Кратким апракосом являются такие древнейшие славянские рукописи, как глаголическое Ассеманиево евангелие (Vat.), кириллические Саввина книга (РГАДА, ф. 381, 14) и Остромирово евангелие 1056/1057 г. (РНБ, F.n.I.5). Архангельское евангелие конца 1092 г. (РГБ, М. 1666) списано, как кажется, с двух оригиналов – частью с краткого и частью с полного апракосов (Жуковская 1964). Из фрагментарно сохранившихся рукописей Евангелия X-XI вв. как краткий апракос может быть определено только Туровское евангелие (Ц БАН Литвы, ф. 19, собр. Виленской публичной б-ки, 1), тогда как Охридские глаголические листки (ОГНБ, 1/2), Куприяновские (Новгородские) листки (РНБ, Кп.1.58), Листки Ундольского (РГБ, Унд. 961) не могут быть с уверенностью отнесены к какому-либо виду апракоса, поскольку содержат пассажи, тождественно представленные в апракосах разного типа. Древнейшие полные апракосы относятся к XII в.: русские Мстиславово евангелие до 1117 г. (ГИМ, Син. 1203), Юрьевское евангелие, между 1119 и 1128 гг.: (ГИМ, Син. 1003), Добрилово евангелие 1164 г. (РГБ, Рум. 103), сербские Мирославово евангелие, между 1180 и 1190 гг. (РНБ, F.n.I.83), Вуканово (Волканово) евангелие около 1200 г. (РНБ, F.n.I.82), Болгарских рукописей полного апракоса известно всего две: Карпинское евангелие XIII в. (ГИМ, Хлуд. 28) и рукопись XIII в. из собрания БАН 24.4.25. При составлении каталога евангельских рукописей Л. П. Жуковской (1976) удалось охватить 500 единиц до начала XV в. Из 500 рукописей 50 приходится на краткие апракосы, 200 – на полные и 7 – на праздничные (см. § 6). § 5. Структура апостольского апракоса Структура второго новозаветного апракоса, построенного на материале Апостола, такова. В течение первого периода от Пасхи до Пятидесятницы читаются отрывки из Деяний. Второй и третий периоды объединены здесь в один, состоящий из 36 недель. В течение первых 9 недель по субботам и воскресеньям читается Послание к римлянам. В течение 10 следующих недель по субботам и воскресеньям читаются два Послания к коринфянам, причем 1 Кор. читается, как правило, в субботу, а 2 Кор. – в воскресенье. Затем с таким же чередованием субботних и воскресных чтений следуют Послания к галатам и к филиппийцам, к галатам и к ефессянам, к колоссянам и к евреям, к Тимофею и к Титу. Последовательность чтений в будние дни этих же 36 недель приблизительно такова: 1–6-я недели – Рим., 6–10-я недели – 1 Кор., 11–13-я недели – 2 Кор., 14–16-я недели – Гал., 16–18-я недели – Еф., 19–20-я недели – Флп., 20–22-я недели – Кол., 23–24-я недели – 1 Фес., 25-я неделя – 2 Фес., 26–27-я недели – 1 Тим., 27–28-я недели – 2 Тим., 28-я неделя – Тит., 29–30-я недели – Евр., 31–32-я недели – Иак., 33-я неделя – 1 Пет., 34-я неделя – 2 Пет., 34–35-я недели – 1 и 2 Ин., 36-я неделя – 3 Ин. и Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Сразу отметим, что среди многочисленных свойств или атрибутов Бога в Библии святость занимает совершенно особое место (см., напр.: Исх 15. 11; Лев 11. 44–45; 19. 2; 20. 26; 21. 8; Нав 24. 19; 1 Цар 6. 20; Иов 6. 10; Пс 21. 3; 98. 9; 144. 13; Ис 5. 16; 6. 3; 40. 25; 43. 5; 57. 15; 65. 5; Иер 50. 9; Иез 39. 7; Ос 11. 9; Авв 1. 12; Лк 1. 49; Ин 7. 11; 1 Пет 1. 16; Евр 7. 26; Откр 4. 8, 6. 10; 15. 4). Именуя Бога Святым, Писание провозглашает, с одной стороны, абсолютное превосходство Всевышнего, обособленность и отделенность Его естества от всего тварного, с другой, совершенную благость, непорочность и нравственную чистоту Творца, Его полную непричастность к каким-либо формам скверны, греха и зла . Таким образом, участник Завета, ищущий освящения и желающий принадлежать реальности (Царству) Бога (Исх 19. 6), должен проявить в себе две основные черты. Во-первых, некую обособленность и отделенность от реальности профанной, обыденной, а также от всего нечистого, противоестественного, мерзкого и скверного . Во-вторых, благость, доброту и высоту собственного нравственного облика по примеру своего Создателя. Средства стяжания такого Богоуподобления имеют разную природу: культовую и этическую. Первые из них весьма многочисленны и направлены на достижение следующих целей: 1) сакрализация пространства (постройка и освящение главных культовых сооружений Древнего Израиля и их принадлежностей — скиния, храм и их утварь (Исх 25–27; 30–31; 35–40; 3 Цар 5–8; 2 Пар 2–7)); 2) сакрализации времени (выделение особых дней или периодов, посвященных на сугубое служение Богу — праздники (Исх 20. 8–11; 23. 14–17; Лев 23; Лев 25. 11–13); 3) сакрализации определенных социальных институтов (выделение жреческой корпорации, обладающей исключительными правами на отправление культа — левиты, священники, первосвященники: (Исх 28–29); 4) сакрализация ритуала (разнообразные жертвоприношения): (Лев 1–7). Все это в целом способствовало систематизации и структуризации религиозной жизни Израиля и его самоидентификации как отдельной самобытной нации — народа Божия. Установления культа имели и важнейшее прообразовательное значение, научая еврейский народ основополагающим принципам домостроительства спасения. Главная из них, очевидно, — идея прощения грехов через пролитие крови невиновного животного (грядущий Мессия как непорочный Агнец, закланный в умилостивительную Жертву за грехи людей). Пользуясь сокровенным языком теней и образов, символизм культа давал возможность будущим поколениям чад Завета узнать пришедшего к ним обетованного Мессию, о Котором говорили Закон и пророки .

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

Тема милости, в том числе милости и истины, находит своё завершение в Новом Завете, где желанной и желаемой милости противопоставляется жертва как нечто в силу ряда причин недолжное (Мф 9:13; 12:7; ср. Ос 6:6, где впервые сказано Я милости хочу, а не жертвы) 1 . Основное, резюмирующее обличение Христом фарисеев (Мф 23:23) сводится к словам: оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Слово милость может в русле новозаветных идей заменяться на любовь: люблю по истине (2 Ин 1:1; 3 Ин 1:1), что близко и понятно. Наверное, гораздо важнее, когда оно заменяется на благодать: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин 1:14). Здесь нам открывается не только благодатная сущность милости Божией, но и одно из многих соответствий Нового и Ветхого Заветов: ветхозаветное благословение, призывающее милость и истину, в Новом Завете преображается в обетование благодати и истины. При нынешней тенденции “спасаться” путём самодеятельного опускания себя ниже уровня моря может возникнуть робкий вопрос: ну хорошо, тут всё больше про царей, а мы-то тут при чём? Допустим, кто-нибудь захочет оказать нам милость, так и Бог в помощь, а не захочет — так спаси Господи. А наше дело маленькое. При этом совершенно забывается блестящая диалектика Нового Завета (диалектика у части благочестивых людей вообще не в чести, поскольку её подозревают в языческом и вообще заграничном происхождении, игнорируя тот бесспорный факт, что решающий вклад в её развитие внесли Великие каппадокийцы). Согласно этой диалектике все мы — рабы Божии, невзирая на наши духовные “заслуги”, и в то же время мы — царственное священство (1 Пет 2:9), сколь бы малы мы ни были сами по себе. Тема царственного священства заслуживает самого пристального внимания и пользуется им, хотя и до сих пор не в должной степени. Совсем просто (и тем самым не совсем безупречно, но что поделать) её можно изложить следующим образом. Полные глубокого смысла слова Псалтири Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4) достаточно подробно разбираются в 5-й и 7-й главах Послания к Евреям. Сам автор Послания к Евреям в Евр 5:5 соотносит их со Христом и со словами Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс 2:7). Но только когда Сын по послушанию принял крестное страдание и тем самым сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр 5:8), Бог Отец нарёк Его Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10). Но Мелхиседек был царём правды и Салима (то есть царём мира) и священником, причём он без отца, без матери, без родословной уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр 7:3).

http://pravmir.ru/serdtse-miluyushhee/

    Но почему Спаситель паче прочих добродетелей нищету духа полагает в начало и основание истиннаго блаженства человеков? Известно, что начало всякаго несчастия и всех бедствий, как временных, так и вечных, есть гордость. Ибо гордость была и есть начало греха, а грех причиною смерти (Рим.5.2). Гордостию сатана из светлаго и блаженнаго Ангела соделался духом злобы и князем тьмы и свержен с неба. За гордость прародители наши, потерявши невинность свою, изринуты из рая сладости. Сие змеиное семя и во всяком грешнике произращает всякое зло. Спаситель и Господь наш Иисус Христос для того и пришел на землю, чтобы разрушить «дела диавола» (1Ин.3.8) и, исторгнув из сердец наших ядовитые и смертоносные семена его злобы, посеять в нас живоносное семя слова Своего, «да о нем» возрастем «во спасение» (1 Пет.2.2). По этой причине в премудром порядке восстановления потеряннаго нами блаженства естественно в начало и основание его полагается смирение, или нищета духа. Для сего Он Сам показал образ глубочайшаго смирения. «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, яко человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2.6—8). «Иже богат сый, обнища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся». (2 Кор.8.9). Для сего и Матерь Себе благоволил избрать смиреннейшую всех Ангелов и человеков, Преблагословенную и Пречистую Деву Марию. Для сего и первыми строителями таин царствия Своего соделал Апостолов, бедных и смиренных рыбарей. Смирение для входа в царствие Иисуса Христа так необходимо, что без него ни одного, так сказать, шагу не можно сделать. Одни только смиренные способны к истинной вере во Христа: ибо, сознавая естественную бедность ума человеческаго и неспособность к понятию таин Божиих, они с младенческою простотою верят слову Божию, не постигая оных, и по вере их Бог им открывает тайны царствия Своего (Мф.11.25). Одни только смиренные способны к принятию всех даров Духа Святаго: ибо, чувствуя бедность свою, на подобие нищих, просят их у Отца небеснаго и неотступно толкут у дверей милосердия Его и Бог отверзает им сокровища любви и благости Своей. Подобно как вода естественно течет вниз по наклонности земли: так и живоносная вода благодати Духа Святаго изливается на одних только смиренных, и чем более Христианин смиряется, тем изобильнее и скорее приемлет в сердце свое сокровища царствия небеснаго. «Блажени убо нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф.5.3), «Смиримся убо, братие, под крепкую десницу Божию; да ны вознесет» (1Пет.5.6). «Гордым бо Бог противится, смиренным же дает благодать.» (1Пет.5.5). Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Некоторые под словами: «труды плодов твоих», — разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл, одинаковый с вышесказанным; то есть что человек вначале делает, и каким путем ходит, то впоследствии это или облегчает его участь, или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: «Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости». А нерадящие в юности воздыхают в старости своей. 4. Как подражать Богу Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1). Истинные христиане могут подражать Богу особенно исполнением следующих трех Евангельских заповедей: 1. Господь глаголет во Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд…» «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45). Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений. 2. Святой апостол Петр пишет: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 14–16). Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть и ненависть и злопамятство также составляют нечистоту души. 3. Сказано в Евангелии от Матфея: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17: 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

адъюнктом. Но интенсивная научная работа подорвала его здоровье, и несчастный случай, имевший место на Царскосельской станции Варшавской железной дороги 7 июля 1878 г., положил конец жизни ученого, симпатичный облик которого сохраняется с благодарностью и уважением в памяти всех, кто слушал его лекции или принимал участие в практических занятиях и имел возможность пользоваться его всегда радушно даваемыми советами и указаниями. Список ученых трудов Е. И. Золотарева. 1 . Об одном вопросе о наименьших величинах (лит.) 1868. 2 . Об одном неопределенном уравнении 3-й степени. С.-Петерб., 1869 (магист. диссертация). 3 . Nouvelle démonstration de la loi de réciprocité de Legendre. Nouvelles Annales. 1872. 4 . Sur l " équation Y2 – (– 1)[(p–1)/2]pΖ2=4X . Nouv. Ann. 1872. 5 . Sur la méthode d " intégration de M. TcheMchef. Journal de Mathématiques pures et appliquées, T. XIX. 6 . Теория целых комплексных чисел с приложением к интегральному исчислению. СПб., 1874 (докторская диссертация). 7 . Sur les formes quadratiques positives quaternaires (совместно с А. H. Коркиным). Mathem. Annalen. Bd. V, 1872. 8 . Sur les formes quadratiques (совместно с А. H. Коркиным). Math. Ann. Bd. VI. 1873. 9 . Sur un certain minimum (совместно с А. H. Коркиным). Nonv. Ann. 1873. 10 . Note relative à une formule de M. Liouville (приложение теории эллиптических функций к теории чисел). Mélanges mathém. et astron. tirés du Bulletin de l " Acad. des Sc. de St.-Pétersbourg. T. IV. 1876. 11 . Sur l " attraction des ellipsoides homogènes. Nouv. Ann. 1876. 12 . Sur la série de Lagrange. Nouv. Ann. 1876. 13 . Sur les formes quadratiques positives (совместно с А. H. Коркиным) Math. Ann. Bd. XI. 1877. 14 . Приложение эллиптических функций к вопросам о функциях, наименее и наиболее отклоняющихся от нуля. СПб., 1877. 15 . Sur l " application des fonctions elliptiques aux questions de maxima et minima. Mélanges (Ac. de S.-Pet.). T. IV. 16 . Sur la théorie des nombres complexes. Journ. de Liouv. (3-е série). T. VI. 1880. 17 . Sur les nombres complexes. Mélanges (Ac. de S.-Pet.). T. V. 1877. 18 . Об ученых заслугах академика И. И. Сомова (Зап. Имп. С.-Пет. Академии Наук. 1877). Формуляр о службе Е. И. Золотарева (хранится в Имп. Рус. Историч. Обществе). – «Биографический словарь професс. и преподав. С.-Петербургского университета», т. I, стр. 264–265. – «Рус. Мир» 1876 г., 130. – «Биржевые Ведомости» 1878 г., 188. – «С.-Петерб. Ведом.» 1878 г., 188; 1879 г., 12. – «Волга» 1881 г., 488. Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. : Т. 1-25./Т. 7 : Жабокритский - Зяловский. - 1916. - 588 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

«…Да не будите судимы!» Самое время обратить свой взор к Небесам с вопросом: «А что же Бог?» с учётом, что пока еще 75% населения России отождествляют себя с Православием – то есть единственной верой, правильно славящей Бога. Что Он, например, говорит о подобных людях, вечно недовольных властями, отрицающих своё участие в созданных проблемах, требующих от других изменить ситуацию в лучшую сторону, причём в режиме «здесь и сейчас»? Дадим вполне библейское определение этим людям – ропотники. Как правило, все они имеют завышенные требования к другим, включая власти и неоправданно высокую личную самооценку, что есть признак гордыни. Но известно, что «Бог гордым противиться…», а благодать даёт смиренным (1 Пет. 5:5). Пожалуй, лучше всех о ропотниках сказал апостол Иуда (не Искариот(!): «Они злословят то, чего не знают… отвергают начальства, злословят высокие власти… пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплотные, дважды умершие, свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими… Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова…» (Иуд. 1: 8, 10, 12, 13, 16). Хорошо им ответил и апостол Павел: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё» (Рим. 13:3). Как свидетельствует один из столпов Православия, авва Дорофей: «Ничто так не обнажает человека, не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение или уничижение ближнего». Вот, например, что говорит о том, чего надо избегать, чтоб не накликать на свою голову беды, премудрый Царь Соломон: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые; язык лживый и руки, проливающие кровь невинную; сердце, кующие злые замыслы; ноги, быстро бегущие к злодейству; лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братиями (Притч. 6: 16-19). Ветхозаветному праведнику вторит апостол и евангелист Лука, передавая нам слова Спасителя: «Не судите и не будете судимы. Не осуждайте и не будете осуждены. Прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/23/gr...

58 Не ошибись! Ищи свою настоящую родину, которая тебя никогда не предаст, – неизреченный мир Христов: «о горнем помышляйте, а не о земном » (Кол. 3: 2). 59 С неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, что притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней и вместе с ней, ибо она сама поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы. 60 Многие люди ищут духовных утешений, и лишь немногие ищут Самого Бога. 61 Когда земное наше тело умирает и закрывает глаза, тогда открываются глаза души. Если сможем закрыть глаза души, тогда откроются духовные глаза – истинные глаза Божественного зрения. 62 Внутри духовного человека развивается иная жизнь, иное существо, непредставимое человеку мира сего: облекитесь «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 10). 63 Пока люди всю жизнь ищут утешений, Бог ищет людей, которые искали бы только Его. 64 Чем больше люди исследуют, что такое святость, тем меньше становится святых людей. 65 Чем больше человек хочет познать Бога, тем больше он должен измениться внутренне: «более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). 66 Лучше оставить людей и искать самого себя, чем стремиться к людям и потерять самого себя. 67 Спасение слишком серьезно, чтобы разменивать его на пустяки. А жизнь не настолько значительна, чтобы верить ее лжи. 68 Самое лучшее, что должен хотеть ум, – это то, чтобы он ничего не хотел, кроме Бога. 69 Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 70 Отказ от дурной мысли, если быть решительным, непременно приведет к Богу. 71 Человек предназначен для неба, а он закапывает себя в землю. 72 К Богу прорваться невозможно, ибо Он Сам приглашает на встречу с Собой: «итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5: 6). 73 Когда человек полностью отдает себя Богу, тогда Бог полностью отдает Себя человеку. 74 Не ищи правды в этом мире лжи, лучше отрекись от него как можно скорее, иначе он обманет тебя, как обманул всех, кто искал в нем правды: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4: 6).

http://isihazm.ru/1/?id=203

1 Кор 3:18) 18 . Также он еще речет: Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы (1 Кор 14:20). Ибо Бог хочет, чтобы [христиане] в отношении земного были безумными, а в отношении небесного — разумными. Ведь противник наш диавол (1 Пет 5:8) разумен на злое и нам должно разумно подступать к нему, чтобы победить злохудожные помыслы его. Поэтому Спаситель говорит в Евангелиях: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Ибо тот, кто называется Им мудрым, искусно творит волю Божию и соблюдает Его заповеди. 5. Смиренномудрие есть великое лекарство спасения. Ибо сатана не вследствие блуда или прелюбодеяния, или воровства был низвергнут с небес, но гордость низринула его в преисподнейшие части бездны. Ибо он сказал так: Взойду и поставлю престол мой пред Богом и буду подобен Всевышнему 19 . За эти слова он был низринут и уделом его стал огонь вечный. Стало быть, гордость — в диаволе, смиренномудрие — во Христе 20 . Ведь и Сам Господь говорит: кто хочет между вами быть б ольшим, да будет вам слугою (Мф 20:26). Ибо Он есть Бог смиренных. 6. Сильно возлюбим пост, ибо великим оплотом являются пост, молитва и милостыня; они от смерти избавляют человека. Ведь как через снедь и непослушание Адам был изгнан из рая, так через пост и послушание опять входит в рай желающий [этого]. И ты, дева, украшай этой добродетелью свое тело — и угодишь Небесному Жениху. Ибо сочетающиеся с миром и украшающие тела свои фимиамами, благовониями и благоуханиями, облачающие их в роскошные одеяния и в золото для того, чтобы угодить людям, Богу угодить не могут. Христос ничего этого не требует от тебя, но требует только сердца чистого и тела неоскверненного и смиренного постом. Если же придут некоторые [к тебе] и скажут, чтобы [ты] часто не постилась, дабы совсем не ослабнуть, — не слушайся их, поскольку враг внушает им это. Помни написанное, а именно: [что произошло], когда Даниил и три отрока попали в плен к вавилонскому царю Навуходоносору; с ними были и другие отроки. И царь повелел им есть от трапезы его и пить от вина его.

http://pravmir.ru/o-devstve-ili-o-podviz...

Наконец, хотелось бы наметить тот момент, в котором сходятся подлинная наука и подлинная вера; тот критерий, по которому им противопоставляются псевдонаучные построения и ложные верования. Этот критерий - трезвость, о которой писали апостолы Петр и Павел: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5:8); Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться будучи сынами дня, да трезвимся (1 Фес 5:6,8). Трезвость Апостол считает качеством, необходимо присущим как епископу, так и жене диакона (1 Тим 3:2,11), то есть, можно считать, всему церковному народу. Трезвого рассуждения требует от всякого начинающего исследователя всякий научный наставник (в науке, например, недопустимо считать, что какая-то исследовательская работа завершена, если сам ее автор со всей возможной добросовестностью не разобрал все контраргументы, которые смог отыскать). Трезвения (а вовсе не бурных экстазов, как это представляют себе атеисты - и сектанты тоже) требует от вступающего на путь духовной жизни опытный духовник. И если мы трезво рассмотрим систему аргументов, с помощью которых ученые опровергают шарлатанство, рядящееся в одежды теории, то увидим, что христианское богословие опровергает духовные заблуждения, выдающие себя за " спасительное " учение, типологически сопоставимым способом. ОТКРЫТИЯ НЕ ПРОИЗОШЛО Книга открывается озаглавленным этими словами предисловием, в котором отмечается, в частности, что Фоменко со товарищи всего лишь возродили и развили идеи народовольца Н. Морозова, которые были поддержаны советской властью и, в частности, Лениным (неудивительно - ведь основной многотомный труд Морозова " Христос " был посвящен опровержению христианства). Однако ученые подвергли их резкой критике, причем в ней фигурировали упреки в тех же подтасовках, какими отличается и " новая хронология " . Но Фоменко еще и " обогатил " Морозова " новой астрономией " , " статистическими " методами и предложил жаждущим сенсации " настоящую " историю с существованием Руси-Орды, с тождеством Чингисхана и Юрия Долгорукого и с захоронением ханов-царей в египетской Долине пирамид... Такого Морозов себе явно не мог позволить: за плечами подавляющего большинства его критиков была как минимум классическая гимназия - и никакого " диамата " , заменяющего образование.

http://pravoslavie.ru/press/ao_sonrazuma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010