Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРБИ [лат. Corbeia; франц. Corbie], католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (обл. Пикардия, Франция). Основание К. Вероятно, мон-рь был основан между 657 и 661 гг. на месте галло-римской виллы и христ. ксенодохия (благотворительного учреждения). Его основателями считаются члены королевского дома Меровингов - св. Бальтхильда, вдова Хлодвига II, кор. Нейстрии и Бургундии (638/9-657), и ее малолетний сын Хлотарь III (кор. Нейстрии и Бургундии в 657-673). Земля, на которой была построена обитель, принадлежала Гунтланду, майордому Хлотаря III, а после его смерти в 639 или 641 г. стала частью королевского фиска (MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 311, 315). Согласно Житию Бальтхильды (BHL, N 905-907), составленному вскоре после ее кончины, королева обратилась к св. Вальдеберту, аббату мон-ря Луксовий (см. Люксёй ), с просьбой прислать мон. Теодефреда, которого она пожелала назначить аббатом К. (Vita Balthildis. 7//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 490-491). В ответ Вальдеберт, заинтересованный в появлении у Луксовия дочерних обителей, прислал группу монахов. Вскоре в К. были построены 2 церкви - во имя апостолов Петра и Павла (главный храм) и во имя св. Стефана. Вероятно, монахи Луксовия привезли в К. рукописи, положив начало книжному собранию мон-ря. Сохранились 4 дарственные грамоты, изданные в пользу К. членами династии Меровингов - Бальтхильдой и Хлотарем III, а также ее сыновьями Хильдериком II († 675) и Теодорихом III († 691). Согласно одной из грамот, в 664 г. кор. Хлотарь III освободил К. от всех налогов и податей (integra immunitas). Самая ранняя рукопись, в которой содержится текст грамот (Berolin. Phillips. 79 (1776). Fol. 93-128), по мнению ряда исследователей, создана во 2-й трети IX в., по мнению других - между 862 и 880 гг. Анализ композиции текстов и формуляров, а также топографических указаний в описаниях монастырских владений позволяет сделать вывод, что все эти грамоты являются подложными. Их составление датируют либо 3-й четв. IX в. ( K ö lzer. 1998), либо более ранней эпохой Карла Мартелла (ок. 688-741) или Пипина Короткого (714-768) ( Barbier, Morelle. 2011).

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Заборье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Это село одно из древних в Поречском крае. До образования уезда оно входило в состав Щуцкого стана Дворцовой Порецкой волости. Об этом свидетельствуют строки из работы протоиерея А. Лавровского «Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии» (Смоленск, 1884), а также сведения из статьи «Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII века» (Смоленск, 1868) (Лавровский А., протоиерей. Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии, составленный на основании разобранных церковных дел архива консистории от 1721 по 1738 год//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1884. - С. 712; Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII в.//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1868. - С. 253). В материалах, составленных в помощь приходским летописцам, читаем: «В селе Заборье церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы, весьма ветхая, при ней колокольни и ограды нет; оная церковь устроена в 1617 г. смоленской шляхтою Марией Ивановой дочерью Пом ...ою» (Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1871. С. 664). В 1707 г. митрополит Сильвестр III выдал в храм антиминс (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 893). В 1737 г. ветхий храм был разобран и на его месте выстроена новая деревянная (дубовая) церковь, освященная, как и прежняя, в честь Успения Божьей Матери. Средства на возведение храма выделил полковник Дионисий Иванович Рачинский (Сперанский И. Указ. соч. - С. 728). В церкви было два придела: Успенский и Никольский. В 1815 г. Наталья Александровна Баранцева построила в селе второй храм, каменный. Он был освящен во славу Преображения Господня. Но главной церковью считалась Успенская. Она была теплой, т.е. в ней можно было совершать богослужения зимой (Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. - Смоленск, 1897. - С. 46).

http://sobory.ru/article/?object=26158

I. Слова и речи 1 . О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от церкви. Слово, произнесенное 5 октября 1874 года. 1875, кн. I, отдел III, стр. 3. 2 . К русским православным людям и глаголемым старообрядцам – в день священного венчания и помазания на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. 1883, отд. I стр. 8. 3 . Слово на обновление храма в Никольском единоверческом монастыре. Арх. Павла. 1875, кн. I, отд. III, стр. 3. 4 . Слово в неделю сыропустную о древе жизни. Его же. 1885, т. I, отд. I, стр. 145. 5 . Слово на праздник Рождества Христова. Его же. 1893,т. I, стр. 5. 6 . Слово, сказанное при погребении переплетчика Николая. Его же. 1895, т. I, стр. 664. 7 . Слово, сказанное при гробе московской купчихи Екатерины Горбуновой. Его же. 1895, т. I, стр. 667. 8 . Об участии мирян в деле пастырского вразумления уклонившихся от истины (Слово, произнесенное 5 октября 1875 г.). Свящ. И. Г. Виноградова. 1875, отд. II, стр. 237. 9 . Слово в день коронования Их Императорских Величеств. И. Арсеньева. 1889, т. II, стр. 5. 10 . Против учения глаголемых старообрядцев о мнимом изменении веры в новоисправленных церковных книгах. Слово Свящ. С. Спиглазова. 1887, т. II, отд. I, стр. 424. 11 . Речь при открытии Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре. 1883, отд. I, стр. 8. II. Статьи исторического содержания 1. История раскола вообще и раскольнических сект 12 . О происхождении раскола. Инока Варнавы. 1892, т. I, стр. 331. 13 . Протопоп Аввакум, как вероучитель и законодатель раскола. 1875, отд. II, стр. 257. 14 . К материалам для истории раскола. 1886, т. II, отд. I, стр. 489. 15 . Краткие известия о существующих в расколе сектах. Архим. Павла. 1885, т. I, отд. I, стр. 206, 343, 423, 487, 555. 16 . Св. Димитрий Ростовский , как деятель против раскола. Н. Феофилова 1895, т. II, стр. 495, 580, 724. 17 . Странническое согласие Михаила Кондратьева. Н. И. Касаткина. 1876, отд. III, стр. 235. 18 . Нечто о безпоповских сектах: «Покрещеванцы, Нетовцы, Отрицанцы». Е. А-ва. 1884, т. I, отд. I, стр. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

I Хорваты официально принимали христианство дважды, по частям. В первый раз в VII в. (между 664–668 гг.) 2 , в скором времени после прибытия в земли их нынешней оседлости. Константин Багрянородный рассказывает, что тогда византийский император Ираклий вытребовал из Рима священнослужителей и, назначив одного епископом, а других – священниками и диаконами, крестил часть хорватов. Вторичное, дополнительное крещение, на этот раз уже большей части хорватов, произошло в царствование Василия I Македонянина, после того как хорваты освободились из-под власти франков (803–871 г.). В обоих случаях хорваты признали своим духовным главою римского папу 3 . Не мало, конечно, содействовали распространению христианства среди хорватов-язычников и латинские города Адриатического побережья, подчинённые в духовном отношении Сплетской митрополии, занявшей место древней Солинской митрополии, основанной ещё в апостольские времена. Богослужение совершалось, конечно, на латинском, а по местам на греческом языках, а потому христианство , надо думать, прививалось на новой почве медленно и слабо, как в Моравии и Паннонии, до появления там свв. Кирилла и Мефодия (864 г.). Условия были одни и те же: чужой, непонятный язык и чуждая народу по происхождению, образу жизни и воззрениям церковная иерархия, относившаяся к простецам-славянам свысока и враждебно. Иначе пошло дело, когда в Хорватии впервые раздалась славянская проповедь. Зарождение у хорватов народной церкви и ц.-славянской письменности связывается с именами Первоучителей славянства, свв. Кириллом и Мефодием. По народным преданиям, просветительная деятельность свв. Братьев из Моравии и Паннонии распространилась в конце IX-ro в. и на Хорватию, не только северную (Посавсую), входившую в Паннонскую архиепископию, которою управлял св. Мефодий (г. Срем), но и южную – Далматинскую и Приморскую. С церковно-славянским богослужением, грамотой и книгами хорватов познакомили, надо думать, частью сами Первоучители во время их путешествий в Рим, куда они ездили через Хорватию 4 , частью и главным образом – их ученики и ближайшие последователи, когда после смерти св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Документы о пожертвовании купцом А.В. Рязанцевым колокола для русской церкви на Елеоне. 1883–1885 364. Письмо действительного члена ППО купца А.В. Рязанцева 662 в совет Общества Соликамск 1883 г. Подлинник По предложению Председателя Палестинского Общества Великого Князя Сергия Александровича, я с любовью состою действительным членом Общества, почему и считаю священною обязанностью и долгом своим сообщить нижеследующее. В бытность мою в 1882 году я с радостью видел строение двух новых церквей: 1-й в Горнем и 2-й на св Елеонской горе, сооружаемых личным старанием начальника Русской Миссии – архимандрита Антонина и иждивением его с жертвователями, жертвующими к оным построениям. В настоящее лето храм на св Елеонской горе постройкою вчерне окончен, а внутренность, с помощью Божиею, тоже будет скоро изготовлена, так как иконостас давно уже готов, а прочее, как более малоценное, – все будет готово; так что к осени сего года о. архимандрит желает и освятить оный 663 . А я же с своей стороны и с согласия о. архимандрита усердствую к сему храму пожертвовать в 300 пуд колокол, который уже и заказан мною на заводе московского почет гражданина Николая Димитриевича Финляндского 664 , дабы увенчать и украсить русским усердием св Елеонскую гору, для привлечения русских сердец к такому св многознаменательному месту как для молитвы, так и для пожертвований – и вообще для вида русской славы и усердия. Означенный колокол будет доставлен к вокзалу Курской желез дороги заводчиком, а дальнейшую доставку оного до Иерусалима я почтительнейше просил бы Палестинское Общество принять на себя, так как от Общества можно официально снестись о доставке на место с обществами железных дорог и пароходств и смело можно ручаться тогда за его целость в пути и доставку. На что, смею надеяться, Общество изъявит свое согласие, о чем и прошу сообщить мне по возможности скорее, так как я заблаговременно должен предупредить мастера, к какому сроку он должен доставить колокол на вокзал. К тому же, еще сомневаюсь и в том, можно ли будет означенный колокол беспрепятственно от правительства турецкого и греческого Патриархата повесить? Почему и считаю нелишним просить Председателя нашего Общества великого князя Сергия Александровича снестись с кем следует о сем праве, дабы не последовало воспрещения тогда, когда оный уже будет готов и на месте; по примеру тому, как было воспрещено освящение храма в Горнем, к оскорблению нашего Общества и всех русских усердия. И это было тогда, когда совершенно все было изготовлено для угощения русских во время чаемого торжества, а случилось противное...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Скачать epub pdf Псалом 142 Древнейшее надписание сего псалма состоит из двух слов: Псалом Давиду. Что же касается добавления к сему надписанию слов. Егда гоняше его Авессалом, сын его, – то свидетельства древних толковников и отцев Церкви, как то: Феодорита, Иоанна Златоустог о и других, – вполне согласны в том, что псалом принадлежит Давиду, и что в древности он не имел никакого другого добавочного надписания, и только «в некоторых списках, – замечает блж. Феодорит, – нашел я слова сии: «Когда он преследуем был сыном своим Авессаломом», в еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине, потому что псалом точно такое имеет содержание» с. 664]. И действительно, он содержит молитву пророка и царя Давида к Богу о помощи во время восстания против него сына его Авессалома, когда на сторону последнего перешло большинство израильтян, и Давид с немногими преданными ему людьми, принужден был бежать из Иерусалима и скрываться в пустыне от преследования врага, когда царю угрожала опасность лишиться не только царского престола, но и самой жизни. В таких трудных обстоятельствах он и молится: Пс.142:1–2 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Первыми словами псалма Давид умоляет, чтобы Господь услышал молитву его во истине Своей и в правде Своей; но не выясняет, что разумеет он под словами: «истина Божия и правда Его». Не выясняет сего, конечно, в том предположении, что Богу известно то, о чем он молится, – что молится о прощении той содеянной им вины, за которую был наказан Богом. Бог видел как желания сердца пророка, так особенно частые воздыхания сердца, искренне задушевные вздохи, происходящие от сердечного сокрушения сердца его. О св. Марии Магдалине в Евангелии не говорится, что она словами просила Господа об отпущении грехов ее, но из слез, которыми она омывала ноги Господа, Он понял, чего она просила, и сказал: «Отпущаются тебе грехи твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

См. также: Эсхатология святого Григория Нисского митр. Макарий (Оксиюк) Эсхатология сект протестантского происхождения (баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы) (кандидатская диссертация) иерей Евгений Веселов В собрании Совета Императорской Киевской духовной академий, под председательством Преосвященного Ректора, Епископа Василия, присутствовали: инспектор и экстраорд. проф. архим. Тихон, профессоры: В. Рыбинский , Н. Маккавейский, прот. А. Глоголев, С. Песоцкий , Ф. Мищенко, прот. Н. Гроссу , свящ В. Прилуцкий , свящ. А. Чекановский. Не присутствовали профессоры: С. Голубев , Н. Мухин и М. Поснов по нахождению в отпуске, прот. Ф. Титов , М. Скабалланович и П. Кудрявцев по болезни. В собрании присутствовали также доценты и и. д. доцентов, приглашенные на оснований примеч. к § 107 Уст дух. акад. Слушали: I. Отзывы: б) и. д. доцента С. Епифановича о сочинении доцента академий Михаила Оксиюка под заглавием: „Эсхатология св. Григория Нисского » (Киев, 1914), представленном на соискание первой юбилейной премий имени Митрополита Московская Макария , учрежденной при Императорской Киевской духовной академий. „Сочинение М. Ф. Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области древне-христианской эсхатологии. Изучая эсхатологическая воззрения св. Григория Н. в широкой исторической перспективе, М. Ф. коснулся в своем сочинении почти всех древних церковных писателей-греков, начиная с мужей апостольских и кончая бл. Феодоритом и Энеем газским. На протяжении почти шести веков в его сочинении обследованы эсхатологические верования христиан и представлена одна из таинственнейших страниц догматики, интерес к которой никогда не иссякал в верующем христианском сознании. Естественно, появление его книги возбудило к себе живой интерес и среди нашего общества и особенно среди наших научных сил. Как тщательная научная диссертация, сочинение М. Ф отныне стало надежной базой для всех отечественных исследователей в области эсхатологии. Уже появились статьи (И. Подлуцкаю, Эсхат. св. Гр. H., „Вера и Разум“, 1914, сент., кн. I, 17, стр. 664–686; свящ. В. Платонова, Эсхатология св. Гр. H., „Голос Церкви“, 1915, N» 1 (янв.), стр. 96–114; 2 (февр.) и стр. 62–75), правда, сравнительно популярного характера, весьма многим обязаны рассматриваемому сочинению. Появятся, конечно, и еще. Нам, во всяком случае, важно отметить то, что в книге М. Ф. наша наука имеет прочный научный фундамент, и будущее эсхатологических исследований твердо обеспечено на многие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

сост. А. Городков Г) О постепенном действии восстановления в отношении к каждому человеку. а) О благодатном царстве Христовом и благодати О продолжении царского служения Иисуса Христа, по вознесении на небо. Необходимость этого – Богочеловек, «воскресением Своим, восходя к Отцу Своему по естеству, по благодати же и Отцу нашему, открыл нам с Собою вход в самое небо, так что, по сказанию Апостола, Бог Отец сущих нас мертвых прегрешеньми, по вере, сооживи Христом, и по упованию, с Ним воскреси и спосади на небесных ( Еф.2:5–6 ). При всем том, христианин «чувствует, что корень греха не исторгнут из него, как признавался и Апостол, что он чувствует живущий в себе грех, и что не живет во плоти его доброе ( Рим.7:17–18 )» 661 . Между тем, полное общение Бога с человеком возможно только тогда, когда человек не будет иметь в себе ничего греховного. «Не имат во блаженный град Божий внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу ( Откр.21:27 )...Так должно по правде Живаго Бога, Которому не прилично было бы допустить в причастие собственной Его вечной жизни непокорным и противящихся воле Его» 662 ... Так должно быть потому, что иначе и быть не может. «Как рыба не может жить в воздухе, так плоть, с ея страстями и похотями, не может жить в царствии Божием. Надобно сыну Адамову родиться вновь, чтобы соделаться сыном Божиим» ( Ин.3:3 ) 663 ; нужно, потом, употребить много усилий, чтобы совершенно искоренить в себе семя греха 664 . Все это говорит за то, что Любовь Божия, по воскресении Своем, не могла оставить искупленного грешника без своего руководства и без своей Божественной помощи. Указавши человеку путь на небо, Богочеловек должен был дать ему средства и силы взойти туда в общение с Богом 665 . По этому самому, царское служение Иисуса Христа на земле не окончилось с вознесением Его на небо; царским шествием Его на небеса только открывалось Его благодатное царствование, имеющее завершиться царством славы. Действительное существование благодатного царства Христова и отношение его к царству славы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ф.И. Мищенко IX. Речь на соборе (15:7–11) Время событий Согласно повествованию Дееписателя, собор был между первым и вторым путешествием Ап. Павла, и именно, незадолго (15:36) до начала второго путешествия 661 . Этим определяется относительное хронологическое положение событий, описываемых в 15 главе Деяний. Что касается абсолютной хронологической даты собора, то, хотя мнения учёных и колеблются в широком пределе от 45 по 55 год, однако большинство исследователей сходится на времени около 51 года 662 . – Так устанавливается последовательность и время событий, при условии доверия к свидетельствам книги Деяний. Но если прежняя (тюбингенская) критика, совершенно отрицая достоверность описанных в Деян. 15 гл. событий, не могла, конечно, даже и ставить вопроса о времени их; то современные критики (фрагментаристы), признавая элементы достоверности в повествовании Дееписателя, утверждают гл. обр., что он допустил ряд хронологических ошибок. Дееписатель будто бы соединил вместо и отнёс к 15 гл, разновременные события, бывшие частию ранее первого путешествия Ап. Павла, частию позднее второго. Все эти соображения стоять в неразрывной связи с вопросом о достоверности повествования, и надлежащая оценка их может быть сделана только совместно с решением этого вопроса. Здесь же отметим только, что необходимой предпосылкой всех этих гипотез является мысль, будто писателем Деяний был не св. Лука, а какая-то неизвестная личность II века; ибо допустить возможность указываемых ошибок со стороны сс. Луки, современника и даже участника описываемых событий, было бы, конечно, абсурдом 663 . Достоверность событий Вопрос о достоверности описываемых в 15:1–34 Деяний событий нашёл самое радикальное отрицательное решение своё у представителей старо-тюбингенской школы 664 . Последователи этой школы, рассматривая повествование о соборе, как одно целое, отмечают в нём ряд непримиримых будто бы противоречий с свидетельствами как самой кн. Деяний (10–11 гл.), так особенно послания Ап. Павла к Галатам (2 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Источник Издаваемый ныне памятник древнерусской литературы XII века, сохранившийся в весьма немногочисленных и притом позднего времени списках, не смотря на его краткость, никогда не был напечатан в его целом, а между тем в истории литературы он должен занять довольно видное место как по чисто литературным приемам его автора, по руководящей его идее, так и по ценности исторического его содержания. В 1843 году Погодин нашел «в одном из сборников XV века Слово неизвестного сочинителя, произнесенное до Татар в день свв. Бориса и Глеба 1 и издал отрывки из него в «Москвитянине» (1843. VI. 412–413); позже он перепечатал их в своих «Исследованиях» (VII. 406–408) и наконец упомянул еще раз о них в «Древней Русской истории до Монгольского ига» (М. 1871, I. 218; II. 664). Хотя он и не называет точно рукописи, из которой он напечатал отрывки, но несомненно, что это сборник, выменянный им у кн. М. А. Оболенского, 2 ныне хранящийся в Погодинском древлехранилище под 1024, полууставом XV века, в лист, на 409 лл., в два столбца (для сокращения: П 1 ), содержащий в себе «Златую Матицу», небольшие отрывки из которой приведены в Исторической хрестоматии Ф. И. Буслаева . Второй список Слова находится в рукописи также Погодинского древлехранилища 833, писанной красивым полууставом половины XV века, в 4-ю д. л., на 418 лл., с утратою первого листа (для сокращения: П 2 ). 3 Третий список Слова находится в сборнике Императорского Общества Любителей Древней Письменности F. CLXXXIX, полууставом XVII века, в лист, на 507 листах (для сокращения: О). 4 Для точнейшего ознакомления с памятником заслуживает внимания также рассказ Степенной Книги (М. 1757. I. 234); краткое изложение его у Карамзина (II, пр. 228), а отрывки перепечатаны Н. Барсуковым в его «Источниках русской агиографии» (Спб. 1882, ст. 610); рассказ целиком издается здесь по рукописи нашего Общества F. XII, скорописью XVII века, в лист, на 918 листах (для сокращения: С), с вариантами из рукописей F. LIII и CXXIII. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010