3. Бог – Творец как содержания, так и формы мира; Он и сотворил материю, и придал ей форму. Это значит, что Он сотворил мир из ничего, а не из какого-то первобытного вещества, якобы существовавшего прежде бытия мира, и не из Своей Божественной сущности. Это видно из Святого Откровения. В нем нигде не говорится о некоей первичной материи, которая бы наличествовала до сотворения мира; напротив, утверждается, что Бог в начале сотворил всё: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). До начала бытия мира существовал только Бог, силой Своего могущества сотворивший мир из ничего. Это выражено в словах святой матери святых Маккавеев: «Молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже в них, видяще, уразумевши, яко от несущих сотвори сие Бог» ( 2Мак.7:28 ; ср.: Пс.32:6 ). Христоносный апостол свидетельствует, что Бог «нарицает несущая яко сущая» ( Рим.4:17 ); это означает, что Божие всемогущество безгранично, ибо всё, что Он пожелает, – творит, приводит в бытие: «Вся, елика восхоте Господь, сотвори» ( Пс.134:6 ). «Ибо как нам легко назвать по имени существующее, так Богу еще легче, намного легче, сотворить несуществующее». Силой Своего всемогущего слова Бог из ничего сотворил весь мир: и материю, и ее форму: «Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти» ( Евр.11:3 ). А это значит: «Бог сотворил из небытия бытие, из невидимого видимое, из несущего сущее». Это Богооткровенное учение испокон веков живет в священном сознании Церкви, и она исповедует его через святых отцов. Безбожна, по учению святых отцов, бессмысленна и богохульна мысль о том, что Бог произвел мир из Своей сущности или из уже существующей материи. «Прежде всего веруй, – советует святой Ерм , – что существует один Бог, Творец и Устроитель мира, Который всё из ничего (ex nihilo) привел в бытие». Если бы Бог произвел мир из уже наличествующей материи, это не было бы чем-то особенным и великим, но Божие могущество проявляется как раз в том, что из ничего творит Он всё, что хочет. Священное Писание показывает, что материя, из которой Бог сотворил и устроил мир, создана Богом. «Говорить, что всё произошло из уже готового вещества, и не признавать того, что Творец вселенной произвел всё из ничего, было бы признаком крайнего безумия». Бог сотворил мир не из Себя, не из Своей сущности, а из ничего. «Вселенная сотворена; Бог не родил ее из Себя, чтобы быть ей тем, что и Он. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не была она равна ни Создавшему, ни Сыну Его, чрез Которого она создана». «Из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог Словом». «Тварь произошла... не из существа Бога, а приведена в бытие из небытия волей и силой Его». Начало своего бытия мир получил по воле Божией, поэтому он в отношении Творца есть что-то внешнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Св. иконы всегда пишутся на основании истинных сказаний Библии и достоверных сказаний святых людей, так что на св. иконах изображаются только истинные события из жизни Церкви Божией. Поэтому св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 всел. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, св. иконами же могут пользоваться сами люди все и всегда. Сейчас при новоначальном возбуждении народа и неграмотные сектанты хвалятся некоторым знанием священной истории, но совсем не то будет с их неграмотными детьми, когда пройдет возбуждение: они совсем забуду Бога. Вследствие этого, кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом своего народа. § 31. Чествование св. Креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву (см. 2Кор.5:21 ; Еф.5:2 ; Евр.9:28 ), – стал орудием спасения всех людей ( Ин.12:32, 33 ; 1Пет.2:24 ; Кол.1:20 ), – явился знаменем нашей веры ( Числ.21:8 ; Ин.3:14 ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ; Мф.24:30 ). Нарочитая честь всегда подобает священному жертвеннику (см. Мф.23:19, 20 ), доброму орудию (напр. 1Цар.21:9 ; 2Мак.15:15, 16 ) и знамени веры ( Пс.59:6 ); посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все три сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем.14:7 ), прославленным подножием ног Господних ( Ис.60:13 ), «владычеством» ( Ис.9:6 ; что у Иисуса Христа на раменах или на плечах было – Ин.19:16–18 ). Апостолы «хвалятся» крестом Христовым ( Гал.6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол.1:20 ), слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым» ( 1Кор.1:18 ср. Рим.1:16 ), злых людей считают врагами креста Христова ( Флп.3:18 ). Устами же прор. Давида все верующие люди прямо призываются «поклониться подножию» ног Господних, т. е. кресту Христову ( Пс.98:5, 131:7 ). Как в обыкновенном войске посредством чествования знамени чествуется Государь, собравший воинов и сам давший им знамя: так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшего нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте – знамени Христовом чествуются не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Некоторые спрашивают: по какой причине помещает здесь Иеффая, и Самсона, и Варака. Что ты говоришь? Сказав о блуднице, почему ему не сказать о них? Нет нужды рассказывать мне об остальной жизни их; но если они просияли верой, то на это обрати внимание. Ибо апостол занимается не жизнеописанием, но показанием веры. Евр.11:33 .   которые верою побеждали царства,  (ср.  Суд.7) Воины, бывшие с Гедеоном. творили правду, Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, – восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство  " правды» – воздавать каждому по достоинству. получали обетования, Как например, Давид. Ибо говорит:  «клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс.131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же – на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный. заграждали уста львов, Даниил ( Дан.6; Дан.14) и Самсон. Евр.11:34 .   угашали силу огня, Три отрока ( Дан.3:10–22). Не сказал: угашали огонь, но  " силу огня " , что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их. избегали острия меча. Также три отрока, или вернее сказать – Илия – меча Иезавели ( 3Цар.2–18) и сам Давид – меча Саула. укреплялись от немощи, Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля ( Иез.37:11–14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни ( 4Цар.20:1–11). были крепки на войне, прогоняли полки чужих; Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда еще более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их ( 1Мак.6:28–42;  2Мак.8:1–6 и др.). Более же всего подходит это к Самсону. Евр.11:35 .   жены получали умерших своих воскресшими; Сарептская вдова чрез Илию ( 3Цар.17:20–23) и соманитянка чрез Елисея ( 4Цар.4:32–37). иные же замучены были,

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

2Мак.15:29 . Когда крик и шум утихли, они благословили Обладателя на отечественном языке. 2Мак.15:30 . И приказал (Иуда), этот совершенный первоподвижник за граждан и телом и душею, сохранивший лучшия лета свои для одноплеменников, отсечь голову Никанора и руку с плечем, и принесть в Иерусалим. 2Мак.15:31 . Пришедши же туда, и созвав единоплеменников, а жрецов поставив пред жертвенником, пригласил и бывших в Акре, 2Мак.15:32 . И показав голову сквернаго Никанора и руку сего злохульника, которую он простирал на святый дом Вседержителя, и превозносился, 2Мак.15:33 . и отрезав язык нечестиваго Никанора, сказал, что он по частям отдаст его птицам, а в расплату безумия велел повесить против храма [Разумей правую руку Никанора]. 2Мак.15:34 . Тогда все, зря на небо, благословили Господа, явившаго помощь, говоря: благословен Сохранивший место свое не оскверненным. 2Мак.15:35 . Голову же Никанора выставил из Акры в видимое для всех и ясное знамение помощи Божией. 2Мак.15:36 . И все общим приговором определили, никогда не оставлять без торжества день сей, чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатаго месяца, который называется Адар на сирском языке, за день до дня Мардохейскаго. 2Мак.15:37 . Так кончилось дело Никанорово; а так как с тех пор город остался во власти евреев, то и я здесь кончу мое слово. 2Мак.15:38 . Если я изложил его хорошо и трогательно, то я сего и желал: если же слабо и посредственно, то такова способность моя. 2Мак.15:39 . Ибо как неприятно пить особо вино и особо воду, тогда как вино смешанное с водою приятно и доставляет веселое удовольствие: так и сочинение слова приятно занимает слух читателей лишь при соразмерности. Здесь будет конец. 2Мак.15:18 . И описал это Птоломей и послал к царю, чтобы он прислал ему рать на помощь и передал ему страну их и города. 2Мак.15:19 . И одних послал в Газары сгубить Иоанна, а тысященачальникам послал письма, чтобы они прибыли к нему, да даст им серебро и золото и подарки, 2Мак.15:20 . а других послал занять Иерусалим и гору храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.4:10 . Когда же царь соизволил, и сам он получил начальство, тогда скоро склонил одноплеменников своих к еллинскому образу жизни, 2Мак.4:11 . И данныя иудеям снисхождения царя при посредстве Иоанна, отца Евполема, ходатайствовавшаго о дружбе и споборничестве с римлянами, отринул и, нарушая жительство по закону, вновь вводил обычаи противузаконные. 2Мак.4:12 . Ибо с охотою под самым вышгородом устроил гимнасию, и водил туда знатнейших юношей, заставив их носить шляпу с широкими полями. 2Мак.4:13 . Итак было какое-то усердие к еллинизму и приближение к иноплеменничеству, по причине безмернаго нечестия Иасона, этого нечестивца, а не архиерея, 2Мак.4:14 . так что и жрецы уже не были ревностны к службам у жертвенника, и презирая храм и не радя о жертвах, спешили участвовать в противозаконном игрище палестры по знаку диска [Игралищный кружок, или ободок]. 2Мак.4:15 . ни во что ставя почет отечественный, и за великое считая прославление от еллинов 2Мак.4:16 . За сие-то и постигло их тяжкое бедствие; и те самые, которым они соревновали в поведении и хотели во всем уподобиться, сделались их врагами и казнителями. 2Мак.4:17 . Ибо даром не проходит нечестивое нарушение божественных законов. Но это докажет последующее время. 2Мак.4:18 . Когда же в Тире праздновалось пятилетнее игрище, и царь присутствовал там, 2Мак.4:19 . тогда скверный Иасон послал туда зрителей, как бы антиохиян из Иерусалима, с препровождением трех сот драхм серебра на принесение жертвы Геркулесу, кои однако сами принесшие просили не употреблять на жертвоприношение, так как это непристойно, а назначить на другие расходы. 2Мак.4:20 . И так послал царь эти деньги, ради пославшаго, на жертвоприношение Геркулесу, а ради принесших на постройку трехвесельных кораблей. 2Мак.4:21 . Когда же послан был в Египет Аполлоний сын Менесфея на почетное место при царе Птоломее Филомиторе; тогда Антиох узнав, что сему царю чужды дела его, позаботился о безопасности своей. Посему прибыл в Иоппию, посетил Иерусалим. 2Мак.4:22 . Великолепно встреченный Иасоном и сим городом, он принят был тут, при освещении, с восклицаниями, а оттуда также отправился с войском в Финикию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

70 . А преступнейший Никанор, который привел тысячу купцов для покупки иудеев, при помощи Божией посрамлен был: один убежал в Антиохию, огорченный поражением 20 000, и объявил, что иудеи имеют защитником Бога, и таким образом остаются невредимы, потому что повинуются установленным от Бога законам ( 2Мак.8:3436 ). 71 . Царь же Антиох взывал с высокомерием: кладбищем для иудеев сделаю Иерусалим, когда приду туда; но, упав с колесницы, повредил тело; и черви выползали из него, и выпадали части тела, и смрад от него был в целом войске ( 2Мак.9:110 ). 72 . Он мечтал касаться звезд небесных, по высокомерию, но познал наказание Божие и говорил: праведно покоряться Богу, и смертному не должно думать высокомерно быть равным Богу ( 2Мак.9:1012 ); 73 . Маккавей же и бывшие с ним заняли храм и город, а построенные на площади жертвенники идолам и капища диавольские разрушили ( 2Мак.10:12 ). 74 . Очистили храм, соорудили жертвенник и принесли жертву после двухгодичного перерыва служения Богу ( 2Мак.10:34 ). 75 . Маккавеи в брани умоляли Бога, чтобы Он был милостив к ним, и видели, как однажды явились с неба пять величественных мужей на конях с золотыми уздами... Они взяли Маккавея в средину к себе и сохраняли его невредимым ( 2Мак.10:2530 ). 76 . Маккавеи с песнями и славословиями благодарили Бога ( 2Мак.10:38 ). 77 . Еще Лисий, собрав 80000 пехоты и много конницы, пошел на Иерусалим, хотел язычниками населить город, храм обложить налогом, и по вся лета продавати архиерейство, то есть священников назначать за деньги ( 2Мак.11:15 ). 78 . Маккавеи с плачем умоляли Господа, чтобы Он послал доброго Ангела ко спасению Израиля ( 2Мак.11:6 ). 79 . Когда они были близ Иерусалима, тотчас явился предводителем их всадник в белой одежде, потрясавший золотым оружием. И Лисий понял, что евреи непобедимы, потому что всемогущий Бог споборствует им ( 2Мак.11:8, 13 ). 80 . И писал Лисий царю, чтобы иудеям дать право жить, чтобы в храме их было богослужение и чтобы жили они по обычаю своих предков в мире с римлянами ( 2Мак.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Во всей судьбе Израиля, как «народа Божия и Его вечного удела» ( 2Мак. 1: 26, 14:15 ), он видит постоянное участие милосердого Господа, Который никогда не даст восторжествовать язычникам над народом завета. После тяжелых испытаний и бедствий Господь опять соберет от поднебесной свой народ в святое место и призрит на угнетенных, чтобы язычники познали имя Господа Израилева ( 2Мак. 2:18. 1:27 ); тогда будут открыты великие святыни Израиля – скиния, ковчег и жертвенник кадильный ( 2Мак. 2:5–7 ); всех же угнетающих и обижающих Израиля Господь покарает великими бедствиями ( 2Мак. 1:28 ). Занятый эсхатологическими идеями, писатель 2 Маккавейской книги особенно часто говорит о воскресении мертвых ( 2Мак. 7:9, 7:23. 12:43 ), при чем под этим воскресением он разумеет полное восстановление тела для вечной жизни ( 2Мак. 7:11 ): но для отступников от Бога и великих грешников, по его верованию, не будет воскресения в жизнь ( 2Мак. 7:14 ); даже согрешившие сыны Израиля нуждаются в разрешении от грехов и умилостивительной жертве для приобретения права на участие в блаженстве после воскресения ( 2Мак. 12:44–45 ). Прямых указаний на личность Мессии во 2 Маккавейской книге нет. Интерес представляет здесь ожидание доброго ангела с небес ко спасению Израиля и на страх и трепет врагам ( 2Мак. 11:6; 15:23 ); хотя употребленные здесь выражения и наводят на мысль о Мессии, однако нужно скорее думать, что речь идет здесь об ангеле-покровителе Израиля, так как автор очень часто говорит о вмешательстве небесных сил в судьбу Израиля ( 2Мак. 3: 24–26; 5:2–4 и далее). Первое место в ряду апокрифических произведений по своей важности для изучаемого вопроса должны занять подложные апокалипсисы, в которых речь идет главным образом и даже почти исключительно о последней судьбе мира и человека, а также о царстве Мессии, которое по представлению иудеев того времени должно наступить при конце этого мира. Обилие апокалипсисов, даже сохранившихся до нашего времени, указывает на то, что псевдо-эпиграфы подобного рода сделались у иудеев около времен Иисуса Христа излюбленной формой литературных произведений; это объясняется отчасти тем, что апокалипсическая форма открывала авторам свободу высказывать с полною откровенностью заветные думы и чаяния по эсхатологическим вопросам, так сильно занимавшим мысль тогдашнего иудея; при владычестве чужеземцев и даже в правление собственных недостойных царей было крайне рискованно выражать в письменности без всяких прикровенностей свою накипевшую злобу против притеснителей иудейского народа и свои утешительные мечты о восстановлении рода Давидова и открытии всемирного мессианского царства, в котором иудеи сделаются владыками над всеми иноземными и иноверными народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

20 . Когда потом пришли некоторые, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа ( 2Мак.2:67 ). 21 . И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно освятилось место ( 2Мак.2:8 ). 22 . Маккавеи, ревнуя о вере, воссоздали славный во всей вселенной храм (в который должен прийти Христос Спаситель), и освободили город, и восстановили клонившиеся к разрушению законы, когда Господь с великим снисхождением умилосердился над ними (храня храм для Своего пришествия) ( 2Мак.2:23 ). 23 . Часто языческие цари, видя великие знамения и чудеса от Бога, почитали храм в Иерусалиме и приносили дары и жертвы Богу ( 2Мак.3:1436 ). 24 . Но среди израильтян появились предатели Отечества и сокровищ, как Иасон, брат Онии, который стал вводить языческие обычаи и привлекать юношей в безбожные училища, безнравственные ( 2Мак.4:812 ). 25 . Появился еллинизм, священники потеряли ревность к служению, к храму, молитве и спешили на игры в диски. Потом Менелай за 300 талантов серебра купил у царя первосвященство и убил Онию рукою Андроника ( 2Мак.4:13, 34 ). 26 . А над Иерусалимом почти в продолжение сорока дней являлись в воздухе носившиеся всадники в золотых одеждах и наподобие воинов вооруженные копьями ( 2Мак.5:2 ). 27 . И стройные отряды конницы, и нападения и отступления с обеих сторон, обращение щитов, множество копьев и взмахи мечей, бросание стрел и блеск золотых доспехов и всякого рода вооружения ( 2Мак.5:3 ). 28 . И знамение предвозвещало великие бедствия за беззакония. Была смута в городе, и царь, подумал, что Иудея отлагается от него – и совершилось избиение юных и старых, умерщвление мужей, жен и детей – погибло 80 тысяч ( 2Мак.5:512, 14 ). 29 . И поскольку сыны Израилевы объяты были многими грехами, то место, избранное для народа, было оставлено Всемогущим во гневе ( 2Мак.5:1720 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Иуда Маккавей из Первой книги не может быть в хороших отношениях с Никанором, пускай даже на короткое время. Для Иуды Маккавея из второй книги – это возможно, и даже, в контексте всего текста книги, выглядит органично. Различаются книги в отношении к Богу. Неправильно будет сказать, что в 1-й книге Маккавеев присутствует идея Богооставленности иудейского народа. Но там постоянно встречаются указания на то, что время пророков прошло и теперь связь человека с Богом осуществляется только через молитву: «и была великая скорбь в Израиле, какой не бывало с того дня, как не видно стало у них пророка» ( 1Мак.9:27 ), или: «иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником навек, доколе восстанет Пророк верный» ( 1Мак.14:41 ). Защищать от язычников нужно тору, храм, отеческие обычаи. О защите Бога напрямую, не через защиту храма, ничего не говорится. Для 2-й книги Маккавеев участие Бога в судьбе его народа не подлежит сомнению, и иудеи борются именно за Бога. Поражает также количество вариантов наименований Бога, используемое в книге: Повелитель, Владыка, Властелин мира, Царь царей, Святой всякого освящения, Господь Живой и т. д. Во 2-й книге Маккавейской говорится о сотворении мира из ничего, о вере иудеев издревле в воскресение мёртвых ( 2Мак.7:12,44–25,14:44–46 ) и о загробном воздаянии ( 2Мак.6:26 ). Описываются молитвы умерших святых за живых ( 2Мак.15:12–17 ) и живых за умерших ( 2Мак.12:39–45 ). Кроме того, в книге объясняется значение мученических подвигов ( 2Мак.6:18–7:41 ), приводятся примеры непоколебимой веры и надежды на Бога ( 2Мак.1:8–29, 2:17, 3:15, 22, 33–35, 8:18, 27 ) и явного наказания беззаконников ( 2Мак.5:7–10, 9:5–28, 13:6–8, 15:32–35 ). 1.9.2. Авторство. Имя автора книги неизвестно, но есть несколько версий, кем и откуда он был. По одной из версий, он был александрийским иудеем, на что указывает изящество его греческого языка. По другой, он был из Палестины и даже из Иерусалима. Об этом свидетельствует связь автора с иерусалимским храмом, восторженные выражения о нем: «Святейший во всей земле храм» ( 2Мак.5:15 ). Так не мог писать о храме иудей из Египта, привыкший жить без храмового культа. Также свидетельствует о палестинском происхождении автора его хорошее знакомство с историей Палестины и отношениями евреев с соседними народами (см.: 2Мак.13:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010