VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 . Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 . Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет). |
1Пар.2:13 . Иессей родил первенца своего Елиава, второго – Аминадава, третьего – Самму, 1Пар.2:14 . четвертого – Нафанаила, пятого – Раддая, 1Пар.2:15 . шестого – Оцема, седьмого – Давида. В параллельном данным стихам месте ( 1Цар.16:8–12 ) упоминаются только три старшие сына Иессея, следующие же три в Священных книгах более не встречаются. Кроме того, как по данному месту, так и по ( 1Цар.17:12 ) Иессей имел восемь сыновей, но не семь, как значится в 15 стихе, восьмым, младшим считается Давид. Пропуск одного в кн. Паралипоменон объясняют тем, что он не оставил потомства. Впрочем, сирский и арабский перевод данного места держатся счисления книг Царств; «Елигу седьмой, Давид восьмой». 1Пар.2:16 . Сестры их: Саруия и Авигея. Сыновья Саруии: Авесса, Иоав и Азаил, трое. 1Пар.2:17 . Авигея родила Амессу; отец же Амессы – Иефер, Измаильтянин. Две сестры Давида – Саруя и Авигея известны по своим сыновьям-героям. Саруя, как мать Авессы, Иоива и Азаила ( 1Цар.26:6 ; 2Цар.2:18 ), которые и называются по имени своей матери ( «сыновья Саруи» – ( 2Цар.3:39 )), но не по имени менее знаменитого отца. Авигея – как мать принимавшего участие в возмущении Авессалома Амессая ( 2Цар.17:25 ). Отец этого последнего называется в ( 2Цар.17:25 ) «Ифра израильтянин», а в настоящем стихе 17 «Иетер измаильтянин». Которое чтение вернее, сказать невозможно. Но если бы Иетер был израильтянином, то это не стоило бы замечания; наоборот, заслуживает упоминания, что он измаильтянин: даже во времена Давида евреи не чуждались браков с иноплеменниками, не были исключительным народом. Ввиду подобного соображения чтение кн. Паралипоменон представляется более правдоподобным. Наконец, последнее различие и даже противоречие между ( 1Пар.2:16–17 ) и ( 2Цар.17:25 ) заключается в том, что во втором месте Саруя и Авигея называются «дочерями Нааса», но не Иессея, как в первом. Но это разногласие уничтожается тем предположением, что они были одной матери, но разных отцов, приходились Иессею падчерицами. 1Пар.2:18 . Халев, сын Есрома, родил от Азувы, жены своей, и от Иериофы, и вот сыновья его: Иешер, Шовав и Ардон. |
Но так как эти данные не содержат прямых указаний на авторство Ездры, а других лиц, которым можно было бы усвоить составление кн. Паралипоменон, Библия не знает, то некоторые исследователи и оставляют вопрос об их авторе открытым. Содержание кн. Паралипоменон и их отношение к другим ветхозаветным книгам, по преимуществу к книгам Царств . Со стороны содержания кн. Паралипоменон разделяются на две, отличные одна от другой по характеру, части. Первая – генеалогическая обнимает девять начальных глав 1-ой книги и заключает в себе родословные от Адама таблицы древних народов, а затем евреев, особенно колен Иудова, Вениаминова и Левиина с некоторыми историческими и географическими замечаниями. Во второй части, обнимающей остальные главы первой книги и всю вторую, излагается после рассказа о смерти Саула ( 1Пар.10 ) история царствования Давида ( 1Пар.11–29 ), Соломона ( 2Пар.1–9 ) и преемников его до возвращения иудеев из плена по указу Кира ( 2Пар.10–36 ). В первой части кн. Паралипоменон совпадает по преимуществу с книгами Бытия и Иисуса Навина, из которых заимствованы некоторые отделы (см. ниже в объяснениях), во второй – до 43 раз с книгами Царств. Но при всем сходстве с последними, сходстве иногда буквальном, кн. Паралипоменон представляют по сравнении и значительные особенности. Главнейшие из них состоят в пропусках и прибавлениях. Именно в кн. Паралипоменон обходятся царствование Саула, за исключением только рассказа о его смерти, и все известия из правления Давида, касающиеся Саула и его потомков, как-то: скорбь Давида о смерти Саула и Ионафана, казнь убийцы Саула, воцарение Иевосфея, сына Саулова, и происшедшая из-за этого междоусобная война, окончившаяся смертью Иевосфея ( 2Цар.1–4 ), милости Давида Мемфивосфею ( 2Цар.9 ) и выдача гаваонитянам семи потомков Саула для умилостивления Господа по случаю голода. Далее в кн. Паралипоменон опущены известия, касающиеся семейной жизни Давида и Соломона и вообще частных отношений обоих царей: рассказы об упреках Мелхолы ( 2Цар.6:20–23 ), о прегрешении Давида с Вирсавией ( 2Цар.11:2–12,25 ), о кровосмешении Аммона и о вызванных им событиях до возмущения Авессалома и его смерти ( 2Цар.13–20 ), о старческой слабости Давида, заговоре Адонии, помазании Соломона и о предсмертном тайном завещании Давида Соломону ( 3Цар.1–3 ), о браке Соломона на дочери фараона ( 3Цар.3:1 ), о мудром суде Соломона ( 3Цар.3:16–28 ), о придворных чиновниках и расходах по содержанию дворца ( 3Цар.4:1–6,14 ) и о постройке этого последнего ( 3Цар.7:1–12 ), о грехопадении Соломона с его последствиями ( 3Цар.11 ). |
224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 . Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 . Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 . Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 . Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 . Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 . Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ). |
Эпическое повествование Книги Исход представляет собой антологию историй судебных разбирательств, начиная с казней, которые Бог послал на фараона за его упрямство. Когда странствующие израильтяне роптали или бунтовали, их действия заканчивались судом, и наказание выражалось в смерти, временных болезнях, нашествии ядовитых змей или поглощении людей землей. Кульминационная сцена суда показана в Чис. 14 , когда после пораженческого доклада соглядатаев Бог приговорил народ к сорока годам странствия в пустыне. Последующая история народа Израиля представляет собой регулярно повторяющийся цикл Отступничества, суда, покаяния и освобождения. Ветхозаветные пророческие книги тоже содержат рассказы о суде над народом, в ряде случаев подкрепленные символикой судебного процесса, когда Бог призывает своенравный народ к ответу. К ответу привлекаются не только народ в целом, но и отдельные люди – мы видим памятные сцены суда над такими персонажами, как Надав и Авиуд ( Лев.10:1–7 ), Мариамь ( Чис.12 ), Корей, Дафан и Авирон ( Чис.16 ), Оза ( 2Цар. 6:6–7 ; 1Пар.13:6–10 ), Ахан, Самсон, Саул, Давид и Вирсавия. К суду привлекаются и языческие цари (напр., Навуходоносор, Валтасар). Новозаветными аналогами служат наказания Анании и Сапфиры ( Деян.5:1–11 ) и Ирода Агриппы ( Деян.12:21–23 ). Болезни и смерть . В дополнение к изображению архетипа судьи и историям судебных разбирательств тема суда раскрывается в Библии с помощью ряда характерных тематических образов. В отличие от праведников, которым обещаны долгие дни жизни, нечестивцы в Писании подвергаются суду посредством разного рода болезней. Проказа поразила Мариамь, когда она возроптала на Моисея ( Чис.12:4–10 ), и Озию, когда он принес беззаконную жертву ( 2Пар.26:16–21 ). Иеровоам устроил личного идола, и в результате его рука одеревенела ( 3Цар.12:25–13:6 ). Бесплодными стали женщины в доме Авимелеха ( Быт.20:17–18 ) и жена Давида Мелхола ( 2Цар.6:23 ). Столь же быстро приходит наказание смертью. Пророк солгал и был убит львом ( 3Цар.13:7–32 ). Оза прикоснулся к ковчегу ( 1Пар.13:6–14 ), а Иосия нарушил повеление не вступать в войну ( 2Пар.35:20–24 ), и оба получили смертный приговор. Кровожадному выносится приговор, соответствующий его греху ( Пс.5 ). Смертью караются целые группы людей: пятьдесят тысяч за неподобающее жертвоприношение ( 1Цар.6:19 ) и еще одна большая группа за браки с иноземными женщинами вопреки повелению Бога ( Чис.25:1–10 ). В число наиболее известных примеров входят Давид и Вирсавия, чей первый сын умер в наказание за прелюбодеяние родителей ( 2Цар.12:15–23 ), Анания и Сапфира, умерщвленные за совершенный ими обман ( Деян.5:1–11 ), и, разумеется, Адам и Ева, вкусившие плодов дерева познания добра и зла и наказанные смертью за непослушание ( Быт.3 ). Но даже смерть служит временным наказанием, ибо в судный день пред Богом предстанет всякий человек. А в случае с Адамом и Евой смерть можно считать в широком смысле милосердным наказанием – наказанием, предотвратившим более тяжелые страдания. |
К тому же, некоторые ссылки 3 и 4 книги Царств имеют в виду людей и/или книги, которые были источниками изложенной информации. Елихореф и Ахия названы в 3Цар.4:3 секретарями (ивр., соферим), а Иосафат назван писцом (ивр., хаммацкир) 449 во времена царствования Соломона. 450 Позднее, во время царствования Езекии, Севна назван секретарем, а Иоах писцом ( 2Цар.18:18:37 ). При Давиде были люди, исполнявшие ту же работу (ср. 2Цар.8:1617, 20:2425 ), откуда следует, что их обязанности были хорошо определены. Понятно, что такие люди занимались записью официальных документов. Дополнительное ведение записей подразумевается в специфике датировке различных событий, изложенных в 3 и 4 Царств. Среди них ссылки на строительство иерусалимского храма ( 3Цар.6:3738 ) и рассказ о нападении Сусакима на Израиль и Иудею ( 3Цар.14:25 ). Начиная с 4Цар.14 , появляется серия ссылок на международные контакты, особенно с ассирийцами, которые идут войной на Израиль и Иудею. Временные рамки этих событий можно было бы легко определить, если сравнивать их с теми же военными походами, о которых рассказывают ассирийские источники. Наконец, разрушение иерусалимского храма точно датируется девятнадцатым годом правления Навуходоносора( 4Цар.25:8 ). Некоторые, позднейшие события могли еще оставаться в памяти очевидцев, но будем помнить, что 3 и 4 книги Царств охватывают период в 400 лет, и на все события очевидцев не наберешь! Пророки могли быть еще одним источником информации, особенно в свете их пристального внимания к отношениям Израиля и Иуды с Яхве. Автор книги Паралипоменон сообщает своим читателям о том, что информацию об описанных событиях и царях можно найти у некоторых пророков ( 1Пар 29:29 ; 2Пар. 9:29, 12:15, 20:34, 26:22, 32:32 ). 3 и 4 книги Царств ссылается на ряд пророков, среди которых Нафан ( 3Цар.1 ), Ахия ( 3Цар.11:2938, 14:118 ); Иуй, сын Ананиев ( 3Цар.16:14:7 ), Илия ( 3Цар.1719, 21 ; 4Цар.1:12:18 ), Елисей ( 4Цар.2:1925, 2:29:13, 13:1421 ), Михей, сын Иемвлая ( 3Цар.22:238 ), Иона ( 4Цар.14:25 ), Исайя ( 2Цар.1920 ), пророчица Олдама ( 4Цар.22:1320 ) и несколько пророков, имена которых не называются ( 3Цар.13:132, 20:1314,22,28,3543 ; 4Цар.21:1015 ). Текст 3 и 4 книг Царств почти ни разу не указывает на то, что пророки сами писали книги; более того, странно, что 3 и 4 книги Царств вообще не содержит цитат из большинства пророческих книг. История толкования |
Прежние обитатели этого места, как выше сказано, были народ мирный и беспечный, спокойно занимавшийся своей торговлей; но отважные и предприимчивые данитяне, в числе 600, напав на них, истребили их и город их сожгли, и потом построили новый город, назвав его Даном, и здесь поселились ( Суд.18:27–29 ). Город этот был северным пределом земли обетованной. Противоположный ему город на юге Палестины, составлявши южную границу Иудеи от земли Филистимской, есть Вирсавия. Отсюда так часто встречаются выражения в Писании: «от Дана до Вирсавии», и «от Вирсавии до Дана» ( 1Цар.3:20 . 2Цар.7:10, 6:19, 17:11, 24:2 . 3Цар.4:25 . 1Пар.21:2 . 2Пар.30:5 ), чем обозначается вся земля Израильская. Касательно Дана должно заметить здесь, что иные отличают Дан, прежде бывший Лаис ( Суд.18:29 ), от Дана, упоминаемого во времена Авраама ( Быт.14:14 ) и Моисея ( Втор.34:1 ), разумея под именем последнего другой какой-то Дан, отличный от Дана близ Панеады и истоков Иордана, и именно разумея здесь Дан-Яав ( 2Цар.24:6 . сн. Keil и Del. на Быт. р. 150). Но нет достаточного основания, чтобы принимать здесь два различные города одного и того же имени. Указанные места Писания не дают на это права; правильно будучи понимаемы, они указывают на один и тот же город. Город этот находился на севере Палестины, в колене Неффалимовом, между Финикией и Сирией Дамасской, в долине, близ городов: Аина, Авел и Беф-Авена и Беф-Рехова (сн. Суд.18:27–28 . Быт.14:14–15 . Втор.34:1–2 . 3Цар.15:20 . 2Пар.16:4 ). И Флакий, и Иеровим признают один город Дан, который лежал недалеко от горы Ливана и истоков малого Иордана, на великой равнине Сидонской, близ Панеи, отождествляя его с Даном книги Бытия (Флав. Древн. Иуд. К. 1. гл. 10. § 1. К. 5. гл. 3. § 1. К. 8. гл. 8. § 4. сн. Евс. и Иер. Onom. Laisa). Местность эта, и во времена Авраама и Моисея, могла быть известна под именем Дана, потому что, по Флавию, один из истоков Иордава, близ Панеи, где полагается древний Лаис или Ласем, носил назвавшие Дана (Древ. К. 1, гл. 10. |
Флав. Иудейская Война V, 4, 1), близ источника Силоама ( Неем.3:15–16 ), (по И. Флав., τ δ μνμα παρ τς Σιλομ εναι); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии ( 3Цар.11:43,14:31,15:8 ), без сомнения, не все (см. 2Пар.26:23,28:27 ; 4Цар.21:18,26 ). Нынешние, так называемые «царские гробницы» (арабск. «Калба шавуа») к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Христа принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Иудейские Древн. XX, 4, 3; Иудейская Война V, 2, 2; 4, 2. См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt, 183–192). По И. Флавию (Иудейские Древн. V, 15, 3, см. блаженного Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Иудейские Древн. XIII, 8, 4; Иудейская Война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Иудейские Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время ( Деян.2:29 ); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века – в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами. 3Цар.2:11 . Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. Продолжительность царствования Давида – 40 лет; не раз указывается в Библии ( 2Цар.5:4 ; 1Пар.29:27 ); в ( 2Цар.5:5 ) показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия (Иудейские Древн. VII, 15, 2). 3Цар.2:12 . И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо. Ст. 12 (ср. 1Пар.29:23 ) образует переход ко 2-й части главы – о мерах Соломона к укреплению своей власти. 3Цар.2:13 . И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона, [и поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. 3Цар.2:14 . И сказал он: у меня есть слово к тебе. |
Здесь имело место подобное же действие Божие, как в ожесточении сердца Фараона ( Исх.14:4 ; ср. Рим.9:17 ). Цель божественного попущения печального распадения богоизбранного народа на два враждебные царства, очевидно, состоит в наказании династии Давида и народа за факты неверности Соломона и народа Иегове. Ср. блаженный Феодорит, вопр. 40. 3Цар.12:16 . И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим. Слова: «какая нам часть в Давиде?», – старый революционный клич недовольных династией Давида, слышавшийся еще во время возмущения Савея при Давиде (ср. 2Цар.20:1 ), теперь произнесенный со всей решительностью и бесповоротностью. Относительно выражения «по шатрам своим» (евр. огалеха, огалав) некоторые полагают, что первоначальное чтение его было иное: «к богам своим» (элогеха, элогав) и что настоящее чтение, получившееся через перестановку одной буквы на место другой ( и ) явилось корректурою текста, так как это воззвание находили несогласным с общим мнением, что израильтяне во время Соломона были чистыми поклонниками Иеговы (проф. Д. А. Хвольсон. История ветхозаветного текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собою. Христ. Чтен. 1874, май, с. 50–53; проф. Ф. Я. Покровский, Разделение Еврейского царства, с. 239 прим. ). При настоящем чтении воззвание ( «по шатрам своим») имеет отношение ко времени странствования евреев по пустыне, когда стан народный был рассположен по коленам. 3Цар.12:17 . Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам. К Ровоаму, кроме колен Иудина и Вениаминова, присоединились также израильтяне Симеонова колена, жившие в пределах колена Иудина ( Нав.19:1–9 ), а равно многие из Левиина и др. колен ( 2Пар.10:12–16 ). Все же царство Иудейское равнялось не более 1/4 владений Соломона. Заиорданье также принадлежало Израильскому царству (ст. 25). 3Цар.12:18 . И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошел на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим. Ровоам, однако, не терял, по-видимому, надежды убедить израильтян к покорности и с этой целью посылает к ним для увещаний и переговоров начальника над податьми Адонирама (евр.: Адорам, ср. ( 3Цар.4:6 ) и ( 2Цар.20:24 ) ); но вид ненавистного им по самому роду службы чиновника привел их в ярость, и они побили Адонирама камнями, а Ровоам должен был поспешно спасаться бегством в Иерусалим. |
Но в течение всего этого периода именно Господь «избавлял их из руки всех врагов, окружавших их» ( Суд.8:34 ). Имена некоторых из судей связаны с яркими эпизодами, когда Израиль взывал о помощи и Бог воздвигал избавителя, освобождавшего его от угнетения противников в Палестине. Аод поразил тучного Моавитского царя своим хитроумно спрятанным мечом и избавил Израиль от угнетения моавитян ( Суд.3:12–30 ). При Деворе Израиль был освобожден от угнетения Ханаанского царя Иавина и его военачальника Сисары ( Суд.4–5 ). При Гедеоне, воине поневоле, Израиль был спасен от руки мадианитян ( Суд.6–7 ). При Иеффае Израиль был избавлен от аммонитян ( Суд.10:6–12:7 ). А с помощью колоритной фигуры Самсона Бог избавил Израиль от угнетения филистимлян ( Суд.13–16 ). Удачным подведением итога этого периода служат слова Ездры в пространной молитве с пересказом истории Израиля: «И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время, они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от рук врагов их» ( Неем.9:27 ). В период управления Самуила Бог продолжал спасать Израиль от руки филистимлян (напр., 1Цар.7:8 ). При Сауле, первом царе Израиля, Господь тоже спасал Израиль ( 1Цар.11:12–13; 14:23 ), а воины Саула освободили Ионафана из рук этого своенравного царя ( 1Цар.14:45 ). Идеальный царь должен обладать способностью с Божьей помощью избавлять народ от врагов и других опасностей. Саул в конечном счете не выдержал испытания, а вот Давид стал образцовым царем, рассказ о нем как о пастыре Израиля начинается со спасения овец отца от льва и медведя ( 1Цар.17:35 ). Верные последователи Давида относились к нему как к человеку, который «освободил нас от рук Филистимлян» ( 2Цар.19:9 ). Но сам Давид признавал, что это Господь «избавил меня от врага моего сильного, от ненавидящих меня, которые были сильнее меня... вывел меня на пространное место, избавил меня; ибо Он благоволит ко мне» ( 2Цар.22:18, 20 ; Пс.17:18, 20 ). |
| |