Значительны заслуги К. и перед РПЦ. Благодаря его усилиям на историческом фак-те МГУ в 2007 г. была создана первая в России кафедра истории Церкви. К.- член Межсоборного Присутствия, член Совета ИППО, председатель экспертного совета Макариевского фонда РПЦ, РАН и правительства Москвы. Заслуги К. в деле развития сотрудничества между академической и вузовской наукой с одной стороны и РПЦ - с другой были отмечены рядом наград РПЦ: орденами св. кн. Даниила Московского 3-й степени (1997), 2-й степени (2002), свт. Макария, митр. Московского и всея Руси, 2-й степени (2004), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2007). К. имеет также ряд гос., иностранных, академических и иных наград: орден Дружбы (2005), орден Почета (2009), орден св. Анны 3-й степени (Российский Императорский Дом, 2011), орден Академических пальм (Франция, 2004), медаль им. акад. С. И. Вавилова (фонд «Знание» им. С. И. Вавилова, 2008), звания почетного работника высшего профессионального образования РФ (1998), заслуженного профессора МГУ (2005), почетного профессора Цзилиньского ун-та (КНР, 2006), почетного профессора Национальной АН Азербайджана (2011). Лит.: Лауреаты Ломоносовских премий 1944-1994 гг.: Биогр. слов. М., 1996. С. 109-110; Профессора и доктора наук Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова: Биогр. слов., 1997. М., 1998. С. 226-227; Скулачева Е. Наследие Византийской цивилизации//Московский университет: Газ. 2000. 16 (3904). Апр. С. 2; Аникеев А. А., Егорова Н. И., Родионов О. А. Историки России: Кто есть кто в изучении зарубежной истории. Ставрополь, 2004. С. 90-91; Ученые Московского ун-та - действительные члены и члены-корреспонденты Российской Академии наук (1755-2004): Биогр. слов. М., 2004. С. 600; Энциклопедический словарь Моск. ун-та: Исторический факультет. М., 2004. С. 225-227; Профессора Московского университета, 1755-2004: Биогр. слов. М., 2005. Т. 1: А-Л. С. 549; Чернобаев А. А. Историки России XX в.: Биобиблиогр. слов. Саратов, 2005. Т. 1. С. 405; Contemporary Who " s Who of Professionals, 2004-2005/American Biographical Institute. Raleigh (N. Car.), 2005; Who " s Who in Russia 2008: Gold Edition. Moscow; Mil., 2008. P. 293; Море и берега: К 60-летию С. П. Карпова от коллег и учеников. М., 2009; Γιαννπουλος Ν. Βιο-εργογραφικ στοιχεα Sergei Karpov// Προσεγγσεις στην ιστορα του Πντου: Πρακτικ 2ου Διεθνος Συνεδρου Ποντιακν Ερευνν, Δρμα 27-29 Σεπτεμβρου 2008/ Επιμ. Θ. Α. Κυριακδης, Κ. Στ. Χατζηκυριακδης. Θεσσαλονκη, 2011. Σ. 17-22.

http://pravenc.ru/text/1681149.html

В 1991-1994 годы были проведены первоочередные работы: разобраны многочисленные перегородки, межэтажные перекрытия и лестничные марши. Центральный купол одет новым оцинкованным металлом, на нем установлены барабан с главкой и крестом. Перекрыта крыша над алтарной частью. Устроено плиточное покрытие полов; проведено новое отопление, установлены новые окна в храме, трапезной и ротонде, новые двойные дубовые двери, изготовлен и установлен новый иконостас. Огромный вклад в дело восстановления храма внесло ЗАО «Кировский стройфарфор» (ныне «Кировская керамика») в лице генерального директора Михалева В. В. и коллектив предприятия. С 1994 по 1996 гг. — настоятелем храма был иерей Виктор Бурцев. Также свое пастырское служение в Александро-Невском храме совершал протоиерей Георгий Дмитриев. 16 апреля 1994 года архиепископ Калужский и Боровский Климент совершил освящение центрального престола во имя святого благоверного князя Александра Невского. С 26 сентября 1998 по 2005 годы настоятелем храма являлся протоиерей Александр Прискока. С 2006 г. по февраль 2010 года настоятелем храма был иерей Евгений Анохин. В октябре 2008 года на средства ЗАО «Кировский стройфарфор» было заменено покрытие на куполе храма. Вместо оцинкованной стали купол был покрыт нитрид-титановыми пластинами, имитирующие цвет золота. В городе Волгодонске были заказаны главка, барабан и трех метровый крест, так же золотистого цвета, которые и были установлены на куполе 31 октября 2008 года при участии специалистов завода и прихожан. Крест перед водружением на купол храма был освящен настоятелем храма иереем Евгением Анохиным. В апреле 2005 года, накануне Пасхи, был открыт новый трехъярусный иконостас, иконы для которого написаны иконописцами из города Владимира, а резьба тябла, рамы и другие настенные детали изготовил местный мастер из села Волое – И. Г. Аверьянов. Все – и иконы, и резной золоченый иконостас – изготовлены на средства кировских благотворителей – заводчан. Так же в одном стиле вырезаны киоты для чтимых икон, свечная лавка и клирос.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

К кон. 90-х гг. XX в. уровень межконфессиональной напряженности епархии заметно снизился в связи с подписанием в Киеве в 1997 г. меморандума о недопущении насилия в межцерковных спорах. Тем не менее сторонниками «Киевского Патриархата» были захвачены храмы в с. Ульяники Рожищенского р-на (1997), с. Козлиничи Маневичского р-на (1998), с. Буркачи Гороховского р-на (1998). Однако после 1999 г. и вплоть до 2014 г. захваты храмов не происходили, что во многом являлось заслугой Н. Под рук. Н. в Луцкой епархии реализовывались новые миссионерско-просветительские и издательские проекты. В частности, в 2003 г. переиздан украиноязычный вариант Волынско-Почаевского патерика с прибавлением житий новомучеников XX в., связанных с Волынью. Неск. раз переиздавался 1-й на Украине украиноязычный учебник по Закону Божию (1-е издание - в 1994 г. под редакцией автора-составителя, ректора Волынской ДС прот. Петра Влодека). В кон. 2005 г. епархия выпустила 1-е в УПЦ каноническое издание НЗ (богослужебного формата) на укр. языке. Осуществленный по благословению Н. перевод на укр. язык богослужебного Евангелия был взят за основу при издании в 2011 г. в Киеве украиноязычного Апостола, а также при издании в 2013 г. в Ужгороде 1-го полного украиноязычного Служебника. В 2004-2005 гг. на Волыни вышли 2 издания молитвослова с церковнослав. фонетикой в укр. транскрипции, молитвослов с каноном и правилом ко Причастию (2006) и «Закон Божий» (2010), напечатанные шрифтом Брайля). Начиная с 2010 г. издавались сборники материалов международных конференций «История и современность Православия на Волыни», проводимых силами Волынского ЕУ и Волынской ДС. В 2011-2012 гг. осуществлены факсимильные издания памятников древнерус. письменности Луцкого Евангелия (ок. 1366) и Луцкой Псалтири (сер. XIV в.). Последним крупным культурно-просветительским проектом епархии, осуществленным по благословению Н., стало факсимильное переиздание рукописного Холмского Евангелия в кон. 2015 г. Н. стремился удовлетворять прошения приходов о переходе в богослужениях с церковнославянского на укр. язык, считал, что данная мера является компромиссом, направленным на недопущение уклонения правосл. общин из-за языковых споров в раскольнические юрисдикции. К нач. 2013 г. из 376 приходов Луцкой епархии в 51 храме все богослужения совершались на укр. языке, а еще 45 храмов имели смешанный язык богослужений (службы совершали по-украински и по-церковнославянски). При этом Н. являлся противником форсированной украинизации богослужений, почти не совершал литургий на укр. языке, аргументируя это тем, что не существует полного канонического перевода богослужебных книг на украинский язык.

http://pravenc.ru/text/2577729.html

Св. Григорий Нисский . Аскетические сочинения и письма. М., 2007. Св. Григорий Нисский . Большое огласительное слово. Киев, 2003. Св. Григорий Нисский . Об устроении человека. СПб., 2000. Св. Григорий Нисский . Опровержение Евномия. Т. 1,2. Краснодар, 2003. Св. Григорий Нисский . Послание о жизни Макрины. М., 2002. Св. Григорий Нисский . Точное изъяснение Песни песней Соломона. М., 1999. Св. Григорий Нисский . Что значит имя христианин? М., 2000. Евсевий. Жизнь Константина. М., 1998. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001. Блаж. Иероним Стридонский . Избранные письма//Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002. Се. Иоанн Дамаскин . Источник знания. СПб., 2006. Се. Иоанн Дамаскин . Три слова в защиту иконопочитания. СПб., 2001. Сб. Максим Исповедник . Письма. СПб., 2007. Сб. Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. Ориген. О началах. СПб., 2000. Плотин. Эннеады. Пятая эннеада. СПб., 2005. Руфин Аквилейский . Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии. СПб., 2005. 230 Исследования Александрова Т. Л. Предисловие//Святитель Григорий Нисский . Аскетические сочинения и письма. М., 2007. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994. Амфилохий (Радович) , митр. История толкования Ветхого Завета. М., 2008. Афанасий (Евтич) , архиеп. Протология и эсхатология у Максима Исповедника //Материалы конференции «Эсхатологическое учение Церкви». Москва, 14–17 ноября 2005 г. М., 2007. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4. М., 2002. Василий (Кривошеин) , архиеп. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого //Богословские труды 1952–1983 гг. Н. Новгород, 1996. С. 230–241. Вигуру Ф. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. СПб., 1898. Виноградов H., свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова //Св. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. М., 2007. Гаспаров М Л. Вторая софистика и ее предтечи//История всемирной литературы: В 9 т./АН СССР; Ин-т мировой лит.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

По сведениям прав. Евфимия Такаишвили, в 1-й пол. XIX в., во время обновления храма, стены полностью расчистили, при этом были уничтожены ценные исторические надписи. В кон. 90-х гг. XX в. в церкви провели ремонтные и восстановительные работы, очищены и оштукатурены стены, обновлено покрытие кровли, двор выложен гранитными плитами. В 1998-2000 гг. Д. Хидашели и М. Чакветадзе осуществили роспись храма. В 2001 г. в юж. нефе был устроен придел во имя Жен-мироносиц. Колокольня И. была построена в 1656 г. по заказу Бежана Чхеидзе и настоятеля церкви о. Николая. Строение расположено в 20 м от церкви и представляет собой 3-ярусную, сужающуюся кверху башню (6,25×4,95 кв. м), сложенную из грубо тесанных квадров песчаника. В кон. XIX в. колокольня была отреставрирована, с юж. стороны была пристроена маленькая беседка. Ограда (40×25 кв. м, высота до 2 м) сооружена также в 1656 г. из квадр известняка; в нач. XIX в. вход на территорию мон-ря был перенесен на юго-вост. сторону, в юж. часть ограды встроена башня. Кельи и др. постройки примыкают к ограде. Ист.: Brosset M. F. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgia et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1878. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 106; Такаишвили Е. Три исторические хроники. Тифлис, 1890. С. 21 (на груз. яз.); Древности Грузии/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1910. Т. 3. С. 126, 132-133 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим/Исслед., словарь, указ.: Е. Метревели. Тбилиси, 1967. С. 13 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 377. Лит.: Габашвили Ц. Порталы в груз. архитектуре. Тбилиси, 1955. С. 74; Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тбилиси, 1974. С. 15-18 (на груз. яз.); Описание ист. и культурных пам-ков Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 434-436 (на груз. яз.); Рчеулишвили Л. Очерки истории искусства Грузии. Тбилиси, 1994. С. 434-436 (на груз. яз.); Качарава Э. Доротеоз III//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 101-102 (на груз. яз.); Гуниа И. Монастыри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 127-128 (на груз. яз.); Лацибидзе Т. Итриа: Древнейшие селения Хашурского р-на и их история. Хашури, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

13-14 сент. 1989 г. назначен архиепископом Житомирским и Овручским с освобождением от должности заместителя председателя ОВЦС. И. принимал участие в обсуждении и решении вопроса о недоверии митр. Филарету (см. Денисенко ) и об увольнении его с Киевской кафедры. И. инициировал совещание архиереев, клириков, монашествующих, представителей правосл. братств и мирян УПЦ, состоявшееся 30 апр. 1992 г., участники которого потребовали немедленной отставки Филарета и проведения Архиерейского Собора УПЦ. И. был членом Собора, созванного 27 мая 1992 г. в Харькове и избравшего Ростовского митр. Владимира (Сабодана) Предстоятелем УПЦ. 5 окт. 1994 г. назначен архиепископом Одинцовским, викарием Московской епархии. С 27 дек. 1996 г. архиепископ Челябинский и Златоустовский. 25 февр. 2000 г. возведен в сан митрополита. За 14-летний период служения И. на кафедре число приходов в Челябинской епархии увеличилось с 59 до 263. В 2006 г. было построено новое здание епархиального управления вместо прежнего, одноэтажного. Были построены и освящены храмы во имя прп. Серафима Саровского в Златоусте, в честь Вознесения Господня в Магнитогорске, Благовещения Пресв. Богородицы в г. Миасс, Преображения Господня в г. Чебаркуль, Богоявления в с. Еткуль, во имя Георгия Победоносца (25 авг. 2009) в новом металлургическом районе г. Челябинска. Были восстановлены уцелевшие от разрушения храмы, являющиеся историческими памятниками архитектуры. Так, 7 мая 2010 г. была освящена закрытая в 30-х гг. XX в. ц. Георгия Победоносца в с. Беспаловка. В 2008 г. был награжден знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью». На протяжении всей деятельности И. осуществлялось успешное сотрудничество Челябинской епархии с органами власти, гос. структурами, общественными орг-циями. Под рук. И. ведется межрелиг. диалог в регионе. В 2009 г. по инициативе епархии было подписано соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Уральским федеральным округом, в 2010 г. более расширенное соглашение о социальном партнерстве с округом в Челябинске подписал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . Награжден орденами св. Владимира 2-й степени (5 сент. 1977), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (12 марта 1979), 1-й степени (6 нояб. 1988), св. Даниила Московского 2-й степени (18 июля 1998), прп. Серафима Саровского 2-й степени (3 янв. 2005).

http://pravenc.ru/text/578188.html

Краткая биографическая справка: Родился 23 января 1974 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье флотского офицера. В 2006 г. окончил Северо-Западную академию государственной службы при президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление». Начал политическую карьеру в 1991 г. в Свободной демократической партии России, сопредседателями которой были Марина Салье и Лев Пономарев. В 1994-1995 гг. был помощником депутата Государственной думы РФ I созыва от блока «Выбор России» Виталия Савицкого (погиб в автокатастрофе во время избирательной кампании в Госдуму II созыва в декабре 1995 г.). Участвовал в деятельности возглавляемой Савицким партии Российский союз христианских демократов (РХДС), был председателем в общественной организации «Молодые христианские демократы» при РХДС. В 1997–1998 гг. – общественный помощник депутата Госдумы РФ II созыва и сопредседателя партии «Демократическая Россия» Галины Старовойтовой. По ее инициативе в 1998 г. выдвинул свою кандидатуру в Законодательное собрание Санкт-Петербурга по округу Был включен в список движения «Северная столица», который возглавляла Галина Стровойтова. Перед вторым туром выборов снял свою кандидатуру в пользу соперника от блока сторонников губернатора Владимира Яковлева Вадима Тюльпанова. С 1999 г. – помощник депутата Заксобрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанова (с января 2003 г. – председатель законодательного собрания Санкт-Петербурга). В 2004 г. – депутат муниципального совета муниципального образования «Дачное» (Санкт-Петербург). С 2005 г. – глава местной администрации муниципального образования «Красненькая речка» (Санкт-Петербург). В марте 2007 г. избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга IV созыва по списку партии «Единая Россия». До декабря 2009 г. – председатель постоянной комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству, член бюджетно-финансового комитета. В 2009-2011 гг. – председатель комитета по законодательству.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/23/id...

В 1994 -1997 гг. П.- президент Американской академии искусств и наук, в 2000-2001 гг.- президент Американской академии политических и социальных наук, в 2003-2004 гг.- ее председатель. В 1996 г. ему было присуждено самое высокое ученое звание в Йельском ун-те - заслуженный стерлингский профессор истории. Деятельность П. была тесно связана с правосл. Свято-Владимирской духовной семинарией Православной Церкви в Америке . В течение мн. лет П. поддерживал дружеские отношения с ее деканами - прот. Георгием Флоровским , ставшим впосл. его духовным наставником, протопр. Александром Шмеманом и прот. Иоанном Мейендорфом . 25 марта 1998 г. в семинарской часовне предстоятелем Православной Церкви в Америке митр. Феодосием (Лазором) П. был присоединен к Православию (см. ст. Присоединение к Православию ) через таинство Миропомазания . В том же году он стал работать в Попечительском совете семинарии, затем председателем Комитета по академическим вопросам, корпоративным секретарем семинарии (2004-2005). За время преподавательской и научной деятельности он получил почетные научные степени 42 ун-тов мира, был редактором религ. отдела в энциклопедии «Британника». В 2004 г. за многочисленные достижения в области гуманитарных наук П. совместно с франц. философом П. Рикёром удостоен премии Дж. У. Клюге, денежное вознаграждение за к-рую принес в дар Свято-Владимирской духовной семинарии. Похоронен на кладбище Гров-стрит г. Нью-Хейвен (шт. Коннектикут). Историко-богословские воззрения Историко-богословские воззрения П. были сформированы под влиянием трудов А. фон Гарнака . П. отдавал дань уважения ему как ученому, применявшему строгую историко-критическую методологию, и воспринял от него концепцию экзистенциального знания, способного раскрыть смысл человеческой жизни. Вместе с тем П. подверг критическому анализу его принципы исторического исследования догматов, согласно к-рым история определяет универсальную сущность христианства, а поиск христ. вести сопряжен с отсечением незначительных фактов истории. По мнению П., такой подход ведет к радикальному редукционизму. Принимая концепцию истории прот. Г. Флоровского как трагедии греха и тайны спасения, он согласился с ним в том, что задача исторического метода заключена не в обнаружении Божественного действия в истории, но в понимании человеческой деятельности «в потрясающем разнообразии и смешении, в котором она представляется наблюдателю» (The Predicament. 1997. P. 209).

http://pravenc.ru/text/2579932.html

Распространение термина «исихазм» на еще более широкую - политико-культурную - сферу произошло во многом под влиянием авторитета протопр. И. Мейендорфа, занимавшегося, в частности, богословием свт. Григория Паламы и русско-визант. связями XIV-XVI вв. В поисках «идентичности» православия на Западе в условиях постепенного размывания русской диаспоры и в попытке противопоставить православие инославным конфессиям, развив историософию русской религиозной мысли и идеи нек-рых правосл. ученых 30-50-х гг. XX в., протопр. И. Мейендорф (к-рому в ряде публикаций последовали в Греции - А.-Э. Тахиаос, а в России - Г. М. Прохоров) создал теоретическую концепцию, выдвигавшую на первый план паламизм и И. с целью подчеркнуть динамизм и своеобразие православия, развивавшегося в последние века Византии и в слав. странах по иным путям, нежели «возрожденческий гуманизм» на Западе, и связать вост. мистику с социально-политической жизнью (включая искусство, см.: ИАБ, 9. 1342, 1357, 1359, 1448, 1450, 1457; эти и подобные работы представляются недостаточно аргументированными, ср.: ИАБ, 1. 591; о противоречивых взглядах в совр. науке относительно влияния И. на искусство Болгарии в XIV в. см.: Панчева. 2005). Дальнейшая популяризация подобного представления привела к еще большей размытости понятия «исихазм», ставшего восприниматься практически как синоним «православия». Особое значение здесь имеет творчество С. С. Хоружего, предпринявшего попытку положить И. в основу нового философско-антропологического синтеза, ставящего своей целью дальнейшее развитие правосл. богословия, но на самом деле в принципиальных положениях и выводах ему противоречащего (см.: Дунаев. 2008-2009. С. 579-580). В русле «политического» и «философского» И. в последнее время создан целый ряд работ на русском языке, претендующих на научный характер (см., напр.: Семаева И. И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Докт. дис./Моск. пед. гос. ун-т. М., 1994. 335 с.; Чернышева А. Н. Философия исихазма и формирование архетипов древнерусского религиозного искусства: Эстетический анализ иконописи XIV-XVI вв.: Канд. дис./МГУ. М., 1998. 127 с., илл.; Климков О., свящ. Опыт безмолвия: Человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб., 2001. 285 с.; Скоков С. Н. Идея интуиции в диалоге феноменологии и исихазма: Канд. дис./Рос. ун-т дружбы народов. М., 2002. 145 с.; Петрунин В. В. Политический исихазм и его традиции в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: Канд. дис./МГУ. М., 2002. 132 с. (изд.: Политический исихазм и его традиции в социальной концепции Московского Патриархата. СПб., 2009); Наделяева Е. П. Традиции исихазма в русской средневековой культуре: Канд. дис./Моск. пед. гос. ун-т. М., 2004. 190 с.; Филиндаш Л. В. Исихазм и его влияние на византийскую и русскую живопись XIV-XV вв.: Канд. дис./Гос. ун-т управления. М., 2006. 197 с., илл.; см. также: ИАБ, 9. 1375, 1378, 1422, 1432-1437, 1457).

http://pravenc.ru/text/674926.html

В 1967-1987 гг. и с сентября 1995 г. по 2005 г. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды». В 1973-1986 гг. — член Учебного комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии. В 1976-2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г. в Синодальную богословскую комиссию . В 1981-2004 гг. — заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС . В 1990-1993 гг. — главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии «Богословский вестник». В 1991-99 гг. — сопредседатель ежегодной Международной конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубна (Московская обл.). В 1994-1995 гг. — член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами РФ и Русской Православной Церковью. В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии. В 1995-1997 гг. — член постоянного президиума Всемирного русского народного собора . В 1995 г. определением Священного Синода был включен: В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». С 1979 г. — член Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, в 1982-2007 гг. — Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; в 1991-1998 гг. — член комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей. Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др. Был участником ряда Ассамблей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей, Христианской мирной конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245012...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010