VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 .  Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 .  Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 .  Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 .  Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 .  Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 .  Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притча об овечке бедняка подразумевает, что (как и на некоторых современных фермах) не ко всем животным относились просто как к производителям продукции ( 2Цар.12:3 ; ср. с собакой Товита, Тов.5:17; 11:4 ). Крупный рогатый скот. О крупном рогатом скоте упоминается, в первую очередь, как о показателе благосостояния ( Быт.13:2; 38:12 ; 1Пар.5:9 ). В видениях или поэтических описаниях откормленные телицы служат метафорой богатства людей или народов ( Ам.4:1 ; Иер.46:20 ), а тощие и худые коровы – метафорой неурожайных лет ( Быт.41:27 ). Скот дает многие нужные для жизни вещи: масло и сыр ( Втор.32:14 ; Притч.30:33 ; Иов.20:17 2Цар.17:29 ), навоз как топливо ( Иез.4:12 ) или как удобрение ( Лк.13:8 ). Некоторые из этих животных разводились специально для употребления в пищу как «тельцы упитанные» ( 3Цар.4:23 Мал.4:2 ) и подавались к столу в особых случаях ( Лк.15:30 ). Они использовались также как вьючные ( Быт.45:17 ; 1Пар.12:40 ) или тягловые ( 1Цар.6 ; 2Цар.6 ) животные. Животные играли важную роль в экономической жизни, поэтому требовали соответствующего отношения к себе. В значительной степени этические нормы, касающиеся обращения с ними, основывались на «золотом правиле». Вол и осел показываются как личности: они знают своего хозяина ( Ис.1:3 ). Права животных, наряду с правами другой собственности (рабов и жен), рассматриваются в Исх.21 и 22. Как и люди, животные должны отдыхать ( Исх.23:12 ; Втор.5:14 ) и пить ( Лк.13:15 ). Было бы жестоко заграждать рот молотящего вола ( Втор.25:4 ), то же самое относится и к людям ( 1Кор.9:9 ; 1Тим.5:18 ). Надо помогать оказавшемуся в трудном положении волу ( Втор.22:4 ), даже если он принадлежит твоему врагу ( Исх.23:4 ). Так, Иисус исцелил женщину в субботу на том основании, что даже в этот день любой здравомыслящий человек поможет попавшему в беду животному ( Лк.14:5 ). Овцы. С овцами, как и с крупным рогатым скотом, связывались образы, возникшие в результате долгого опыта кочевой жизни израильтян, в которой они играли важную роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

IV. Луд. От него производят Лидян или Лидийцов в Малой Азии (Флавий). V. Арам был родоначальником народов Сирии, названных от его имени – Арамеями. Он имел четырех сыновей: Уца, который построил Дамаск, Хула, Гефера и Маша, которые были родоначальниками малоизвестных народов (Флавий). § 5. Народы, населявшие землю Ханаанскую пред пришествием Евреев. – Народы, происходившие от Ханаана Из одиннадцати народов, происходивших от Ханаана, шесть утвердились на севере Палестины и основали города. Потомки Сидона основали город Сидон , на берегу Средиземного моря; потомки Аркея построили Арку , на севере Триполи; потомкам Синея принадлежал город Синна , на юго-западе Ливана; от потомков Цемарея получил основание город Симира , на западе Ливана; потомки Химафея основали город Емаф или Хамаф (названный Греками Епифаниею ); потомки Арвадея населили остров Арад (Флавий). Остальные пять народов, потомки Хета, Иевусея, Аморрея, Гергесея и Евея, жили в самой Палестине. 1 . Хеттеи жили в горах ( Чис.13:30 ) в южной части Палестины, в окрестностях Хеврона ( Быт.23 ). Остатки этого народа существовали даже во времена Давида и Соломона ( 2Цар.11:3 ; 3Цар.11:1 ). 2 . Иевусеи жили в городе Иерусалиме и его окрестностях. Иевусеи были окончательно изгнаны из этого города только при Давиде ( Нав.15:63 ; 2Цар.5:6–9 ). После потери Сионской крепости, они жили мирно между Евреями. Давид купил у Иевусея Орны гумно, для устроения на нем жертвенника Господу ( 2Цар.24:16 и след.) (а) 1 . 3 . Аморреи были высоки ростом, как кедры, и сильны, как дубы ( Амос.2:9 ). Они занимали окрестности Ен-Гадди, на западе Мертвого моря, потом распространились на востоке этого моря и Иордана. Ко времени Моисея Аморреи основали на востоке Иордана два царства; одно из них было в Васане, на севере Иавока, и имело две столицы – Астароф и Едреи ; другое находилось между Иавоком и Арноном, и столицею его был Есевон . Во время пришествия Евреев, северное царство было управляемо царем Огом, а южное – царем Сигоном ( Чис.21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Флав. Иудейская Война V, 4, 1), близ источника Силоама ( Неем.3:15–16 ), (по И. Флав., τ δ μνμα παρ τς Σιλομ εναι); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии ( 3Цар.11:43,14:31,15:8 ), без сомнения, не все (см. 2Пар.26:23,28:27 ; 4Цар.21:18,26 ). Нынешние, так называемые «царские гробницы» (арабск. «Калба шавуа») к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Христа принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Иудейские Древн. XX, 4, 3; Иудейская Война V, 2, 2; 4, 2. См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt, 183–192). По И. Флавию (Иудейские Древн. V, 15, 3, см. блаженного Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Иудейские Древн. XIII, 8, 4; Иудейская Война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Иудейские Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время ( Деян.2:29 ); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века – в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами. 3Цар.2:11 .  Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. Продолжительность царствования Давида – 40 лет; не раз указывается в Библии ( 2Цар.5:4 ; 1Пар.29:27 ); в ( 2Цар.5:5 ) показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия (Иудейские Древн. VII, 15, 2). 3Цар.2:12 .  И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо. Ст. 12 (ср. 1Пар.29:23 ) образует переход ко 2-й части главы – о мерах Соломона к укреплению своей власти. 3Цар.2:13 .  И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона, [и поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. 3Цар.2:14 .  И сказал он: у меня есть слово к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Св. Земл. Т. 2. стр. 406–409. Нельзя не заметить здесь, что гора Кармил представляет самые очаровательные виды с высоты своей. Здесь на запад пред нами – поверхность Средиземного моря, на юг – увенчанная красотой цветов равнина Саронская; на север – бухта Птолемаиды и самый город с его стенами, зданиями, мачтами кораблей в ее гавани; далее к северо-востоку – зеленеющие склоны Ливана и Антиливана, и особенно Ермона, который величественно высится в отдаленном горизонте; на восток – синеют холмы Галилейские с едва приметными точками деревень и внизу – река Киссон и великая равнина Ездрилонская. Но при всех очаровательных своих видах ныне Кармил совсем не то, что был прежде. Вершина и бока его покрыты еще кустами и цветами; но они совершенно лишены деревьев; несколько только маслин цветут при подошве и на покатостях его; нивы при подошве его голы; везде запустение; на обширных пространствах земли не встречается ни одной деревни, и в смежности лежащая цветущая некогда равнина Саронская теперь как пустыня, слишком мало населена и только отчасти возделана; множество встречается здесь разоренных и покинутых жителями деревень; деревья истреблены и обращены в пепел; равнина опалена солнцем; травы поблекли и цветы зачахли, и это запустение и опустошение все более и более продолжает распространяться от дикости и варварства турок и арабов. Надобно заметить, наконец, что имя Кармила известно ·только европейцам, а арабы называют эту гору Илииной горой (Джебель Мар-Елиас). Сн. Нор. Путеш. изд. 3. 1854 г. T. IV. стр. 268–277. Свящ. Геогр. изд. Поляк. 1848 г. стр. 44–45. Олесн. св. Земля, Т. 2. 1878 г. стр. 404–409. Herz. VII. p. 410. Zell. 1. p. 782–783. б., Нав.15:55 . 1Цар.15:12, 25:2, 27:3, 30:5 . 2Цар.2:2, 3:3, 23:35 . 1Пар.3:1, 11:37 . 2Пар.26:10 . – Гора и город на западе от Мертвого моря, в колене Иудином ( Нав.15:55 ). Здесь Саул поставил себе памятник после победы своей над амаликитянами ( 1Цар.15:12 ). Здесь Давид скрывался от преследования Саула. Здесь на горе паслись стада Навала, по смерти которого вдова его Авигея была женой Давида ( 1Цар.25 гл.). Отсюда был родом Хеурай, один из сильных царя Давида ( 2Цар.23:35 . 1Пар.11:37 ). Здесь царь Озия построил башни и иссек водоемы, потому что много имел скота и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле ( 2Пар.26:10 ). Ныне местность эта называется Курмуль; лежит на юг от Хеврона, по Евсевию и Иерониму в 10-ти римских милях от него, и к северо-западу от Маона, со множеством развалин. Zell. 1. р. 783. Herz. VII. р. 411. Keil и Del. на Нав. р. 134. Читать далее Источник: Опыт библейского словаря собственных имен/[Соч.] прот. П. Солярского. Т. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887./Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - 674 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

1Пар.12:15 . Иер.12:5, 49:19 ); летом же во многих местах его удобно можно переходить (сн. Пут. Нор. T. 3. стр. 104). По приближении к Мертвому морю, растительность исчезает; равнина проникается песчаной, глинистой и соляной влагой, и почва земли до того делается мягкой, что глубоко вязнет нога. Пред впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два устья, и в Мертвом море совершенно исчезает; но русло его и долина ель-Хор или Арава продолжается и за Мертвым морем, до самого Еланитского залива (Нор. стр. 104. Herz. VII. р. 10). – В Св. Писании часто говорится об Иордане. Во времена Авраама прекрасные окрестности Иордана избрал Лот в жилище себе ( Быт.13:10–11 ). Чрез Иордан с одним посохом перешел патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию, где Бог благословил его многочисленным семейством ( Быт.32:10 ). По завоевании восточных земель при Моисее, за Иорданом остались жить колена Рувимово, Гадово и половина Манассиина, заняв завоеванные там земли ( Чис.32 гл. Нав.1:12–18, 22:1–10 ). По смерти Моисея, израильтяне совершили чудесный переход чрез Иордан против Иерихона и вступили в землю обетованную по ту сторону Иордана ( Нав.3, 4 гл.). Иордан составлял потом границу для колен, занявших земли на востоке, и границу между восточными и западными коленами израильскими вообще ( Нав.13:23, 27, 15:5, 16:1, 7, 18:12, 19:22, 33–34 ). Во времена Судей Аод ( Суд.3:28 ), Гедеон ( Суд.7 гл.) и Иеффай ( Суд.12 гл.) при Иордане одерживали победы свои над врагами Израиля: моавитянами, мадианитянами и другими ( Суд.3:28, 8:4 и д. Суд.12:5–6 ). Чрез Иордан Давид переходил с войском против сириян ( 2Цар.10:17 ), и после, во время бегства от Авессалома – в Маханаим ( 2Цар.17:22 ). При Иордане между Сокхофом и Цартаном находились плавильные горны Соломона, где выливались из меди разные вещи для храма Иерусалимского ( 2Пар.4:17 ). Чрез Иордан чудесно переходили посуху пророки Илия и Елисей, и здесь творили чудеса ( 4Цар.2:7–8, 14, 5:10–14, 6:2–4 ). В водах Иордана получил исцеление от проказы Нееман, военачальник сирийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Кедронская (см., напр., 2Цар.15:23 ; евр. qidron, темный, мрачный), начинаясь на севере Иерусалима, недалеко от гробниц судей, направляется к востоку, проходит на севере гробниц царских и против северо-восточного угла города поворачивает к югу; в этом, восточном своем направлении она теперь называется у арабов «вади эль-Джоз». Но в Библии Кедронская долина представляется собственно восточною границей И. ( 3Цар.2:37 ), так как в своем южном направлении она проходит на всем протяжении восточной стены города, отделяя здесь возвышенную площадь И. от горы Елеонской, как на севере – от Скопоса. Несколько южнее Силоамского источника Кедронская долина соединяется с Енномовой и затем (проходя мимо источника Вир-Эйюб), под именем вади-эн-Нар, направляется к Мертвому морю. Иосиф Флавий (« ειημα’ο_с τν Κεδρν»: Древн. 8, 1:5; Иуд. война 5, 2: 3 и др.) и Новый Завет (« ειημα’ο_с τν Κεδρν»: Ин.18:1 ) подтверждают такое положение К. В библейские времена русло К., вероятно, обильно наполнялось водою, теперь же лишь изредка зимою день-два течет здесь ручей. Древнее христианское предание присвоило долине К. имя Иосафатовой, вероятно, относя к ней пророчество Иоиля ( Иоил.3 ; Евр. 4 ) о суде над народами в долине Иосафатовой, и это последнее название сделалось совершенно обычным для К., поскольку особенно имеется в виду находящееся здесь вековое кладбище (мусульманское западнее, по восточному откосу Мориа, и еврейское – восточнее по западному склону Елеонской горы). Чрез самый город проходит долина Тиропеон, отделявшая по И. Флавию (Иуд. война 5, 4: 1) верхний город (юго-западный холм) от нижнего ( ­ юго-восточного) и простиравшаяся до Силоамского источника; в древности и по этой долине протекал ручей, может быть, засыпанный вместе с другими Езекиею ( 2Пар.32:4 ). Вся площадь, занятая И., по И. Флавию (цит. м.), состояла из четырех холмов: Сион, Акра, Мориа и Везефа. Первоначально, – как город иевусеев, – И. расположен был на одном юго-восточном холме, и собственно лишь крепость носила имя Сион ( 2Цар.5:6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Формирование Псалтири . Поэтические славословия и гимны возникли еще до Давида, на заре ветхозаветной истории. Народ Божий издавна имел обыкновение выражать свои чувства и веру в песнопениях и стихах (см. Исх.15 ; Суд.5 ; 1Цар.2:1–10 ). Царь Давид сочетал военные и политические таланты с поэтическим гением. Об этом свидетельствует его элегия на смерть Саула ( 2Цар.1:19 сл.) и псалом спасения ( 2Цар.22:2 сл.), вошедший в Псалтирь ( Пс.17 ). Величественные, отмеченные архаизмом образы многих псалмов вполне могут указывать на авторство Давида, что косвенно подтверждает их сходство с древней ханаанской поэзией (например, Пс.28 ). Какие псалмы принадлежат самому Давиду, точно установить едва ли возможно (по мнению это Пс.109,23,131,50 ). Надписание «Давидов», по аналогии с гимнами может означать, что они пелись для царя или в присутствии царя из дома Давидова. Упомянутые в псалмах сыны Кореевы и Асаф были руководителями храмовых хоров и оркестров. Их имена указывали на среду, в которой сформировалась Псалтирь . Структура Псалтири показывает, что книга складывалась на протяжении долгого времени, пополнялась новыми псалмами, расширяясь в эпоху Плена (см. Пс.136 ). По-видимому, 5 книг Псалтири возникли примерно в той последовательности, какую они имеют в нынешней Библии. Наиболее ранним разделом были «молитвы Давида». Затем сформировалась «Элохистическая Псалтирь », которая пополнялась вплоть до 2 в. до н.э. Сравнение Псалтири с псалмами показало, что в маккавейское время в Псалтирь входили не новые тексты, а древние псалмы. Псалмы Соломоновы (см. статью написанные около 63 до н.э., уже не были включены в Псалтирь , а следовательно, полный корпус канонических псалмов был уже кодифицирован. Это произошло не позднее 100 до н.э. Надписания псалмов . Кроме имен авторов и указаний на повод составления псалмов (напр., Пс.3 ), в Псалтири существуют указания для певцов и музыкантов. Они не всегда могут быть расшифрованы. Так, считается, что слова «при появлении зари» ( Пс.21 ) означают, по- видимому, что псалом должен петься на мотив традиционной утренней песни. Аналогичным образом объясняется надписание ( Пс.56 ). Слова «на гефском орудии» ( Пс.38 ) могут указывать на филистимский инструмент или мелодию. Слово «аламоф» ( Пс.45 ) связано с исполнением псалма женским хором (от евр. , алма, молодая женщина или девушка). Музыкальные паузы в Псалтири отмечены еврейским словом , села (опущенным в синодальном переводе).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

18. Закон . 19. Летопись , объективное, бесстрастное повествование об исторических событиях. В самой Библии нет летописей в прямом смысле слова, но некоторые разделы Ветхого Завета, вероятно, заимствованы из летописей (например, Ис.36–39 ). На летописи как на источники библейских книг есть указания в 3Цар.14:19 и 1–2.Пар. 20. Логия . 21. Макаризм . 22. Мидраш (евр. – комментарий), сказание или поучение, являющееся толкованием священного текста. Этот Жанр появился в период как плод размышления над Словом Божьим. Мидраш существовал в двух формах: как агада и как галаха (см. выше). 23. Миф . 24. Песни , разнообразные по характеру произведения библейской поэзии. Нередко они сопровождались музыкой и танцем ( Исх.15:20 сл.). Песни отличались широким диапазоном. Достаточно назвать трудовые песни ( Числ.21:17–18 ), иронические ( Числ.21:27–30 ), сторожевые ( Ис.21:11–12 ), свадебные (отраженные в Песн.), траурные ( Иер.9:17 сл.: Ам.5:16–18 ), победные песни ( Суд.5 ). Классической надгробной песнью является песнь Давида на смерть Саула и Ионафана ( 2Цар.1:17–27 ). 25. Письмо , переписка между частными лицами. В Ветхом Завете примерами могут служить письмо Давида к Иоаву ( 2Цар.11:15 ) и письмо Иеремии ( Иер.29:1–28 ). Эллинистические документы, изученные показали, что послания апостола Павла во многом приближаются к Жанру частной переписки. Обычно такая переписка шла по установившемуся шаблону: 1) имя отправителя и адресата (например, «Аминта приветствует Зенона»); 2) благодарение богам; 3) изложение просьб, наставления, предостережения, описание жизненных обстоятельств; 4) приветствия и добрые пожелания. Подобную же схему находим и у апостола Павла. 26. Послание (греч. πτστολ – эпистола), Жанр , широко известный в греко-римском мире и характерный для Нового Завета. В отличие от частной корреспонденции эпистолы были «открытыми письмами», обращенными к целым общинам, и содержали вероучительные и нравственные наставления. Послания апостола Павла были одновременно и эпистолами и письмами, включая при этом элементы Жанра доксологий, молитв и гимнов. В античных и новозаветных эпистолах часто применялись литературные изобразительные средства (см. статью Библии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010