Беседа 64 «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобой; что же будет нам»? ( Матф. 19:27 ) Бедность не препятствует быть совершенным. – Обетования Божии условны. – В каком смысле апостолам обещается суд над двенадцатью коленами. – Смысл и цель притчи о виноградаре и делателях. – Призвание зависит от готовности человека повиноваться Богу. – Для спасения нужны правая вера и добродетельная жизнь. – Пренебрежение одной какой-либо добродетели приводит к погибели. – Милосердие делает душу непобедимою для дьявола. – Не должно соблазняться примером ленивых. 1. Что это значит, блаженный Петр: «оставили все»? Уду, сети, корабль, ремесло? Это ли разумеешь ты под словом: «все»? Да, отвечает он. Но не честолюбие заставляет меня говорить так. Я хочу этим вопросом обратить людей бедных (к Господу). Так как Господь сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Матф. 19:21 ), то, чтобы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит, я и не могу быть совершенным? – для того Петр предлагает вопрос свой Иисусу, чтобы ты, бедный, знал, что бедность твоя нимало не вредит тебе. Петр спрашивает для того, чтобы не от Петра узнал ты истину, и сомневался (он и сам тогда был еще не совершен и не имел Духа), но чтобы, получив ответ от Учителя Петрова, был твердо уверен в ней. Как поступаем мы, когда, предлагая мнения других, часто усваиваем их себе, так поступил и апостол: он вместо всей вселенной предложил Иисусу этот вопрос. Свою участь он знал ясно, как это видно из того, что о нем было прежде сказано. Получив еще на земле ключи Царства Небесного, он тем более мог быть уверен в наследии благ. Но смотри, с какой точностью отвечает он на требования Христовы. Христос требовал от богатого двух вещей: чтобы он отдал имение свое нищим, и чтобы последовал за Ним. Поэтому и апостол указывает на эти же два действия: на оставление имения и последование за Иисусом. «Вот мы», говорит он, «все и последовали за Тобой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТР (ЗИМОНИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский Сщмч. Петр Дабро-Боснийский Оккупация и кончина 6 апреля 1941 года произошло нападение Германии и ее союзников на Югославию. В этот же день Сараево, наряду с Белградом и другими городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией. Из-за сильных бомбардировок владыка по настоянию своих приближенных на некоторое время покинул Сараево, но уже 21 апреля снова вернулся. В Сараево уже орудовали отряды хорватских усташей , повсюду проходили аресты и погромы. Он уже знал о трагической гибели своего собрата – епископа Банялукского священномученика Платона (Йовановича) , но отказался покинуть паству, говоря «Там где я делил с народом добро я делю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте». 27 апреля 1941 года офицеры Гестапо провели обыск в здании митрополии. Во время обыска один из немецких офицеров спросил у владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» При этом он добавил, что владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…». Владыка указал гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи безнаказанно творят повсюду насилие. Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы . В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале , позвонил митрополиту Петру и требовал дать распоряжение православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что в случае невыполнения приказа, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не закончена». После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: " ...По показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимонича и угрожал ему... " .

http://drevo-info.ru/articles/7124.html

А.А. Половцов Брок, Петр Федорович Брок , Петр Федорович, действительный тайный советник, статс-секретарь, член Государственного Совета, сенатор, министр финансов; род. в 1806 г., ум. 30 января 1875 г. в С.-Петербурге. По окончании курса наук в Московском университете со степенью действительного студента, Брок поступил 28 марта 1821 г. на службу в ведомство путей сообщения по отдельной части построения мостов на Московском шоссе, 1 июня 1825 г. перешел в департамент внешней торговли, а с 25 мая 1827 г. по 22 мая 1831 г. служил в государственном заемном банке столоначальником и письмоводителем; затем, поступив в канцелярию Комитета Министров помощником начальника отделения, он был откомандирован в 1832 г. к обер-шталмейстеру князю Долгорукову, для сопровождения великих княжон за границу в Доберан. В чинах Брок шел быстро и неоднократно удостаивался Высочайших денежных наград. 1 января 1844 г. Брок произведен в действительные статские советники, а 14 ноября назначен помощником управляющего делами Комитета Министров, Ханыкова, во время болезни и отсутствия которого исправлял неоднократно его должность, а также и обязанности по комитетам: западному, эмеритальному и секретному, причем получил: 9 января 1846 г. – орден св. Владимира 3 ст., а 13 января 1848 г. – св. Станислава 1 степ. 1 мая 1849 г. Броку Высочайше повелено быть исправляющим должность товарища министра финансов, а за усердную 18-летнюю службу по Комитету Министров пожалован орден св. Анны 1 степени. С 21 мая 1850 г. Брок председательствовал в учрежденных при министерстве финансов советах – коммерческом и мануфактурном; 8 апреля 1851 г. получил орден св. Владимира 2 степ., а 27 мая 1852 г. произведен в тайные советники, с утверждением в должности товарища министра финансов и назначением присутствовать в Правительствующем Сенате. 6 декабря того же года Брок награжден орденом Белого Орла. По случаю тяжкой болезни графа Ф. П. Вронченко Брок временно управлял министерством, а 19 апреля 1853 г. назначен министром финансов с сохранением звания статс-секретаря, в котором состоял с 9 апреля 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Пален, Петр Петрович фон дер Пален, граф Петр Петрович фон дер, генерал-адъютант и генерал от кавалерии. Род. в 1778, ум. 19 апр. 1864 г. Служебная деятельность графа П. П. фон дер Палена была чрезвычайно разновидна. Происходя из дворян Эстляндской губ., он 13 лет от роду был зачислен вахмистром в л.-гв. Конный полк в 1790 г., а 1 января 1792 г., 15-ти лет, был уже произведен в ротмистры с назначением в Оренбургский драгунский полк, и затем, в следующем 1793 году, уже в чине премьер-майора переведен в провиантское ведомство с назначением обер-провиантмейстером. Потом, в течение следующих четырех лет, он переменил три полка, побывав в Московском карабинерском, Нижегородском драгунском и л.-гв. Кирасирском Его Величества, а в 1798 переведен был снова в л.-гв. Конный полк подполковником, когда там оказалась свободная вакансия; но так как это было неприятно его новым товарищам, рассчитывавшим на ту же вакансию и имевшим на нее более права, то гр. П. П., поступив в полк подполковником 28 сентября, вышел в отставку 9 октября, то есть через 11 дней, но уже с чином полковника, имея от роду 21 год, а менее чем через год снова поступил на службу полковником же с назначением адъютантом к ген. от кавал., графу фон дер Палену. Через 9 дней после того, именно 18 сентября 1800, юный полковник произведен был уже в генерал-майоры с назначением командиром Каргопольского драгунского полка, в следующем году командовал Сумским гусарским полком, в 1810 г. получил дивизию, а 15-го июля 1812 г. за отличие произведен в генерал-лейтенанты и в 1815 г. назначен командиром 3-го резервного Кавалерийского корпуса; в том же году принял в командование 4-й резервный Кавалер. корпус, а в 1823 г. вышел в отставку. В 1827 он снова поступил на службу с назначением командиром 1-го пехотного корпуса, и в том же году произведен в генералы от кавалерии с назначением генерал-адъютантом к Его Величеству. Прокомандовав первым корпусом 26 дней, П. П. принял в командование 2-й пехотный корпус, а потом опять 1-й корпус, которым и командовал уже до 26-го января 1834 г., когда был сделан членом Государственного и Военного Советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

1. Данные пред Богом обеты должно исполнять (Из жизни преподобного Петра Афонского. Патерик. Ч. 1, стр. 12–17). Очень многие из христиан дают благочестивые обеты пред Богом. Одни в счастье, другие в несчастье, иные просто, по благочестию, из любви к Богу, говорят: «не буду, Господи, делать того-то худого, или буду делать то или другое доброе». Все это прекрасно, братии, но не забывайте, что уже если раз дали тот или другой обет пред Господом, то и не медлите исполнить его. Иначе знайте, что Господа обмануть нельзя. Он все видит и знает, и за неисполнение обетов так или иначе, но непременно с вас взыщет. Аще обещаешь обет Господеви Богу твоему, говорит Слово Божие, да не умедлиши воздати его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе и будет на тебе грех ( Втор.23:21 ). Так и должно быть непременно: ибо если и слово, которое даем человеку, налагает на нас непременную обязанность держать оное, то сколь несравненно более обязывает нас к тому слово, данное Богу? Бог есть истина и мы должны, и говорить пред Ним только истину и поступать по истине. В противном же случае мы конечно оскорбляем Его и подвергаем себя праведному суду Божию; ибо Бог подлинно лжи не терпит и на говорящих и поступающих по лжи гневается ( Пс.5:6 ). Хотите ли, чтоб мы доказали вам последнее самым делом? Выслушайте следующее повествование из жизни Преподобного Петра Афонского и вы убедитесь в истине слов наших. Св. Петр, именуемый Афонским, был родом из Царь-града. До иночества он служил в военной службе и имел чин полководца. Так как был искусен в воинском деле, то царь многократно посылал его на войну. Случилось, что в один из походов, попущением Божьим, Петр потерпел совершенное поражение. Он был взят в плен и варвары отвели его в одну из сильных в Аравии крепостей – Самару. Тут обложили пленника тяжкими оковами и ввергли в смрадную темницу, под крепкую стражу, запретив к нему всякий вход, и таким образом лишив его всякого утешения. Неся столь горькую участь, Петр стал испытывать себя: не был ли он сам причиною такого своего несчастья? И вспомнил, что когда то, не один раз, обещал он Богу оставить мир и вся яже в мире, и быть иноком, а между тем и доныне не исполнил своего обещания. Поэтому, вполне сознавая себя достойным своего злополучия, он много и жестоко обвинял себя и с благодарением терпел ниспосланное ему от Бога наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

А.А. Половцов Соколов, Петр Иванович, писатель Соколов , Петр Иванович, член и непременный секретарь Императорской Российской Академии, член Главного Правления Училищ, писатель; происходил из духовного звания, род. в Москве 24 июня 1764 г. В 1783 г., по распоряжению Академии Наук, вместе с Дм. Мих. Соколовым и Мих. Цветихиным, был взят из славяно-греко-латинской академии и определен (6 апреля) в академическую гимназию под руководство акад. И. И. Лепехина; несмотря на плохую подготовку, он вскоре (21 октября того же года) произведен был в студенты; 2 ноября того же года был назначен по письменным делам к книжному магазину Академии, 10 июля 1784 г. причислен к Императорской Российской Академии «для исправления дел», и 9 августа того же года получил степень магистра. Назначенный за тем 9 ноября 1786 г. учителем российского языка в Академическую Гимназию, С. оставался в этой должности около 18 лет; 30 октября 1792 г. назначен был «приобщником», а 9 апреля 1793 г. избран в члены Императорской Российской Академии; в 1797 г. (13 мая) определен был к музею и библиотеке Академии Наук унтер-библиотекарем и издателем «С.-Петербургских Ведомостей» (которые издавал до 1 января 1829 г.), в 1800 г. (17 сентября) поступил преподавателем российской грамматики, логики и риторики в Училище корабельной архитектуры (где прослужил до 29 октября 1825 г.), в 1802 г. (19 апреля) избран непременным секретарем Императорской Российской Академии после И. И. Лепехина; с 31 августа 1802 г., в течение почти двух лет, был, сверх того, командирован в канцелярию особо учрежденного комитета для образования флота (где состоял до причисления Комитета к Департаменту Министерства Морских Сил); 22 апреля 1819 г. определен библиотекарем I (русского) отделения Библиотеки Академии Наук и, наконец, 5 июля 1824 г. назначен членом Главного правления училищ и членом Ученого при нем Комитета, будучи 1 апреля 1824 г. произведен в действительные статские советники. Оставаясь все время непременным секретарем Российской Академии, С. умер в Петербурге 9 января 1835 года и погребен на Смоленском кладбище, где в 1836 г. над могилой его был поставлен, на средства Российской Академии, мраморный памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мудрость От ведения же, т. е. мудрости, происходит воздержание и терпение. Ибо мудрый удерживает свою волю и терпит происходящее от сего огорчение, но, почитая себя недостойным наслаждений, бывает благоразумен и благодарен Благодетелю, боясь, чтобы ради многих благ, которые даровал ему Бог в нынешнем веке, не лишиться в будущем. Итак, он трудится в воздержании и в добродетелях, считая себя должником во всем. И ничего, даже и малого, не находит, что мог бы воздать своему Благодетелю, но и самые добродетели почитает большим долгом; ибо получает, а не отдает. Самое то, что он удостоился приносить благодарение Богу, и Бог принимает его благодарение, почитает он большим долгом и всегда благодарит, делая всякое добро, и, всегда смиренномудрствуя, считает себя большим должником и ниже всех (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 21–22). ...Начало всех добродетелей есть духовная мудрость, хотя она же составляет и конец их; ибо если она не приблизится к уму, то человек не может сделать ничего доброго, никогда не слышав о ней, а если услышит сколько-нибудь, – это самое и есть уже мудрость (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 1). ...Всякая добродетель имеет нужду в сих четырех , и всякое начинание нуждается в первой из них, т. е. в мудрости, и без нее не может осуществиться. Ибо как может какое-либо дело исполниться без мудрости? Она рождается от разумной части души и находится между лукавством, т. е. чрезмерным мудрствованием, и неразумением. Одно из них влечет мудрость к тому, чтобы поступать лукаво и вредить душе, ее имеющей, и другим, кому возможно. Другое же делает ум нечувствительным и суетным и не допускает его заботиться ни о Божественных вещах, ни о чем-либо полезном для души его самого или ближнего. И одно уподобляется высочайшей горе, а другое – пропасти; мудр же тот, кто идет по равнине, между ними находящейся. А кто совращается (со среднего пути), тот или падает вниз, в пропасть, или же старается взойти много вверх и, не находя пути, невольно падает вниз... потому что не хочет через покаяние возвратиться к мудрости с высоты горы. Падший же в пропасть умоляет со смирением , могущего вывести его на царский путь добродетели. А мудрый не восходит с возношением... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 88–89).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Боговдохновенность Боговдохновенность или по другой терминологии: – Богодухновенность (θεοπνευστα, inspiratio). Этим именем означается – 1) особенное воздействие Духа Св. на провозвестников Откровения, руководящее их в понимании и передаче последнего; 2) свойство писаний священ. авторов, по которому они являются не делом личного творчества последних, не простым человеческим произведением, а словом самого Бога. Эти два момента в понятии Б. стоят в теснейшей связи между собою; первым необходимо предполагается уже последний: – раз провозвестники Откровения являются орудиями действующего чрез них Духа Св., то проповедь их, – устная ли, преданная ли письмени, – одинаково является Словом Божиим. I. Основания для учения о Б. даны в Св. Писании. – Уже в Ветх. Зав. ясно выражается мысль о действии Духа Б. в пророках и других провозвестниках Откровения ( Исх.4:12 ; 2Цар.23:2 ; Ис.2:1 ; Иез.1:3 ; Иез.6:1 ; Иез.7:1 и др., Мих.1:1 и мн. др.). В Нов. Зав. эта мысль находит себе решительное подтверждение. Относительно пр. Давида Сам Спаситель говорит, что он по вдохновению (ν πνεματι) называет Его Господом ( Мф.22:43 ; Мк.12:36 : ν τ Πνεματι τ γ). Не менее определенно она выражается ап. Петром, когда он, применяя одно из пророчеств Давида к Иуде, говорит, что это пророчество предрек его устами Дух Св. ( Деян.1:6 ); а равно, в словах молитвы первых верующих: «Владыко Боже... Ты устами отца нашего Давида сказал Духом Святым» ( Деян.4:25 ). Это представление ап. Петр применяет и ко всем вообще в.-з. пророкам: «Бог предвозвестил»... «Бог говорил устами всех своих пророков» ( Деян.3:18,21 ; ср. 1Пет.1:11 ), и со всею решительностью во 2Пет.1:21 утверждает, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы (φερμενοι, Vulg. – inspirati, слав. Просвещаема) Духом Святым». Равным образом, и ап. Павел указывает как на непосредственный источник пророческого слова на Бога, и в этом отношении приравнивает проповедь пророков к откровению, данному в Сыне ( Евр.1:1–2 ), соответственно чему и при цитации в.-з.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОГОДУХНОВЕННОСТЬ [Боговдохновенность; от греч. θεπνευστος - боговдохновенный; лат. inspiratio - вдохновение], понятие, к-рым в христ. вероучении определяется Божественный авторитет Библии и характеризуется процесс написания священных книг, предполагающий воздействие на их авторов Св. Духа. Термин «Б.» встречается в Свящ. Писании только один раз - 2 Тим 3. 16, и его содержание обычно рассматривается в контексте со схожим по смысловому значению местом из 2 Петр 1. 20-21. Этим термином утверждается Божественное происхождение Библии (как всего собрания, так и отдельных книг), что определяет ее сотериологическую сущность и позволяет решить сопутствующие дидактические задачи: «...ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно (θεπνευστος) и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3. 15-17). Понятие Б. здесь предстает свойством библейского текста и в этом качестве соотносится с определением «Священное» из полной титулатуры «Священное Писание» (2 Тим 3. 15; ср.: Рим 1. 2), а также, поскольку сделан акцент на полноту Писания (πσα γραφ), с понятием библейский канон (как полнообъемный нормативный состав Библии - см. Канон библейский ). По существу Б. является основным фактором, устанавливающим священный и канонический статус книг Свящ. Писания. В этой связи выстраивается логически завершенный круг 3 становящихся синонимичными понятий (Б., каноничность, священность): Б. той или иной книги Библии означает ее священное, каноническое достоинство, и наоборот, книга, входящая в канон Свящ. Писания, должна рассматриваться как богодухновенная. Изречение из 2 Петр 1. 20-21: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым», не употребляет термин θεπνευστος (в лат.

http://pravenc.ru/text/149471.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010