Когда я это прочитал, я всполошился. Я не был уверен, что понял брата Эвери — я и сейчас в этом не уверен, — но я почувствовал, что некоторым читателям может показаться, будто тонкий вкус — одно из непременных свойств истинного христианина и люди, его лишенные, дальше от спасения, чем изысканные ценители. Под влиянием минуты я бросился в противоположную сторону. Я обрадовался и возгордился, что во мне поубавилось изысканности. Когда-то мне мешало прийти в церковь и качество гимнов, которые там пели. Теперь я почувствовал к этим гимнам благодарность . Я был рад, что приходится оставить на пороге церкви нашу драгоценную тонкость вкуса, рад, что больше мне нельзя смешивать душевное и духовное. Мы особенно горды, когда услаждаемся смирением. Надеюсь, брат Эвери не подумает, что я и сейчас в таком состоянии и так понимаю его слова. Однако проблема остается. Вряд ли кто-нибудь считает всерьез, что тонкий вкус — залог спасения. И все же какова его ценность? Как соотносится культура со спасением? Вопрос этот не нов, но насущным он стал для меня только теперь. Конечно, я первым делом обратился к Новому Завету. Я увидел, что самые высокие естественные ценности разрешены нам лишь до тех пор, пока они не мешают служить Богу. Если же мешают, приходится жертвовать и глазом, органом чувств (Мф. 5:29), и полом (Мф. 19:12). Отсюда я вывел, что жизнь урезанная, убогая по мирскому счету никак не препятствует спасению, более того — ведет к нему. Еще сильнее на меня подействовали слова о ненависти к отцу и матери (Лк. 14:26) и то, что Спаситель явно ставит невысоко даже Свою естественную связь с Божьей Матерью (Мф. 12:48). Я считал несомненным, что для всякого нормального человека важнее быть хорошим сыном, чем хорошим критиком, и что слова о естественной привязанности тем более относятся к культуре. Хуже всего оказался текст из Послания к Филиппийцам (3:8–9), где праведность по иудейскому закону названа сором; а уж она-то, казалось бы, важнее для духовной жизни, чем культура. Кроме того, я нашел немало предостережений, возбраняющих нам какое бы то ни было превосходство. Мы должны стать как дети (Мф. 18:3), не называться учителями (Мф. 23:8), бояться, чтобы все люди говорили о нас хорошо (Лк. 6:26). Апостол напоминает нам (1 Кор. 1:26), что среди призванных не много «мудрых в веке сем» (мне кажется, это именно интеллектуалы), и говорит, что мы должны стать дураками в глазах мира, прежде чем обретем истинную мудрость (1 Кор. 3:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Молитесь же, — сказано, — так: Отче наш, сущий на небесах! Человек новый, возрожденный и восстановленный своим Богом, по Его благодати, прежде всего говорит: Отче, потому, что сделался сыном Его. Пришел, — сказано, — к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 11-12). Итак, кто уверовал во имя Его и сделался сыном Божиим, и начинать должен с того, чтобы принести благодарение и исповедать себя сыном Божиим, назвав Отцом Бога; должен с самого начала своего возрождения свидетельствовать словами, что он отказался от земного и плотского отца и стал знать и иметь одного Отца, Который на небесах, по Писанию: говорит об отце своем и матери своей: « я на них не смотрю» , и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают (Втор 33, 9). И Господь в Евангелии Своем заповедует нам не называть отца на земле, потому что у нас один Отец на небесах (Мф 23:9). Также ученику, который упомянул об умершем отце, Господь сказал в ответ: предоставь мертвым погребать своих мертвецов . (Мф 8, 22). Тот сказал, что отец его умер, тогда как отец верующих жив. О, какое к нам снисхождение, какое обилие благоволения и благости Господа, когда Он дозволил нам при совершении молитвы перед лицом Божиим называть Бога Отцом, а себя именовать сынами Божиими так же, как и Христос есть Сын Божий! Никто из нас не дерзнул бы употребить это имя в молитве, если бы Он Сам не позволил нам так молиться. Называя же Бога Отцом, мы должны помнить и знать, возлюбленнейшие братья, что нам надлежит и поступать как сынам Божиим, чтобы как мы сами радуемся о Боге Отце, так и Он радовался о нас. Будем пребывать, как храмы Божии, дабы видно было, что в нас обитает Бог. Да не будут действия наши недостойны духа: начав быть небесными и духовными, будем помышлять и делать только духовное и небесное, имея в виду сказанное Богом:  Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. (1 Цар 2:30) — и написанное блаженным апостолом в Послании его:  вы не свои. Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших (1 Кор 6:19-20)

http://bible.predanie.ru/otche-nash-sush...

2, 19). Итак, не глава растет, которая одна и та же от начала, но тело растет из главы. Возвратимся к предмету. Написано о Господе и Его теле, и умом нужно решить, что к чему относится: ангелом своим заповесть о тебе (mandavit, заповедалъ) сохранити тя во всех путех твоих: на руках возмут тя, да не… преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на мя упова… избавлю и, покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне (invocavit me, призвал меня) и услышу его, с ним есмь в скорби и изму его и прославлю его. Долготою дней исполню его и явлю ему спасение мое (Псал. 90, 11–16). Ужели Бог являет спасение Свое Тому, слугами Котораго Он заповедал быть ангелам, а не Его телу Еще: яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою (Псал. 60, 1. 10). Одному телу приписываются оба пола, об одном теле говорится как о теле жениха и невесты. Но умом познаем, чтó относится к Господу, и чтó к Церкви. То же самое говорит Господь и в Апокалипсисе: глас жениха и невесты  (Апок. 18, 23). Еще: изыдоша в сретение жениху (и невесте) (Матф. 25, 1). И еще чрез Исаию возвещается, причем дело ума решить, чтó соответствует главе и чтó телу: сице глаголет Господь Бог помазанному моему Киру , его же удержах за десницу, повинути пред ним языки (Ис. 45, 1). Но то, чтó говорится далее, может относиться только к телу: И дам ти сокровища… сокровенная (и) невидимая отверзу тебе, да увеси, яко аз Господь… прозывая имя твое, Бог Израилев, ради раба моего Иакова, и Израиля избраннаго моего (Ис. 45, 3). Ибо вследствие завета, который Он поставил отцам, для познания Его, Бог открывает телу Христову сокровища невидимыя, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9), и не на сердце ожесточенному человеку, который не принадлежит к телу Христову, но именно Церкви, которой Бог открыл то чрез Святаго Духа, хотя, впрочем, это зависит от благодати Божией. Иногда, однако, при помощи разсуждения, дело уясняется легче (а иногда труднее).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Но царями мы можем быть еще и иначе, именно — если будем обуздывать неуместные помыслы. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник Архиепископ Никифор Феотокис Блаженный Феофилакт Болгарский   Архиепископ Никифор Феотокис Второе послание к Коринфянам написал Апостол Павел, обретаясь в Македонии: послал же его к ним чрез Апостолов, Тита и Луку. Он написал его тогда, когда Тит, возвратившись к нему из Коринфа, возрадовал его, объявив ему извинение, приносимое Коринфянами, их раскаяние, послушание, ревность, открыв коликую они любовь к нему имели, коликое благоприятство и страннолюбие ему оказали. Цель же сего послания есть во-первых та, чтобы оправдаться ему в том, что он не пришел в Коринф, как обещал в первом своем послании к ним (2 Кор 1:23, 2 Кор 2:1; 1 Кор 16:5): во-вторых, чтобы возродить в них любовь к тому грешнику, которого он в первом послании предал сатане (1 Кор 5:5; 2 Кор 2:8): в-третьих, чтобы объяснить им ту радость, какую произвело в нем исправление их и прием Тита (2 Кор 7:7): в-четвертых, дабы побудить их к собранию милостыни для братий, находящихся в Иерусалиме (2 Кор 9:1): в-пятых, чтобы обличить тех лжеапостолов, которые старались опорочить веру их и хулили его самого. Почему он и был принужден описывать преславные свои деяния и Божественные откровения, и видения ему бывшие. Послание сие содержит в себе много Божественных предметов: в нем каждое речение исполнено небесных мыслей, руководствующих к вечному спасению. Таковы суть ныне чтенные слова из послания. Поелику же они требуют объяснения, то я предлагаю вам теперь оное, да сим вы будете руководимы, и ум возвысивши на небо, потечете неленостно по пути спасения. Прежде сказал: «слово наше» или Евангельская проповедь, «не бысть ей и ни» (2 Кор 1:18): то есть, мы не учили иногда тому, а иногда другому, но всегда одному и тому же. Ибо Божий Сын, иже у вас нами проповеданный, то есть Сын Божий, которого мы проповедали вам, «не бысть ей и ни, но в нем самом ей бысть Богу к славе нами» (2 Кор 1:19–20).

http://bible.predanie.ru/nedelya-14-aya-...

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.)-очень любимый Лютером древнеримский поэт. …ставит необходимость над людьми и обстоятельствами…-примером этому служат следующие строки (пер. С. Ошерова): День последний пришел, неминуемый срок наступает Царству дарданскому!… (Энеида, П, 324) Отрок несчастный,- увы! - если рок суровый ты сломишь. (Энеида, VI, 883) Пусть Лавинии рок, предназначивший деву пришельцу. (Энеида, VII, 314) Каждому свой положен предел. Безвозвратно и кратко Время жизни людской…(Энеида, X, 465) …Если б Мог быть Пергам десницей спасен - то десницей моею. (Энеида, II, 291) См.: Рим., 1, 21. Рим., 3, 4. Там же, 4, 21. 2 Тим., 2, 19. Тит., 1, 2. Евр., 2, 6. Иак., 2, 10. Плач, 4, 1. См.: Кол., 2, 9. Пс., 29/30, 4; 85/86, 13. …покаяние (satisfactio) …-кроме обычного смысла, это слово еще означает определенную компенсацию за совершенный грех, дарение, добрые дела, которые якобы возмещали, искупали вину и вели к спасению. Иезек., 13,19. См.: Рим., 13, 4. Иез., 22, 27. См.: 1 Кор., 6, 12; 10, 23. …из марпесского мрамора…- марпесский мрамор назван по горе Марпесс, из которой его добывали в Греции на о-ве Парос. Ср.: Эноида, VI, 471. Мф., 16, 26. Там же, 10, 34. Лк., 12, 49. 2 Кор., 6, 5. Пс., 2/1, 1 сл. См.: Деян., 17, 6. См.: 3 Цар„ 18, 17. Согласно библейскому повествованию, Ахав -седьмой израильский царь, жена которого, Изавель, ввела в Израиле служение чуждым богам Ваалу и Астарте. Несмотря на все предупреждения и милости божьи, Ахав продолжал жить в грехе. Мф., 24, 6. См.: 2 Цар., 22, 43. См.: Мф., 16, 26. …немало наших книг.- «О Вавилонском пленении церкви» (1520); «О свободе христианина» (1520); «О монашеских обетах» (1521). В этих сочинениях Лютер выдвигал новый церковный идеал: свободу от внешних церковных предписаний, единство внутреннего человека с богом, признание всего только двух таинств -крещения и причащения; добрые дела понимались как следствие веры в Христа, а не как самостоятельный путь к спасению. Мф., 12, 30. См.: Мих., 7, 4. См.: Гал., 5, 13.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Слово о Кресте Апостол на Литургии в праздник Воздвижения Креста (1 Кор. 1, 1824) Церковнославянский перевод [ Примечание ]   Бpa1mie, 18  сл0во кре1стное погиба1ющымъ u3бw ю3ро1дство а3 спаса1емымъ на1мъ си1ла 19  Пи1сано бо погублю2 премудрость премудрыхъ, и3 ра1зумъ разумныхъ тве1ргу. 20  премУдръ; кни1жникъ; совопро1сникъ вёка cerw2; не w3бyu1 ли бг7ъ премудрость мjpa cerw2; 21  Поне1же бо въ премудрости не мjpъ бг7а, бл7гоизво1лилъ бг7ъ буйствомъ про1повэди спасти2 вёрующихъ. 22  Поне1же и3 npo1czmъ и3 премудрости и4щутъ: 23  Мы2 же проповёдуемъ хрста2 pa1cnzma, собла1знъ, же 24  Самёмъ же зва6ннымъ, же и3 хрста2, си1лу и премудрость. Синодальный перевод Братия, 18 слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. 19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. 20 Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Перевод епископа Кассиана Братия, 18 слово о кресте для погибающих есть безумие, для нас же, спасаемых, есть сила Божия. 19 Ибо написано: Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. 20 Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира в безумие? 21 Ведь поскольку мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, - благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих. 22 Ибо и Иудеи требуют знамений, и Еллины ищут мудрости, 23 мы же проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для язычников безумие, 24 для самих же призванных, как Иудеев, так и Еллинов, Христа - Божию силу и Божию премудрость.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

     — Когда благодать пребывает с нами? — спросил один верующий отца Клеопу. А он ответил: — Пока мы живы. Но только если ищем ее. А если не ищем ее, поскольку умерли душой, то ее нет больше с нами. — Как мы можем стяжать благодать Божию? — Благодать Божию мы получаем в крещении и сохраняем ее в себе благодаря святым таинствам и всем добрым делам. То есть посредством поста, молитвы, исповеди, причащения, чтения священных книг, бдения, милостыни, смирения, рождения и воспитания детей в страхе Божием и прочего. Благодать приходит к нам, но она не ломится в закрытые двери Благодать приходит к нам, но она не ломится в закрытые двери. Бог не выламывает ничьих дверей сердца, чтобы войти. Ты слышал, что Он говорит в Апокалипсисе? «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь», Я и Отец Мой «придем к нему и обитель у него сотворим» (Откр. 3, 20; Ин. 14, 23)… Благодать приходит только тогда, когда мы открываем ей дверь сердца. Она стучится в дверь, а если мы окаменели и не усиливаемся творить волю Божию, благодать не входит насильно. Потому что Бог дал человеку самовластное произволение — принимать благодать или нет. Благодать не приходит насильно к нам. Нет! Ибо вот что говорит Дух Святой: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят это» (Ис. 1, 19–20). Послушай, что еще говорит Писание: «Он [Бог] от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его» (Сир. 15, 14). И снова говорит оно в Псалтири: «Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5, 13). Благодать наводит тебя на мысль: «Постись, человек, молись, храни ум свой, твори милостыню, ходи в храм, брось и возненавидь грех, исповедуйся чисто!» Вот что тебе нужно делать. Благодать подает тебе мысль. И если хочешь — ты слушаешь ее, а если нет — Бог насильно не спасает никого. Ибо тогда уже не было бы ни ада, ни рая, если бы добродетель мы совершали, принуждаемые к тому силой Божией. Но человек все делает добровольно. Ибо еще говорит Дух Святой: «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 7).

http://pravoslavie.ru/99978.html

198 Еще в 303 г. Эльвирский собор западной церкви запретил епископам, священникам и диаконам жить в браке; позже это решение подтверждалось всеми соборами. 199 Деян. 4:35-»каждому давалось, кто в чем имел нужду». 200 Лк. 11:41. 201 В ранних рукописях «Ответов» фраза выглядит гораздо выразительнее:»ет haec quasi in vasculo collecta, apud Anglorum mensam in consuetudine depone» (собери все это как бы в один горшок и поставь на стол англам для их пропитания). 202 В ранних рукописях писем вместо vanis (тщета) стоит damnis (пеня). 203 Лев. 18:7. 204 Мф. 19:5. 205 Ин. 14:6. 206 Позиция Григория по этому вопросу гораздо мягче господствующей линии католической церкви, что давно вызвало сомнения в подлинности этого ответа. Видимо, это чувствовали уже ранние переписчики, поскольку в некоторых рукописях Беды (в том числе в манускрипте Мура) к ответу приписаны извлечения из официальных документов, уточняющие позицию Рима по этому вопросу. 207 Паллий или паллиум (pallium)- наплечный плат с изображениями креста, символизирующий агнца, возложенного на плечи добрым пастырем (Лк. 15,4-7). В православии ему соответствует омофор (нарамник), но если омофор мог надевать любой епископ, то в католичестве паллий присуждался в знак особых заслуг. Со времен папы Григория он даровался только архиепископам и давал право единоличного назначения епископов. 208 Рим опасался чрезмерного усиления галльской церкви и ее уклонения в ересь, поэтому поощрял создание новых церковных провинций, независимых от Арля. 209 Втор. 23:25. 210 Лев. 12:4-5. 211 Быт. 3:16. 212 Лев. 20:18. 213 Мф. 9:20. 214 Мф. 15:11. 215 Мф. 15:19. 216 Тит. 11:15. 217 Там же. 218 Лев. 15:16. 219 В ранних рукописях «Ответов» вместо per delectationem (к удовольствию) стоит per deliberationem (к намерению). 220 Пс. 50:7. 221 Пс. 6:8. В Синодальном переводе «иссохло от печали око мое», что точнее передает оригинальное выражение. 222 1 Кор. 7:2-9. 223 1 Кор. 7:6. 224 Исх. 19:15. 225 1 Цар. 21:5. 226 Втор. 23:10-11. 227 В подлиннике описка; вместо veris (истинными) следует читать vanis (ложными).

http://sedmitza.ru/lib/text/440583/

3585. Александрийский 19–летний цикл, применявшийся при исчислении Пасхи. 3586. Ср.: Кол. 2:16. 3587. Ср. у Вергилия, georg. 1. 277: quintam fuge. 3588. Пятый день после календ, нон и ид. Ср. у Авла Геллия (noct. att. 5. 17). 3589. «Египетские» дни – это 3 и 21 апреля, 3 мая, 19 сентября и 3 октября. 3590. «Первый месяц» – авив или нисан, соответствует марту–апрелю. Ср.: Числ. 9:3. 3591. См.: Мф. 5:17. 3592. См. Chronicon Paschale, Prol. 224. 3593. Понедельник. 3594. 18 апреля. 3595. 25 апреля. 3596. То есть в 373 и 377 г. 3597. 24 марта и 31 марта соответственно. 3598. 9 апреля и 16 апреля соответственно. 3599. 20 марта. Иудеи в 387 г. праздновали пасху до дня равноденствия. 3600. 25 февраля и 26 марта соответственно. 3601. 27 марта и 25 апреля соответственно. 3602. 25 апреля. 3603. 21 марта и 21 апреля соответственно. 3604. 21 апреля 379 г. 3605. 23 апреля. 3606. 18 апреля. 3607. Ноны – первая четверть луны (чаще 5–е число месяца, в марте, мае, июле и октябре – 7–е). 3608. Ср.: Chronicon paschale, Prol. 222. 3609. Ср.: Исх. 12:34. 3610. См.:1 Кор. 10:1–4. 3611. 23 апреля 360 г. 3612. Это последнее известное письмо свт. Амвросия, написанное в 396–397 гг. После смерти епископа Лимения, преемника свт. Евсевия (345–371), Верцелльская Церковь оставалась без епископа из–за возникших в ней раздоров. Впоследствии епископом был избран Гонорат. О том, как Гонорат причащал свт. Амвросия перед смертью, повествует Павлин Медиоланский (см.: uita А. 47). 3613. Свт. Евсевия. 3614. В епископском сане. 3615. Ср.: Еф. 2:14. 3616. Ср.:1 Кор. 1:30. 3617. Ср.: Ин. 10:11. 3618. Ср.: Деян. 20:29. 3619. Эти два монаха, последователи учения Иовиниана, оставили свой монастырь в Медиолане; см.: epist. Sir; epist. ex. с. 15; expl. ps. 25. 49. 3620. В действительности эпикурейцы учили не предаваться чувственным удовольствиям, но избегать всего, что вызывает страдание. 3621. Ср. у Эпикура (sent. 10). 3622. Издатели–мавристы предполагали, что речь идет о Филодеме Гадарском (1 в. до н. э). 3623. Ср.: Деян. 10:10–16.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

По воскресении Спасителя, лишился Иудейский род всякой временной власти, изгнан из святого града, извержен из земли обетованной, рассеялся бедственно и бесчестно по всем концам земли. Во второе пришествие Господа Иисуса « воззрят нань, егоже прободоша » (Ин 19:37): и тогда восплачутся и возрыдают, и вечному огню предадутся. И сие-то значит оное: « злыхсущих зле погубит их». Иные же делатели суть Богоносные Апостолы и все Божественные учители, и священнопроповедники Евангелия. Сим поручил Бог не токмо народ Израильский, но и все земные языки, по Писанию: « шедше убо, научите вся языки » (Мф 28:19). Сии же в разные времена приносили плоды, то есть, ради проповеди Евангельской подвиги, веру, добродетели, кровь в Него верующих. Подтверждает сие Господь следующими пророческими словами: Мф 21:42. Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в писаниих: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивна во очию вашею? Какая есть между сими и вышесказанными словами связь? Великая и тесная; ибо утверждает она, что то, что приточно рече Господь, было предопределено Богом и предвозвещено святыми Пророками. Сие же предлагая, обличает купно и невежество их в Писании. Или не знаете, говорит, сии слова Божественного Писания: « камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла»? (Пс 117:22) Камень же есть Сам Иисус Христос, « камень же, свидетельствует Божественный Апостол, бе Христос»  (1 Кор 10:4); зиждущии же суть те, коих выше называл он делателями. Ибо делание и созидание чрез тождесловие изъяснил блаженный Павел, говоря: « Божие тяжание, Божие здание есте» (1 Кор 3:9). Угол есть соединение двух в Него уверовавших народов, то есть, Иудейского и языческого. И как чрез угольный камень соединяются две стены дома, так чрез веру во Христа совокупились сии два народа, из коих сооружена Церковь, которой глава есть Христос (Еф 5:23). О сем убо камне, то есть о Спасителе Христе, « небрегоша или уничижиша зиждущии», то есть первоседатели Иудейские, да присвоят себе власть Его.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010