Кратким апракосом являются такие древнейшие славянские рукописи, как глаголическое Ассеманиево евангелие (Vat.), кириллические Саввина книга (РГАДА, ф. 381, 14) и Остромирово евангелие 1056/1057 г. (РНБ, F.n.I.5). Архангельское евангелие конца 1092 г. (РГБ, М. 1666) списано, как кажется, с двух оригиналов – частью с краткого и частью с полного апракосов (Жуковская 1964). Из фрагментарно сохранившихся рукописей Евангелия X-XI вв. как краткий апракос может быть определено только Туровское евангелие (Ц БАН Литвы, ф. 19, собр. Виленской публичной б-ки, 1), тогда как Охридские глаголические листки (ОГНБ, 1/2), Куприяновские (Новгородские) листки (РНБ, Кп.1.58), Листки Ундольского (РГБ, Унд. 961) не могут быть с уверенностью отнесены к какому-либо виду апракоса, поскольку содержат пассажи, тождественно представленные в апракосах разного типа. Древнейшие полные апракосы относятся к XII в.: русские Мстиславово евангелие до 1117 г. (ГИМ, Син. 1203), Юрьевское евангелие, между 1119 и 1128 гг.: (ГИМ, Син. 1003), Добрилово евангелие 1164 г. (РГБ, Рум. 103), сербские Мирославово евангелие, между 1180 и 1190 гг. (РНБ, F.n.I.83), Вуканово (Волканово) евангелие около 1200 г. (РНБ, F.n.I.82), Болгарских рукописей полного апракоса известно всего две: Карпинское евангелие XIII в. (ГИМ, Хлуд. 28) и рукопись XIII в. из собрания БАН 24.4.25. При составлении каталога евангельских рукописей Л. П. Жуковской (1976) удалось охватить 500 единиц до начала XV в. Из 500 рукописей 50 приходится на краткие апракосы, 200 – на полные и 7 – на праздничные (см. § 6). § 5. Структура апостольского апракоса Структура второго новозаветного апракоса, построенного на материале Апостола, такова. В течение первого периода от Пасхи до Пятидесятницы читаются отрывки из Деяний. Второй и третий периоды объединены здесь в один, состоящий из 36 недель. В течение первых 9 недель по субботам и воскресеньям читается Послание к римлянам. В течение 10 следующих недель по субботам и воскресеньям читаются два Послания к коринфянам, причем 1 Кор. читается, как правило, в субботу, а 2 Кор. – в воскресенье. Затем с таким же чередованием субботних и воскресных чтений следуют Послания к галатам и к филиппийцам, к галатам и к ефессянам, к колоссянам и к евреям, к Тимофею и к Титу. Последовательность чтений в будние дни этих же 36 недель приблизительно такова: 1–6-я недели – Рим., 6–10-я недели – 1 Кор., 11–13-я недели – 2 Кор., 14–16-я недели – Гал., 16–18-я недели – Еф., 19–20-я недели – Флп., 20–22-я недели – Кол., 23–24-я недели – 1 Фес., 25-я неделя – 2 Фес., 26–27-я недели – 1 Тим., 27–28-я недели – 2 Тим., 28-я неделя – Тит., 29–30-я недели – Евр., 31–32-я недели – Иак., 33-я неделя – 1 Пет., 34-я неделя – 2 Пет., 34–35-я недели – 1 и 2 Ин., 36-я неделя – 3 Ин. и Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

    Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6-7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5:27-28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25:31).        Против нечестивцев, безумно утверждавших, что Господь не страдал плотию, но призрачно казался страждущим:     Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.       Павел: «завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом, свидетельствовавшим при Понтийском Пилате доброе исповедание» (1 Тим. 6:13). В Евангелии: «Иисуса ищеши Назарянина распятого» (Мк. 16:6)? Павел: «предах... яко (Христос) умре, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием» (1 Кор. 15:3-4).        Против Иудеев и Еллинов, и всех прочих нечестивцев:     И воскресшего в третий день, по Писанием.       В Евангелии: «воскрес Иисус заутра в первую субботу» (Мк. 16:9). «Третий сей день имать днесь, отнелиже сия быша» (Лук. 24:21). «Воскрес Иисус от мертвых, ста посреде ученик и глагола им: мир вам» (Иоан. 20:19). «Помяните, якоже глагола вам еще сый в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну человеческому предану быти в руце человек грешник, и пропяту быти, и в третий день воскреснути» (Лук. 24:6-7).     И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца.       В Евангелии: «Господь же убо по глаголании Его к ним вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16:19). «И бысть, егда благословяше их, отступи от них, и возношашеся на небо» (Лук. 24:51). В Деяниях: «зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их» (Деян. 1:9).     И паки грядущего со славою судити живым и мертвым.       В Деяниях: «мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небеса такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). В Евангелии: «и тогда узрят Сына человеческого грядуща на облацех с силою и славою» (Лук. 21:27). «Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своея и соберутся пред Ним вся языцы» (Матф. 25:31-32). В Деяниях: «иже с ним ядохом и пихом по воскресении Его от мертвых; и повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко Той есть нареченный от Бога Судия, живым и мертвым» (Деян. 10:41-42). Даниил: «зрях, дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе: и се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше; и Тому дадеся власть и честь» (Дан. 7:9, 13-14).  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сегонций, ныне Карнарвон). Здесь он пробыл 7 лет, добиваясь ее руки, а потом вместе со своим шурином Кенаном возвратился в Рим и вернул себе власть, узурпированную в его отсутствие. Кенан представляется человеком, к-рый увел из Британии 60 тыс. мужей и заселил ими Арморику, из-за чего Британия осталась беззащитной перед нападением пиктов и саксов. Создатели бриттской легенды в средневек. «Истории бриттов» также упрекают М. в том, что он увел с собой в Галлию лучшие войска. В этой легенде М. представлен как бритт и местный правитель. По Гальфриду, М. (Максимин) был сыном бритта Иоелина и племянником брит. кор. Елены. Максимин стал римским сенатором благодаря родству по матери с рим. императорами. Король Британии Октавий выдал за него дочь и передал ему королевство, после чего Максимин покорил Галлию, уничтожив всех захваченных мужчин, сделал столицей Августу Треверов, умертвил Грациана, а Валентиниана вынудил бежать. Пожалуй, единственным источником этих легенд, связывающих с именем М. вывод рим. войск из Британии, является указание Гильды Премудрого (VI в.). В своем соч. «О разорении Британии» (De excidio Britaniae. 10-11) Гильда также обвинял М. в этом, хотя знал, что вывод рим. войск не был исключительно деянием М. и продолжался после его гибели. Лит.: Pauly, Wissowa. Hbd. 28. Sp. 2546-2555; Palanque J.-R. Sur l " usurpation de Maxime//REA. 1929. Vol. 31. N 1. P. 33-36; Grumel V. La deuxième mission de saint Ambroise auprès de Maxime//REB. 1951. Vol. 9. N 1. P. 154-160; Frere S. Britania: A History of Roman Britain. L., 1967. P. 370-375; Chadwick H. Priscillian of Avila?: The Occult and the Charismatic in the Early Church. Oxf., 1976; Fontaine J. Hagiographie et politique de Sulpice Sévère à Venance Fortunat//RHEF. 1976. Vol. 62. N 168. P. 113-140; Rousselle A. Quelques aspects politiques de l " affaire priscillianiste//REA. 1981. Vol. 83. N 1. P. 85-96; Zincone S. Maximus//EEC. Vol. 1. P. 547; Казаков М. М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск, 1995. Д. В. Зайцев

http://pravenc.ru/text/2561612.html

Хотя исследователи полагают, что интерес к пресвитерианской версии протестантизма зародился у К. еще в юные годы, открыто защищать принципы пуританизма он начал лишь после возвращения в Кембридж из Ирландии. 31 мая 1567 г. К. стал бакалавром теологии в Кембридже; в 1667/68 уч. г. он исполнял обязанности университетского проповедника. Красноречивые проповеди К. пользовались успехом у слушателей и постепенно принесли ему известность и уважение среди ученой публики Кембриджа. В кон. 1669 г. К. занял специальную кафедру профессора теологии Кембриджского ун-та (Lady Margaret " s Professor of Divinity), учрежденную Маргарет Бофор (1443-1509), матерью кор. Генриха VII (1485-1509). Вскоре он начал читать 1-й профессорский курс лекций, посвятив его толкованию кн. Деяния святых апостолов . В ходе лекций К. впервые публично выступил в поддержку пуританизма и пресвитерианского устройства христ. Церкви. Излагая и толкуя содержание новозаветной книги, он одновременно сравнивал устройство апостольской Церкви с состоянием современной ему Церкви Англии и призывал вернуться к «апостольской» простоте, устранив все «пережитки католицизма» (Ibid. 1925. P. 26). Лекции К. уже вскоре после их начала стали весьма популярны и собирали значительное число слушателей, к-рые вскоре разделились на 2 противоборствующие партии. Если мн. молодые студенты и преподаватели с одобрением и восторгом воспринимали призывы К. к обновлению Церкви Англии, то большинство влиятельных докторов теологии и университетских администраторов видели в его лекциях лишь источник смуты и порицали его за нападки на существующий церковный порядок, узаконенный королевой. Предводителем настроенных против К. преподавателей Кембриджского ун-та вскоре стал Джон Уитгифт († 1604), занимавший в это время королевскую кафедру профессора теологии (Regius Professor of Divinity). Не довольствуясь критикой взглядов К. с университетских кафедр, его противники начали кампанию по его отстранению от преподавательской деятельности. Первая офиц. жалоба на К. была направлена профессором теологии и главой Куинс-колледжа Уильямом Чадертоном († 1608) 11 июня 1570 г. гос. секретарю Сесилу, к-рый формально являлся канцлером Кембриджского ун-та. В ней, в частности, Чадертон упрекал К. в том, что он прямо выступает против установленного королевой церковного порядка и высказывает взгляды, «недопустимые в христианском сообществе», а именно, что в Церкви Англии отсутствует правильное избрание пресвитеров, а должности епископов, архиепископов, диаконов, архидиаконов и др. подобные являются незаконными и «тираническими» (Ibid. P. 28).

http://pravenc.ru/text/1681191.html

Это похоже на то, как действует любая страсть. Но не всякая страсть так действует на общество. Например, человек грешит обжорством. Этот грех, конечно, мешает его спасению, искажает его жизнь, вредит его здоровью. Но то, что он обжора, не означает, что все остальные станут обжорами или что он обязательно съел чужое. Он, может быть, съест немного больше, чем другие, ну, за двоих, за троих съест, но больше-то он не съест. А деньги не имеют в этом смысле предела. — Но ведь если богатые есть, значит, они нужны? — Дело не в том, что богатые не нужны. Вообще хозяйственная жизнь нужна. Господь повелел нам питаться от трудов рук своих, мы должны зарабатывать свое пропитание, должны возделывать землю, чтобы получить те плоды, которые послужат нашему устроению. Это ясно, и это заповедь Божия неотменная. Если плодов будет больше, так это лучше. Грех не это. Грех — это страсть, которая возникает тогда, когда человек отдает деньгам слишком много внимания. О правильном отношении к богатству замечательно говорит пророк Давид: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). Апостол Павел говорит о том же: «Я вам сказываю, братие: время уже коротко, так что… должны быть… покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 29-31). Если случится, что Богу угодно будет дать богатство, то нужно помнить, что оно дается тебе не для того, чтобы ты чувствовал себя его владельцем, а для того, чтобы ты с помощью этого богатства делал добрые дела. И чтобы был к нему внутренне равнодушен. Есть деньги — тогда воспользуюсь ими, чтобы делать добрые дела. Нет денег — и не надо. Конечно, надо трудиться и заботиться о том, чтобы пропитать людей, которые вручены тебе, твоим заботам и за которых отвечаешь — это семья, близкие, люди, которые нуждаются в твоей помощи. Но для этого просто нужно работать, богатство здесь не необходимо. Богатство — это излишки. А излишки нужно раздавать нуждающимся. Не нужно над ними трястись, не нужно, чтобы сердце о них болело. А если богатство уйдет — ну и пусть. Священное Писание учит нас: «Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Пр. 28, 27). «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42). «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» — то есть богатству (Мф. 6, 24).

http://pravmir.ru/dengi-zlo/

Апостольское служение (Мф 28. 19) не ограничено определенным местом и состоит в соработничестве Христу (1 Кор 3. 9) в деле устроения Церкви по всей земле (1 Кор 3. 10–11; в Еф 2. 20 и Откр 21. 14 А. сравниваются с основанием церковного здания). Как «очевидцы Слова» (Деян 1. 2; ср.: 1 Кор 9. 1) А. должны были стать свидетелями того, что сами видели (1 Ин 1. 1; ср.: Лк 24. 48; Деян 1. 8). Апостольское служение по устроению Церкви на земле есть прежде всего служение словом. Избирая 7 мужей Церкви Иерусалима, А. указывают: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян 6. 2). Ап. Павел говорит об апостольской проповеди как о своей «необходимой обязанности» и «вверенном ему служении» (1 Кор 9. 16–17). «Горе мне, если я не благовествую»,— восклицает он (Там же). По словам апостола языков, центром апостольского благовестия является «слово о Кресте» (1 Кор 1. 18) и слово о Воскресшем Господе (1 Кор 15. 14–15). Кроме проповеди об Иисусе Христе неотъемлемой частью апостольства является учительство — научение верующих истинному богопочитанию (Мф 28. 19). Совершение таинств и др. богослужений также является одной из задач А. Сам Господь посылает их крестить (Мф 28. 19; Ин 4. 2; 1 Кор 1. 14.16). Они преломляют Хлеб (Деян 2. 42; 20. 11), совершая Евхаристию. А. рукополагают своих преемников (Деян 14. 23; 2 Тим 1. 6). Им дана власть «вязать» и «разрешать» грехи (Мф 18. 18). Свое священство А. получили в даре Пятидесятницы от «Первосвященника по чину Мелхиседекову» (Евр 5. 10). Апостольское служение предполагало полную преданность воле Божией, готовность отдать даже свою жизнь. Страдание во имя Христа неразрывно связано с апостольством (Мф 10. 16–23; 20. 22–23). Христос сравнивает своих посланников с агнцами посреди волков (Лк 10. 3). Ап. Павел также говорит о ежечасных бедствиях, сопровождающих его служение (1 Кор 15. 31). Апостольство, будучи послушанием и служением Господу, в отношении ко всем христианам первенствующей Церкви представляло собой особую власть. Она проявлялась прежде всего в пастырстве и чудотворении. Пастырская власть вручена А. Спасителем для управления Церковью Божией. Слова Христа «паси агнцев Моих» (Ин 2. 15) обращены непосредственно к ап. Петру, но содержат повеление всем А. Важнейшая прерогатива пастырской власти «вязать и решать» дана была сначала ап. Петру (Мф 16. 19), а потом и остальным ученикам (Мф 18. 18). Природу власти А. над созданными ими Церквами раскрывают Послания ап. Павла, где указывается прежде всего на ее Божественный источник (2 Кор 13. 10). С др. стороны, А. ощущают себя отцами Церквам, которые они «родили во Христе» (1 Кор 4. 15).

http://sedmitza.ru/text/410414.html

В словах апостола нет ноток горделивого превозношения. Он не хвалится перенесенными страданиями и лишениями. Все это он принял как должное. Единственное, чем он может похвалиться, это немощь: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу» ( 2 Кор. 11:30–31 ). Сила благодати Благодатная сила Божия, коснувшаяся Павла на дамасской дороге, вот то, что укрепляло его. Апостол писал в послании к христианам древнего Коринфа: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2 Кор. 12:9 ). Бог вел апостола Павла на проповедь, поэтому и успех павловой миссии дело благодати Божией. Когда среди коринфских христиан возникло разделение (одни превозносились тем, что были обращены проповедью Павла, другие Аполлоса ( о нем см.: Деян. 18:24–28 ), третьи апостола Петра), святой апостол так увещевал враждующих: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1 Кор. 3:5–7 ). Поэтому апостол призывал всегда благодарить за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием ( Еф. 5:20–21 ) и делать все во имя Господа Иисуса Христа ( Кол. 3:17 ). Постоянная благодарность Богу это то, что помогает нам почувствовать присутствие благодатной силы Божией в самих себе, помогает не превозноситься и не гордиться теми дарованиями, которые дал нам Господь . Послания апостола Павла «…Но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1 Кор. 15:10 ) Трудно себе представить, как святой апостол Павел (он же и Савл), имея слабое здоровье, мог понести такие труды. Вся жизнь апостола стала подтверждением слов: «сила Божия в немощи совершается» ( см. 2 Кор. 12:9 ). «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2 Кор. 11:23, 25–27 ), в назидание Коринфянам вспоминает апостол Павел. Такие труды и испытания невозможно перенести, опираясь только на человеческие силы. Все успехи своей проповеднической деятельности апостол Павел приписывает исключительно действию Божественной благодати и старается лишь о том, чтобы быть достойным Духа Святого.

http://azbyka.ru/way/apostol-pavel-naime...

19). Сквозь запертые двери Христос приходит к Своим ученикам и через 8 дней после Воскресения (Ин 20. 26). Его не узнают даже близкие Ему люди, ибо глаза их «удержаны» (Лк 24. 16; Ин 20. 15). Во время преломления хлеба в селении Еммаус, когда «открылись глаза» спутников Иисуса Христа «и они узнали Его», «Он стал невидим для них» (Лк 24. 30-31). Воскресший Христос является «не миру» (Ин 14. 22), а лишь ограниченному кругу тех, кого Он избрал, потому что для мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19), Он - «камень, который отвергли строители... камень претыкания и камень соблазна» (1 Петр 2. 7). Поэтому Его не видит даже стража, хотя в момент Воскресения она находится непосредственно у погребальной пещеры. Апостольская проповедь со времени основания Церкви была проповедью о воскресшем Христе, а сами апостолы называли себя «свидетелями» Воскресения (Деян 2. 32; 3. 15). Воскресение Его для них - основа христ. веры, ибо «если Христос не воскрес,- говорит ап. Павел христианам Коринфа,- то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15. 14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19). При всем том, что они не были свидетелями самого момента восстания Иисуса Христа из гроба, апостолы свидетельствуют прежде всего о самом факте Воскресения (Деян 2. 24; 4. 10 и др.) и о его соответствии Писанию (т. е. об исполнении ветхозаветных пророчеств о Христе). Так, ап. Петр в день сошествия Св. Духа раскрыл собравшимся мессианский смысл 15-го псалма, указав при этом, что слова прор. Давида: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян 2. 27) - относятся не к самому пророку, ибо «он и умер и погребен» (Деян 2. 29), а к воскресшему Христу (Деян 2. 30-31). Обращаясь к членам синедриона, ап. Петр объясняет, что под ветхозаветным образом краеугольного камня (Ис 28. 16; ср.: Пс 117. 22) также следует разуметь Иисуса Христа, Которого они распяли и Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 4. 10-12). В Воскресении Христовом ап. Павел усматривает исполнение обетования, «данного отцам» (Деян 13. 32), подчеркивая при этом, что Воскресший «уже не обратится в тление» (Деян 13. 34). Тема Воскресения присутствует в его проповеди постоянно: не только тогда, когда он обращается к иудеям с их мессианскими чаяниями, но и к язычникам, поклонявшимся «неведомому Богу» (Деян 17. 23, 31-32). 15-ю гл. его 1-го Послания к Коринфянам по праву можно назвать, как замечает прот. Георгий Флоровский, «евангелием Воскресения» ( Флоровский Г. О Воскресении мертвых//Переселение душ: Пробл. бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. ст. П., 1935. С. 135). В ней ап. Павел пишет не только о самом факте Воскресения Иисуса Христа, но и о значении этого события в христ. сотериологии, соотнося его при этом с буд. всеобщим воскресением человеческого рода.

http://pravenc.ru/text/воскресения ...

Следует отметить, что некоторые исторические Церкви, славные своим духовным уровнем, свидетельством и вкладом, никогда не впадавшие в бездну ереси или раскола, еще не получили автокефалию и, весьма вероятно, не получат ее во веки вечные. Несмотря на это, они не протестуют, ни жалуются и не хнычут. Следовательно, с необходимостью напрашивается вывод в виде оксюморона: значит, будучи раскольнической общиной, рано или поздно ты все равно будешь оправдан, восстановлен и, более того, возвышен до статуса автокефальной Церкви. Таким образом, раскол перестает быть смертным грехом и преступлением, несмываемым даже мученической кровью, а превращается в простую и легкую оплошность, легко врачуется и, в конце концов, — о, странное чудо! — вознаграждается. Хотим мы этого, или нет, но устраняется преграда для множества новых расколов, а Православная Церковь рискует стать неким виноградником без ограды, при этом произойдет непоправимый вред, соблазн совести и утрата всякого доверия к нашей Церкви как у инославных, так и у иноверных и нерелигиозных людей. Все это я пишу с большой скорбью, с душевной болью, к тому же всем сердцем почитая и любя мученическую Великую Церковь Христову, «истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему» (Рим. 9:1, ср. 2 Кор. 11:31, Гал. 1:20, 1 Тим. 2:7), как следствие только что возникшей ситуации, напряжения и разногласий по вопросу уврачевания ран, нанесенных расколами. В настоящее время расколы, вместо того, чтобы быть устраненными из нашей среды, странным образом вызывают дополнительные духовные и душевные расколы среди самих защитников единства, благостояния и стройного шествия святых Божиих Церквей. Именно ради утверждения вот этих последних ценностей «забота о всех Церквах» (2 Кор. 11:28) наполняет и мое сердце смиренного православного епископа, так что «мне, наименьшему из всех святых» , т.е. христиан (Еф. 3:8, ср. 1 Кор. 15:9), непозволительно молчать, чтобы избежать возможных подлых и ничтожных обвинений в неверности, предательстве, дезертирстве и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/5271726.ht...

«Печать принятого человеком направления в искусстве жить накладывается» (С.15) и на его житейские дела, поступки и, конечно же, словесное творчество. Чем совершеннее (благодатнее) жизнь человека, тем большее смирение в трудах его. А труд его – не славы ради мира сего (личной славы), но – во славу Божию: «И все, что вы делаете, словом или делом , все делайте во имя Господа Иисуса Христа… И все, что вы делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, … ибо вы служите Господу Христу» (Колос.,3,17,23) (Выделено мной. – А.У.). Здесь приведено исходное положение в осознании древнерусскими «списателями» своего труда. Следует напомнить, что практически все известные нам древнерусские авторы XI-XII вв. – монахи, т.е. в искусстве жить избрали «ангельский путь» совершенствования, отказавшись от «славы и богатств мира сего», ради духовного служения Богу. Уместно заметить, что «человек начинает творить лишь со времени приобретения навыка духовного господства над плотью, над материальностью мира, поскольку непременным условием всякого творчества есть свобода творящего духа над материальным творением » (С.27). Поэтому монашеское духовное делание – есть освобождение духа от всего мирского – есть «процесс становление человека в творца» (С.27). И чем больше свобода духа , тем сильнее талант , воспринимаемый как Богом данный и употребляемый во славу Божию по словам апостола Павла: «Что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор.,10,31). «Человек ответственен перед Создавшим его за реализацию этого творческого дара, этого предвечного божественного о нем замысла. Страшный Суд будет судить именно о том, как и насколько человек осуществил в земной жизни свое творческое назначение» . «Полнота же духовной свободы достигается только жизнью в Боге, … жизнью, к которой стремятся монахи (и святители из монахов). Но поскольку Бог есть Дух, то только облагодатствованный Святым Духом человек обретает необходимую для творчества свободу духа, по сказанному: «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.3,17; ср.: Ин.4,24; 1 Ин.4,8; 1 Кор.8,3)» (С.28).

http://pravoslavie.ru/sm/5885.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010