Беседа 64 «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобой; что же будет нам»? ( Матф. 19:27 ) Бедность не препятствует быть совершенным. – Обетования Божии условны. – В каком смысле апостолам обещается суд над двенадцатью коленами. – Смысл и цель притчи о виноградаре и делателях. – Призвание зависит от готовности человека повиноваться Богу. – Для спасения нужны правая вера и добродетельная жизнь. – Пренебрежение одной какой-либо добродетели приводит к погибели. – Милосердие делает душу непобедимою для дьявола. – Не должно соблазняться примером ленивых. 1. Что это значит, блаженный Петр: «оставили все»? Уду, сети, корабль, ремесло? Это ли разумеешь ты под словом: «все»? Да, отвечает он. Но не честолюбие заставляет меня говорить так. Я хочу этим вопросом обратить людей бедных (к Господу). Так как Господь сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Матф. 19:21 ), то, чтобы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит, я и не могу быть совершенным? – для того Петр предлагает вопрос свой Иисусу, чтобы ты, бедный, знал, что бедность твоя нимало не вредит тебе. Петр спрашивает для того, чтобы не от Петра узнал ты истину, и сомневался (он и сам тогда был еще не совершен и не имел Духа), но чтобы, получив ответ от Учителя Петрова, был твердо уверен в ней. Как поступаем мы, когда, предлагая мнения других, часто усваиваем их себе, так поступил и апостол: он вместо всей вселенной предложил Иисусу этот вопрос. Свою участь он знал ясно, как это видно из того, что о нем было прежде сказано. Получив еще на земле ключи Царства Небесного, он тем более мог быть уверен в наследии благ. Но смотри, с какой точностью отвечает он на требования Христовы. Христос требовал от богатого двух вещей: чтобы он отдал имение свое нищим, и чтобы последовал за Ним. Поэтому и апостол указывает на эти же два действия: на оставление имения и последование за Иисусом. «Вот мы», говорит он, «все и последовали за Тобой». |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТР (ЗИМОНИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский Сщмч. Петр Дабро-Боснийский Оккупация и кончина 6 апреля 1941 года произошло нападение Германии и ее союзников на Югославию. В этот же день Сараево, наряду с Белградом и другими городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией. Из-за сильных бомбардировок владыка по настоянию своих приближенных на некоторое время покинул Сараево, но уже 21 апреля снова вернулся. В Сараево уже орудовали отряды хорватских усташей , повсюду проходили аресты и погромы. Он уже знал о трагической гибели своего собрата – епископа Банялукского священномученика Платона (Йовановича) , но отказался покинуть паству, говоря «Там где я делил с народом добро я делю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте». 27 апреля 1941 года офицеры Гестапо провели обыск в здании митрополии. Во время обыска один из немецких офицеров спросил у владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» При этом он добавил, что владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…». Владыка указал гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи безнаказанно творят повсюду насилие. Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы . В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале , позвонил митрополиту Петру и требовал дать распоряжение православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что в случае невыполнения приказа, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не закончена». После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: " ...По показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимонича и угрожал ему... " . |
А.А. Половцов Брок, Петр Федорович Брок , Петр Федорович, действительный тайный советник, статс-секретарь, член Государственного Совета, сенатор, министр финансов; род. в 1806 г., ум. 30 января 1875 г. в С.-Петербурге. По окончании курса наук в Московском университете со степенью действительного студента, Брок поступил 28 марта 1821 г. на службу в ведомство путей сообщения по отдельной части построения мостов на Московском шоссе, 1 июня 1825 г. перешел в департамент внешней торговли, а с 25 мая 1827 г. по 22 мая 1831 г. служил в государственном заемном банке столоначальником и письмоводителем; затем, поступив в канцелярию Комитета Министров помощником начальника отделения, он был откомандирован в 1832 г. к обер-шталмейстеру князю Долгорукову, для сопровождения великих княжон за границу в Доберан. В чинах Брок шел быстро и неоднократно удостаивался Высочайших денежных наград. 1 января 1844 г. Брок произведен в действительные статские советники, а 14 ноября назначен помощником управляющего делами Комитета Министров, Ханыкова, во время болезни и отсутствия которого исправлял неоднократно его должность, а также и обязанности по комитетам: западному, эмеритальному и секретному, причем получил: 9 января 1846 г. – орден св. Владимира 3 ст., а 13 января 1848 г. – св. Станислава 1 степ. 1 мая 1849 г. Броку Высочайше повелено быть исправляющим должность товарища министра финансов, а за усердную 18-летнюю службу по Комитету Министров пожалован орден св. Анны 1 степени. С 21 мая 1850 г. Брок председательствовал в учрежденных при министерстве финансов советах – коммерческом и мануфактурном; 8 апреля 1851 г. получил орден св. Владимира 2 степ., а 27 мая 1852 г. произведен в тайные советники, с утверждением в должности товарища министра финансов и назначением присутствовать в Правительствующем Сенате. 6 декабря того же года Брок награжден орденом Белого Орла. По случаю тяжкой болезни графа Ф. П. Вронченко Брок временно управлял министерством, а 19 апреля 1853 г. назначен министром финансов с сохранением звания статс-секретаря, в котором состоял с 9 апреля 1852 г. |
А.А. Половцов Пален, Петр Петрович фон дер Пален, граф Петр Петрович фон дер, генерал-адъютант и генерал от кавалерии. Род. в 1778, ум. 19 апр. 1864 г. Служебная деятельность графа П. П. фон дер Палена была чрезвычайно разновидна. Происходя из дворян Эстляндской губ., он 13 лет от роду был зачислен вахмистром в л.-гв. Конный полк в 1790 г., а 1 января 1792 г., 15-ти лет, был уже произведен в ротмистры с назначением в Оренбургский драгунский полк, и затем, в следующем 1793 году, уже в чине премьер-майора переведен в провиантское ведомство с назначением обер-провиантмейстером. Потом, в течение следующих четырех лет, он переменил три полка, побывав в Московском карабинерском, Нижегородском драгунском и л.-гв. Кирасирском Его Величества, а в 1798 переведен был снова в л.-гв. Конный полк подполковником, когда там оказалась свободная вакансия; но так как это было неприятно его новым товарищам, рассчитывавшим на ту же вакансию и имевшим на нее более права, то гр. П. П., поступив в полк подполковником 28 сентября, вышел в отставку 9 октября, то есть через 11 дней, но уже с чином полковника, имея от роду 21 год, а менее чем через год снова поступил на службу полковником же с назначением адъютантом к ген. от кавал., графу фон дер Палену. Через 9 дней после того, именно 18 сентября 1800, юный полковник произведен был уже в генерал-майоры с назначением командиром Каргопольского драгунского полка, в следующем году командовал Сумским гусарским полком, в 1810 г. получил дивизию, а 15-го июля 1812 г. за отличие произведен в генерал-лейтенанты и в 1815 г. назначен командиром 3-го резервного Кавалерийского корпуса; в том же году принял в командование 4-й резервный Кавалер. корпус, а в 1823 г. вышел в отставку. В 1827 он снова поступил на службу с назначением командиром 1-го пехотного корпуса, и в том же году произведен в генералы от кавалерии с назначением генерал-адъютантом к Его Величеству. Прокомандовав первым корпусом 26 дней, П. П. принял в командование 2-й пехотный корпус, а потом опять 1-й корпус, которым и командовал уже до 26-го января 1834 г., когда был сделан членом Государственного и Военного Советов. |
Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета. |
1. Данные пред Богом обеты должно исполнять (Из жизни преподобного Петра Афонского. Патерик. Ч. 1, стр. 12–17). Очень многие из христиан дают благочестивые обеты пред Богом. Одни в счастье, другие в несчастье, иные просто, по благочестию, из любви к Богу, говорят: «не буду, Господи, делать того-то худого, или буду делать то или другое доброе». Все это прекрасно, братии, но не забывайте, что уже если раз дали тот или другой обет пред Господом, то и не медлите исполнить его. Иначе знайте, что Господа обмануть нельзя. Он все видит и знает, и за неисполнение обетов так или иначе, но непременно с вас взыщет. Аще обещаешь обет Господеви Богу твоему, говорит Слово Божие, да не умедлиши воздати его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе и будет на тебе грех ( Втор.23:21 ). Так и должно быть непременно: ибо если и слово, которое даем человеку, налагает на нас непременную обязанность держать оное, то сколь несравненно более обязывает нас к тому слово, данное Богу? Бог есть истина и мы должны, и говорить пред Ним только истину и поступать по истине. В противном же случае мы конечно оскорбляем Его и подвергаем себя праведному суду Божию; ибо Бог подлинно лжи не терпит и на говорящих и поступающих по лжи гневается ( Пс.5:6 ). Хотите ли, чтоб мы доказали вам последнее самым делом? Выслушайте следующее повествование из жизни Преподобного Петра Афонского и вы убедитесь в истине слов наших. Св. Петр, именуемый Афонским, был родом из Царь-града. До иночества он служил в военной службе и имел чин полководца. Так как был искусен в воинском деле, то царь многократно посылал его на войну. Случилось, что в один из походов, попущением Божьим, Петр потерпел совершенное поражение. Он был взят в плен и варвары отвели его в одну из сильных в Аравии крепостей – Самару. Тут обложили пленника тяжкими оковами и ввергли в смрадную темницу, под крепкую стражу, запретив к нему всякий вход, и таким образом лишив его всякого утешения. Неся столь горькую участь, Петр стал испытывать себя: не был ли он сам причиною такого своего несчастья? И вспомнил, что когда то, не один раз, обещал он Богу оставить мир и вся яже в мире, и быть иноком, а между тем и доныне не исполнил своего обещания. Поэтому, вполне сознавая себя достойным своего злополучия, он много и жестоко обвинял себя и с благодарением терпел ниспосланное ему от Бога наказание. |
А.А. Половцов Соколов, Петр Иванович, писатель Соколов , Петр Иванович, член и непременный секретарь Императорской Российской Академии, член Главного Правления Училищ, писатель; происходил из духовного звания, род. в Москве 24 июня 1764 г. В 1783 г., по распоряжению Академии Наук, вместе с Дм. Мих. Соколовым и Мих. Цветихиным, был взят из славяно-греко-латинской академии и определен (6 апреля) в академическую гимназию под руководство акад. И. И. Лепехина; несмотря на плохую подготовку, он вскоре (21 октября того же года) произведен был в студенты; 2 ноября того же года был назначен по письменным делам к книжному магазину Академии, 10 июля 1784 г. причислен к Императорской Российской Академии «для исправления дел», и 9 августа того же года получил степень магистра. Назначенный за тем 9 ноября 1786 г. учителем российского языка в Академическую Гимназию, С. оставался в этой должности около 18 лет; 30 октября 1792 г. назначен был «приобщником», а 9 апреля 1793 г. избран в члены Императорской Российской Академии; в 1797 г. (13 мая) определен был к музею и библиотеке Академии Наук унтер-библиотекарем и издателем «С.-Петербургских Ведомостей» (которые издавал до 1 января 1829 г.), в 1800 г. (17 сентября) поступил преподавателем российской грамматики, логики и риторики в Училище корабельной архитектуры (где прослужил до 29 октября 1825 г.), в 1802 г. (19 апреля) избран непременным секретарем Императорской Российской Академии после И. И. Лепехина; с 31 августа 1802 г., в течение почти двух лет, был, сверх того, командирован в канцелярию особо учрежденного комитета для образования флота (где состоял до причисления Комитета к Департаменту Министерства Морских Сил); 22 апреля 1819 г. определен библиотекарем I (русского) отделения Библиотеки Академии Наук и, наконец, 5 июля 1824 г. назначен членом Главного правления училищ и членом Ученого при нем Комитета, будучи 1 апреля 1824 г. произведен в действительные статские советники. Оставаясь все время непременным секретарем Российской Академии, С. умер в Петербурге 9 января 1835 года и погребен на Смоленском кладбище, где в 1836 г. над могилой его был поставлен, на средства Российской Академии, мраморный памятник. |
Мудрость От ведения же, т. е. мудрости, происходит воздержание и терпение. Ибо мудрый удерживает свою волю и терпит происходящее от сего огорчение, но, почитая себя недостойным наслаждений, бывает благоразумен и благодарен Благодетелю, боясь, чтобы ради многих благ, которые даровал ему Бог в нынешнем веке, не лишиться в будущем. Итак, он трудится в воздержании и в добродетелях, считая себя должником во всем. И ничего, даже и малого, не находит, что мог бы воздать своему Благодетелю, но и самые добродетели почитает большим долгом; ибо получает, а не отдает. Самое то, что он удостоился приносить благодарение Богу, и Бог принимает его благодарение, почитает он большим долгом и всегда благодарит, делая всякое добро, и, всегда смиренномудрствуя, считает себя большим должником и ниже всех (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 21–22). ...Начало всех добродетелей есть духовная мудрость, хотя она же составляет и конец их; ибо если она не приблизится к уму, то человек не может сделать ничего доброго, никогда не слышав о ней, а если услышит сколько-нибудь, – это самое и есть уже мудрость (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 1). ...Всякая добродетель имеет нужду в сих четырех , и всякое начинание нуждается в первой из них, т. е. в мудрости, и без нее не может осуществиться. Ибо как может какое-либо дело исполниться без мудрости? Она рождается от разумной части души и находится между лукавством, т. е. чрезмерным мудрствованием, и неразумением. Одно из них влечет мудрость к тому, чтобы поступать лукаво и вредить душе, ее имеющей, и другим, кому возможно. Другое же делает ум нечувствительным и суетным и не допускает его заботиться ни о Божественных вещах, ни о чем-либо полезном для души его самого или ближнего. И одно уподобляется высочайшей горе, а другое – пропасти; мудр же тот, кто идет по равнине, между ними находящейся. А кто совращается (со среднего пути), тот или падает вниз, в пропасть, или же старается взойти много вверх и, не находя пути, невольно падает вниз... потому что не хочет через покаяние возвратиться к мудрости с высоты горы. Падший же в пропасть умоляет со смирением , могущего вывести его на царский путь добродетели. А мудрый не восходит с возношением... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 88–89). |
Боговдохновенность Боговдохновенность или по другой терминологии: – Богодухновенность (θεοπνευστα, inspiratio). Этим именем означается – 1) особенное воздействие Духа Св. на провозвестников Откровения, руководящее их в понимании и передаче последнего; 2) свойство писаний священ. авторов, по которому они являются не делом личного творчества последних, не простым человеческим произведением, а словом самого Бога. Эти два момента в понятии Б. стоят в теснейшей связи между собою; первым необходимо предполагается уже последний: – раз провозвестники Откровения являются орудиями действующего чрез них Духа Св., то проповедь их, – устная ли, преданная ли письмени, – одинаково является Словом Божиим. I. Основания для учения о Б. даны в Св. Писании. – Уже в Ветх. Зав. ясно выражается мысль о действии Духа Б. в пророках и других провозвестниках Откровения ( Исх.4:12 ; 2Цар.23:2 ; Ис.2:1 ; Иез.1:3 ; Иез.6:1 ; Иез.7:1 и др., Мих.1:1 и мн. др.). В Нов. Зав. эта мысль находит себе решительное подтверждение. Относительно пр. Давида Сам Спаситель говорит, что он по вдохновению (ν πνεματι) называет Его Господом ( Мф.22:43 ; Мк.12:36 : ν τ Πνεματι τ γ). Не менее определенно она выражается ап. Петром, когда он, применяя одно из пророчеств Давида к Иуде, говорит, что это пророчество предрек его устами Дух Св. ( Деян.1:6 ); а равно, в словах молитвы первых верующих: «Владыко Боже... Ты устами отца нашего Давида сказал Духом Святым» ( Деян.4:25 ). Это представление ап. Петр применяет и ко всем вообще в.-з. пророкам: «Бог предвозвестил»... «Бог говорил устами всех своих пророков» ( Деян.3:18,21 ; ср. 1Пет.1:11 ), и со всею решительностью во 2Пет.1:21 утверждает, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы (φερμενοι, Vulg. – inspirati, слав. Просвещаема) Духом Святым». Равным образом, и ап. Павел указывает как на непосредственный источник пророческого слова на Бога, и в этом отношении приравнивает проповедь пророков к откровению, данному в Сыне ( Евр.1:1–2 ), соответственно чему и при цитации в.-з. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОГОДУХНОВЕННОСТЬ [Боговдохновенность; от греч. θεπνευστος - боговдохновенный; лат. inspiratio - вдохновение], понятие, к-рым в христ. вероучении определяется Божественный авторитет Библии и характеризуется процесс написания священных книг, предполагающий воздействие на их авторов Св. Духа. Термин «Б.» встречается в Свящ. Писании только один раз - 2 Тим 3. 16, и его содержание обычно рассматривается в контексте со схожим по смысловому значению местом из 2 Петр 1. 20-21. Этим термином утверждается Божественное происхождение Библии (как всего собрания, так и отдельных книг), что определяет ее сотериологическую сущность и позволяет решить сопутствующие дидактические задачи: «...ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно (θεπνευστος) и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3. 15-17). Понятие Б. здесь предстает свойством библейского текста и в этом качестве соотносится с определением «Священное» из полной титулатуры «Священное Писание» (2 Тим 3. 15; ср.: Рим 1. 2), а также, поскольку сделан акцент на полноту Писания (πσα γραφ), с понятием библейский канон (как полнообъемный нормативный состав Библии - см. Канон библейский ). По существу Б. является основным фактором, устанавливающим священный и канонический статус книг Свящ. Писания. В этой связи выстраивается логически завершенный круг 3 становящихся синонимичными понятий (Б., каноничность, священность): Б. той или иной книги Библии означает ее священное, каноническое достоинство, и наоборот, книга, входящая в канон Свящ. Писания, должна рассматриваться как богодухновенная. Изречение из 2 Петр 1. 20-21: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым», не употребляет термин θεπνευστος (в лат. |
| |