Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поскольку в греческом тексте стоит один определенный артикль к обоим словам, эта фраза утверждает Божество Иисуса. 1 в познании Бога и Христа Иисуса. Тема «познания» занимает значительное место в послании; вероятно, здесь можно видеть полемику против лжеучителей и их увлечения эзотерическим тайным знанием. Петр, похоже, употребляет здесь термин «эпигносис» (познание) только применительно к основоположному и спасительному познанию Бога, приобретенному при обращении (1,3.8; 2,20). Познание Бога и Христа Иисуса связаны, поскольку Бог познается только во Христе и через Него ( Мф. 11,27 ). 1 соделались причастниками Божеского естества. Верующие не поглощены Божеством, не становятся божеством сами. Они приняли Духа Святого и стали сынами Богу ( Ин. 1,12 ; Рим. 8,9–21 ). В этом качестве они уподобляются Христу ( Рим. 8,29 ) и образ Божий в них обновляется истинной праведностью. 1:5–8 Порядок перечисленных здесь добродетелей произвольный. Петр использует здесь риторический прием, создавая нарастающий ряд перечисляемых элементов. Однако начальное и конечное звено ряда имеют особое значение. Нередко раннехристианские перечисления добродетелей начинаются с «веры» (отправной точки христианской жизни) и заканчиваются «любовью» ( Рим. 5,1–5 ; ср. 1Кор. 13 ). 1 братолюбие. Греч.: «филадельфия». Привязанность верующих друг к другу братьев и сестер в семье Божией ( 1Пет. 1,22 ; Рим. 12,10 ; Евр. 13,1 ). 1 А в ком нет сего. Петр говорит о людях, именующих себя христианами, но таковыми не являющимися (подобных лжеучителям и их последователям). Они должны бы обладать свойствами, перечисленными в ст. 5–7; на деле же этого нет. тот слеп, закрыл глаза. Петр имеет в виду умышленное нежелание видеть истину. Образ телесной слепоты часто употребляется для описания неспособности постичь духовную истину ( Ис. 42,19 ; Ин. 9,39–41 ; 2Кор. 4,4 ). 1 делать твердым ваше звание и избрание. Божие избранничество твердо и несомненно ( Еф. 1,4–6 ), но для отдельного христианина оно не сразу становится очевидным. Уверенность в призвании Божием свидетельствуется явным действием Духа Святого как внешними обстоятельствами жизни (ст. 5–7), так и внутренним удостоверением Духа в сердцах верующих ( Гал. 4,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

H. 1 Peter. N. Y., 2000. P. 658-659). Акцент в этом отрывке сделан не на личности Н., а на спасении всего его семейства, рассказ о чудесном избавлении к-рого от вод потопа в дальнейшем контексте становится «прообразом» (νττυπον) христ. таинства Крещения. Как потоп принес смерть основной массе человечества, а ковчег приуготовил спасительный исход только для 8 человек из семейства Н., так и крещение приводит к смерти верующего для греха и спасению со Христом (1 Петр 3. 20, ср.: Рим 6. 3-5). Подобно тому как потоп уничтожил старый греховный мир, крещение водой знаменует отделение спасенного человека от его прежней греховной жизни и приобщение его к новой жизни во Христе, прообразом которой выступает Н. Выражение «во время строения ковчега» (1 Петр 3. 20) по своему лексическому составу имеет параллели с Прем 14. 2 и Евр 11. 7. Глагол κατασκευζειν (строить, приготавливать) не используется по отношению к ковчегу Н. в кн. Бытие и скорее восходит в данном контексте к эллинистической лит-ре (см.: Ios. Flav. Antiq. I 3. 2 . Во 2 Петр 2. 5-6 в контексте предостережения от приобщения к учению лжепророков содержится отсылка к фигурам из кн. Бытия, Н. и Лота, поскольку оба - представители нового рода, и их истории схожи в содержательных элементах (см.: Kikawada I. M. Noah and the Ark//ABD. Vol. 4. P. 1129). Бог может как грешных ангелов, так и весь безбожный мир предать погибели за согрешения, и только Н. с семейством символизирует праведника, чье служение истине оставляет надежду на спасение. При этом Н. назван не только праведником, но именуется также «проповедником правды» (δικαιοσνης κρυκα), что может означать, исходя из контекста 2 Петр 3. 9, призыв к покаянию. Это выражение находит параллели в апокрифе «Сивиллины книги», где Бог также повелевает Н. «возвещать покаяние» (κρυξον μετνοιαν - Sib. I 129 - Collins. 2012. P. 421). Словосочетание, к-рым характеризуется жертвоприношение Н. в LXX как «приятное благоухание» (σμν εωδας - Быт 8. 21), употребляется ап. Павлом в НЗ как при описании жертвы, совершённой Христом по Божественной любви к людям (Еф 5.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Поскольку в основе многочисленных современных изданий лежит единственная греческая рукопись, то различие их состоит лишь в предпочтении тех или иных разночтений на основании древних переводов или научных концепций, предложении новых конъектур и степени подробности комментирования. При этом издания, остерегающиеся смелых «экспериментов» с текстом, всегда более предпочтительны. Мы выделили бы второе издание SC (с учетом Errata на с. 263) как наиболее традиционное и надежное, а также текст Курта Нидервиммера (Niederwimmer 1995, 22–35), интересный наглядным выделением (при помощи специальных сигл на полях и курсива) разных составных и композиционных частей Дидахэ. Было бы напрасным пытаться изложить здесь все проблемы, связанные с Дидахэ: по каждой главе, а иногда и по тому или иному разночтению существует целая литература. Одно лишь рассмотрение основных вопросов заняло, например, в переиздании SC 127 страниц, помимо истории текста. Поэтому заинтересованного читателя мы отсылаем к этому и другим изданиям, вышедшим сравнительно недавно, резюмирующим последние научные изыскания и снабженным специальной библиографией. Как и другие памятники раннехристианской литературы, комментированный русский перевод Дидахэ заслуживал бы отдельной объемистой книги. Здесь же укажем лишь план Дидахэ и переведем две важнейшие страницы (245–246) из общего заключения второго издания SC, отражающего научный consensus на сегодняшний день. План Дидахэ 1. «Два пути» (гл. 1–6, 1) (катехитическая часть) Вступление (1, 1) Путь жизни (1, 2–4, 14) вступление (1, 2) «евангельский отдел» (1, 3–6) заповеди (2) поведение мудреца (3, 1–6) идеал нищего (согласно Audet) (3, 7–10) отношение к братьям (4, 1–4) милостыня (4, 5–8) домашние обязанности (4, 9–11) заключение (4, 12–14) Путь смерти (5) Заключение (6, 1) и переход к следующему отделу (6, 2–3) 2. Литургическая часть (гл. 7–10) Крещение (7) Пост и молитва (8) Евхаристическая трапеза (9) Благодарственная молитва (10) 3. Экклезиологическо-дисциплинарная часть (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

И, наконец, всё изречение Христа, изложенное у Матфея и Марка в полном и литературно-округленном предложении: «истинно говорю тебе, что (Марк: «ты сегодня») в эту ночь, прежде чем петел (Марк: »дважды " ) возгласит, трижды отречешься от Меня « – фрагмент короче и ближе к разговорному простонародному языку: «петух дважды прокукаречит, и ты прежде трижды отречешься от Меня». Это текстуальное сравнение фрагмента с Матфеем и Марком представляет будто бы наглядную историю евангельского текста, его постепенное распространение и преобразование из простого, отрывочного и наивного в более полную, литературно-округленную и священно-торжественную форму. Для большей удобопонятности заключений Гарнака и наших дальнейших рассуждений приводим в буквальном переводе весь текст фрагмента (по теории – первичный) параллельно с текстом Марка (по теории – вторичная обработка) и Матвея (третичная рецензия): Фрагмент Матфей 1) После же вечери (букв, «ядения»), когда ушли, И воспев вышли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус, И воспев вышли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: 2) Все в эту ночь соблазнитесь, что все соблазнитесь в эту ночь; Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; 3) по написанному (некогда): Потому что написано (есть): Ибо написано (есть): 4) поражу пастыря и овцы рассеются. поражу пастыря и рассеются овцы; но после того как Я воскресну, предварю вас в Галилее. поражу пастыря и рассеются овцы стада; после же того как Я воскресну, предварю вас в Галилее. 5) Сказав Петр, (букв. слав, «сказавшу Петру») Петр же сказал Ему: Отвечав же Петр сказал ему: 6) Если и все, не я, И если все соблазнятся, но не я. Если все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 7) сказал: И говорит ему Иисус: Сказал ему Иисус: 8) петух дважды прокукаречит и ты прежде трижды отречешься от Меня. Истинно говорю тебе, что ты сегодня в эту ночь, прежде чем дважды петел возгласит, трижды отречешься от Меня. Истинно говори тебе, в эту ночь, прежде чем петел возгласит, трижды отречешься от Меня. Но какие же данные имеем мы для того, чтобы признавать папирусный свиток, от которого уцелел рассматриваемый фрагмент, за сочинение историческое, излагавшее в последовательном порядке жизнь, учение и дела Господа? Почему не признать этот папирус за отрывок из какой-либо проповеди , послания, гармании, или другого сочинение, в котором рассматриваемая цитата из Евангелий был приведен по памяти, что нередко встречаем в произведениях древнехристианской письменности? – Гарнак не отрицает абстрактной возможности такого предположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Для разъяснения дела я напомню один подходящий случай из истории народа Божия. Вот Давид поразил силача Голиафа мечом ( 1Цар.17:51 ). Тот меч, как спасительное орудие, Давид после взял и «положил в шатре своем» ( 1Цар.17:54 ). Из 21 гл. 1 кн. Царств видим, что этот меч Голиафа благодарные евреи держали уже, как святыню , при скинии ( 1Цар.21:8–9 ). Евреи верили, что помог им спастись от филистимлян Бог. Но Господь спас людей мечом Голиафа. Поэтому и самый меч этот хранился при скинии, как святыня . Также надобно рассуждать о кресте. Крест сам по себе служил орудием казни у евреев – и больше ничего ( Втор. 21, 22–23 ). Но «посредством креста» Господь убил вражду диавола и мы храним его, как знамя нашего спасения . Почему же вы не почитаете креста, вопреки Писанию, знаменем Своего Спасения во Христе? Петр Данилович ответил: – Да ведь нас спас Христос. При чём же тут дерево креста?.. Я возразил: – И древние евреи исцелялись от язв змеиных верующим взглядом на медного змея, как образ Христа ( Чис.21:8–9 ; ср.: Прем.16:6–7 ). Однако они хранили при скинии не одного медного змея, а и шест, как знамя своего спасения. Так и мы поступаем: ублажаем нашего Спасителя, но и чтим Крест – знамя нашего спасения от диавола. Штундистам не понравилось доказательство о почитании Креста от медного змея. Они в несколько голосов закричали: – Ну ка, Данилыч, прочитай из 4-кн. Царств гл. 18. Увидим, какую силу имел медный змей!.. Петр Данилович громко прочитал первые пять стихов 18 гл. 4 Цар. Особенно он оттенил 4 ст.: Езекия царь «истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней Сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» ( 4Цар.18:4 ). – Вот смотрите, – кричали сектанты – Езекия истребил медного змея, а вы всё его вспоминаете!.. Я сказал: – Благочестивый царь Езекия, действительно «истребил» медного змея, потому что развращенные евреи стали почитать его за бога. Это видно из того, что об уничтожении медного змея говорится рядом с истреблением идольских высот и статуй, и самое название «Нехуштан» на русском языке означает «медный бог». А разве крест Христов мы почитаем за бога? Разве мы кадим ему, как Нехуштану?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Комментарий инокини Ксении (Чернеги), руководителя Юридической службы Московской Патриархии: Федеральный закон 327-ФЗ " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " , подписанный Президентом РФ 30 ноября 2010г., не распространяется на имущество религиозного назначения, находящее в частной собственности, поэтому на его основании религиозная организация в собственность вышеупомянутое строение получить не может. Возможно, следует поставить вопрос о применении последствий ничтожной сделки в отношении договора купли-продажи этого объекта в собственность компании, однако, в этом случае есть риск отказа в удовлетворении иска в связи с истечением срока исковой давности. Как полагает Юридическая служба Московской Патриархии, Управлению Патриархии по г. Москве следует договариваться с собственником объекта и совместно искать компромиссные варианты. В качестве таковых можно предложить, например, выкуп данного объекта в церковную собственность либо получение его в безвозмездное пользование, аренду и т.д. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Петр Паламарчук. " Сорок сороков " . М.: 1994, Т.2, с. 351-352. 2 Распоряжение Правительства Москвы от 28 июля 2005г. 1394-рп " О реконструкции с надстройкой здания многофункционального комплекса с подземной автостоянкой по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6 (Центральный административный округ) " . 3 Реестровый 12-119010-5001-0012-00001-05 от 27 декабря 2005г. 4 Распоряжение Правительства Москвы от 28 июля 2005г. 1394-рп " О реконструкции с надстройкой здания многофункционального комплекса с подземной автостоянкой по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6 (Центральный административный округ) " , п.п. 4.1 и 7. 5 Распоряжение Правительства Москвы от 28 марта 2011г. 210-рп «О мерах по завершению реализации инвестиционного проекта по адресу ул. Большая Садовая, вл. 14 стр. 6. 6 Письмо на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла 11/09-12 от 11 сентября 2012г.

http://e-vestnik.ru/society/hram_pri_kom...

«Младшие повинуйтесь пастырям» ( 1Пет.5:5 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). Священноначалие должно почитать: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Фес.5:12–13 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Грехи пастырей не уничтожают благодати священноначалия: Безгрешных нет; «если говорим. что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Только одни более грешны, а другие менее ( 1Ин.1:8 ). Иуда «был вор» ( Ин.12:6 ), но и ему, как всем Апостолам, даровал Господь благодать исцелений, и он действовал, доколе не предал Христа. И наши пастыри, хоть и грешны бывают, но священнодействуют благодатно, разве что продадут Христа, изменивши Православию. Тогда, конечно, теряют благодать, она лишь осуждает их ( Мф.10 ). Каиафа был отвратительным человеком, но и чрез него Дух Святый дал откровение о смерти Христовой ( Ин.11:51 ). Между ап. Павлом и Варнавой произошел спор, но они не лишились благодати апостольства ( Деян.15:36–40 ). Кроме, Тимофея, современные апостолу пастыри были корыстолюбивы, но из-за этого никто из первенствующих христиан не оставлял Православия, как теперь из-за корыстолюбия священников переходящие в секты ( Флп.2:20–21 ). Ап. Петр кривил душой и лицемерил, но от этого не лишился апостольства ( Гал.2:13 ). Священноначалие нельзя злословить: Ап. Павел признал, что даже беззаконного Иудейского первосвященника нельзя злословить ( Деян.23:5 ). Ругатели священноначалия осуждаются ( 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:4–8 ). Священноначалие содержится от паствы: У Христа и Апостолов был ящик, в который опускали пожертвования ( Ин.12:6 ). Многие женщины «служили Ему (Христу) имением своим» ( Лк.8:3 ). «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы... и раз, и два присылали мне на нужду» ( Флп.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

2) ( υκ χωρσθης) Не разлучился и тогда, Спаситель, Ты с учениками Своими, когда восшел на небеса; ибо Ты, и горняго достигший, (в тоже время) содержишь (в Своей власти) дольнее. Ибо нет ни одного места без Тебя, Невместиме; потому что, хотя (повидимому) так и бывает; (но) погибает и исчезает, и как (жалкий) Содом бывает (то место). Ибо Ты уставляешь все, над всем владычествуя. Таким образом и апостолы имели Тебя в душах своих; почему, по вознесении Твоем, они сошли тогда с горы Елеонской ликующими и глаголющими: «Скоро пошли нам Всесвятаго Духа». 3) ( πστρεφαν) Одиннадцать учеников с радостию возвратились с горы Елеонской. Священноявленный же ( εροφντης 1 Лука пишет о том, что они пошли в Иерусалим, и взошли в горницу, где и остались ( Деян. 1 гл.). И взошедши, сели там Петр и прочие из учеников, из которых Кифа, как начальствующий, сказал к ним: «любители царствия, горе имеим сердца (свои), к Обетовавпиему и Рекшему: «„Я пошлю к вам Всесвятаго Духа“.» 4) ( Τοιατα) Тогда Петр, сказав сие апостолам, подвигнул их на молитву, и став посреде их, воскликнул, говоря: «помолимся, преклоним колена, попросим; Церковию устроим сию горницу ( δωμτιον), ибо и есть и существует. ВоспоеВ Anal. Sacrä κλασωμεν и воззовем к Избавителю: „Пошли нам Дух Твой Благий, да путеводит всех в землю Твою Святую, которую Ты предуготовил песнословящим и славословящим Всесвятаго Духа“». 5) ( κοσαντες) Таким образом тотчас призванные вместе с ним собрались, как агнцы к пастырю (своему), привлеченные его словом, и в молчании говорили то, о чем молились, и простирали мольбы ко Вседержителю, имеющия (содержанием своим) следующее: «Управителю и Царю ангелов, Обладателю человеков, и (верховному) Строителю, единым мановением управляющему (всем) на земле и на море, други и рабы Твои вопиют к Тебе: Скоро пошли к нам Всесвятаго Духа.» 6) ( Πληρσαντες) Итак, скоро исполнив моления свои, они подписались на них, запечатавши их верою, и послав в небу ( νω), которыя Учитель узнал, и сказал: «Самовластный Утешителю, не по повелению, но как хощешь, снизойди; ибо Тебя ожидают уже ученики (Мои), которых Я собрал к Тебе и ко Отцу, и наставил, говоря: „Научитеся народы, проповедуя Отца, и чествуя Сына, и воспевая Всесвятаго Духа (Мф. 28:19).“»

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

67. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам  68. и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?  69. Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.  70. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.  71. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.  72. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.  73. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них; ибо и речь твоя обличает тебя.  74. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.  75. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, вышед вон, плакал горько.  Глава 27  1. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;  2. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату правителю.  3. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,  4. говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  5. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.  6. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови,  7. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников.  8. Посему и называется земля та " землею крови " до сего дня.  9. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: " и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,  10. и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " .  11. Иисус же стал пред правителем, и спросил его правитель: ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.  12. И, когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.  13. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Мелкие суда строили в городках и деревнях неподалеку – Козлове, Добром, Сокольске. Сам молодой царь не стеснялся лично участвовать в процессе постройки – и как проектировщик, и как обычный плотник. 15 раз монарх был в Воронеже и в общей сложности прожил здесь 500 дней. На корабли работала вся Россия: один корабль стоил 10 000 рублей, сумма по тем временам просто невероятная. Петр увеличил налоги – брали налог за бороды, за дым, за баню. Результатом титанических усилий стало появление достаточно мощной эскадры, способной организовать морскую блокаду турецкой крепости. К маю 1696 года Азовский флот состоял из почти однотипных двух больших 36-пушечных галеасов (тип парусно-весельного корабля, название переводится как «большая галера») «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галер, 4 брандеров и более 1 000 мелких судов для перевозки войск и припасов. 20 мая русские корабли были уже в устье Дона, но неблагоприятная погода не позволяла им выйти в море. Тогда было решено действовать, используя легкие казачьи лодки. Такая тактика принесла успех – у турок было захвачено 10 небольших судов снабжения, которые следовали в Азов. Эта акция произвела большое впечатление на противника. А ведь флот ещё даже не вошел в Азовское море! Зато уже 27 мая русский флот в полном составе вышел в море и заблокировал Азов. Город оказался в окружении – к тому времени доукомплектованные зимой войска Петра крепко заперли турок на суше. 28 июня османы попытались высадить десант, так как Азов срочно нуждался в поддержке. Но их попытка была обречена на провал – все 24 корабля десантом стремительно ушли, вместе с главной эскадрой (6 крупных кораблей и 17 галер), как только увидели, что русские разворачиваются для атаки. Новосозданный Азовский флот сыграл свою роль блестяще – заблокированный с суши и моря Азов пал. Умелые действия инженеров в осаде, храбрость солдат при штурме и стойкость моряков открыли России выход к Азовскому морю! С другими историческими подробностями о трудностях при дальнейшем развитии отечественного кораблестроения на верфях Воронежа можно ознакомиться здесь .

http://ruskline.ru/opp/2023/10/30/zdes_r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010