Итак, и со стороны библейской, и со стороны исторической подтверждается необходимость св. таинства миропомазания, и потому несправедливо и неосновательно, вопреки Слову Божию и истории, сектанты отвергают миропомазание, как особое таинство. II. Основания из слова Божия для православного учения о таинстве святого Миропомазания На всех верующих христиан непосредственно после крещения их, апостолы низводили дары Духа Святого по средством возложения рук: Деян. 8:14 . Находившиеся в иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна. Сравн. Деян. 8:15 – 17 . Деян. 2:38 . Петр же сказал им: покайтесь. и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Сообщать эти дары не могли низшие члены свящ. иерархии: напр., когда диакон Филипп крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого из Иерусалима посланы были Петр и Иоанн. Деян. 8:5 . Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. 12 . Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и об имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Когда число верующих христиан стало более умножаться, то апостолы не могли сообщать даров Духа Святого чрез рукоположение лично, и потому ввели помазание миром: Тит. 1:5 . Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал. 2Кор. 1:21 . Утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог. 22 . Который и запечатлел нас, и дал залог духа в сердца наши. Сравн. 1Ин. 2:20–37 . Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями, см. Тит. 1:5 . После Апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф. 1:17 . Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его. 18 .И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

—Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1Пет.2:21-24). —Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18). —И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха (1Ин.3:5). —Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.(1Ин.3:7-8). —Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21).   Кто воплотившемуся Богу приписывает человеческие похоти и страсти, тот тяжко глумится над Истиной. Кто проявляет интерес к богохульной книге и оправдывает ее, имеет внутри что-то сродное с автором кощунственной книги. Есть основание задуматься о его духовном здоровье.   Иисус Христос говорит о девстве, как об идеале совершенных: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12). Он дал людям всесовершенный пример целомудрия. Плотские люди и сластолюбивые хулят девство. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия,  всегда смотрели на девство как на нравственный подвиг. Великий богослов св. Иоанн Дамаскин пишет: «Сам Христос – слава девства, не только потому, что родился от Отца безначально, без истечения и сочетания, но и потому, что, сделавшись подобным нам, Он превыше нас воплотился от Девы без (супружеского) соединения и Сам в Себе самом показал истинное и совершенное девство. Поэтому, хотя Он и не узаконил девства, ибо не вси вмещают словесе сего (Мф. XIX, II), как Он Сам сказал, но Он Своим примером научил нас девству и дал нам силы для него. Ибо кому не ясно, что девство живет ныне между людьми?» (Точное изложение православной веры. Кн.4, гл.24. О девстве).

http://pravoslavie.ru/6648.html

Личное имя нашего Спасителя «Иисус» (что значит Ягве – Спаситель) Апостолы обычно сочетают со словами: Господь и Христос, подчеркивая спасительную силу Имени Богочеловека. В известном месте послания ап. Павла к Филиппийцам, которое мы слышим в литургийном апостольском чтении в Богородичные праздники, почитание Имени Господня ставится в прямую связь с исповеданием Иисуса Богом и истинным Мессией, т. е. Господом и Христом: «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил. 2:9–11 ). В Символе веры мы говорим: «Верую... во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия Единороднаго...». Перед началом важнейшей части Божественной Литургии – ее Евхаристического канона – мы слышим слова апостольского благопожелания: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами!» В так называемой «Иисусовой молитве», которую Церковь советует чаще произносить каждому христианину, мы также употребляем это сочетание трех священных наименований нашего Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Православные богословы подлинно церковного направления, говоря о Спасителе, как правило, не называют Его просто именем «Иисус», а пользуются исполненным благоговения выражением: «Господь наш Иисус Христос». Мы стали христианами с того момента, когда над нами были совершены таинства св. крещения и миропомазания. «Все вы, – говорит ап. Павел, – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ). " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» ( 2Кор. 1:21 ). Как бы комментируя эти слова Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, говорит: «Мы потому и называемся христианами, что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику 1:12). Святой отец как бы напоминает нам, что мы потому становимся христианами, что получаем помазание от Того же «елея радости», т. е. от Духа Святого, Которым по человечеству был помазан Сам Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да приидет Царствие Твое! 1. Обяснение второго прошения молитвы Господней В этом прошении под словом «Царство» разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, непрестанно должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. I. Необходимость Царства благодатного. Если человек, по падении своем, находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни «мыслить» ( 2Кор.3:5 ), ни творить что-либо благое без Бога ( Ин.15:1–5 ), – если душа его, как сухая ветвь, не может приносить сама собою никакого плода, когда не будет на Животворной Лозе – Иисусе Христе; то очевидно, что только одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к добродетельной жизни, и созидать все возможное его благополучие в сем месте странствования, и вести его к приобретению вечного блаженства. Очевидно, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное в нем воцарение Божие. II. Возможность приобрести Царство благодати. Но сколько необходимо для нас Царство благодати, столько же возможно и прибрести его, ибо – и Сам Всевышний благоволит жить не столько в «рукотворенных церквах» ( Деян.7:48 ), сколько «внутрь» нас ( Лк.17:21 ), избирая обителью Своею сердца, любящие Его ( Ин.14:23 ); и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена ( Еф.2:14 ), так как умилостивлен к нам ныне Отец Небесный посредством крестной жертвы Агнца Божия, Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, – да и Сам Искупитель наш, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование послать «иного Утешителя, да будет с ними, вовек, Духа истины» ( Ин.14:16–17 ). Это обетование Иисуса Христа, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение его продолжалось и потом во все веки, продолжается ныне и будет продолжаться до скончания мира. Никто не должен сомневаться в том, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, т. е. всем православно верующим и проводящим истинно христианскую жизнь, ибо и пророческое слово об этом предмете весьма ясно: «излию от Духа Моего на всяку плоть» ( Иоил.2:28 ); и Сам Богочеловек столь же ясно говорит об этом во Св. Евангелии: «аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Средствами же к приобретению даров Духа Святого могут служить: усердная молитва и Таинства. (См. «Простран. христ. катехизис»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Касательно третьего пункта разности, по которому в латинской церкви при совершении Таинства Миропомазания кроме помазания миром бывает еще возложение рук и прочее, должно заметить следующее: а) мы уже видели, что в Священном Писании , в котором упоминается то о помазании, то о возложении рук, нигде не говорится, чтобы то и другое употреблялось вместе при совершении Таинства Миропомазания; но тот и другой знак знаменуют одно и то же действие и, следовательно, совершенно заменяли один другой; б) формула, употребляемая латинскою церковью при совершении Таинства Миропомазания, не согласна с правилами Вселенских Соборов (II-ro 7-м и VI-ro 95-м) и не выражает сущности Таинства – утверждение миропомазуемого в благодатных дарах Духа Святого: в формуле западной церкви призывание всей Святой Троицы и запечатление знамением креста – выражения или действия не равносильные словам Писания: запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:22 ); в) ударение слегка по ланите для показания будто бы того, что христианин должен для Бога терпеливо переносить все лишения жизни, не может быть названо удачным знамением, и во всяком случае не было употребляемо в христианской древности, а есть очевидное нововведение и совершенно произвольное. Наконец, касательно четвертой разности католической церкви от Православной в Таинстве Миропомазания, должно сказать, что II и VI Вселенские Соборы, которые занимались вопросом о принятии в Церковь еретиков, представляют перечень тех самых частей тела, которые и доныне помазываются в Православной Церкви (7-е прав. II-ro Всел. Соб. и 95-е VI-ro 21 ): следовательно католическое помазание одного чела у миропомазуемого есть, опять, очевиднейшее нововведение и ничем не оправдываемый произвол. Лютер, при несовершенном еще отделении от Латинской церкви, признавал Таинство Миропомазания, но потом вычеркнул его из числа Таинств. Впоследствии, – по поводу возражения анабаптистов, которые говорили, что крещение младенцев, допускаемое Лютером, не имеет у него никакого смысла, так как для Таинства, по Лютеру, требуется одна только вера, – протестанты восстановили Миропомазание, как дополнительный обряд Крещения, совершаемый над детьми, когда они могут сознательно относиться к предметам веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Из этого предельно ясного высказывания святого отца можно заключить, что «образ Божий» находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе, а «подобие”- в самом совершенствовании разума человеческого, в его свободной воле, в добродетельной и святой жизни, в человеческом стремлении получения даров Святого Духа. Кроме свт. Григория Нисского многие святые отцы Церкви именно таким образом различали образ от подобия. Для примера можно воспользоваться словами свт. Иоанна Златоуста, который учит, что «… выражение «по образу» указывает преимущественно на господство человека и на его власть над всем, а рядом с этим «подобие» означает совершенство в добродетелях» (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 6. Кн. II. Спб, 1900. С. 845.) Святой Иоанн Дамаскин тоже говорит: «.. выражение «по образу» указывает на способность ума и свободы, тогда как выражение «по подобию» означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека» (Св. Иоанн Дамаскин. Творение. Т. 1. Соб, 1913. С. 212.) «Человек с самого рождения своего получает преимущество быть отобразом Божиим, — учит Климент Александрийский ,- подобия же Богу он должен достигать впоследствии через совершенствование» (Климент Александрийский. Строматы. II, 22. Ярославль, 1892. С. 291.) Завет Божий и служение человека «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета». ( 2Кор.3:6 ) Через осознание себя, как образа и подобия Божия, а также через свою свободу человек приносит Творцу служение от лица всего творения. Обнаруживая в природе славу и святость Божию, стремясь к достижению совершенства в любви Христовой ( 1Ин.4:16-21 ), раскрывая в себе образ и подобие Божие, восполняясь богоподобными совершенствами человек сознательно и свободно прославляет Творца и Господа ( Пс.148 ), и таким образом отвечает на любовь Божию. Являясь в Завете Божием сознательной и одухотворенной личностью, человек, как венец творения и как благоговейный священнослужитель среди всего сотворенного, объединяет в себе действие восприятия любви и славы Божией и действие приношения их к Богу.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

14) Сектант: Зачем еще придумали ваши священники епитимии для кающихся? Господь сразу прощает всех, обращающихся к Нему с покаянием: " приходящего ко Мне, сказал Он, не изгоню вон“ ( Иоан. 6: 37 ), а у вас проявляется лишняя жестокость к кающимся. Объяснения православного: Епитимия существует в Церкви со времени св. Апостолов, и она – не наказание, а духовное врачевство, необходимое для окончательного исправления грешника, требуемое иногда и самими искренно кающимися. Так, блудный сын, возвращаясь к отцу своему, в искреннем раскаянии просит его: «Я согрешил на небо и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих“ ( Лк. 15: 18–21 ). И Закхей мытарь, сознав всю тяжесть греха своего – корыстолюбия, говорит Спасителю: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19: 8 ). Сам Спаситель дал право св. Апостолам не только разрешать, но и связывать грешников: «что вы свяжете на земли, то будет связано на небе“ ( Мф. 18: 18 ), «на ком оставите грехи, на том останутся“ ( Лк. 20: 23 ). И мы видим, что св. Апостолы сами употребляли епитимии для исправления грешников. Так, напр., ап. Павел «предал сатане Именея и Александра, чтобы они научились не богохульствовать“ ( 1Тим. 1: 20 ); он же сперва отлучил коринфского кровосмесника и «предал сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен“, а потом принял его в общество верующих. ( 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2: 8–10 ). И пастырям Церкви необходимо для исправления грешников прибегать в нужных случаях к епитимии, как к духовному врачевству, помня слова и ап. Иуды: «к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте“ (ст. 22–23). II. Вопросы и ответы православного Кем и когда установлено св. таинство Покаяния, или исповедь? Еще задолго до Своих страданий Христос обещал сперва ап. Петру ( Мф. 16: 19 ), а потом и всем св. Апостолам дать власть прощать или оставлять на людях их грехи, когда сказал им: «Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе“ ( Мф. 18: 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А это г последний, согласно 28 Апостольскому правилу, совершенно отсекается от Церкви. 160 Известные англиканские богословы XIX и начала XX т. Ляйтфут и Дж. Вордсворт утверждали, например, что епископат развился из пресвитерства. Соколов И. Учение Римско-Католической Церкви о таинстве священства, стр. 112. 169 Формула эта, как и следующая – sacramentum est visibile signum invisibilis gratiae Dei,– составлена из выражений, встречающихся в творениях блаж. Августина. 173 Н. Терентьев. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910, стр. 293. 177 «На тело брата почившего взирают как на храм, освященный благодатию»: См. прот. Г. С. Дебольский. Попечение Православной Церкви о опасении мира СПб., 1894, стр. 515 и далее. 179 Сама совершительная формула таинства миропомазания («Печать дара Духа Святаго»), ясно указанная в 7-м правиле II Вселенского Собора, вполне согласуется с выражением апостола: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас (есть) Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наших ( 2Кор.1:21–22 ). 180 «Тот, кто вчера и прежде был одним из многих, одним из народа, вдруг оказывается... совершителем сокровенных таинств...» «Нисколько не изменившись по телу или по виду», он «некоторой невидимой силой и благодатью преобразуется, по невидимой душе, к лучшему». Св. Григорий Нисский . Творения в русск. пер., изд. Моск. дух. акад. Москва, ч. 8-я, 1871, стр. 6–7. 183 Православное Исповедание. Отв. па вопр. 103-й; Номоканон при Большом требнике, ст. 204. Такое снисхождение Церкви, основанное, несомненно, на апостольском дозволении, объясняется исключительным значением таинства крещения, как «врат в Церковь » ( Ин.3:5 ), без вхождения в которые невозможно спасение человека Известие о дозволении совершать крещение в крайнем случае мирянину находим впервые у Тертуллиана : «О крещении», XVII. Ср. Дебольский Г. С. Попечение Православной Церкви..., стр. 97–98. 185 Письма св. Киприана: а) к Антониану, о Корнелии и Новациане; б) к Юбаяну, о крещении еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

О деятельности падших духов, которую Бог только попускает, потому что не хочет стеснять их свободы, православная Церковь учит: «они (злые духи) виновники всякого нечестия, хулители Божеского величия, развратители человеческих душ... Впрочем не могут употребить насилия ни над одним человеком..., если Бог не попустит им» (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 21). То есть, диавол действует, как враг Божий и вместе как враг человеческий. I. Сам Спаситель называл диавола – врагом Своим, который всевает плевелы на том селе, где Он, Сын человеческий, сеет доброе семя ( Мф. 13 : 37, 39 ); князем мира сего ( Ин. 12 : 31; 14:30; 16 : 11 ), имеющим свое царство, совершенно противоположное Царствию Божию ( Мф. 12 : 26, 28 ), и выражал мысль, что эта область сатанина есть язычество ( Деян. 26 : 18 ) и вообще греховное состояние людей, которым отец – диавол ( Ин. 8:44 ). Св. Апостолы именовали диавола и ангелов его началами, властями и миродержителями тмы века сего ( Еф. 6 : 12 ); его царство – державою смерти ( Евр. 2 : 14 ), властию (областью) темною, противоположною царству Сына Божия ( Кол. 1:13 ). II. О вражде диавола против людей известно следующее: 1. Диавол, будучи человекоубийца искони, т.е. искусив наших праотцов еще в раю ( Ин. 8:44 ), с того времени не преставал искушать и преклонять ко злу нравственному и каждого из людей всеми возможными мерами. Он яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ); у одних ослепляет разум, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы ( 2Кор. 4:4 ); у других, для кого уже возсиял сей свет, взимает слово Божие от сердца их, да не веровавше спасутся ( Лк. 8:12 ); третьих, как благочестивого Иова ( Иов. 1:9 и дал.), по Божии попущению, преследует бедствиями, и всаждает в темницы, да искусятся ( Ап. 2:10 ), и т. п. 2. Диавол или его демоны нередко даже вселялись, по Божии попущению, и вселяются в человека, чтобы его мучить. В этом несомненно убеждают нас Евангельские сказания о бесноватых: а) Сам Спаситель смотрел на бесноватых, как на людей, действительно имевших в себе демонов, и потому, когда беседовал с бесноватыми, то направлял слова Свои не к людям, но прямо к демонам, называл их ясно духами нечистыми и повелевал им изыти от людей: изыди душе нечистый от человека ( Мк. 5:8 ; снес. 1:25 ); душе немый и глухий, Аз mu повелеваю: изыди из него, и ктому не вниди в него ( Мк. 9:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

37 «Это положение, повторяемое Августином чрезвычайно часто, выражается им особенно ясно в следующих местах: De peccat. merit? et remiss, lib. I. Cap. 9; De nupt. Et concupisc., lib. I. Cap 23, 24; lib II. Cap 5; Opus imperf., lib. VI. Cap 22 (см. сн. 105 в 30:75). 40 После всемирного потопа сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся… И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли ( Быт. 8:21–22; 9:8–11 ). Это как раз говорит о том, что Бог не отвратился от человека, а дал ему возможность исправления и покаяния. Особенно с яркой силой это показано в Новом Завете: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). …Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор. 5:19 ). 41 Данный стих не является подтверждением ни того, что акт зачатия является греховным, ни того, что мы рождаемся уже грешными. «По святоотеческому толкованию под беззакониями здесь разумеется унаследованная от прародителей тленная (то есть подверженная смерти) природа, с которой сопряжено множество грехов, беззаконий» (190: 15. См. п. 9). «Феодорит, упоминая слова 50 псалма: во грехе родила меня мать моя, – отмечает, что это относится к общему греховному состоянию смертного человечества: “Сделавшись смертными, Адам и Ева зачали смертных детей, а смертные существа по необходимости подвластны страстям и страхам, радостям и печалям, гневу и ненависти”» (73:158, со ссылкой на: Мейендорф Иоанн , [протопресвитер].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010