И тако архимандрит со священники и дияконы и со всею братьею преклоняются святителю. Святитель приим честный крест и целова л.252. его и паки рукою благословяет (чит. благословляет) архимандрита со священники и всю братию. И по благословении поведоша его в церковь честно Святыя Троицы. Он же, яко обычен (чит. обычай) есть святителем, начаша (чит. нача) святыя иконы целовати и ста на месте, иде же бе преже стояше архимандрит, и повеле священноиноку Пафнотию начати малую вечерню. И по отпусте входит в келию ва (чит. во) архимандричю, и тако от многа труда почи мало. По мале же времени и всеношное пение воздавше на херувимех седящаго (чит. седящему) Христу Богу нашему. И по совершении всенощнаго пения молебное пение совершив, и воду освятив, и своею печатию запечатав, еже послано бысть ко благочестивому царю. И божественну литогию (чит. литоргию) служа со всем освященным об. По скончании же божественыя литоргии идоша на место, иде же бе гроб преподобнаго отца Данила, и отверзше полатку и пойде внутрь ко гробу – с ним же пойдоша весь освященный собор – и виде преподобнаго Давила аки жива суща, и вся по чину, яже на нем, и прежде о том возвестишася. Святителю же зряще (чит. зрящу) преподобнаго, и глагола ту предстоящим: «зрите сего новаго исповедника и не прельщайтеся умом, будете ми, яко иногда свидетели пред царем, не един бо аз зрю сего светилника пресветлаго, но и вы вси зрите, яко нововозсиявшее солнце. Беяху (sic) же внутрь при гробе преподобнаго предстоящий (чит. предстоящии) л.253. детелие. Сие бо вашей любви хощу подщатися явственно исповедати, да не возревнует сердце ваше на мое худоумие, занеже предолжих (чит. предложих?) писанное сие и руководственое исправление. Первейши бо и начальнейший бо, иже Бога боящийся и царево повеление усердно исправляюще великое архиерейство имущии, смиренныи Иона, митрополит Ростовский и Ярославский. Инии же со святителем сослужители, иже с ним быша, Богом спасаемаго града Переяславля и иже имена тщуся явствено произявити, да не усумнительно будет сердце неразумных человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

882 г. Последнее письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису с увещанием помнить о верности, которую он обещал Римской Церкви, вернуться в Римскую Церковь и придерживаться к ней, а так же послать болгарского посла в Рим (ЛИБИ, т. II, с. 179–180). 881–882 гг. Св. Мефодий в Константинополе по приглашению Императора Василия I и св. Патриарха Фотия. Встреча со св. Патриархом Фотием и с Императором Василием I (Житие св. Мефодия, 15). Св. Мефодий соблюл церковную дисциплину и уведомил папу Uoahha VIII о своей поездке в Константинополь (Письмо папы Иоанна VIII св. Мефодию от 881 г.). 882/3 гг. Моравский князь Святополк вмешивается в отношения между немецкими правителями и вторгается в Германию. Завладел, между прочим, гор. Шверином, северная Германия. [Раскопки 1976 г. раскрыли древнесловенский православный храм в Гросс Радене, округ Шверин.] 882/3 гг. Союз между Германией и Болгарией. 882/3 гг. Болгария пришла на помощь Германии. Святополку удалось отбить нападение Болгарии в юго-восточной Моравии. 15.ΧII.883 г. Убийство папы Uoahha VIII его писарем, который пытался отравить его, но чтобы прикончить его поскорее, разбил ему голову молотком (ЛИБИ, т. II, с. 190). 16.XII.882–15.V.884 гг. Папа Марин. 882 г. Папа Марин снимает с Формозы анафему и возвращает ему епископское достоинство. С 882 г. Безразличие св. Царя Бориса к Риму и безболезненный разрыв с Римом. Св. Патриарх Фотий больше не вмешивается в болгарские дела. 883–884 гг. Моравия два раза вторгается в Паннонию и опустошает ее. †6/19.IV.885 г. Св. Мефодий скончался в Велеграде, Великая Моравия. 17.V.884–XI.885 гг. Папа Адриан III. Ноябрь 885–14.IX.891 гг. Папа Стефан Осень 885 г. Письмо папы Стефана Великоморавскому князю Святополку, которое послужило юридическим основанием гонений против учеников Святых братьев (ЛИБИ, т. II, с. 298). Письма римского папы Стефана о деле св. Мефодия, Архиепископа Паннонского и Моравского, Учителя словено-болгарского: I. Из наставлений папы Стефана Епископу Доминику и пресвитерам Иоанну и Стефану, посланных к моравским славянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И распространяюще место у гроба святаго, готовляше пришествие настоятелю – емуже в то время с передиреченными мнихами: со Иевом и Гаврилом в высоте стоящим – внезапу же падеся земля от десныя страны и обья по выю его. Настоятель же, видя велию нужду иконома, взя древо и сниде внутрь, аще бо и древностию одержим, не могий труды полагати, хотя иконома избавити л. 248. объятия земнаго, имаше бо землю и сыпаше в судно. Преже помянутый мних Иев и Гаврил свыше извну ужем судном землю влачаше и испрашняше (чит. влачаша и испражняша), по мале же времени опряташе (чит. опряташа) 1693 иконома. И обще приникнуше (чит. приникнуша) ко гробу преподобнаго и велий (sic) слезами просяще прощения, такожде и между собою любовно прощение сотворивше, и на всемогущаго Спаса, и на Пречистую Его Матерь, и на молитвы преподобнаго сего отца надеяся, отверзше гроб святаго и узреша мощи его яко миром помазаны. Одежда же святаго мало тлению предадеся; на главе же его скимный венець подобно быти яко нову, образ же лица его обращен на десную страну, зря церковь Святыя Троица, юже при себе созда. Десною ж [приб. своею] рукою мантию держа при ребрех своих; лице [лице] же его пренодобническими сединами об. украшено. Мы же, видевше толику благодать преподобнаго отца нашего Данила, от радости вопияху (чит. вопияхом): «Господи, Господи, Боже наш! Что Ти возможем принести противу благоутробия Твоего, или кими гласы воспоем тя, на херувимех седящаго, яко и по смерти угодшия Тебе яко живи нам предгаеши (чит. прелагаеши). Благодарим тя, преподобне отче нашь Даниле, яко не оставил еси нас сирых заблудити от пути истиннаго, но спал (чит. спасл) еси нас своим ныне явлением. И посем настоятель устроиша (чит. устрои) над мощьми гробницу древяную, и по чину вся добре устроив и 1694 учреди, и оболкшеся во освященныя ризы, и понахидное пение, и, довольно помолившеся, поклоняние сотворше. И тако осхавльше гроб преподобнаго и по л.249 . ствии укрепльше полатку, и разыдошася койждо во своя келии, славяще и бдагодаряще Бога, давшаго нам толику благодать рабом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Рассмотрим это свидетельство. У нас нет никаких сведений, что молитва протесиса была где-нибудь еще, кроме существующего места в ВАС и ЗЛАТ. Это означает, что ее никогда не было на Великом входе. Это не означает, что она всегда была на существующем месте. Мы полагаем, что во время Максима Исповедника такой молитвы в литургии вообще не было. Непосредственно сама идея «предложения» или «молитвы предложения» в современном понимании термина чужда изначальной структуре византийской литургии, и является избыточной во всех литургиях. Дары приносятся в жертву на анафоре, остальное излишне. ЗЛАТ в древней редакции сохранила свою изначальную форму. Х. Матеос уже показал, что молитва проскомидии (приношения) ЗЛАТ была не молитвой предложения, а молитвой чина accessus ad altare. 1034 Молитва протесиса может считаться позднейшим дополнением в начало как ВАС, так и ЗЛАТ, потому что эта молитва свойственна константинопольской редакции обеих литургий. Это не характерно ни для одной из древних молитв, специфичных для каждого формуляра. Элементы, которые встречаются в обеих литургиях, всегда являются результатом влияния одной на другую или третьего источника на обе. И Жакоб в исследовании евхологической традиции ЗЛАТ продемонстрировал, что молитва протесиса, присущая ЗЛАТ по кодексу Barberini 336 и некоторым другим итало-греческим спискам, является молитвой восточного происхождения, не свойственной константинопольской редакции ЗЛАТ. 1035 Итак, «протесис» или «предложение» в изначальной редакции ЗЛАТ состоял просто в приготовлении диаконами даров, пожертвованных верующими и перенесении их на престол под пение антифона, в то время как пресвитеры умывали руки и возносили молитвы достойного приготовления (обряд accessus ad altare) к анафоре. В Константинополе, как и повсюду на Востоке, люди передавали приношения диаконам в скевофилакию, как только приходили в церковь на литургию. Не нужно был никакого «чина протесиса», чтобы приготовить эти предложения: хлеб нужно было просто отобрать и положить на надлежащие блюда, а налить нужное количество вина и воды было делом обыденным. Именно поэтому есть множество свидетельств, что протесис некогда был делом одних лишь диаконов. 1036

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11 в три: в три или даже. 17 Далее: не д. чит. 28 по святой любви: любочестно. 23 γκρτων. 2181 он разослал их (акты). 2 страну и открыто возвестил и 3 заблуждения: мерзости. 4 яснее: весьма мудро (σοφς Епиф. м. б. σαφς? – ясно). 6 проливал. 7 сколько в нем было: добровольно. 12–15 Евфимии – в пречестном храме всесвятой и непорочной и всехвальной, благодатной Госпожи, 16 и истинно без лжи: неложно истинно. 21 преукрашенного пастыря и. 25–29 Далее – Максим: А святый Максим, приснопамятный, превосходнейший, всемудрейший, великий поборник истины и сомученик тех (вышеназванных святых), величайший и максим, 31–32 не д. чит. 34 μγιστος СМ Епиф. 219 2 его: коего 3 являет (буквально: выбрасывает, источает). 4–6 в который – у Бога: его кончины доныне, непрестанно сияющие всем и открывающие его дерзновение пред Богом. 7 и: о чем 8 (об этом): не д. чит. 10 достоверно: открыто 11 чуде. А: чуде, – а. 13 Схемарис. 14 бодрствуя: находясь на страже с своими. 15 не однажды, но часто. 16 всем. Мы же: всем, – мы же. 17 высоты: непроходимости. 18 недоступности: не д. чит. 20–22 происходившего тогда в тех местах: – итак св. Максим вместе с Анастасием его учеником. 23 Перберу. 24 упомянутую Лазику. 30 буду не д. чит. 32. σχημρεως 33 βιζ 34 περβρ λαζικ. 2201 будущее о Господе: не д. чит. 7 вышеприведенное: предлежащее (т. е. посылаемое). 8–9 и притом – произошедшее: вернее же – богоначертанное письмо вместе с приложенными к нему. 11 из той же самой третьей ссылки – Лазики. 12 и имеем: не д. ч. 13 знаменательным: не д. ч. 15–19 тонкими – останками: святыми древками и другими его, также собственноручно написанными, как после страдания так равно и прежде страдания, книгами и томами многочисленнейших трудов его и собственноручных сочинений, – как истинно священный и святые сокровища и останки. 20 священное письмо нам истинно ничтожнейшим Феодосию 22 монахам: братьям (т. е. монахам), чрез авву Григория, игумена монастыря 24. Батарару: Ветараруос (Bεtaρaρoως), в святое Христа Бога нашего воскресенье (668 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Твое же слово, благочестивый государь, бысть ко мне: повеле (чит. повели) воспросити ми, подавшаго тебе об. государю начертание, кого волят ко свидетельству мощей преподобнаго. Аз же твое царево повеление со усердием исправих – старца иконома воспросих, он же глагола ми, дабы послали мощи преподобна свидетельствовали смиреннаго Иону, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго; поведает же той старец велию веру его имуща к киновии Пресвятыя Троицы и к преподобному Данилу». Благочестивый же государь-царь, услышав глаголы сия, и глагола святителю: «дай же тому иконому грамоту общую от нас, да даст ю Ионе митрополиту, он да почтится (чит. потщится) и исправит повеление наше и преподобнаго отца Данила мощи да свидетельствует, патриарх же да исполнит царево повеление». И исправл написание и даде иконому. л.251.  Он же приим благоговейно и со усердием, и немедленно устремися ко граду Переяславлю и нимало закоснев во обитель преклонися, и к богоспасаемому граду Ростову приспе месяца ноябрия 1696 в 20 день, и тамо от святителя в дому его благословению сподобляется. Давшую ему написанную от царя и от архиерея епистолию радостно прочте и глагола ему подавшаго епистолию 1697 : «се готов есмь ваше желание совершити». Святитель же Иона митрополит, ни мало закоснев и не медля, оставляет Ростов и касается Переяславлю граду и прииде во обитель Святыя Живоначалныя Троицы месяца того же в 27 день. Тоя же обители об. мандрит Тихон, видя святительский приход, и тако со священники оболкшеся еже во освященическую (чит. священическую) одежду и дияконн устроиша со благовонны[ми] 1698 кадилы. Настоятелю же взеше (чит. вземше) честный крест, священником же и иноком, последствующим и великим звоном 1699 , настоятелю священнодияконом же пред честным крестом вкупе грядущим и обращающеея кадяще честный крест, святителю же вшедшу во святыя врата, и нача кланитися (чит. кланятися) святым нконам. Священнодияконом же покадившим святителя трижды, святитель же благословля (чит. благословляет) рукою своею на обе страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Обретоша же многоцелебныя мощи его месяца ноября во 18 день, на памя[ть] святых мученик Платона и Романа. И в почесть преподобному отцу настоятель, и священницы, и вся собранная братия устроиша в навечери (sic) у гроба преподобнаго пети понахидную служьбу. На утрони же совершается божественая служба литоргия со всем освященным собором и братию неоскудною пищею препокойти и приходящии упокоити, такоже многою пищею покоити (sic). И по учрежении братии настоятель и иконом снидошася на собор во едину келию и начаша писания строити ко благочестивому царю яже о пренодобнем, и написанием (чит. с написанием) вскоре уклонися иконом к об. граду Москве, и написание давше в руце святейшему патриарху. Он же с радостию приим и прочте и. И сотвори совет сыну своему, благочестивому царю; царь же повеле воспросити, кого волят ко свидетельству мощем преподобнаго. Святитель же, слыша от царя, и воспроси подавшаго ему писание: «се бо ми царь повеле воспросити тя, кого волите ко свидетельству, – архиерея или архимандрита, или единаго кого от игумена (чит. от игумен)?» Старец же иконом глаголя (чит. глагола): «владыко святый, воля твоя да будет, аще волиши, посли, преосвященный владыко, единаго от святителей». Патриарх же к нему глаголах (чит. глагола): «старче, превыше мера хощешь сотворити дело сие, и велико будет истощание обители». Подавый же писание рече: «владыка пресвятый, воля Бога вышняго да будет». И паки святитель глагола: «коего желаеши да исполню хотение сердца твоего л.250. и пошлю святителя». Старец же рече: «владыко святый, и аще волищи, великий архиерее, посли сына своего смиреннаго Иону, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, зело бо веру имеет ко обители Пресвятыя Троица и преподобному отцу Данилу 1695 . Святитель же, сие слышав от старца, совет сотвори к сыну своему, благочестивому царю, глагола ему: «благочестивый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русий (чит. Русии) самодержец, града Переаславля, пореклому Залесково, киновий (чит. киновии) Пресвятыя Троицы, иде же лежат мощи великаго в чюдесех и пресланнаго и богоноснаго отца нашего, игумена Данила, – тоя бо обители старец иконом Никита, подав тебе государю-царю написанная чюдеса, яже быша от преподобнаго отца Данила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

18 . С Евр.: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня». 19 . Отверзите мие врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. «Под вратами правды разумей, – говорит св. Афан., – преспеяние в добродетели». Так же и бл. Феодорит. 20 . Сия врата Господня: праведнии внидут в ня, т.е. «врата тесныя и узкия, которыми входят скорбящие и наказуемые» (Злат.). «Что может быть сими вратами, кроме чистоты сердца»? – говорит св. Афанасий. «Врата Господня есть сам Господь, по реченному Им: Аз есмь дверь овцам ( Ин. 10:9 )» (Бл. Феод.). 21 . С Евр.: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня, и соделался моим спасением». 22 . Камень егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. Камень есть Христос Спаситель, поскольку Он Сам отнес к себе сии слова псалмопевца после того, как предложил Евреям притчу о виноградарях, убивших наследника хозяина винограда ( Мф. 21:42 ). К Спасителю относили сии слова и св. Апостолы ( Деян. 4:11 ; Еф. 2:20 ; 1Пет. 2:6 ). «Зиждущими, – говорит св. Злат., – Он назвал Иудеев, – законоучителей, книжников и фарисеев, которые отвергли Его... Но этот отвергнутый камень явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны. И так смысл слов пророка следующий: отвергнутый и униженный Иудеями оказался столь дивным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавших из Иудеев и язычников ( Еф. 2:14–15, 20 )» (Злат. Так же св. Афан. и бл. Феодорит). 23 . От Господа бысть сей. Т.е. «совершившееся, говорит пророк, не было делом человеческим, никто из людей, ни из Ангелов, ни из Архангелов не мог составить такого угла... Но только один Бог: это собственно Его дело» (Злат.) И есть дивен в очесех наших. «Дивен этот угол, союз двух народов в деле благочестия. Хорошо Он сказал: в очесех наших; потому что это дивное дело очевидно не для всех, гораздо очевиднее и яснее для верующих» (Злат.). 24 . Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь. Сей стих, – по замечанию св. Злат., – и в его время пел народ и приходил от него в восторг, особенно во время Пасхи, как и теперь поется он в сей великий праздник. А этим св. Церковь ясно дает разуметь, что под днем она разумеет день воскресения Христова. «Какой же этот день, кроме воскресного дня Господня», говорит св. Афанасий. «Пророк, – поясняет бл. Феод., – называет от Бога сотворенным тот день, в который камень сей, по страдании, воскрес». Св. Злат. под днем здесь разумеет не течение солнца, но важные и дивные дела, совершенные Спасителем в продолжение сего дня, т.е. время искупления и спасения людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Но молю вас, братия, видя некоторых живущих без страха Божия и пекущихся более о теле, нежели о душе, не прельщайтесь их примером: они не Богу работают, а своему чреву. Ложными словами они обольщают сердце невинных, но кончина их погибель ( Флп.3:19 ). Как начали, братия, поститься с первого дня, так и продолжайте до воскресения Господня. Не принуждаю вас никого держать пост чрез силу, но, как кто может, по силе: только не вдавайтесь в слабость. Зависть и клеветы совершенно удалите от себя: иначе одною половиною, телом, вы будете умилостивлять Бога, а другою прогневлять Его. Освободившись от гнева, ярости, ссор и всяких неправд, в терпении достигайте награды, вам уготованной, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава. 2 Начинается «Придете убо днесь, братье, послушавше гласа Христова, мудрейши будем». В Соборнике л. 1. В Злат. Чеп. л. 102. 5 Начинается «взлюблении послушайте Самого Христа о покаянии учаща нас». Соборн, л. 2. об. Злат. Чепь л. 103. об. 8 Начинается «се приближися, братие, время покаянию. Се настают днье оцещению». Собор. л. 4 об. Злат. Чепь л. 105. 9 Начинается «братие, послушайте, умныя двери отверзше и слуха душевная открывше». Соборн, л. 6. об. Злат. Чепь л. 107. 10 В первом слове встречается мысль о значении наименования страстной седмицы великою; эта мысль пространно раскрывается и у Златоуста в 30 й беседе на кн. Бытия. Opp. Т. IV р. 294. 12 Начинается «братье, преполовнеше ныне святые сия дни постные, возрадуемся душею». Соборн, л. 18. Злат. чепь л. 117 об. 13 По переводу, который встречается и в некоторых списках Апостола. См. Описание рукоп Моск. Синод. библиот. Отдел. I. с. 308. 15 Начинается «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранью». Соборн. л. 20. Злат. чепь. л. 115 об. 16 Рукоп. Москов. Д. Академии «Торжественник постный». 48. л. 57 об. Слич. русский перевод слова Василия В. в Творениях его ч. IV. с. 15. 17 Начинается «понеже убо помале пост сий скончатися хощет, и по мале дний Господни страсти приходят». Собор. л. 26 об. Злат. Чепь л. 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

2) Пред Великим Входом иерей или архиерей кадит святая, в себе моляся: «Боже, очисти мя грешнаго», трижды (Служебн., лит. св. Иоан. Злат. и Чиновн.). 3) По Великом Входе, поставив честные дары на престол, иерей кадит их трижды (Служебн., лит. св. Иоан. Злат. и Прежд. даров). При архиерейском служении архиерей, прежде, нежели примет дискос от диакона в Царских вратах, кадит святый дискос трищи. Засим, прежде, нежели примет Потир (от иерея или архимандрита), кадит единощи (Чинов., лит. св. Иоан. Злат.) На Литургии Преждеосвященных даров архиерей в Царских вратах, приим кадило, кадить Святыя Тайны трищи, со многим страхом и благоговением. С Потиром архимандрит входит в алтарь и поставляет сам архиерей на святей трапезе по обычаю (Чиновн., Лит. Преждеосв. даров). Поставив же их на престол, «взем аер (воздух) от рама протодиакона, надносит на кадильницу, и со благоуханием покрывает святая... и взем архиерей кадильницу, кадит токмо святая, и покланялся трижды... абие отдает кадильницу, никого же кадя» (Чин., бож. Лит. Преждеосв. даров). 4) При словах: «Изрядно о Пресвятей» кадит Святые Дары иерей или архиерей. Архиерей, прием кадильницу с фимиамом, кадит святую трапезу (Чиновн., бож. лит. св. Иоан. Злат.). Таже (потом) кадит диакон святую трапезу окрест (Служебн. лит. Иоан. Злат, и лит. Василия Великого ). 5) После возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя», иерей или архиерей кадит к трапезе (святая) токмо трижды и отдает кадило диакону (Служебн., Чинов., лит. св. Иоан. Злат. и Лит. Преждеосв. даров), «никого же кадя» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат. и Преждеосв. даров). Каждение одного притвора бывает на литии. Священник и диакон исходят в притвор вкупе северною страною с кадильницею (Служебн., вечерня), и там диакон кадит святые иконы и Настоятеля и лики по чину (Тип., гл. 2). Каждение совершается при тех молитвословиях и священнодействиях, в которых испрашивается благословение Божие, освящение, благодать Святого Духа 217 . Затем, при входе во храм, на всенощном бдении совершается каждение при благословении хлебов. диакон кадит окрест стола (на коем хлебы, вино и елей), затем, обыкновенно, икону на налое среди храма, потом и настоятеля токмо на месте его и иерея (Служебн., вечерн. и Тип., гл. 2), и паки хлебы спреди только (Тип., гл. 2). Подобное каждение бывает при благословении ваий в Неделю ваий (Тип., послед. нед. ваий).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010