Кратким апракосом являются такие древнейшие славянские рукописи, как глаголическое Ассеманиево евангелие (Vat.), кириллические Саввина книга (РГАДА, ф. 381, 14) и Остромирово евангелие 1056/1057 г. (РНБ, F.n.I.5). Архангельское евангелие конца 1092 г. (РГБ, М. 1666) списано, как кажется, с двух оригиналов – частью с краткого и частью с полного апракосов (Жуковская 1964). Из фрагментарно сохранившихся рукописей Евангелия X-XI вв. как краткий апракос может быть определено только Туровское евангелие (Ц БАН Литвы, ф. 19, собр. Виленской публичной б-ки, 1), тогда как Охридские глаголические листки (ОГНБ, 1/2), Куприяновские (Новгородские) листки (РНБ, Кп.1.58), Листки Ундольского (РГБ, Унд. 961) не могут быть с уверенностью отнесены к какому-либо виду апракоса, поскольку содержат пассажи, тождественно представленные в апракосах разного типа. Древнейшие полные апракосы относятся к XII в.: русские Мстиславово евангелие до 1117 г. (ГИМ, Син. 1203), Юрьевское евангелие, между 1119 и 1128 гг.: (ГИМ, Син. 1003), Добрилово евангелие 1164 г. (РГБ, Рум. 103), сербские Мирославово евангелие, между 1180 и 1190 гг. (РНБ, F.n.I.83), Вуканово (Волканово) евангелие около 1200 г. (РНБ, F.n.I.82), Болгарских рукописей полного апракоса известно всего две: Карпинское евангелие XIII в. (ГИМ, Хлуд. 28) и рукопись XIII в. из собрания БАН 24.4.25. При составлении каталога евангельских рукописей Л. П. Жуковской (1976) удалось охватить 500 единиц до начала XV в. Из 500 рукописей 50 приходится на краткие апракосы, 200 – на полные и 7 – на праздничные (см. § 6). § 5. Структура апостольского апракоса Структура второго новозаветного апракоса, построенного на материале Апостола, такова. В течение первого периода от Пасхи до Пятидесятницы читаются отрывки из Деяний. Второй и третий периоды объединены здесь в один, состоящий из 36 недель. В течение первых 9 недель по субботам и воскресеньям читается Послание к римлянам. В течение 10 следующих недель по субботам и воскресеньям читаются два Послания к коринфянам, причем 1 Кор. читается, как правило, в субботу, а 2 Кор. – в воскресенье. Затем с таким же чередованием субботних и воскресных чтений следуют Послания к галатам и к филиппийцам, к галатам и к ефессянам, к колоссянам и к евреям, к Тимофею и к Титу. Последовательность чтений в будние дни этих же 36 недель приблизительно такова: 1–6-я недели – Рим., 6–10-я недели – 1 Кор., 11–13-я недели – 2 Кор., 14–16-я недели – Гал., 16–18-я недели – Еф., 19–20-я недели – Флп., 20–22-я недели – Кол., 23–24-я недели – 1 Фес., 25-я неделя – 2 Фес., 26–27-я недели – 1 Тим., 27–28-я недели – 2 Тим., 28-я неделя – Тит., 29–30-я недели – Евр., 31–32-я недели – Иак., 33-я неделя – 1 Пет., 34-я неделя – 2 Пет., 34–35-я недели – 1 и 2 Ин., 36-я неделя – 3 Ин. и Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Динамичность личности есть ее свойство, которое зиждется на ее же Богообразности, личность есть по сути то, что должно постоянно расти и все более и более расширяться. Обеспечивая удовлетворение своих «первичных позывов», человеческая личность уходит от своего главного божественного предназначения. По словам протоиерея Вадима Леонова , «…насколько личность обусловлена природными потребностями, настолько она деградирована. И наоборот, развитие личности проявляется во все большем овладении своими природными свойствами и управлении ими» . Протоиерей Георгий Флоровский замечает, что «…самоотречение расширяет нашу личность. Личность проходит становление в созидающем и героическом подвиге аскезы» . Выбор в пользу добродетели перестал быть актом «естественной» воли человека. Сам этот выбор предполагает духовное напряжение Выбор в пользу добродетели перестал быть актом «естественной» воли человека. Сам этот выбор предполагает духовное напряжение. Человеку нужно постоянно преодолевать то состояние, о котором писал апостол Павел: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» (Рим. 7: 18–19). Цель этой личностной положительной динамики заключается в преобразовании нашего бытия, его образа и окружающего мира. Все люди призваны стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1: 4). Сам Господь призывает нас быть подражателями Его святости и совершенства: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 16), «будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 45). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии и.Александр 1 ноября 2023, 08:06 А где собственно разговор о свободе? Определение, указание ошибок современной либертарианской концепции? Вот проблема схоластики - привычка к многим цитатам, но не формулировкам. Например - Рим 6:20-22: " Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. " То есть просто свободы не бывает. Либо свобода от Бога. В рабстве греху. Либо от греха. Для рабства Богу. И вот это развить.

http://pravoslavie.ru/157056.html

1 Кор 3:18) 18 . Также он еще речет: Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы (1 Кор 14:20). Ибо Бог хочет, чтобы [христиане] в отношении земного были безумными, а в отношении небесного — разумными. Ведь противник наш диавол (1 Пет 5:8) разумен на злое и нам должно разумно подступать к нему, чтобы победить злохудожные помыслы его. Поэтому Спаситель говорит в Евангелиях: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Ибо тот, кто называется Им мудрым, искусно творит волю Божию и соблюдает Его заповеди. 5. Смиренномудрие есть великое лекарство спасения. Ибо сатана не вследствие блуда или прелюбодеяния, или воровства был низвергнут с небес, но гордость низринула его в преисподнейшие части бездны. Ибо он сказал так: Взойду и поставлю престол мой пред Богом и буду подобен Всевышнему 19 . За эти слова он был низринут и уделом его стал огонь вечный. Стало быть, гордость — в диаволе, смиренномудрие — во Христе 20 . Ведь и Сам Господь говорит: кто хочет между вами быть б ольшим, да будет вам слугою (Мф 20:26). Ибо Он есть Бог смиренных. 6. Сильно возлюбим пост, ибо великим оплотом являются пост, молитва и милостыня; они от смерти избавляют человека. Ведь как через снедь и непослушание Адам был изгнан из рая, так через пост и послушание опять входит в рай желающий [этого]. И ты, дева, украшай этой добродетелью свое тело — и угодишь Небесному Жениху. Ибо сочетающиеся с миром и украшающие тела свои фимиамами, благовониями и благоуханиями, облачающие их в роскошные одеяния и в золото для того, чтобы угодить людям, Богу угодить не могут. Христос ничего этого не требует от тебя, но требует только сердца чистого и тела неоскверненного и смиренного постом. Если же придут некоторые [к тебе] и скажут, чтобы [ты] часто не постилась, дабы совсем не ослабнуть, — не слушайся их, поскольку враг внушает им это. Помни написанное, а именно: [что произошло], когда Даниил и три отрока попали в плен к вавилонскому царю Навуходоносору; с ними были и другие отроки. И царь повелел им есть от трапезы его и пить от вина его.

http://pravmir.ru/o-devstve-ili-o-podviz...

Для православных отцов грех не столько преступление, сколько болезнь души Для православных отцов грех не столько преступление, сколько болезнь души. Некое таинственное заболевание , которое постоянно обнаруживает себя в человеке разнообразными симптомами. И подчас очень тяжело различить приближение очередного приступа… О, если бы грех был только проступком! Что стоило бы тогда стать святым! Осознал гибельность злых дел и помыслов, решительно отверг от себя все греховные прилоги – и всё, твори добро без помехи. Но не тут-то было! Кто из нас не видит неправильности своих действий, кого не обличает совесть? Ну, так что же продолжаем всё то же? Да потому что эта язва – как укус комара – всё чешется и чешется. И понимаешь, что не надо расчесывать, но предательская рука снова и снова тянется к укушенному месту. Созерцая этот мистический магнетизм, пророк Давид восклицает: «Грехопадение кто разумеет? От тайных моих (страстей и греховных вожделений. – о. С.Б. ) очисти меня» (Пс. 18: 13). И апостол Павел вторит ему: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19). Потому как мы рабы греха, доколе Христос нас не освободит от этого рабства. Так чему лучше уподобить вольный грех? Может быть, вирусу, которым я вольно и свободно заражаюсь. Штамму опаснейшего заболевания в шприце, который мы себе легкомысленно впрыскиваем, идя на поводу у диавольского обмана. Сделал однажды себе инъекцию – и будешь долго и мучительно лечиться, бороться с болезнетворными микробами, которые подчиняют себе каждую клетку твоего организма. С этой точки зрения легко обнаружить весь обман «зла ради добра». Невозможно выпить пробирку с прожорливым вирусом – и не подвергнуться его действию. Точно так же невозможно украсть, обмануть, соблудить или убить ради благой цели – и не осквернить свою душу, не впустить в себя целую компанию прожорливых бесовских прилогов, ищущих, кого проглотить (ср.: 1 Пет. 5: 8). И добро, сделанное таким вот «инфицированным» человеком, будет тоже осквернено и обезображено, а потому пользы никому не принесет. Его-то и «добром» сложно назвать – это какое-то извращение подлинного добра.

http://pravoslavie.ru/81217.html

В богослужебных текстах Церковь равно почитает страстотерпчество, беззлобие и кротость святых Бориса и Глеба и Вячеслава Чешского, указывая на их святые венцы. В молитвах к святым страстотерпцам обращаются единообразно: к святому Вячеславу – научить братолюбию и кротости, а к святым Борису и Глебу – укротить «всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих». Память благоверного князя Вячеслава духовно связана с мученической кончиной святых русских страстотерпцев – князей Игоря, Бориса, Глеба и Андрея Боголюбского – и глубоко чтится в Русской Православной Церкви 22 . Церковь равно почитает святого Бориса и Глеба и святого Вячеслава, подвиги которых могут казаться различными, но рассудительный взгляд только подчеркивает единство в святости каждого подвига: их объединяет подвиг ради Христа, никак не ограничиваемый национальностью. Когда «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8), противостоять ему твердою верою следует, не выделяя подвиг того или иного святого на фоне других, а обращая внимание на подлинное единство жизни во Христе в явленных нам примерах святости. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ТАМАРА 24 марта 2016, 00:56 Молите Бога о нас страстоперпцы Борисе,Глебе,Вячеславе. Дмитрий Собриевский 19 марта 2016, 19:22 Проповедь можно найти по фразе: Неделя 19-я по Пятидесятнице. Память Благоверного князя Вячеслава Чешского. Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева. Дмитрий Собриевский 18 марта 2016, 20:36 Очень интересная статья, спасибо! Наш батюшка, о. Вячеслав, тезоименитый св. благоверному кн. Вячеславу Чешскому, в день своих именин произнес очень вдохновенную, проникнутую большой любовью, так же апологетическую проповедь, только сопоставляя с равноапостольным кн. Владимиром. Очень рекомендую ее послушать Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке

http://pravoslavie.ru/put/91539.htm

Ты стоишь перед нами, облеченный в знаки архиерейского достоинства. Одного тебе не достает — архипастырского жезла. Но прежде чем Мы вручим его тебе, Нам надлежит сказать слово назидания перед твоим вступлением на нелегкий путь крестного подвига епископского служения. Твоя архиерейская хиротония совершилась в день праздника Преображения Господня. Сегодня ты взошел на мысленный Фавор для духовного преображения, чтобы через благодать Святого Духа стать причастником Божественной Славы и Присносущного Света. Ты достиг высоты иерархического служения, приближающей тебя к Богу, к Небу. Но в радости духовного торжества не забывай и о том, что на Фаворе Господь беседовал о Кресте. Пусть это всегда напоминает тебе о трудном крестном пути архиерейского служения, о тех обетах, которые ты давал при пострижении в монашество и при архиерейском исповедании. Через епископа подается в Церкви неоскудевающая благодать Божия, но этот дар Божий, отныне живущий в тебе, необходимо постоянно возгревать (2 Тим 1:6). Ты должен непрестанно стремиться к духовному совершенству, являя собой пример пасомым; быть мудрым кормчим в бурном житейском море, совершатьмолитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим 2:1), искупленных драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет 1:19). К благим подвигам пусть побуждает тебя частое напоминание себе апостольского увещевания: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, ввере, в чистоте (1 Тим 4:12). Будь верен учению Божию до последней йоты и черты закона (Мф 5:18), сохраняй в чистоте апостольское учение, священные каноны Святых Соборов и тысячелетние традиции нашей Церкви. Не надейся на свои немощные силы, но все упование возлагай на силу Божию, совершающуюся в немощи (2 Кор 12:9) и оскудевающее восполняющую. На всех нас, чадах Русской Православной Церкви, лежит ответственность за будущее нашей Церкви. Время, в которое мы живем, исполнено надежд, но это непростое время, время лукавое, и силы тьмы продолжают скрытое и открытое противодействие нашей Церкви Христовой, пытаясь разделить и ослабить ее. Основа любого разделения — отсутствие любви. “Стяжи в себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя”, — учил преподобный Серафим Саровский.

http://pravmir.ru/rukopolozhenie-vo-epis...

В книге Деяний святых апостолов мы находим такое повествование: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19, 18 – 20). Намного лучше читать душеполезные книги: «Сальвия была весьма учена, любила божественные книги и ночи обращала в дни, употребляя на освещение множество масла, и перечитывала все сочинения древних толковников, в числе которых – три миллиона объяснительных стихов Оригена, 250 тысяч Григория, Пиерия, Стефана, Василия и других ученых. Она не пробегала их только, как бывает, но с большим вниманием прочитывала каждую книгу раз семь или восемь. Благодаря этому, освободившись от лжеименного знания, она сперва окрылилась благодатью Божией, потом силой духовных слов и благих надежд, сделав себя духовной птицей, и, пролетев сквозь мрак этой жизни, воспарила ко Христу, чтобы принять от Него бесконечные награды» . Святитель Иоанн Златоуст учит: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить больной член, топят все спасение души» . Златоуст, наставляя нас, как бы говорит: «Здоровье любой ценою – это верх безрассудства». Как и в Писании сказано: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние (1 Кор. 14, 20). Если мы – православные, то все, происходящее в нашей жизни, зависит только от Бога В Афонском патерике мы находим очень важное наставление: «На человека благочестивого и живущего по воле Бога волхвования не оказывают никакого воздействия» . – И это истинно так! Сказано: Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется (Притч. 26, 2). Действительно, почему наша жизнь должна зависеть от «сглаза», «порчи» и других форм колдовства и магии? Если мы – верующие православные люди, то все, происходящее в нашей жизни, зависит только от Бога, и никак иначе. Сказано: Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц (Лк. 12, 6 – 7). – То есть твоя и моя жизнь, христианин, всецело в руках Божественных Промыслов, и не Кашпировскому, не Лонго и иже с ними решать нашу судьбу. Колдовство реально может оказаться действенным в жизни тех христиан, которые сами отошли от твердого основания веры и, убоявшись колдуна или мага более, чем Бога, поставили служителей дьявола выше, чем Создателя. Но тот, кто имеет страх Божий, свободен от любого другого страха. Ибо раб Божий – свободен от власти дьявола, греха и смерти. И наоборот: Обещают им свободу (т. е. избавление от всех проблем – О. С. ), будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).

http://pravoslavie.ru/104080.html

(Исх. 12, 2—3, 5—7, 11—14, 27—29, 33, 37, 41—42) «В воспоминание этой ночи и учрежден праздник Пасхи у евреев. И мы также празднуем Пасху, но наша Пасха не то, что Пасха еврейская. Наша Пасха есть высшая, духовная, “таинственная”. Израильтяне были избавлены от временной смерти и выведены из одной страны в другую на той же земле, и избавителем их был служитель Божий Моисей; а христиане избавлены от вечной смерти и возведены от земли к небу, и Избавитель их есть Сам Господь Иисус Христос. “От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе”; “Пасха — Христос Избавитель”, — поется в светлый праздник Пасхи. Агнец еврейской Пасхи есть образ Христа. Как агнец еврейский был заколот и умерщвлен, как кровь его спасла евреев от поражения смертного, так Христос был заклан и умерщвлен на Кресте, и кровью Его спасаемся все мы от грехов и вечной смерти. Еще пророк, задолго до пришествия Христа, сказал о Нем: “яко овча на заколение ведеся” (Ис. 53, 7). Иоанн Предтеча, указывая на Христа, прямо сказал: “се Агнец Божий вземляй грех мира” (Ин. 1, 29). Святой апостол Петр пишет к христианам: “Не тленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития отцы преданнаго, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа” (1 Пет. 1, 18—19). Святой апостол Иоанн говорит: “Кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха” (1 Ин. 1, 7). В девятой песни Пасхального канона и Святая Церковь возвещает: “Христос новая Пасха , жертва живая, Агнец Божий , вземляй грехи мира”. Вот какое таинственное значение имело заклание агнца у израильтян в Египте. Значит, сколь важно было для них избавление от рабства Египетского, столь же, и еще несравненно более, важно то, что Господь Бог показал им под образом животного агнца — Божественного Агнца, Спасителя всех людей, Который имел прийти и смертию Своею избавить весь род человеческий от греха и смерти» . После жаб — мошки (скнипы), мелкие уязвляющие насекомые; затем — ядовитые песьи мухи; падеж скота; палящие струпы; град; саранча, пожравшая все, что осталось после града, наконец — поражение в одну ночь всех первенцев египетских.

http://pravoslavie.ru/2801.html

Прими же епископский жезл и иди в мир пасти овец словесных на пажити Господней, надзирая за ними, как учил апостол Петр, не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 2). Дабы твое шествие по предначертанному пути было непреткновенным, сегодня за Литургией соборно горячо молились архипастыри, иереи, миряне. От полноты нисшедших на тебя даров преподай же теперь благословение здесь присутствующему народу Божию. Аминь.   Биография Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан (Максим Валерьевич Клюев) родился 16 июля 1971 г. в Иркутске. В 1990 г. окончил Иркутский авиационный техникум, в 1995 г. — факультет кибернетики Иркутского государственного технического университета. В 1989–1994 гг. состоял в браке. Имеет дочь. 6 июня 1998 г. в Знаменском соборе г. Иркутска архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом рукоположен во диакона и назначен клириком этого храма. В 1998–2002 гг. обучался на заочном отделении Тобольской духовной семинарии. С 1998 г. — преподаватель Закона Божия в начальных классах Православной женской гимназии в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Иркутска. В 2008 г. возглавил в гимназии кафедру православных дисциплин. 18 декабря 2004 г. в Знаменском соборе г. Иркутска архиепископом Иркутским Вадимом пострижен в монашество с именем Максимилиан в честь св. отрока Ефесского Максимилиана. 19 декабря архиепископом Вадимом рукоположен во иеромонаха. В 2004 г. назначен референтом Иркутского епархиального управления, в 2006 г. — секретарем Иркутского епархиального управления. В 2007 г. назначен благочинным 2-го Иркутского округа. В 2008 г. возведен в сан игумена.  В 2009–2011 гг. исполнял по совместительству обязанности настоятеля храмов Успения Божией Матери г. Иркутска, Свято-Троицкого с. Максимовщина и Свято-Софрониевского с. Шаманка Иркутской обл. Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал 138) избран епископом Братским и Усть-Илимским.

http://e-vestnik.ru/church/episkop_maksi...

Если он хороший человек, и она видит свое счастье только с ним, и не видит для себя никаких препятствий, тогда уж поздно и совета спрашивать. Только вот говорят: замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть. Я знаю одну женщину, сейчас она уже пожилая, а когда была помоложе, с горечью говорила: «У меня с мужем нет ни одного разделенного таинства, кроме Таинства Брака». Она из церковной семьи, верующая, и, видимо, в свое время он пошел ей навстречу и они повенчались. Но и нее. Духовной общности у них не было. И ей это было горько. Есть еще слова Апостола, что мужья, не покоряющиеся слову, могут быть приобретены для Церкви повиновением и житием жен своих… когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1-2). Можно на них основать (.вое упование. Но тогда верующей жене нужно неукоснительно являть в семье это богобоязненное житие. Быть послушной, не возноситься, не пилить постоянно мужа за то, в чем он не прав. Молиться о нем, во всем быть примером христианской жизни: верности, любви и согласия. Тогда, возможно, и муж последует за ней. И последний вопрос. Что бы Вы пожелали читательницам «Славянки»? Мира и благоговения пред Господом, Тогда и от Господа будет благоволение и снисхождение к нашим немощам. Будет благоговение будет и благоволение. Еще, чтобы они были не только читательницами «Славянки», но и православными христианками. см. также: Можно ли сегодня жить по-христиански? У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 18 октября, 2023 23 июля, 2023 1 апреля, 2023 9 марта, 2023 3 февраля, 2023 19 сентября, 2022 7 августа, 2022 30 мая, 2022 20 февраля, 2021 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать

http://pravmir.ru/mozhno-li-segodnya-zhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010