2) спортивные занятия и состязания были признаком греч. культуры; Павел часто намекает на общеизвестные в то время состязания, ссылается на их правила и на необходимую для победы полную самоотдачу участника. Важнейшими и регулярно проводившимися спортивными состязаниями в Др. Греции были Олимпийские игры в Олимпии, Немейские – в Арголиде, на Пелопоннесском полуо-ве, Истмийские – в Истме, на Коринфском перешейке, и Пифийские – в Дельфах. В программу соревнований, проходивших по твердо установленным правилам (ср. 2Тим. 2:5 ), входили бег на короткие, средние и длинные дистанции ( 1Кор. 9:26 ; Гал. 2:2 ; Гал. 5:7 ), бег в полном воинском снаряжении и с оружием, кулачный бой ( 1Кор. 9:26 ), состязание на колесницах и пятиборье: прыжки, бег, метание диска, метание копья и борьба. Перед состязаниями проводились основательные тренировки; в Олимпии они длились 10 месяцев ( 1Кор. 9:25.27 ). Соревнования проходили при стечении большого числа зрителей ( Евр. 12:1 ). В состязаниях по бегу ( Флп. 2:16 ) участвовало много спортсменов – по четыре в каждом забеге, а в финале всегда определялся главный и единственный победитель ( 1Кор. 9:24 ; 2Тим 4 и след.). Награда победителя ( Флп. 3:14 ) состояла только из венка (⇒ Венец , II,2): в Олимпии – из масличных ветвей, в Коринфе – из еловых, а в Дельфах – из лавровых. В родном городе победителя ожидали высокие почести и он пользовался всеобщим уважением. (⇒ Зрелище .) С распространением эллинистич. культуры такие игры устраивались также в Сирии и Палестине. В период правления Антиоха Епифана первосвященник Иисус, изменивший свое имя на Ясон, ввел греч. игры и в Иерусалиме (между 175 и 171 гг. до Р.Х.) и соорудил под городской крепостью гимнасий (1 Макк 1 и след.; 2Мак. 4:7–16 ). Особые нарекания благочестивых иудеев вызвало то обстоятельство, что здесь, вблизи храма, спортсмены тренировались и состязались без всякой одежды, как это было принято в Др. Греции (ср. Исх. 20:26 ; Исх 28 и след.). Позднее Ирод Великий п остроил большой театр и стадионы в эллинистич. городах Кесарии и Самарии (Себастии), а также в сев. пригороде Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Первое послание к Тимофею отличают также содержащиеся в нем рассуждения о женщинах (2,9–15), принадлежащих к церкви (5,3–16). Есть в нем и биографическая информация о Тимофее, включающая указания на его крещение (6,12) и рукоположение (1,18; 4,14). Трудности истолкования Дошедшие до нас сведения о четвертом миссионерском путешествии Павла очень скудны. Полную картину этого путешествия можно только реконструировать, главным образом, по отдельным намекам на него, имеющимся в пастырских посланиях. Есть некоторые свидетельства того, что Павел осуществил свое желание посетить Испанию ( Рим. 15,24.28 ). Тогда же (либо после своего возвращения из Испании, либо, если предполагаемое путешествие в Испанию все же не состоялось, после своего отбытия из Рима) он, по-видимому, возвратился на Восток, вероятно, поначалу отплыв на остров Крит ( Тит. 1,5 ). Затем Павел проделал путь на север до Ефеса (1,3), возможно, вначале посетив по пути Колоссы ( Флм. 1,22 ), а затем Македонию (1,3; ср. Флп. 1,25.26 ). С этого момента картина уже становится яснее. Павел, по-видимому, собирался (возможно, дважды, в разное время) отправиться из Македонии в Ефес (3,14.15; 4,13) и Никополь ( Тит. 3,12 ). Последнее, что известно о нем, это то, что он опять находился в Риме и ожидал казни ( 2Тим. 1,8.12; 2,9; 4,6.7.16 ) после посещения Троады ( 2Тим. 4,13 ), Милета и, возможно, Коринфа ( 2Тим. 4,20 ). Содержание I. Приветствие (1,1.2) II. Позиция относительно лжеучителей (1,3–11) А. Лжеучители и их учение (1,3–7) Б. Назначение закона (1,8–11) III. Свидетельство Павла (1,12–20) А. Призвание Павла на служение (1,12–17) Б. Призыв к верности (1,18–20) IV. Наставления о церковной жизни (2,1 3,13) А. Наставления о молитве и поклонении (2,1–15) 1 . О молитве за всех людей (2,1–7) 2 . Указания мужчинам (2,8) 3 . Указания женщинам (2,9–15) Б. Указания служителям (3,1–13) 1 . Епископы (3,1–7) 2 . Диаконы (3,8–13) V. Проблема, связанная со лжеучениями (3,14 4,5) А. Цель, с которой Павел написал данное послание (3,14–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О Священном Писании Ветхого и Нового Завета I. Православное учение о необходимости признавать полезным не только новозаветное, но и ветхозаветное священное Писание Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак. 1:17 . Чис. 23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего св. Писания, как Нового, так и Ветхого завета ( 2Тим. 3:15–16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его ( Мф. 5:17 ,– Рим. 3:30–31 ), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих: Лк. 16 : 29 . Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки: пусть слушают их. Из ветхозаветных установлений утратило свое значение и заменено другим только то, что имело один преобразовательный характер; Например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с Ним обряды ( Деян. 15:24 ; Кол. 2:11. 12 ). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа Нашего Иисуса Христа ( Евр. 10:4–9 ; 1Кор. 11:26 ). Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев. 18:6–8 ), и так многое другое. II. Основания из слова Божия о необходимости пользоваться как новозаветным, так и ветхозаветным священным Писанием Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего свящ. Писания, ветхого и нового завета: 2 Тим. 3:15 . Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. 16 . Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; Мф. 13:52 . Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину. который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Лк 24:25 . Тогда Он сказал им: о, не смысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказали пророки! 26 .Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Основную мысль трактата «Камень веры» выражает такими словами: «человеку ум совершен имущу, боголюбиву же и праведну, благая дела суть потребна ко спасению, и тех вера едина спасения вечного не соделовает» (929). Это положение трактата доказывается: (Гл. I). Во-первых, свидетельствами св. Писания, которые говорят: а) о необходимости терпения, трудов и добрых дел для спасения ( Евр.10:36 ; Флп.2:12 ; 2Кор.7:10 ; Мф.19:17, 25:34–36 ; Иак. 1:22, 25 ); б) о недостаточности для этой цели одной только веры, без любви, целомудрия и других добродетелей ( Иак.2:14, 19–26 ; 1Кор.13:2 ; 1Тим.2:15 ; Мф.5:20 ) и в) изображают жизнь вечную, как награду и воздаяние Божие за дела человека ( Мф.20:8, 5:12, 16:27, 25:21 ; Пс.61:13 ; 1Кор.3:8 ; Гал.6:7–10 ; 2Сол.1:5 ; Рим.2:5–7 ; Апок.22:12, 7:14 ; 2Тим.4:7 ) (931 а –933 б ). (Гл. II). Во-вторых, учением св. отцов церкви. Так, они спасение человека приписывают благодати Божией и добрым делам самого человека. Последние совершенно необходимы: одна вера, без доброй жизни, не приносит никакой пользы человеку. Напротив, христианин, преданный грехам, подлежит большему наказанию и осуждению. Вера только в связи с делами имеет спасающее значение, так что, как одно доброе дело, без веры человека в Бога, не приносит ему похвалы, так и одна вера, без добрых дел – мертва (934 а –937 а ). (Глава III). В-третьих, соображениями разума, основанными на св. Писании. 1) Если одно лицо обещает другому награду под условием его труда и заслуги, то совершенно необходимо выполнить это условие для получения награды: в противном случае теряется на нее всякое право. Господь Иисус Христос обещает нам царствие небесное под условием добрых дел и соблюдения Его святых заповедей ( Мф.5:20, 19:17, 6:14, 19:29, 18:3 ; Ин.13:17, 15:14 ; Лк.13:3, 10:28 ); согласно со Христом учат и св. Апостолы ( Рим.8:13 ; 2Тим.2:12 ; 1Тим.4:8 ; Иак.2:8, 1:12 ; Апок.3:21 ; ср. Иез.18:21–22). Поэтому необходимо творить добрые дела для приобретения царствия Божия (937 б –940 б ). 2) То, что служит причиною спасения, необходимо соблюдать всякому желающему спастись; вера и добрые дела суть причины спасения ( Мф.25:34–36 ; Апок.7:14–15 ) и потому необходимы для всякого христианина (940 а –941 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Таким образом, посредством соборов могли распространяться и приходить в известность апостольские правила. И действительно, некоторые из правил, известных ныне под именем апостольских, были подтверждены соборами. Так, седьмое апостольское правило о времени празднования Пасхи было подтверждено на соборах епископов в конце II века, по свидетельству церковного историка Евсевия 24 ; шестое и восемьдесят первое апостольские правила, запрещающие священнослужителям вступать в дела народного управления или вообще во все посторонние дела, неприличные священному сану, подтверждены, по свидетельству святого Киприана, на соборе при его предшественниках 25 . То же нужно сказать и о пятьдесят втором апостольском правиле, повелевающем принимать в церковь кающегося грешника, которое подтверждено было большим числом епископов, собранных в одно место 26 . 3) Особенно же развитию и распространению церковного законодательства содействовали тогда пастыри церкви своею повсеместною деятельностью. Этих-то пастырей, по преимуществу сообразно с самим назначением их пасти Церковь Господа Бога ( Деян.20:28 ), старались наставить и утвердить в истинах веры и в правилах устроения церкви сами апостолы ( Деян.20:27 ), подобно тому, как прежде сами предпочтительно пред всеми другими людьми были наставляемы небесным Учителем (Ин.17и 8; Деян.1:3 ); пастырям церкви особенно заповедали святые Благовестники «держаться вернаго словесе по учению» ( Тит.1:9 ), «образ иметь здравых словес... и доброе завещание соблюдать Духом Святым» ( 2Тим.1:13 ); их-то, наконец, обязывали апостолы «передавать слышанное при многих свидетелях учение и своим будущим преемникам, верным человеком, иже довольни были бы и иных научити» ( 2Тим.2:2 ). «Если бы апостолы не оставили нам своих писаний, – пишет святой Ириней, – ужели бы не должно было следовать порядку предания, которое они оставили тем, кому поручили церкви?» 27 Или, в другом месте, он же говорит: «Предстоятели церквей твердо блюдут предание апостольское и показывают нам, что все имеют одну и ту же веру...

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» — греческое и означает благовестие, ибо учение Христово — примирение людей с Богом и вечное блаженство — есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

286–288) этой книги. Ср. I. Helfert, Von den Rerhten und Pflichten der Bischofe and deren Gehulfen und Stellvertreter. Prag, 1832. Эта книга имеет для нас значение настолько, насколько в ней приведены касающиеся епископов австрийские государственные законы, из которых многие действуют и теперь. 1309 Ап. кан. 39, Лаод. соб. кан. 15 и 57, Гангр. 6, Карфаг. 10, Трул. 33 и 64 и толкования на эти каноны Вальсамона, Зонары и архим. Иоанна. 1310 Прим. 7 и 8 § 57. См. относительно Австрии 17 ст. закона 31 декабря 1867 г., § 2 закона 25 мая 1868 г., § 5 закона о школах 14 мая 1869 г. и закон 20 июня 1872 г.; относительно Сербии – закон о церковных властях 1890 г. § 27, п. 13. 1311 См. относительно Австрии § 7 закона 25 мая 1868 г. и минист. распоряжение 31 марта 1880 г. и 15 августа того же года. 1313 Ап. кан. 50. Об обязанностях проповедников, нарочно посылаемых по различным округам епархий, см. окружное послание Афинск. синода 9 июля 1858 г. и синодальное руководство проповедникам 22 августа 1858 г. ( Χριστοπολου Σολλογ. Σελ. 55–59). 1318 В Буковинской архиепископии начало этим собраниям духовенства или, как их еще называют, пастырскими конференциями, положено в 1870 году; они происходят под председательством соответствующих протопресвитеров, которые, затем, обязаны представить о них подробный доклад. Новоустановленный священнический союз в Сербии, между прочим, имеет и эту цель. 1321 Ср. определения Константинопол. синода 1704 г. и 1-го марта 1839 г. (Г εδεν, Διατξες. I, 106; II, 287). 1322 Кан. 19 Трул. соб., 91 Васил. Вел. См. относительно королевства Греческого закон 26 июня 1858 г. 1323 2Тим. 4:2, 5 . См. окруж. посл, Афинского синода 11 июля 1853 г. о епархиальных епископах; отдел о епископах в русском духовном регламенте; ст. 20 закона о церкви в Румынском королевстве, 14 декабря 1872 г. и др. 1324 В России епископы не совершают брака, что, по всей вероятности, зависит от того, что они поставляются из монахов, а синодальный указ 31 марта 1805 г. воспрещает монахам венчать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

п. II,52]. Ambigua, PG.91, 1304D, f.221a. 839 Ambigua, PG.91, 1233C, f.192b. Disputatio, PG.91, 320C, p.177. Ep.15, PG.91, 549A, p.316. Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285C, p.25 [р. п. II,47]. 840 Disputatio, PG.91, 300D, p.167. 841 Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a. 842 Ibid. 1149D-1152A,1113D-1117A, f.156a-b,139b-140b; 1133A,1137B-D, f.148a,150a-b; 1157B,1169B,1176B,1204D, f.159a,164b,167a-b,179b. 843 См. выше, гл.«Закон и благодать». 844 Cap. theol. II,28 [р. п. I,239]. 845 Св. Иустин Философ, Apologia II,13,10, PG.6. 465B-C,460C; р. п.(1892), с.119,115. Климент Александрийский, Protrepticus 7, 74, GCS; Clemens Alex. B. I, S.57; р. п., с.134; Stromata I, VII,37, B. II, S.24; р. п., с.46. 846 Quaest. ad Tahl. XV, PG.90, 297B, p.32 [р. п. II,58]. 847 Ibid. XXXII,372B, p.75 [р. п. II,107]; XIII,296C, p.31 [р. п. II,55–56]. 848 Ep.26, PG.91, 616A-617A, p.358–359. 849 Cap. de charitate IV,2 [р. п. I,134]. 850 Ibid. IV,2,6; III,28 [р. п. I,134,135,124–125]. См. выше, гл.«Тайна творения, промысла и суда», прим.26–28. 851 Mystagogia 23, PG.91, 697C, p.515 [р. п. I,175]. 852 Это — то, что в наших догматиках известно под именем»соображений богословствующего разума» 853 Ambigua, PG.91, 1072С. f.120a. 854 Указатель этих мест дан в Приложении к нашему сочинению. 855 Ambigua, PG.91, 1085В–С, f.126a-b (Исх.33:17, 2Тим.2:19, Мф.7:23); 1328C-D, f.231a (Евр.7:10); Ер.6, PG.91, 429С, р.242 (Дан.13:42); Ambigua, PG.91, 1080А, f.123a (Кол.1:6); 1084В, f.125a (Деян.17:28); 1096B-1097A, f.131a–b (Еф.1:17–23, 4:11–16). 856 Представителями его считаются, между прочим, все ветхозаветные святые: Ambigua, PG.91, 1116D, f.140b squ. 857 См. выше, гл.«Таинственное богословие», прим.3–8. 858 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905D, p.364 [р. п. I,201]; Ep.12, PG.91, 68C, p.265; Ep.24, 609C [cap. quing. I,42] (2Петр.1:4); Cap. theol. II,25 [р. п. I,238] (Пс.81:1); Ambigua, PG.91, 1092C, f.129a (Еф.1:23, 1Кор.15:28). 859 Сар. quing. I,8 (Евр.13:8); Quaest. ad Tahl. VII, PG.90, 284D, р.24 [р. п. II, 44–45]; Liber ascet.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

3:6 . Поскольку женщины обычно были необразованными, они легче, чем мужчины, подпадали под влияние лжеучений (см. коммент. к 1Тим. 2:11,12 ). Это высмеивалось сатириками, например Ювеналом, и оскорбляло консервативных римлян. Женщины обращались в христианство, иудаизм, становились участницами культа Исиды, Сераписа и других божеств гораздо чаще, чем мужчины; во II в. н. э. женщины вовлекались во многие еретические движения. Поскольку они мало знали о традиционной религии и не имели высокого социального статуса, который рисковали бы потерять, они легко поддавались влиянию разнообразных религий, иногда во благо, иногда во вред себе. Лжеучителя должны были проникнуть в дом, поскольку в собрании они не имели больших возможностей общаться с женщинами (из-за частичного ограничения свободы замужних женщин в греческом обществе). После того как им удавалось попасть в дом, обращенные ими в веру мужчины или женщины оказывали им материальную и другую поддержку. Греческие и римские мужчины обычно считали, что женщины вбольшей мере подвержены страстям и эмоциям и быстрее поддаются на уговоры; у многих из них это было связано с отсутствием образования и с особенностями их культуры. Но Павел здесь обращается не ко всем, а к конкретным женщинам. 3:7 . Философы подчеркивали, что перемены приходят через познание истины и что это знание приходит через их учение. Эти женщины обучались, но они получили ложные знания; Павел говорит, что «покаяние, а не просто знание освобождает тех, кто находится в плену у дьявола (2:25,26). 3:8 . Павел здесь опирается на иудейскую традицию, которая не упоминается в Вет-хом Завете. В широко распространенном иудейском предании (частично оно появляется у Псевдо-Филона, в Свитках Мертвого моря, у раввинов и др.) Ианний и его брат Иамврий были волхвами фараона и противостояли Моисею ( Исх. 7:11 ). Даже в языческих произведениях (Плиний Старший и Апулей) они описываются как египетские чародеи во времена Моисея. Поскольку оппоненты Павла обращаются к еврейской мифологии ( 1Тим. 1:4 ; 2Тим. 4:4 ; Тит. 1:14 ), Павел ссылается на эти истории, чтобы наделить именами этих героев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010