Быть может, сейчас тот или иной из присутствующих здесь уже думает: “Боже мой, сегодня же Пасха, а не Страстная Пятница; он не в своем уме, раз перепутал эти два дня!”. Но я говорю: это Пасха. А пасха происходит от греческого pascein, что значит ‘страдать’. Господь избавил нас, собственно, не Своим воскресением. Акт спасения заключается в Его крестной смерти. “Завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу” (Мф 27:51) — сказано у Матфея; это значит: святая святых открыто, доступ к недоступному, к Богу — свободен. Но когда разорвалась в храме завеса? Когда Господь воскрес? Нет! Именно в тот момент, когда Он умер на кресте. В этой Его смерти — наша жизнь. Таким образом, совершенно верно говорит апостол Павел: “Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого” (1 Кор 2:2). Я могу к этому только присоединиться. Лишь Его Одного знаем мы: Иисуса Христа. Его распятие — это наша свобода и наша жизнь. Когда Он шествует по небесному храму как истинный Первосвященник со Своей собственной кровью в руках, — мы присоединяемся к Нему и приходим к жизни, поскольку приходим к Богу, Который есть исток нашей жизни и ее цель. Что же означает тогда Воскресение Господа? Быть может, мы, по существу, не нуждаемся в нем? О, как еще нуждаемся! Оно необходимо нам, и мы возвещаем его. Ведь Воскресение Господа из мертвых подтверждает, что Его смерть действительно ведет к жизни. Если бы существовала только эта весть, если бы были известны лишь эти слова — у какого человека нашлись бы силы верить им? Теперь же Распятый предстает живым, а не мертвым, являет Себя Своим избранным свидетелям, говорит и ест с ними. Насколько Павел — равно как и Евангелия — ставит Распятого в центр своего проповедования, настолько же настаивает он и на Воскресении Господа. Ибо если Христос не воскрес из мертвых, тогда “мы несчастнее всех человеков”. Тогда мы — обманутые лжецы. Если Христос не воскрес, “станем есть и пить, ибо завтра умрем” (1 Кор 15:19,32). В чем же состоял бы обман, о котором говорит Павел? Он заключался бы в иллюзии, будто смерть Христа на кресте имела такой смысл: жизнь мира —  во гробе. Обман состоял бы в том, чтобы верить и утверждать, будто эта жестокая смерть открыла нам путь к Богу.

http://pravmir.ru/dve-propovedi-2/

Афраат (†345) Другим значимым для Церкви Востока автором является Афраат Персидский. В своих трудах он неоднократно затрагивает вопрос о загробной участи души. Прежде чем перейти к рассмотрению его учения об этом предмете, следует отметить, что, подобно Татиану, он следует трехчастному делению человека на тело, душевный дух (душу) и дух Божий, подаваемый человеку в таинстве Крещения: «Ведь Дух далек от всех, рожденных по плоти, пока они не приступят к рождению в водах, и тогда они получают Святого Духа. Ибо при первом рождении рождаются с душевным духом ( ) , который сотворен в человеке, но при этом бессмертен, как сказано: “Стал человек душой живой” (Быт. 2:7). Во втором же рождении, которое в крещении, получают Святого Духа – божественную частицу, и Он также бессмертен. Ведь когда люди умирают, то погребается душевный дух с телом, и он лишается восприятия. Дух же небесный, принятый ими, идет в соответствии со Своей природой ко Христу. И об этих двух возвестил апостол, сказав: “Погребается тело душевно, а восстает духовно” (1 Кор. 15:44). [А о том, что] Дух идет ко Христу в соответствии со Своей природой, еще сказал апостол: “Когда мы выйдем из тела, то у Господа нашего будем” (2 Кор. 5:8). Ибо Дух Христов, Которого получили духовные, идет к нашему Господу. Душевный дух же погребается в соответствии со своей природой, и он лишается восприятия» . В другом месте Афраат, говоря о загробном воздаянии, приводит в пример двух слуг — хорошего и плохого, один из которых ждет наказания, а другой — награды от господина. Первый спит очень плохо, предвкушая грядущее возмездие, а другой — хорошо, ожидая награды . Впрочем, из текста следующего отрывка становится очевидно, что Афраат говорит об этом не буквально , а поэтически. В действительности же он считал, что умершие получат награду или наказание лишь после дня Страшного Суда: «Однако наша вера показывает нам, что, когда люди засыпают, они покоятся в этом сне, не отличая добра от зла. И ни праведные не получают своих обетований, ни неправедные наказания, пока не придет Судья и не поставит одних по правую сторону, а других по левую» (Мф. 25:32-46) .

http://bogoslov.ru/article/6021703

    Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6-7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5:27-28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25:31).        Против нечестивцев, безумно утверждавших, что Господь не страдал плотию, но призрачно казался страждущим:     Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.       Павел: «завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом, свидетельствовавшим при Понтийском Пилате доброе исповедание» (1 Тим. 6:13). В Евангелии: «Иисуса ищеши Назарянина распятого» (Мк. 16:6)? Павел: «предах... яко (Христос) умре, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием» (1 Кор. 15:3-4).        Против Иудеев и Еллинов, и всех прочих нечестивцев:     И воскресшего в третий день, по Писанием.       В Евангелии: «воскрес Иисус заутра в первую субботу» (Мк. 16:9). «Третий сей день имать днесь, отнелиже сия быша» (Лук. 24:21). «Воскрес Иисус от мертвых, ста посреде ученик и глагола им: мир вам» (Иоан. 20:19). «Помяните, якоже глагола вам еще сый в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну человеческому предану быти в руце человек грешник, и пропяту быти, и в третий день воскреснути» (Лук. 24:6-7).     И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца.       В Евангелии: «Господь же убо по глаголании Его к ним вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16:19). «И бысть, егда благословяше их, отступи от них, и возношашеся на небо» (Лук. 24:51). В Деяниях: «зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их» (Деян. 1:9).     И паки грядущего со славою судити живым и мертвым.       В Деяниях: «мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небеса такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). В Евангелии: «и тогда узрят Сына человеческого грядуща на облацех с силою и славою» (Лук. 21:27). «Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своея и соберутся пред Ним вся языцы» (Матф. 25:31-32). В Деяниях: «иже с ним ядохом и пихом по воскресении Его от мертвых; и повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко Той есть нареченный от Бога Судия, живым и мертвым» (Деян. 10:41-42). Даниил: «зрях, дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе: и се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше; и Тому дадеся власть и честь» (Дан. 7:9, 13-14).  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Образ В., вобравший в себя биографические черты мн. литов. князей и приобретший фольклорный характер, отразился в XVI-XVIII вв. в белорусско-литов. летописях, «Хронике» М. Стрыйковского , «Хронике литовской и жмойтской» и «Хронике Быховца». В XVI в. рус. родословные документы называли В. братом блгв. кн. Довмонта. Ист.: Stryjkowski M. Kronika polska, litewska, módzka i wszystkiej Rusi. Warsz., 1843. T. 1-2; Die livländische Chronik Hermann " s von Wartberge/Übers. v. E. Strehlke. B.; Reval, 1864; Livländische Reimchronik mit Anm., Namenverz. und Glossar/Hrsg. L. Meyer. Padeborn, 1876; ПСРЛ. Т. 2. СПб., 19082. Стб. 819, 830-831, 846-847, 855-863; Т. 3. М., 2000р; Т. 5. Вып. 1. М., 2003р; Вып. 2. М., 2000р (по указ.); Т. 15. Вып. 1. М., 2000р; Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 32. М., 1975; Т. 35. М., 1980 (по указ.); Новые родословные книги XVI в.//РИИР. Вып. 2 (по указ.); Полоцкие грамоты XIII - нач. XVI в./Сост. А. Л. Хорошкевич. М., 1977 - 1980. Вып. 1, 3 (по указ.); Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI - XIII вв. М., 1987; Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997; Матузова В. И. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII в.- 1270 г. М., 2002 (по указ.). Лит.: Антонович В. Б. Очерк истории Вел. кн-ва Литовского до пол. XV ст. К., 1878. Вып. 1. С. 28, 33-35; Пашуто В. Т. Образование Литов. гос-ва. М., 1959; Бычкова М. Е. Отдельные моменты истории Литвы в интерпретации рус. генеалог. источников XVI в.//Польша и Русь. М., 1974. С. 365-377; Флоря Б. Н. Родословие литов. князей в рус. полит. мысли XVI в.//Вост. Европа в древности и средневековье. М., 1978. С. 320-328; Гуревич Ф. Д. Древний Новогрудок. Л., 1981; Пашуто В. Т. , Флоря Б. Н. , Хорошкевич А. Л. Древнерус. наследие и ист. судьбы вост. славянства. М., 1982; Огицкий Д. Великий кн. Войшелк//БТ. 1983. Сб. 24. С. 171-196; Улащик Н. Н. Введение в изучение белорус.-литов. летописания. М., 1985 (по указ.); Gudavi ius E. Mindaugas. Vilnius, 1998; А. К. Стварэнне Bялikara княства Rzeczów, 2000; Баранаускас Т. Новогрудок у XIII ст.: icmopiя i мiф//Castrum, urbs et bellum. Бapahobiчы, 2002. С. 29-44; Дубонис А. Борьба за литов. престол после смерти кор. Миндаугаса (1264-1268 гг.)//Украïна в Цehmp.-Cxiдhiй 2004. Т. 4. С. 133-143; Vilkul T. Halio-voluines metratis apie kunigaikio Vaielgos vienuolyst//Naujasis idinys - Aidai. 2004. N 6. S. 263 - 267.

http://pravenc.ru/text/155142.html

Наконец, любовь не такова, чтобы, сваливаясь на голову человеку, вертеть им по слепому произволу, лишать его способности мыслить, как думали романтики. И это тоже — подделка. Любовь не только не запрещает мыслить о себе — она повелевает о себе мыслить. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.б.Сергий 20 февраля 2013, 21:23 Слава Богу за Все! " Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. " (Мк.,12, 32-33) " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. " (1,Кор.,13,4-7) Данная статья отца Андрея, в отличие от большинства его литературных работ 2012 года, действительно наполнена назидательным содержанием и глубоким смыслом, а потому и не несет в себе эмоциональной провокационности, что косвенно и подтверждается отсутствием большого количества комментариев. Вот только настораживает завершающая ее фраза: " Любовь не только не запрещает мыслить о себе — она ПОВЕЛЕВАЕТ о себе мыслить. " Господь никогда не воспрещал человеку свободу его произволения! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Ольга 11 февраля 2013, 08:18 Отец Андрей спасибо огромное! Здоровья сил и благополучия, мира любви и согласия Вашему дому! Алевтина 10 января 2013, 21:57 С удовольствием слежу за публикациями отца Андрея, давно заложила их в закладки, но данная статья представляется рассудочной, отвлеченной и абстрактной. Либо я не услышала, либо автор не донес свою мысль до слушателя.Видимо,потому и кооментариев так немного. Ирина 15 октября 2012, 10:15 Спаси Господи, отец Андрей. Всем людям хочется быть так любимыми, но как тяжело так любить. Мы привыкли брать, а не давать, говорить, а не слушать, жаловаться, а не помогать. Но, наверное, это было и раньше. Любовь, как драгоценность проявляется в особые минуты жизни. А в повседневной суете многое остается незаметным. Еще раз спасибо. Вы в Ваших статьях даете направление мысли, помогаете не рассеиваться по пустякам, собраться внутрь себя, осмыслить свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/56294.html

Екатерина 18 августа 2022, 19:09 Отличные рассказы! Посмеялась от души... Пишите, у Вас хорошо получается. Будем читать с удовольствием. А меня про гинеколога история порадовала... Вера 30 июля 2022, 06:58 Отличные забавные истории! Однако, тем, кто в возрасте " под сорок " все еще молит о супруге, возможно, будут интересны слова апостола Павла: " Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения " 1 Кор., VII, 32-35. Там же, кстати, есть и про девиц, 35-38. Елена 7 июля 2022, 12:48 Классный рассказ, особенно про встречу на мусорке!!! Оля нашла свое Счастье!!! я вот тоже молюсь уже долго, и в Дивеево ездила несколько раз и по монастырям намоленным, все никак не встречу своего мужчину, хочу военного, серьезного((( уже отчаялась...возраст уже((( вроде симпатичная, и всё при мне...ну ничего не помогает. Жанна 5 июня 2022, 18:48 Очень хороший стиль у автора. Не шаблонный, не лубочный. А как у очень интересного рассказчика. Дающие надежду, веру в Промысл Божий истории. Благодарю Господа, что посылает нам и такие утешения... Алла 16 мая 2022, 22:28 Христос Воскресе! Елена, с улыбкой прочитала описанные Вами истории! С добрым юмором, без осуждения, с любовью написано! Пишите, публикуйтесь почаще!!! Успеха Вам! Иулиания 16 мая 2022, 22:15 Посмеялась от души! Спасибо!) Елена 16 мая 2022, 16:11 Здорово, весело и жизнеутверждающе! Наталья 16 мая 2022, 14:11 Спасибо, хорошие истории. Как говорится, пути Господни неисповедимы. Екатерина16 мая 2022, 11:29 - ))). Екатерина 16 мая 2022, 11:29 Мне кажется, про последнюю историю в расказе надо сделать ссылку как в фильмах про каскадеров - " трюк выполняется профессионалами, повторять не рекомендуется " .

http://pravoslavie.ru/146130.html

озабоченности по поводу смерти» – это «желаемое» Ламонтом далеко от действительности – в жизни мы видим как раз обратное: только эта «озабоченность» возвращает человека к человеческим, глубоким и важным раздумьям – о цели жизни – без этого мы слышим утробный, животный крик «один раз живем». Не его ли услышал апостол Павел: «... Какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15: 32). И наоборот, иногда мучительные раздумья людей, далеких от религии, о цели и смысле жизни, приводят их к вопросу о бессмертии. Характерный тому пример – произведения А.П. Чехова. Главный герой повести «Палата номер шесть» доктор Андрей Ефимович Рагин поздно ночью садится за книгу и мечтает: «Ах, зачем человек не безсмертен? Зачем мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено уйти в почву и, в конце концов, охладев вместе с земной корой, потом миллионы лет носится без смысла и цели с землей вокруг солнца? Для того чтобы охладеть, а потом носиться, совсем не нужно извлекать из небытия человека с его высоким, божественным умом, и потом, словно в насмешку, превращать его в глину. Обмен веществ! Но какая трусость утешать себя этим суррогатом бессмертия. Уму говорить: успокойся, твое существо, сгнившее в земле, даст жизнь другим организмам... Видеть свое безсмертие в обмене веществ так же странно, как пророчить блестящую будущность футляру после того, как разбилась и стала негодной дорогая скрипка». Так думает доктор Рагин, но также думал и А.П. Чехов, утративший веру, и не сумевший ее вновь полностью обрести. Рассматривая это понимание, прежде всего, необходимо указать – не всех же умерших помнят, большинство из них вскоре забывается, в конце концов, все забудутся. Историческое бессмертие принадлежит только немногим, и при этом не самым только лучшим, но вместе и рядом с ними и самым худшим, не только друзьям и благодетелям человечества, не только Аристотелям и Рафаэлям, но и таким гениям зла и разрушения, как Нероны и Тамерланы и подобные им.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/08/...

Очевидно, что языковые представления Прокла вписаны в строгую философскую систему позднего неоплатонизма и подчинены ее специфическим задачам. Именно этим объясняется практическое применение языка, которое обнаруживается в платонической теургии. В полемике между Евномием и Каппадокийцами вопросы языка носят более отвлеченный теоретический характер. Толкование назначения языка, предложенное Евномием, совершенно чуждо святителю Василию. В своем Слове на 32-й псалом Святитель весьма определенно парирует подобные рецидивы язычества. Он говорит, что не в словах или именах священнодействия содержится сила освящения. И тем не менее, они — слова священнодействия — называются святыми, поскольку свято и чисто всякое свойство Божие и, значит, всякое понятие о Нем 22 . В другом своем сочинении, в Правилах, кратко изложенных, Святитель утверждает, что в молитве и всяких других словах и выражениях, имеющих отношение к Богу, польза бывает только тогда, когда эти слова понятны 23 . Вместе с тем это понимание характерно не только для святителя Василия или его ближайших друзей: апостол Павел в первом Послании к Коринфянам пишет: Если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода (1 Кор 14:6,9–11,14). Природа языка обусловлена его основной задачей, которую святитель Василий раскрывает как “коммуникативную”. Язык — средство для сообщения содержания мысли тем, кто в этом нуждается. В первую очередь это касается человека: “Соз­давший нас Бог, — так начинает святитель Василий свою проповедь, шедевр гомилетики на слова из Второзакония внемли себе (Втор 15:9), — дал нам употребление слова, чтоб открывали мы друг другу сердечные совещания и чтоб каждый из нас по общительности природы передавал ближнему свои мысли, как бы из некоторых сокровищниц износя их из тайниц сердца. Если б мы жили, имея душу ничем не покровенную, то могли бы тотчас понимать друг друга по одним помышлениям. Но поскольку мысли производит в нас душа, покрытая завесою, то есть плотью, то для обнаружения сокрытого во глубине нужны слова и именования. Поэтому мысль наша, как скоро получит знаменующий ее звук, перенесясь в слове, как в ладье, и переплыв через воздух, от говорящего переходит к слушающему” 24 .

http://pravmir.ru/yazyikovoy-argument-v-...

Поэтому не удивительно, что таких конструкций больше всего у Луки, максимально привлекавшего текст Септуагинты. Большая часть аргументов Карминьяка сводится к поиску игры слов и ассонансов, которые якобы могли стоять за греческим текстом (причем лексику он подбирал сам, не указывая при этом никаких критериев). Среди примеров, приводимых Карминьяком, много выражений, которые явно существовали и вне Нового Завета (например, сравнение «камни» и «сыны» в Мф 3. 9 и Лк 3. 8 может быть расхожим выражением или пословицей). Можно подобрать подобные примеры на арамейском: wrchesasthe и eklausate/ekopsasthe в Лк 7. 32/Мф 11. 17 соответствуют raqedton/arqedton. Странное выражение «огнем осолится» в Мк 9. 49 по одной из гипотез может быть смешением двух арамейских слов tbl (приправлять) и thbl (крестить), т. е. иметь значение «каждый будет крещен огнем» (ср. Мф 3. 11; Лк 3. 16) (Baarda T. J. Mk 9. 49//New Testament Studies. 1958/1959. Vol. 5. P. 318–321). Мессианское пророчество в Мк 10. 34 имеет ветхозаветную основу и явно составлено из Ис 50. 6; 53. 3, 5, 8–9, 12 и Пс 21. 7. Выражение «был со зверями» в Мк 1. 13 объясняется отнюдь не «прекрасной игрой слов» (такое выражение явно не подходит для объяснения текста Священного Писания). На самом деле, здесь, во-первых, использованы ветхозаветные образы (Ис 13. 21–22; 34. 13–14; Иез 34. 5, 25; Втор 8. 15 и др.). Во-вторых, подразумевается обещанная Сыну Божию в Пс 90. 11–13 ангельская защита (кстати, бывшая предметом искушения согласно Мф и Лк). Явный анахронизм — толковать выражение 2 Кор 3. 14 в нашем смысле слова «Ветхий Завет», как собрание книг, противостоящих Новому Завету. Его просто следует поместить в более широкий контекст — Иер 31. 31, Евр 8. 13. Примеры можно умножать. Но и так очевидно, что гипотеза Карминьяка не выдерживает критики. Приходится также сожалеть, что переводчики включили в текст книги полемику Карминьяка с Пьером Грело (также ныне покойным), потому что ответы Карминьяка на разумные замечания оппонента потрясают своей развязностью и постоянными переходами на личности, что разрушает образ священника-ученого (к счастью, Грело успел после этого написать более обстоятельный ответ: Grelot P. L’origine des Evangiles: Controverse avec J. Carmignac. P., 1986). Тем не менее, каждая гипотеза имеет право на существование. Выход книги Карминьяка на русском языке дает надежду, что переводческая деятельность и ознакомление русского читателя с современными проблемами и исследованиями в области библеистики будут продолжены. Александр Ткаченко Календарь ← 2 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37880.html

19). Сквозь запертые двери Христос приходит к Своим ученикам и через 8 дней после Воскресения (Ин 20. 26). Его не узнают даже близкие Ему люди, ибо глаза их «удержаны» (Лк 24. 16; Ин 20. 15). Во время преломления хлеба в селении Еммаус, когда «открылись глаза» спутников Иисуса Христа «и они узнали Его», «Он стал невидим для них» (Лк 24. 30-31). Воскресший Христос является «не миру» (Ин 14. 22), а лишь ограниченному кругу тех, кого Он избрал, потому что для мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19), Он - «камень, который отвергли строители... камень претыкания и камень соблазна» (1 Петр 2. 7). Поэтому Его не видит даже стража, хотя в момент Воскресения она находится непосредственно у погребальной пещеры. Апостольская проповедь со времени основания Церкви была проповедью о воскресшем Христе, а сами апостолы называли себя «свидетелями» Воскресения (Деян 2. 32; 3. 15). Воскресение Его для них - основа христ. веры, ибо «если Христос не воскрес,- говорит ап. Павел христианам Коринфа,- то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15. 14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19). При всем том, что они не были свидетелями самого момента восстания Иисуса Христа из гроба, апостолы свидетельствуют прежде всего о самом факте Воскресения (Деян 2. 24; 4. 10 и др.) и о его соответствии Писанию (т. е. об исполнении ветхозаветных пророчеств о Христе). Так, ап. Петр в день сошествия Св. Духа раскрыл собравшимся мессианский смысл 15-го псалма, указав при этом, что слова прор. Давида: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян 2. 27) - относятся не к самому пророку, ибо «он и умер и погребен» (Деян 2. 29), а к воскресшему Христу (Деян 2. 30-31). Обращаясь к членам синедриона, ап. Петр объясняет, что под ветхозаветным образом краеугольного камня (Ис 28. 16; ср.: Пс 117. 22) также следует разуметь Иисуса Христа, Которого они распяли и Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 4. 10-12). В Воскресении Христовом ап. Павел усматривает исполнение обетования, «данного отцам» (Деян 13. 32), подчеркивая при этом, что Воскресший «уже не обратится в тление» (Деян 13. 34). Тема Воскресения присутствует в его проповеди постоянно: не только тогда, когда он обращается к иудеям с их мессианскими чаяниями, но и к язычникам, поклонявшимся «неведомому Богу» (Деян 17. 23, 31-32). 15-ю гл. его 1-го Послания к Коринфянам по праву можно назвать, как замечает прот. Георгий Флоровский, «евангелием Воскресения» ( Флоровский Г. О Воскресении мертвых//Переселение душ: Пробл. бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. ст. П., 1935. С. 135). В ней ап. Павел пишет не только о самом факте Воскресения Иисуса Христа, но и о значении этого события в христ. сотериологии, соотнося его при этом с буд. всеобщим воскресением человеческого рода.

http://pravenc.ru/text/воскресения ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010