Продолжались закрытия церквей, хотя процедура была, по всей вероятности, несколько усложнена. В советских газетах даны были некоторые сведения о закрытии церквей и о числе оставшихся. Так например в Белгороде до революции было 3 монастыря и 22 церкви, а в окружающих селах – 25 церк­вей. Теперь осталась одна кладбищенская, а в деревнях – 3 (известия 12. 8. 1936). В Новгороде из 42 церквей и 3 монастырей, к сентябрю 1934 г. осталось лишь 15 церквей. Колокольных звонов не слышно в Новгороде уже 4 года (Антирелигиозник 1936, 1, стр. 57). В Куйбышевском районе бы­ло до революции 2200 церквей, молелен, мечетей. Закрыто 1173. Фактически действуют 325 церквей (Правда, 15. 4. 1937). Со­общается, например, что, по требованию колхозников, закры­ты и превращены в клубы церкви в селе Тарханееве и Зубово-Ползне (Мордовская АССР. Красная Мордовия 2. 11. 1936 и 20. 11. 1936), в Бабницком сельсовете БССР (Витебский Пролетарий 17. 11. 1936), в селе Новый Кувек Куйбышевского края (Волжский Комсомолец 18. 11. 1936), в сельсовете Форпост (Велико-луцкая Правда 28. 11. 1936) и т. д. Большим событием» для церкви явилось принятие чрезвычайным съездом советов, 5 декабря 1936 года, новой кон­ституции СССР, под знаком которой прошла вторая половина 1936 года. Для Церкви и духовенства особенно важными являют­ся статьи 124 и 135. Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести, Церковь в СССР отделяется от государства и шко­ла от Церкви. Свобода религиозных культов и свобода анти­религиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Эта статья несколько изменяете и уточняет соответству­ющую (5) статью старой конституции от мая 1928 года, в ко­торой говорилось о «свободе религиозных исповеданий» и ан­тирелигиозной пропаганде, и которая, в свою очередь, отмени­ла право религиозной пропаганды, предоставленное конституци­ей 1918 г. (статья 13). Статьи 135 и 136 конституции дают духовенству избира­тельное право, активное и пассивное. Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18лет, независимо от расовой и национальной принадлежно­сти, вероисповедания ... социального  положения... имеют право участвовать в выборе депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательные прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sov...

Второй фрагмент цитирует сщмч. Климент Римский ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 8. 3) в качестве продолжения цитаты из Иез 33. 11. Слова о покаянии и милосердии Божием напоминают Ис 1. 16-20; Иез 18. 30; Пс 102. 11; Иер 3. 22. Предположение, что это не комбинация ряда ветхозаветных мест, а цитата из апокрифа, основано на том, что Климент Александрийский заканчивал фразу ссылкой на прор. Иезекииля ( Clem. Alex. Paed. I 10. 91); он повторно цитирует это место в др. сочинении, но без атрибуции к.-л. библейскому автору ( Idem. Quis div. salv. 39. 2). Похожее место встречается в копт. гностическом трактате «Толкование о душе» (NHC. Exeg. anim. II 135. 31 - 136. 4). Третий фрагмент встречается у нескольких авторов: у Климента Александрийского (««...родила она и не родила»,- говорит Писание, показывая, что Мария зачала Сама, без плотского общения» - Clem. Alex. Strom. XVI 94. 2); у Тертуллиана (цитата приписывается Иезекиилю: «Мы читали, конечно, у Иезекииля о телице, которая родила и не родила» - Tertull. De carn. Chr. 23. 6); у Епифания Кипрского (для опровержения ереси эбионитов в форме: «И он [прор. Исаия] говорит в другом месте: «и телица родит, и они скажут: «она не родила»» - Epiph. Adv. haer. XXX 30. 3); в Acta Petri. 24 («И другое пророчество говорит еще: «она родила и не родила»»). На появление этого пророчества могло оказать влияние место из Иов 21. 10. Христ. авторы, вероятно, заимствовали цитату не из И. а., а из собрания мессианских пророчеств (testimonia). Четвертый фрагмент сохранился в сочинениях мн. авторов. Древнейший вариант представлен у сщмч. Иустина Философа (после цитаты из прор. Иезекииля как слова Спасителя: «Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить»» - Iust. Martyr. Dial. 47) и у Климента Александрийского («...чем занятыми вас застану,- говорит Он [Бог Отец],- за то буду и судить вас» - Clem. Alex. Quis div. salv. 40. 2; 32 цитаты более позднего времени см.: Resch. Agrapha. S. 102, 322-324). Основанием для отнесения цитаты к И. а. является указание в Житии Антония, написанном свт. Афанасием Великим и переведенном на лат. язык Евагрием Антиохийским ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 18. 2//PG. 26. Col. 869; PL. 73. Col. 136). Цитата близка к ряду мест из канонической Книги прор. Иезекииля (ср.: Иез 33. 20; ср.: 7. 3-8; 24. 14).

http://pravenc.ru/text/293577.html

Соч.: О рябиновщине//ПС. 1867. Ч. 2. 5. С. 43-66; О численности раскольников//Там же. 8. С. 257-302; Об австрийском священстве: Публ. лекции, чит. в Казани в марте 1868 г.//ПО. 1868. 5. С. 19-53; 6. С. 219-251; Протопоп Аввакум: Публ. лекция в Казани 23 марта 1869 г. в пользу братства св. Гурия//ПС. 1869. Ч. 2. 5. С. 18-61; 6. С. 135-155; О беспоповщинской исповеди: Публ. лекция 6 апр. 1869//Там же. Ч. 2. 7. С. 253-285; Одно из новейших и весьма странных мнений старообрядческих [об антихристе]//Там же. Ч. 3. 10. С. 125-133; О епитимиях: По поводу нарекания раскольников на Правосл. Церковь//Там же. 12. С. 320-366; Бракоборцы и брачники в старообрядческом расколе: По поводу соч. «Семейная жизнь в рус. расколе» И. Нильского//Там же. 1870. Ч. 1. 4. С. 321-350; Ч. 2. 5. С. 32-45; Ч. 3. 10. С. 136-173; Неск. слов по отношению 8-ми вопросов, сост. новоединоверцами к старообрядцам//Там же. 1871. Ч. 1. 2. С. 121-154; О таинстве св. причащения по учению старообрядцев безпоповщинского согласия: Публ. лекция, читанная в Казани 26 февр. 1871 г.//Там же. 4. С. 243-278; О собеседованиях со старообрядцами, бывших 28 нояб. и 6 дек. 1871 г.//Там же. 1872. Ч. 1. 3. С. 332-350; Новое издание сочинений игум. Павла: Восп. и беседы и иные соч. М., 18712//Там же. 1872. Ч. 2. 8. С. 459-489; Ответ проф. КазДА Н. И. Ивановского г. Шошину в Самару: [По вопросу о беглопоповцах]//Там же. Ч. 3. 9. С. 68-75; Несколько слов по поводу бесед со старообрядцами в Казани за 1-й год их существования//Там же. 11. С. 252-281; 12. С. 459-483; Книга об антихристе и проч. действах, иже при нем быти хотящих. Каз., 1873, 18922; Присоединение к православию неск. последователей австрийского священства//ПС. 1873. Ч. 1. 2. С. 175-186; Случайные старообрядческие архиереи XVIII ст. как доказательство истинности беглопоповщинского согласия//Там же. 4. С. 571-582; Защитнику старообрядцев в Самару: (По вопр. о беглопоповцах)//Там же. Ч. 2. 6. С. 203-235; Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима//Там же. 7. С. 336-363; Происхождение и характеристика главных беспоповщинских сект старообрядческого раскола//Там же.

http://pravenc.ru/text/200509.html

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

С половины 1642 г. до 1647 г. в Кожеозерском был игуменом иеромонах Никон, впоследствии знаменитый российский патриарх. При нем получены следующия грамоты: 1) На деревню Калитинскую, на 2 четверти пустотной земли с сенными покосы и с рыбными ловлями, 1643 г. марта в 3 день, и по той грамоте отводная Старостина записка за руками. 2) Жалованная, – велено в Каргополе и на Вологде по 2,000 пудов соли продавать, безпошлинно, 1643 г. марта 14 дня; писана на листу за красною вислою печатью. 3) На малую сторону Онеги реки оброчная на 10 лет, без перекупки, 1644 г., марта 2 дня. 4) На ез для рыбной ловли под деревнею Чижиковою или к Порогу – где доведется, 1645 г. 1 февраля. 5) Тарханная – с клещепольских 2-х цренов платить оброк и с соловаров и наймитов насильством никаких податей брать не велено, 1645 г. 26 мая. Все эти грамоты получены от царя Михаила. Наконец 6) от Алексея послушная на прежния грамоты, 1646 года 3 февраля. При Никоне же жил в Кожеозерском монастыре также и известный боярин-монах Боголеп Львов с братом, при Никоне и постригся... От них – «думнаго дьяка Григорья Львова и брата его Бориса, во иноцех Герасима и Боголепа в 7147» – 1639 г. было пожертвовано: «покров атласный, серебрянная под золотом чаша в 12 1/4 фунтов, 34 богослужебных печатных книги, колокол в 7 пуд, много икон, богатых риз, подризников, стихарей и проч., 330 руб. деньгами, пшеницы 8 четвертей, пуд воска, 3 пуда меда, пол пуда ладона, 4 ведра вина церковнаго и часы боевые на колокольню» 135 . Московский 1666 г. собор, говоря о разных лицах духовнаго звания, впадших в раскол и затем покаявшихся, разсказывает, между прочим, и о знаменитом, по крайней мере, для Кожеозерскаго монастыря по своим ценным вкладам, кожеозерском монахе-боярине Боголепе Львове: «В те времена», т. е. около 1653 – 1666 гг., заключает собор свое 10-е деяние, – «в те времена бе некто старец в Кожоозерском монастыре, именем Боголеп Львов, иже мнопя люди житием си соблазняше и отцу духовному вящьше 10-ти лет не исповедаше грехов своих, комканию же святому выше 20 лет не общася, ниже в церковь хождаше, обаче расколы и мятежи с прочими творяше; по сего грамоты послахуся, но не бе прислан к Москве» 136

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) Дети, кроме чтения, обучаются рукоделиям, но прежде всего страху Божию и молитве. Пища им в трапезе. Наказания– соразмерные силам и детскому характеру 134 . Таково содержание Устава св. Пахомия! В переводе того же блж. Иеронима дошли до нас: Увещание св. Пахомия, дышащее кротостью любви, и письма к разделявшим с ним управление иноками: 135 3 к Авве Сиру, 2 к Корнелию, 2 во все монастыри, 1 к братиям, стригущим овец и 3 предсказания, написанные таинственными знаками 136 . В письме в монастыри, приглашая всех «ко дню прощения в Августе месяце», пишет: «Близко время для того, чтобы по-прежнему, древнему обычаю, собрались вы свято праздновать день окончания всех дел (remissio omnium rerum). Надобно, чтобы каждый, по евангельской заповеди, простил братиям своим долги, оскорбления, неправды; если была какая-либо ссора, пусть прогнана будет от святого сонма». Не здесь ли начало Успенского поста? 119 Жизнь св. Пахомия, описанная учеником его, изд. Actis SS. Iunie T. 3. у Muna Pastrolog. 409. lat. T. 73, на коптском языке (Мемфитского и Сагидского диалектов) сведение о Св. Пахомии у Зоеги: Catalogus codicum copt. Mass., qui affieruantur in Museo Borgiano, Romae 4810 г. здесь сод. memph. 45–46. Cod. Sahrd. 477. copt. et lat. p. 75–85. Sahrd. p. 374. 124 Так говорит сам Иероним в предисловии к переводу. Латинский перевод правила поместил в своем собрании Правил Венедикт Анианский, Авва 8 века. Ныне извест. греч. текст (перев. в Хр. Чт. 1827 г.) надобно признать сокращенным изложением Правила Пахомиева. Палладий говорит, что, по правилу, братия за трапезою сидели с покровенным лицом. В нынешнем греческом правиле ни слова нет о том, а есть у Иеронима. Regula s. Pachomii inter op. Hieronymi, Patr. T. 23. Греческий краткий текст in Patr. gr. T. 40. p. 947–952, то и другое у Галланда in 4 T. Biblioth. Patr. 132 Reg. 25, 27, 31, 35, 39–41. Иероним в объяснение сих правил замечает, что в каждом монастыре Пахомия было до 30 и 40 домов; в каждом доме жило до 40 человек братии. Иноки в домах помещались по роду рукоделия, которым занимались в одною жили те, которые плели циновки; в другом – ткали сукна; в третьем плотники и т. д. Praef, ad. Reg. 2, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

97. Крест серебряный вызолоченный с чеканным изображением Распятия, со святыми мощами и надписью на обороте; вышиной 1, шириной ¾ вершка. Передан в 1766 году из Камер-цалмейстерской конторы. 98, 99. Оба серебряные вызолоченные креста с мощами святых, поступили оттуда же и в том же 1766 году. 102, 103, 104, 105, 106. Серебряные вызолоченные кресты с разными мощами святых, небольшие в 2 вершка, переданы в 1766 году. 118. Крест кипарисный резной, оправленный в золото, с золотым колечком. В нем 6 задвижек, в которых хранятся части мощей с надписью; передан в 1825 году, вышиной 2 1 / 2 , шириной 2 вершка. 123. Крест с золотой цепочкой, с финифтью и алмазами; внутри креста часть Древа Креста Господня; передан в 1827 году из комнат Императрицы Елизаветы Алексеевны; вышиной 1 1 / 2 , шириной 1 1 / 4 вершка. 135. Крест серебряный вызолоченный с литым изображением Распятия. На нижней доске надпись святых, коих мощи в нем хранятся. Поднесен в 1847 году Императору Николаю I отставным чиновником 5-го класса Козловым; вышиной 2, шириной 1 вершок. 136. Крест серебряный черневой работы; на задней доске имена святых, коих мощи в нем положены; поднесен Императору Николаю I дворянином Лаппой в 1847 году; вышиной 1 3 / 4 , шириной 1 1 / 4 вершка. 141. Крест серебряный вызолоченный с золотой цепочкой, в нем две части животворящего креста Господня; полагается он в серебряной позлащенной коробке, на обороте которой надписано: ; поднесен Императору Николаю I в 1834 году февраля 14 дня епископом фаворским Иерофеем; вышиной 1, шириной ¾ вершка. 605. Крест орехового дерева, четыре конца коего обложены позлащенным серебром с частью животворящего древа, и частицами святых мощей апостолов и других многих святых; поднесен в 1860 году императору Александру II митрополитом всех римско-католических церквей в Империи, Жилинским; вышиной 6, шириной 4 вершка. При кресте свидетельство о подлинности мощей. 535. Крест медный шестиконечный. Сведения о нем следующие: 1) Крест сей, по древнему преданию, вручен был преподобному Авраамию, основателю Ростовского Богоявленского монастыря, в видении, святым апостолом Иоанном Богословом, на поражение идола Велеса, стоявшего близ Ростова у озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Г. С. не принял участия в борьбе кн. Георгия Святославича за возвращение Смоленска, очевидно удовлетворившись пожалованием от Витовта,- Г. С. был дан г. Полонный в зап. части Киевской земли на границе с Волынью. Г. С. был в числе русско-литов. князей, отправившихся с Витовтом в поход против Орды с целью восстановить здесь власть хана Тохтамыша. 12 авг. 1399 г. на р. Ворскле войска хана Тимур-Кутлуга и эмира Едигея нанесли сокрушительное поражение объединенной рати Витовта и его союзников, Г. С. погиб в бою. Почитание В 1431 г. в память по Г. С. его супруга кнг. Иулиания (в иночестве Елена) дала вкладом Псалтирь (список XIV в.) в смоленскую (?) ц. «Чюдо святого архангела Михаила» ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 384. Примеч. 381). Имя Г. С. не вошло в список смоленских вел. князей, составленный в XVI в. в Москве для вечного их поминания (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400). Во 2-й пол. XVII в. имена князей, погибших на р. Ворскле, в т. ч. Г. С., были выписаны из летописей и включены для вечного поминания в синодик Киево-Печерского мон-ря . Смоленский кн. Глеб Всеволодович, мощи к-рого почивают в смоленском соборе, упоминается в «Описании о российских святых» по списку из Погодинского собрания ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135-136). В Филимоновском иконописном подлиннике под 7 июля приведена память блгв. кн. Глеба Всеволодовича (без уточнения княжения) ( Голубинский. Канонизации святых. С. 351). В кон. XIX - нач. XX в. агиологи ( Леонид (Кавелин) , Сергий (Спасский) , Димитрий (Самбикин) ) отождествили упоминаемого в агиографических источниках Глеба Всеволодовича (смоленский князь с таким отчеством неизвестен) с Г. С. Канонизация Г. С. подтверждена включением его имени в Собор Смоленских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по благословению Смоленского и Вяземского архиеп. Феодосия (Процюка) (Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 244-245). В смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы захоронение Г. С. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/165109.html

Мучение святых Зиновия и Зиновии. Миниатюра из Минология Василия II. 976 -1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.150) Известно арм. сказание об этих святых, близкое к повествованию в греч. синаксарях (ActaSS. Oct. T. 13. P. 264). Напротив, позднее эфиоп. Мученичество (Ibid. P. 271-273) значительно отличается от греч. традиции. В нем Зиновия - имя матери, а не сестры Зиновия, отец Зиновия назван Менофилом, брат - Неоном. Святые пострадали при рим. имп. Клавдии II (268-270) и наместнике Лукиане. В традициях эфиоп. житийной литературы повествование изобилует описаниями мучений и чудес: святых подвесили за волосы и били палками, распинали на крестах, затем бросили в колодец с нечистотами и посадили в горящую печь, но всякий раз Господь спасал их. После казни мучеников прогремел гром, полил дождь и погибли 500 мужей и жен, а правитель уверовал во Христа. В эфиопском Синаксаре (не ранее XV в.) память святых отмечена 7-го числа месяца хедара (3 нояб.), имя матери Зиновия передается как Зибия, родиной святых названа Фиваида. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) указано, что богослужение Зиновию и Зиновии совершалось в ц. сщмч. Зиновия, находящейся в к-польском квартале Иустинианы. Известно также, что вблизи К-поля, в месте, называемом ныне Галата, был монастырь св. Зиновия ( Janin. Églises et monastères. P. 134). И. Делеэ предположил, что история Зиновия и Зиновии возникла в результате компиляции, выполненной неизвестным древним агиографом. Он мог взять некоторые фрагменты из Жития Космы и Дамиана , мучеников Аравийских (Киликийских), и добавить их к немногочисленным свидетельствам о Зиновии , сщмч. Антиохийском, почитавшемся в г. Эги, но не имевшем своего жития; однако эта гипотеза представляется малоубедительной. На Западе мученики были неизвестны до кон. XVI в.: 1-е упоминание о них содержится во 2-м издании Мартиролога Узуарда (1573), откуда оно попало в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (1586). Ист.: BHG, N 1884-1885; ActaSS. Oct. T. 13. P. 253-273; Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. F. Graffin. Turnhout, 1988. P. 264-267. (PO; T. 44. Fasc. 3); PG. 115. Col. 1309-1317; 117. Col. 135-136 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 177-178; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 450-451; ЖСв. Окт. С. 629-633.

http://pravenc.ru/text/199829.html

22 февр. 1937 г. назначен епископом Пензенским и Саранским. Фактически И. управлял единственным оставшимся у православных этой епархии кладбищенским храмом во имя св. Митрофана Воронежского на окраине Пензы. На Пасху 1937 г. маленькая церковь могла вместить лишь часть верующих, остальные стояли на улице. 22 дек. 1937 г. арестован в Пензе с клиром прихода. Вместе с И. по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации» проходили обновленческий Пензенский «архиепископ» Сергий Сердобов с группой обновленческого духовенства. И. содержался в пензенской тюрьме, во дворе к-рой был расстрелян вместе с др. осужденными по решению Особой тройки НКВД по Тамбовской обл. (Пенза в 1937-1939 входила в состав Тамбовской обл.). Казнь И. была засекречена. После того как Патриарх Сергий обратился к советским властям с просьбой об амнистии осужденных архиереев, 11 янв. 1944 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов сообщил, что И. относится к тем, кто «отбыли свое заключение по суду и освобождены, но местонахождение их в настоящее время неизвестно». Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 81; ГА Томской обл. Ф. Р-236. Оп. 2. Д. 96; ГА Иркутской обл. Ф. 485. Оп. 3. Д. 11; Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 17462; Архив УФСБ по Пензенской обл. Д. 9305-п. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 40-41; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 526; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1. С. 340-341; Одинцов М. И. Рус. патриархи XX в.: Судьбы Отечества и Церкви на страницах арх. док-тов. М., 1999. Ч. 1. С. 307; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 669; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: Тихон (Затёкин), игум., О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 486; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Мат-лы к истории церк. репрессий в Томской обл. в советский период. Томск; М., 2004. С. 37-42, 135, 136, 357, 385; Бажков С. Иркутская епархия в советский период//http://www.pravoslavie.ru/sm/44165.htm [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673853.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010