Папирусы – самая молодая по времени поступления в научный оборот группа источников; у Грегори (Texmkrimik) описано только 14. Выделяются по материалу, на котором написаны. Для обозначения этой группы Грегори ввел готическую букву с цифровым индексом в верхнем регистре. Индекс соответствует очередности поступления рукописи в научный оборот. Большая часть папирусов обнаружена при раскопках в Египте, где сохранилась в песке благодаря сухости воздуха; возможно, не все они имеют местное происхождение. Папирусы датируются II–VII вв., написаны уставным (маюскульным) письмом. Папирусы 12, 13, 18 и 22 (все III–IV вв.) представляют собою остатки свитков, все прочие – остатки кодексов. Даже при фрагментарной сохранности двустороннее письмо позволяет считать, что фрагмент принадлежал кодексу. Нет ни одной папирусной книги, сохранившейся в полном объеме. Дошедшие фрагменты покрывают практически весь текст НЗ, за исключением 1–2 Тим; в 22 папирусах представлен Ин, в 18 – Мф. Самые ценные папирусы находятся в собраниях Дублина (Chester Beatty Library, в которой хранится коллекция филантропа сэра Альфреда Честер Битти, 1875–1968) и Женевы (Cologny, Bibliotheque Bodmer, по имени коллекционера Мартина Бодмера, 1899–1971). 45, III в., 30 л., фрагменты четырех Евангелий и Деяний; 46, ок. 200 г., 86 л., фрагменты посланий ап. Павла в следующем порядке: Рим, Евр, 1–2 Кор, Еф, Гал, Флп, Кол, 1–2 Фес; 47, III в., 10 л., фрагменты Откровения; 52, ок. 125 г., фрагмент, содержащий Ин 18.31–33, 37–38 ; 66, до 200 г., 52 л., содержит почти полный текст 15 глав Ин и несколько фрагментов следующих глав; 72, нач. IV в., 36 л., послания 1–2 Пет, Иуд; 75, между 175 и 225 гг., 51 л., Лк и Ин с незначительными лакунами. Число папирусов II–haч. IV вв. превышает 40. Их значение заключается в том, что они являются самыми ранними источниками новозаветного текста: 52, например, отделен от времени написания Евангелия от Иоанна всего тремя десятилетиями. Папирусы представляют состояние текста в III в. и, по мысли исследователей, позволяют реконструировать историю текста в этот ранний период. Исключительное текстовое сходство 75 с Ватиканским кодексом подтверждает теорию Хорта о высокой ценности «нейтрального текста» для реконструкции оригинала (см. ниже, с. 59–66) и создает основу для принятия некоторых чтений в изданиях Nestle-Aland26 и Nestle-Aland27. Однако в целом текст папирусов неустойчив, содержит немало индивидуальных вариантов и отражает этап первоначального распространения христианства. Большинство папирусов опубликовано. Исключительно на базе папирусов осуществлены издания Соборных посланий, посланий апостола Павла и Евангелия от Матфея. 11 В целом папирусы дают картину, согласную с результатами текстологической работы XIX-XX вв. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

В Большом Требнике (гл. 75), в Требнике в 2-х частях (гл. 16) и в Иерейском молитвослове есть еще особый чин на разлучение души от тела, когда человек долго страдает перед смертью. Последование этого чина сходно с вышеуказанным последованием канона при разлучении души от тела.   ПОГРЕБЕНИЕ УМЕРШИХ   Смертный час и погребение, как последний долг живых умершему, сопровождались особыми религиозными обрядами у всех народов. Эти обряды у одних народов дохристианского мира имели высоко-поэтический отрадный характер, у других же, напротив, — более мрачный, что зависело от основных религиозных верований и различных представлений о смерти и загробной жизни. Погребальные обряды у христиан имеют свое начало, с одной стороны, в обрядах погребения древних иудеев и в обрядах погребения Иисуса Христа, а с другой стороны, они возникли в самом христианстве и служили выражением христианского учения о земной жизни, смерти и будущей жизни. Иудеи закрывали глаза умершему и лобызали его труп (Быт. 50, 1), обмывали, обвивали полотном, а лицо покрывали отдельным куском холста (Мф. 27, 59; Ин. 11, 44), клали в гроб, умащали драгоценным елеем и обкладывали благовонными травами (Ин. 19, 34), и предавали земле. Соответственно иудейским обычаям, пречистое тело Спасителя, снятое со Креста, было обвито чистой белой плащаницей, а голова повязана платом, умащено ароматами и было положено во гробе. Кроме того, на развитие погребальных обрядов в христианстве имели влияние христианские воззрения на жизнь и смерть. По христианскому учению, земная наша жизнь есть странствование и путь к Небесному Отечеству; смерть есть сон, после которого умершие восстанут для вечной жизни в обновленном духовном теле (1 Кор. 15, 51—52); день смерти есть день рождения для новой, лучшей, блаженной и вечной жизни. Тело усопшего собрата есть храм Духа Святого и сосуд бессмертной души, который, подобно зерну, хотя возвращается в землю, но после воскресения облечется в нетление и бессмертие (1 Кор. 15, 53). Соответственно таким отрадным христианским воззрениям, погребение умерших в самые первые времена христианства получило особый, собственно христианский характер.

http://pravoslavie.ru/2305.html

Да! Он (Сын Божий) и сделался Истинным Человеком, чтобы в Своем истинном человечестве научить нас истинной жизни. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет.2,21) Христос и «возвел их на гору высокую одних», т. е. немногих; ибо тогда, возможно, только они: Петр, Иаков и Иоанн, видели и исповедовали в Нем и Истинного Бога и Истинного Человека в едину ипостась, видели в Нем Богочеловека. И далее мы читаем:   «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17,2).   Евфимий Зигабен так истолковал сие чудо: ««Преобразился» так, что тело осталось, конечно, при своей собственной фигуре, но в нем отчасти открылось Божественное сияние и осветило лицо Его, и вид Его переменился на еще более Богоподобный. Преобразился пред ними, чтобы они, видя, как Он преобразился, не считали Его другим, и чтобы узнали, как легко Он может делать то, чего желает. «Просияло лице Его как солнце», т. е. так показалось им. Сияние это было сильнее солнца, какое-то Божественное и неизреченное. «Ризы же Его сделались белыми, как свет», так как сияние это разлилось и на них». Здесь Зигабен обращает внимание на то, что, преобразившись, Господь, Иисус Христос остается узнаваемым. Таким образом, нам показывается, что и мы, пройдя чрез воскресение из мертвых, хотя и изменимся, но сохраним индивидуальные особенности. Сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3,2); и еще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор.15,51-52). Т. е. в Своем Преображении, объятый Божеством, Он оставался все тем же Истинным Человеком из Назарета (Бог и Человек, в ипостась Едину). Но все же главная причина Преображения Господня в другом… В Кондаке праздника, глас 8-й мы находим следующие слова: « На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное… ».

http://radonezh.ru/analytics/o-preobrazh...

Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое. Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке. Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1-19, десятков, сотен, тысяч. Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы. Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями: Примечания [ 1 ] Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь Иисус Христос как Спаситель людей есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: " …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " ( Ин. 14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет " Бог все во всем " ( 1 Кор. 15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но емко: " Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём " ( Лк. 2:40 ). Отрок " Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков " ( Лк. 2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренно-мудреным послушанием родителям ( Лк. 2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк. 2:41-46 ) - явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк. 2:46 ) - почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, - указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк. 2:46-47 ).

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

В данной цитате из 2 Кор. у Антиоха Монаха стоит (открываемся) вместо ( открыты , явлены). 41 Букв.: уменьшить, сжать. 42 Молитва на повечерии. 43 То есть язычником. 44 Свт. Григорию Чудотворцу во время размышления об истинах веры по велению Божией Матери явился святой апостол Иоанн Богослов и объяснил ему суть богословского учения. См.: Свт. Григорий Нисский. О жизни святого Григория Чудотворца//PG. 46. Col. 1912—1913. 45 То есть для этих людей, не обладавших истинной верой, данные их подвиги остались тщетными для их спасения. 46 То есть в эпоху от сотворения человека и до окончания Ветхого Завета. 47 Пс. — Климент Римский. Письма о девстве. II, 2. 48 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 15. 49 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 8, 8. 50 В церковнославянском переводе Священного Писания и в тексте 70-ти: отстави ярость от сердца твоего (Еккл. 11:10). 51 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9//PG. T. 79. Col. 1145—1164. 52 Евагрий Понтийский. О молитве. 12. 53 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 10//PG. T. 79. Col. 1156. 54 Там же. 9//PG. T. 79. Col. 1153. 55 Радостью для диавола преп. Иоанн Пророк именует отчаяние — крайнюю степень печали ( Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк . Вопросоответ 168 по рус. изд.). 56 То есть сердце, которое на греческом языке женского рода. 57 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 11//PG. T. 79. Col. 1156. 58 «Пастырь Ерма». Заповеди. 10, 2. 59 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 13—14//PG. T. 79. Col. 1157—1160. 60 Там же. 13//PG. T. 79. Col. 1160. 61 Термин из «Ареопагитиков» (см.: О небесной иерархии. 1, 1; 4, 4; О Божественных именах. 1, 3). 62 То есть с теми, кто одержим этими злыми навыкам. 63 В синодальном тексте: третий. 64 В синодальном переводе и в греческом тексте: устами своими. 65 Букв .: натирающему маслом. 66 Данное слово было бы точнее перевести как «любопытствуют». 67 В действительности — Малахия. 68 То есть хороший бегун, скороход. 69 То есть в Персию в 614 году, после взятия Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

26, 51.52), когда Царь мира показал пример рабского смирения перед людьми, ослепшими от своей неправоты. Но вопреки лжи, измене и обману Христос воскрес, восстал от мертвых на третий день после Своей крестной смерти, показав, что ни тление, ни смерть, ни тем менее грех совершенно не властны над Ним. Кто из смертных существ не стремится продлить себе свою жизнь? Птицы, звери и даже совершенно неразумные твари имеют тончайший инстинкт самосохранения. Но для таких разумных существ, как люди, жизнь тела без жизни духа бессмысленна или даже вредна и опасна. Горе тому сознанию, которое определяет материя. И счастье для той материи, которая формируется под контролем одухотворенного сознания. Христос воскрес, что открывает врата вечности для человеческой души, с которой после Страшного Суда, имеющего произойти в конце времен, воссоединится и преображенное тело. Человек, появившись в тот или иной момент времени, в любом случае вечен, но пред ним – согласно его собственному свободному выбору (не на уровне простых безответственных слов, а через всю свою жизнь «делом, словом, помышлением») – открываются две вечности: вечность с Богом и вечность без Бога, или вечность зла, которое в древности философски осмысляли как отсутствие добра. Таким образом, Пасха – это максимальное торжество жизни над смертью, истины над ложью, добра над злом. Это не только воспоминание о том воскресении, которое произошло в один неповторимый момент в первой половине I века, перевернув всю человеческую историю. Это реальная актуализация этого воскресения Господа, как в жизни Церкви, Его Тела, так и в жизни каждого православного христианина, согласно одному из ключевых тезисов о воскресении апостола Павла: « Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 21-22). « Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Это означает, что вечность начинается здесь во времени, что небо обретается на земле, что то продление жизни, ради которого любой миллионер не только отдаст свои миллионы, но еще и возьмет взаймы, оказывается достижимым подвигом самотверженной и преданной любви к Богу и ближнему и путем строжайшего внутреннего отношения к самому себе, которое в православной традиции называется аскезой или подвижничеством.

http://bogoslov.ru/article/2544854

Но речь идет о бессмертии человеческого духа, о бессмертии человеческой души, а желание сделать бессмертным человеческое тело, конечно, отрицает бессмертие души. Зачем стремиться к бессмертию тела, если бессмертна твоя душа? Но поелику никакой души не существует и за гробом ничего не существует, давайте сделаем бессмертным человеческое тело! Пустая затея. Да, можно продлить человеческую жизнь, современная медицина работает над этим, и дай Бог, чтобы продолжительность жизни увеличилась. Но не вложен Богом потенциал бессмертия в это тело. Не все мы умрем, но все изменимся, как говорит Слово Божие, в мгновение ока, при последней трубе, ибо ангел вострубит, когда настанет конец истории, и мертвые воскреснут и будут живыми (см. 1 Кор. 15:51-52). То есть люди, достигнув конца истории, обретут новые телеса — таково откровение слова Божия. Поэтому полагаю, что не нужно тратить слишком много сил и энергии для того, чтобы добиться бессмертия человека в том теле, в котором он существует в течение своей земной жизни. Все эти попытки обречены на провал или приведут к каким-то очень опасным последствиям для полноты человеческой жизни. — Позвольте, продолжу тему современных тенденций, которые вызывают вопросы, — интересно, как на все это смотрит Церковь. Семейный кризис поначалу казался проблемой там, на Западе, где не хотели жениться, не хотели заводить детей. Но вдруг мы видим, что и у нас то же самое. Люди встречаются, а жениться не хотят. Создали семью, но рожать не хотят. А в последнее время вдруг заговорили о том, что человечество на пороге создания искусственной утробы, которая избавит женщин от болей при деторождении, снимет демографические проблемы и так далее. Не знаю, как это для Вас прозвучит, но можем ли мы представить такой мир, где женщины вдруг перестанут рожать? — Если это произойдет — сохрани Бог! — то мир, человек, человеческая личность потеряют свое основное измерение. Ведь что такое тайна рождения? Прежде всего, это тайна любви, когда любовь двух людей, соединившихся, как говорит слово Божие, в одно тело и одну душу, становится источником жизни.

http://pravoslavie.ru/143840.html

«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17, 30). При этом никакой всеобщей или даже массовой гибели Пришествие Спасителя не принесет. Напротив, те, кто умер, оживут, а те, кто доживет до этого времени, не умрут, а изменятся: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 51–52). Мало того, апостол Павел говорит о том, что мир перед своим концом придет в состояние полного внешнего благоустройства: «Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3). Мир перед своим концом придет в состояние полного внешнего благоустройства Святые отцы также по поводу этих строк рассуждают о вполне благополучной и беспечной жизни перед концом: «Егда рекут… все спокойно внутри и ограждение совне твердо, тверды основы благоденствия и безопасности; подобно людям, мирно в имениях своих живущим и ни о чем другом не думающим, как: ешь, пей и веселись» . Уже сейчас эти понятия выдвигаются как главные цели человечества: «Мир и безопасность были и остаются абсолютными приоритетами Организации Объединенных Наций» . Но если попытаться связать состояние человечества последних времен, которое сами люди охарактеризуют как «мир и безопасность», с обещанием сатаны прародителям «будете как боги», то можно предположить, что именно в достижении богоподобных свойств последние люди могут увидеть гарантию своей безопасности. С единственной оговоркой – богоподобных свойств, понимаемых как чисто внешние атрибуты, а именно – знания («знание – сила»), способности быстрого перемещения в пространстве («время – деньги»), абсолютного здоровья («главное – здоровье!»), и, как следствие – бессмертия.

http://pravoslavie.ru/139479.html

Афонский старец Иларион - не теоретик, а практик. Каждое слово этого подвижника подтверждено жизнью. Это удивительный человек, которому являлись ангелы, истинный подвижник и непрелестный боец с темной силой. Мы скорбим, что уже не сможем услышать его вдохновенных слов. Все что у нас осталось от старца - два уникальных видео, которые мы успели сделать, увековечив память этого подлинного последователя по стопам Христовым, который во всей полноте выполнил замысел Божий о себе и преставился с четками в руках, став примером для всех нас. Комментарии Всего комментариев: 12 2020/09/06, 17:18:34 Денис, я думаю, это Днесь благодать Святаго Духа нас собра Екатерина 2020/03/18, 11:41:48 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. 1 Кор. 15:51 2019/11/09, 06:54:53 Царство Небесное даруй, Господи, отцу Илариону! Николай 2019/10/27, 23:59:46 Царствие небесное святогорцу о.Илариону + Георгий 2019/10/27, 05:48:16 Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного отца Илариона, и сотвори ему вечную память! 2019/10/26, 23:03:17 Царство Небесное старцу Иллариону. Ираида 2019/10/26, 20:51:52 Отче Илларион, молите бога о нас грешных. 2019/10/24, 21:09:21 Упокой Отче и Матерь Божия Святогорца Илариона в Раю Горнем. Да пополнит он состав Собора Святых Афонских. С нетерпением жду фильма о духовном друге Преподобного Паисия Святогорца! Славьте Пресвятого Бога и Его Святых!Истинно! Херувим Юродивый 2019/10/24, 13:22:30 на 5:40. Как говорится в одном из песнопений четыредесятницы: " нас собирает наше рачение, чтобы восславить Всесвятаго Духа " . Можно указать точное песнопение на русском языке? 2019/10/24, 11:34:50 Сладкого Рая тебе, отче Иларионе! Спасибо за науку. Теперь наше дело - не забывать её, применять и показывать хороший, достойный пример простой и честной христианской жизни. р.Б. Ирина 2019/10/24, 11:27:40 Упокой Господи душу р.Божьего Илариона и прими его в Царство своё. Андрей 2019/10/24, 10:08:09 Царство Небесное старцу Иллариону. Спаси Господь вас за видео, за то, что просвещаете нас, отрезвляете в понятиях веры и настоящего христианства!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3081

Говоря же о смерти Христа, он говорит и о Воскресении. Христос умер не для того, чтобы подвергнуть нас наказанию и осуждению, но чтобы облагодетельствовать. Ведь Он и умер, и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными» . Истина Воскресения Христова И теперь мы рассмотрим эти причины Его славного Воскресения. Истина Воскресения Христова способна изменить нашу жизнь и преобразить нас – из чад гнева в чад Божиих 1. Чрез Свое Воскресение Христос свидетельствует о Собственном Истинном Божестве, возвращая к полноте бытия в жизни и Свое Истинное Человечество. Показывая торжество жизни над смертью, праведности над грехом, милости над судом. Таким образом подавая надежду всем несправедливо казненным, осужденным, страждущим и обремененным. «Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лк. 1: 51–52). 2. Чудо Его Воскресения утверждает нас в вере в Его Божество, несмотря на факт Его Страданий и самой Смерти; вдыхает мужество и в наши сердца, несмотря на нашу немощь и слабость; наполняет смыслом человеческую боль, страдание и саму смерть. «Ибо хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» (2 Кор. 13: 4). «Силою Божиею», Собственного Ипостасного Божества Он и восстал из гроба по воле Отца Небесного и действием Духа Святаго. Он силен воскресить и дорогих нашему сердцу усопших, разлука с которыми так тяготит и беспокоит нас. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4: 13–14). 3. Воскресение Христово окончательно убеждает и нас самих в вере в собственное воскресение и вечную жизнь в Боге и с Богом. «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15: 12–14); «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19: 25–27). Все это означает: проповедь наша не тщетна, не тщетна и вера наша.

http://pravoslavie.ru/112033.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010