Мак-Мюллен Р., 94, 95, 96. Максим Тирский (ок. 125--185), греческий софист и ритор, известна 41 речь (видимо, лекций), отмеченная эклектическим смешением платонических, перипатетических, стоических, кинических и неопифагорейских идей, возможно тождествен Кассию Максиму, которому Артемидор посвятил первые четыре книги Сонника, 11, 203, 205, 211. Марк Аврелий Антонин (121--180), римский император с 161 г., философ-стоик, автор Размышлений, 47, 54, 59, 65, 102,116, 180. Марру, Анри Иреней, современный французский историк античности и раннего христианства, основное сочинение -- двухтомное исследование Св. Августин и. конец античной культуры, 255. Марсия, адресат Утешения к Марсии Сенеки 180. Менемах (1--11 вв.), адресат Плутарховых Наставления о государственных делах и Об изгнании, видимо был должностным лицом в Сардах (Лидия), 99, 100, 105. Метронакс (I в.), римский учитель философии, лекции которого посещал Сенека, ближе неизвестен, 57. Мусоний Руф Гай (ок. 20-- ок. 80) из Вольсиний, известный римский философ-стоик, писавший по-гречески, учитель Эпиктета, в 65 г. сослан Нероном на о-в Гиару за участие в заговоре, в правление Гальбы (69 г.) вернулся в столицу и открыл школу, свои моральные поучения адресовал различным влиятельным особам и даже императорам, 47, 54, 59, 61,160, 163, 164, 165, 166, 169, 170, 173, 174, 175, 181, 182. 183, 185, 186, 189, 192, 197, 255. Никокл (IV в. до н. э.), царь Кипра с 374 г., ученик Исократа, который адресовал ему две речи о долге государя и о долге подданных, прославился как мягкосердечный правитель и покровитель искусств, 48. Никострат Эфесский, греческий писатель, возможно, онирокритик, упоминаемый Артемидором, ближе неизвестен, 11. Нунан Дж. Т., 183. Овидий Назон Публий (43 г. до н.э. -- ок. 18 г. н. э.), один из крупнейших римских лирических поэтов, автор элегий, Науки любви и др., умер в изгнании, 150, 239. Орибасий (325--403), византийский врач, ученик Зенона Кипрского, автор компилятивного свода текстов античных медиков (т. н. Синагоги) 121, 137, 152,153.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

10.4. Гонение Антиоха Епифана Первым делом он Иерусалимский Храм делает храмом Юпитера Олимпийского, наполнив его мерзостью идолослужения и блуда. Храм Гаризимский тоже становится храмом Юпитера Странноприимца. Этим он не ограничивается; он повелевает истреблять по всей стране священные книги, и каждый, у кого находились такие списки, должен был быть казнен. Повелевает казнить тех, кто будет учить людей закону Божию. Запрещает совершать обрезание; если все-таки оказывается, что младенца обрезали, то убивают младенца, мать и того, кто совершал обрезание, то есть всех, кто в этом участвовал. Как видим, первый удар наносится по священникам и учителям Закона. И, наконец, он устанавливает обязательное для всех жертвоприношение. Для этого по всем городам и селениям разъезжали комиссии, которые устраивали жертвенники, чтобы все в обязательном порядке публично приносили языческие жертвы и вкушали свинину, дабы продемонстрировать свою лояльность властям. Все было сделано с истинно римским размахом и систематичностью. «Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем» (2 Мак. 6:6–7). Даже беглый анализ мер Антиоха Епифана показывает, что он был предтечей всех остальных гонителей. Сколько потом в истории Церкви было гонений, все они устраивались по его сценарию. Правда, Антиох тоже не был изобретателем, его основные идеи были почерпнуты в Риме. Римские власти боялись разных тайных обществ, и многие меры, которые Антиох применял, были заимствованы из римской практики. Тем не менее, его гонение на ветхозаветную церковь стало гонением образцовым. Примеры из истории. По Эдикту, императора Декия (середина третьего века), был назначен определенный день, в который исповедавшие христианство должны были явиться и заявить о том, остаются они христианами или желают возвратиться к римской религии. Приняты были все меры, чтобы наиболее знатные и известные из христиан точно были приведены к жертвенникам для принесения жертв богам. Были случаи, когда жертвы не приносили, но путем сделок приобретали справку о их совершении. Старцу Елеазару предлагали то же самое. Еще пример: в Африканской церкви был диакон Флавиан, которого народ весьма любил. Когда Флавиана привели к жертвеннику, то язычники, не желавшие его смерти, стали его уговаривать во исполнение эдикта принести жертву богам, или сделать вид, что приносит, а потом делать и верить во что хочет. Тем не менее, он отказался. Декий также повелевал истреблять священные книги христиан, Священное Писание, и, конечно же, уничтожать священников.

http://sedmitza.ru/lib/text/431228/

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.    Лупандин И.В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский//Вопросы истории естествознания и техники. – М., 1989. – 2. Майка Ю. Социальное учение католической церкви: Опыт исторического анализа. – Рим; Люблин: Изд–во святого Креста, 1994. С.127–151. Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.53–54, 135–136, 141–143. Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: Два пожхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти//Вестник МГУ. – Философия. – 1980. – 4. Маритен Ж.  Знание и мудрость. – М.: Научный  мир, 1999. С.133–203, 211–237. Марру А.И. Святой Августин и августинианство. – Долгопрудный: Вестком, 1999. С. 174–176.  Марчукова С.М. Естественнонаучные представления в средневековой Европе: Учебное пособие. – СПб.: Европейский дом, 1999. С.112–114. Мещеряков В.Т. Развитие представлений о гармонии в домарксистской и марксистско–ленинской философии. – Л.: Наука, 1981. Миртов Д.П. Аристотель//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.   Миртов Д.П. Схоластика//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.   Можейко М.А. Схоластика//История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000. Мюллер Р. Св. Фома Аквинский//Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997. Натадзе Н.Р. Фома Аквинский против Хайдеггера//Вопросы философии. – М.,  1971. – 6. Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995,  с.319–335. Неретина С.С. Возможности понимания//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. 

http://bogoslov.ru/person/3176926

Итак, пятая заповедь предписывает следующие " особенные должности в отношении к родителям: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им " . " Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно или полезно или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашею склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Которой бе повинуяся Иосифу древеделю " . " Но когда несчастный пример и желания родителей отвлекают (детей) от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела, противные закону, нарушающие мир совести, противные истинному благу и спасению бессмертной души " , когда " родители или начальники требуют чего-либо противного вере или закону Божию, тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам Иудейским: аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога судите. И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало " (Деян. 4, 19). 3) Дети должны питать и покоить родителей во время болезни и старости " . " Когда ваши родители  требуют помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи: соберите последние силы ваши, забудьте свою скорбь для облегчения их скорби, разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери " . 4) " После из смерти так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не противные закону Божию и гражданскому " (2 Мак. 12, 43. 44; Ир. 35, 18. 19; Иоанн Дамаскин слов. о усопш.). " Бог по премудрому и праведному Своему провидению особенно хранит жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей своих на земле, к совершенному же награждению совершенной добродетели дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном " . " Сколь легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, столь тяжек грех непочтения к ним.

http://zavet.ru/deti/filaret.htm

Пора менять коммунистическое мышление на мышление частного предпринимательства. Бизнес делается для получения прибылей» c.49]. Понятно, что такое мышление быстро превращает церковь в бизнес-сообщество, где каждый занят только подсчетом прибыли. Бескорыстие такому мышлению, видимо, не свойственно. Это на Руси ценились бессеребренники. Немудрено, что Тинни рекомендует христианам учиться у... Мак-Дональдса! Таким образом, церковь становится евангелическим супермаркетом, а не Царством Божьим. Последний пример, подтверждающий эту мысль, приводит сам мистер Тинни: «Лидер группы прославления нашей церкви занялась продажей косметики Мэри Кей. Она попросила мою жену, с которой дружит: «Джуди, помоги мне начать бизнес. Ты не могла бы пригласить к себе своих сотрудниц, а я бы показала им косметику Мэри Кей?» Они пришли. И целых четыре часа наносили макияж себе на лицо, а потом смотрелись в зеркало... Это сработало. Две из трех пришедших женщин сделали покупки» c.76]. Вот такое христианство! Добрые христианки-пятидесятницы, абсолютно уверенные в собственной святости и автоматическом попадании в рай (это отражено в протестантской догматике), четыре часа наносили себе макияж и смотрелись в зеркало! А все для того, чтобы продать косметику. Вот уж поистине христианское дело. Автор совсем не задается вопросом, насколько такое занятие совместимо с христианской этикой. Впрочем, кому этика, а кому – косметика. Между прочим, в «Книге Еноха» (2 в. до н.э.; книга  апокрифическая, но отражающая библейские представления) повествуется о демоническом духе по имени Азазель, который научил женщин блудному искусству раскрашивания лица [см. 3, c.25]. Но американским протестанткам нет до этого никакого дела: они раскрашивают свои лица, чтобы в таком виде попасть в Царствие Небесное. Религия бизнеса торжествует…   Литература 1.    Бродский И.А. Форма времени (в 2т.). – Мн.: Эридан, 1992. – Т.1. 2.    Тинни Д. Не бойся начать свой бизнес. – К.: Cbimлa зipka, 2004. 3.    Мифологический словарь. – М.: Советская энцилопедия, 1991.

http://bogoslov.ru/article/4616440

459 Рим. 10:2-»имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». 460 Анатолий, епископ Лаодикейский около 280 г., первым ввел, по свидетельству Евсевия Кесарийского, 19-летний пасхальный цикл. Его «Канон», на который ссылались защитники кельтской Пасхи, представлял собой явную подделку, что и имел в виду Беда. 461 Церкви юга Ирландии приняли римскую Пасху около 633 г. 462 Остров Линдисфарн или Линдисфарне (Lindisfarne) находится в графстве Нортумберленд, недалеко от границы с Шотландией. Видимо, ирландские монахи выбрали его из-за сходства с Ионой; они любили селиться на уединенных островах с суровым климатом. В последующие годы по ирландскому обычаю остров был одновременно монастырем и центром епископства. Его предпочли Эбораку, поскольку резиденция короля Освальда находилась на севере, в Бамборо. Хотя позже епископская кафедра была перенесена в Эборак, Линдисфарн оставался центром церковной жизни в Нортумбрии до IX в., когда он подвергся неоднократным нападениям скандинавов и был полностью разрушен. С XII в. он носит название Холи-Айленд (Святой остров). 463 Остров, который Беда называет Hii, носит в латинских источниках название insula Iona или Iova (англ. Iona). Его прежнее название неизвестно, и, возможно, имя Иона (древнееврейск. «голубь») он получил по ассоциации с латинизированным именем основателя монастыря Колумбы (латинск. «голубь»). Монастырь, существовавший на Ионе с 565 г., оказал большое влияние на культуру не только Ирландии и Англии, но и других стран Европы; он был центром ирландского миссионерского движения VII-VIII вв. В монастыре процветали латинская образованность и искусство книжной миниатюры; по всей видимости, существовало и летописание. Многие богатства Ионы погибли во время нападений скандинавских пиратов в 795, 802 и 806 гг. После этого монахи покинули Иону и основали новую обитель в Келлсе (Ленстер). 464 Согласно Беде, остров Иона был подарен св. Колумбе королем пиктов Бриде после обращения последнего. По ирландской традиции, остров подарил Колумбе его родственник, король Далриады Коналл мак Кумгайл (правил в 558-574 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/440742/

465 Юстин II или Младший- племянник Юстиниана, византийский император в 565 -578 гг. 466 Колумба или Колум Килле (Колумкилл)-один из великих святых ирландской церкви, почитаемый до сих пор. Он родился ок. 520 г. в семье вождя крупного клана, родственника королевской династии О’Нейл. Колумба получил блестящее образование в монастырях Клонард и Гласневин, потом сам основал монастыри в Дерри и Дарроу. Он стал на сторону противников верховного короля Диармайта в битве при Кул-Дремне и был в 563 г. изгнан из Ирландии. Явившись к королю пиктов Бриде, он крестил его, а затем обратил в христианство все королевство пиктов, основав в Шотландии множество церквей и монастырей. Все они вошли в монастырскую «семью» Ионы, которую возглавлял Колумба. Он был горячим защитником кельтской Пасхи и тонзуры. Умер Колумба в 597 г.; сохранилось два его жития, одно из которых написано в конце VII в. известным аббатом Ионы Адамнаном. 467 Южные пикты населяли Фортриу-область, отделенную от северных пиктов Грампианскими горами. В VI-VII вв. эта территория была частично захвачена Нортумбрией. 468 Св. Ниниа или Ниниан жил в V в. и основал монастырь Кандида-Каса (Уитхорн) в Голуэе. Его житие не сохранилось, хотя на нем основана одна англосаксонская поэма VIII в. Слова Беды «как говорят» (ut perhibent) здесь, как и в других местах, означают, что автор не имел письменных свидетельств о том, что он описывал. 469 Латинское Candida Casa; англы назвали это место Уитхорн («Белый рог» или «мыс»). В 731 г., когда Голуэй находился под контролем Нортумбрии, там было основано самостоятельное епископство. Как и сама церковь, оно было уничтожено скандинавами в начале IX в. 470 Бриди (вернее Бриде) мак Мелхон правил пиктами около 557-586 гг. Имя Бриде было традиционным у королей пиктов. 471 Имеется в виду знаменитый монастырь Дарроу в Ленстере. В VII в. там было создано богато иллюстрированное Евангелие (Codex Durmachensis), которое ныне хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. 472 Система церковного управления в Ирландии отличалась от принятой в других странах Европы. Формально епископы были главами церкви, но многие из них не имели своих диоцезов и жили в монастырях или в отшельничестве. Позже, когда моральный дух ирландской церкви упал, появилось много жалоб на недолжный образ жизни этих «бродячих enuckonob»(episcopi vagantes).

http://sedmitza.ru/lib/text/440742/

В тысяче миль позади линии огня генералы руководили преследованием. – Битва выиграна, – прошептал верховный главнокомандующий Феттерер, отрываясь от телевизионного экрана. – Поздравляю, господа. Генералы устало улыбнулись. Они посмотрели друг на друга и испустили радостный вопль. Армагеддон был выигран, и силы Сатаны побеждены. Но на их телевизионных экранах что—то происходило. – Как! Это же… это… – начал генерал Мак—Фи и умолк. Ибо по полю брани между грудами исковерканного, раздробленного металла шествовала Благодать. Генералы молчали. Благодать коснулась изуродованного робота. И роботы зашевелились по всей дымящейся пустыне. Скрученные, обгорелые, оплавленные куски металла обновлялись. И роботы встали на ноги. – Мак-Фи, – прошептал верховный главнокомандующий Феттерер. – Нажмите на что—нибудь – пусть они, что ли, на колени опустятся. Генерал нажал, но дистанционное управление не работало. А роботы уже воспарили к небесам. Их окружали Ангелы Господни, и роботы—танки, роботопехота, автоматические бомбардировщики возносились все выше и выше. – Он берет их заживо в рай! – истерически воскликнул Онгин. – Он берет в рай роботов! – Произошла ошибка, – сказал Феттерер. – Быстрее! Пошлите офицера связи… Нет, мы поедем сами. Мгновенно был подан самолет, и они понеслись к полю битвы. Но было уже поздно: Армагеддон кончился, роботы исчезли, и Господь со Своим воинством удалился восвояси " . Этот фантастический рассказ – хорошее противоядие против огороднических фантазмов " старца Антония " . Бегство, проповедуемое этим апокрифом, предполагает разлучение не только с городскими квартирами, но и с привычно—каноничным укладом церковной жизни . Это бегство от епископов. Любимая мысль " старца Антония " состоит в постоянном напоминании о превосходстве " старцев " над предателями—епископами. " Кто обличал впавшее в арианство, монофизитство и прочие ереси священноначалие? Пустынные монахи—отшельники, старцы по—нашему. Поэтому все было сделано, чтобы вытравить старчество из церковной жизни " (с. 134). Ну, а главный борец с ересью Ария кто был? Разве не святой епископ Афанасий Великий? А против Нестория кто восстал? Разве не святитель Кирилл Александрийский? А ересь монофизитов (как раз рожденную монахом Евтихием и ревностно поддерживаемую египетским монашеством) разве не обличал св. римский папа Лев Великий?

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Сравнительно позднее и чисто дисциплинарное развитие канонического права установило неженатый епископат. Древняя Церковь знала многих женатых епископов. Они упоминаются в 40–м Апостольском правиле. Св. Григорий Нисский, брат св. Василия Великого (IV век), состоял в браке. Женатый епископат был упразднен «новеллой» Юстиниана (VI век), подтвержденной 48–м правилом Трулль–ского (Шестого Вселенского) собора. Собственно говоря, собор не исключает женатых кандидатов в епископы, но требует, чтобы в случае избрания они разошлись с женами: «Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучась с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, находящийся далеко от местопребывания епископа, и да пользуется содержанием от епископа» (правило 48). В наше время развод по общему согласию, ради получения мужем епископского сана, стал, к счастью, редким явлением. 48–е правило Трулльского собора, стоящее в явном противоречии с Писанием («что Бог сочетал, человек да не разлучает»), почти никогда не применяется: современный православный епископат пополняется из среды монашества или вдовых священников. Императорское и соборное законодательство, упраздняющее женатый епископат, было установлено в эпоху, когда не было недостатка в кандидатах из монашества и когда монашество составляло подлинную элиту христианского общества. Взгляд на епископство как на мистический брак с Церковью, требующий полного отказа от мирских забот, также способствовал изменению древнецерко " вной практики. Было бы ошибочно думать, однако, что допущение женатых священников к епископскому званию обеспечило бы само по себе лучший выбор кандидатов в епископы. Печальный опыт русского «обновленчества» в двадцатых и тридцатых годах показал обратное и, видимо, надолго скомпрометировал саму идею подобной реформы в Православии. Во всяком случае, только новый Вселенский собор мог бы внести соответствующую поправку в наше современное каноническое право. Каковы бы ни были пастырские и дисциплинарные ограничения, наложенные Церковью в отношении брака священнослужителей, общий смысл православного учения о браке остается неизменным: брак благословлен Богом и вполне совместим с пастырским служением в Церкви. Ган–грский собор (правила 4 и 13) решительно осуждает тех, кто презирал бы женатых клириков.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17). Всем памятны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10). Этическое значение трудовых процессов постоянно подчеркивали отцы и учители Церкви. Так, Климент Александрийский называл труд «школой общественной справедливости». Святитель Василий Великий утверждал, что «намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам». А святой Иоанн Златоуст призывал считать «бесчестием не работу, но праздность». Пример трудового подвижничества явили иноки многих монастырей. Их хозяйственная деятельность во многом была образцом для подражания, а основатели крупнейших иноческих обителей имели, наряду с высочайшим духовным авторитетом, и славу великих тружеников. Широко известны примеры усердного труда преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и других русских подвижников. VI.5. Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей ; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3–9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42–48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45–48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1-16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом. VI.6. Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?..

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010