Демон, диавол Глава падших ангелов – диавол, или сатана а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: Сначала диавол согрешил ( 1Ин.3:8 ). Господь сказал: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию ( Лк.10:16 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): Ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего ( Ин.14:30 ). Князь мира сего осужден ( Ин.16:11 ); в) владеет царством смерти: Как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). г) есть виновник нашего падения и искушений: ( Быт.3:1–6 ). Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор.11:3 ). Кто делает грех, тот от диавола ( 1Ин.3:8 ). Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ); д) противится делу Божию: Мы, я Павел [и Силуан и Тимофей], и раз, и два хотели прийти к вам; но воспрепятствовал нам сатана ( 1Фес.2:18 ). Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них ( Откр.12:7 ); е) препятствует евангелию и похищает слово Божие из сердца: У неверующих бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор.4:4 ). Ко всякому, слушающему слово о царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его ( Мф.13:19 ). Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышать, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их ( Мк.4:15 ); ж) может принимать образ светлого ангела: Сам сатана принимает вид ангела света ( 2Кор.11:14 ); з) виновник отступничества: Пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи ( 2Фес.2:9–11 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Утешение Библейские утешения в скорби Бог есть Бог всякой утехи: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ). Утешение в скорби подается Богом: Я, Я Сам Утешитель ваш; кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава? ( Ис.51:12 ). По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Утешение в скорби обещано: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои ( Пс.125:5–6 ). Блаженны плачущие; ибо они утешатся ( Мф.5:4 ). Блаженны плачущие ныне; ибо воссмеетесь ( Лк.6:21 ). Основания к утешению в скорби для верующих: а) кратковременность их теперешних искушений: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор.4:17 ). О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений ( 1Петр.1:6 ). Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам по кратковременном страдании вашем да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр.5:10 ); б) надежда на славное воскресение: И я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим ( Пс.16:15 ). И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ( Кол.3:1 ). Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему [т. е. Христу], потому что увидим Его; как Он есть ( 1Ин.3:2 ); в) обетований вечной жизни: Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных ( 1Тим.4:10 ); г) надежда на вечную славу и блаженство: [ибо] думаю [говорит апостол Павел], что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над главою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся ( Ис.35:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры Память 10 сентября Три девы – Минодора, Митродора и Нимфодора – принесли себя в дар Пресвятой Троице. Иные приносят дары Богу от своего имения, – подобно тому как некогда три восточных царя принесли Ему золото, ладан и смирну 5696 (см. Мф.2:11 ); девы же святые принесли Богу дары от внутренних своих сокровищ. Они принесли Ему вместо золота свои души, искупленные не тленным золотом, а честною кровию непорочного Агнца 5697 (см. 1Пет.1:19 ); вместо ладана принесли чистую совесть, говоря вместе с Апостолом: «Ибо мы Христово благоухание» 5698 ( 2Кор.2:15 ); вместо смирны принесли в дар Господу самое тело, отдавши его еще в непорочном девстве на раны за Христа. Святые девы твердо были убеждены в том, что Господь требует не временного богатства нашего, но нас самих, как некогда сказал Давид: «Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны» ( Пс.15:2 ). Поэтому они и принесли в жертву Богу самих себя, как это ясно видно из святой их жизни и мужественных страданий. Святые девы родились в Вифинии 5699 . Сестры по плоти, они остались сестрами и по духу: ибо единодушно предпочли лучше служить Богу, нежели быть рабынями мира и всей его суеты. Желая же вместе с душою и тело сохранить не оскверненным и в совершенной чистоте соединиться с чистым Женихом своим, Христом Господом, святые девы последовали Его призыву: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» ( 2Кор.6:17 ). Всего более возлюбив девическую чистоту и зная, как трудно сохранить эту чистоту среди народа, склонного к любодеянию и непрестанному греху, святые девы оставили людское общество и, отстранив себя от всего мира, поселились в уединенном месте. Подобно тому как воды речные, впадающие в море, лишь только сольются с морскими водами, тотчас теряют свою сладость и становятся солеными, – и чистота душевная, пребывая среди мира, не может не заразиться его сластолюбием. Так дочь Иакова, Дина, сохраняла свою девическую чистоту, пока не отдала себя в языческий город Сихем; но как только познакомилась с жившими в том городе дочерьми и вступила с ними в общение, тотчас погубила свое девство 5700 . Мир сей со своими тремя дочерьми – похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою 5701 (см. 1Иоан.2:16 ) – тот же Сихем и ни о чем другом не заботится, как только причинять вред тем, кто питает к нему любовь, как смола чернит прикасающихся к ней, так и мир делает почитателей своих скверными и нечистыми. Блажен посему тот, кто избегает мира, чтобы не запятнать себя его нечистотою; блаженны и сии три девы, бежавшие от мира и от злых его дочерей. Не очернили святых дев мирские скверны, и они остались чистыми, как белые голубки, летая на крыльях добродетели и Боговидения по горам и пустыням и желая найти приют, как в гнезде, в любви Божественной. Так у пустынников, живущих вне суетного мира, бывает одно только непрестанное стремление к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рассуждение тридцать второе. О благочестии Гони правду, благочестие, веру, любовь, терпене, кротость ( 1Тим.6:11 ). § I Святые Феодорит и Златоуст примечают, что в Священном Писании мужи благочестивые и Богу добродетелью приближенные называются людьми Божиими не потому, якобы прочие люди не были Божии; но потому, что они образ Божий, по которому созданы, чист и невредим грехом деятельным сохранить стараются. В таковом смысле рассуждаемого благочестивого, Апостол Павел научая, к Тимофею, ученику своему, говорит: ты же, о теловече Божий, сих (пороков) бегай: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. § II Кроме сего названая, что благочестивые называются людьми Божиими, суть ещё разные. 1) Благочестивые именуются другами Божиими. Сие наименование даёт Сам Сын Божий, глаголя: вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам ( Ин.15:14 ). 2) Благочестивые именуются агнцами α) в рассуждении кротости и незлобия. Между многими животными первое место занимает агнец. Агнец есть кроток, он ниже зубами, ниже ногтями, ниже рогами, ниже ногою вредит: так благочестивые суть кротки, а потому-то и ублажаются от Бога: блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф.5:5 ). Да и сами они о себе могут похвалиться: ни единаго обидехом, ни единаго истлихом, ни единаго лихоимствовахом ( 2Кор.7:2 ). ß) Благочестивые называются агнцами в рассуждении пользы. Всё то, что имеет агнец, есть полезное: так все дела благочестивых суть полезны к назиданию ближнего. γ) Благочестивые называются агнцами в рассуждении знания. Агнец познаёт волка ( Лк.10:3 ): благочестивые должны стараться познать волка адского, который всех старается отогнать от Царствия Небесного. Они должны познать и хищных волков веры Христовой, кои суть лживые пророки, приходящие во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы ( Мф.7:15 ). Они должны познать волков нечестия и гонения, о коих говорит Христос: се, аз посылаю вас яко овцы посреде волков; будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие ( Мф.10:16 ). δ) Благочестивые называются агнцами в рассуждении терпения. Терпение величайшее примечается во агнце: так благочестивые должны быть терпеливы взирая на начальника веры Христа, о коем пишется: иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно ( 1Пет.2:23 ). ε) Благочестивые называются агнцами в рассуждении чистоты. Они очищают себе от всякия скверны плоти и духа ( 2Кор.7:1 ). И таковых есть очень мало, иже не оскверниша риз своих ( Откр.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Общее введение к изучению новозаветных священных книг ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. ИСТОРИЯ КАНОНА СВЯЩЕННЫХ КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА Понятие о священных Книгах Нового Завета вообще. Под именем Книг Нового Завета разумеются те Священные Книги, которые написаны Апостолами или, под их руководством, их ближайшими учениками, по внушению Святого Духа, и которые потому служат главным основанием христианской веры и деятельности. Называются они Книгами Нового Завета, в отличие от Книг Ветхого Завета, которые заключают в себе историю и условия приготовления рода Человеческого к принятию Спасителя, и которые потому имели только временное (подготовительное) значение; Книги же Нового Завета, как излагающие историю пришествия Спасителя на Землю, Его дела и учение, послужившие к устройству основанного Им на Земле Царства Божия – имеют значение вечное. Происхождение сих Книг от Святого Духа, через Апостолов и их учеников, указывает их отличие от других Писаний века Апостольского и последующих веков, в которых излагалась та же история и учение Нового Завета, но которые, как произведения чисто Человеческие, не пользовались таким уважением, как Книги Апостольские, а некоторые из них, как неблагонамеренные, совсем отвергнуты Церковью . Примечание. Наименование Нового Завета, в противоположность Ветхому, употребляется уже Иисусом Христом и Апостолами, но первоначально ещё в смысле всего Домостроительства Божия о Спасении Человека ( Мф.26:28 ; Евр.8:6–13; 9:15 ). Впрочем, уже у Апостола Павла Писания Моисея известны прямо под именем Ветхого Завета ( 2Кор.3:14 ), а отсюда можно заключить, что и название Нового Завета, в приложении к Писаниям Новозаветным, стало употребляться ещё во времена Апостолов, и – кажется – Апостол Павел в этом уже смысле употребляет название Нового Завета, когда говорит о себе и о других Апостолах, что Бог дал им способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа ( 2Кор.3:6 ). Собственно же это название, в приложении к совокупности Новозаветных Писаний, сделалось употребительным на Западе со времени Тертуллиана , а на Востоке со времени Оригена – писателей III века. Другие названия в приложении к Новозаветным Книгам, подобные названиям Ветхозаветных Книг, например, Святые и Священные Писания или просто – Писания, стали употребляться также со времени появления их или с того времени, когда им стали оказывать уважение наравне с Писаниями Ветхого Завета. Так Апостол Пётр ( 2Пет.3:16 ) упоминает уже о Писаниях Нового Завета с особенным уважением, а Апостол Павел увещавает христиан твёрдо хранить Предание, которым они научились или словом или посланием Апостолов ( 2Фес.2:15 ), с чем необходимо увязано сохранение и самих Посланий, в которых предложены эти Предания. Богодухновенность Книг Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Аще кто от вас, лишен есть мудрости, да просит от дающего Бога всем нелицемерно и не поношающего, и дастся ему. Нуждаются в разъяснении слова: дающаго… нелицемерно и не поношающего – το διδντος … πλς κα μ νειδζοντος. Слово πλς, нигде больше в Новом Завете не встречающееся, кроме данного места, значит собственно: просто. Но, очевидно, это значение его здесь не подходит, ибо не ясен будет смысл выражения: дающего просто. Если иметь в виду употребление родственного слова πλτης во 2Кор.8:2 и 2Кор.9:11, 13 . где ап. Павел, говорит, что македонские церкви, будучи усердными к делу христианской милостыни, являясь доброхотными дателями «по силам и сверх сил», преизбыточествуют по тому самому в богатстве τς πλτητος ατν, т.е. в своей щедрости; то с полным правом выражение πλς данного стиха послания ап. Иакова, можно переводить словом: щедро (liberaliter). Μ νειδζοντος значит: не упрекающего или: не попрекающего т.е. оказанными благодеяниями. Ср. Иисуса Сына Сирах. ( Ис.18:18, 20:15 ). – Общий смысл данного стиха послания ап. Иакова будет следовательно таков. Бог есть Отец света, источник премудрости, а потому, кто из нас лишен премудрости, т.е. кому не достает опирающегося на вере деятельного познания высоты и назначения христианского звания, – познания, такт, необходимого в различных случаях нашей жизни, особенно при постигающих нас испытаниях тот пусть просит премудрости у Бога и она дастся ему. Бог даятель щедрый. Он не подобен людям, которые, оказавши нам какие-нибудь благодеяния, впоследствии попрекают нас ими. Они люди, очевидно, делали добро не бескорыстно, а для удовлетворения своих каких-нибудь чисто эгоистических целей, Бог же дает нам свои милости из бесконечной любви своей к нам, исключительно ради нашего блага. Так нежно любящие своих детей родители все делают для их блага и счастья, и в то же время забывают о том добре, которое они им оказали. Душа любящего здесь сливается воедино с душею любимого, а потому любящий не спрашивает себя, что он сделал любимому, а – как последний воспользовался данным ему добром, – послужило ли оно к его благу, умел ли он употребить его, или же нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zamecha...

Дамаск Дамаск ( , – по иным такое название происходит От красного цвета песчаной и вулканической почвы земли, а по другим – с арабского означает: место хлопот, движения, проворства, деятельности, по причине производства торговли; Δαμασκς; Damascus; Дамаскъ): Быт.14:15, 15:2 . 2Цар.8:5–6 . 3Цар.11:24, 15:18, 19;15, 20:34 . 4Цар.5:12, 8:7. 9:14, 28, 16:9, 10 . 1Пар.18:5–6 , 2Пар.16:2, 24:23, 28:5, 23 . Иудфь.1:7, 12, 15:5. Песн.7:5 . Ис.7:4, 8, 8:4, 9, 10:9. 17:1–3 . Иер.49:23, 24, 27 . Иез.27:18. 47:16–18 . Ам.1:3–5, 3:12, 5:27 . 1Мак.11:62 . Деян.9:2, 3, 8, 10 ... 22:5, 6, 10–12. 2Кор.11:32 . Гал.1:17 . – Город Сирийский, упоминаемый уже в истории Авраама, который, спасая племянника своего Лота, преследовал неприятелей до Ховы, что по левую сторону Дамаска ( Быт.14:15 ), и который имел у себя слугу Елиезера, родом из Дамаска ( Быт.15:2 ), и след., это один из древнейших городов мира. Флавий приписывает основание его Узу (Οσοσς), сыну Арама, внуку Сима, сына Ноева (Древн. К. 1. гл. 6. § 4). Город этот лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде (у древних Хрисоррой), протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине (ель-Гута). при восточной подошве Анти-Ливана. В Св. Писании упоминаются две реки Дамаска: Амана и Фарфар ( 4Цар.5:12 ). Первую принимают за одно с Барадой, а под последней разумеют реку Авадж, которая, вытекая из Ермона, протекает на юге Дамаска, и хотя не касается самого города, но вместе с Барадой составляет важнейшую реку в этой области. Древняя история Дамаска неизвестна. После времен Авраама, верные исторические сказания о нем начинаются со времени Давида. Во время войны Давида с Адраазаром (Хадад-Езером), царем Сувским, к Адраазару пришли на помощь сирийцы дамасские. Давид поразил их 22 тысячи, и взял множество добычи и поставил охранные войска в Сирии Дамасской, и сирийцы сделались рабами Давида и платили ему дань ( 2Цар.8:5–8 . 1Пар.18:5–8 ). Но потом, после нового поражения Адраазара и сирийцев ( 2Цар.10:6–19 ), Дамаск приобрел опять независимость и управлялся своими царями, которые нередко вели войны с израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов ( 1Пет.1:12 ),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ; ср. 1Пет.1:12 ; 1Тим.3:16 ; 1Кор.2:4 ). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества ( 2Пет.1:20–21 ). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им ( Лк.24:45 ). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ; ср. Еф.4:17 ; 1Кор.10:4 ), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» ( Мф.21:44 ). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» ( Мф.13611 ; Мк.4:14:34 ; Ин.17:8–9 ), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово ( 2Тим.1:13 ; 2Тим.2:15 ; Тит.1:9:2:1 ). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие ( Деян.8:30–31:35 ; Рим.10:14 ), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2 , а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви ( Тит.1:5 ), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому ( Деян.20:28 ). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? ( Рим.10:15 ; ср. 1Кор.12:28–29 ). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие ( 2Пет.3:16 ; 2Кор.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Болезни и исцеления (Disease and healing) Библейские авторы выражают, в основном, донаучный взгляд на болезни и причины их приписывают в значительной степени действию внешних сил. В некоторых случаях возбудителем болезни прямо называется зло, хотя и допущенное Богом. Именно так объясняются страдания Иова ( Иов.2:1–8 ). Другой пример – «жало в плоти», полученное апостолом Павлом от «ангела сатаны» ( 2Кор.12:7 ). В данном случае Бог призвал Павла полагаться в своей немощи на Божью силу, но в других местах такие действия врага считаются вредоносными, а исцеление рассматривается как одно из средств демонстрации наступления Божьего Царства (напр., Лк.13:10–16 ; ср. Лк.11:20 ). Болезнь – один из главных врагов, которого Иисус подчиняет Себе в первых главах Евангелия от Марка (напр., Мк.1:32–34, 40–42; 2:1–12 ). Хорошее здоровье и исцеление рассматриваются как признаки Божьего благословения, а болезнь – как указание на немилость ( Втор.7:15 ; 1Цар.5:9 ; Пс.37:4; 40:2–5 ). Следовательно, при заболевании необходимо обращаться к Богу. Царь Аса, искавший помощи только у врачей, безоговорочно осуждается за это ( 2Пар.16:12 ). В нескольких псалмах (напр., Пс.31; 37; 40; 106 ) перечисляется ряд симптомов, которые недвусмысленно связываются с грехом больного. Бог активно использует болезни как средство наказания и суда (напр., 2Цар.12:15 ; Иов.5:17–18 ; Пс.31:3–5; 37 ; Авв.3:3–5 ; Деян.12:21–23 ). Эта тема присутствует также в учении Павла о вечере Господней ( 1Кор.11:27–32 ), когда Павел говорит, что тот, кто ест и пьет, «не рассуждая о Теле Господнем», делает это в осуждение себе, отчего «многие из вас немощны и больны». Еще один пример – случай с Мариамь в Чис.12 . Когда она вместе с Аароном выступила против их брата Моисея, Бог поразил ее проказой. Затем после ходатайства за нее Моисея наказание было заменено семидневным периодом изоляции вне стана. Взаимосвязь между болезнью и отвержением показана в Иер.30:17 . Сюда же относится и руководство по определению инфекционных кожных заболеваний, изложенное в Лев.13 . Установив такой диагноз, священник должен был объявить больного «нечистым» ( Лев.13:3 ) и изолировать его. Во Втор.28 показаны ужасные последствия неповиновения Богу, в число которых входит множество проклятий, связанных с болезнью. С другой стороны, повинующимся Его закону Бог обещает: «Не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой» ( Исх.15:26 ). Соотношение между грехом/прощением и болезнью/исцелением раскрывается псалмопевцем в изображении Господа как Того, Кто «прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» ( Пс.102:3 ). Эта тема повторяется в Ис.33:24 : «И ни один из жителей не скажет: “я болен”; народу, живущему там, будут отпущены согрешения».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Во святых отца нашего Афанасия Великого. Послание к монаху Аммуну Правило 1 Все творения Божии добры и чисты, потому что Божие Слово не сотворило ничего неполезного или нечистого. Ибо мы Христово благоухание в спасаемых, по апостолу ( 2Кор.2:15 ). Поскольку же стрелы диавола коварны и многообразны, так что он умудряется приводить в смущение людей простодушных и в обычных упражнениях препятствует братьям, всевая в них нечистые и скверные помыслы, то давайте в этом кратком слове разоблачим обольщение лукавого благодатью Спасителя нашего и утвердим мысль простых. Для чистых все чисто, а у нечистых и совесть, и все осквернено (см. Тит.1:15 ). И удивляюсь я ухищрению диавола, как он, сам мерзость и пагуба, внушает помыслы по видимости чистые. Однако внушаемое им – это скорее козни или искушение. Ведь именно для того, как я сказал, чтобы отвлечь подвижников от их обычного спасительного занятия и показаться в этом деле победителем, он и нашептывает им подобные пустые размышления, которые не приносят ничего полезного для жизни, но только приводят к ненужным вопросам и пустословию, тогда как их следует избегать. Ведь поистине, скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, какой грех или нечистота в естественном истечении? Это то же, что вменить в вину выделения из носа или слюну. Мы можем сказать и больше – об извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Кроме того, если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским ( Деян.17:28 ), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех . А когда не по нашей воле случается какое-нибудь естественное истечение, тогда мы претерпеваем это по естественному закону, как и остальное, о чем мы сказали. Но поскольку те, у которых одна забота – противоречить справедливо сказанному, вернее сказать, сотворенному Богом, приводят евангельское изречение о том, что не входящее сквернит человека, но исходящее ( Мф.15:11 ), то необходимо обличить и это их неразумие (ведь вопросом его не назовешь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010