Причт помещается в частных квартирах, земли на причт не положено. Жалование причту ни от казны, ни от прихожан не положено… Жителей в приходе: православных - 3178 муж. пола и 3236 жен.; магометан - 475 муж. и 370 жен.; католиков - 16 муж. и 17 жен.; евреев - 12 муж. и 9 жен. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и 2 псаломщика. При Покровском соборе имеется церковно-приходское попечительство, имеющее целью помогать вообще бедным, изыскивать средства на построение храма за рекой Ульбой и помогать бедным ученикам. Основано оно в 1893 г. протоиереем Дагаевым. По воскресным и праздничным дням ведутся религиозно-нравственные чтения с народом в здании начального приходского училища. К.Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г. Покровский собор трехпрестольный, главный престол – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с правой стороны – в честь и память рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с левой – во имя св. и чудотв. Николая Мирликийского. Собор каменный, оштукатуренный и обеленный, построен в 1888 г. на средства торгового дома «Петров и Михайлов», с помощью сторонних благотворителей. Постройка его стоила до 10 000 руб., прочен, богомольцев вмещается до 5000 человек. В состав прихода Покровского собора входят: г. Усть-Каменогорск, обывательское селение Пристань и три заимки. При соборе с 1893 г. открыто церковно-приходское попечительство, которое располагает значительными суммами. Так в 1907 г. им израсходовано на устройство причтовых помещений и разные дела благотворительности 1098 руб. 53 коп. В приходе Покровского собора имеется приписная церковь в 1 версте от собора, в заречной части города, деревянная, во имя трех Святителей. Построена в 1903-07 гг. на средства церковного попечительства, стоящая 10 000 руб. Освящена 20 мая 1907 г. На базарной площади в г. Усть-Каменогорска построена каменная часовня во имя св. и чудотв. Николая. Штатный священник помещается в доме, построенном на средства церковно-приходского попечительства с помощью церковных 500 руб.; диакон на вакансии псаломщика – в доме, построенном на средства города, а остальные члены причта – в частных квартирах и на собственный счет. Жалования причту ни от казны, ни от прихожан не положено. Причт получает проценты с капитала в 1900 руб. и братских доходов 3300 руб. в год. Кроме сего, священник получает за преподавание Закона Божия в учебных заведениях в городе 910 руб. ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=31644

В сей церкви заслуживают внимание следующие иконы: 1. Над царскими вратами, в сиянии образ Федоровской Божией Матери, в жемчужной ризе и сребропозлащенном окладе, и образ Триипостасного Божества в сребропозлащенной ризе. 2. Храмовой образ Св. Великомученика Георгия в сребропозлащенной ризе. 3. Образ Святителя и Чудотворца Николая, резной, в ризе сребропозлащенной, в золоченой киоте. В руке Святителя церковь и меч – сребропозлащенные; митра его украшена дорогими камнями. Из старинных священных предметов, хранящихся в Крестовоздвиженской церкви, заслуживают особенное внимание четыре Евангелия, а именно: 1) Евангелие большого формата на александрийской бумаге, в сребропозлащенном окладе. На верхней доске изображен сидящий на престоле Господь Славы с предстоящими; по углам – отлитые Евангелисты. На нижней доске изображен храм Премудрости Божией с предстоящими – Богоматерию и Пророками. Весу в нем 1 пуд 8 ф. 67 зол. Золота 1 фунт 69 золот. Издано при Императрице Елизавете Петровне в 1759 году. Цена ему 3,000 руб. сер. Устроено в Москве усердием купца В. М. Киселева. 2) Евангелие на полуалександрийской бумаге в сребропозлащенном окладе. На верхней доске, в средине – образ Господа, воскресшего из гроба, по углам Евангелисты. На нижней – Распятие Господне. Издано в Москве в 1763 году. 3) Евангелие, обложенное зеленым бархатом, средник и наугольники серебряные; издано в 1654 году, и 4) Евангелие в поллист, обложенное красным бархатом. Верхняя доска серебряная, средник и наугольники сребропозлащенные. Изд. в 1751 году. Церкви принадлежат каменные здания: часовня, устроенная в ограде, лавочка для продажи восковых свеч Владимирского Епархиального свечного завода и церковная сторожка. Копии метрических книг с 1789 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, хранится в церкви. Причт: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 190 руб. 18 коп., от сбора зерновым хлебом 25 руб. и за требоисправления 2,000 руб., а всего в год 2,221 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Отец Иоанн создал в Кронштадте известный Дом трудолюбия, спасающий от голодной смерти тысячи людей, но 90% всех доходов этого заведения, задуманного как «общее дело», составляли его личные пожертвования. Вот пример из финансового отчёта Дома трудолюбия за год, где, кроме прочего, значится: Субсидия, отпускаемая по Высочайшему повелению — 1 000 руб. От Её Императорского Высочества великой княгини Александры Иосифовны — 200 руб. От Его Императорского Высочества великого князя Александра Михайловича — 100 руб. Пожертвования протоиерея И.И. Сергиева — 43 963 руб. По изданию бесед протоиерея И.И. Сергиева — 2 338 руб. 40 коп . Очевидно, милосердие о. Иоанна к страдающему бедному люду несравнимо превосходило милосердие богатых и знатных людей. В своей автобиографии о. Иоанн как бы объясняет причину этого: «С первых же дней своего высокого служения Церкви я поставил себе за правило: сколь возможно искренне относиться к своему делу, пастырству и священнослужению» . Он всерьёз отнёсся к своему христианству, и обласканные, пасомые им люди, естественно, обожали его. Добрый, единственный в своём роде пастырь не мог спокойно ни войти, ни выйти из храма — его привозили и увозили на извозчике, потому что люди буквально набрасывались на святого, как голодные птицы бросаются на крошки или зерна, брошенные для них милостивой рукой. Как то раз толпа буквально сбила его с ног и разорвала на клочки его рясу, так что о. Иоанн едва остался жив. Это свидетельство того, что подлинное, широкое милосердие имеет дело со стихией, которая не так проста, как нам представляется. Когда милосердствующий вторгается на территорию, где царит горе, где торжествует зло, он должен быть облачен в благодать, ибо ему предстоит сражаться за каждую «пядь земли», приобретаемой для Господа. «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5) такой подвиг не понесут. То есть, быть настоящим христианином и, тем более, пастырем овец Христовых — это значит быть воином, который должен обладать не номинальным, а реальным достоинством, которое определяется силой горения сердца. Трудно представить, как изменился бы мир, если бы все мы относились друг к другу с такой же участливой любовью, как о. Иоанн.

http://radonezh.ru/analytics/sol-zhizni-...

Престолов в соборе три: главный – в честь Шуйской – Смоленской иконы Божией Матери и придельные: в честь Воскресения Господня и в честь Успения Божией Матери. Утварью, ризницею и св. иконами собор снабжен очень богато. Из св. икон особого внимания заслуживает чудотворная икона Шуйской - Смоленской иконы Божией Матери в сребропозлащенном окладе. К этой иконе две ризы: первая жемчужная, украшенная драгоценными камнями, при ней бриллиантовый фермуар и пять таковых же звезд, риза ценится в 40 000 руб. сер., устроена она усердием разных доброхотных дателей; вторая риза повседневная, сребропозлащенная, венцы на Спасителе и Божией Матери украшены крупным жемчугом и драгоценными камнями, цена этой ризы 2 150 руб. сер. Устроена усердием шуйского купца В.М. Киселева; фермуар к жемчужной ризе приложен г-жой Корниловой. Мерою чудотв. икона 1 арш. 9 верш. и 1 с четвертью ширины. Обращают на себя внимание и иконы: Рождества Христова в сребропозлащенной ризе с венцами, украшенными драгоценными камнями, и Федоровской Божией Матери в сребропозлащенных окладе и венцом, убрус и риза вынизаны настоящим жемчугом на фольге. Церкви принадлежат две каменные часовни, устроенные на городской площади, и каменная сторожка. Земли под домами священно-церковно-служителей 1905 кв. саж. Копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в церкви. Причт: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание их получается: с процентного капитала 4365 руб. и от поручных доходов до 100 руб., а всего 4465 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. При соборе имеется церковно-приходская школа и помещается в доме, принадлежащем собору, открыта в 1889 г. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Приходская деревянная церковь Воскресения, стоявшая на месте будущего собора, упоминается в 1629 году.

http://sobory.ru/article/?object=00143

6 июня 1882 г. состоялся крестный ход через университетский сад к месту закладки храма под водительством владыки Иустина, в сопровождении настоятеля кафедрального собора протоиерея о. Т. Павлова, харьковского священства, большого числа верующих. Встречал процессию священник Василий Ветухов, на месте будущего жертвенника была положена медная доска с надписью о значительном событии. Первые камни были заложены в основание храма самим епископом Иустином и членами строительного комитета. В тот день от многочисленных богомольцев поступили крупные денежные приношения. Строительство второго алтаря, во имя Святого великомученика Иоанна Воина, осуществила за свой счет вдова купца Е. М. Огненко, заказавшая иконостас мастеру А. Н. Бурлакову и пожертвовавшая на строительство церкви 2 тыс. рублей. Боголюбивая раба Божия Евдокия скончалась 11 апреля 1886 г., вскоре по освящении храма. К осени 1883 г. храм был окончен вчерне и покрыт железом. Через год, по желанию членов строительного комитета В. Ф. Федорова и И. С. Соболева, которые пожертвовали 40 000 кирпича, была произведена постройка 3-ярусной колокольни. Главный престол во имя Святого великомученика и Целителя Пантелеимона обязался за 1600 руб. изготовить иконостасных дел мастер Бурлаков: сделать «деревянную работу, покрыть ее золотом 1, выписанным из Москвы от фабриканта Смирнова, и установить иконостас на место. Живопись и роспись икон была заказана художнику М. Ф. Плотникову, учителю рисования 2-й Харьковской гимназии». Еще с 1883 г. за небольшую плату он начал расписывать на холстах (не сохранились) иконы высотою в 4 аршина и в 2 аршина шириной – Воскресение Христово на горнем месте, а также иконы Спасителя и Божией Матери. Иконы святого великомученика Пантелеимона и святителя Николая Угодника в серебряных вызолоченных ризах и такие же к ним лампады были пожертвованы харьковским купцом В. И. Бочаровым на сумму 2 000 рублей. Внутреннее «благоукрашение сего алтаря принял на себя П. П. Неретин», сделавший еще ряд значительных пожертвовований для богослужебных целей.

http://pravoslavie.ru/141001.html

Та же Прасковья Прохорова в 1899 году в память покойной дочери Екатерины устроила в новом 3-этажном здании рядом с богадельней женское училище на 60 учениц. На это было израсходовано 150 тыс. руб. На 1913 годд в комплексе Дома призрения: в богадельне призревалось 30 мужчин, 75 женщин; в начальной школе Востряковых обучалось 95 человек; в ремесленной школе Прохоровой — 60 девочек; в трех корпусах, отапливаемых печами, было 183 бесплатных квартиры на 570 вдов с детьми. В этот год в Дом призрения было проведено электроосвещение. Таким образом, благодаря личным пожертвованиям предпринимателей и стараниям московского Купеческого общества, здесь возник своего рода благотворительный квартал. После революции богадельня была преобразована в Отделение учебно-производственных мастерских и инвалидов, храм закрыт. Здания богадельни сохранились до наших дней и использовались для самых разных целей. Сейчас в зданиях находятся различные учреждения. Церковь Преподобного Герасима " иже на Иордане " при доме призрения имени Г.И. и П.Д. Хлудовых в Сыромятниках. Сыромятнический проезд, 6. " Дом призрения бедных учрежден мануфактур-советником Герасимом Ивановичем Хлудовым в 1888 г. В богадельне его призревались 110 неспособных к труду мужчин и женщин; в корпусе бесплатных квартир имени П. Д. Хлудовой было 140 квартир для взрослых с детьми. При доме открыто начальное и ремесленное училища. Хлудовы завещали на устройство и содержание дома 1 200 000 руб. с тем, чтобы их наследницы расширяли учреждения дома из своей доли наследства " . " Дом призрения бедных, устроенный мануфактур-советником Г. И. Хлудовым, имеет: 1) богадельню на 30 мужчин и 50 женщин; 2) четыре палаты для 25 неизлечимых женщин; 3) корпус бесплатных квартир на 84 комнаты; 4) ремесленную школу; 5) корпус бесплатных квартир на 75 комнат; 6) корпус бесплатных квартир на 24 комнаты " . " Богато убранная трехпрестольная церковь освящена в 1888 г.: главный престол - 8 мая, левый придел Петра и Павла - 9 мая, правый преп. Пелагии - 15 мая. Стиль здания напоминал Мазуринскую богадельню " .

http://sobory.ru/article/?object=06738

В настоящее время церковь Успения Пресвятой Богородицы заброшена и находится в полуразрушенном состоянии, прилегающая территория заросла кустарниками и деревьями. 2021 год – 270 лет завершения строительства храма 2022 год – 270 лет освящения Успенского храма с. Афимьино Один из старейших каменных храмов Вышневолоцкой земли расположился в стороне от федеральной автодороги Москва - Санкт-Петербург на территории усадьбы Афимьино. Не смотря на свои сравнительно небольшие размеры, а так же серьёзные утраты в архитектурном облике, Успенская церковь с. Афимьино представляет собой один из немногих памятников в стиле барокко, связанных с именем выдающегося архитектора Саввы Ивановича Чевакинского. В страховых описях начала XX в. храм в с. Афимьино описывался так: «Успенская церковь – каменная, на кирпичном цоколе, снаружи оштукатурена и окрашена известкой, внутри разделана орнаментами и медалионами масляною краскою, а так же и панели внутри храма окрашены масляною краскою. Длина церкви считая и колокольню 13 сажен, наибольшая ширина 8 сажен, высота до верха карниза 4 сажени 1 аршин, на церкви имеется одна главка побольше и четыре маленьких, все они (украшены) фальшивыми окнами. Окон в храме больших 12 штук, малых 6 штук, с железными решетками, дверей наружных, створчатых, обитых железом 3 штуки, внутренних деревянных 4 штуки и стеклянных 2 штуки. Иконостас длиною 7 сажен, высотою 2 сажени (оценен в 2520 руб), церковь отапливается одною калориферною печью с воздушными камерами. Колокольня в 4 яруса, общею высотою до верха карниза 9 сажень 2 аршина. Церковь построена в 1751 г. Строение замечательной прочности и находится в прекрасном виде. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 20 000 В XVII – начале XVIII в. село Афьмино с деревянным храмом во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца входило в состав Новоторжского уезда. В первой половине XVIII в. селом владел «киевского гарнизона Стародубского полку» полковник Никита Петрович Тыртов. В 1730 г. в деревянную Успенскую церковь он сделал вклад – писанный полууставом с киноварью синодик в кожаном переплёте. На нем имелась дарственная надпись: «Сочинися сей синодик от создания мира 7238 году от Рождества Христова 1730 октомбрия в 1 день Новоторжскогаго уезду села Афимьино к тоя же церкви святаго и всечестная храма Пресвятыя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии честнаго и славного Успения господином полковником Никитою Петровичем Тыртовым что в киевском гарнизоне в Стародубском полку собственным его тщанием, коштом и

http://sobory.ru/article/?object=02460

В церковном архиве сохранились: выписка из писцовых книг 1684 г., храмозданные грамоты архиепископа Рязанского Алексия 1747 г. и епископа Владимирского Иеронима 1782 г., храмоосвятительная грамота епископа Владимирского Виктора 1784 года. Причта при церкви по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их из разных источников получается до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви по плану 36 дес. 576 кв. саж., из них 21 дес. 470 кв. саж. пахотной, 1 дес. усадебной, 1 дес. 980 саж. сенокосной, под кустарником 2 десят. 750 саж., под выгоном 2 дес. 1,200 с., под болотом 5 дес. 1,000 саж., под дорогами, церковью и кладбищем 1 дес. 1,700 саж. Особого плана на эту землю нет, а значится она в плане крестьянской земли. Приход состоит из села Бабасова и деревень: Щепачихи (2 вер. от церкви), Степанькова (1½ вер.), Щелокова (4 вер.), Зименок (6 вер.) и Липовки (10 вер), в коих по клировым ведомостям числится 914 душ муж. пола и 948 женского; все православные. В Бабасове с 1886 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 году было 48. Боровицкий приход Село Боровицы близ р. Оки при озере Караснове находится в 150 верст. от губернского города и в 55 вер. от уездного. Первые сведения о церкви и приходе Боровицком мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1678 год, так как прежде Боровицы значились в Муромском уезде и потому принадлежали к Рязанской епархии. В 1678 г. в Боровицах (или Боровичах, как записано в окладных книгах) значится церковь во имя Николая Чудотворца; у той церкви двор попа Александра, двор дьячков и просвирницын; в приходе двор помещиков скотной, на нем живут две вдовы, да 10 дворов крестьянских, деревня Сафоново, в ней двор помещиков скотной да 17 дв. крестьянских (в настоящее время здесь 25 дв.), д. Мартынова, в ней 12 дв. крестьянских (ныне здесь 21 дв.), д. Старая, в ней 4 дв. крестьянских (в настоящее время этой деревни не существует), д. Алешунино, в ней 8 дв. крестьянских (в настоящее время 15 дворов), д. Михайловская – 14 дв. крестьянских (ныне здесь 61 двор), д. Сосницы, в ней двор помещиков и 7 дв. крестьянских (в настоящее время 61 двор). Да по сказке попа Александра церковной земли по пять четвертей в поле, сенных покосов по 50 копен, а та земля и покосы из боярских дач.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

С самого начала этот бальнеологический курорт с мягким климатом, расположенный на территории Австро-Венгрии, стал привлекать русских больных, страдавших болезнями печени. Наряду с немцами, они с середины XIX века составляли большинство приезжающих, которых насчитывалось до 20 тыс. человек в год. В конце того века это число выросло в два с лишним раза. В распоряжении больных были великолепный курзал, ванное заведение и чудный английский парк, где в ротонде находился один из главных железистых источников – Кройцбруннен. Мариенбад связан с именами многих людей, известных в русской истории. В 1822 здесь познакомились кн. А. Я. Лобанов-Ростовский и И.-В. Гете, которого по просьбе князя зарисовал художник О. А. Кипренский. В разное время в Мариенбаде отдыхали и лечились: генерал гр. Н. Н. Муравьев-Амурский, композиторы А. Ф. Львов и А. Г. Рубинштейн, писатели Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, певец Ф. И. Шаляпин. В 1907 здесь состоялись переговоры английского короля Эдуарда VII с русским министром иностранных дел А. П. Извольским; стороны согласились о разделе сфер влияния в Азии и заложили основы будущего Тройственного союза. Мысль о постройке в Мариенбаде православного храма появилась в 1825 среди русской знати, приезжавшей на лечение. К сожалению, пожертвования (25 000 руб.), собранные по инициативе кн. Голицына, были по неизвестной причине переданы на сооружение в городе католического костела. Однако развитие богемских курортов и постройка православных храмов св. Ольги в Франценсбаде (1889) и апп. Петра и Павла в Карлсбаде (1898) сделали возведение русского храма делом международного престижа Мариенбада и практической необходимостью для все возрастающего (до 2 тыс. в год) числа православных из России. В городе уже в 1860, по инициативе прот. Владимира Ладинского из русской церкви в Веймаре, открылась православная часовня, которая с 1878 размещалась в «муниципальном доме». Несколько раз в году в ней служил причт из Веймара. В ноябре 1880 в часовне поставили походную Никольскую церковь, присланную вюртембергской Королевой Ольгой Николаевной. На ее содержание постоянный посетитель курорта, богач Н. А. Терещенко отпускал ежегодно по 200 гульденов. Утварь поступила из Петербурга как дар богатого пивовара И. М. Дурдина. Через два года походную церковь увезли в Ниццу, но о. Владимир достал новую, которую освятили 15 июля 1882; обычно ее разбирали по окончании сезона. Православные собирались в ней на молитву в наемном доме, в двух небольших комнатах.

http://sobory.ru/article/?object=11353

Подле монастыря деревня Бутылицы, в ней 27 дворов крестьянских и бобыльских; да пустоши Семенковой 1 двор крестьянский.    В 1764 году с упразднением монастыря церкви монастырские обращены в приходские. Эти деревянные церкви существовали до 1835 года, когда вместо них был устроен каменный храм с такой же колокольней. Престолов в этом храме устроено было три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе во имя св. прор. Илии и свв. муч. Флора и Лавра. В 1869 году трапеза была расширена. В 1889 году во время страшного пожара, истребившаго село Бутылицы, пострадала и церковь. В трапезе остались только одни стены, с колокольни упал колокол; свят. антиминсы, дарохранительницы, напрестольные кресты и Евангелие были спасены от огня, но ризница, древние иконы, многие книги и документы сгорели...    После пожара церковь и колокольня были возобновлены в 1890—92 гг. В трапезе престолы освящены в тоже наименование. Утварью ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь в настоящее время снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона Святителя Николая Чудотворца.    Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников около 1,000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.    Земли при церкви: пахатной 33 десят., сенокосной нет; плана на эту землю нет. Кроме того, в 1845 году для второго причта прирезано 49 дес. земли от деревень, принадлежавших помещикам.    Приход состоит из села Бутылиц, сельца Кузьмина ( 1 1/2 версты от церкви) и деревень: Вичкина (4 вер.), Ново- Николаевской (7 вер.), Максимова (6 вер.), Дубровки (1 вер.), Добрятина (4 вер.) и Кошкина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 2,512 душ муж. пола и 2,595 женского.    В приходе имеются две народных школы: церковно-приходская и земская; учащихся в 1896 году в обеих школах было 118. Кроме того в деревнях: Вичкина и Ново-Николаевской в 1895 и 1896 гг. открыты школы грамоты.    (По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск четвертый. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А.Паркова. 1897. (страницы 85-91))

http://sobory.ru/article/?object=02045

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010