XIII. О молитвенном ходатайстве святых угодников Божиих Слово Божие ясно свидетельствует, что ещё в ветхом завете молитвы праведных людей, даже при жизни их, принимались Богом, и Господь отпускал грехи тем, за кого молятся эти праведники: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его» ( Быт.20:17 ). Непорочный муж поспешил защитить их; принеся оружие своего служения молитву и умилостивление кадильное, он противостал гневу и положил конец бедствию, показав тем, что он слуга Божий: Прем.18:21 (сравн. Чис.16:44–48 ; Исх.8:8–13:28–29:32, 11–14 ). Много есть свидетельств Слова Божия, удостоверяющих нас и в том, что Сам Бог научил людей обращаться к молитвенному ходатайству святых, например: «Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов.Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву: и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас»; Иов.42:7–8 . (Сравн. 1Цар.7:8:12, 19–33 ; Ис.37:4 ; Иер.42 гл.). Есть свидетельства Слова Божия о том, что святые действительно ходатайствуют на небе по своём отшествии: «Видение же его (Маккавея) было такое: он видел Онию – бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окружённый дивным и необычайным величием, и сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Во времена христианские также сильна была вера в великую пользу взаимных молитв. В книге Деяний апостольских повествуется, что, когда апостола Петра стерегли в темнице, Церковь прилежно молилась о нём Богу, и Бог услышал молитву верных и послал Ангела освободить апостола из темницы ( Деян.12:5:7–10 ). Поэтому апостолы и наставляли христиан молиться друг за друга и учили, что много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Творчество — 1) Божественная деятельность, связанная с творением мира и попечением о нём; 2) разумно-свободная деятельность, направленная на создание чего-либо качественного нового. Кто обладает способностью к творчеству? В особом, исключительном понимании способность к творчеству свойственна только Богу . Только Он обладает нетварной, присущей Ему по природе от вечности творческой силой; только Он способен творить всё, что ни пожелает ( Пс.131:11 ), каким хочет образом и из ничего ( 2Мак.7:28 ); только Он в силах творить вне зависимости от каких-либо внешних влияний, условий и обстоятельств ( Пс.88:9 ); наконец, только Он, творя, никогда не совершает просчётов и ошибок и заранее, вплоть до мельчайших деталей, знает итоговый результат ( Деян.15:18 ). Творческая способность Бога проявилась в создании мира и проявляется до сих пор в делах Промысла и (в частности) Спасения . В  Символе веры славянское слово «творец» — перевод греческого ποιητης [ пойэтэс ] (делатель, изготовитель, творец, создатель, стихотворец, поэт). Процесс создания мира есть процесс творческий, художественный в самом глубоком смысле этого слова. Из Божьих созданий способностью к творчеству наделены ангелы и люди. Важнейшей характеристикой богоподобия является наличие творческого начала в человеке. Некоторыми современными мыслителями творческие способности ангелов ставятся под сомнение. Как правило, одним из центральных аргументов, используемых для «доказательства» и объяснения этой гипотезы, служит библейское утверждение, что ангелы суть служебные духи ( Евр.1:14 ). Смысл аргументации сводится к тому, что коль скоро они должны служить, то творческая инициатива и, следовательно, творческая деятельность им ни к чему. В действительности же это объяснение противоречит очевидному. Священное Писание , а в ещё большей степени Священное Предание предоставляет нам массу возможностей убедиться в обратном. Творчество ангелов проявляется в соучастии их в Промысле Божьем о мире. Способствуя реализации Божьего замысла они употребляют свои творческие силы в деле выбора наилучших возможностей для угождения Богу и осуществления тех обязательств, которые (свободно и охотно) принимают от Господа (см.: подробнее: Способны ли Ангелы к творческой деятельности? ).

http://azbyka.ru/tvorchestvo

Разделы портала «Азбука веры» Вещество — 1) материальная основа видимого мира; 2) то, что, подлежит количественному измерению и составляет материальную (вещественную) основу единичных предметов видимого мира; 3) материал. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Второй день творения ( Быт.1:6-10 ) 1) О сотворении видимого мира из «необразного вещества» говорится в Книге Премудрости Соломона ( Прем.11:18 ). Необразным оно названо потому, что будучи созданным, ещё не было оформлено в соответствии с видовыми различиями появившихся позже веществ. По сути «необразное вещество» являлось не чем иным как первовеществом, первоосновой материального мира, обустроенного, затем, в течении шести творческих дней. Оно было сотворено Богом «в начале» ( Быт.1:1 ), из ничего ( 2Мак. 7:28 ). Именно из него произошли все прочие вещества и то, что произведено из веществ. Учение о первовеществе тесно связано с учением о стихиях, которые также именуются «вещественными началами мира» ( Гал.4:3 ). «Сам Бог наш, в Троице и Единице прославляемый, — констатирует преподобный Иоанн Дамаскин , — сотворил «небо и землю, …и вся, яже в них» ( Пс.145:6 ), приведя из не сущего в бытие: иное из бывшего прежде вещества, как то: небо, землю, воздух, огонь, воду; а другое из этих уже созданных Им веществ, как то: животных, растения, семена. Ибо это, по повелению Создателя, произошло из земли, воды, воздуха и огня» ( Точное изложение Православной веры преподобный Иоанн Дамаскин). 2) В рамках отдельных концепций библейское понимание «вещества», как материальной основы вещей, может сближаться по смыслу с философским понятием «субстрат». Все без исключения вещества подлежат законам изменчивости. При определенных обстоятельствах одни вещества могут вступать в соединения с другими веществами, образовывать новые (скажем, по законам физического или химического взаимодействия). В святоотеческой литературе видимый мир, во всей его целокупности, часто артикулируется как «вещественный». Это значит, что одна из важнейших особенностей всевозможных веществ сопряжена с тем, что они в той или иной мере обнаруживают себя видимым образом (взаимодействуют со светом, отражая, преломляя его и т. д.).

http://azbyka.ru/veshhestvo

Разделы портала «Азбука веры» Творение из ничего – богословское выражение, указывающее на то, что мир сотворен ( Богом ) не из какого-то субстрата или вещества, а привел его в бытие из совершенного небытия. Учение о творении мира из небытия лежит в основании христианского учения о мироздании. Согласно этому учению, своим возникновением мир обязан волевому акту безначального и бесконечного Бога . Не являясь вечным и безначальным, мир создан по замыслу всесильного и всемогущего сверхтварного Существа, бытие Которого безмерно превосходит бытие созданного Им мира. Творение из ничего (ex nihilo) есть догмат нашей веры. Эта вера нашла первое свое выражение в Библии, во Второй книге Маккавеев, где мать, увещевая сына идти на мученичество, говорит: «Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак.7:28 ). От вечности Бог рассматривал в Своем Уме составленные Им образы мироздания. Эти образы суть Божественные идеи тварного мира. Создавая мир в соответствии со Своими вечными идеями, Бог творит его исключительно по Своей любви и благости. В творении принимают участие все Лица Пресвятой Троицы . По слову св. Афанасия Великого , «Отец творит всё Словом в Духе». Символ веры называет Отца «Творцом неба и земли», говорит о Сыне: «Им же вся быша», именуют Святого Духа «Господом Животворящим». Творение мира из небытия свидетельствует о том, что Бог создает совершенно новую реальность, вызывает к жизни иную, внебожественную действительность. «Можно сказать, что тварный мир есть абсолютное излишество, нечто дополнительное, чего могло бы не быть вовсе», – утверждает прот. Г.В. Флоровский. Называя несуществующее как существующее ( Рим.4:17 ), Бог переводит все из не сущего к бытию одной силой Своей мысли и воли. Но это значит, что созданный мир совершенно иноприроден и иносущен Богу. Творя мир из небытия, Бог не создает его из Своей сущности (естества, природы), не формирует его из Себя. Если все Ипостаси Пресвятой Троицы единосущны Друг Другу, то созданный из небытия мир совсем не единосущен своему Творцу. «Всё сотворенное по своей сущности нисколько не подобно Творцу, но находится вне Его», – учит св. Афанасий Великий . «В твари нет ничего, сродного с Троицей, кроме того, что она создана Троицей», – говорит блаженный Августин . Творческий акт Бога есть действие совершенно свободной Божественной воли, но не Божественной природы, в связи с чем мир совсем не тождественен Богу.

http://azbyka.ru/tvorenie-iz-nichego

Христиане же признали нормативным текст Септуагинты, и корпус ветхого Завета христиан оказался на 11 книг больше, нежели еврейский Танах. В трудах церковных писателей фигурировали списки книг, имеющих различное догматическое достоинство. Это: 1) Книги канонические, т. е. богодухновенные, которые читаются за богослужением; 2) Книги неканонические, т. е. небогодухновенные, но назидательные и рекомендуемые для келейного чтения; 3) Книги апокрифические, т. е. еретические, запрещённые для чтения. В первую категорию попали только те книги, которые считались каноническими у иудеев. Однако, в отличие от раввинов, святые отцы не запрещали неканонические книги к прочтению и не призывали к уничтожению копий этих текстов. Статус канонических и апокрифических книг определить достаточно легко. Статус же неканонических книг в Библии определить труднее. Обычно о них говорится, что они, «будучи прибавлены к составу священных еврейских книг, не поставлялись наравне с ними по их достоинству, не заключались в самом составе книг богодухновенных. В христианской Церкви они удержаны при составе книг ветхозаветных, как особенно полезные, добрые, церковные, но не богодухновенные» 11 . В то же время они признаются стоящими выше всех прочих небогодухновенных книг. Неканонические книги, во-первых, ценны как неисчерпаемый источник премудрости. Именно поэтому множество ветхозаветных паремий, читаемых за богослужением, взяты из неканонических книг. Во-вторых, учительные неканонические книги содержат столь высокие нравственные критерии взаимоотношения человека с Богом и ближним, что они могут быть поставлены на один уровень с евангельскими заповедями (например, Сир.7:31–39;8:1–22 ). Неканонические книги являют собой необходимое звено, обеспечивающее преемственность ветхого и нового Заветов. Кроме этого, Православная Церковь в определении своего вероучения нередко опирается на неканонические книги ветхого Завета, наряду с каноническими. Например, вопрос о поминовении усопших стоит в прямой зависимости от текста неканонических книг ( 2Мак.12:43 ; Тов.4:16 ; Сир.7:36;38:23 ), или утверждении о сотворении мира «из ничего» (οκ ξ ντων, ex nihilo, 2Мак.7:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

То же знамя несомненно имеет явиться на небе при кончине мира: см. выше Мф. 24:30 . Отсюда для всего христианского мира, крест стал общим знаменем веры, христианской. б) Чествование святого креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву и стал орудием спасения всех людей: 2Кор. 5:21 . Ибо незнавшего греха Он Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. Еф. 5:2 . И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Евр. 9:28 . Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во вторый раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Кол. 1:20 . И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровию креста Его, и земное и небесное. Сравн. Ин. 12:32–33 . 1Пет. 2:24 . См. выше. Крест явился знаменем нашей веры: Чис. 21:8 ; Ин. 3:14 ; Пс. 59:6 . См. выше. Крест был как бы жертвенником для И. Христа, а нарочитая честь всегда подобает жертвеннику: Мф. 23:19 . Безумные и слепые! что больше,дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 .И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем. В Ветхом Завете уделялась честь даже орудию, послужившему на добро: 1Цар. 21:9 . И сказал священник: вот меч Голиафа филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода. 2Мак. 15:15 . Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч, и подавая его, сказал: 16 . «Возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем. 14:7 : «Благословенно древо, чрез которое бывает правда»), прославленным подножием ног Господних ( Ис. 60:13 ). Слово о кресте считают «силой Божией» и «благовествованием Христовым»:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Блажен, кто сохранил еще знаменованье Обычаев отцов, их темного преданья, Ответствовал слезой на пение псалма; Кто волей оторвав сомнения ума, Святую Библию читает с умиленьем. А.Н. Майков Завет Божий и творение Говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. ( Откр.1:8 ) Из Библейского повествования о творении узнаем, что все сотворено Господом и все заключено в творческом слове Божием, то есть все состоит в Завете Божием, все признано жить. Материальный и духовный мир как единое целое своим бытием обязан Богу Творцу, Триединому Господу – Отцу, Сыну и Святому духу. Господь сотворил мир из ничего Своей свободной волей и Своим всемогущим творческим словом все призвал от небытия к бытию. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. ( 2Мак.7:28 ; ср. Рим.4:17 ; Евр.11:3 ; Быт.1, 3, 6, 9 ) Бог и тварный мир сущностно различим, однако творение всегда и везде зависимо от Бога. Мир не автономен и не нейтрален по отношению к своему Творцу. Бог Творец поддерживает Своей любовью жизнь Своего творения. Жизнь – это благодатный дар Божий для всех и всему. Бог Творец есть единственный владетель, в полном смысле этого слова, всего творения. Не человек, а Бог является началом, центром и вершиной всего творения: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, — говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. ( Откр.1:8 ). Господь есть Основоположник Завета, в котором любовь, святость, слава и блаженство всего творения являются основными движущими силами жизни мира и человека. Завет Божий и человек «И сказал Бог: сотворим человека…» ( Быт.1:26 …) Земля, человек, вселенная принадлежат друг другу и через Завет Божий составляют единое целое. В Завете Божием человек, как самое совершенное и одухотворенное создание, призван быть живой связью между небом и землей, между Творцом и творением. Начало вечному Завету Божиему было положено при самом сотворении человека в раю. О творении человека в Библии сказано:

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Для индуиста мир порожден Брахманом, или, как говорит одна из песней «Ригведы», «брахман» – это то, из чего мир сделан. Вне Брахмана ничего нет, всё заключено в Брахмане, как в зародыше. Как сказано в «Упанишадах», «Всё есть Брахман и Брахман есть Атман». Цель духовной практики – осознать, что на самом деле наше подлинное «я» тождественно Брахману и поэтому бессмертно и неуничтожимо. Через это преодолевается страх смерти и горести любого рода. Как пишет тот же Шанкарачарья, «Я непоколебим и беспределен, Я есмь Говинда и Я же есмь Шива. Я исполнен радости наивысшей, Я бесконечен, Я нерожденный и бессмертный. Вечен Я и неизменен, бестелесен и неуничтожим, Я есмь Бытие, Сознание, Блаженство. И в Сущности своей Я пребываю вне пяти телесных оболочек». В рамках библейской картины мира такое самоотождествление с абсолютом является грубой ошибкой. Мы призваны к жизни вечной и блаженной и можем её обрести, но для этого должны осознать, что такую жизнь мы не можем иметь сами по себе. Расхождения начинаются уже с представления о творении. Бог Библии не порождает мир из Себя, как океан порождает волны или древо – ветви. Он творит его из ничего. Как во Второй книге Маккавейской ( 2Мак.7:28–29 ) говорит мать, увещевая сына твердо исповедовать веру в Бога перед лицом гонителей, «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». « Материал » , из которого мы сделаны, если можно так образно выразиться, – не абсолют, а ничто. Мир и Бог в Библии принципиально разноприродны. Если проводить аналогии, мы можем сравнить это с различием между Достоевским и Раскольниковым – Достоевский существует на самом деле, в то время как Раскольников – придуманный им литературный персонаж. Он вызван к бытию творческой волей писателя. Достоевский не родил его, а создал. Как Бах создал «Страсти по Матфею» или Джотто свои фрески.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Как же объяснить возникновение мира? Неужели для подобного объяснения необходимо обращаться к биологической жизни? Нет! Становление мира есть совершенно сверхприродный акт, есть действие, превосходящее все природные процессы. Это действие не имеет никаких аналогов в сотворенном природном бытии, поскольку осуществляет его не сотворенное существо, а Сам Сверхтварный Абсолют, в своем беспредельном совершенстве бесконечно превосходящий созданный Им мир: «Познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак.7:28 ). Словам «из ничего» в греческом тексте соответствует «ex ouk onton», в латинском переводе – «ex nihilo», в славянском – «из несущих». Бог для того «привел все из небытия в бытие (ποησεν εξ ουκ ντων εις το εναι), дабы через дела Его познавалось и постигалось величие Его», говорит св. Феофил Антиохийский 15 . Бог вечно Сущий и Неизменный «один созидает все из совершенного небытия, обладая всемогущей энергией», – учит св. Григорий Палама 16 . «Единый Триипостасный Бог, обладая всеми высочайшими совершенствами, и следовательно наслаждаясь совершеннейшею славою и блаженством, хотя не нуждался ни в ком и ни в чем, но, будучи бесконечно благ, восхотел, чтобы явились и другие существа и соделались причастниками Его благости: Он воззвал из небытия вселенную, и с тех пор непрестанно промышляет о ней» 17 . Сверхтварный Абсолют создает мир из небытия, не нуждаясь в каком – либо предварительном материале. При этом мир возникает не «до» или «после» Всесовершенного Божественного Бытия. Мир возникает вместе с сотворенным Им временем, поэтому вопрос о времени творения лишен всякого смысла. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33) . Ригведийская космогония не может определить Первопричину бытия. Вводя учение о половом процессе, она вводит представление о золотом зародыше (хираньягарбх – золотое яйцо, плавающее на водах), из которого происходит мир. Но и эти представления не дают удовлетворения человеческому уму. Возникает версия о гигантском человеке (пуруша – первочеловек), принесенном в жертву, из частей тела которого происходит мир. В дальнейшем версии продолжают множиться, а вопрос о происхождении мира так и остается нерешенным. Но если Первопричина бытия неизвестна, то что же становится основанием индуизма? Таким основанием становится учение о богах. Уже в ведийский период индийская религия заявляет о себе как религия многобожия, религия, не знающая Всесовершенное Бытие Единого Нетварного Абсолюта.

http://azbyka.ru/misticheskoe-bogoslovie...

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010