Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей... Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его,- утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом… А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс 68. 4-5, 21-22, 30; ср.: Пс 21. 7-9; 41. 11; 87. 2-10). У мн. пророков предсказываются конкретные кенотические события в жизни Мессии: «...тростью будут бить по ланите судью Израилева» (Мих 5. 1); «...отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище,- высокая цена, в какую они оценили Меня!» (Зах 11. 12-13). Кроме прямых пророчеств ряд исторических событий в ВЗ прообразуют буд. уничижение, страдания и искупительную смерть Мессии: убийство Авеля (Быт 4. 8), жертвоприношение Исаака (Быт 22. 1-18), продажа в рабство Иосифа (Быт 37. 28), жертвенное заклание чистых и непорочных агнцев, страдания праведника Иова и др. Новозаветные свидетельства о К. В НЗ формы глагола κενω используются 5 раз (Рим 4. 14; 1 Кор 1. 17; 9. 15; 2 Кор 9. 3; Флп 2. 7), но именно цитата Флп 2. 7 является ключевой для понимания христ. учения о К. Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Преображение Господне. Икона. Кон. XVII в. (ГРМ) Новозаветные свидетельства о К. Христа согласуются с предсказаниями ветхозаветных пророков. Согласно Евангелию , божественное достоинство Иисуса Христа было сокрыто под образом страждущего человека, а вся Его земная жизнь являлась смирением и чередой страданий: Он родился в пещере для скота, потому что для Его Матери, ожидавшей рождения Богомладенца, не нашлось места в гостинице в Вифлееме (Лк 2. 5-7); вырос в бедной семье плотника в послушании у родителей (Лк 2. 51); принял крещение от св. Иоанна Предтечи , желая совершить определенное Богом (Мф 3. 14-15); не имел земного богатства и славы и, совершая служение ради людей, «не имел, где преклонить главу» (Лк 9. 58; ср.: 2 Кор 8. 9); творя чудеса для других, не пользовался божественной силой для Себя (Мф 26.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

В Большом Требнике (гл. 75), в Требнике в 2-х частях (гл. 16) и в Иерейском молитвослове есть еще особый чин на разлучение души от тела, когда человек долго страдает перед смертью. Последование этого чина сходно с вышеуказанным последованием канона при разлучении души от тела.   ПОГРЕБЕНИЕ УМЕРШИХ   Смертный час и погребение, как последний долг живых умершему, сопровождались особыми религиозными обрядами у всех народов. Эти обряды у одних народов дохристианского мира имели высоко-поэтический отрадный характер, у других же, напротив, — более мрачный, что зависело от основных религиозных верований и различных представлений о смерти и загробной жизни. Погребальные обряды у христиан имеют свое начало, с одной стороны, в обрядах погребения древних иудеев и в обрядах погребения Иисуса Христа, а с другой стороны, они возникли в самом христианстве и служили выражением христианского учения о земной жизни, смерти и будущей жизни. Иудеи закрывали глаза умершему и лобызали его труп (Быт. 50, 1), обмывали, обвивали полотном, а лицо покрывали отдельным куском холста (Мф. 27, 59; Ин. 11, 44), клали в гроб, умащали драгоценным елеем и обкладывали благовонными травами (Ин. 19, 34), и предавали земле. Соответственно иудейским обычаям, пречистое тело Спасителя, снятое со Креста, было обвито чистой белой плащаницей, а голова повязана платом, умащено ароматами и было положено во гробе. Кроме того, на развитие погребальных обрядов в христианстве имели влияние христианские воззрения на жизнь и смерть. По христианскому учению, земная наша жизнь есть странствование и путь к Небесному Отечеству; смерть есть сон, после которого умершие восстанут для вечной жизни в обновленном духовном теле (1 Кор. 15, 51—52); день смерти есть день рождения для новой, лучшей, блаженной и вечной жизни. Тело усопшего собрата есть храм Духа Святого и сосуд бессмертной души, который, подобно зерну, хотя возвращается в землю, но после воскресения облечется в нетление и бессмертие (1 Кор. 15, 53). Соответственно таким отрадным христианским воззрениям, погребение умерших в самые первые времена христианства получило особый, собственно христианский характер.

http://pravoslavie.ru/2305.html

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые? — Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность. — Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин , и даже наши родные и друзья? — Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде. — А какие у людей будут тела? — Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто… Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Вячеслав 22 ноября 2020, 01:01 Светлане. Не понятно, о какой прелести вы пишите и обращаетесь к комментаторам ниже или автору, поэтому прокомментирую. 1) Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину, она ведёт человека к погибели. Но разве есть что-то ложное в написанном и ведёт к плохому? Совсем наоборот. Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7:20). А какие плоды? Плод самого отца Даниила и его наследия, наверное, уже тысячи восставленных к угождению Богу от расслабления, множество наученных вере, множество миссионеров, возвещающих неповрежденное слово Божие (2 Кор. 2:17) и обращенных ими из многочисленных прелестей и заблуждений. послушник Евгений С. 21 ноября 2020, 22:11 Светлая память угоднику Божию. Как же полезно бы было для Церкви нашей и христиан, если бы поскорее канонизировали отца Даниила. Дарья 21 ноября 2020, 15:40 Дело его жизни живо...как и он сам, только там... Как вдохновляют его труды, труды человека веры...и дел! Светлана 21 ноября 2020, 10:29 Я думаю, что если верующему человеку что то показалось, если он знает о прелести бесовской, то непременно нужно исповедать на исповеди что показалось. Господь управит. Что то в себе держать, сохранять здесь не надо. А о каких то неизвестных нам чудесах надо сказать священнику. Мы немощные, мы не можем распознать дел Божиих, мы не отцы преподобные. Александр 20 ноября 2020, 15:46 Слушая проповеди отца Даниила, уже несколько раз чудесным образом приходилось слышать от него упоминание и цитаты некоторых подвижников именно в дни их памяти Марина 20 ноября 2020, 09:51 О. Даниил,уже после смерти, помог мне. Тогда я ещё ничего о нем и не знала. В очень трудную минуту жизни, мне прислали ссылку на фильм об о. Данииле. Это необыкновенным образом все изменило внутри. Тем более, что сама занимаюсь темой мученика за Христа. Я так ясно ощущала помощь и поддержку о. Даниила. Он мне стал очень близким по духу. Потом открыла для себя его книги. Однажды приехав в Москву и посетив его могилку, неожиданно получила ещё одно благословение. Так четко и ясно это было показано. Слава Богу за все! О. Даниил молится у Божия престола за нас - не сомневаюсь. Царство Небесное дорогому батюшке.

http://pravoslavie.ru/135458.html

Папирусы – самая молодая по времени поступления в научный оборот группа источников; у Грегори (Texmkrimik) описано только 14. Выделяются по материалу, на котором написаны. Для обозначения этой группы Грегори ввел готическую букву с цифровым индексом в верхнем регистре. Индекс соответствует очередности поступления рукописи в научный оборот. Большая часть папирусов обнаружена при раскопках в Египте, где сохранилась в песке благодаря сухости воздуха; возможно, не все они имеют местное происхождение. Папирусы датируются II–VII вв., написаны уставным (маюскульным) письмом. Папирусы 12, 13, 18 и 22 (все III–IV вв.) представляют собою остатки свитков, все прочие – остатки кодексов. Даже при фрагментарной сохранности двустороннее письмо позволяет считать, что фрагмент принадлежал кодексу. Нет ни одной папирусной книги, сохранившейся в полном объеме. Дошедшие фрагменты покрывают практически весь текст НЗ, за исключением 1–2 Тим; в 22 папирусах представлен Ин, в 18 – Мф. Самые ценные папирусы находятся в собраниях Дублина (Chester Beatty Library, в которой хранится коллекция филантропа сэра Альфреда Честер Битти, 1875–1968) и Женевы (Cologny, Bibliotheque Bodmer, по имени коллекционера Мартина Бодмера, 1899–1971). 45, III в., 30 л., фрагменты четырех Евангелий и Деяний; 46, ок. 200 г., 86 л., фрагменты посланий ап. Павла в следующем порядке: Рим, Евр, 1–2 Кор, Еф, Гал, Флп, Кол, 1–2 Фес; 47, III в., 10 л., фрагменты Откровения; 52, ок. 125 г., фрагмент, содержащий Ин 18.31–33, 37–38 ; 66, до 200 г., 52 л., содержит почти полный текст 15 глав Ин и несколько фрагментов следующих глав; 72, нач. IV в., 36 л., послания 1–2 Пет, Иуд; 75, между 175 и 225 гг., 51 л., Лк и Ин с незначительными лакунами. Число папирусов II–haч. IV вв. превышает 40. Их значение заключается в том, что они являются самыми ранними источниками новозаветного текста: 52, например, отделен от времени написания Евангелия от Иоанна всего тремя десятилетиями. Папирусы представляют состояние текста в III в. и, по мысли исследователей, позволяют реконструировать историю текста в этот ранний период. Исключительное текстовое сходство 75 с Ватиканским кодексом подтверждает теорию Хорта о высокой ценности «нейтрального текста» для реконструкции оригинала (см. ниже, с. 59–66) и создает основу для принятия некоторых чтений в изданиях Nestle-Aland26 и Nestle-Aland27. Однако в целом текст папирусов неустойчив, содержит немало индивидуальных вариантов и отражает этап первоначального распространения христианства. Большинство папирусов опубликовано. Исключительно на базе папирусов осуществлены издания Соборных посланий, посланий апостола Павла и Евангелия от Матфея. 11 В целом папирусы дают картину, согласную с результатами текстологической работы XIX-XX вв. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Да! Он (Сын Божий) и сделался Истинным Человеком, чтобы в Своем истинном человечестве научить нас истинной жизни. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет.2,21) Христос и «возвел их на гору высокую одних», т. е. немногих; ибо тогда, возможно, только они: Петр, Иаков и Иоанн, видели и исповедовали в Нем и Истинного Бога и Истинного Человека в едину ипостась, видели в Нем Богочеловека. И далее мы читаем:   «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17,2).   Евфимий Зигабен так истолковал сие чудо: ««Преобразился» так, что тело осталось, конечно, при своей собственной фигуре, но в нем отчасти открылось Божественное сияние и осветило лицо Его, и вид Его переменился на еще более Богоподобный. Преобразился пред ними, чтобы они, видя, как Он преобразился, не считали Его другим, и чтобы узнали, как легко Он может делать то, чего желает. «Просияло лице Его как солнце», т. е. так показалось им. Сияние это было сильнее солнца, какое-то Божественное и неизреченное. «Ризы же Его сделались белыми, как свет», так как сияние это разлилось и на них». Здесь Зигабен обращает внимание на то, что, преобразившись, Господь, Иисус Христос остается узнаваемым. Таким образом, нам показывается, что и мы, пройдя чрез воскресение из мертвых, хотя и изменимся, но сохраним индивидуальные особенности. Сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3,2); и еще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор.15,51-52). Т. е. в Своем Преображении, объятый Божеством, Он оставался все тем же Истинным Человеком из Назарета (Бог и Человек, в ипостась Едину). Но все же главная причина Преображения Господня в другом… В Кондаке праздника, глас 8-й мы находим следующие слова: « На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное… ».

http://radonezh.ru/analytics/o-preobrazh...

Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое. Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке. Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1-19, десятков, сотен, тысяч. Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы. Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями: Примечания [ 1 ] Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь Иисус Христос как Спаситель людей есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: " …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " ( Ин. 14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет " Бог все во всем " ( 1 Кор. 15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но емко: " Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём " ( Лк. 2:40 ). Отрок " Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков " ( Лк. 2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренно-мудреным послушанием родителям ( Лк. 2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк. 2:41-46 ) - явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк. 2:46 ) - почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, - указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк. 2:46-47 ).

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

В данной цитате из 2 Кор. у Антиоха Монаха стоит (открываемся) вместо ( открыты , явлены). 41 Букв.: уменьшить, сжать. 42 Молитва на повечерии. 43 То есть язычником. 44 Свт. Григорию Чудотворцу во время размышления об истинах веры по велению Божией Матери явился святой апостол Иоанн Богослов и объяснил ему суть богословского учения. См.: Свт. Григорий Нисский. О жизни святого Григория Чудотворца//PG. 46. Col. 1912—1913. 45 То есть для этих людей, не обладавших истинной верой, данные их подвиги остались тщетными для их спасения. 46 То есть в эпоху от сотворения человека и до окончания Ветхого Завета. 47 Пс. — Климент Римский. Письма о девстве. II, 2. 48 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 15. 49 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 8, 8. 50 В церковнославянском переводе Священного Писания и в тексте 70-ти: отстави ярость от сердца твоего (Еккл. 11:10). 51 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9//PG. T. 79. Col. 1145—1164. 52 Евагрий Понтийский. О молитве. 12. 53 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 10//PG. T. 79. Col. 1156. 54 Там же. 9//PG. T. 79. Col. 1153. 55 Радостью для диавола преп. Иоанн Пророк именует отчаяние — крайнюю степень печали ( Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк . Вопросоответ 168 по рус. изд.). 56 То есть сердце, которое на греческом языке женского рода. 57 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 11//PG. T. 79. Col. 1156. 58 «Пастырь Ерма». Заповеди. 10, 2. 59 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 13—14//PG. T. 79. Col. 1157—1160. 60 Там же. 13//PG. T. 79. Col. 1160. 61 Термин из «Ареопагитиков» (см.: О небесной иерархии. 1, 1; 4, 4; О Божественных именах. 1, 3). 62 То есть с теми, кто одержим этими злыми навыкам. 63 В синодальном тексте: третий. 64 В синодальном переводе и в греческом тексте: устами своими. 65 Букв .: натирающему маслом. 66 Данное слово было бы точнее перевести как «любопытствуют». 67 В действительности — Малахия. 68 То есть хороший бегун, скороход. 69 То есть в Персию в 614 году, после взятия Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Но не только это. Интуиция, что Господь должен прийти в ближайшее время, жила и среди первых христиан. И апостол Павел в 1-м Послании к Фессалоникийцам говорит о том, что «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор 15:51). То есть он ждет, что кто-то, может быть, умрет, а кто-то и дождется Второго пришествия. Но вот уже умерло чуть ли не все поколение свидетелей жизни самого Христа, парусия — Второе пришествие — таким образом, откладывается. «На что же мне надеяться? Как же нам дальше жить?» — вопрошают друзья, слушатели Луки. И апостол Лука пишет свой труд — для того чтобы показать нам: Бог никуда не ушел, Он продолжает присутствовать в своей Церкви. Лука предлагает трехчастную концепцию истории: было время Ветхого Завета , когда люди спасались через Закон, было время, когда с нами был Спаситель, и, наконец, наступает время Духа, когда Бог присутствует в Духе Своем невидимым образом, среди своей Церкви. Апостол хочет показать: все, что происходило в служении самого Господа Иисуса, происходит в служении Его учеников. В начале своего Евангелия он пишет про Богородицу — и в начале Книги Деяний он упоминает о Ней. В начале Евангелия идет разговор о Духе Святом, Который сходит на Богородицу для того, чтобы Она зачала, — и в начале Книги Деяний мы тоже видим этот разговор о Духе. Мы можем увидеть совпадение и в плане чудес, и в плане страданий. Например, страдание самого Господа имеет полную параллель в страданиях Стефана. Апостол Лука показывает, что Иисус никуда не исчез, Он живет в Своей Церкви. Просто нужно иметь глаза, чтобы это увидеть. Путешествие на край земли Апостол Лука Евангелист. Икона, 1350–1360 гг., деисусный чин иконостаса Афонского Ватопедского монастыря Два стиха — 7-й и 8-й стихи первой главы — фактически задают тон всей книге. Когда ученики спрашивают Иисуса: «Не в это ли время Ты, Господи, восстановляешь Царство Израилю?», Он отвечает им: «Не ваше время знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой.

http://blog.predanie.ru/article/chitaem-...

26, 51.52), когда Царь мира показал пример рабского смирения перед людьми, ослепшими от своей неправоты. Но вопреки лжи, измене и обману Христос воскрес, восстал от мертвых на третий день после Своей крестной смерти, показав, что ни тление, ни смерть, ни тем менее грех совершенно не властны над Ним. Кто из смертных существ не стремится продлить себе свою жизнь? Птицы, звери и даже совершенно неразумные твари имеют тончайший инстинкт самосохранения. Но для таких разумных существ, как люди, жизнь тела без жизни духа бессмысленна или даже вредна и опасна. Горе тому сознанию, которое определяет материя. И счастье для той материи, которая формируется под контролем одухотворенного сознания. Христос воскрес, что открывает врата вечности для человеческой души, с которой после Страшного Суда, имеющего произойти в конце времен, воссоединится и преображенное тело. Человек, появившись в тот или иной момент времени, в любом случае вечен, но пред ним – согласно его собственному свободному выбору (не на уровне простых безответственных слов, а через всю свою жизнь «делом, словом, помышлением») – открываются две вечности: вечность с Богом и вечность без Бога, или вечность зла, которое в древности философски осмысляли как отсутствие добра. Таким образом, Пасха – это максимальное торжество жизни над смертью, истины над ложью, добра над злом. Это не только воспоминание о том воскресении, которое произошло в один неповторимый момент в первой половине I века, перевернув всю человеческую историю. Это реальная актуализация этого воскресения Господа, как в жизни Церкви, Его Тела, так и в жизни каждого православного христианина, согласно одному из ключевых тезисов о воскресении апостола Павла: « Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 21-22). « Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Это означает, что вечность начинается здесь во времени, что небо обретается на земле, что то продление жизни, ради которого любой миллионер не только отдаст свои миллионы, но еще и возьмет взаймы, оказывается достижимым подвигом самотверженной и преданной любви к Богу и ближнему и путем строжайшего внутреннего отношения к самому себе, которое в православной традиции называется аскезой или подвижничеством.

http://bogoslov.ru/article/2544854

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010