Кратким апракосом являются такие древнейшие славянские рукописи, как глаголическое Ассеманиево евангелие (Vat.), кириллические Саввина книга (РГАДА, ф. 381, 14) и Остромирово евангелие 1056/1057 г. (РНБ, F.n.I.5). Архангельское евангелие конца 1092 г. (РГБ, М. 1666) списано, как кажется, с двух оригиналов – частью с краткого и частью с полного апракосов (Жуковская 1964). Из фрагментарно сохранившихся рукописей Евангелия X-XI вв. как краткий апракос может быть определено только Туровское евангелие (Ц БАН Литвы, ф. 19, собр. Виленской публичной б-ки, 1), тогда как Охридские глаголические листки (ОГНБ, 1/2), Куприяновские (Новгородские) листки (РНБ, Кп.1.58), Листки Ундольского (РГБ, Унд. 961) не могут быть с уверенностью отнесены к какому-либо виду апракоса, поскольку содержат пассажи, тождественно представленные в апракосах разного типа. Древнейшие полные апракосы относятся к XII в.: русские Мстиславово евангелие до 1117 г. (ГИМ, Син. 1203), Юрьевское евангелие, между 1119 и 1128 гг.: (ГИМ, Син. 1003), Добрилово евангелие 1164 г. (РГБ, Рум. 103), сербские Мирославово евангелие, между 1180 и 1190 гг. (РНБ, F.n.I.83), Вуканово (Волканово) евангелие около 1200 г. (РНБ, F.n.I.82), Болгарских рукописей полного апракоса известно всего две: Карпинское евангелие XIII в. (ГИМ, Хлуд. 28) и рукопись XIII в. из собрания БАН 24.4.25. При составлении каталога евангельских рукописей Л. П. Жуковской (1976) удалось охватить 500 единиц до начала XV в. Из 500 рукописей 50 приходится на краткие апракосы, 200 – на полные и 7 – на праздничные (см. § 6). § 5. Структура апостольского апракоса Структура второго новозаветного апракоса, построенного на материале Апостола, такова. В течение первого периода от Пасхи до Пятидесятницы читаются отрывки из Деяний. Второй и третий периоды объединены здесь в один, состоящий из 36 недель. В течение первых 9 недель по субботам и воскресеньям читается Послание к римлянам. В течение 10 следующих недель по субботам и воскресеньям читаются два Послания к коринфянам, причем 1 Кор. читается, как правило, в субботу, а 2 Кор. – в воскресенье. Затем с таким же чередованием субботних и воскресных чтений следуют Послания к галатам и к филиппийцам, к галатам и к ефессянам, к колоссянам и к евреям, к Тимофею и к Титу. Последовательность чтений в будние дни этих же 36 недель приблизительно такова: 1–6-я недели – Рим., 6–10-я недели – 1 Кор., 11–13-я недели – 2 Кор., 14–16-я недели – Гал., 16–18-я недели – Еф., 19–20-я недели – Флп., 20–22-я недели – Кол., 23–24-я недели – 1 Фес., 25-я неделя – 2 Фес., 26–27-я недели – 1 Тим., 27–28-я недели – 2 Тим., 28-я неделя – Тит., 29–30-я недели – Евр., 31–32-я недели – Иак., 33-я неделя – 1 Пет., 34-я неделя – 2 Пет., 34–35-я недели – 1 и 2 Ин., 36-я неделя – 3 Ин. и Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Динамичность личности есть ее свойство, которое зиждется на ее же Богообразности, личность есть по сути то, что должно постоянно расти и все более и более расширяться. Обеспечивая удовлетворение своих «первичных позывов», человеческая личность уходит от своего главного божественного предназначения. По словам протоиерея Вадима Леонова , «…насколько личность обусловлена природными потребностями, настолько она деградирована. И наоборот, развитие личности проявляется во все большем овладении своими природными свойствами и управлении ими» . Протоиерей Георгий Флоровский замечает, что «…самоотречение расширяет нашу личность. Личность проходит становление в созидающем и героическом подвиге аскезы» . Выбор в пользу добродетели перестал быть актом «естественной» воли человека. Сам этот выбор предполагает духовное напряжение Выбор в пользу добродетели перестал быть актом «естественной» воли человека. Сам этот выбор предполагает духовное напряжение. Человеку нужно постоянно преодолевать то состояние, о котором писал апостол Павел: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» (Рим. 7: 18–19). Цель этой личностной положительной динамики заключается в преобразовании нашего бытия, его образа и окружающего мира. Все люди призваны стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1: 4). Сам Господь призывает нас быть подражателями Его святости и совершенства: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 16), «будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 45). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии и.Александр 1 ноября 2023, 08:06 А где собственно разговор о свободе? Определение, указание ошибок современной либертарианской концепции? Вот проблема схоластики - привычка к многим цитатам, но не формулировкам. Например - Рим 6:20-22: " Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. " То есть просто свободы не бывает. Либо свобода от Бога. В рабстве греху. Либо от греха. Для рабства Богу. И вот это развить.

http://pravoslavie.ru/157056.html

Сразу отметим, что среди многочисленных свойств или атрибутов Бога в Библии святость занимает совершенно особое место (см., напр.: Исх 15. 11; Лев 11. 44–45; 19. 2; 20. 26; 21. 8; Нав 24. 19; 1 Цар 6. 20; Иов 6. 10; Пс 21. 3; 98. 9; 144. 13; Ис 5. 16; 6. 3; 40. 25; 43. 5; 57. 15; 65. 5; Иер 50. 9; Иез 39. 7; Ос 11. 9; Авв 1. 12; Лк 1. 49; Ин 7. 11; 1 Пет 1. 16; Евр 7. 26; Откр 4. 8, 6. 10; 15. 4). Именуя Бога Святым, Писание провозглашает, с одной стороны, абсолютное превосходство Всевышнего, обособленность и отделенность Его естества от всего тварного, с другой, совершенную благость, непорочность и нравственную чистоту Творца, Его полную непричастность к каким-либо формам скверны, греха и зла . Таким образом, участник Завета, ищущий освящения и желающий принадлежать реальности (Царству) Бога (Исх 19. 6), должен проявить в себе две основные черты. Во-первых, некую обособленность и отделенность от реальности профанной, обыденной, а также от всего нечистого, противоестественного, мерзкого и скверного . Во-вторых, благость, доброту и высоту собственного нравственного облика по примеру своего Создателя. Средства стяжания такого Богоуподобления имеют разную природу: культовую и этическую. Первые из них весьма многочисленны и направлены на достижение следующих целей: 1) сакрализация пространства (постройка и освящение главных культовых сооружений Древнего Израиля и их принадлежностей — скиния, храм и их утварь (Исх 25–27; 30–31; 35–40; 3 Цар 5–8; 2 Пар 2–7)); 2) сакрализации времени (выделение особых дней или периодов, посвященных на сугубое служение Богу — праздники (Исх 20. 8–11; 23. 14–17; Лев 23; Лев 25. 11–13); 3) сакрализации определенных социальных институтов (выделение жреческой корпорации, обладающей исключительными правами на отправление культа — левиты, священники, первосвященники: (Исх 28–29); 4) сакрализация ритуала (разнообразные жертвоприношения): (Лев 1–7). Все это в целом способствовало систематизации и структуризации религиозной жизни Израиля и его самоидентификации как отдельной самобытной нации — народа Божия. Установления культа имели и важнейшее прообразовательное значение, научая еврейский народ основополагающим принципам домостроительства спасения. Главная из них, очевидно, — идея прощения грехов через пролитие крови невиновного животного (грядущий Мессия как непорочный Агнец, закланный в умилостивительную Жертву за грехи людей). Пользуясь сокровенным языком теней и образов, символизм культа давал возможность будущим поколениям чад Завета узнать пришедшего к ним обетованного Мессию, о Котором говорили Закон и пророки .

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

Тема милости, в том числе милости и истины, находит своё завершение в Новом Завете, где желанной и желаемой милости противопоставляется жертва как нечто в силу ряда причин недолжное (Мф 9:13; 12:7; ср. Ос 6:6, где впервые сказано Я милости хочу, а не жертвы) 1 . Основное, резюмирующее обличение Христом фарисеев (Мф 23:23) сводится к словам: оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Слово милость может в русле новозаветных идей заменяться на любовь: люблю по истине (2 Ин 1:1; 3 Ин 1:1), что близко и понятно. Наверное, гораздо важнее, когда оно заменяется на благодать: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Здесь нам открывается не только благодатная сущность милости Божией, но и одно из многих соответствий Нового и Ветхого Заветов: ветхозаветное благословение, призывающее милость и истину, в Новом Завете преображается в обетование благодати и истины. При нынешней тенденции “спасаться” путём самодеятельного опускания себя ниже уровня моря может возникнуть робкий вопрос: ну хорошо, тут всё больше про царей, а мы-то тут при чём? Допустим, кто-нибудь захочет оказать нам милость, так и Бог в помощь, а не захочет — так спаси Господи. А наше дело маленькое. При этом совершенно забывается блестящая диалектика Нового Завета (диалектика у части благочестивых людей вообще не в чести, поскольку её подозревают в языческом и вообще заграничном происхождении, игнорируя тот бесспорный факт, что решающий вклад в её развитие внесли Великие каппадокийцы). Согласно этой диалектике все мы — рабы Божии, невзирая на наши духовные “заслуги”, и в то же время мы — царственное священство (1 Пет 2:9), сколь бы малы мы ни были сами по себе. Тема царственного священства заслуживает самого пристального внимания и пользуется им, хотя и до сих пор не в должной степени. Совсем просто (и тем самым не совсем безупречно, но что поделать) её можно изложить следующим образом. Полные глубокого смысла слова Псалтири Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4) достаточно подробно разбираются в 5-й и 7-й главах Послания к Евреям. Сам автор Послания к Евреям в Евр 5:5 соотносит их со Христом и со словами Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс 2:7). Но только когда Сын по послушанию принял крестное страдание и тем самым сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр 5:8), Бог Отец нарёк Его Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10). Но Мелхиседек был царём правды и Салима (то есть царём мира) и священником, причём он без отца, без матери, без родословной уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр 7:3).

http://pravmir.ru/serdtse-miluyushhee/

Последнее обетование: «И дам ему звезду утреннюю». Слова эти хорошо читаются в контексте сказанного Петром апостолом во 2-м послании: «Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему (пророческому слову. – прот. А.Т.), как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1: 19). Апокалипсис – книга сама по себе пророческая. Кроме того, это книга, насыщенная пророческими образами Ветхого Завета. Обращаясь к этому удвоенному пророческому слову, мы вносим свет в темноту наших сердец. Это дает нам силу и возможность жить, доколе звезда утренняя (Сам Христос) не явится во славе. Явление Его будет и явлением нашим. То есть мы явимся такими, какими быть должны, а не такими, какие сейчас есть. «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3: 4). В целом кажущееся печальным и продолжающим траекторию нисхождения слово Христа Церкви Фиатиры более обнадеживает и бодрит при близком рассмотрении, нежели иные слова, сказанные другим Церквам. Имеющий уши да слышит. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир Степанов 1 ноября 2014, 07:02 Слов нет! Спасибо за эти статьи, очень многое открывает нам Откровение. Не ожидал, признаюсь! Сложность текста связана с его информационной перенасыщенностью. Этот факт еще раз нам говорит о том, что вся Библия это целостное Слово Божие, обращенное к каждому человеку - и образованному и необразованному, верующему и неверующему. Прошу редакцию Сайта продолжать изложение сложных и неоднозначных книг Библии Астери 7 октября 2014, 09:04 Благодарю, отче! " ...только то, что имеете, держите, пока приду " . Это дает надежду и показывает путь, только бы не сбиться и удержать.Господи, помилуй! Ket-Kor Korinetz 7 октября 2014, 00:31 Да, очень кстати для себя прочитала статью. Nadin 6 октября 2014, 20:52 При осознании " скудости своих личных сил " - " ДЕРЖИ, ЧТО ИМЕЕШЬ " ,пока не взойдет " утренняя звезда в сердцах ваших " . СпасиБо! Сергей Литвиненко 6 октября 2014, 14:57

http://pravoslavie.ru/74133.html

адъюнктом. Но интенсивная научная работа подорвала его здоровье, и несчастный случай, имевший место на Царскосельской станции Варшавской железной дороги 7 июля 1878 г., положил конец жизни ученого, симпатичный облик которого сохраняется с благодарностью и уважением в памяти всех, кто слушал его лекции или принимал участие в практических занятиях и имел возможность пользоваться его всегда радушно даваемыми советами и указаниями. Список ученых трудов Е. И. Золотарева. 1 . Об одном вопросе о наименьших величинах (лит.) 1868. 2 . Об одном неопределенном уравнении 3-й степени. С.-Петерб., 1869 (магист. диссертация). 3 . Nouvelle démonstration de la loi de réciprocité de Legendre. Nouvelles Annales. 1872. 4 . Sur l " équation Y2 – (– 1)[(p–1)/2]pΖ2=4X . Nouv. Ann. 1872. 5 . Sur la méthode d " intégration de M. TcheMchef. Journal de Mathématiques pures et appliquées, T. XIX. 6 . Теория целых комплексных чисел с приложением к интегральному исчислению. СПб., 1874 (докторская диссертация). 7 . Sur les formes quadratiques positives quaternaires (совместно с А. H. Коркиным). Mathem. Annalen. Bd. V, 1872. 8 . Sur les formes quadratiques (совместно с А. H. Коркиным). Math. Ann. Bd. VI. 1873. 9 . Sur un certain minimum (совместно с А. H. Коркиным). Nonv. Ann. 1873. 10 . Note relative à une formule de M. Liouville (приложение теории эллиптических функций к теории чисел). Mélanges mathém. et astron. tirés du Bulletin de l " Acad. des Sc. de St.-Pétersbourg. T. IV. 1876. 11 . Sur l " attraction des ellipsoides homogènes. Nouv. Ann. 1876. 12 . Sur la série de Lagrange. Nouv. Ann. 1876. 13 . Sur les formes quadratiques positives (совместно с А. H. Коркиным) Math. Ann. Bd. XI. 1877. 14 . Приложение эллиптических функций к вопросам о функциях, наименее и наиболее отклоняющихся от нуля. СПб., 1877. 15 . Sur l " application des fonctions elliptiques aux questions de maxima et minima. Mélanges (Ac. de S.-Pet.). T. IV. 16 . Sur la théorie des nombres complexes. Journ. de Liouv. (3-е série). T. VI. 1880. 17 . Sur les nombres complexes. Mélanges (Ac. de S.-Pet.). T. V. 1877. 18 . Об ученых заслугах академика И. И. Сомова (Зап. Имп. С.-Пет. Академии Наук. 1877). Формуляр о службе Е. И. Золотарева (хранится в Имп. Рус. Историч. Обществе). – «Биографический словарь професс. и преподав. С.-Петербургского университета», т. I, стр. 264–265. – «Рус. Мир» 1876 г., 130. – «Биржевые Ведомости» 1878 г., 188. – «С.-Петерб. Ведом.» 1878 г., 188; 1879 г., 12. – «Волга» 1881 г., 488. Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. : Т. 1-25./Т. 7 : Жабокритский - Зяловский. - 1916. - 588 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Некоторые под словами: «труды плодов твоих», — разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл, одинаковый с вышесказанным; то есть что человек вначале делает, и каким путем ходит, то впоследствии это или облегчает его участь, или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: «Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости». А нерадящие в юности воздыхают в старости своей. 4. Как подражать Богу Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1). Истинные христиане могут подражать Богу особенно исполнением следующих трех Евангельских заповедей: 1. Господь глаголет во Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд…» «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений. 2. Святой апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 14–16). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть и ненависть и злопамятство также составляют нечистоту души. 3. Сказано в Евангелии от Матфея: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17: 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И это связано ещё с одним — с устойчивостью в молитве. В Евангелии нет этого слова, но, например, в книге Деяний (6:4) мы находим призыв к постоянству в молитве, также и в 1 Пет 4:7. Но этого недостаточно. Недостаточно молитвословить, — сама наша жизнь должна свидетельствовать, что наша молитва истинна и искрення. Я уже цитировал отрывок из Евангелия от Матфея (7:21–23), где мы призываемся жить согласно нашей вере, в противном случае мы доказываем, что не принадлежим к народу Божию, потому что не живём по Его заповедям, по Его вдохновению, не приобретаем (пусть в меру своих способностей) то, что апостол Павел называет ум Христов (1 Кор 2:16). Кроме того, к молитве следует подходить очень осмотрительно, потому что, как говорится в Писании, Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12:29). Молитва может преобразить нас в неопалимую купину, если мы таковы, что огонь может охватить нас и не испепелить, а обратить в горение Божественной жизни, Божественной любви, Божественной истины, Божественной красоты. Но если мы не таковы, то, приходя к Богу и становясь перед Ним, мы можем сделать это только лишь в сокрушении сердца, только ради того, чтобы получить спасение, мы не можем думать, будто имеем право стоять перед Ним. Об этом так ясно говорится в притче о мытаре и фарисее. Это нам надо помнить, потому что всё не так просто, — если мы не живём в уровень своей молитвы и не раскаиваемся в том, что в нас есть недолжного, то мы будем судимы и осуждены. Я уже упоминал место Писания, где такая молитва называется мерзостью перед Богом. Вы наверно также помните место из Евангелия от Матфея (17:21) об исцелении беснующегося отрока, где Христос говорит, что это зло может быть побеждено только молитвою и постом. Но молитва должна быть принесена с верой, и не просто с минутной уверенностью в том, что Господь вот сейчас исполнит то, в чём мы нуждаемся, но с верой, которая действенно проявляется в нашей жизни во всех случаях; вера, понятая, во-первых, как верность Господу, Которого мы знаем как нашего Бога и Спасителя, но также вера как доверие Ему. Потому что вера предполагает, что мы доверяем Его любви, Его заботе о нас, Его готовности помочь нам. Об этом более подробно говорится в Мф 21:21 и Мк 11:23, эти места я отметил как отрывки, где Господь учит нас молиться.

http://pravmir.ru/kak-molilsya-hristos-b...

58 Не ошибись! Ищи свою настоящую родину, которая тебя никогда не предаст, – неизреченный мир Христов: «о горнем помышляйте, а не о земном » (Кол. 3: 2). 59 С неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, что притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней и вместе с ней, ибо она сама поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы. 60 Многие люди ищут духовных утешений, и лишь немногие ищут Самого Бога. 61 Когда земное наше тело умирает и закрывает глаза, тогда открываются глаза души. Если сможем закрыть глаза души, тогда откроются духовные глаза – истинные глаза Божественного зрения. 62 Внутри духовного человека развивается иная жизнь, иное существо, непредставимое человеку мира сего: облекитесь «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 10). 63 Пока люди всю жизнь ищут утешений, Бог ищет людей, которые искали бы только Его. 64 Чем больше люди исследуют, что такое святость, тем меньше становится святых людей. 65 Чем больше человек хочет познать Бога, тем больше он должен измениться внутренне: «более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). 66 Лучше оставить людей и искать самого себя, чем стремиться к людям и потерять самого себя. 67 Спасение слишком серьезно, чтобы разменивать его на пустяки. А жизнь не настолько значительна, чтобы верить ее лжи. 68 Самое лучшее, что должен хотеть ум, – это то, чтобы он ничего не хотел, кроме Бога. 69 Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 70 Отказ от дурной мысли, если быть решительным, непременно приведет к Богу. 71 Человек предназначен для неба, а он закапывает себя в землю. 72 К Богу прорваться невозможно, ибо Он Сам приглашает на встречу с Собой: «итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5: 6). 73 Когда человек полностью отдает себя Богу, тогда Бог полностью отдает Себя человеку. 74 Не ищи правды в этом мире лжи, лучше отрекись от него как можно скорее, иначе он обманет тебя, как обманул всех, кто искал в нем правды: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4: 6).

http://isihazm.ru/1/?id=203

Таким образом, аскетизм и трезвение – путь каждого христианина, неотъемлемое условие подлинной духовной жизни, а не только лишь удел монашествующих или вообще «немногих избранных подвижников». « Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41), – заповедовал Господь Иисус Христос Своим ученикам. Впоследствии апостолы, повторяя и поясняя эту заповедь, учили всех последователей Христа: « Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8); « Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2); « Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением» (Еф. 6:14-18). Принцип действия законов христианской аскетики один и тот же, несмотря на непреодолимую разницу эпох и цивилизаций, в том числе и при их беспечном игнорировании. В качестве яркого примера можно привести остроумное наблюдение одного из блогеров «Живого журнала»: «Бес уныния, который также называется «полуденным» (Пс. 90:6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего, этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из келлии, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько еще осталось до девяти часов [времени вкушения пищи], или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого-либо из братии. Еще этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его...

http://bogoslov.ru/article/3584719

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010