1 Флоренский. П., свящ. Столп и утверждение истины. М. Лепта. 2002. с. 98—99. 2 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт. М. 1996)., c. II. 3 Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник. 1998. с.9. 4 Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.90. 5 Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1992, т. 2. с.7. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 7 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. – Репринт. Ростов-на-Дону. 1992. с.188. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 10 Слободской С. Прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.125. 11 Слободской С., прот. Закон Божий. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1993. с.136. 12 По книге: Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1997. ч.3. с.91—92. 13 Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.2. с.129. 14 Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.88. 15 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви М.: Центр «СЭИ». 1991. с.83. 16 Дионисий Ареопагит, св. О Божественных именах. О мистическом богословии. СПб. 1994. с.131. 17 Написано по книге: Катехизис. Киев: Издание УПЦ. 1991. с.112—114. 18 Написана по книге: Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского. 2002. с.60—65. 19 Давыденков О., иерей. Катехизис. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1998.с.105. 20 Филарет, святитель. Пространный христианский катехизис. Белосток. 1990 (репринт). с.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Почему я встал на защиту Белого Дома… Один из защитников Белого Дома иеромонах Никон (Белавенец) о причинах, последствиях и уроках Октября 93-го 03.10.2018 2820 Время на чтение 4 минуты В начале октября 1993 года в Москве произошли трагические события, закончившиеся штурмом здания Верховного Совета Российской Федерации и упразднением Съезда народных депутатов и Верховного Совета в России. Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти - исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента - Верховного Совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, 3-4 октября 1993 года перешло в вооруженное столкновение и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента - Дома Советов (Белого дома). Согласно заключению комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, исходной причиной событий и их тяжких последствий явилась подготовка и издание президентом РФ Борисом Ельциным указа от 21 сентября «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00. Один из защитников Белого Дома в октябре 1993 года иеромонах Никон (Белавенец) вспоминает в интервью «Русской народной линии» события четвертьвековой давности: Для меня события 1993 года одновременно печальные и радостные. На баррикадах возле Белого Дома я познакомился с замечательными русскими людьми. За минувшие годы наша дружба, соединенная кровью товарищей, только окрепла. Несмотря на различие взглядов на те или иные события, мы ощущаем себя однополчанами. Почему я встал на защиту Белого Дома? Была прозаическая причина. За год до тех событий я был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Язвище Волоколамского района Московской области - родине преподобного Иосифа (Волоцкого). В 1992 году произошла инфляция, деньги обесценились, поэтому приход остался без средств к существованию. Мне хотелось создать подобие патриотического объединения вокруг прихода. Ведомый этой целью я вышел на депутатов патриотического крыла Верховного Совета Российской Федерации. Когда же мы начали осуществлять первые практический шаги, произошел государственный переворот. Беспокойство за моих новых друзей привело меня на баррикады к Белому Дому.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/03/po...

[  назад  ] Епархии Грузинской православной церкви Ахалцихская епархия (до 1983 - Мцетско-Джавахетинская) Анания (Джапаридзе) (29 июня 1981 - 25 декабря 1992) Сергей (Чекуришвили) (27 декабря 1992 - 1997) Николай (Пачуашвили) (1997-1998) Феодор (Тчуадзе) (1998- Батумская и Шемокмедская епархия (1920-1995), Б. и Схалтская епархия (1995- Георгий (Аладашвили) (1920-1922) Давид (Качахидзе) (1923-1924 и 1930-1935) Нестор (Кубанеишвили) (1924-1926) Иоанн (Маргишвили) (1926-1928) Алексий (Герсамия) (1928-1930) 1930-1953 вакантна Гавриил (Чачанидзде) (1953) Ефрем (Сидамонидзе) (8 сентября 1953 - 11 января 1960) Илия (Шиолашвили) (25 августа 1963 -1967) Романоз (Петриашвили) (1974-1978) Давид (Чкадуа) (1978-1981) Шио (Авалишвили) (1981-1986) Константин (Меликидзе) (1986-1992) Христофор (Цамалаидзе) (1992-1993) Иов (Акиашвили) (17 мая 1992 - 1996) Дмитрий (Шиолашвили) (8 ноября 1996 - Болнисская и Дманисская епархия (с V века) Тадеоз (Иорамашвили) (4 апреля 1995 - 27 июня 2005) Иегудиил (Табатадзе) (27 июня 2005 - 21 декабря 2006) Ефрем (Гамрекелидзе) (31 декабря 2006-) Боржомская и Ахалкалакская епархия (- 17 октября 2002). Боржомско-Бакурианская (17 октября 2002- Серафим (Джоджуа) (20 апреля 1995 - 24 апреля 2016) Лазарь (Самадбегишвили) (2 января 2017 - 20 ноября 2020) Ахалкалакская, Кумурдойская и Карсская епархия (17 октября 2002 - В 2002 году Ахалкалакская и Кумурдойская епархия создана при разделении Боржомской и Ахалкалакской епархии. 27 декабря 2018 переименована в " Ахалкалакскую, Кумурдойскую и Карсскую епархию " . Николай (Николоз) (Пачуашвили) (17 октября 2002 - Ванская и Багдатская епархия Антоний (Булухия) (11 ноября 1996 - Гардабанийская и Марткопийская епархия Иаков (Иакобишвили) (21 декабря 2010 - 23 апреля 2013) 23 апреля 2013 епархия упразднена и присоедена к Мцхетско-Тбилисской. 11 октября 2013 года из Мцхета-Тбилисской епархии была вновь выделена Марткопская и Гардабанская епархия, охватывающая территорию Гардабанского муниципалитета (примерно половина жителей муниципалитета - азербайджанцы-мусульмане).

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-gr...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Свобода совести и сектантство в Российской Федерации Инновационные механизмы противодействия на законодательном уровне 28.06.2016 927 Время на чтение 25 минут Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели. Иоанн Лествичник «Лествица», сл.4, гл.6 По данным Минюста России, на территории Российской Федерации уже зарегистрировано в 2 раза больше религиозных организаций, чем в РСФСР - на 1 октября 2015 года их число в российском реестре составляет 27 978 религиозных организаций, из них централизованных - 565, многие из которых зарегистрированы еще в 1990-е годы. Причем их численность постоянно увеличивается. Например, «Адвентисты седьмого дня» (с 72 в 1992 году до 564, включая местные, в 2015 году), «Свидетели Иеговы» (с 44 в 1993 году до 407 в 2015-м), «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», иначе - мормоны (с 1 в 1992 году до 57), молокане (с 1 в 1992 году до 19), «Армия Спасения» (с 1 в 1992 году до 13), «Общество сознания Кришны» (с 23 в 1992 году до 79). В структуру централизованных религиозных организаций не входит 216 местных религиозных организаций (из 26 тысяч 342-х). См. доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год в «Российской газете» за 2016 год, После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года 261 (См. Российские статистические ежегодники), олицетворяющего либерализацию законодательства в сфере религиозных объединений, в реестр зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций внесены сведения о 703 религиозных организациях (в том числе о 199 религиозных организациях, действующих в Крымском федеральном округе), а также поступило 32 уведомления о начале деятельности религиозных групп.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/29/...

православна церква В 1991 митрополит Филарет, возглавляющий УПЦ начинает настойчиво добиваться автокефалии (прошение об автокефалии было подано в Москву 3 ноября 1991). В итоге разгоревшегося конфликта, 7 апреля 1992 перестал подчиняться Московскому Патриархату . 27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ , который сместил митрополита Филарета с должности Предстоятеля УПЦ , Киевской кафедры и отчислил его из штата с запрещением в священнослужении. М.Филарет (Денисенко), не признав этого решения, с группой последователей стал фактически независимым иерархом, продолжая считать себя главой УПЦ . За м.Филаретом остались Владимирский собор, где он продолжил служить, митрополичья резиденция. 25 июня 1992 года м. Филарет со своими последователями (по их мнению представляя все УПЦ ) провел объединительный собор с УАПЦ , в результате которого появилась новая единая церковь - Украинская Православная Церковь Киевского патриархата. Единым патриархом остался Мстислав (который не участвовал в самом процессе объединения и пребывая в США имел весьма смутное представление о происходящем в Украине). 17 октября 1992 года патриарх Мстислав, непризнавший обхединения, отлучинл от УАПЦ владык Антония (Масендича) и Владимира (Романюка). После объединения м.Филарет вновь перерукоположил многих архиереев УАПЦ (для некоторых это было уже третье рукоположение). Не смотря на принятие нового названия ( " УПЦ КП " ), всем приходам УАПЦ, которые вошли в состав церкви, было дозволено сохранять свое историческое название (приход УАПЦ), не вводя новой аббревиатуры. Далеко не все приходы УАПЦ в Украине признали объединительный собор, трое иерархов отказалось от объединения с м.Филаретом (как по идеологически - они сомневались в искренности бывшего митрополита Московского патриархата, но один из них скоро вернулся в УПЦ-КП). В июле к УПЦ КП из УПЦ присоединился епископ Львовский Андрей (Горак), принесший с собой и все имущество епархии. К 1993 году патриарх Мстислав практически прервал отношения со своей украинской " паствой " , которая фактически была разделена на две части. Фактически уже весной 1993 года на Украине оформились две независимые конфессии. Причем обе формально возглавлял Мстислав Скрипник, и в обеих фактически всеми делами заправляли совершенно другие лица.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-up...

В связи с уходом на покой митрополита Филарета, Священный Синод определил Преосвященным Минским и Слуцким быть митрополиту Рязанскому и Михайловскому Павлу. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел (в миру — Пономарев Георгий Васильевич) родился 19 февраля 1952 года в г. Караганде, Казахская ССР. По окончании средней школы и службы в рядах Советской Армии учился в ПТУ. С 1973 г. обучался в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1976 г. В том же году поступил, а в 1980 окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандитата богословия. Кандидатская работа: «Хиротесии в Русской Православной Церкви (истории и чины поставления)». В 1980-81 — годах слушатель аспирантуры при Московской Духовной Академии. В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 17 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Иеронимом пострижен в мантию с именем Павел, в честь первоверховного апостола Павла, память 29 июня/12 июля. 5 марта 1978 г. рукоположен во иеродиакона, 6 мая — во иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом) (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины), в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры. С 1979 г. исполнял послушание референта ОВЦС МП. С 15 сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме, с 16 июля 1982 г. — заместитель начальника миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена, 15 августа 1986 г. — в сан архимандрита. С 29 июля 1986 по 19 июля 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. 26 августа 1988 г. назначен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, коим являлся до марта 1992 г. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 22 марта 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе за Божественной Литургией Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными: митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром, архиепископом Псковским и Великолукским Владимиром, архиепископом Солнечногорским, викарием Московской епархии, Сергием, епископом Филиппопольским Нифоном, епископом Истринским, викарием Московской епархии, Арсением, епископом Подольским Виктором, викарием Московской епархии, совершена хиротония архимандрита Павла во епископа Зарайского, викария Московской епархии, Управляющего Патриаршими приходами в США. 1 ноября 1993 года освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде. До 28 декабря 1999 года продолжал служение управляющим патриаршими приходами в США.

http://pravmir.ru/mitropolit-ryazanskij-...

Ижевск. Собор Александра Невского. Построен по образцу утраченного собора Андрея Первозванного (1805-1817, арх. А.Д. Захаров) в Кронштадте с рядом изменений в проекте. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Построен в 1818-1823 годах в г. Ижевске по проекту Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А.Д. Захарова при участии местного архитектора С.Е. Дудина. Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный придел - в честь святой великомученицы Екатерины (ее день долго отмечался потом как обще ижевский праздник), северный - в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, " пещерный " храм - в честь святых мучеников Власия и Модеста. В 1871 году при Соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 года при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода. В марте 1922 года комиссия под председательством члена ВЦИК И. А. Наговицына изъяла из Собора более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 года Собор был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов. Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр, затем как музей с атеистическими экспонатами. В 1932 году, после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр. В 1937 году был снесен купол Собора. Собор был возвращен верующим в 1990 году. После подготовки проекта реставрации (руководитель творческого коллектива С. А. Макаров) в 1992 году начались работы по возрождению этого Собора. Настоятелем Собора в 1990-1992 годах был Епископ Ижевский и Удмуртский Палладий  (Шиман). С 1993 года Настоятелем Собора является рхиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко). При нем начались регулярные богослужения в южном приделе Собора, для которого был изготовлен небольшой резной иконостас из дерева, а сам придел был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая. Активизировались реставрационные работы в Соборе, в результате чего к концу 1993 года в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ.

http://sobory.ru/article/?object=00775

Источники и литература В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 1. Андриенко А. Тайный советник главы парламента власть ради власти//Новости. 1995. 12 мая. N 53. 2. Анисимов В. Кто содержит УНСО и нардепов//Независимость. 1993. 9 апреля. 3. Анисимов В. На колени перед расстриженным Филаретом//Независимость. 1993. 5 мая. 4. Анисимов В. Не осквернившемуся с женами//Независимость. 1996. 27 сентября. 5. Анисимов В. Не филаретствуя лукаво//Независимость. 1995. 2 августа. 6. Анисимов В. Политика и ничего более//Радонеж. 1996. N 33 (44). 7. Анисимов В. Раскаяние митрополита Антония//Независимость. 1994. 2 марта. 8. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 30-31 января 1990 года, Москва//ЖМП. 1990. N 5. С.4-12. 9. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви//ЖМП. 1992. N 6. Официальная часть. C.II. 10. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви//ЖМП. 1992. N 8. Официальная часть. С. IV-VI. 11. Белавенец С. И снова «самосвяты»//Московский Церковный Вестник. 1991. N 2 (январь). 12. Беспалько Р. «Патриарх» или целитель?//Русский вестник. 1996. N 2-4. 13. Бiorpaфiя nampiapxa УПЦ КП Володимира (Романюка)//Бюллетень API. N 31. 31 июля 1995 (укр.). 14. Блажейовський Д. Iepapxiя Kuibcьkoi Церкви (861-1996). Льbib: «Каменяр», 1996 (укр.). 567с. 15. Бражник И. Литургия в киевской Софии//Правда. 1990. 29 октября. 16. Бюллетень API. 1994. N 36. 28 ноября. (укр.). 17. Бюллетень API. 1994. N 38. 12 декабря. (укр.). 18. Бюллетень API. 1995. N 2. 9 января. (укр.). 19. Бюллетень API. 1995. N 5. 30 января. (укр.). 20. Бюллетень API. 1995. N 8. 20 февраля. (укр.). 21. Бюллетень API. 1995. N 9. 27 февраля. (укр.). 22. Бюллетень API. 1995. N 10. 6 марта. (укр.). 23. Бюллетень API. 1995. N 14. 3 апреля. (укр.). 24. Бюллетень API. 1995. N 15. 10 апреля. (укр.). 25. Бюллетень API. 1995. N 16. 17 апреля. (укр.). 26. Бюллетень API. 1995. N 21. 22 мая.(укр.). 27. Бюллетень API. 1995. N 22. 29 мая.(укр.). 28. Бюллетень API. 1995. N 25. 19 июня. (укр.).

http://sedmitza.ru/lib/text/440094/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иоанн (Попов), архиеп. Белгородский и Старооскольский. Фотография. 2010 г. Иоанн (Попов), архиеп. Белгородский и Старооскольский. Фотография. 2010 г. (Попов Сергей Леонидович; род. 1.09.1960, Иркутск), митр. Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии, председатель Миссионерского отдела РПЦ. Из семьи служащего. Окончил с отличием среднюю школу. В 1977 г. поступил на исторический фак-т Иркутского гос. ун-та им. А. Жданова, по окончании которого преподавал, учился в аспирантуре Новосибирского гос. ун-та. В мае 1983 г., оставив преподавание, был принят в церковный хор Знаменского кафедрального собора г. Иркутска. С авг. 1984 г. иподиакон при Иркутском и Читинском архиеп. Ювеналии (Тарасове) , одновременно был директором свечного завода Иркутского ЕУ. В 1985 г. в связи с переводом архиеп. Ювеналия на Курскую кафедру переехал в Курск, где исполнял послушание келейника архиепископа, а затем его личного секретаря. Учился в Ленинградской ДС (1985-1888), затем заочно в Ленинградской ДА (1988-1992). В дек. 1989 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) направлен в Курскую епархию, где 30 марта 1990 г. архиеп. Ювеналием пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь митр. Тобольского свт. Иоанна (Максимовича) . 4 апр. 1990 г. рукоположен во диакона, 7 апр.- во иерея. В июне 1990 г. назначен ректором Курского ДУ, возведен в сан игумена. В дек. 1991 г. в связи с преобразованием училища в семинарию был назначен ректором Курской ДС, в нояб. 1992 г. утвержден в этой должности Свящ. Синодом. В 1993 г. возведен в сан архимандрита. 23 февр. 1993 г. определен быть епископом, 4 апр. того же года хиротонисан во епископа Белгородского. Хиротонию в московском Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Алексий II. Назначен викарием восстановленного Белгородского вик-ства Курской епархии с сохранением обязанностей ректора Курской ДС.

http://pravenc.ru/text/469528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАТУМИ-СХАЛТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Грузинской Православной Церкви (с 1995; ныне - Батуми-Лазская) с кафедрой в г. Батуми. Охватывает территорию Аджарской Автономной Республики Грузии. Образована в апр. 1995 г. из Батуми-Шемокмедской епархии , правящим архиереем Б.-С. е. был назначен митр. Иов (Акиашвили), с 8 нояб. 1996 г. епархию возглавляет еп. Димитрий (Шиолашвили, с 3 июня 2007 г. - митрополит). На нач. 2002 г. в епархии действуют 26 храмов (10 строятся), 1 часовня, 2 муж. (1 восстанавливается), 1 жен. мон-рь, служат 1 архимандрит, 1 иеромонах, 9 протоиереев, 9 иереев, 5 диаконов. В наст. время в Свящ. Синоде ГПЦ решается вопрос о канонизации уроженца края св. Феодора (в монашестве Неофита) Ачарели, пострадавшего в 1848 г. в г. Смирне (Измире) от турок. Церкви Батуми Кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы построен в 1898-1903 гг. братьями Зубалашвили. В советское время неоднократно подвергался угрозе уничтожения, что вызвало протесты со стороны общественности и интеллигенции, поддержанные груз. писателем К. Гамсахурдиа. Эти события послужили сюжетом для фильма груз. режиссера Т. Абуладзе «Покаяние». В 70-х гг. XX в. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид, обновлен его интерьер, отреставрированы фрески. В 80-х гг. он был возвращен Церкви, 16 мая 1989 г. Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил собор, после чего состоялось крещение ок. 5 тыс. чел. Настоятели: митр. Константин (Меликидзе; 1986-1992), еп. Христофор (Цамалаидзе; 1992-1993), еп. Иов (Акиашвили; 1993-1996), еп. Димитрий (Шиолашвили; с 1996). Ц. св. Николая (1865) была кафедральной до появления Рождественского собора, первую литургию отслужили здесь в 1871 г. На территории церкви работали муж. и жен. школы (1894-1898). В 1898 г. к церкви приписали храм св. Пантелеимона из с. Королистави. Настоятелями были архиереи Батуми-Шемокмедской епархии: митр. Георгий (Аладашвили), еп. Давид (Качахидзе), еп. Нестор (Кубанеишвили), митр. Иоанн (Маргишвили). В 30-х гг. XX в. Никольский храм был закрыт, в 1941 г. в Батумский гос. музей были перенесены книги богословского содержания. Первую литургию во вновь открытой церкви в 1948 г. отслужил Католикос Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) . В 1963-1967 гг. здесь служил иером. Илия (Шиолашвили), буд. Католикос-Патриарх, в 1986-1988 гг.- иерей Давид Шиолашвили (ныне еп. Батуми-Схалтский Димитрий). В 1998 г. начаты реставрационные работы. Храм расписывает свящ. Иосиф Ванидзе.

http://pravenc.ru/text/77678.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010