Смирение изображено в притчах: а) места на пиру: Когда зван будешь, пришед, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошед, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк.14:10–11 ); б) мытарь и фарисей ( Лк.18:9–14 ). Примеры. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел ( Быт.18:27 ). Давид: я червь, а не человек ( Пс.21:7 ). Я был невежда и не разумел; как скот я был пред Тобою, Господи ( Пс.72:22 ). Манассия глубоко смирился пред Богом отцов своих ( 2Пар.33:12 ). Исайя: Горе мне! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа ( Ис.6:5 ). Иоанн Креститель: Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его ( Мф.3:11 ). Иоанн проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его ( Мк.1:7 ). Хананеянка кричала: помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Господь сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросать псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час ( Мф.15:21–28 ). О смирении Господа нашего Смирение Господа а) предсказано: Последовало за Господом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем: да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: се, Отрок Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит ( Мф.12:15–20 ; Ис.42:1–4 ); б) объявлено Им Самим: Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Я не ищу Моей славы ( Ин.8:50 ). Господь явил Свое смирение, а) облекшись человеческою природою: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону ( Гал.4:4 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но Он не сказал ничего подобного, а подтвердил и доказал совершенно противное, как словами Своими, так и сотворенным чудом. Но, так как собственный отзыв Его о Себе мог казаться неприятным для слушателей, то Он через других показывает, кто Он, и, что удивительно, не только через друзей, но и через врагов, в чем открывается Его высочайшая мудрость. Через друзей Господь показал это, когда сказал прокаженному: «хочу, очистись», и сотнику: «В Израиле не нашел Я такой веры» ( Мф. 8:3, 10 ); а через врагов – при настоящем случае. Так как книжники говорили, что никто не может оставлять грехов, кроме одного только Бога, то Спаситель, желая показать им, «что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» ( Мф. 9:6 ). И не только здесь, но и в другом случае, когда иудеи говорили: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» ( Ин. 10:33 ), – Спаситель не опроверг такого их мнения о Нем, но опять подтвердил его, сказав: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин. 10:37–38 ). 2. Впрочем, при исцелении расслабленного Иисус Христос представляет и другое немаловажное доказательство Своей божественности и равночестия с Богом Отцом. Книжники говорили, что власть отпускать грехи принадлежит одному Богу, а Он не только отпускает грехи, но еще прежде обнаруживает в Себе другое свойство, приличное единому Богу, именно – открывает тайны сердечные. Книжники не обнаружили перед всеми своих мыслей: «При сем, – говорит евангелист, – некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших» ( Мф. 9:3–4 )? А что ведение тайн сердечных принадлежит единому Богу, об этом, – послушай, – что говорит Соломон: «Ты один знаешь сердце» ( 2Пар. 6:30 ), равно как Давид: «испытуешь сердца и утробы» ( Пс. 7:10 ), и Иеремия: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его» ( Иер. 17:9 )? И сам Бог говорит: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И отсюда отправившись, она вошла в Вефорон, нижний и верхний - города, построенные Соломоном (2Пар.8:5), но после, во время военных бурь, разрушенные; видела здесь, в правой стороне, Гайалон и Гаваон, где Иисус, сын Навин, сражаясь с пятью царями, повелел остановиться солнцу и луне, и где он осудил гаваонитян на рабские должности носить воду и дрова для скинии, за их коварство и хитрость при испрошении себе союза (Нав.10:12). Остановившись ненадолго в Гаваоне - городе, разрушенном до самого основания - она вспоминала о его грехе, и о той наложнице, которая там разрублена была на части, и о трехстах мужей колена Вениаминова, пощаженных ради апостола Павла (который происходил из этого колена). Потом, раздав от небольшого достояния своего, сколько можно было, бедным и сослужникам, Павла отправилась в Вифлеем и вправо от дороги остановилась при гробнице Рахили, где произведен на свет Вениамин - не сын болезни, как назвала его умирающая родительница, но сын десницы, как пророчествовал отец в духе (Быт.35:18). Достигнув Вифлеема, она вошла в пещеру Спасителя, где увидела святой приют Девы и ясли, у которых " вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего " (Ис.1:3), да исполнится написанное у того же пророка: " блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла " (Ис.32:20). Очами веры видела она здесь Младенца, повитого пеленами, Господа, кричащего в яслях; видела поклоняющихся волхвов, сияющую свыше звезду, Матерь-Деву, усердного питателя (Иосифа), пастырей, которые приходят ночью, чтобы видеть, " что там случилось, о чем возвестил нам Господь " (Лк.2:15), и еще тогда объявить начало Евангелия Иоанна: " В начале было Слово... и Слово стало плотию " (Ин.1:1,14); видела младенцев убиенных, Ирода свирепствующего, Иосифа и Марию, убегающих в Египет, и со слезами радости говорила: " Приветствую тебя, Вифлеем, дом хлеба, где родился " хлеб, Который сходит с небес " (Ин.6:33)! Приветствую тебя, Ефрафа, земля обильнейшая и плодоносная, которой плодоносие Бог! О тебе некогда Михей пророчествовал: " И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/922/...

Я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, и Сей Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду ( Откр.4:2–3 ). 13 . Почему третье Лицо Св. Троицы, Дух Святой, изображается в виде голубя? И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь ( Лк.3:22 ). 14 . Не говорят ли против возможности и уместности изображения лица Божия следующие места Св. Писания: а) слова Самого Бога к Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ); б) слова ап. Иоанна: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ); в) слова ап. Павла: Господь господствующих Единый, имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим.6:16 ) Бог есть Дух, и потому Его невозможно видеть, как Духа, т. е. духовного существа Божия, природы Божией никто не видел и видеть не может. Об этом и говорят приведенные выше слова. Но в различные времена Бог являлся людям в различных наружных видах, или подобиях, как сказано выше: в образе ангела [Аврааму], младенца, мужа, старца, голубя, так что человек в этих случаях видел только наружный вид или облик Божества, а духовной природы или существа Божия не видел. Так, например, Иаков говорит о себе: я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:10 ). О Моисее Бог говорил Аарону и Мариам: Устами к устам говорю с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ( Числ.12:8 ). Михей говорит о себе: Я видел Господа, Сидящего на престоле Своем ( 2Пар.18:18 , ср. Ис.6:1 и Дан.7:9 ; Откр.4:2–11 ). Посему нужно мыслить так, что и на святых иконах изображается не природа или существо Божие, которое по своей духовности невидимо и неизобразимо, а изображаются те наружные видимые явления Божества, в каких Бог благоволил открывать Себя человеку. Объяснение. Хотя Бог являл Себя таинственным образом названным ветхозаветным праведникам, но эти откровения не могли служить поводом и основанием для изображения в ветхом завете лица Божия; ибо только эти праведники были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, при котором они и удостоились таинственно зреть лице Божие; а весь народ израильский лишен был такового общения и зрения лица Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь всех призывает к освящению, к святости (ср.: Лев.11:44 ; 1Фес.4:7 ). Он говорит: «В приближающихся ко Мне освящусь» ( Лев.10:3 ). А в Послании к фессалоникийцам читаем: «Воля Божия есть освящение ваше» ( 1Фес.4:3 ). Мы познаем волю Божию из слова открывшегося нам Господа. Следовательно, смиренно исполняя слово Божие, мы тем самым будем исполнять волю Его и освящаться близостью к Богу. «Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). Приближение грешника к Богу (а все мы грешники, «ибо нет человека, который не согрешил бы» ( 2Пар.6:36 )) начинается верою в явившегося в мир Бога во плоти Иисуса Христа для спасения кающихся грешников. В сознании собственного недостоинства грешник предстает пред Господом и в молитве смиренно обращается к Нему, умоляя о прощении своих грехов и о Его благодатной помощи в деле практического становления на путь жизни праведной. И промелькнувшая в уме благочестивая мысль, и с любовью сказанное слово, и сделанное во славу Божию дело, и вообще вся христианская жизнь по вере, сопровождаемой любовью, приближает человека к Богу. Само стремление человека научиться от Христа Бога кротости и смирению, решимость поступать в жизни по Его высокому и святому примеру побуждают человека охотно исполнять заповеди Божии и смиренно осуществлять решения Его святой воли; а это и будут шаги, приближающие человека к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте... Смиритесь пред Господом» ( Иак.4:8–10 ) 42 . «Блажен человек, у которого... в сердце стези направлены к Тебе», Господи! ( Пс.83:6 ). Как утопающий в море не может сам себя спасти, так никто из людей согрешивших не может сам собою очиститься от греховной скверны, не может извлечь себя из бездны греховной, не может сам себя сделать святым и спастись. На вопрос учеников: «Так кто же может спастись?, – Господь ответил: Человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф.19:25–26 ). «Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин.12:47 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Сказанным вполне объясняется смысл 22-го стиха: «так что (στε – следствие или вывод из ветхозаветного цитата, – соединяет этот стих с предыдущим в один период, поэтому нельзя ослаблять этой связи разрывом предложений, как русс.: «и так») языки в знамение суть (служат) не верующим (не тем, кто веруют), но неверам, а пророчество – не неверам, но верующим: στε α γλσσαι ες σημεν εσιν ο τος πιστεουσιν λλ τος πστοις δ προφητεα ο τος πστοις λλ τος πιστεουσιν«. Из приведенного ветхозаветного цитата апостол делает общий вывод относительно значения языкоговорения и пророчества для веры или верующих и неверия или неверующих. Для возбуждения веры и для верующих языкоговорение не имеет существенного значения и не служит знамением, ибо имеются ясные пророческие откровения. Но для неверов и для укрощения неверия оно является таинственно-устрашающим средством, заставляющим невольно остерегаться глумления и насилия над истиною и святостью. " Пророчество же, говорит апостол, – не неверам, но верующим». Каким образом пророчество служит знамением для верующих, это понятно. Оно открывает им тайны божества, научает, дает назидание, увещание и утешение (ст. 3. 30. 31), вызывает веру в тех, чьи сердца являются чистыми носителями веры, как например в Нафанаиле ( Ин. 1:4750 ), Самарянке ( Ин. 4:17 дал.), в народе ( Мф. 7, 2829 ), учениках (прощальная беседа и др.). Но почему же «не неверам»?. Ясная речь о том, чему люди не склонны верить, что противно их внутреннему настроению, как бы органически отталкивается их нравственною природою, – она может только злить и раздражать их, вызывая в них зверские влечения. Когда воспылал гнев Господа на Амасию и послан был к царю пророк с ясным обличением: «зачем ты прибегаешь к богам народа сего?», – царь отвечал: «разве тебя поставили советником царским? Перестань, чтобы не убили тебя!» И перестал пророк, сказав: «знаю, что решил Бог погубить тебя, потому что ты сделал сие и не слушаешь совета моего» ( 2Пар. 25:1516 ). Напротив, верующий Давид на обличение пророка Нафана отвечает: «согрешил я пред Господом» ( 2Цар. 12:13 ) и составляет покаянную песнь ( Пс. 50 -й). Тоже и в Новом Завете. Ясные откровения и обличения Господа всегда сопровождаются смертоубийственною злобою неверов, как это было в Назаретской синагоге ( Лк. 4:2829 ), на празднике Кущей ( Ин. 7:7. 19. 44 , – 8:59), Обновления (10:33. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Установленный Иудою праздник получил название – καθαρισμς του ερο – праздник очищения, обновления храма ( 2Мак.1:18 ), короче – τ γκανια, Ин.10:22 , у иудеев – ... до настоящего времени. У Иосифа Флавия находим такое наименование этого праздника φωτ, т. е. «праздник сияния или света», каковое наименование, по мнению Иосифа, дано этому празднику в соответствие как бы «благодатным лучам свободы», которыми иудеи сверх всякого чаяния озарены были с того времени. Из других объяснений этого наименования надлежит отметить основываемое на 2Мак.1:18 и далее и 2Мак.10:3 – производимое от нововозжегшегося чудесно жертвенного огня, другие объясняют это наименование праздника просто от обычая иудеев ознаменовывать его обилием света или иллюминациями. – Продолжительность праздника – 8 дней – утверждалась на основании установлений древнего времени для подобных случаев ( Лев.8:33 ; 3Цар.8:65–66 ; 2Пар.7:9 ) – с прибавкою 8-го дня – в подражание празднику Кущей, в котором 8-й день был попразднством или заключением цикла праздников 7-го месяца. Подражание празднику Кущей определенно указывается 2Мак.10:6 и д., и сам праздник здесь называется даже – " ημραιη τς σκηνοπηγας το Χασελε μηνς – «дни Кущей месяца Хаслева», 2Мак.1:9 , в отличие от праздника Кущей в месяце Тисри. Совершенно подобное этому имеем в обычае, какой практикуется у нас – пока, к сожалению, только в некоторых храмах, при праздновании праздника – обновления христианского Иерусалимского храма, 13 сентября. Праздник этот, установленный в 335 г. по освящении храма, созданного царем Константином и матерью его Еленою на месте страданий Спасителя, – известен в народе под названием «Словущее Воскресенье», и в храмах, посвященных его воспоминанию, в Москве – кажется, по установлению Митр. Филарета в подражание Иерусалимскому храму (вероятно, усвоившему этот обычай подражания или повторения своего величайшего праздника в этот день – от Маккавейского установления) – празднуется по чину 1-го дня Св. Пасхи. – В указанном месте 2Мак.10:6 и д. замечается, что иудеи «провели в веселии восемь дней по подобию праздника кущей, воспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах…» Это замечание, как будто, приводится для объяснения того, почему иудеи обновление храма праздновали по подобию именно праздника Кущей: потому что они в свое время не могли отпраздновать этого праздника по надлежащему. Но еще более вероятно, что праздник Кущей избирается здесь потому, что он воспоминал первоначальное установление завета с Богом и посвящение народа в народ Иеговы; естественно было теперь отпраздновать именно этот праздник, как знамение возобновления этого завета с Богом и возвращения народа в прежнюю милость и благоволение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чудеса Чудеса называются а) знамениями: Господь Бог наш делал пред глазами нашими великие знамения и хранил нас ( Нав.24:17 ). Заболел Езекия смертельно. И помолился ко Господу, и Он услышал его и дал ему знамение ( 2Пар.32:24 ). Сильный в делах, Боже, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его, Который совершил чудеса и знамения и совершаешь до сего дня между всеми людьми ( Иер.32:19–20 ). Уверовавших будут сопровождать знамения ( Мк.16:17 ); б) делами великими, дивными и страшными: Сказал Господь Моисею: вот Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ дело Господа, ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя ( Исх.34:10 ). Не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, по руке сильной и по великим чудесам, которые он совершил ( Втор.34:10–12 ). Я буду размышлять о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих ( Пс.144:5–6 ). Один Бог может творить чудеса: Кто, как Ты, Господи, величествен святостью, досточтим, хвалим, творец чудес? ( Исх.15:11 ). Благословен Господь Бог, един творящий чудеса ( Пс.71:18 ). Нет дел, как Твои. Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты ( Пс.85:8,10 ). Всемогущество Божие необходимо для совершения чудес: Никодим сказал Иисусу: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог ( Ин.3:2 ). От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего ( Ин.9:32–33 ). Все собрание слушало Варнаву и Павла рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников ( Деян.15:12 ). Бог творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:11–12 ). Чудеса возвещают а) всемогущество Божие: Бог могущ силою: Он передвигает горы и не узнают их; двигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; делает великое, неисследимое и чудное без числа! ( Иов.9:4–10 ). Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов ( Пс.76:14–15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иконы (образа) в храме и других местах для благоговейного воспоминания Господа и Святых Его. И, по свидетельству Писания, Сам Бог повелел Моисею устроить ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – во святом святых ( Исх. 25:10 и след.; 26:33; Втор. 10:1–5 ). А ковчег завета был не что иное, как видимый образ присутствия Бога невидимого, – образ, всегда напоминавший Иудеям Иегову и возводивший мысль их к первообразу: и бысть, говорится о Моисее, егда воздвизаху кивот, и рече Моисей: востани Господи ( Чис. 10:34 ). Пред Господем плясати буду..., буду играти и плясати пред Господем, – сказал Давид в ответ на укор дочери Сауловой Мелхолы за плясание его пред ковчегом завета ( 2Цар. 6:21 ). Сам Бог повелел Моисею сделать два изваянных изображения херувимов и поставить их во святом святых по двум сторонам очистилища, которое покрывало ковчег и служило как бы престолом Иеговы ( Исх. 25:19–22 ); повелел также сделать истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей святое святых от святилища ( Исх. 26:31–33 ), подобно тому, как ныне иконостас отделяет алтарь от самого храма; а вместе сделать такие же изображения херувимов на тех попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен ( Исх. 26:1, 37 ). Известно также, что Сам Бог повелел Моисею воздвигнуть медного змия в пустыне ( Чис. 21:8 ); а этот змий был собственно образом нашего Спасителя, вознесшегося на крест ( Ин. 3:14, 15 ). Устрояя другой постоянный храм Богу, Соломон, по образу скинии, поставил в нем, по самой средине святого святых, два, сделанные из кипариса и позлащенные, изображения херувимов, которые одними крылами своими соприкасались друг к другу, другими достигали противоположных сторон храма ( 3Цар. 6:27 ; 2Пар. 3:10–13 ), изваял и написал херувимов на всех стенах храма ( 3Цар. 6:29 ; 2Пар. 3:7 ), соткал такие же изображения херувимов на церковной завесе ( 2Пар. 3:14 ). И Бог не только не осудил за то Соломона, но еще выразил особенное Свое благоволение и к строителю храма, и к самому храму: услышах глас молитвы твоея, – сказал Господь Соломону, – и моления твоего, имже молился ecu предо Мною: сотворих ти по всей молитве твоей: и освятих храм сей, егоже создал ecu, еже положити имя Мое тамо во веки: и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни ( 3Цар. 9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Все несчастливцы обрадуются этому спасению, так как увидят в нем залог и своего спасения (33–34). Весь мир радуется (35), что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом (36–37) 475 . По словам Спасителя ( Мф.23:38 , Ин.15:25 ) и Его Апостолов ( Ин.2:17 ; Мф.27:23 ; Ин.19:28 ; Деян.1:20 ; Рим.11:9–10; 15:3 ) – этот псалом мессианский. На пятом Вселенском Соборе св. Церковь осудила Феодора Мопсуетского, утверждавшего, что он только приспособлен к новозаветным событиям. Мы относим его к прообразовательно-мессианским псалмам. Давид в образе ветхозаветного терпеливца начертал образ Страдальца Богочеловека; так напр. Давид не случайно употребил образ желчи и уксуса (оцта) (ст.22); Св. Дух устроил так, что эти образы во Христе исполнились буквально. Кратко сказать, кроме буквального смысла мы имеем здесь и таинственный. – Уже во время Своего общественного служения Иисус Христос много терпел ради Бога, ибо Он учил и действовал по поручению Отца, по Божественному уполномочию Он выступил против осквернителей храма ( Ин.2 ) и т.д.; поэтому Он был оклеветан и преследуем ( Рим.15:3 ). Но особенно на Нем исполнился псалом во время Его страданий (ст.4,5,9,13,21,22). За все беззакония, которые иудеи в злобе своего сердца совершили над Спасителем, Он проклял их, и это проклятие исполнилось на них (в частности, на Иуде, Деян.1:20 и на всем народе. Мф.23:38 ). Что отличило их от прочих народов (трапеза их), откровение, послужило им к падению, потому что они сами злоупотребили им; поскольку они закрыли глаза свои, смотрели только плотским чувством, подпали совершенной слепоте и ожесточению (Мф.13и д. Ин.5и д. Рим.11:9–10 ; 2Пар.3:14 ). Их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена (26), и они сами 18 столетий ходят согнувшись по всему свету (хребет сляцы), что после предсказал и Амос (8:12). Псалом 69. Молитва о помощи против врагов. Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами; он почти буквально входит в псалом тридцать девятый. Псалом 39-й, который написан также Давидом, состоит из благодарения (ст.2–12) и молитвы. Вторая часть Пс.39 -го была отделена, как можно предполагать из надписания, самим Давидом и составлена таким образом особая песнь 476 для тех из молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве. Псалом 70. Молитва богобоящегося старца о помощи против врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010