Это первое время царствование Соломона посвящено было возведению храма Единому Богу, Творцу вселенной, Богу завета с народом, «Иегове», вечно (в прошедшем, и настоящем, и будущем) Существующему. Построение храма описано в 3 Царств VII, 13–51; VIII, 6–9, и несколько подробнее в дополнительных книгах, или хрониках, а именно в 2 Пар. в главах с II-й до IV-й включительно. Мы видели выше, что Давид принес ковчег завета в Иерусалим и поместил его временно в скинию, особо Давидом устроенную 574 . Мы знаем также, как он после моровой язвы купил на горе Мориа гумно Орны и вознес на нем всесожжение, и как он начал подготовлять материалы для постройки храма, который он сам не должен был строить (1 Парал. XXVIII, 3, 6, 11; XXIX, 2–5; 2Nap. II, 3, 7–10; 16–18 ). Из указания 3 Царств V, 6 мы усматриваем, что заготовленного Давидом материала не было однако достаточно для выполнения мыслей Давида по «чертежу», им переданному сыну (1 Парал. XXVIII, 11). Мы видим, что Соломон обращается с просьбою о доставлении ему леса с гор Ливана к Хираму, царю Тирскому. По этому предмету между Соломоном и Хирамом заключается особый договор (3 Царств V), и царь Тирский присылает Соломону искусных мастеров всякого рода и между прочим мастеров литейного дела. Главою всех мастеров финикийских и израильских при постройке храма является одноименный царю Тирскому архитектор, инженер и техник Хирам 575 , имя которого не только славно было издавна на востоке, но еще перешло и в масонские таинственные учения с символическим значением. Родом художник Хирам был из Тира; по 3 Царств VII, 13–14 он был сын вдовы еврейки из колена Нефеалимова (по 2Nap. II, 14 из колена Данова), которая вышла замуж за финикиянина, литейщика по ремеслу, который жил в Тире. Основания храма были заложены весьма глубоко, повествует Флавий Иосиф (Древн. Uyд VIII, 2 ), на выровненной площадке вершины горы Мориа. Основание клалось из «камней больших и обделанных», говорит текст 3 Ц. V, 17. Размеры храма были ровно вдвое более размеров скинии в пустыне 576 . Внутреннее расположение храма и двора его, с его жертвенником и бассейном для омовения, скопировано было с скинии, с тою разницею, что и жертвенник и бассейн были гораздо больших размеров 577 . Кроме того, преддверие святилища было украшено двумя стоящими отдельно перед ним колоннами, которые назывались Иахин и Воаз 578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

286 (Ст. 9–10) В субботу, (как понимает это место предание), упомянутые в этих стихах два агнца с хлебным к ним приношением и вином, приносились в жертву сверх обыкновенного ежедневного жертвоприношения 287 (Ст. 11–14) Как субботнее приношение, так и новомесячные жертвы упомянуты здесь впервые. Первое упоминание о новомесячии мы встречаем в кн. Чисел X, 10, по поводу употребления вновь сделанных серебряных труб. Это приказание дано еще у подошвы Синая. Впоследствии обычай празднования новомесячий мы встречаем в 1 Ц. XX, 5; 4 Ц. IV, 23, 1 Парал. XXIII, 31; и упоминание об этом делает и Апостол Павел в Посл. к Колосс. II, 16 288 (Ст. 14). О жертве за грех, которая всегда предшествовала всесожжению сравни Ucx. XXIX , Лeb. V, VIII, IX, XIV, XVI , и прим. 13-е и 14-е гл. IV Лев., а также прим. 6-е и 7-е гл. XV, Чисел. Вся трудность настоящего места, а также главы XV, 24 по сравнению с Лeb. IV заключается в том, что за грех общины по Левиту приносился телец, а в двух местах книги Чисел, по-видимому, также за общину приносится в жертву греха козел, назначенный по Левиту за грех начальника, и кровь которого не вносится во святилище. Полагаем, что в этом надо видеть изменение закона, имевшее в виду не профанировать частым внесением во святилище крови жертвы величие и таинственность этого обряда, составлявшего главное священнодействие великого дня очищения. Быть может, допускалось это жертвоприношение за начальника, и как представление самой общины. Приношение козла в жертву греха перед всяким торжественным жертвоприношением, кроме обыкновенных дней и суббот, повторяется во всем этом отделе уставов о жертвах. Поэтому мы не будем повторять указаний о значении этой жертвы, а заметим только, что в ст. 11 гл. XXIX очень ясно делается различие и особенно указывается на это различие между козлом, приносимым обыкновенно в жертву греха, и тем особенным козлом, который тоже приносился в жертву греха, но лишь в великий день очищения по уставу гл. XVI Лев. 290 (Ст. 26–31). День первых плодов назывался также праздником седьмиц, (Второз.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1185. Слезы И. Христа при гробе Лазаря. 1832. XLV. 340. 1186. Вход Спасителя в Иерусалим. 1852. I. 282. 1187. Последние беседы Господа нашего И. Христа с учениками. 1846. II. 93. 1188. Последняя вечеря Господа. 1823. X. 316. 1189. Иуда Предатель. 1855. I. 211. 1190. Иисус Христос в Гефсиманском саду. 1841. I. 473. 1191. Падение и восстание Петра. 1831. XLII. 107. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (сочинение преосв. Иннокентия, архиеп. Херсонского) 1192. Вступление. 1828. XXIX. 26. 1193. Последнее путешествие Иисуса Христа в Иудею. 1828. XXIX. 64. 1194. Воскресение Лазаря. 1828. XXIX. 166. 1195. Совещание Синедриона. 1828. XXIX. 192. 1196. Иисус Христос удаляется в Ефраим. Мнения о Нем народа. Вечеря в доме Симона Прокаженного. 1828. XXIX. 207. 1197. Вход в Иерусалим. 1828. XXIX. 229. 1198. Взгляд на вход Иисуса Христа в Иерусалим. 1828. XXIX. 291. 1199. Проклятие смоковницы. Изгнание из храма торжников. 1830. XXXVII. 50. 1200. Наставление ученикам по случаю проклятия смоковницы. Посольство от Синедриона к Иисусу. Ответ Его с несколькими притчами для первосвященников и народа. 1830. XXXVII. 64. 1201. Искушения со стороны Фарисеев, саддукеев и законника, с ответами на них Иисуса Христа. Взаимный вопрос о достоинстве Мессии. Обличение законоучителей Иудейских. 1830. XXXVII. 277. 1202. Уединенная беседа с учениками о будущих событиях: разрушении Иерусалима, кончине мира и втором пришествии Мессии. 1830. XXXV. 295. 1203. Душевное страдание Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Предание. 1830. XXXVIII. 191. 1204. Иисус Христос на суде Синедриона. (Первый допрос. Последнее отречение Петра). 1828. XXI. 305. 1205. (Второй допрос. Окончательный приговор Синедриона). 1828. XXIX. 325. 1206. Иисус Христос на суде Пилата. (Первый допрос). 1828. XXIX. 335. 1207. Иисус Христос на суде Ирода. 1828. XXIX. 362. 1208. Иисус Христос на суде Пилата. (Неудачное предложение народу о Его освобождении. Ходатайство за Него жены Пилатовой). 1828. XXIX. 371. 1209. Иисус Христос на суде Пилата. 1828. XXX. 62.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

240 Ср. 2Кор.6:2 и 1-й, который соответствует 4-му стиху главы 49-й; мысль 4–8 ст. та, что Раб Господень не тщетно трудился, но получил благоволение пред Богом; (подвиг) «труд» Его сделался основанием спасения Божия для Израиля и всех народов. Поэтому св. Ап. Павел говорит, что «Христос за всех умре,.. древняя мимоидоша, се ныне день спасения», – 2Кор.5:15, 17; 6:2 , т. е. после того как «Христос за всех умер» и сделался для нас жертвою за грех – 5:21. 241 Земля Синим (), может быть, тоже, что Синай (). Ср. парал. этому место 43:6, где по-видимому, слову: «издалека» соответствует: «от востока», а словам: «из земли Синим» – «от юга» или «от Фемана» (у 70 – «от юга»). Шествие «от юга», или «от Фемана», «от пустыни Фаран». Бога Израилева – см. Авв.3:3 , означало шествие Бога «от Синая», где дарован был закон – см. парал. 3-му стиху 3-й главы Аввакума место во Втор.33:2 , которое, по-видимому, имели в виду и писатели Суд.5:4–5 ; Ис.67:8–9 , Ис.64:1–2 . Так как Синай имел столь важное значение в истории Израиля по исходе из Египта и действительно находился на юге от земли иудейской, то выражение «земля Синим» («Синай?») могло быть употреблено в значении «юга», южных стран вообще. В переводе 70 вместо «из земли Синим» стоит: «из земли Персидской». Разумеют под «землею Синим» также то самый южный город Египта Сиену, то пустыню Син (), то «Пелузиум», то Сину (Sina) т. е. Китай. – 242 Ср. 40:1, 27, 22 и парал. в историческом отделе. Пророк здесь изображает настроение пленного народа в чертах сходных с настроением современников, которое они испытывали по удалении Ассура. 243 Ср. 35:8 и 37:33: – образ последнего в лице Сеннахерима еще так жив был в воспоминании пророка и жителей Иерусалима. – 245 В еврейском тексте от глагола – «прыгать», «скакать», напр. от радости, изумления. В переносном смысле это слово употребляется об окроплении (брызгании кровью, водою, – так в Пятокнижии, ср. Ис.63:3 ). Но едва ли здесь можно перевести (как напр. Вульгата и др. переводы, также, Генгстенберг и др. ученые): «Он окропит многие народы»; потому что мысль об окроплении народов очистительною кровью не встречается еще нигде в книге, – здесь она не соответствует ходу речи: так как не было бы выдержано противопоставление 14 и 15 стихов: «как ужасались», , «так окропит», – естественнее перевести: «так приведет в изумление» или «заставит встать пред Ним» (или собственно: «вскочить»), как в парал. месте 49:7: «цари увидят и встанут». (Ср. греч. ουτω θαυμασονται) –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

– Последнее время: или, точнее, последний час, в смысле последующего неопределенного времени (ср. Ин. 5:25–28 и прим.). Это выражение в Ветхом Завете употреблялось в значении времени или, точнее, периода времени явления Мессии на земле ( Ис. 2:2 ; Мих. 4:1 ; Ос. 3:5 и парал.). Оно перешло и в Новый Завет , сначала для означения определенного уже времени первого явления на земле Богочеловека Иисуса Христа ( Евр. 1:2 ; 1Пет. 1:20 ), а потом для означения второго Его пришествия и будущего века ( Мк. 10:30 ; Лк. 20:34–35 ; Еф. 1:21 ) или же для указания только на одно второе пришествие Христово будущее и явление при конце мира (ср. Иак. 5:3 и прим.; 1Пет. 1:5 и прим.; 2Тим. 3:1 и парал.), и именно в смысле близости сего пришествия. О последних временах, или о последнем часе, в этом смысле прикровенно говорил и Сам Иисус Христос (ср. Мф. 24:42–44, 25:1–12, 29 ; Мк. и Лк. парал.). Эту близость нужно измерять не временным расстоянием второго пришествия Христова от первого, но разуметь в том смысле, что с первым пришествием Христовым началась последняя эпоха домостроительства Божия о спасении рода человеческого, которою должен окончиться мир в настоящем своем виде, когда будет то угодно Богу; но когда именно это будет, ни Христос Сам, ни апостолы не указали точно, только признаки указали, но не вполне определительные. Близко может быть, но когда будет – неизвестно (ср. прим. к Иак. 5:7–9 и парал.).– И как вы слышали и проч.: несколько сокращенную речь для ясности лучше изложить несколько пространнее, и тогда она будет определительнее. Настала последняя эпоха домостроительства человеческого спасения, которая окончится вторым пришествием Иисуса Христа на всеобщий и всемирный суд. Когда именно это будет, точно не открыто; нужно быть бдительными и внимательными, потому что это может быть скоро и внезапно, признаки таковой близости уже есть. Так, например: вы слышали уже от Самого Господа прикровенно, а от нас со слов Его ясно, что пред пришествием Его придет антихрист, страшный враг Его и Церкви Его, и вот теперь видите, что антихристов появилось уже много; это признак, или один из признаков, что последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

не только иудеев, но и язычников, и, следовательно, слово Его, относясь первоначально к иудеям, относится столько же и к язычникам, как слово Господа и язычников. – Вы знаете происходившее и пр.: теперешним слушателям Петра могли быть известны события евангельской истории хотя бы отчасти, по крайней мере, важнейшие, потому что они жили недалеко от главных мест сих событий – в самой Палестине, а молва о делах Христовых наполняла не только Палестину, но и окрестные страны, и потому еще, что они, как расположенные к иудейской вере, могли особенно интересоваться событиями совершившимися тогда в религиозной области иудейства. – Начиная от Галилеи: где начал Господь открытое служение свое в качестве Мессии после своего крещения ( Ин.2:1 и дал.). – Помазал Иисуса: почему Иисус и называется Мессией или Христом, т.е. помазанником (ср. прим. к Мф.1:1 ). Помазал «разумеется по человечеству. Так как Он уничижил Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови ( Евр.2:14 ): то о Нем и говорится, что Он как человек принимает то, что имеет по естеству, как Бог» (Феофил.). Помазание сие совершилось особенно при крещении Иисуса из Назарета, когда Господь и по человечеству своему восприял все дары Св. Духа (см. прим. к Мф.3:13–17 и парал.). – Благотворя и исцеляя и пр.: краткая характеристика деятельности Господа и именно благотворительной. – Бог был с Ним: прикровенно и осторожно говорит апостол о божестве Христовом перед язычниками, чтобы прямо выраженное, оно не подало повода им думать о божестве Господа в смысле языческих представлений о воплощениях богов. Ради немощи слушателей менее говорится о лице Христа, чем должно (ср. Злат.). – И мы свидетели всего и пр.: см. прим. к Деян.1:8 и парал. Как очевидцы, они – свидетели вполне достоверные, и потому Корнилий и собравшиеся у него безо всякого сомнения могут поверить верному из сих свидетелей, теперь проповедующему им. – Убили, повесив на древе: см. прим. к Деян.3:15 ; Деян.5:30 и парал. 40. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Однако Моисей не записал всего, хранившегося до него в Свящ. Предании. Нет в книгах Моисея, например, пророчества Еноха, которое на основании Ветхозаветного Священного Предания записал уже в Новом Завете ап. Иуда ( Иуд. 1:14–16 ) 4 нет указаний на прообразовательное значение ветхозаветных жертв, что находим в послании ап. Павла к Евреям; нет указания на участь ангелов, «не сохранивших своего достоинства», что находим в посланиях ап. Иуды ( Иуд. 1:6,9 ) и ап. Петра ( 2Пет. 2 и 4 ст.), сообщающих об этом на основании Ветхозаветного Священ. Предания; нет имен двух египетских чародеев, противившихся Моисею, каковых на основании Ветхозаветного Священного Предания назвал ап. Павел – это Ианний и Иамерий ( 2Тим. 3:8 ). И нигде в Священном Писании Ветхого Завета не записан спор Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея, что записал ап. Иуда ( Иуд. 1:9 ), на основании Ветхозаветного Священного Предания. Да и не все ветхозаветные священные книги сохранились. Нет, например: «Книга браней Господних» ( Числ. 21:4 ), «Книга Праведного» ( 2Цар. 1:18 ), «Книга дел Соломона» ( 3Цар. 11:41 ), «Книга Царей Израильских» (1 Парал. 9:1), «Летописи Царей Иудейских» ( 4Цар. 20:20 ), «Записи Самуила Провидца, Нафана пророка и Гада Прозорливца» (1 Парал. 29:29) с описанием царствования Давида; «Записи Нафана пророка, пророка Ахии и прозорливца Иоиля» с описанием царствования Соломона (2 Парал. 9:29). Вот почему Моисей повелел хранить передаваемое устно (Второз. 4:9–10; 32–33; 32:6–7). И праведный Иов говорит: «спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их... они научат тебя, скажут тебе, и от сердца своего произнесут слова» (8:8–10). Также и Псалмопевец пишет: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты совершил во дни их, во дни древние» ( Псал. 43:2 ), «что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» ( Псал. 77:3–4 ; орав, прор. Иоиля 1:3). Так, у евреев наряду со Священным Писанием сохранялось и Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

На другой день произошло сражение. Филистимляне обратили в бегство израильтян и убили трех сыновей Саула, в числе их и Ионафана. Саул, будучи очень изранен и не желая живым достаться врагам, пал на свой меч и умер. Жители Иависа Галаадскаго сожгли тело его и сыновей его и кости их похоронили 366 ( 1Цар. 28, 31; 1 Парал. 10). Известие о поражении израильтян и о смерти Саула принес Давиду один амаликитянин. Амаликитянин сказал: «Саул пал на свое копье, а колесницы и всадники неприятельские настигали его. Тогда он сказал мне: убей меня; тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я убил его» 367 . При этом амаликитянин представил Давиду венец с головы Саула и запястье с руки его 368 . Давид велел казнить смертью амаликитянина, как убийцу помазанника Божия, и оплакал Саула и Ионафана в плачевной песне ( 2Цар. 1 ). Давид становится царем и казнит цареубийц (4449 г. от сотворения мира, 1060 год до Рождества Христова) 369 После смерти Саула жители колена Иудина помазали Давида (30-ти лет) царем над собой в Хевроне. Над прочими коленами Израильскими воцарился Иевосфей, сын Саула. Через семь с половиной лет после воцарения Давида в Хевроне, военачальники Иевосфея убили последнего и голову его принесли к Давиду. Давид казнил их за это смертью. После этого старейшины всех колен Израильских пришли к Давиду в Хеврон и помазали его в царя над всем Израильским народом ( 2Цар. 2–5, 1–5; 1 Парал. 11, 12:1–3). Завоевание Иерусалима (4456 год от сотворения мира, 1053 год до Рождества Христова) 370 и перенесение туда ковчега завета. Намерение Давида устроить храм Господу. Попечение Давида о внутреннем благоустройстве царства Воцарившись над всем Израильским народом, Давид пошел с войском к Иерусалиму. Иерусалим со своей крепостью Сионом, стоявшей на скалистой горе, считался тогда неприступным и был во власти иевусеев. Давид завоевал Иерусалим, поселился в крепости Сион, назвал его городом Давидовым и построил в ней для себя кедровый дворец ( 2Цар. 5, 6–16; 1 Парал. 11:4–9; 14:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

протоиерей Николай Попов История Царства Иудейского (4529–4920 год. от сотворения мира, 980–589 год. до Рождества Христова) 444 Краткий обзор истории царства Иудейского Царство Иудейское постоянно имело царей из рода Давида. Но подражали благочестию своего родоначальника Давида только некоторые из них (Аса, Иосафат, Озия, Иоафам, Езекия и Иосия). Большая часть их предана была идолопоклонству и другим беззакониям. Вслед за царями своими и народ иудейский развратился. За это Бог попустил вавилонянам разрушить царство Иудейское и отвести иудеев в плен. Царство Иудейское существовало до начала вавилонского плена, то есть до первого переселения иудеев в Вавилон 373 года, и до разрушения своего – 391 год, по разрушении царства Израильского – 134 года. Ровоам (4529 год от сотворения мира, 980 год до Рождества Христова) Сын Соломона, Ровоам, и народ иудейский в первые три года царствования его были верны истинному Богу. Поэтому священники и левиты переселились из царства Израильского в Иудейское, а благочестивые люди из царства Израильского приходили в Иерусалим, чтобы приносить жертву Господу, и укрепили царство Иудейское. Когда царство Иудейское утвердилось, Ровоам и народ его оставили закон Господень и начали служить идолам на всяком холме высоком, под всяким зеленым деревом. За это Господь оставил их в руки врагов их. Царь египетский Сусаким напал на Иерусалим и взял сокровища храма Господня и дворца царского 445 . Кроме того, Ровоам до конца своей жизни вел войну с Иеровоамом, царем Израильским (Ровоам царствовал 17 лет; 3Цар. 14, 21–31; 2 Парал. 11, 12). Авия. Аса Авия, сын и преемник Ровоама, продолжал войну с Иеровоамом. Господь, ради Давида, даровал ему блистательную победу над Иеровоамом (он царствовал около 3 лет; 3Цар. 15, 1–8; 2 Парал. 13). Сын и преемник Авии, Аса, делал угодное Господу. Он отверг идолов и повелел иудеям исполнять закон Господень. За это Бог благословил его миром, и когда царь египетский, эфиопец Зарай 446 , с миллионом войска напал на него, Бог помог ему с малым войском победить врага. После этого Аса еще ревностнее стал истреблять идолопоклонство в царстве Иудейском, взял с народа клятву служить истинному Богу и определил казнить смертью всех тех, кто не обратится к Богу. Царь израильский Вааса начал войну против Асы, но Аса послал дары сирийскому царю Венададу, и Венадад опустошил северные города Израильского царства. После этого Вааса прекратил войну. (Аса умер на 41 году своего царствования.) После Асы воцарился сын его Иосафат ( 3Цар. 15, 9–24; 2 Парал. 14–16). Иосафат

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

566 Обман другого Пророка не оправдывает сего преслушания ибо первый не мог сомневаться в данном ему повелении да и не должен был искушать духи, аще от Бога суть. 567 Он боялся, конечно, чтобы не унизить нового своего богослужения в глазах народа, когда бы сей приметил его уважение к Пророкам, осуждающим оное. 569 Слова ст. 14. а что и ныне, могут иметь такой смысл, но что будет после погибели дома Иеровоамова? 571 У семидесяти толковников он называется ефеоплянином, там же XIV, 9. но невероятно, чтобы народ столь отдаленный от евреев, и отделенный от них Чермным морем и Египтом, имел случай сделать на них нападение. Известно же, что значит и мадианитянин. 573 2 Парал. XV, 3 и след. Слова Пророка некоторые относят ко временам Судей, но семьдесят толковников и Иосиф принимают их за пророчество. Иудейское их изъяснение пересказывает Иероним: tradunt, hoc LII, annis post eversionem templi impletum, ita ut in his Lll annis нес avis volaverit, nec bestia pertransierit per Ierusalem, et Israel absque spe et omnes gentes in conturbatione. 576 Сей приговор не должен казаться притеснением совестей, 1) потому, что евреи не могли не знать истинного Бога; 2) потому, что уже были с Ним в завете; 3) потому, что в перемене Богослужения на идолослужение искали только удовольствия чувственности. В подобных обстоятельствах правительство всегда может руководствоваться сим примером. Но его нельзя прилагать к тем, которые упорно держатся древних своих заблуждений или удаляются от Церкви по некоторому разномыслию, не отвергаясь Бога, Христа и добродетели. См. Лyku IX, 52 и след. 577 Сие случилось в тридцать шестое лето царства Асина, 2 Парал. XVI, 1, то есть царства Иудина. Ибо Вааса царствовал не более двадцать седьмого лета Асы, 3 Царст. XV, 33. И так сей не имел войны с израильтянами до пятнадцатого лета своего царствования, а до тридцать пятого лета царства, 2 Парал. XV, 19. 579 Имя ее происходит от прежнего владетеля горы, на которой она построена. О сем городе упоминается и прежде сих времен. Иные думают, что сие делается по предварению, но другие заключают из сего, что Амврий только распространил оный.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010