священник Алексий Федотов Скачать epub pdf IV ГЛАВА. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ § 1. Возрождение монастырей, приходов, и религиозного образования, социального служения Церкви. 1990-е годы – сложнейший и противоречивый период в жизни не только Русской Православной Церкви, но и России в целом. События 1991 года, закончившиеся развалом Советского Союза и окончательно победившая в1993 году поставило Российское государство и общество в совершенно новые исторические условия. Сегодня сложно давать объективную оценку 1990-х – слишком недалеко отстоят они от нас. Однако это не значит, что не нужно их рассматривать. Для Русской Православной Церкви 1990-е годы – время, когда дважды ей пришлось делать выбор, какую форму государственной власти в России она поддерживает. Взвешенность и осторожность решений Святейшего Патриарха Алексия II способствовали тому, что Церковь безболезненно пережила события и 1991 и 1993 года. 1990-е годы – также время, когда дважды менялось Российское Законодательство о религии – в 1990 и 1997 годах. Перемены в законодательстве способствовали росту числа православных приходов; начинают появляться и первые монастыри. Поддержка Русской Православной Церкви со стороны первого Президента РФ Б.Н. Ельцина обуславливала быстрые темпы открытия новых религиозных общин. 13 мая 1990 года скончался Патриарх Пимен. Последние годы он, в силу болезней, не мог уже уделять много внимания вопросам собственно церковного управления. Из трех кандидатов – митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и митрополита Ростовского и Черкасского Владимира – Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года избрал Патриархом Московским и Всея Руси митрополита Алексия. Избранный Собором Святейший Патриарх Алексий принял на себя бремя управления Церковью в трудный период. Налицо была «неготовность сложившихся норм церковной жизни к разительным переменам, происходящим в государстве, сознание духовенства отставало от стремительных перемен в сознании общественном» 357 . Все изменилось с избранием нового Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности 29 января 2009 г. 11:00 Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох (XIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (февраль 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости» , заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции — передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. — Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен? — Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат. — Как он хранится? — Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату. — В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты? — Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции. — Значит, все было не просто? — Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (февраль 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.

http://patriarchia.ru/db/text/544357.htm...

Митрополит Лонгин: Каждый разоренный храм был моей болью Начало 1990-х годов сегодня часто называют временем церковного возрождения, эпохой второго Крещения Руси. Это время уже принадлежит истории Церкви. Но хотя история эта – совсем недавняя, уже многое забывается: события, имена, причины произошедшего… Сегодняшние прихожане в большинстве своем уже не догадываются, какой ценой совершалось это возрождение, каких усилий требовало от духовенства и мирян. 17 февраля, 2014 Начало 1990-х годов сегодня часто называют временем церковного возрождения, эпохой второго Крещения Руси. Это время уже принадлежит истории Церкви. Но хотя история эта – совсем недавняя, уже многое забывается: события, имена, причины произошедшего… Сегодняшние прихожане в большинстве своем уже не догадываются, какой ценой совершалось это возрождение, каких усилий требовало от духовенства и мирян. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в 1990-е годы был настоятелем Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. В его задачи входило, прежде всего, возвращение Церкви исторического Подворья и его восстановление. Говоря о том времени, мы попросили владыку и провести параллели с сегодняшним днем, ответить на вопросы, которые часто можно услышать сегодня. Зачем строить храмы? Не упустила ли Церковь чего-то важного, занимаясь массовым строительством? Изменились ли за 20 лет люди, их отношение к Церкви, духовный настрой? 1990-е: радость и катастрофа – Владыка, какими остались в памяти 1990-е годы? Как воспринималось происходящее в стране, какие изменения ощущались в церковной жизни? – 1990-е годы, конечно, особое время в истории нашей Церкви. Без преувеличения можно сказать, самое удивительное за более чем тысячелетие ее существования в России. Тогда, образно говоря, пали цепи, которые сдерживали все проявления церковной жизни. Может быть, со стороны, для тех, кто в храм не ходил, это было и не очень заметно, но для нас, людей, которые тогда уже были в Церкви, это было время совершенно необычное и неожиданное. Еще в конце 1980-х начали открываться монастыри и храмы. Нужно, наверное, быть человеком еще того, советского периода, чтобы понимать весь смысл, заложенный в простых словах: «открылся храм». Сегодня в этом нет ничего удивительного или особенного. Наоборот, появилась даже прослойка людей, которые воспринимают открытие храма как нечто опасное, враждебное, с чем они обязаны бороться. А тогда… Приедешь в какой-то город или село, видишь храм – и первый вопрос, который приходит в голову: «Он действующий или недействующий?» Сегодня даже представить себе такой вопрос странно.

http://pravmir.ru/mitropolit-longin-kazh...

Раздел 1.4. Самоуправляемые Церкви Самоуправляемые Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава XI. 1.4.1. Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) Об Украинской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 г.) 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Благословенная Грамота (Томос) Патриарха Алексия II (подписана 27 октября 1990 г.; оглашена 28 октября 1990 г. в киевском соборе Святой Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года в Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Алексин. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский храм, г. Алексин. В 1990 г. разрушенный храм был передан Православной церкви и после его освящения трудами прихожан начал восстанавливаться. 12 августа 2003 г. был кончательно восстановлен и освящен центральный придел храма. В церковном окормлении Свято-Никольского храма находится православный центр в честь Воздвижения Креста Господня в мкр. Горушки г. Алексина. Свято-Никольский храм города Алексина был выстроен в 1787 году средствами купца второй гильдии Ивана Савостина и братьями. Тип здания относится к распространенным в 18 столетии образцам. Это четверик с боковыми притворами с высокими арками, выше восьмерик с высоким куполом и люкарнами, завершённый световым барабаном и главкой. С западной стороны небольшая трапезная, и встроенный в неё первый ярус колокольни. В послереволюционную смуту храм был закрыт, его настоятель арестован. В 1937 году разрушаются колокольня и притвор. В годы Великой Отечественной войны полностью уничтожен центральный алтарь прямым попаданием бомбы. Уцелевшая часть храма в 1990-е годы была передана Православной Церкви в состоянии руин. Первая служба совершена была 28 августа 1990 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Восстановительные работы в храме начались в 1990 году. 12 августа 2003 года был окончательно восстановлен и освящен центральный придел храма. Другая древнейшая церковь Алексина во имя Святых мучеников Козьмы и Домиана с 1678 года стала именоваться церковью во имя Николая Чудотворца с приделом в честь названных святых. По писцовым книгам по Алексинскому уезду 1684-85 годов проходит тяжба между причтом церкви Николая Чудотворца и алексинскими стрельцами за землю «промеж дорог Тульской и Павшинской, что у Козьяго вывершка», в ходе которой обе стороны ссылаются на писцовые книги Петра Сафонова 1628-29 годов: «...в писцовых книгах Петра Сафонова межи не написано, а завладели они, стрельцы, сверх своего владения тою их церковной землей церкви Николая чудотворца и Козьмы и Дамиана десятин с 50 и больше...»

http://sobory.ru/article/?object=08730

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Марк (Головков), митр. Рязанский и Михайловский. Фотография. 2015 г. (Головков Сергей Анатольевич; род. 31.03.1964, Пермь), митр. Рязанский и Михайловский. Из семьи церковнослужителя. В 1981 г. окончил среднюю школу в Перми. В 1982 г. был призван на срочную военную службу. После демобилизации в 1984 г. поступил в Московскую ДС, по окончании которой по 1-му разряду был принят в 1988 г. в МДА. Во время учебы в академии он дважды удостаивался патриаршей стипендии. 19 окт. 1990 г. пострижен в монашество с именем в честь ап. и евангелиста Марка. Постриг совершил в академическом Покровском храме ректор МДА Дмитровский архиеп. Александр (Тимофеев) . 21 нояб. 1990 г. архиеп. Александр рукоположил М. во диакона и 7 янв. 1991 г.- во иерея. В сент. 1990 г. был назначен на послушание зам. заведующего Церковно-археологическим кабинетом, в дек. 1990 г.- на послушание к помощнику ректора по представительской работе. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды». 12 авг. 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме . В миссии нес послушание казначея, занимался представительской работой, решал юридические вопросы, осуществлял контакты с адвокатами, возглавлял Паломническую службу. 15 июня 1997 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме возведен в сан игумена. 28 дек. 1999 г. назначен зам. председателя ОВЦС. 26 янв. 2000 г. стал настоятелем московского храма во имя Св. Троицы в Хорошёве. 3 мая 2000 г. Смоленским и Калининградским митр. Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ) возведен в сан архимандрита. С 2001 г.- главный редактор ж. «Православный паломник». С 2003 г. по инициативе и при участии М. совместно с «Радио Россия» осуществляется проект «Мир. Человек. Слово»: в формате кратких литературно-муз. аудиозаписей рассказывается об основных истинах христианской веры и об истории Церкви. В 2011 г. под редакцией М. вышли книги очерков, подготовленных в рамках проекта «Мир. Человек. Слово»,- «Христианство. Век за веком» и «Простые ответы на вечные вопросы».

http://pravenc.ru/text/2562210.html

митрополит Волоколамский Иларион Митрополит Волоколамский Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, + 1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового (день памяти 6 (19) июня), а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. 19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (ныне архиепископ Керченский). В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса. В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

http://e-vestnik.ru/persons/mitr_hilario...

28 нояб. 1968 г. определен быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии, ректором ЛДА. Хиротонию Г., состоявшуюся 6 дек. 1968 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил митр. Никодим (Ротов). 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в дек. того же года вошел в комиссию по канонизации свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. 25 июня 1970 г. назначен епископом Венским и Австрийским. По инициативе Г. в приходе свт. Николая в Вене была открыта детская школа правосл. воспитания с преподаванием на рус. языке, введена практика ежемесячного совершения Божественной литургии на нем. языке, на австр. радио проводились регулярные выступления и проповеди. 2 сент. 1974 г. переведен на Виленскую и Литовскую кафедру. В окт. 1976 г. возглавил делегацию РПЦ на болг. торжествах по случаю 1100-летия рождения прп. Иоанна Рильского . С 19 апр. 1978 г. епископ Тульский и Белёвский. Во время пребывания на кафедре Г. часто проводил пастырские собрания духовенства и осуществлял меры по упорядочению церковноприходской жизни, что вызывало порицания со стороны уполномоченных Совета по делам религий при Совете министров СССР . В 1980 г. организовал в епархии празднование 600-летия Куликовской битвы. 9 сент. 1983 г. возведен в сан архиепископа. 29 июля 1986 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Ср. Европы. В 1988 г. при поддержке герм. властей и религ. общественности Г. провел в Зап. и Вост. Берлине широкое празднование 1000-летия Крещения Руси . В 1989 г. выступил инициатором международной научной конференции, посвященной 400-летию Патриаршества в Русской Церкви, к-рая состоялась при поддержке христ. ученых ФРГ в евангелической академии округа Байройт. В Зап. Берлине Г. была создана правосл. воскресная школа для детей и взрослых. В 1990 г. для душепопечительской работы с переселенцами из СССР в Карлсхорсте (Вост. Берлин) был учрежден правосл. центр. С упразднением Патриаршего Экзархата в Ср. Европе 31 янв. 1990 г. получил титул «Берлинский и Лейпцигский». На Поместном Соборе РПЦ 1990 г. Г. выступил с требованием возвращения церковной собственности, а также законодательного оформления прав верующих на празднование религ. праздников, признания права юридического лица не только за отдельными приходами, но и за всей иерархической структурой Церкви, предоставления права преподавания основ вероучения как факультативного предмета в общеобразовательных гос. школах, права «печалования Церкви за неправедно наказанных и обездоленных», поднял вопрос о канонизации новомучеников.

http://pravenc.ru/text/164775.html

IV. Украинская Православная Церковь обретает «независимость» В.И. Петрушко. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 9 июля 1990 года в Киеве собрался епископат Украинского Экзархата, который принял «Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении» а также единогласно избрал Предстоятелем Украинской Церкви митрополита Филарета (Денисенко) Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 20 июля 1990 года рассмотрел Постановление Синода Украинской Церкви от 10 июля о мерах, направленных на расширение ее автономии. Украинские архиереи просили дать Экзархату еще более широкую самостоятельность, аргументируя свое прошение сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. Священный Синод РПЦ постановил в связи с принципиальной значимостью данного вопроса рассмотреть его на Архиерейском Соборе Русской Церкви, который назначался на 25-27 октября 1990 года. Для его подготовки создавалась специальная Комиссия во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым). Комиссия должна была изучить предложения украинского Синода в их связи с широким кругом исторических, канонических, пастырских и межнациональных проблем Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил 1 октября деятельность Комиссии. Материалы и предложения, выработанные ею, были направлены для ознакомления епархиальным архиереям Русской Церкви и вынесены на обсуждение и утверждение предстоящего Собора Однако, православная общественность на Украине не была проинформирована о предстоящем даровании Украинской Церкви независимости. Казалось бы, что широкое обсуждение данного вопроса могло бы благотворно повлиять на церковную жизнь Украины, показав сколь много внимания уделяет Московский Патриархат вопросу о развитии канонической самостоятельности Украинской Церкви. Однако, митрополит Филарет весьма хорошо понимал, что слишком для многих на Украине камнем преткновения является не вопрос об автокефалии как таковой, а о его личности. Поэтому он опасался, что придание гласности предстоящей реформе статуса Украинского Экзархата всколыхнет направленные против митрополита настроения. Кроме того, абсолютное большинство православного населения центральных и восточных областей Украины было настроено против любой формы церковной «самостийности» и выступало за тесное единство с Русской Церковью в составе Московского Патриархата. В новом автономном статусе Украинской Церкви многие справедливо усматривали зародыш потенциальной автокефалии, которой большинство православных на Украине отнюдь не желало даже при условии ее каноничности.

http://sedmitza.ru/lib/text/440067/

     А ведь мы любили Америку. Я точно помню, что мы любили Америку . Когда в начале 1990-х мы выходили во взрослую жизнь, у большинства моих знакомых ровесников даже вопроса не возникало, как относиться к западной цивилизации. Хорошо относиться. Как же еще? В отличие от наших дедов и даже отцов, мы тогда отнеслись к «крупнейшей геополитической катастрофе XX века» совсем не как к катастрофе. Для нас это было начало большого пути. Наконец-то мы вырываемся из своей советской скорлупы в большой мир — крутой и настоящий. Наконец-то мы утолим свой сенсорный голод. Мы родились, может, и не в самом нужном месте, но совершенно точно — в нужное время — так мы думали. Сейчас в это трудно поверить, но даже освобожденная от коммунистического надзора Церковь воспринималась тогда в одном семантическом ряду с торжеством западных ценностей. Празднование 1000-летия Крещения Руси и первый концерт «Scorpions» с их «Wind of Change» — это для нас были вещи одной природы. Война в Ираке и даже в Югославии прошла как-то мимо. И дело даже не в том, что мы были еще слишком молоды и беспечны. Я, например, уже стажировался в «Комсомолке», причем в международном отделе. Сидел на англоязычной рейторовской ленте, которая пестрела Изетбеговичем, Младичем и Караджичем, но как-то не придавал всем этим событиям серьезного значения. Это было где-то там, далеко и не в нашем районе. И уж, конечно, война на Балканах не укладывалась для меня в какую-то антизападную логику. Причем тут Америка? В 1990-е мы голосовали за «Яблоко», ходили к Белому дому на стороне демократических сил, смотрели новорожденное НТВ и слушали «Эхо Москвы». В своих первых журналистских заметках мы по любому поводу поминали некий «цивилизованный мир» и свято верили, что он и правда цивилизованный. К середине 1990-х в наших рядах уже стали появляться первые евроскептики, но они проходили скорее по разряду паганелей. Я сам целый год прожил в студенческом общежитии с коммунистом Петей и монархистом Арсением. Мои друзья из других комнат каждый вечер провожали меня словами сожаления: «Ну давай, иди уже в свой дурдом».

http://pravoslavie.ru/73443.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010