БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОРИС КАЗАНСКИЙ (Салтыков Борис Иванович?; † март 1553), мч. (пам. 2 окт., 4 окт.- в Соборе Казанских святых) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) 93-103 103-105 105-106 БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками 106-107 107-109 БОТКИН Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)с 109-110 110-111 110-111 111-112 БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела 112-113 113-114 114-115 115-116 116-117 117-118 БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) 118-126 126-128 128-130 БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) 131-133 133-135 135-136 БРАГСКИЙ ОБРЯД один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства

http://pravenc.ru/vol/vi.html

98-101 101-102 МЕФОДИЙ (ок. 311), еп. Олимпийский (Патарский, Филиппийский), церковный писатель, сщмч. (пам. 20 июня) 103-111 111-112 МЕФОДИЙ (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), еп. Петропавловский, сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-113 МЕФОДИЙ (Иванов Николай Михайлович; 1899-1937), игум., прмч. (пам. 27 авг.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 113-114 114-116 117-120 120-121 121122 МЕФОДИЙ (Кульман Владимир Николаевич; 1902-1974), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата 122-123 123-124 МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог 121-128 МЕФОДИЙ (Филимонович Максим; † нач. 1690), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, местоблюститель Западнорусской митрополии 131-138 131-136 МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО ОТКРОВЕНИЕ визант. эсхатологическое сочинение VII в., составленное на сир. языке и приписывавшееся сщмч. Мефодию еп. Олимпийскому (Патарскому) 139-142 142-143 143-148 МЕЧЕТЬ культовое здание, место молитвы и собрания; центр религ., политической и общественной жизни мусульман 148-150 150-152 152-153 МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) 153-154 155-158 179-181 МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 181-183 МИДРАШ жанр раввинистической лит-ры экзегетического и гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте и Гемаре 183-184 МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари 184-189 189-191 МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

4 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (273–305) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за апрель 1880 г.) (306–322) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (33–48) Том 3 Июль 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга четвертая (177–232) 2 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 106–112] (325–389) 3 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (390–421) 4 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе (422–451) 5 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за май 1880 г.) (452–460) В приложении: 6 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (49–80) Август 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (255–356) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Фракии, частные, в Константинополе и Андрианополе [продолжение] (461–523) 3 . Шуази. Апостольское предание [продолжение] (524–553) 4 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [окончание] (554–575) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (576–583) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за июнь 1880 г.) (584–588) В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (19 октября 1879 г.) (81–128) Сентябрь 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе), О граде Божием, книга пятая (231–296) 2 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Болгарии, Молдовлахии и Угорской Руси (1–56) 3 . Линицкий П. Наука и религия [продолжение] (57–95) 4 . Шуази. Апостольское предание [окончание] (96–136) 5 . Фоменко К., свящ. Древняя монолитная колонна на погосте Русского храма в Иерусалиме (137–143)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Loci communes, 721–1018. Ambiguorum liber, l031–418. Scholia in Dionysium Areopagitam, 4, 15–432. ANASTASIUS SINAITA. Hodegus, 89, 35–310. Quæstiones, 329–824. THALASSIUS. Centuriæ 1–4, 91, 1427–70. GREGORIUS II, papa. Confessio fidei (Epistola ad Germanum I CP), 91, 1017–24; 98, 147–56. JOANNES DAMASCENUS. Dialectica, 94, 521–676. De fide orthodoxa, 789–1228. De recta sententia, 1421–32. De institutione elementari, 95, 99–112. Fragments, 95, 227–38. Dubia, 411–16. Expositio fidei ex arabico latine, 417–36. Sacra Parallela, 95, 1039–1588; 96, 9–442. THEODORUS ABUCARA. Demonstratio ex ratione quod Deus est, 97, 1491–1504. De nominibus Dei, 1565–8. Dialogus hæretici et orthodoxi de Deo et deitate, 1567–76. Utrum Deus etiamnum creet, 1593–4. TARASIUS. Apologeticus et Epistolæ, 98, 1423–80. GERMANUS I CP. Epistolä dogmatical, 98, 147–222. THEODORUS STUDITA, Sermones catechetici 1–134, 99, 509–688; 1811–12, latine. NICEPHORUS I CP. Epistola ad Leonem III, papam, 100, 169–200. ANONYMUS BECUCCIANUS. Dogmata orthodoxa (simul compendiaria fidei expositio), 98, 1229–40. SYMEON JUNIOR THEOLOGUS. Orationes 1–33, 120, 321–508. Divinorum amorum liber, 507–602. Capitula practica et theologica, 603–88. De fide, 693–702. ANONYMUS SCHOLASTICUS. De Deo, 120, 709–12. EPIPHANIUS. De religione Christiana libellus, 120. 273–86. NICETAS PECTORATUS. Capitum tres centuriæ, 120, 851–1010. PHILIPPUS. Dioptra rei christianæ cum præfationibus, 127, 707–878. MICHAEL PSELLUS. De omnifaria doctrina, 122, 687–784. Versus politici de dogmate, , 122, 811–18. EUTHYMIUS ZIGABENUS. Panoplia dogmatica, 130, 19–1362. Expositio symboli, 131, 9–20. THEODORUS PRODROMUS, , 133, 1221–2. EUSTATHIUS THESSALONICENSIS. Dialogus inter Theophilum et Hieroclem, 135, 909–26. ANTONIUS MELISSA. Loci communes, 136, 785–1244. NICETAS ACOMINATUS. Thesaurus fidei orthodoxæ, 139, 1091 ad 140, 284. NICEPHORUS BLEMMYDA. Sermo ad monachos suos (De fide), 142, 583–606. GREGORIUS PALAMAS. De fide, 151, 93–101. Confessio fidei orthodoxæ, 763–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В среду 9-й недели по Пасхе при огромном стечении народа братия мон-ря под колокольный звон на особых носилках выносила икону в сияющем золотом окладе, украшенном драгоценными камнями, и несла ее 15 верст до Костромы, где под перезвон колоколов всех храмов на берегу Волги святыню встречало все городское духовенство во главе с правящим архиереем. В городе икона пребывала ок. 2 месяцев: вначале она находилась в кафедральном соборе, затем ее переносили из церкви в церковь. 27 июля из собора И. и. крестным ходом относили обратно в мон-рь. В первых числах дек. И. и. вновь приносили в Кострому, где святыня пребывала до Недели Торжества Православия. После закрытия монастыря (1919) И. и. находилась в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Песочного, после ее закрытия (1932) - в Воскресенской ц. соседнего с. Любовникова (Костромской р-н), откуда была похищена в 1958 г.; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В нач. XIX в. в Игрицком мон-ре был создан точный список И. и.- 2-сторонняя икона (62×46 см) в меднопозолоченном окладе, которая во время выноса И. и. помещалась в киот на ее место. С нач. 30-х гг. XX в. список находился в Воскресенской ц. с. Любовникова. После похищения И. и. прихожане прятали список по домам, принося в церковь только на богослужение. В 2008 г. он был передан в Александро-Антониновскую ц. Костромы, где для него изготовили дубовый киот. И. и. относится к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрия»: изображенная по пояс Богоматерь держит на левой руке благословляющего Младенца, в левой руке Которого свиток. Арх.: Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне (рукопись 1665 г.)//ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 113-136. Ист.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской еп. Кострома, 1868. С. 79, 105-106; Рукописи Богородицкого Игрицкого мон-ря что на р. Песошне//Костромская старина. Кострома, 1894. Вып. 3. С. 78; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отдел 3-й для Костромской и Плесской десятин Костромского у. Вып. 5. М., 1912. С. 24; Виноградов Н. Описная и приходо-расходная книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 4-5; Диев М. Город Нерехта в XVIII в. и в 1-й четв. XIX в. Кострома, 1920. С. 112. Лит.: Крживоблоцкий Я. Мат-лы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Костромская губ. СПб., 1861. С. 461-463; Островский П. Ист. записки о Костроме и ее святыне. Кострома, 1864. С. 81; Явление и чудеса Смоленской иконы Божией Матери, называемой Игрицкою//Костромские ЕВ. 1892. 16. Ч. неофиц. С. 392-400; Зонтиков Н. А. Богородицко-Игрицкий мон-рь: Судьба обители//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 189, 191, 192, 195-197. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293521.html

120 Altizer Т. Mircea Eliade and the dialectic of the sacred. Philadelphia. Westminster Press, 1963. P. 112. 121 Ibidem. P. 111. 122 Цит. по: Хомяков А. С. Сущность западного христианства. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси. [Монреаль] Изд. Братства прел. Иова Почаевского, 1974. С. 30. 123 Там же. 124 тайне (греч.) 125 О Боге едином и троичном (лат.) 126 О Церкви (лат.) 127 См.: Верховской С. Бог и человек. Нью-Йорк. Изд. Чехова, 1956. С. 367 (текст приводится в обратном переводе с англ.). 128 богословская область (лат.) 129 Ultimate Questions: An Anthology of Modern Russian religious thought Ed. by A. Schmemann. N. Y., Holt; Rinchart. and Winston, 1985. P. 54 (текст приводится в обратном переводе с англ.). 130 введения (греч.) 131 Первоначально опубликовано под названием “That East and West may yet meet» в кн.: Againsm the World for the The Hartford appeal and the future of American Religion Ed. by P. L. Berger and R. J. Neuhaus. The Seabury Press, N. Y., 1976. P. 126—137. (лат.) 132 раздвоенности (фр.) 133 ясно и определенно (лат.) 134 Читатель, желающий уяснить проблемы, рожденные встречей Востока и Запада в XX веке, должен обратиться к статьям о. Георгия Флоровского, бывшего на протяжении трех десятилетий главным представителем Православия в экуменическом движении. Эти статьи собраны в трех книгах: Bible, Church, Tradition: an Eastern View. Nordland, 1972; Christianity and Culture. Nordland, 1974; Aspects of Church History. Nordland, 1975. 135 при таком положении дел (лат.) 136 См. мою статьи по поводу проблем Православия в Америке: The Canonical Problem. — St. Vladimir " s Theological Quarterly. Vol. 8 (1964). 2. P. 67—85; The Liturgical Problem « Moment of Truth for Orthodoxy» в книге: Unity in Mid-Career: An Ecumenical Critique. Eds. Keith R. Bridston and Walter D. Wagoner. New York, Macmillan, 1963. P. 47–56. (лат.) — Ibidem. 4. P. 164—85; The Spiritual Problem. — Ibidem. Vol. 9. (1965). 4. P. 171—93.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

313. Минея Праздничная , в четвертку, без конца, 249 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. 314. Минея Праздничная , в четвертку, без начала, 237 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете, разбита. Начинается службою 2-го мая. Службы русским святым: 1) мая 20 – Алексию митрополиту (6 об.–19 об.); 2) мая 23 – Леонтию Ростовскому (29 об.–36 об.) и 3) июля 20 – Борису и Глебу (112–127). 315. Минея Праздничная , в четвертку, без начала, неполная, 103 л., полууставом XVI в., с нижнею доскою от переплета; 52 лисг порван с ущербом для текста. На л. 103 об. запись полууставом: «Описана бысть сия книга канунник на Господские праздники и на Пречистыя Владычицы нашея Богородици лета 7119 (1611) июля 24 день на память святыя мученици Крестины и святых преподобных страстотерпец русских князей обою брату по плоти Бориса и Глеба нареченных во святом крещении Романа и Давида. А писал сию книгу многогрешный чернець Протасьище а писал со архаггельского переводу. И где буде описался или преступил в суетных мыслех света сего и вы Бога ради отци и братья собою исправляйте а не клените якож апостол рече: благословите, а не клените». На полях внизу листов 1–8 приписка позднейшею скорописью: «Книга Минея церкви Николая чудотворца что в Старом селе». 316. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 372 л., полууставом и скорописью разных почерков XVI и XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 38, 42, 49, 50, 70, 82, 96, 97, 99, 101, 131, 136–171, 176–180, 191, 201, 203–204. Начинаетея службою Покрову Богородицы, оканчиваетея службою 30-го мая. 317. Минея Праздничная , в лист, 516 лл., без начала и конца, полууставом XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в кожаном переплете; некоторые листы подклеены. Рукопись начинается продолжением службы 1-го сентября, а оканчивается неполною службою 29 августа. В числе других служба Борису и Глебу (472 об.–481 об.) 318. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 294 л., полууставом разных почерков XVI–XVII вв., без переплета. 1 и 3 листы порваны, некоторые листы подклеены. Руколись начинается продолжением службы на Рождество Христово, а оканчивается стихирами на «хвалитех» в службе на 26-е октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Рим. 14, 4 ). А тоя правда откуду? «в беззаконии зачат еси, и во гресе роди тя мати твоя» ( Пс. 50, 7 ). А ежели что доброе имеешь, Божие то есть, а не твое: как отъемлет Бог от Тебе Свое, то и ты только будеши свои грехи иметь; так вот и ты остался такой же грешник. Ибо человек не токмо сделать, но и помыслить от себе ничего добраго, как Апостол научает, не может. Наконец, сии святоши и судии неправеднии судом своим сан Христа Сына Божия себе восхищают, Который един всему миру будет судить, и воздаст комуждо по делом его: «всем нам явиться подобает пред судищем Христовым», глаголет Апостол ( 2Кор. 5, 10 ). Сие как страшное дерзновение есть и безстудство, всяк может видеть. Но сих неправедных судей слово Божие обличает, глаголя: «не судите, да не судими будете» ( Мф. 7, 1 ). И паки: «не осуждайте, да не осуждены будете» (1:52). Осуждая ближняго, досаждаешь Богу Ближний наш есть раб Божий, а не наш, «своему Господу падает», и потому Божия раба судить такожде тяжко. Судится Божий раб пред Богом, яко вездесущим и вся назирающим. Несносно господину человеку, когда мы при нем его раба судим и браним; кольми паче Богу досадно, когда Его раба пред ним судим; сами зли суще. Кто ближняго судит, себе осуждает, ибо таяжде творит судяй (1:135). Христианин, который осуждает, навлекает на себя гнев Божий (4:19; см. ХРИСТИАНИН , 1108). Согрешающего ближнего нельзя осуждать (2:28; см. ГРЕХ , 288). Не должно осуждать, так как никто не знает, что в сердце Никого не должно осуждать и судить, такожде и хвалить безсмысленно; яко не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто называем безумно того злым, кто внутрь и в самой вещи добр, и того добрым, кто внутрь зол, и тако судии неправедные бываем (2:112). Ты осуждаешь, а человек невиновен в этом грехе или уже покаялся Часто бывает, что многии пред людьми являются грешниками, а внутрь суть праведники; якоже вопреки многии являются праведными, а внутрь грешники суть, и потому лицемеры, а по Писанию, «нечист пред Богом нарицаяй неправедного праведным, и праведнаго неправедным». Часто худый слух ложно проносится от злобных или завистливых и ненавистников, и так осуждаемый часто напрасно терпит... Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже и покаялся, а кающемуся Бог прощает; и ради того нам осуждать того весьма грешно, кого Бог прощает, и разрешает, и оправдает. Внемлите сему, злоречивыи, и свои пороки исправляйте, за которые истязани будете; а чужих не касайтеся, до которых вам нет никакой нужды (1:135–136). Не твое дело его судить; и неизвестно, кто лучше, ты или он. Бог бо судит по внутреннему, а не по внешнему состоянию. «Господь испытает праведнаго и нечестиваго» ( Пс. 10, 5 ). Такожде, как ты, и как он скончается, не знаешь. Многие начинают добре, но зле кончают; инии начинают худо, но добре кончают. Не начало доброе, но конец добрый похваляется и совершает все (5:186).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Цитирование. Мефодий (Зинковский) , иером.; Головина И. В. Монадология Готфрида Лейбница, философский персонализм и богословие личности//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. 4 (32). С. 112–136. DOI: 10.24411/2224–5391–2020–10407 Сведения об авторах. Иеромонах Мефодий (Зинковский Станислав Анатольевич) – доктор богословия, кандидат технических наук, доцент кафедры теологии, Русская христианская гуманитарная академия (Россия, г. Санкт- Петербург). E-mail: rev.methody@yandex.ru Головина Илона Вячеславовна – магистр теологии, аспирант Русской христианской гуманитарной академии (Россия, г. Санкт-Петербург). E-mail: shal- don2010@gmail.com Поступила в редакцию: 10.03.2020 Принято к публикации: 05.05.2020 Введение Богословие личности непосредственно связано c понятиями «личность» (ипо стась) и «сущность» и с различением трех Ипостасей и единой Сущности в Боге. Согласно богословскому видению, человек, как и его Творец, находится в поле природно-личностной онтологии. Основными же категориями метафизики Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716), выдающегося немецкого мыслителя, основателя и первого президента Берлинской Академии наук, являются синонимические понятия «субстанция» и «монада». Философ приравнивает монады к перво-атомам бытия, наделяет их духовной субстанциональностью, жизненной силой, разумностью, определенной активностью, но остается далек от богословского, святоотеческого различения ипостаси и субстанции (сущности). И в то же время он в чем-то стремится интуитивно к богословию личности, к сожалению, не достигая его, что мы покажем далее. Свою философию Г. Лейбниц развивал в эпоху Нового времени, когда открытия в разных областях науки происходили буквально одно за другим. На его творчество повлияли идеи разных мыслителей: Платона, Плотина, Аристотеля, блж. Августина , Р. Луллия, Фомы Аквинского, номиналистов, Дж. Бруно, Я. Б. ванн Гельмонта, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, А. Гейлинкса и др 1 . Обладая недюжинной способностью синтезировать, «примирять и объединять самые разные идеи» 2 , Г. Лейбниц выступал против атомистической картины мира и механицизма, был основным оппонентом Р. Декарта и картезианцев. Являясь многогранно развитой личностью, философ, тем не менее, не создал систематически изложенного философского учения. Его идеи представлены в небольших трактатах, посвященных отдельным темам и вопросам, его волновавшим, а также в многочисленных письмах, которые были изданы уже посмертно, как и большинство его трудов. Писал Лейбниц на французском, латинском и немецком языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010