Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов ( 1Пет.1:12 ),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ; ср. 1Пет.1:12 ; 1Тим.3:16 ; 1Кор.2:4 ). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества ( 2Пет.1:20–21 ). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им ( Лк.24:45 ). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ; ср. Еф.4:17 ; 1Кор.10:4 ), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» ( Мф.21:44 ). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» ( Мф.13611 ; Мк.4:14:34 ; Ин.17:8–9 ), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово ( 2Тим.1:13 ; 2Тим.2:15 ; Тит.1:9:2:1 ). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие ( Деян.8:30–31:35 ; Рим.10:14 ), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2 , а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви ( Тит.1:5 ), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому ( Деян.20:28 ). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? ( Рим.10:15 ; ср. 1Кор.12:28–29 ). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие ( 2Пет.3:16 ; 2Кор.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 3 1–3. Блаженство праведных по смерти. 4–6. Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни. 7–9. Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами. 10–19. Совершенно противоположна судьба нечестивых: их надежды на счастье земной жизни тщетны. Прем.3:1 . А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 1–3 . Изображение судьбы благочестивых по смерти в противоположность выраженной выше (24 ст. II гл.) мысли о гибели нечестивых. 1 . «А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т.е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим (см. Прем. 7:16 ст., Ис. 31:6 ; Лк. 23:46 ). «Мучение не коснется их» – разумеются мучения по смерти (ср. Лк. 16:23 ). Прем.3:2 . В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, Прем.3:3 . и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. 2–3 . Только во мнении неразумных смерть праведных считалась уничтожением, в действительности же это есть только переход к высшей блаженной жизни. «Неразумные» – те же самые люди, о которых была речь выше ( Прем. 1:3 ст.); «исход их», т.е. смерть: см. Лк. 9:31 ; 2Пет. 1:9 . По смерти праведные «пребывают в мире». Пребывание в мире означает прежде всего состояние свободное от земной печали, см. Евр. 3:11 ; Откр. 14:13 ; а затем – с положительной стороны – блаженство в Боге. Прем.3:4 . Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. 4–9 . Как смерть, так и земные страдания праведных обычно нечестивыми считаются за постигшие их божественные наказания (4 ст.), в то время, как они (страдания) имеют совершенно другие цели (5–6): хотя сами праведники на земле и гибнут, но дела их служат к их торжеству и прославлению (7–9 ст.). 4 . Связь 4-го ст. с предшествующим через «ибо» несколько затруднительна. Можно думать, что, ставя эту причинную связь, писатель хотел выразить ту мысль, что пребывание в мире праведных, о котором он говорил, как о блаженном состоянии по смерти (3 ст.), начинается уже здесь, на земле; ибо несмотря на все страдания праведные имеют твердую надежду на будущее блаженство и в этом находят успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ф. Вигуру (католик) Предварительные понятия О Библии и ее различных названиях. – Книги, входящие в состав ее. – Как они расположены? – Общее единство плана Библии. – Ее литературная красота. 2. – О Библии и ее различных названиях 1 . Библия есть сборник писаний, признанных Церковью богодухновенными. Эти писания делятся на два больших отдела: Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет заключает в себе книги, составленные и писанные до пришествия И. Христа, а Новый – писанные после Его пришествия. Слово Библия значит книга. Оно очень рано служило для обозначения книги по преимуществу, то есть книги, содержащей слово Божие. Полагали, что это слово с таким значением стало употребляться у греческих отцов лишь с IV века, со времени св. И. Златоуста; 1 но новый фрагмент гомилии так называемого второго послания св. Климента, папы римского, к коринфянам, открытый в Константинополе в 1875 году, показывает, что употребление слова „Библия“ восходит к очень раннему времени, ибо Ветхий Завет здесь обозначен просто словом τα Βιβλα. 2 2 . Так как писанное откровение представляет собою совокупность книг, составленных в разные эпохи и различными писателями, то этот священный сборник наименовали первоначально: τα Βιβλα – „книги“. Ho со времени средних веков не называли более священную коллекцию библиями или книгами, во множественном числе, но Библиею или книгою, в единственном числе. Схоластические писатели, аскетические авторы, 3 не давая себе отчета о происхождении слова Biblia, греческое множественное число среднего рода толковали, как существительное женского рода единственного числа, и производили от него родительный падеж Bibliae, вместо Bibliorum. Все, без исключения, новые языки говорят также в единственном числе: Библия . Это есть, как бы следствие веры в единство всех книг Ветхого и Нового Завета, которые все имеют Бога первым Своим Автором. 3 . Писатели Нового Завета называют Ветхий Завет именами, прилагаемыми в настоящее время к их собственным писаниям, каковы: Писание (Iραφ – 2Тим.3:16 ; Деян.8:32 ; Гал.3:22 ), Писания (Iραφα – Мф.21:42 ; Лк.24:27 ; 2Пет.3:16 ), святые Писания (Γραφα γαι – Рим.1:2 ), священные Писания (Ιερ Γρμματα – 2Тим.3:15 ). Наименование священных книг для обозначения священных Писаний читается уже в книге Маккавеев ( 1Мак.12:9 ). 4 Название Завета, 5 данное Ветхому Завету, исходит первоначально от LXX толковников; ап. Павел назвал ветхозаветные книги Παλαι Λιαϑκη – Ветхим Заветом ( 2Кор.3:14 ); впоследствии новозаветным книгам дали наименование Нового Завета – Κοιν Λιαϑκη. 6 Итак, все названия, данные богодухновенным книгам, суть библейского происхождения, за исключением названия самой Библии , которое, очевидно, церковного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 3. Образ ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе Рассматриваемая в беспристрастной исторической действительности Богочеловеческая Личность Господа Иисуса, хотя и содержит в Себе два совершенных естества, Божественное и человеческое, но, тем не менее, Она всегда одна-единственная, всегда одна и Та же, и таковой Себя проявляет. Изображая реальность двух естеств в Господе Христе и очевидность их ипостасного соединения, Святое Откровение не пытается путем логического, дискурсивного анализа показать, или удостоверить, т. е. объяснить человеческому сознанию самый способ этого соединения. И в этом случае, как почти и во всем, Откровение не доказывает, а являет; представляет факты такими, каковы они суть в своей непосредственной исторической наглядности и данности, встречая нас как бы упреждающими словами: «кто имеет уши слышать, да слышит», «кто имеет очи видеть, да видит». Оно констатирует факты, не истолковывая их, потому что в их достоверности и незамысловатости содержится их истинность и оправданность. Оно просто и искренно изображает Господа Иисуса Христа таким, каким Он был в Своей Богочеловеческой реальности, не добавляя к Нему ничего фиктивного, вымышленного, и не отнимая у Него ничего подлинного, очевидного. В преданности историческому реализму новозаветное Откровение неподражаемо и не имеет себе равных. О Господе Иисусе Христе оно свидетельствует, собственно, только то, что люди в непосредственной, исторической, евангельской действительности слышали, что видели своими глазами, что рассмотрели и осязали их руки, что самым критическим и самым скептическим образом они проверили (ср. 1Ин.1:1 ; 2Пет.1:16 ; Деян.4:20 ; Ин.20:24–28 ; Лк.24:11, 37–41 ). Откровение свидетельствует: «Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ), но не объясняет таинственного внутреннего процесса этого явления, а лишь добавляет, что это «великая благочестия тайна». Но дабы обращенный к Богу человеческий дух не остался в полном неведении об образе ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе, Божественное Откровение говорит нам о Нем столько, сколько человеческое естество может вместить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Раб, рабство (Slave, slavery) В Библии раб предстает инструментом хозяйственной деятельности, законной собственностью и человеком, за которого несет полную ответственность его владелец. Слова «раб» и «слуга» иногда используются как взаимозаменяемые, но раб отличался от слуги более низким общественным положением, хотя его улучшение было возможным и весьма распространенным. Раб находился в состоянии полной Зависимости, тем не менее Бог, сотворивший людей и наделивший их чувством собственного достоинства, показан в Писании надзирающим за рабством. Кроме того, с библейской точки зрения, любой человек – раб либо греху, либо Богу. Инструмент хозяйственной деятельности . Независимо от способа его приобретения – в результате купли-продажи или в качестве военной добычи, – раб был инструментом хозяйственной деятельности. Рабы имели рыночную стоимость ( Быт.37:28 ; Исх.21:32 ; Иез.27:13 ; Деян.16:19 ); их продавали и покупали ( Лев.25:44–45 ); они переходили по наследству ( Лев.25:46 ). У израильтян продавать как рабов (в унизительном смысле) можно было только иноплеменников – в частности, хананеев, которые были прокляты как «рабы рабов» ( Быт.9:25 ) и характеризовались как люди, годные только для того, чтобы «рубить дрова и черпать воду» ( Нав.9:18–27 ). Купленные за деньги или родившиеся в доме хозяина пользовались особыми преимуществами ( Быт.17:12, 23, 27 ; Исх.12:44 ; Лев. 22:11 ). На память приходит Иосиф, которого купил Потифар, наделивший его большими полномочиями, но которого жена Потифара называла рабом ( Быт.39:1–19 ). Захваченные рабы использовались на тяжелых работах ( 3Цар.9:21 ). В Египте израильтяне подавлялись из страха перед их потенциальной военной мощью и изнурялись работой, соответствующей их положению побежденных ( Исх.1:1–14 ). Соломон использовал иноземцев в качестве рабской рабочей силы, но своими слугами поставил израильтян: вельможами, военачальниками, воинами и т. д. ( 3Цар.9:21–22 ). Покупка рабов была обычным делом, но находилась под контролем Божьей Справедливости. Рабов покупали Авраам ( Быт.17:23 ), проповедник из Книги Екклесиаста ( Ек.2:7 ) и Осия ( Ос.3:2 ). Увидев бедственное положение израильтян, Сам Бог метафорически приобрел их, нанеся поражение египтянам, которые противились Моисею ( Исх.3:7; 15:16 ; 2Пет. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Общее введение к изучению новозаветных священных книг ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. ИСТОРИЯ КАНОНА СВЯЩЕННЫХ КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА Понятие о священных Книгах Нового Завета вообще. Под именем Книг Нового Завета разумеются те Священные Книги, которые написаны Апостолами или, под их руководством, их ближайшими учениками, по внушению Святого Духа, и которые потому служат главным основанием христианской веры и деятельности. Называются они Книгами Нового Завета, в отличие от Книг Ветхого Завета, которые заключают в себе историю и условия приготовления рода Человеческого к принятию Спасителя, и которые потому имели только временное (подготовительное) значение; Книги же Нового Завета, как излагающие историю пришествия Спасителя на Землю, Его дела и учение, послужившие к устройству основанного Им на Земле Царства Божия – имеют значение вечное. Происхождение сих Книг от Святого Духа, через Апостолов и их учеников, указывает их отличие от других Писаний века Апостольского и последующих веков, в которых излагалась та же история и учение Нового Завета, но которые, как произведения чисто Человеческие, не пользовались таким уважением, как Книги Апостольские, а некоторые из них, как неблагонамеренные, совсем отвергнуты Церковью . Примечание. Наименование Нового Завета, в противоположность Ветхому, употребляется уже Иисусом Христом и Апостолами, но первоначально ещё в смысле всего Домостроительства Божия о Спасении Человека ( Мф.26:28 ; Евр.8:6–13; 9:15 ). Впрочем, уже у Апостола Павла Писания Моисея известны прямо под именем Ветхого Завета ( 2Кор.3:14 ), а отсюда можно заключить, что и название Нового Завета, в приложении к Писаниям Новозаветным, стало употребляться ещё во времена Апостолов, и – кажется – Апостол Павел в этом уже смысле употребляет название Нового Завета, когда говорит о себе и о других Апостолах, что Бог дал им способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа ( 2Кор.3:6 ). Собственно же это название, в приложении к совокупности Новозаветных Писаний, сделалось употребительным на Западе со времени Тертуллиана , а на Востоке со времени Оригена – писателей III века. Другие названия в приложении к Новозаветным Книгам, подобные названиям Ветхозаветных Книг, например, Святые и Священные Писания или просто – Писания, стали употребляться также со времени появления их или с того времени, когда им стали оказывать уважение наравне с Писаниями Ветхого Завета. Так Апостол Пётр ( 2Пет.3:16 ) упоминает уже о Писаниях Нового Завета с особенным уважением, а Апостол Павел увещавает христиан твёрдо хранить Предание, которым они научились или словом или посланием Апостолов ( 2Фес.2:15 ), с чем необходимо увязано сохранение и самих Посланий, в которых предложены эти Предания. Богодухновенность Книг Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Роудс Рон (протестант) Меньше ли Христос Отца? Часть 1 Христос «равен Отцу по божеству и меньше Отца по человечеству». Афанасьевский Символ Веры (дата неизвестна) В доказательство того, что Иисус менее божествен, чем Отец, Свидетели Иеговы часто ссылаются на отрывки из Нового Завета, которые якобы показывают, что Иисус в каком-то смысле меньше Отца. Например, Иисус говорил: «...Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). В 1Кор.11:3 говорится, что «Христу глава Бог», а в 1Кор.15:28 сказано, что Иисус «покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем». Иисус назван «Единородным Сыном» ( Ин.3:16 ), «рожденным прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ) и «началом» создания Божия ( Откр.3:14 ). Следовательно, говорят Свидетели, Иисус не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова. Обсуждая со Свидетелями Иеговы такие отрывки, очень важно изучить каждый из них в надлежащем контексте. Каждое слово в Библии является частью предложения, каждое предложение – частью абзаца, каждый абзац – частью книги, каждая книга – частью всего Писания. Таким образом, у каждого отдельно взятого стиха есть непосредственный и широкий контекст. Непосредственным контекстом стиха является абзац (или несколько абзацев) соответствующей библейской книги. Ни одна фраза в Писании не изолирована от окружающего текста. Толковать какой-либо стих в отрыве от его непосредственного контекста – это все равно, что пытаться понять картину Рембрандта, изучая один единственный квадратный сантиметр полотна, или рассуждать о «Мессии» Генделя, прослушав несколько коротких нот. Для верного понимания отдельных отрывков Писания абсолютно необходимо учитывать непосредственный контекст. Широким контекстом любого отдельно взятого отрывка является все Писание. Мы всегда должны помнить, что толкование конкретного отрывка не должно противоречить библейскому учению в целом, о каком бы вопросе ни шла речь. Отрывки – это не изолированные фрагменты, а части единого целого. Следовательно, чтобы их понять, нужно правильно определить, как они связаны с целым и друг с другом, – ведь каждый библейский автор писал в более широком контексте предшествующего библейского учения. У всего Писания, – хотя оно и создано руками многих людей, – есть только один автор (Бог), не противоречащий Сам Себе ( 2Пет.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Страдание (Suffering) Страдание в Библии всегда воспринимается как явно человеческий опыт, поэтому образ страдающего Бога и история о Его воплощенном Сыне прекрасно свидетельствует об искупительной Божьей любви. До Христа страдание в Библии обычно относится к несчастным смертным, находящимся в тяжелых обстоятельствах ( Иов.1 ), или к отчаявшейся, мучающейся душе, вопиющей в печали и страхе ( Лк.16:19–31 ). Без сомнения, голоса угнетенных, терзающихся и терпящих лишения, неизменно связаны с образами пустоты жизни ( Ек.1:18 ), дискомфортом в результате физических недомоганий ( Иер.10:19 ) и отчаянием из-за нереализованных надежд. Эти и другие образы помогают понять, почему человеческая жизнь «пресыщена печалями» ( Иов.14:1 ). Полезно помнить о том, что страдание бывает трех основных типов. Страдание в наказание – это страдание трагическое (см. ТРАГЕДИЯ КАК СЮЖЕТНЫЙ МОТИВ ), заслуженная кара за совершенные человеком ошибки. Страдание невинного – это незаслуженное страдание. И то, и другое может быть искупительным, либо ради совершенствования и облагораживания страдающего, либо ради других (мотив Страдающего Раба). Страдающий Бог . Хотя многие люди в Писании испытывают беспокойство, боль и горе, более глубокое значение в Библии имеет не человеческое страдание. Сам Бог не настолько могуч и возвышен, чтобы не испытывать печали, разочарования или горя – и не только до воплощения, но и после него. Рассмотрев хотя бы несколько образов печали, мы начинаем понимать подлинную природу утраты, тревоги и боли, формирующих страдание. В других религиях божества спокойны, они выше человеческих страданий, но в центре христианской веры находится страдающий Бог. В Книге Бытие Бог выносит приговор Адаму и Еве ( Быт.3:8–24 ) и изгоняет их из сада ( Быт.3:24 ), после чего ставит у ворот ангелов-стражников. Он изгоняет мужчину и женщину из сада, чтобы они жили снаружи, подверженные тревогам и смерти. Не говоря уже о скорби, которую непослушание четы принесло самим людям, оно, очевидно, не только гневает, но и расстраивает Бога. Он страдает. Во 2 Петра есть похожий яркий образ Бога, испытывающего печаль и разочарование, когда некоторые ангелы восстают и грешат против Него ( 2Пет.2:4 ). Здесь Он описывается как судья, разоблачающий все оправдания и изолирующий преступников, несмотря на Свою терпимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сортировать по Исключить новости Когда вступает человек в христианскую жизнь, первые слова, которые он слышит, это: «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Так начинается погружение человека в таинственную бездну троической жизни. «… И били Его по голове тростью, и плевали на Него… и повели Его, чтобы распять… сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен». (Мк. 15, 19-20, 28). Тот, Кто домирно, т. е. прежде сотворения мира, уже был — становится человеком. Тот, Кто имел бого-равное бытие и обитал в неприступном свете, никем из людей не виденном (1 Тим. 6, 16), — родится простым человеком; при этом — в стойле для скота (Лк. 2, 7). Из ослепительного царства Божией Славы (Ин. 17, 5; 2Пет. 1, 17; 2 Кор. 3, 7; 1 Сол. 2, 12; Евр. 1, 3) Сын Божий, обладающий, по эссенциальному равенству с Богом, Божественной Славой, вселяется в наш мир. И живет в низком, ни от кого и ни от чего не защищенном социальном положении, приняв и в этом образ раба. Терпит бичевания, пощечины, плевки и, наконец, «жесточайшее и омерзительнейшее истязание», как назвал Цицерон крестную муку и смерть. Таково уничижение Бога, обнищание Господа Славы (Флп. 2, 7; 2 Кор. 8, 9; 1Кор. 2, 8). Оно доходило и до того, что, как человек, Он боролся в душе со страхом смерти и с ужасающей тоской оставленности Самим Богом в последние минуты жизни и страданий (Мк. 15, 34; Мф. 26, 39). Так надо было, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, был бы Вождем спасения в крайнем уничижении Божества, в истощении Его (Евр. 2, 10). Так должно быть (Мф. 26, 54). И вот, стоим мы с вами, слушатели сегодняшней беседы о Кресте Господнем, перед непонятным «надо было» и «должно быть», перед превосходящим ум парадоксом зачем-то понадобившегося уничижения Самого Бога. Попробуем приблизиться к какому-нибудь его пониманию, чтобы укрепить в себе всем нам столь нужную уверенность в действительной возможности своего благодатного возрождения. Попробуем сделать это, обратившись к тому опыту, о котором шла речь в прошлый раз. Христианское понимание тайны воплощения Бога неотделимо от личностного, персоналистического понимания Божественного Триединства.

http://pravmir.ru/ognennoe-dvizhenie-lyu...

Ф. Вигуру (католик) Глава первая 19 – О вдохновении Важность вопроса о вдохновении Вопрос о вдохновении очень важен и заслуживает тщательного изучения, как сам по себе, так и по причине многочисленных нападок, предметом которых со стороны неверующих служат в настоящее время священные книги. Необходимо знать, насколько возможно точнее, в чем состоит вдохновение и каково его пространство, чтобы, с одной стороны, не слишком преувеличивать его, с другой – не слишком ограничивать. Мы изучим последовательно в трех отделах: 1) понятие о вдохновении, 2) действительность его существования в св. Писании и 3) его пространство. 20 Отдел I. – Понятие о вдохновении Происхождение слова вдохновение. – Его определение. – Его действия на священного писателя. Вдохновение, как отличительная черта священных Писаний Священные Писания отличаются от всех других книг им одним свойственною чертою – богодухновенностию. Догматические определения вселенских соборов содержат также непогрешимую истину, так как они были составлены при содействии Св. Духа, предотвращавшего всякую ошибку; тем не менее они не имеют характера богодухновенности в строгом смысле этого слова. Вообще, кроме священных Писаний, не существует никаких других богодухновенных памятников. происхождении слова „вдохновение“ Слово inspiratio (вдохновение) западного происхождения и заимствовано из следующего места Вульгаты, передающего слова ап. Петра: Omnis prophetia Scripturae propria interpretatione non fit. Non enim voluntate humana allata est aliquando prophetia, sed, Spiritu Sancto inspirati (no Πνεματος γιου φερμενοι), locuti sunt sancti Dei homines ( 2Пет.1:20:21 ). Φερεσϑαι может означать только – быть побуждаемым к чему-либо; φερειν, у Плутарха и других греческих авторов, имеет значение: влиять на что-либо, побуждать кого-либо к чему-либо. 21 Но это побуждение, это влияние, Вульгата определила по традиционному смыслу, пользуясь, для передачи греческого слова, образом, сокрытым в слове inspirare, дуть во что, заставить войти что-либо, вдыхая внутрь предмета. 22 В метафорическом смысле inspirare употребляется о чувствах: inspirare fortitudinem (Квинт-Курций), inspirare iram, misericordiam (Квинтилиан). 23 Если оригинальный текст св. Петра 24 не представляет нам образа, сокрытого в слове inspiratio, то мы находим его прямо у св. Павла, так что выражение это – истинно библейское не только по смыслу и идее, но также и по букве. Πασα γραφ ϑεπνευστος („все писание богодухновенно“), говорит ап. Павел ( 2Тим.3:16 ). Πνω, откуда происходит ϑεπνευστος, передается по-латыни чрез inspirare: Omnis Scriptura divinitus inspirata, как переводит буквально Вульгата.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010