические книги предварительно проходят через духовную цензуру и в них выражается «disciplina approbata» Римско-католической церкви, поэтому справедливо можно сказать, что сатисфакционное учение о догмате Искупления является учением Римскокатолической церкви. 750 См. слово «redemption» в Dictionnaire Apologetique de la Foi Catholique и это же слово в Dictionnaire de Theologie Catholique. Vol. XIII. 753 Совершенно неверно утверждение свящ. А. Волконского, говорящего: «С первых веков христианства покаяние сопровождалось наложением епитимий. Ее главной целью было удовлетворение Божией справедливости за нанесенное оскорбление» (подчеркнуто нами). См.: Op. cit. P. 390. Это совершенно неверное понимание значение епитимий в древней Церкви, как в Восточной, так и Западной (до отделения от Православной Церкви). 765 Georgii Scholarii Oratio in festum Ingressus Beatae Virginis Mariae in Templum. Cap. 2//Graffin-Nau. Patrologia Orientalis. T. 19. P. 515. 814 1Цар.16:35; Пс.23:5; 26:9; 37:23; 41:6; 64:6 и т. д.; Ис.19:20; 43:3,11; 49:26; 62:11; 63:8; Иер.14:8; Авд.21; Лк.1:47; 2:11; Ин.4:42; Деян.5:31; 13:23; 2Пет.1:1,11; 2:20 и т. д.; 1Ин.4:14; Иуд.25; Еф.5:23; Флп.3:20; 1Тим.1:1; 2:3; 4:10 и т. д. 2Цар.3:18,28; Ис.46:13; 49:6,8; 51:5–6,8; 52:10; 56:1; Иер.3:23; Лк.1:69,77; Деян.4:11; 7;25; 13:26,47; 1Пет.1:5,9; 2Кор.6:2,7; 2Фес.2:13; Евр.2:3 . Ис.25:9; 33:22; 35:4; 45:21–22; 63:1; Иер.15:20; 42:11 и т.д.; Мф.1:21; 18:11; Лк.9:56; Ин.3:17; 5:34; 10:9; 12:47; Деян.4:12; 16:31; Рим.5:9–10; 8:24; 10:9; Еф.2:5; 1Тим.1:15; 2:4; Тит.3:5… 829 Платон. «Критий» при конце диалога//Plato with an English translation. Vol. VII. P. 304. Rev. R. G. Bury. London, 1929. 832 См., например, тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», кондак 5-го гласа: «Ко аду Спасе мой сошел еси...», кондак Пасхи: «Аще и во гроб снизшел, бессмертие, но адову упразднил еси силу...», тропарь воскресный 2-го гласа: «Егда снисшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад упразднил еси блистанием Божества» и т. д. Эта же традиция запечатлелась и в иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

2:9. Жезл железный. Жезл символизировал царскую власть, а железо – силу. Египетские правители нередко изображаются поражающими врагов своим жезлом, о чем свидетельствует, в частности, столь древнее произведение, как палетка Нармера. Особый интерес представляет тот факт, что, судя по «Текстам проклятий» (см. ниже), глиняные сосуды разбивались жезлом. 2:9. Сокрушишь, как сосуд горшечника. Египетские цари прославляли себя тем, что писали имена поверженных врагов на глиняных сосудах, которые затем символически разбивались. Эти перечни имен и называются «Текстами проклятий». Ассирийские цари, желая подчеркнуть свое превосходство над врагами, также использовали метафору сокрушения сосудов. 4:7. Свет лица Твоего, Господи. Подобные метафоры встречаются в письмах из Амарны и Угарита. Так, например, одному из вассалов египетского царя принадлежат слова «свет солнца [т. е. фараона] воссиял на мне». В Иерусалиме, в районе, известном под названием Keteph Hinnom, найдены два миниатюрных серебряных свитка (около дюйма длиной), которые содержат благословения из Чис. 6:25 , одно из которых гласит: «Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим». В настоящее время письмена на этих погребальных амулетах VI-VII вв. до н. э. представляют древнейший образец библейского текста. Представление о сияющем божественном лике, являющем благо, встречается в месопотамских документах и надписях начиная с XII в. до н. э. 6:7. Постель. Поэтическая метафора омытой слезами постели встречается также в угаритской литературе: «Слезы сыпались из его глаз, как сикли на землю, как монеты на постель». Постели, которые существовали в то время, представлены в иконографии Ближнего Востока. В основном, это были кушетки или высокие кровати. Бедняки, вероятно, спали на плоских матрасах на полу, а люди среднего достатка использовали раскладушки. 7:14. Палящие стрелы. В Ветхом Завете для стрел, которые используют люди, никогда не применяется эпитет «палящие». В аккадских текстах есть несколько упоминаний использования «огненных стрел», которыми цари осыпают врага. Такие стрелы смазывались маслом или дегтем и поджигались. Под стрелами, которые выпускает Яхве, обычно подразумеваются молнии (см.: 2Цар. 22:15 ; Пс. 76:18,19 ). Этот образ часто используется в повествованиях о божественных войнах. В Ассирии Нергал – бог войны, а Иштар – богиня войны, которая обрушивает на врагов пламень огня. Ханаанский Ваал и вавилонский Мардук – боги-воители. Гром и молния были непременными атрибутами божества, особенно в сражении. И в шумерском мифе «Возвышение Инанны», и в хеттских мифах о боге грома, и в аккадской и угаритской мифологии боги поражают своих врагов громом и молнией. Ваала нередко изображали с молниями в руке. Хеттские и ассирийские цари, представлявшие себя орудиями богов, охотно пользовались образами грома и молнии, обрушиваясь с устрашающими речами на тех, кто нарушал договоры или стоял на пути имперских завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

105 Гора Зедазени находится на левом берегу реки Арагви, в 8 км на северо-восток от Мцхета, в 15 км на север от Тбилиси. 113 Авессалом – 3-й сын Давида ( 2Цар.3:3 ). Еще при своей жизни Авессалом поставил себе высеченный из камня памятник в царской долине, для сохранения памяти о себе (т.к. не имел сына), известный под именем памятника Авессалома ( 2Цар.18:18 ), который находится на западном склоне горы Елеон, расположенной к востоку от Иерусалима и отделенной от него Иосафатовой долиной и Кедронским потоком (от которого сегодня сохранились лишь остатки русла). 114 Пустыня Гареджи находится в нескольких десятках километров к юго-востоку от Тбилиси, по левому берегу реки Куры. 115 В пустыне Гареджи, в 60 км от Тбилиси, находится величественная Давидо-Гареджийская Лавра, охватывающая около 20 монастырей, высеченных в скалах, и множество пещер-келий. Гареджи простирается на 25 км вдоль склонов Гареджийского кряжа. Главный монастырь Гареджи, расположенный на северном склоне горы, был основан в VI в. преподобным Давидом, поселившемся в пещере, впоследствии превращенной в храм. Там находится гробница преподобного Давида. В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в ХШ в. был разграблен монголами, в конце XIV – начале XV в. – разорен Тамерланом, в 1615 г. – вновь разорен персидским завоевателем Шах-Аббасом I. После установления в Грузии советской власти Давидо-Гареджийская Лавра была закрыта и превращена в туристический объект и военный полигон. В настоящее время монастырь восстанавливается; в храмах совершается богослужение. Давидо-Гареджийская Лавра является одним из наиболее почитаемых святых мест Грузии. 116 Память преподобного Додо Гареджийского († VII в.), ученика преподобного Давида Гареджийского, – 23 мая (5 июня), первая среда по Вознесении. 117 Ной – десятый и последний из допотопных патриархов, отец Сима, Хама и Иафета, сделавшихся впоследствии родоначальниками трех главных представителей человеческого рода ( Быт.10:32 ); жил в то время, когда человечество подверглось всеобщему развращению, и заслуженный им гнев Божий выразился в решении погубить весь род человеческий потопом. Апостол Петр называет Ноя проповедником правды, и в спасении человечества от потопа в ковчеге во дни его дает нам видеть указание на наше спасение через крещение ( 2Пет.2:5 ). История Ноя излагается в Книге Бытия, гл. 6–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

После смерти Амнона ( 2Цар.13:28–29 ) и Авессалома ( 2Цар.18:9–15 ) Адония был старшим из сыновей Давида и мог считать себя законным наследником престола, а красивая наружность его, почитавшаяся у древних евреев весьма желательной и ценной принадлежностью носителя царской власти ( 1Цар.9:2 ; 2Цар.14:25 ), могла располагать в его пользу и народ. Подобно Авессалому ( 2Цар.15:1 ), Адония заводит у себя конницу, колесницы и курьеров скороходов – в качестве атрибута царской власти ( 1Цар.8:11 ; Иер.17:25 ). И Давид не имел твердости обуздать честолюбивые замыслы и этого сына. Между тем, хотя царская власть в Израиле уже при первом царе Сауле обнаружила тенденцию к наследственности ( 1Цар.23:17,24:21 ), не было закона, чтобы отцу на престоле наследовал именно старший из сыновей его: выбор себе преемника считался правом царствующего государя ( 3Цар.1:17,20 и др.); ср. ( 2Пар.11:22 ). И выбор Давида пал на Соломона, хотя он был лишь одиннадцатым сыном его. Если военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар стали на сторону Адонии, то это не говорит о законности притязаний последнего: оба эти сановника, некогда преданные сподвижники Давида (Иоав: ( 2Цар.2:13,11:1 ; 1Пар.11:6,8 и др.); Авиафар: ( 1Цар.22:20 ; 2Цар.8:17,15:24 ) ) пред смертью его изменяют ему, по-видимому, лишь из соперничества – Иоава с Ванеею ( 2Цар.8:18,23:20,30 ; 1Пар.11:22–23 ), а Авиафара – с Садоком ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:3 ). Пророк Нафан, не раз выступавший в царствование Давида в качестве посредника между царем и Богом ( 2Цар.7:2–17,12:1–25 ), стал на сторону Соломона, конечно, не по пристрастию к последнему (он был близок к Соломону и по преданию был воспитателем его ( 2Цар.12:25 ) ) и не по обиде на Адонию ( 3Цар.1:10–26 ), а потому, что знал волю Божию о Соломоне ( 2Цар.7:12–13 ; 1Пар.22:9–10 ). Семей – не враг Давида ( 2Цар.16:5–13 ), казненный впоследствии Соломоном ( 3Цар.2:46 ), а, может быть, лицо тождественное с Шимеем ( 3Цар.4:18 ). Рисий (евр. Реи, LXX: Ρησε), по некотор. код., как 82 и 108 у Гольмеса – в нарицательном смысле: Σαμαας κα o ταροι κτο ο ντες δυνατο – как и Семей, вероятно, один из близких придворных Давида (у Иосифа Флавия, Иудейские Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Адония. По всей видимости, старший из оставшихся в живых сыновей Давида ( 2Цар. 3,2–5; 13,28; 18,14 ), который, благодаря старшинству, мог рассчитывать на то, чтобы стать преемником Давида на израильском престоле. Однако, поскольку в то время еще не существовало законов или установлений, определяющих порядок престолонаследия, преемника себе выбирал сам царь (1,13.17.20.30). колесницы и всадников. Подобно Авессалому ( 2Цар. 15,1 ), Адония этим заявляет о себе как о претенденте на престол. 1 никогда не стеснял. Давид не предпринимает попыток откровенно поговорить с возгордившимся Адонией, косвенным образом провоцируя сына на насильственные действия ( 2Цар. 13,21; 14,33; 18,5 ). очень красив. Красивой внешностью обладали также Саул и Авессалом ( 1Цар. 9,2; 16,12 ; 2Цар. 14,25.26 ). 1 Иоавом, сыном Саруиным. Иоав был одним из старейших сподвижников Давида, но, несмотря на это, не входил в число особо приближенных к царю ли ( 2Цар. 2,13; 8,16; 18,2; 19,13; 20,10.23 ). с Авиафаром священником. Авиафар и Садок два первосвященника, назначенных Давидом ( 1Цар. 22,20–22 ; 2Цар. 8,17 ). 1 Ванея, сын Иодаев. Ванея начальствовал над хелефеями и фелефеями, несшими охранную службу при дворце Давида ( 2Цар. 8,18; 15,18; 23,20 ; 1Пар. 18,17 ). пророк Нафан. Пророк, наиболее выдающийся из тех, чье служение выпало на царствование Давида (7,1–17; 12,1–15). Семей. Не путать с Семеем, о котором идет речь в 2,8.36–46 и 2Цар. 16,5–8 . Возможно, что Семей и «Шимей, сын Елы» (4,18) одно и то же лицо. сильные Давида. См. 2Цар. 23,8–39 . 1 И заколол Адония овец. Ср. 2Цар. 15,7–12 ; см. ком. к ст. 5. у источника Рогель. Источник юго-восточнее Иерусалима, служивший традиционным местом особо торжественных жертвоприношений ( 2Цар. 17,17 ; ср. 1,33). 1 Вирсавии, матери Соломона. Царица могла играть важную роль в государственных делах (2,19; 15,13; 4Цар. 10,13 ; 2Пар. 15,16 ). Как мать Соломона, Вирсавия была особенно заинтересована в том, чтобы расстроить планы Адонии ( 2Цар. 12,25 ). 1 спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Принимая во внимание, что претенденты на престол часто стремились укрепить свои позиции путем физического устранения вероятных соперников, совет Нафана является своевременным и дальновидным (ср. 15,29; 4Цар. 10,11; 11,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Как только Д. стал царем всего Израиля, вновь зашевелились филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Д., действовавшим по наставлениям Господа ( 2Цар. 5:17–25 ). Последующие сражения ( 2Цар. 21:15–22 ) привели к покорению филистимлян ( 2Цар. 8:1 ; 1Пар. 18:1 ). На севере Д. побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Д. установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами ( 2Цар. 8:2–14 ). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Д. спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончат. покорились Д. Через год Д. взял Равву и сделал пленных ⇒ аммонитян рабами на тяжелых работах ( 2Цар. 10:1 ; 2Цар. 11:1 ; 2Цар. 12:26–31 ) (1) Царство Д. простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за искл. узких прибреж. полосок, насел. филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной ( Числ. 34:2–12 ; Иез. 47:15–20 ). 1 Мнение автора о судьбе пленных аммонитян основано на высказывании многими исследователями предположений, будто в евр. текст 2Цар. 12 (Синод. пер. ему в целом соответствует) вкралась ошибка. – Прим. ред. VII. СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ И ВОЙСКА Обширное царство требовало упорядоч. организации управления и войска. При дворе Д. создал, во многом по егип. образцу, должности дееписателя и писца (гос. секретаря) ( 2Цар 8 и след.). Далее мы узнаем о советниках царя ( 1Пар. 27:32–34 ), о чиновниках, управлявших цар. имуществом, и о надзирателе за сбором податей ( 2Цар. 20:24 ). Наряду с начальниками над отдельными коленами ( 1Пар. 27:16–22 ) действовали уже упоминавшиеся левит. судьи и чиновники ( 1Пар. 26:29–32 ). Д. произвел также всеобщее исчисление народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено ( 1Пар 27 и след.). Высшим воин. чином обладали главный военачальник, т.е. начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев ( 2Цар. 20:23 ), наемников критского и филистим. происхождения. Особое положение занимали храбрые Д. – его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторых из них (Иоава, Авессу, Ванею) мы видим впоследствии на высших командных должностях ( 2Цар. 23:8–39 ; 1Пар. 11 – 1Пар. 12:22 ; 1Пар. 20:4–8 ). VIII. ГАВАОНИТЯНЕ И МЕМФИВОСФЕЙ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

­­ 2Цар.7:12–16, 25–28 ст.). Писатель предполагает, что 1 и 2 Цар. известны не только ему, но и всем его читателям, а потому вскользь упоминает о событиях, подробно описываемых в 1 и 2 Цар. (напр., о поступке Давида с Уриею: 3Цар.15 ­­ 2Цар.11 гл.). Последующие библейские писатели также знали содержание 1 и 2 книг Царств. В псалмах очень часто повторяются события, описываемые здесь ( Пс.3, 7, 17, 33, 51, 53, 56 ...). Пророки (особ. Ис.9 и 11 глл.; Иер.23:5–6 ; Иез.34:24–25 ; Зах.3–4 глл.) обращали внимание на обетование о семени Давида ( 2Цар.7:12–20 ) и раскрывали его значение и исполнение в последующих своих пророчествах. Кроме того, пророк Исайя вспоминает о битве при Перациме ( Ис.28:21 ), описанной во 2Цар.5:20 . Пророк Михей заимствует выражения из песни Давида над Саулом и Ионафаном ( Мих.1:10 ), изложенной во 2Цар.1:20 . Иеремия упоминает о молитве Самуила за еврейский народ ( Иер.15 ­­ 1Цар.12:19, 23 ). Иисус сын Сирахов вспоминает многие события из эпохи Самуила и Давида, описанные в 1–2 книгах Царств ( Сир.46:16–23; 47:1–13 ). В новозаветных книгах также упоминаются описываемые здесь события, особенно из эпохи Давида ( Мф.12:3–4 ; Мк.2:25–26 ; Лк.6:3–4 ; Деян.7:45–46; 13:22 ; Евр.11:32–34 ). Ап. Павел в послании к Евреям слова «Аз буду ему во Отца», заимствует из 2Цар.7 ( Евр.1:5 ). Все приведенные ветхозаветные и новозаветные свидетельства подтверждают исторический характер обозреваемых книг. Историчность этих книг, кроме того, имеет за себя еще не мало свидетельств. Так, есть полное основание утверждать, что описываемые здесь лица и события были описываемы еще своими современниками и очевидцами. Сличая параллельные повествования книг Царств и Паралипоменон, исследователи находят во многом их дословное сходство ( 1Цар.31:1–13 ­ 1Пар.10:1–12 ; 2Цар.3:2–5 ­­ 1Пар.3:1–3 ; 2Цар.5:1–10 ­­ 1Пар.11: 1–9 ; 2Цар.5:11–25 ­­ 1Пар.14:1–17 и мн. др... Сравн.: Cornely. Introd. spec. I, 274 р.). Это наводит на естественное заключение, что у обоих писателей были древние записи исторические, с которыми они справлялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2Цар.2:14 .  И сказал Авенир Иоаву: пусть встанут юноши и поиграют пред нами. И сказал Иоав: пусть встанут. На основании ( 2Цар.2:18–22,26 ) можно заключать, что Авенир не настаивал на кровопролитном бое. Вместо боя Авенир предлагает устроить незначительный воинский поединок, чтобы определить, кто из противников должен оставить свои позиции и удалиться. 2Цар.2:15 .  И встали и пошли числом двенадцать Вениамитян со стороны Иевосфея, сына Саулова, и двенадцать из слуг Давидовых. 2Цар.2:16 .  Они схватили друг друга за голову, вонзили меч один другому в бок и пали вместе. И было названо это место Хелкаф-Хаццурим, что в Гаваоне. 2Цар.2:17 .  И произошло в тот день жесточайшее сражение, и Авенир с людьми Израильскими был поражен слугами Давида. Устроенный по совету Авенира поединок не решил, однако, спорного вопроса, так как все участники этого поединка остались мертвыми на поле состязания. Между тем разгоревшиеся страсти сторон не ждали, а уже требовали этого решения, и притом сейчас же. Произошло кровопролитное сражение. Хелкав-Хаццурим, – по тексту Вульгаты: «Ager robustorum»; по тексту LXX: Μερς πιβολων. 2Цар.2:23 .  [и где это бывает? возвратись к брату твоему Иоаву.] Но тот не захотел отстать. Тогда Авенир, поворотив копье, поразил его в живот; копье прошло насквозь его, и он упал там же и умер на месте. Все проходившие чрез то место, где пал и умер Асаил, останавливались. Смерть Асаила делала Авенира личным врагом Иоава, обязанного, по понятиям того времени, отомстить убийце кровавой расправой с ним или его ближайшими родственниками (см. 2Цар.3:27,30 ). 2Цар.2:27 .  И сказал Иоав: жив Бог ! если бы ты не говорил иначе, то еще утром перестали бы люди преследовать братьев своих. «Если бы ты не говорил иначе». См. ст. 14. 2Цар.2:29 .  Авенир же и люди его шли равниною всю ту ночь и перешли Иордан, и прошли весь Битрон, и пришли в Маханаим. Битрон – область в восточном Заиорданье. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Царств. 174-236 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010