1.94. Сотириону. «Премудрость во исходех поется» (Притч. 1, 20). О каких исходах говорит здесь Соломон? Очевидно, об исходящем из уст правых учителей Церкви. 1.95. Епископу Сильвану. Илия Фесвитянин, уснув «под садом» и пробудившись, видит у «возглавия» своего «опреснок и чванец воды» (3 Цар. 19, 5—6). Посему, кто же он такой, чтобы найти ему опреснок, лежащий у изголовья, а во главе, как говорит Соломон, иметь «мысленные очи мудраго» (Еккл. 2,14), или, вследствие благочестивого искания и искреннего прошения, — духовный хлеб, питающий душу, и воду, текущую в живот вечный (1оан. 11,14)? 1.96. Епископу Сильвану. Старающиеся очистить души свои не только изобилуют мысленным хлебом и мысленною водою, но снабжаются и «мясами». Ибо «совершенных, — как говорит Апостол, есть твердая пища» (Евр.5,14). И Моисей предвозвещает народу, говоря: «очиститеся наутрие, и снесте мяса» (Числ.11, 18), под «мясами» проразумев тогда Божественное Тело, какое вкушают верующие в Церкви, и блаженнейшее, и превысшее всех ведений, ведение Христиан. 1.101. Диакону Капитону. Пророк Иеремия изъязвленной грехами и прокаженной душе от лица Божия говорит: «Се Аз наведу на» нее «срастение язвы и исцеление и изврачую ее, и явлю ей мир и веру», и не помяну грехов, «ими же согрешиша Ми» (Иер. 33, 6. 8). Сказанное: «се Аз наведу ныне срастение язвы» — понимать должно о проказе, описанной в книге Левите. Но тем, кому Бог наводит «срастение язвы», кого исцеляет, являет Он и мир ума, а также несомненную твердую веру. Посему те, у которых произошло «срастение язвы», как очевидно, совершенно очистив душу, приобретают дарование бесстрастия. 1.115. Скороходу Епигону. Святой Моисей слова Божии прикрыл неясностью, чтобы не разумели их тогдашние, нынешние и будущих времен малосмысленные и неразумные евреи, как сам он засвидетельствовал, говоря в великой песни: «сии людие буии и род развращенный» (Втор. 32, 5_6). Сыны, не имеющие в себе веры, искушают и прогневляют Господа. Потому и на собственное свое сиявшее славою лицо Моисей возложил покрывало и таким образом беседовал с неразумными и державшимися египетского мудрования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Все эти направления лжеименного разума начинались отрицанием воскресения мертвых, продолжали искажением апостольского учения о втором пришествии Иисуса Христа и отрицанием оного, а последовательно развиваясь этот гносис во второй апостольский период достиг окончательного развития в лжеучение, что Бог не являлся во плоти, в отрицании истинного вочеловечения Бога во Христе. Если Павел ( Деян. 20 ср. 2Сол. 2 ) только предсказывал это отступление от Церкви: то Иоанн, которому выпал жребий выдержать великую апостольскую борьбу во второй период, свидетельствует (1 1оан. 2, 18–19), что предсказанное теперь исполнилось; потому он ратует против отрицания вочеловечения Христа и в Евангелии и в посланиях 94 . II. Искажение сей истории Таков весь засвидетельствованный Новым Заветом и бывший таковым действительно общий исторический ход борьбы и противоборства в век апостольский. Отсюда уже сама собою открывается несостоятельность новейшего мнения Бауровой школы о проходящей чрез весь апостольский век борьбе мнимых направлений Петрова и Павлова (Petrinismus u. Paulinismus). По мнению этой школы, в век апостольский христианства в собственном смысле не было; была только жестокая борьба односторонних направлений Петрова и Павлова, – Петрова евионизма, с которым Павел, как апостол язычников, находился в непрестанной борьбе, хотя и сам не мог существенно возвыситься над евионизмом, и – Павлова универсализма. Христианство таким образом было в век апостольский чем-то только будущим. Лишь во 2-м веке, вследствие взаимного вразумления друг друга, благодаря мудрости и ревности неизвестных посредников, установилось между Павловою и Петровою Церковью то единство, которого достигнуть в век апостольский ни Павел со своим крутым характером, ни тем менее другие Апостолы не были в состояние, и только учению о Логосе, ложно приписанному евиониту Иоанну и явившемуся во 2-м столетии, христианство в собственном смысле обязано своим происхождением. При этом новая школа (хотя последователи ее совершенно несогласны в подробностях) различает в апостольском или лучше сказать послеапостольском веке три один за другим следующие периоды развития христианства: первый период характеризуется резким отделением и противоборством иудейско-христианского, так называемого евионитского направления и – направления Павлова; письменными памятниками этого периода Баурова школа считает с одной стороны (со стороны резкого евионизма апостольского времени) Апокалипсис Иоанна (и отчасти какой-то первообраз нашего Евангелия от Матфея), с другой (со стороны одностороннего направления Павлова того же времени) большую часть послания к Римлянам, послание к Галатам и два послания к Коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Дневник преосвященного Евсевия знакомит нас с двумя только сторонами его архипастырской деятельности: церковно-богослужебной и проповеднической. Как в том, так и в другом отношении личность преосвященного Евсевия является далеко заурядной и даже, можно сказать, своего предшественника в вольно таки расстроенном приведении ее в должный вид, преосвященный Евсевий, не смотря на то, что управление епархией отнимало у него большую часть времени, почти весь свой досуг посвящал церковным службам и редкая из них не сопровождалась проповеданием им слова Божия. С 1861-го по 1878-й год преосвященный Евсевий совершил в пределах Могилевской епархии 3086 различных церковных служб. Из них 712 совершены были им исключительно в сельских приходских храмах Могилевской епархии при обозрениях последней. Обозревал Преосвященный Евсевий Могилевскую епархию почти ежегодно. 3 В поездках по епархии его всегда сопровождала архиерейская свита, так как в каждом почти обозреваемом приходе преосвященный Евсевий служил или всенощное бдение, или литургию, или же и то, и другое. Возьмем, напр., записанное в дневнике преосвященного Евсевия обозрение им Могилевской епархии в мае и июне 1873 года. « 15. В Барколабовск. женск. монастыре. 1. Всенощное. 16 . Там же. – 1. Литургия и слово на слова: Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки. 16 . В г. Быхове. – Всенощное и слово: Господь же убо, по глоголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога. 17 . Там же. – Литургия и слово на слова: Мужие Галилейстии! что стоите, зряще на небо... идуща на небо. 18 . Чигиринка. – Литургия и слово: Аз есмь путь, и истина и живот. 19 . Тихиничи. – 18. Всенощное 19. Литургия и слово на слова: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. – В г. Рогачеве. – Всенощное. Там же. Литурпя и слово на слова: Се есть живот втьчный... Бисус Христа (1оан.17:3). Молебен по табели. 20 . Жлобин. – Всенощное. 21 . Там же. – Литургия и слово на слова: Аз есмь дверь... и пажить обрящете. – Стрешин. – Всенощное. 22 . Там же. – Литургия и слово на слова: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

10. Очи мои изнемогосте от нищеты. Глаза, говорит, Мои ослабели от нищеты, Отец Мой! т. е. потому что по причине многих слез истощилась естественная тучность и влажность их. Ибо, как Господь плакал о Иерусалиме, о чем говорит Евангелист Лука: и, видев город, заплакал о нем (Лук. 19, 41); так, должно думать, Он плакал и о погибели Иуды и об отвержении иудеев и о наказании погибших, по словам Евсевия и Диодора. Некоторые под нищетою разумеют здесь чрезмерное иссушение тела Господня от злострадания   Господь плакал четырежды: 1) когда имел воскресить Лазаря, 2) когда пришли видеть Его Еллины, приходившие ко храму (на поклонение), когда и сказал: душа Моя теперь возмутилась; и что мне сказать? Отче! Спаси Меня от часа сего (1оан. 12, 27), ибо смущение сие означает плач, как и Апостол о сем говорит довольно ясно: Он во дни плоти своей молитвы и моления к могущему спасать Его от смерти с воплем крепким и со слезами принесши (Евр. 5, 7), и как согласно с сим говорит и истолкователь апостола Павла св. Феофилакт. 3) плакал, когда увидел град Иерусалим издалека, по сказанию Луки: увидев же город заплакал о нем (19, 41). 4) Когда свидетельствовал об Иуде: сказав сие Иисус возмутился духом и свидетельствовал и сказал: аминь, аминь, говорю вам, что один из вас предаст Меня (Иоан. 13, 28), где и сие смущение есть плач, как говорит Божествен. Златоуст: Сожалея о предателе Господь плакал. По другому изъяснителю, это говорит Господь и об учениках, которых Он почитал, как свои глаза, что и они изнемогли во время страдания, потому что они были еще нищи, и несовершенны до того, что говорили: а мы надеялись, что Он есть тот, который имел избавить Израиля. В историческом значении сии слова относятся и к пленным иудеям, почему и Симмах перевел: Око мое истощилось от злострадания, ибо (по словам Феодорита) в слезах истощил я глаза мои, будучи принужден от печали плакать.   Воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех (простирал) к Тебе руце мои. Всегда, говорит, Я взывал к Тебе, Господи, имея распростертыми в молитве руки, не только о Себе, как человек, но и об учениках Моих и о народе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Слово произнесенное в Спасовом Скиту, 17 октября 1891 года О христианском уединении И слышавъ Иисус, отиде оттуду в корабли в пусто место един. (Мат. 14, 18). Это удаление Иисуса Христа от народа в пустынное место, по сказанию Евангелиста Матфея, последовало по получения известия о мученической кончине святого Иоанна Крестителя. Евангелист не говорит, какие побуждения имел Господь удалиться в пустыню по получении этой горестной вести. Чувствовал ли он потребность оплакать без свидетелей разлуку с сродником, „ ближним другом своим“ (по выражению церковному) и избранным сотрудником в великом деле спасения человечества; размышлял ли Он в уединении о том, что Его Предтеча уже совершил свое течение и что Ему самому вскоре предстоит вступить в подвиг крестных страданий и смерти; просил ли Себе помощи и подкрепления, – это ведомо Ему единому и Отцу небесному. Для нашего же размышления и назидания довольно одного указания Евангелиста на это удаление Господа от людей в минуты великой скорби. Если сопоставим это указание св. Матфея с другим, сделанным св. Марком в следующих словах: „утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился “ ( Мар. 1, 35 ), – мы придем к мысли, что Господь имел обычай уединяться для молитвы и неразлучного с нею размышления. Казалось бы, что Ему не могло быть в этом особенной нужды. Он неоднократно молился при народа в слух всех (Мат. 11, 25. 1оан. 12, 28. 17, 1–26), Он молился внутренне в присутствии народа и свидетельствовал, как пред воскрешением Лазаря, что этой молитве внемлет Отец Его Небесный: Аз видех, яко всегда Мя послушаеши ( Иоан. 11, 42 ). Ему не было нужды, как нам, собираться с мыслями и обдумывать что-либо в уединении: Его ум всегда был преисполнен божественной истины, сердце любви и уста живоносного слова. Тысячи народа, с утра до ночи его окружавшие, могли утомлять Его, но не развлекать, как нас, при исполнении наших обязанностей, так как все отношения Его к народу составляли цельное и непрерывное действование для блага и спасения людей. И однако же Он уединялся. Не есть ли это указание на особенное значение уединения для нравственной жизни человека, когда Богочеловек находил его для Себя нужным? Без сомнения, Церковь Христова всегда признавала великое значение уединения и ввела его в христианский мир в различных видах, в совершенном удалении от мира -пустынников и подвижников, в сокровенном житии монахов, в келейных занятиях ученых и созерцателей, и наконец, в тихой и скромной жизни христианских семейств. О всех этих видах уединения и их важности в нравственной жизни учители церкви преподали нам многочисленные наставления и глубокие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

II. Новозаветное Писание утверждает будущую действительность телесного воскресения мертвых с такою ясностью, что всякое сомнение о том было бы упорством против истины. I. Христос, обращаясь к иудеям, говорил им: грядет час (ρχεται ρα), в он же вси сущии во гробех (ν τος μνημεοις) услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение (ες νστασιν) живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (1оан. 5, 28–29). Се же есть воля пославшего Мя, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (6, 40). Здесь, как потому, что говорится о воскресении всех сущих во гробех и о воскресении том, которое последуете в последний день, так и потому, что говорится об осуждении некоторых из воскресших, совершенно очевидно, что Спаситель говорит о воскресении к жизни телесной, а не о нравственном или духовном воскресении. Принимать сущих во гробах за каких-либо живых было бы странно; видеть здесь нравственное воскресение всех нравственно мертвых и относить это нравственное воскресение к последнему дню также было явного несообразностью, а допускать нравственное воскресение сотворших благая значило бы допускать нелепость. В словах Спасителя не только утверждается действительность воскресения, но указываются и основания этой веры, именно: с одной стороны, – воля пославшего Его Отца, а с другой, – то, что Сам Он, как Сын Божий и Искупитель, есть жизнь и воскресение для всех: Аз есмь воскрешение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; и всяк живый и веруяй в Мя не умрет ( Иоан. 11, 25–26 ). ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последней день ( Иоан. 6, 54 ). В обличение неверия саддукеев в воскресение и чувственных представлений фарисеев о жизни по воскресении И. Христос говорил: сподобльшиися век он улучити (достигнуть того века) и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают, ни умрети бо ктому могут; равни бо суть ангелом ( Лук. 20, 35–36 ). Что здесь утверждается действительность телесного воскресения, особенно ясно из слов: ни умрети бо ктому могут; эта слова, очевидно, относятся к телесной природе человека, так как в отношении к бестелесной душе эта прибавка была бы совершенно излишнею, в следовательно, указывают, что сподобльшиеся достигнуть воскресения будут иметь тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Составляйте все вы единый хор, дабы в согласном настроении единомыслия, восприяв песнь Божью, в единстве воспели вы Отцу чрез Иисуса Христа единым гласом, дабы Он и услышал вас и по делам нашим узнал, что вы члены Сына Его». Итак истинны слова Господа нашего Иисуса Христа: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас; иго Мое благо и бремя легко. В учении Веры, преподаваемом св. Церковью, человек находит спасенье от лжи и заблуждений, успокоение от разнородных сомнений и колебаний, возмущающих сердца неверных. В обетованиях христианской надежды человек находит крайний предел своих желаний, утешение в бедствиях, спасительный якорь среди треволнений мира. Любовь к Богу и ближнему доставляет ему неиссякаемый источник радостей и чистого блаженства... Но мир не верит этому? Мир не хочет знать и принимать истины и блаженства из рук Церкви? Мир созидает сам для себя кумиры мнимой мудрости и мнимого счастья?,.. Пожалеем о нем и о тех, которые в ослеплении идут за миром, сообразуются с духом века, оставляют кладязи чистые, чтобы отравлять себя водою из потоков нечистых и заразительных. А мы, верные чада Церкви Христовой, видя врагов ее и наших, тем теснее соединимся с нею, тем пламеннее возлюбим ее. Если люди, принадлежащие к одной с вами Церкви, соблазняют нас, возбуждают в нас негодование, колебания; если что-либо в учении и постановлениях ее кажется нам непонятым для разума, трудным для исполнения: то мы, не смотря ни на что, скажем, от всего сердца, св. матери нашей Церкви тоже, что сказали однажды Господу ученики Его: к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (1оан. 6, 68). Аминь. 38. О Церкви. Беседа четвертая Христос возлюбил Церковь Свою и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Ефес. 5:25–27 .   Может ли быть тело без души? Может; есть тела совершенно неодушевленная: камень, дерево и проч., бывают тела, лишившиеся души: тела умерших людей. Может ли быть душа без тела? Может; духи бесплотные и души умерших людей не имеют тела. Но тело без души и душа без тела не есть человек; первое есть труп, вторая – дух. Что же такое человек? Существо, состоящее из души и тела. Но каким образом соединяется душа с телом, как действуют друг на друга эти две различные и даже взаимно-противоположные природы? Это задача, которой еще не разгадали все мудрецы мира. Союз души с телом и их разлучение друг от друга: есть тайна Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Яко речет мир на люди своя, и на преподобныя своя и на обращающыя сердца к Нему. Послушаю, говорит, что Он скажет. Ибо Бог скажет и возвестит мир народу своему, и народ Божий всегда имеет мир и с самим собою и с Богом, и напротив всегда ведет борьбу с врагами Божиими, с демоном и с друзьями его. Тех же верных назвал людьми Божиими и преподобными, т. е. посвященными Ему, и обращающими сердца свои, т. е. свои души к Нему; или сердцем обозначил всего человека, частью целое. 10. Обаче близ боящихся Его спасение Его. Это то, что слышал пророк от Господа. Слово: обаче (однако) здесь излишне, или же стоит вместо вполне. Близко, говорит, к боящимся Бога спасение Его. И смысл сказанного таков: когда кто либо будет бояться Его и уверует в Него, тогда близко к ним Христос и тотчас явится. Вселити славу в землю нашу. Близко Христос, чтобы поселить в земле Иерусалимской славу, милость и честь, или потому что Он Сам был славою, бывши плотию и вселившись среди нас (1оан. 1, 14), или потому что после воплощения Спасителя и доселе земля оная славна и для всех вожделенна. 11. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Некоторые говорят, что в этих стихах исчисляются те добродетели, которые явились во Христе, именно, что в Нем сошлись милость и истина. Милость Христос показал в исцелении больных, а истину в учении и проповеди. Но в Нем же сошлись правда и мир, ибо это значит: облобызастася. Правда же Христова открылась в правом суде, когда Он лукавых обличал и добрым выражал похвалу, а мир—в кротости. Но лучше сказать, что милость есть божественное естество, как имеющее власть отпускать грехи и исцелять болезни; истина же есть человеческое естество, потому что не обретеся, сказано, лесть в устех Его, и потому что по справедливости Он только один сохранил достоинство человеческой природы, и потому что Он истинный человек, а не призрак. А что сказано сретостеся, то это значит, что составили одно, т. е. соединились в одном лице. Правда принимается вместо божественного естества. Ибо один Бог праведный Судия есть. Мир же вместо естества человеческого, по врожденной Его кротости. Эти добродетели облобызались, потому что имели во Христе единение и согласие

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Ратрамн, приступая к защите своего учения и опровержению учения Восточной церкви о Духе Святом, – пишет: „вы отвергаете, что Дух Св. исходит от Отца и Сына и утверждаете, что Он исходит только от Отца. Обратимся к Евангелию и прочтем, какой ответ дает оно на вопрос. Здесь читается, что Спаситель в ту ночь, в какую Он предан был, обратился к Своим ученикам между прочим с такими словами: когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне (1оан. 15, 26. Вы читаете: Который отОтца исходит, а не хотите слушать Сына, когда Он говорит: КоторогоЯ пошлю вам от Отца. Скажите: каким образом Дух посылается от Сына? Ибо конечно, не отрицаете, что это сказал Сын, если только читаете Евангелие и верите Евангелию. Под этим посланием вы должны разуметь именно похождение, или же разумейте под оным, что совершенно нечестиво, послушание Духа. В последнемслучае вы станете на стороне Ария (чего да не будет), который, извративши веру, считал Духа Св. меньшим Сына. Итак, когда Сын говорит, что от Него посылается Дух истины, Который исходит от Отца, то этим Он дает знать, что Он говорит об исхождении от Него Духа Св. Но может быть скажут: не просто сказал Спаситель: Которого Я пошлю вам, но прибавил: от Отца. Этим истина Евангельская указывает на единосущественность Троицы: Дух Св. происходит от Отца, потому что из субстанции Его истекает (manat. Посылает же Сын Духа истины от Отца, потому что как Дух Св. исходит от Сына, так Сам Он – Сын – рождается от Отца; и как получает Сын от Отца субстанцию, рождаясь от Него, так точно Он приемлет сие от Отца, когда посылает Духа истины, от него исходящего. Во всяком случае, когда Спаситель говорит: который от Отца исходит, этим Он не отрицает исхождение Духа от Себя Самого, поскольку послание от Сына и есть исхождение Св. Духа. Если Сын посылает Духа Св., то этим не обозначается, что Он повелевает Им, как меньшим, а Сам является большим Духа; но словом послание показывает: как Дух Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Христос призывает Своих учеников к смерти. „Сберегший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее... Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряешь душу свою ради Меня, тот обретет ее (Me. X, 39; XVI, 24 пар.). Если пшеничное зерно падши в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубить ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (1оан. XII, 24. 25). Смерть, к которой Христос призывает Своих учеников, есть во всяком случае смерть физическая, однако прежде всего это есть душевно – личное самоотречение: Христос призывает нас к самоотречению до смерти, к полному самоотречению, действительность которого делает уже невозможным возобновление земной, плотской жизни в полноте ее душевно – личных интересов. Это условие христианского воскресения достаточно обосновывает тот вывод, что жизнь сынов воскресения будет вполне иною жизнью, – они будут жить вечною божественною жизнью. Однажды „приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его, и восстановит семя брату своему. Было у нас семь братьев; первый женившись умер и, не имея детей, оставить жену свою брату своему. Подобно и второй, и третий, даже до седьмого. После же всех умерла и жена. Итак, в воскресении которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божьей. Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых!». Нам обетовано не бессмертие вечной жизни, а воскресение, так как мы должны умереть, чтобы жить по смерти вечною божественною жизнью, и это будет уже иная жизнь, чем та, которая помрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010