Эпическое повествование Книги Исход представляет собой антологию историй судебных разбирательств, начиная с казней, которые Бог послал на фараона за его упрямство. Когда странствующие израильтяне роптали или бунтовали, их действия заканчивались судом, и наказание выражалось в смерти, временных болезнях, нашествии ядовитых змей или поглощении людей землей. Кульминационная сцена суда показана в Чис. 14 , когда после пораженческого доклада соглядатаев Бог приговорил народ к сорока годам странствия в пустыне. Последующая история народа Израиля представляет собой регулярно повторяющийся цикл Отступничества, суда, покаяния и освобождения. Ветхозаветные пророческие книги тоже содержат рассказы о суде над народом, в ряде случаев подкрепленные символикой судебного процесса, когда Бог призывает своенравный народ к ответу. К ответу привлекаются не только народ в целом, но и отдельные люди – мы видим памятные сцены суда над такими персонажами, как Надав и Авиуд ( Лев.10:1–7 ), Мариамь ( Чис.12 ), Корей, Дафан и Авирон ( Чис.16 ), Оза ( 2Цар. 6:6–7 ; 1Пар.13:6–10 ), Ахан, Самсон, Саул, Давид и Вирсавия. К суду привлекаются и языческие цари (напр., Навуходоносор, Валтасар). Новозаветными аналогами служат наказания Анании и Сапфиры ( Деян.5:1–11 ) и Ирода Агриппы ( Деян.12:21–23 ). Болезни и смерть . В дополнение к изображению архетипа судьи и историям судебных разбирательств тема суда раскрывается в Библии с помощью ряда характерных тематических образов. В отличие от праведников, которым обещаны долгие дни жизни, нечестивцы в Писании подвергаются суду посредством разного рода болезней. Проказа поразила Мариамь, когда она возроптала на Моисея ( Чис.12:4–10 ), и Озию, когда он принес беззаконную жертву ( 2Пар.26:16–21 ). Иеровоам устроил личного идола, и в результате его рука одеревенела ( 3Цар.12:25–13:6 ). Бесплодными стали женщины в доме Авимелеха ( Быт.20:17–18 ) и жена Давида Мелхола ( 2Цар.6:23 ). Столь же быстро приходит наказание смертью. Пророк солгал и был убит львом ( 3Цар.13:7–32 ). Оза прикоснулся к ковчегу ( 1Пар.13:6–14 ), а Иосия нарушил повеление не вступать в войну ( 2Пар.35:20–24 ), и оба получили смертный приговор. Кровожадному выносится приговор, соответствующий его греху ( Пс.5 ). Смертью караются целые группы людей: пятьдесят тысяч за неподобающее жертвоприношение ( 1Цар.6:19 ) и еще одна большая группа за браки с иноземными женщинами вопреки повелению Бога ( Чис.25:1–10 ). В число наиболее известных примеров входят Давид и Вирсавия, чей первый сын умер в наказание за прелюбодеяние родителей ( 2Цар.12:15–23 ), Анания и Сапфира, умерщвленные за совершенный ими обман ( Деян.5:1–11 ), и, разумеется, Адам и Ева, вкусившие плодов дерева познания добра и зла и наказанные смертью за непослушание ( Быт.3 ). Но даже смерть служит временным наказанием, ибо в судный день пред Богом предстанет всякий человек. А в случае с Адамом и Евой смерть можно считать в широком смысле милосердным наказанием – наказанием, предотвратившим более тяжелые страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прежние обитатели этого места, как выше сказано, были народ мирный и беспечный, спокойно занимавшийся своей торговлей; но отважные и предприимчивые данитяне, в числе 600, напав на них, истребили их и город их сожгли, и потом построили новый город, назвав его Даном, и здесь поселились ( Суд.18:27–29 ). Город этот был северным пределом земли обетованной. Противоположный ему город на юге Палестины, составлявши южную границу Иудеи от земли Филистимской, есть Вирсавия. Отсюда так часто встречаются выражения в Писании: «от Дана до Вирсавии», и «от Вирсавии до Дана» ( 1Цар.3:20 . 2Цар.7:10, 6:19, 17:11, 24:2 . 3Цар.4:25 . 1Пар.21:2 . 2Пар.30:5 ), чем обозначается вся земля Израильская. Касательно Дана должно заметить здесь, что иные отличают Дан, прежде бывший Лаис ( Суд.18:29 ), от Дана, упоминаемого во времена Авраама ( Быт.14:14 ) и Моисея ( Втор.34:1 ), разумея под именем последнего другой какой-то Дан, отличный от Дана близ Панеады и истоков Иордана, и именно разумея здесь Дан-Яав ( 2Цар.24:6 . сн. Keil и Del. на Быт. р. 150). Но нет достаточного основания, чтобы принимать здесь два различные города одного и того же имени. Указанные места Писания не дают на это права; правильно будучи понимаемы, они указывают на один и тот же город. Город этот находился на севере Палестины, в колене Неффалимовом, между Финикией и Сирией Дамасской, в долине, близ городов: Аина, Авел и Беф-Авена и Беф-Рехова (сн. Суд.18:27–28 . Быт.14:14–15 . Втор.34:1–2 . 3Цар.15:20 . 2Пар.16:4 ). И Флакий, и Иеровим признают один город Дан, который лежал недалеко от горы Ливана и истоков малого Иордана, на великой равнине Сидонской, близ Панеи, отождествляя его с Даном книги Бытия (Флав. Древн. Иуд. К. 1. гл. 10. § 1. К. 5. гл. 3. § 1. К. 8. гл. 8. § 4. сн. Евс. и Иер. Onom. Laisa). Местность эта, и во времена Авраама и Моисея, могла быть известна под именем Дана, потому что, по Флавию, один из истоков Иордава, близ Панеи, где полагается древний Лаис или Ласем, носил назвавшие Дана (Древ. К. 1, гл. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

После смерти Амнона ( 2Цар.13:28–29 ) и Авессалома ( 2Цар.18:9–15 ) Адония был старшим из сыновей Давида и мог считать себя законным наследником престола, а красивая наружность его, почитавшаяся у древних евреев весьма желательной и ценной принадлежностью носителя царской власти ( 1Цар.9:2 ; 2Цар.14:25 ), могла располагать в его пользу и народ. Подобно Авессалому ( 2Цар.15:1 ), Адония заводит у себя конницу, колесницы и курьеров скороходов – в качестве атрибута царской власти ( 1Цар.8:11 ; Иер.17:25 ). И Давид не имел твердости обуздать честолюбивые замыслы и этого сына. Между тем, хотя царская власть в Израиле уже при первом царе Сауле обнаружила тенденцию к наследственности ( 1Цар.23:17,24:21 ), не было закона, чтобы отцу на престоле наследовал именно старший из сыновей его: выбор себе преемника считался правом царствующего государя ( 3Цар.1:17,20 и др.); ср. ( 2Пар.11:22 ). И выбор Давида пал на Соломона, хотя он был лишь одиннадцатым сыном его. Если военачальник Давида Иоав и первосвященник Авиафар стали на сторону Адонии, то это не говорит о законности притязаний последнего: оба эти сановника, некогда преданные сподвижники Давида (Иоав: ( 2Цар.2:13,11:1 ; 1Пар.11:6,8 и др.); Авиафар: ( 1Цар.22:20 ; 2Цар.8:17,15:24 ) ) пред смертью его изменяют ему, по-видимому, лишь из соперничества – Иоава с Ванеею ( 2Цар.8:18,23:20,30 ; 1Пар.11:22–23 ), а Авиафара – с Садоком ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:3 ). Пророк Нафан, не раз выступавший в царствование Давида в качестве посредника между царем и Богом ( 2Цар.7:2–17,12:1–25 ), стал на сторону Соломона, конечно, не по пристрастию к последнему (он был близок к Соломону и по преданию был воспитателем его ( 2Цар.12:25 ) ) и не по обиде на Адонию ( 3Цар.1:10–26 ), а потому, что знал волю Божию о Соломоне ( 2Цар.7:12–13 ; 1Пар.22:9–10 ). Семей – не враг Давида ( 2Цар.16:5–13 ), казненный впоследствии Соломоном ( 3Цар.2:46 ), а, может быть, лицо тождественное с Шимеем ( 3Цар.4:18 ). Рисий (евр. Реи, LXX: Ρησε), по некотор. код., как 82 и 108 у Гольмеса – в нарицательном смысле: Σαμαας κα o ταροι κτο ο ντες δυνατο – как и Семей, вероятно, один из близких придворных Давида (у Иосифа Флавия, Иудейские Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В. В храме Соломоновом жертвенник всесожжения был больше жертвенника Скинии, и весь сделан был из меди ( 3Цар.8:64 . 2Пар.7:7 ). Жертвенник для курения фимиама в храме Соломоновом сделан был из дерева кедра и обложен чистым литым золотом ( 3Цар.7:48–49 . 1Пар.28:18 ). Во время нечестивого Ахаза, на месте жертвенника Соломонова, поставлен был жертвенник, сделанный Урией, по образцу жертвенника языческого, что в Дамаске, а медный жертвенник Соломонов поставлен сбоку его, на север ( 4Цар.16:10–16 ); но при царе Езекии он был восстановлен и очищен (гл. 2Пар.29 ). Впрочем, хотя храм Соломонов, равно как и Скиния Моисеева, самим Богом освящены для принесения жертв и фимиама Богу (гл. 3Цар.8, 9:1–9 , гл. 2Пар.5, 6, 7 ), но как жертвы, так и каждения фимиама и во времена Судей, и во времена Царей, приносились и в других местах ( Суд.2:5 ,. 6:24–27, 13:19–23. 1Цар.7:9–10, 10:8, 14:35, 16:5, 20:29 . 2Цар.24:25 . 3Цар.3:2–4, 22:43 . 4Цар.12:3, 14:4, 15:4 ). Во дни отступления израильтян от Бога, приносились жертвы и каждения на всяких местах, даже идолам языческим ( 3Цар.11:4–8, 12:26–33, 16:30–33 . 4Цар.16:4, 17:7–14, 21:1–9 , сн. Ис.65:3–4, 11 . Иер.44:15–23 ); но за это и постиг наконец их страшный суд Божий (гл. 4Цар.17, 24, 25 ). При разрушении Иерусалима Навуходоносором жертвенник Храма, равно как и прочие священные предметы, был разрушен, и вся медь, золото, серебро отвезены в Вавилон ( 4Цар.25:13–16 . 2Пар.36:18 . Иер.52:17–20 ). Г. В храме Зоровавеля жертвенник устроен был на том же месте, где стоял жертвенник в храме Соломоновом (Древн. Флав. XI, 4, 1), и был устроен из нетесаных камней ( I Mak.4:47 ). Впоследствии времени Антиох Епифан осквернил его, и все драгоценности Храма: золотой жертвенник, светильник и все сосуды, все обобрал и отвез в свою землю ( 1Мак.1:21–24 . Древн. к. XII. 5, 4). Но, по очищении Храма Иудой Маккавеем, устроен был новый жертвенник, также из нетесаных камней, и новый алтарь для курения фимиама, и прочие священные вещи, и восстановлено ·богослужение ( 1Мак.4:36–59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

4Цар.8:16 .  В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский. 4Цар.8:17 .  Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, 4Цар.8:18 .  и ходил путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, и делал неугодное в очах Господних. 4Цар.8:19 .  Однако ж не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена. 4Цар.8:20 .  Во дни его выступил Едом из-под руки Иуды, и поставили они над собою царя. 4Цар.8:21 .  И пошел Иорам в Цаир, и все колесницы с ним; и встал он ночью, и поразил Идумеян, окружавших его, и начальников над колесницами, но народ убежал в шатры свои. 4Цар.8:22 .  И выступил Едом из-под руки Иуды до сего дня. В то же время выступила и Ливна. 4Цар.8:23 .  Прочее об Иораме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.8:24 .  И почил Иорам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Охозия, сын его, вместо него. О царствовании Иорама, 5-го царя иудейского, параллельное повествование ( 2Пар.21:1 ) содержит, кроме указанного в данном разделе ( 4Цар.8:16–24 ), 3 новые подробности: a) обличительное письмо пророка Илии к Иораму ( 4Цар.8:12–15 ); б) нашествие на Иудею при Иораме филистимлян и аравитян, захвативших в плен имущество и детей Иорама (стихи 16–17) и в) тяжкая болезнь Иорама в течение двух лет, и погребение вне царских гробниц (ст. 18–21). О годе воцарения Иорама (ст. 16–17) ср. комментарий к ( 4Цар.1:17 ). Нечестие его (ст. 18) было делом влияния родственного ему Израильского царствующего дома: он был зятем Ахава и Иезавели ( 2Пар.18:1 ), был женат на дочери их Гофолии. Только верность Иеговы завету своему с Давидом ( 2Цар.7:12 ; ср. 3Цар.11:36 ) хранила этот недостойный отпрыск его рода. Из внешних дел сообщается здесь о неудачном походе Иорама в Идумею (ст. 20–22; 2Пар.21:8–10 ), где при нем явился царь, видимо, самодеятельный, а не наместник иудейского царя, как было прежде ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9 и след. ); по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:5,1, «идумеяне убили прежнего царя, который был вассалом отца Иорама, и выбрали себе царя по своему усмотрению»; предпринятое Иорамом нападение на Цаир – вероятно на идумейский город (у LXX-mu и слав. Сиор, ср. Onomast. 625, 626) и поражение идумеян не принесло пользы, вместе с отложением Едома (ср. Пс.3:7 ), отложился и город Ливна – древнехананейский город ( Нав.10:22,12:15 ), доставшийся Иудину колену ( Нав.15:42 ) после настоящего нападения еще раз возвратившийся к Иудейскому царству ( 4Цар.19:8 ; Ис.37:8 ; ср. Onomast. 634). В отложении Едома от Иудеи блаж. Феодорит усматривает (вопр. 25) исполнение пророчества Иакова Исаву: будет же время, егда ... отрешиши ярем от выи твоея ( Быт 27.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Долины как поле боя . Хотя образ долин часто связан с идеей плодородия, красоты и мира, еще чаще он связывается с темой войны и суда. Так как сражаться на открытой равнине или в широкой долине было проще, чем в холмах Иудеи или Галилеи, долины стали распространенным символом человеческих или божественных сражений. Хотя Давид со своим отрядом успешно вел партизанскую войну на крутых иудейских холмах, полномасштабная битва с участием пехоты, кавалерии и колесниц требовала широких, открытых пространств. Так, Исаия, говоря о приготовлениях Елама и Кира к битве, пишет: «Лучшие долины твои полны колесницами» ( Ис.22:7 ). Считая Господа Израиля «Богом гор, а не долин», сирийцы утверждали, что у них будет преимущество в битве. Но Господь докажет, что Он – Бог долин, так же как и холмов, и предаст большую сирийскую армию в руки Израиля ( 3Цар.20:28 ). Многие библейские сражения происходили в долинах, и названия некоторых из этих долин нам известны. Первая битва в Писании происходила в долине Сиддим, в районе «Соленого моря». В этой долине много смоляных ям, оказавшихся ловушками для бегущих армий Содома и Гоморры ( Быт.14:3–10 ). Когда Израиль входит в землю обетованную, амаликитяне и хананеи живут в долинах ( Чис.14:25 ). Неудивительно, что многие битвы будут происходить в долинах. Памятное сражение Иисуса Навина с аморреями, когда он остановил солнце, состоялось в долине Аиалонской ( Нав.10:12 ). В рассказе о войне под руководством Иисуса Навина упоминается долина Мицфы ( Нав.11:8 ) и долина Ливанская ( Нав.11:17 ), а границы наследства колен Израиля проходят через ряд долин, таких как Ахор, сыновей Енномовых, Рефаимов, Изреель и Иффах. В Книге Судей мы читаем, что армии располагались лагерем и битвы велись в долине Изреель ( Суд.6:33 ) и долине возле холма Море ( Суд.7:1, 8, 12 ), а в книгах Царств (и параллельных отрывках Паралипоменон) мы читаем о битвах в «долине дуба» ( 1Цар.17:2–3, 19 ), где был убит Голиаф; в долине Рефаим ( 2Цар.5:18, 22; 23:13 ) и в «долине Соленой» ( 2Цар.8:13 ). Далее мы читаем, как царь Амасия Иудейский «поразил десять тысяч Идумеян на долине Соляной» ( 4Цар.14:7 ). Эти и другие тексты ( 2Пар.18:12 ; 2Пар.25:11 ; Пс.59:2 ) формируют собирательный образ долин, в которых кровь течет вместо воды. Именно такое ложное впечатление возникло у моавитян, когда они увидели растекшиеся воды, красные от отраженной в них зари, и подумали, что произошло великое сражение ( 4Цар.3:16–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Для каждой из этих эпох священный писатель имел у себя свой особый источник: а) для истории Соломона таким источником была «Книга дел Соломоновых», евр. Sepher dibre – Schelomoh, LXX: βιβλον τν ημτων Σαλομν, Vulg.: liber verborum dierum Salomons, слав.: «Книга словес Соломоних» ( 3Цар.11:41 ); б) для истории царей южного царства, от Ровоама до Иоакима включительно, – «летопись царей Иудейских», Sepher dibre – hajamimlemalche lehudah, βιβλον λγων τν μερν τος βασιλεσι οδα, liber verborum dierum regum Juda, «Книга словес царей Иудиных» ( 3Цар.14:29, 15:7, 22:45 ; 4Цар.8:23, 12:19, 14:18, 15:6,15,36, 24:5 и др.) и в) для истории царей северного царства – «летопись царей Израильских» ( 3Цар.14:19, 15:31, 16:5,14,20,27, 22:39 ; 4Цар.1:18,10:34,13:8,12 и др.). Содержание и характер цитируемых источников остаются неизвестными; однако не подлежит сомнению, что они были отдельными, самостоятельными произведениями (для каждой из трех указанных эпох священный писатель пользуется каким-либо одним источником, не упоминая о двух других); что они содержали более того, что заимствовал из них писатель (обычная его формула: «прочие дела писаны в книге...») и что при написании 3-й и 4-й книг Царств означенные источники не только существовали, но и были в весьма большой известности у народа. Из снесения рассматриваемых цитат из книг Царств с параллельными им местами из книги 2 Паралипоменон можно видеть, что все три упомянутых источника были писаниями пророков, которые вообще были единственными историографами в библейской древности (ср. 3Цар.11:41 с 2Пар.9:29 ; 3Цар.14:21 с 2Пар.12:15 ; 3Цар.15:1–8 с 2Пар.13:22 ; ср. также 4Цар.18:13–20:19 с Ис.36–39 ; Иер.52 с 4Цар.24–25 ). Напротив, мнение Делича и др. о светском происхождении летописей царей, послуживших источниками для 3-й и 4-й книг Царств, – о составлении их упомянутыми в ( 2Цар.8:16 ; 3Цар.4:3 ) mazkir " ами (LXX: πομνημτογραψος, слав.: «памятописец», русск.: «дееписатель»), не может найти себе подтверждения в библейском тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В еврейской Библии содержится великое множество слов, относящихся к тем, кто занимается магией или связан со сверхъестественной сферой. Названия вполне обыденные, и в рассказах редко приводятся детали связанных с ними обрядов или практических действий. Завуалированные ссылки на какие-то не вполне ясные церемонии с трудом поддаются объяснению (напр., Иез.13:19; 21:21 ), и определенный свет на них часто проливают только аналогии из области общественной жизни. Чудеса, совершавшиеся пророками в Ветхом Завете, являлись предзнаменованием чудес Иисуса в евангелиях. «Человек Божий» знал будущее ( Суд.13:6 ) и приравнивался к «Ангелу Господню» ( Суд.13:16 ). Все, что он говорил, сбывалось ( 1Цар.9:6 ). Он видел события, происходившие далеко от него ( 4Цар.5:26 ). Он мог вызывать огонь с неба ( 3Цар.18:38 ). Он мог умножать пищу – хлеб ( 4Цар.4:42–44 ) и масло ( 4Цар.4:1–6 ), управлять дождем и засухой ( 3Цар.17:1 ) и вызывать Божий гром с неба ( 1Цар.7:10; 12:18 ). Человек Божий мог не только исцелять ( 4Цар.5:3; 8:7 ), но и посылать болезнь ( 4Цар.5:27 ). Бог отправлял его в пустыню ( 3Цар.19:15 ; ср. Мк.1:12 ). В еврейском языке для обозначения магов и других посредников со сверхъестественной сферой использовались следующие названия: assapim: «обаятели», прежде всего истолкователи снов (евр., Дан.1:20 ; 2:2 арамейское, Дан.2:10 27; 4:4; 5:7, 11, 15); gaz e rin: «гадатели» (от слова, обозначающего «резать, решать» [ Дан.2:27; 4:4; 5:7,11 ] hober haber: «заклинатель», «обаятель» (буквально «завязывающий магические узлы» [Вт. 18:11; Пс.57:6 ; Ис.47:9, 12 ] раза hozeh: «прозорливец», «провидец», человек, получающий видения ( Ис.30:10 ; Мих.3:7 ; Ам.7:12 ), иногда служит обозначением сановника при царе ( 2Цар.24:11 ; 1Пар.25:5 ), который одновременно проводит службу в храме с певцами и левитами ( 2Пар.5:12 ); h a kamim: обычный перевод «мудрец» затемняет факт, что в ряде случаев этим названием обозначается специально обученный человек, выступающий вместе с магами и гадателями ( Быт.41:8 ; Исх.7:11 ; Ис.19:11; 44:25 ; Иер.50:35; 51:57 ; Есф.1:13; 6:13 ). Они упоминаются также среди элиты общества, наряду с искусными в слове людьми ( Ис.3:3 ). Семантический смысл этого названия напоминает английское слово wizard («чародей, волшебник, кудесник»), тоже однокоренное мудрости со специфическим магическим подтекстом. Благодаря своей мудрости Соломон приобрел репутацию величайшего кудесника и тайноведца ( 3Цар.4:29–34 ; Иосиф Флавий);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Жертвами гнева или мести часто становятся именно семьдесят. В каждом случае ясно выражается или подразумевается действие более высокой или военной силы. Бог поразил семьдесят жителей Вефсамиса за то, что они «заглядывали в ковчег Господа» ( 1Цар.6:19 NIV). Семьдесят тысяч (по всей видимости, еврейское слово «тысяча» обозначает здесь воинское подразделение) умерли от язвы от Дана до Вирсавии в результате проведенной Давидом переписи воинов ( 2Цар.24:15 ; 1Пар.21:14 ). Семьдесят сыновей дома Ахава в Самарии ( 4Цар.10:1, 6 ) были убиты начальниками города по указанию Ииуя ( 4Цар.10:6–7 ), и семьдесят голов были отправлены Ииую в качестве страшного символа согласия с его действиями. Хананейский царь Адони-Везек похвалялся размахом своей власти, когда «семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим», но его самого постигла такая же участь ( Суд.1:7 ). Вполне вероятно, что это всего лишь условные круглые числа для обозначения большого количества потомков. Но из хананейских текстов мы узнаем, что у богини Иштар было семьдесят сыновей. Это перекликается с числом «богов» во Втор.32:8 и такое соответствие между божественной и человеческой сферами наводит на мысль о более глубоком смысле. Возможно, в этих рассказах о семидесяти подразумевается семидесятикратное измерение испорченности Израиля и суда над ним. С потерей или судом можно связать и образы семидесяти периодов времени. Египтяне оплакивали Иакова семьдесят дней ( Быт.50:3 ) – вполне подходящее приношение от имени народов. Со своей стороны, Иосиф оплакивал его семь дней ( Быт.50:10 ). Семьдесят лет – предполагаемая продолжительность жизни ( Пс.89:10 , с максимальным сроком в восемьдесят лет) или «мера дней одного царя» ( Ис.23:15 ), в течение которой Тир «забудут» и освободят от суда ( Ис.23:15, 17 ). И самый памятный образ – семьдесят лет плена и суда, которые испытает Израиль. Этот приговор связывается с пророчеством Иеремии ( Иер.25:11–12 ), но находит отражение в повествовательных ( 2Пар.36:21 ) и апокалиптических ( Дан.9:2 ; Зах.1:12; 7:5 ) местах, где он превращается у Даниила в семьдесят «седьмин» или «недель» ( Дан.9:24 ). Эти недели «определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых». Семидесятикратная продолжительность суда приближает историю спасения Израиля, и, тем самым, народов, к кульминации в Помазаннике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Только Давид, победив иевусеев. овладел их крепостью Сионом, сделал И. своею столицей, назвал «городом Давидовым» (ir-David: 2Цар.5:5–9 . 1Пар.11:4–8 ; ср. Ис.22:9, 291 ) и затем перенес туда ковчег завета ( 2Цар.6 . 1Пар.13:15 , 1Пар.13:16 ). Отсюда, а особенно с момента построения Соломоном храма на горе Мориа ( 3Цар.5–8 . 2Пар.2–7 ). И., по библейскому представлению, есть город, избранный Иеговою для Своего обитания ( Втор.12:5 . 3Цар.8:16 . Пс.9:12, 75:3, 131:13–14 ), «град Божий» ( Пс.45:5, 86:3 ; ср. Тов.13:10 ), «град великого царя» ( Пс.47:3 , Мф.5:35 ), святый град всеобщего спасения» ( Ис.52:1 . Неем.11:1, 18 . Дан.9:24 . 1Мак.2:7 . 2Мак.1:12 . Мф.4:5 . Откр.11:2, 21:2 ). Последнее:название И. сохраняется у арабов: Bet-el-Makdis, Bet-el-Kuds, Al-Kuds, святилище. Напротив, данное Иерусалиму императором Адрианом название Aelia Capitolina ( – Элиа» встречается, как название И., в определении IV всел. собора; в форме Илия употреблялось средневековыми арабскими писателями – ) скоро вышло из употребления. Император Константин Вел. восстановил городу имя «Иерусалим». Современный И. имеет значение почти исключительно по своему историческому прошлому. Посему – с точки зрения истории и археологии – рассмотрим I) физические условия древнего и нового Иерусалима, II) краткую историю святого града и III) примечательнейшие древности и святыни его. I) И. лежит почти в средине Палестины с востока на запад (по ветхозаветному представлению, и в средине всей земли: Иез.5:5, 38:12 . Пс.73:12 ), под 31° 47» северной широты и 35° 13» 25» вост. долготы, в 12 час. пути от Средиземного моря (ок. 60 верст) и в 8 час. к западу от Иордана; с запада и востока к городу в древности вели две главные большие дороги. По библейским свидетельствам ( Пс.86:1, 124:2 ), как и по телль-амарнским письменам, И. был основан на горах – в южной части горной возвышенности, отделяющейся от главного хребта иудейских гор, на плоскости, которая по местам возвышается на 2.500 фут. или 800 метр, над уровнем моря (гора Елеонская с церковью Вознесения возвышается над уровнем моря на 2.724 фут.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010