Вопрос: Просмотрел архив ответов и проповедь на мясопустную родительскую субботу, но не нашел ответ на вопрос, почему надо молиться за усопших? Когда Спаситель призвал ученика, а тот прежде хотел похоронить отца, Христос не сказал: " Давайте пойдем выразим соболезнование и помолимся за усопшего " , Лазарь на ложе Авраамовом не смог бы помочь богатому и каплей воды, даже если бы и очень захотел. " .. и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах. " Мы молимся за усопших по нашей любви к ним, уповая на то, что Бог услышит наши молитвы, но хотелось бы найти подтверждение нетщетности наших молитв в Писании. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Приведенные примеры ничего не говорят против молитвы за усопших. В первом Спаситель впечатляюще ярко выразил мысль: желающий стать Его учеником, должен выйти из среды духовных мертвецов и идти за Ним. Очевидно, что по закону Моисея дети должны заботиться о родителях при жизни и воздавать им почести по смерти. Господь не отменяет этого, но говорит, что ради Евангелия надо все оставить. Притча о богаче и Лазаре говорит о воздаянии за гробом. Авраам, находящийся в раю, не может помочь богачу, потому что между адом и раем находится великая пропасть. Помочь может только Бог, к Которому и возносит Церковь молитвы за усопших. Третий пример совсем из другой области. Речь идет о данной апостолам и священникам власти отпускать грехи или связывать кающихся епитемией. Это относится к живым. В Библии совершенно определенно говорится о молитвенной помощи живых усопшим. Пример этот относится к периоду Маккавейских войн (164 – 140 до Р.Х.). Приведу это место полностью. Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмый день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2Макк.12:38-45).

http://pravoslavie.ru/answers/6874.htm

«Молись за мужа своего Цельсиниана». 4. О молитвах Церкви за умерших христиан 1. Заповедует ли слово Божие христианам молиться друг за друга? «Молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время... о всех святых» ( Еф.6:18 ). «Молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ). 2. Можем ли мы перестать молиться за ваших ближних после их смерти и, следовательно, перестать любить их? «Любовь никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ). 3. Да и разве есть какое-либо различие между умершими и живыми у Бога, Которому мы молимся за наших умерших братьев? «Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). «Живем ли или умираем, – всегда Господни» ( Рим.14:8 ). 4. Откуда видно из слова Божия, что грехи могут прощаться и не прощаться в жизни загробной? «Если кто скажет слово на Сына Человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). 5. Какие примеры молитв за умерших находятся в слове Божием? «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего... Не вспоминай неправд отцов наших», – так молился о спасении умерших пророк Варух ( Вар.3:4–5 ). «Не помышляй о тех, – молился праведный Ездра, – которые пред Тобою лживо поступали, но помяни тех, которые, по воле Твоей, познали страх. Не погубляй тех, которые жили по скотски, но воззри на тех, которые ясно учили закону Твоему» ( 3Ездр.8:26–27 ). 6. Какие есть примеры в слове Божием не только молитв за умерших, но и милостыни в их память? «На другой день (после войны) бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести тела падших... И нашли они у каждаго из умерших под хитонами посвященныя Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Макк.12:39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Апокалипсисе говорится, что Господь Иисус Христос имеет ключи ада и смерти ( Апок.1:18 ); следовательно Он может отверзать ими затворы адовы и освобождать оттуда грешников. Но так как, по смерти, для самих грешников не остается места ни для покаяния, ни для заслуг, то объяснить возможность отпущения грехов грешникам и освобождения их от уз ада нет другого способа, кроме того, что Господь совершает это по молитвам церкви и в силу бескровной умилостивительной жертвы, приносимой за умерших. О скончавшихся с хулою па Духа Святого, или – что то же – в смертном грехе, и не раскаявшихся, церковь не молится, – и вот потому – то, как сказал Спаситель, хула на Духа Святого не отпустится человеку ни в сем веке, ни в будущем. Во второй книге Маккавейской повествуется о доблестном и благочестивом вожде иудейском Иуде Маккавее следующее: «Выступил же Иуда с тремя тысячами пеших и четырьмястами конных. Когда они вступили в сражение, случилось пасть немногим из иудеев... Так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела падших и положить их вместе с сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящения Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. И так все прославили праведного Судию, Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен соделанный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – как святая и благочестивая мысль! – Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2Макк.12:88–84, 38–45).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Среди молитв Святой Церкви выделяется поминовение усопших. Основание к сему находится еще в Ветхом Завете – в повествовании о молитве и жертве Иуды Маккавея за умерших на поле брани воинов (2Макк. 12:38–45). – «В последующий после сражения день, Иуда с своими пришел, чтобы, как требовал обычай, поднять тела падших в битве и положить со сродниками в гробах отеческих. У каждого из умерших нашли под одеждой вещи, посвященные идолам в Иамнии, которых чуждаться повелевал закон иудеям. Тогда стало ясно для всех, что по сей причине они пали. Все благословили Господа правосудного, тайное явным творящего; и обратились к молитве, прося, чтобы совершенно изглажен был сделанный грех . Благородный же Иуда убеждал людей, чтобы охраняли себя от греха, имея пред глазами случившееся за грех падших пред сим. Он приготовил также, посредством сбора с каждого человека, около двух тысяч драхм серебра, и послал в Иерусалим, чтобы принесена была жертва за грех. Он поступил очень хорошо и прекрасно, помышляя о бессмертии» (4:62)... И Святая Новозаветная Церковь об отошедших с верой и любовью вспоминает «с миром и упованием» (3:14–15). «Сегодня мы поем панихиду по князе Димитрии Владимировиче Голицыне (градоначальник Москвы – К. С.), – пишет Святитель архимандриту Антонию. – Совершите и Вы панихиду и четыредесятидневное поминовение в Лавре, да отшедшего... примет Господь в отечество Небесное» (8:129)... «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания, нашего, Русского. Может быть, поминовение Преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общего поминовения. День поминовения, может быть, определился первой удобностью по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Димитрия Донского, в ближайшую подле Ангела его субботу (обычный в неделю день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его; и, как всякому при сем кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (4:168–169). На вопрос: «Не преграждает ли пути будущему прошедшее?» Святитель отвечает: «Правила большей частью строги, но есть в одном степень к снисхождению. Есть и примеры Святых, хотя не многие, которые допускают снисхождение... По древним правилам Крещение покрывало все прошедшее, и строго взыскивалось за последовавшее после Крещения... Надобно молиться, примечать указания Провидения Божия, внимать суждениям добре подвизающихся во благочестии. Думаю, что по любви и смирению, они не осудят и недостойного, и своим благословением и молитвой сделают его достойным» (4:114). Но если попросят неизвестные люди отслужить панихиду по неизвестных, то должно сказать: «Мы не знаем, христиански ли сии люди жили и скончались, потому сомневаемся поминать их; поминайте там, где о них есть известность» (10:351).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В. Почему мы молимся о наших умерших братьях христианах? О. Потому, что Церковь , по научению Божию, повелевает молиться друг за друга ( Иак.5:16 ) ( Еф.6:18 ). Для Бога же, Которому молимся мы о наших умерших, нет разницы между живыми и мертвыми, потому что «Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы " ( Лк.22:38 ). В. Неужели и православные христиане должны разуметь, что между живыми и мертвыми нет разницы? О. Да должны, потому что Ап. Павел научает: «никто из нас не живет для себя; и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем. И потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:7–9 ). В. Признают ли молитвы за умерших сектанты? О. Нет, не признают и в оправдание свое приводят притчу о богатом и Лазаре и утверждают, что хотящие перейти из ада в рай не могут сделать этого, так как между раем и адом великая непроходимая пропасть ( Лк.16:26 ). В. Что должно по этому поводу разъяснить сектантам? О. Должно разъяснить, что перехода из ада в рай не было, доколе Христос не победил ада ( Откр.1:18 ) и не вывел из ада души веровавших в Него. Об этом говорит Ап. Петр, что «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т. е. духом) Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал...» ( 1Петр.3:18–19 ). Далее Апостол разъясняет об этой проповеди духам в аду так: «для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Петр.4:6 ). Со дня этой проповеди Христовой в аду и началась возможность облегчения участи умерших. В. Были ли молитвы за умерших в древности? О. Были они даже в Ветхом завете. Вот что написано о них в Библии . После войны Иудеев «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требует долг перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грех . Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы и молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда – какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха " (2Макк.12:39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Евр.11:34–37 ; ср. 2Макк.6 и Макк.7 гл. 1 Макк.8 гл. Приводя образцы твёрдой веры из истории Ветхого Завета, апостол Павел вспоминает поборников веры и из маккавейского периода (с 34 стиха 9 гл.), поставляет их в одном ряду с благочестивыми мужами древности, о которых повествуется в канонических книгах Ветхого Завета. Хотя Кэрль 42 отрицает всякое отношение между посланием к Евреям и историей Маккавейских книг, указывая лишь на народное предание, как на источник, из которого апостол мог почерпать сведения, тем не менее, буквальное сходство выражений, в которых апостол делает указание на историю, с книгами Маккавейскими, даёт право предполагать с большой вероятностью, что апостолу при способе выражения преподносилось изображение в книгах Маккавейских мученичества Елеазара и семи Маккавеев братьев. Сравните: Евр.11:35 τυμπανσϑησαν и 2Макк.6:19 π τ τμπανον προσγε: Евр.11:36 μπαιγμν и 2Макк.7:7 τν δετερον γον π τν μπαιγμν: Евр.11:36 μαστγων и 2Макк.6:30 μαστιγομενος и 2Макк.7:1 μστιξι; Евр.11:36 φυλακς и 1Макк.13:12 ωνϑαν μετ’ατο ν φυλακ; содержание Евр.11:37 указывает на пытки Маккавеев, а содержание 38 ст., – на сожжение иудеев, собравшихся в пещере праздновать седьмой день (2Макк.6:11). 2Макк.7:22–23; 2Макк.14:35 ср. Деян.7:24–26 . Бог – Творец всего мира ( Деян.18:24 ποιησας τν κσμον ср. 2Макк.7:23 το κσμ κτστης), образовавший весь род человеческий ( Деян.17:26 ποησε πν ϑνος νϑρπων ср. 2Макк.7:23 πλσας νϑρπου γνεσιν), давший всем дыхание и жизнь ( Деян.17:25 διδος πσι ζων κα πνον ср. 2Макк.7:23 τ πνεμα κα τν ζων μν πλιν ποδσει) и Сам ни в чём не нуждающийся ( Деян.17:25 οδε προσδεμενς τινος ср. 2Макк.14:35 τν λων προσδες), – вот главные и в одинаковом порядке расположенные у дееписателя и во 2Макк. книге мысли, которые при тождественных выражениях «дыхание и жизнь», «ни в чём не нуждается», встречающихся лишь во 2 Маккавейской книге 43 , говорят в пользу влияния последней на дееписателя в означенном месте; канонические же места, приводимые Кэрлем 44 , хотя по содержанию и близко стоят к изречению дееписателя, но не имеют тождественного с последним расположения мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Антиох в действительности приказал поклоняться себе как Богу (2Макк.6:7). Среди иудеев находились люди, склонные к язычеству в греческой форме; они представляли из себя особую партию в Иерусалиме, которая находила поддержку у Антиоха (1Макк.1:11–15). В 175 г. благочестивого первосвященника Онию низвергнул брат его Иисус, переменивший свое имя на греческое Иасон, купивший у Антиоха сан первосвященника и получивший позволение ввести греческие игры, что еще более увеличило число изменников истинной религии. Спустя три года, Иасона низвергнул Менелай, предложивший большую цену за должность первосвященника, которую он удерживал самыми низкими способами: так Менелай убил Онию (2Макк.4:23–50). – Антиох предпринял поход на Египет и уже рассчитывал всецело покорить его, но был остановлен слухами о нападении римлян (в 168 г.). Между первым и вторым походами на Египет Антиох ограбил храм Иерусалимский (1Макк.1:21), а при окончательном возвращении из Египта он приказал отменить поклонение Иегове, обрезание, почитание субботы и различие между чистым и нечистым; священные книги он велел сжечь; велел воздвигнуть алтари, на которых, под угрозой смерти, всякий должен был приносить жертвы Олимпийскому Зевсу (1Макк.1:41; 2Макк.5:24); 15 Кислева в 168 г. в храме был поставлен жертвенник Олимпийскому Зевсу (2Макк.6:2; 1Макк.1:54) и 25 Кислева совершено было первое жертвоприношение, на горе Гаризим установлено было поклонение Зевсу Ксению (2Макк.6:2). Но многие оставались преданными своей вере, не взирая на ужасные пытки (1Макк.52:64; 2Макк.6:7). Во главе верных стал священник Маттафия. В Модине, близ Иоппии, он убил сирийского начальника пред языческим жертвенником, и началось вооруженное восстание иудеев. Антиох решил подавить его военною силою; нужда в деньгах заставила его разделить свое войско на две части; с одною половиною он отправился сам в восточные провинции для сбора подати (2Макк.8:10; 1Макк.3:34), а другую часть отдал под начальство Лисания, который был на голову разбит Иудой Маккавеем, а иудеи овладели храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Феоса, царь Сирийский (224–187 г. до Р. Хр.): 1Макк.8:6–8. 3Макк.1:1–4. Сн. Дан.11:11–19 . – Продолжая войну с Птоломеем ΙV Филопатором, сыном Евергета, царем Египетским, он был побежден им при Рафии (3Макк.1:1–5); но вознаградил, однако же, потери свои счастливыми завоеваниями на востоке. После, при Птоломее V Епифане, сыне Филопатора, он снова пошел войной против Египта. Войны его с Епифаном были счастливы: он возвратил себе завоеванные прежде города Келе-Сирии и покорил Самарию. В это время иудеи добровольно приняли его сторону, снабдили его воинов запасами и помогли ему завоевать Иерусалимскую крепость; в которой находился гарнизон египетский, и он, со своей стороны, оказал им за то особенное свое благоволение (Древ. Флав. кн. 12. гл. 3). Но вмешательство римлян воспрепятствовало дальнейшим его успехам. Принужденный заключить с Епифаном мир, он выдал за него дочь свою Клеопатру, в намерении чрез нее погубить его; но она предпочла любовь супруга незаконным умыслам отца. Потом он завладел некоторыми островами греческими, принадлежавшими к Римскому союзу. Отсюда возгорелась война между ним и римлянами. Разбитый наконец римлянами при Магнезии, он должен был заключить самый невыгодный с ними мир (1Макк.8:6–8); и после, желая завладеть сокровищами богатого храма в Елиманде, был убит здесь местными жителями ( Дah.XI, 13–19 ). Церк. Библ. Ист. Фил. пер. 9. стр. 551. 555–557. Слов. Яцк. и Благ. И.р. 70. Zell. I. p. 70. Herz. 1. p. 382–388. в) Антиох IV, Епифан (πιφανς=блистательный): 1Макк.1:10, 16, 20, 41. 3:26–27, 6:1... 2Макк.1:13–17. 2:20:4:7... 5:1... 2Макк.6, 7, 9:1–2... 19, 10:9. – Сн. Дан.11:25–39 . – Второй сын Антиоха Великого, после старшего брат своего Селевка Филопатора вступивший на Сирийский престол (176–164 до Р. Хр.). Едва утвердившись на престоле, он обратил свое внимание на Египет, и предпринимал несколько походов на него (1Макк.1:16. 2Макк.5:1); но здесь встретила его неудача со стороны римлян (Herz. 1. р. 385). В это, между тем, время происходили ужасные беспорядки в Иерусалиме по случаю распрей о первосвященстве со стороны похитителей этого достоинства (2Макк.4:7–50).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

В таком состоянии иудейство вступило во 2-й богатый опасностями период своей жизни – период македонско-греческого владычества (330–167 гг.). От 320 г. (особенно с 301 г. до р. Хр.) и до 218 г. этого периода иудеи пользовались почти ничем ненарушимым благополучием, под владычеством много покровительствовавших им во всем Птоло(е)меев; но потом то Селевкиды, то Птоло(е)меи становятся господами страны, внося изменчивость и в ее благополучие, пока окончательно не утвердилось владычество Селевкидов. Непосредственно иудеи были подчинены теперь военному главнокомандующему Келе-Сирии и Финикии (2Макк.3:5, 2Макк.4:4, 2Макк.8:8), хотя внутренние дела народа и сбор податей оставались в руках первосвященников, получивших большое политическое значение. Около этого времени имело место другое важное для жизни иудейства событие – массовое переселение иудейских колонистов в Египет и Сирию, где они, благодаря всевозможным привилегиям, образовали вскоре целое большое, необычайно живучее общество, которому в будущем суждено было сыграть столь важную роль в общих судьбах иудейства и даже всего человечества. Попытка эллинизма ассимилировать себе иудейство и подчинить его своему влиянию вызвала в нем крайнюю реакцию, выразившуюся в обостренном контрасте грекофилов и противников эллинизации, утверждавшихся на строгой почве закона и отеческих обычаев, и во что бы то ни стало выразивших готовность стоять за целость и свободу народной жизни и религии (партия асидеев). К концу этого периода сделанная Антиохом Епифаном попытка сокрушить иудейскую стойкость кровавым насилием производит кризис, после которого начинается поворот к лучшему. Кровь мучеников этого тяжелого времени и счастливое выступление Маккавеев во главе партии борцов за святыню религии и национальную свободу – обеспечило иудейскую целость для всех областей не только в Палестине, но и в местах иудейского рассеяния. Самые крайние напряженные усилия врагов, покушавшихся на святыню религии, только вызвали еще более крепкое в Иудее сознание своего религиозно-национального единства и отчужденности от окружающего язычества...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Антиох еще после 2-го похода своего в Египет ограбил уже сокровища храма Иерусалимского (1Макк.1:20–24). Теперь же, после неудач своих в дальнейших походах, слыша о беспорядках в Иудее, он (в 168 г.) со всею яростью обратился на Иерусалим. Впущенный в город своими сообщникам, он приказал своим воинам всех истреблять. До 40 тысяч иудеев было истреблено и столько же продаю в неволю. Ограбив Храм и забрав с собою все драгоценные вещи и сокровища, он отправился в Антиохию, оставив после себя таких же грабителей, которые продолжали его жестокости. Чрез 2 года прислал начальника даней Аполлония , который, ворвавшись в город, произвел новые грабежи, убийства и разорения, и укрепившись в стенах города, сделался как бы засадой для святилища, ловя и грабя тех, которые посещали Храм (2Макк.5). К довершению бедствий Антиох вознамерился ввести всеобщую религию в своем царстве; предписано было прекратить всесожжения и жертвы в Храме, отменить субботы и праздники, устроить жертвенники, рощи и капища и приносить в жертву всяких животных и вообще переменить все прежние религиозные учреждения, законы, нравы и отечественные обычаи и ввести обряды языческие. Тогда открылось гонение на верующих, и многие изменили вере отцов своих, но другие остались непреклонными и среди самых тяжких страданий (2Макк.6:7). В это бедственное время на защиту веры восстали Маккавеи, Маттафия с 7-ю сыновьями своими. Они своим мужеством и верой спасли наконец свое отечество, а надменный гонитель, после разных неудач в войнах своих, поражен был болезнью чрева и умер в самых тяжких и страшных мучениях (1Макк.2, 3 и далее. 2Макк.8:9). См. Церк. Библ. Ист. Фил. Пер. 10. Св. Ист. В. 3. Богосл. стр. 482–489. Слов. Яцк. и Благов. 1. Стр. 70–73. Zell. 1. p. 70–71. Верх. 1. р. 101–103. Herz. 1. р. 388–388. г) Антиох V, Евпатор (υπτωρ – благородного, хорошего происхождения): 1Макк.3:33. 6:16–17... 54... 7:1–4. 2 Макк.10:10, 11:22... 27... 13:1... 14:1–2. – Сын Антиоха Епифана, находившийся, по причине малолетства своего, под опекой наместника Лисия (164–162).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010