Пожар в Академии 25 лет со дня трагедии в Московской Духовной Академии. В ночь с 26 на 27 сентября 1986 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, загорелся 50-й (спальный) корпус МДА. 26 сентября, 2011 25 лет со дня трагедии в Московской Духовной Академии. В ночь с 26 на 27 сентября 1986 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, загорелся 50-й (спальный) корпус МДА. Сегодня 25 лет со дня трагедии в Московской Духовной Академии. В ночь с 26 на 27 сентября 1986 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, загорелся 50-й (спальный) корпус МДА. Причина пожара – строительство лифтовой шахты в актовом зале Академии, примыкающем к 50-му корпусу. В здании вроде бы всего два этажа, но лифт был нужен для престарелого патриарха Пимена. Он к этому времени уже не мог самостоятельно подняться по лестнице… 50-й корпус был гордостью тогдашней Академии. Построен он был в ректорство архиеп. Владимира (Сабодана). Ректору и патриархии в начале 80-х удалось тихо, без афиширования, втрое увеличить прием студентов в Семинарию. С 30 до 100. Появились буквенные литеры в обозначении курсов (классов) — 1а, 1б, 1в. По сути было открыто три новые семинарии, и при этом партийно-атеистические чувства советских контролеров остались незатронутыми. Для новых студентов нужны были новые помещения. Под классы и спальни была переделана часть крепостных стен Лавры (в ближайшие годы стенам будет возвращен первоначальный вид – после того, как будет построен новый семинарский корпус вне стен лавры, заложенный патриархом Кириллом летом 2011 года). И, кроме того, был построен второй этаж ранее одноэтажного 50-го корпуса. В старых спальнях (они остались и поныне) – живут по 20-30 человек, причем большинство старых спален (в том числе и те, чтобы были сделаны в стенах) – проходные. Но в каждой спальне нового 50-го корпуса жили не более 10 студентов. Стены были из каких-то столярных плит. Обшиты они были модной тогда «вагонкой». А досочки были покрыты лаком… Как оказалось — идеальный горючий и отравляющий материал.

http://pravmir.ru/pozhar-v-akademii/

Закрыть Самое памятное событие времен учебы - это постриг 08.06.2012 434 Время на чтение 7 минут Иеромонах Евгений (Решетников), будущий архиепископ Верейский, в год окончания Академии (1987 год) 25 лет назад ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений получил академический диплом. Сегодня владыка вспоминает годы учебы, рассказывает, как он и его однокурсники не верили, что Церкви вернут Донской монастырь, и готовились к Юбилейному собору и что значит самому совершать хиротонию. - Владыка, Вы закончили Академию 25 лет назад. Какое событие времен учебы для Вас самое памятное? - Постриг. Я принял его после III курса Академии (тогда учились 4 года в семинарии и 4 года в Академии). Затем последовало рукоположение во иеродиакона и через месяц - во иеромонаха. Это было некое воплощение того, о чем мы читали, думали, размышляли, к чему готовились в годы учебы. Иеромонах Евгений (Решетников), будущий архиепископ Верейский, в год окончания Академии (1987 год) - А что-то связанное с Академией? - Окончание Академии было драматично. В конце сентября 1986 года, когда я учился на 4 курсе, в Академии произошел пожар. Пятеро студентов третьего курса семинарии погибли, и мы все очень тяжело переживали эту потерю. Ребята были совсем молодыми, к тому же, на их месте мог оказаться любой из нас. Панихида по погибшим в пожаре 1986 года студентам, 27 сентября 2011 года Из-за пожара сильно пострадали помещения Академии: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие, пострадал академический храм. Так что та зима для всей Академии прошла тяжело. Мы напряженно трудились, помогая восстановить здания, ведь в 1988 году в Лавре готовились проводить Поместный Собор. Так что весь следующий после пожара год шла грандиозная стройка. Конечно, не все сделали качественно, потому что работали в спешке, но, тем не менее, к празднованию Тысячелетия Крещения Руси Академия была восстановлена. На IV курсе я был помощником инспектора, по теперешнему наименованию - помощником проректора по воспитательной работе, а потом меня назначили помощником моего однокурсника, нынешнего архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, который был заместителем ректора по административно-хозяйственной работе. Нас, молодых иеромонахов, только что закончивших Академию, бросили на строительные работы. Не хватало опыта.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

SMS-ka от епископа, или как найти общий язык с молодежью Фото: «Мир Молодежи» «Молодежь и вызовы современности» – название этой конференции, которая прошла на форуме «Русская православная церковь: итоги десятилетия 1991-2011» , говорит само за себя. Кто они – молодые люди сегодняшнего дня? На этот вопрос попытались ответить представители духовенства, деятели искусства и просто социально активные люди. На экранах конференц-зала – фрагмент фильма «Курьер», благодаря которому многие в далеком 1986 году вдруг обнаружили, что в стране кроме комсомольцев есть еще какая-то непохожая на них молодежь. В кадре Басилашвили в стотысячный, наверное, раз задается вопросом: «Наше поколение хочет знать, для кого мы жили и боролись! В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?!» На лицах собравшихся – улыбки узнавания. Игумен Сергий Рыбко, чья молодость пришлась как раз на те самые 80-е, когда заспанный мир СССР вдруг начал стремительно меняться, высказывает свой взгляд на вещи: «В Советском Союзе у молодежи не было возможности реализовывать свои духовные потребности – спортивные кружки и музыкальная школа этому не способствовали. От этой нереализованности – и возникновение таких движений, как например, хиппи. Современная же молодежь позитивно отличается в том смысле, что у них через Интернет, через множество книг есть возможность что-то узнать. В остальном же молодежь – все та же». Вячеслав Спесивцев, в 80-е руководивший весьма смелым молодежным театром-студией «На Красной Пресне», с отцом Сергием решительно не согласен: «Дорогие друзья, молодежь сегодня совершенно другая! Страна другая, и молодежь другая. Ведь что такое молодежь? Нам кажется, это возрастная категория; но это не только возраст, это –ощущение мира. Двадцатый век – век анализа, двадцать первый – век чувств, эмоций, творчества. У меня семь студий, дети от 6 до 18, я знаю, о чем говорю». В подкрепление своих слов художественный руководитель Московского молодежного театра рассказывает следующую историю: «Привела одна мама свою дочку первый раз в мою театральную студию. Говорю девочке: “Здорово, Саня!”, а она мне в ответ: “Здорово, Спесивцев!”. В следующий раз встречаю: “Здорово, Саня!”, а она мне уже “Здравствуйте, Вячеслав Семенович!” Я спрашиваю, что случилось? Так хорошо начали! Оказывается, мама услышала и пришла в ужас, мол, “ну какой он тебе Спесивцев?” Да еще “Здорово!”…

http://pravoslavie.ru/49804.html

Г.Е. Захаров Библиография Источники Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 т. М. 1994. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999. Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003. Созомен. Церковная история. СПБ. 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999. Феодорит Кирский , блж. Церковная история. М. 1993. Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854. Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923. Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359. Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383. Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350. Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986. Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог правду видит, да не скоро скажет Мифы и правда нашей истории 17.04.2011 2179 Время на чтение 12 минут Памяти новопреставленного протоиерея Василия Швеца В ночь с 10 на 11 марта скончался 98-летний протоиерей Василий Швец. Мы ему обязаны важнейшим прорывом в правду нашей истории ХХ века о заступлении Царицы Небесной нашего народа в Великой Отечественной войне . Примерно в 1986-м году пришли ко мне перепечатанные на машинке странички в неподписанном конверте - самое привычное для нас тогда чтение, самиздат, 3-й или 4-й экземпляр. Сверху стояло: «Казанская икона Божией Матери - благословение России и Петербургу». Автор указан не был. Я прочитал этот вдохновенный текст, который дышал великой любовью к Царице Небесной, к России, к Петербургу - и просто мурашки прошли по спине: вся наша история, вплоть до нынешнего времени, до Великой Отечественной войны - сплошное чудо Божией Матери! После этих удивительных страниц навсегда осталось великое благоговение к Казанскому образу Пречистой, невозвратная надежда на нашу Заступницу Усердную . В конце их приводился для нас тогда совершенно новый, а ныне широко известный факт о том, что осенью 1941 года, в самые критические дни войны, митрополиту Гор Ливанских Илие (Караму) по его горячим молитвам явилась Матерь Божия и открыла, что нужно сделать, чтобы Россия не погибла. Открыть храмы, монастыри, духовные семинарии и академии; выпустить священников из тюрем, с фронтов, и им начать служить; Ленинг рад врагу не сдавать, обнести город Казанской иконой; перед этой иконой служить в Москве молебен; затем Казанская икона должна идти с войсками до границ России; икона эта должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя; когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. В сказании говорилось: «Владыка связался с представителями Русской Церкви и с Советским правительством и передал им все, что было определено... Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано».

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ученик старца Светлой памяти о.Михаила Ганешина (+ 28 декабря 2010 года) 02.01.2011 780 Время на чтение 3 минуты Вечером 28 декабря 2010 года на Ленинг радском шоссе близ г.Торжка в автокатастрофе трагически погиб настоятель церкви Успения Божией Матери в с.Внуто Хвойненского района Новгородской области иерей Михаил Ганешин. Он был духовным чадом старца-архимандрита Иосифа (Софронова) , последнего постриженника Новоиерусалимского монастыря, который 27 лет провел в советских лагерях, причем, последний раз его арестовали в 1986 году. Старец отошел ко Господу в 1993 году. ...С отцом Михаилом Ганешиным мне довелось познакомиться в 2006 году. Я отдыхала в заброшенной деревне Новгородской области, как раз шел Петров пост. Лето, красота, тишина... Только вот церкви поблизости не было. Разговаривая с местными жителями, которых там было не больше десятка, удалось выяснить, что есть храм на Святой горе в деревне Внуто, и даже святой местночтимый там есть, только вот имени его никто не знал, советские бабушки не очень этим интересовались. Но все знали настоятеля этой церкви - отца Михаила: глаза жителей теплели, когда они рассказывали о его визитах в деревню. Рассказывали, как батюшка, по их просьбе, на лодке плавал по окрестным озерам и освящал их. Много было утопленников одно время, а после освящения и не припоминали таких трагедий. ...И вот на праздник апп.Петра и Павла решили мы с подругой пойти в ту церковь. Километров десять до неё было, часть пути проехали на автобусе, который иногда проезжает в тех заброшенных краях, но основной путь был пеший. Часа через полтора-два поднялись на гору и увидели купола церкви. Деревянная красавица-церковь с распахнутыми дверями, казалось, ждала именно нас. Вошли, разулись, пол теплый, пахнет травой и солнцем, сразу ощущение родного дома охватило душу... Резная рака с мощами преподобного Никандра Городноезерского расписана настоятелем церкви, как и дивные иконы иконостаса. Пришел батюшка, и началась литургия.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/03/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Некрасов Н. А. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Николай Алексеевич (28.11.1821, мест. Немиров Брацлавского у. Подольской губ. (по др. сведениям, с. Синьки Балтского у. Подольской губ.) - 27.12.1877, С.-Петербург), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, издатель. Род. в дворянской многодетной семье, был крещен только 7 окт. 1824 г. вместе с братом Константином в храме с. Синьки Балтского у. Подольской губ. свящ. Иоанном Филипским, получив имя в честь свт. Николая Чудотворца (см. Макарова С. Н. К вопросу о месте рождения Н. А. Некрасова//Язык. Словесность. Культура. Ногинск, 2011. 1. С. 153-159). Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, поручик егерского полка, мать - Елена Андреевна (урожд. Закревская), дочь богатого помещика Херсонской губ.; по мнению Н., она была польск. происхождения. Их брак, заключенный в 1817 г. без согласия родителей невесты, не был счастливым. Светлому образу матери посвящены мн. произведения Н. Детство Н. прошло в родовом имении отца, в с. Грешневе Ярославской губ. Пафос его дальнейшей поэзии предопределили тяжелые детские впечатления, грубый нрав и жестокость отца по отношению к крестьянам и супруге. С тяготами крестьянской жизни он впервые столкнулся ребенком, когда отец-исправник брал его с собой в поездки по уезду: «...мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяческих жестокостей» ( Панаева А. Я. Воспоминания. М., 1986. С. 329). Начальной грамоте Н. учился у ярославских семинаристов, а писать стихи начал уже в возрасте 6-7 лет. В 1832 г. Н. поступил в ярославскую гимназию, дважды оставался на второй год в 5-м классе и в итоге ушел из гимназии в 1837 г., не закончив образования. На следующий год отец отправил его в С.-Петербург для определения в дворянский полк. Н., вопреки воле отца, решил поступать в С.-Петербургский ун-т, но из-за пробелов в образовании в 1839 г. не прошел на фак-т иностранных языков, а в 1840 г.- на юридический фак-т. В 1838-1840 гг. в С.-Петербурге Н., лишенный материальной поддержки, терпел нужду, жил трудом лит. поденщика: под псевдонимами писал сказки в стихах, водевили, фельетоны и проч., мн. произведения этих лет неизвестны. Тем не менее, по свидетельству его друга, художника и музыканта К. А. Данненберга, уже в 1839 г. Н. был вхож в лит. и журналистские круги (см.: Вацуро В. Э. Некрасов и К. А. Данненберг//РЛ. 1976. 1. С. 131-144).

http://pravenc.ru/text/2564846.html

протоиерей Николай Якушин со своей паствой 27 апреля 2011 г. Протоиерей Николай Якушин: Эта земля обязательно возродится духовно Свято-Ильинский храм находится в зоне отчуждения и был восстановлен через 15 лет после катастрофы. Олюбви к родной земле и о прихожанах храма в Чернобыле «Церковному вестнику» рассказал настоятель храма протоиерей Николай Якушин. — Отец Николай, Свято-Ильинский храм находится в самом центре зоны отчуждения. Далеко не все храмы удается восстановить и в более безопасных местах. Почему же вы все-таки решили начать возрождать приходскую жизнь именно здесь? — Храм именно на этом месте нужно было восстановить не только для того, чтобы отдать дань исторической справедливости. То, что случилось 25 лет назад, действительно страшная катастрофа для всех нас. За последние четверть века на этой земле было столько горя и страданий! Но практически всё, что пытались сделать люди здесь своими руками, пока нельзя назвать успешным. Есть проблемы с саркофагом и вообще с технической частью, нерешенными остаются и гуманитарные вопросы в Чернобыле. Даже природа за 25 лет сделала больше, чем человек: растения и проточная вода уменьшили дозы радиоактивного загрязнения более чем наполовину. Как мне кажется, настало время изменить подход к возрождению этой земли. Надо полюбить эту землю и начинать новую жизнь с восстановления духовных святынь. Конечно, это очень сложно, потому что необходимопреобразить собственную душу, отбросить леность и гордыню. Эта земля, несомненно, возродится — у Господа всё просто, но мы должны приложить духовные усилия к этому. Деньгами эту землю не подымешь: сколько ни выделяй, они всё равно уходят, словно вода в песок, тут нужна вера любовь и молитва. — Какова история храма в Чернобыле? — Нашему храму 140 лет. За свою историю он повидал всякое, его дважды хотели взорвать. Первый раз это пытались сделать безбожники в 1937 году вскоре после закрытия, но тогда некоторые жители поселка пришли в церковь, легли на пол и сказали: если хотите взрывать, взрывайте вместе с нами, и власти не решились на злодеяние. Второй раз храм хотели уничтожить отступавшие в 1941 году советские войска, которые посчитали храм стратегическим объектом. И вновь местные жители спасли свою святыню. Они с риском для жизни разминировали церковь и вынесли оттуда взрывчатку. До катастрофы 1986 года богослужебную жизнь в храме наладить не удалось, а когда произошел взрыв реактора, никто даже и помыслить не мог о том, что когда-нибудь храм откроется и там будут службы.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Закрыть itemscope itemtype="" > Черногория прощается с поэтом Ранко Радовичем 30 июля отошёл ко Господу выдающийся сербский поэт Ранко Радович (1952-2023) 31.07.2023 531 Время на чтение 9 минут Фото: Предоставлены автором Мощный духом человек богатырской стати, уроженец «сербской Спарты», как называли героическую Черногорию в XIX веке, Ранко казался грозным сербским воином из племени Радовичей. А так оно и было. Его знали на сербской земле и за её пределами как неподкупного консервативного литератора, защитника славянских интересов. Книги Ранко Радовича «Запах грусти» (1984), «У сердца за пазухой» (1986), «Полночь вещей» (1987), «Стих и Страх» (1988), «Книга, мной переписанная» (1989), «Волчица» (1989, 2009; 2010 – на сербском, русском, английском и испанском языках), «Христопристань» (2002, 2017), «Ваяние света» (2003, 2017), «Нежность» (2007; 2011, 2012, 2014 – на сербском и русском языке), «Страхор» (2011, 2012 – на сербском и русском языке), «Лебединая песня. Избранное» (2014) и другие известны не только в славянском мире. Его поэзия широко представлена в сербских и зарубежных сборниках и антологиях, переведена на большинство европейских языков, а также на армянский, азербайджанский, турецкий и некоторые другие языки. Осенью 2013 года Ранко Радович был удостоен награды литературного форума «Золотой Витязь» за свои поэтические сборники в переводе слависта Ильи Числова. В 2015 году решением Наградной комиссии Литературной республики, Есенинского союза «Золотая осень», Московской городской организации Союза писателей России Ранко Радовичу был вручён Диплом литературно-общественной премии «Золотая осень» им. С.А. Есенина и орден «За укрепление славянского единства и вклад в литературу». А осенью 2018 года Ранко получал из рук поэта Анатолия Парпары медаль Лермонтова и почётную грамоту «За пропаганду русской литературы в Сербии» от Международного фонд им. М.Ю. Лермонтова. Ранко Радовича тогда приехал поприветствовать Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербии в Российской Федерации господин Славенко Терзич, тоже много сделавший для утверждения русско-сербского исторического и культурного пространства. Писатель Владимир Крупин, выступая тогда на вечере, обратился к Ранко: « Дорогой брат во Христе! Я услышал твою “Лебединую песню” и подумал: это писал настоящий мужчина, верный до конца своей женщине, а значит, и Родине. Женщина всегда ждёт от мужчины высокого рыцарства. Наши отцы, пришедшие с войны, только и говорили: “Братья славяне, братья славяне!” В этом есть жертвенность и единение сердец. Если убрать из мировой культуры славянскую музыку – мир оглохнет, убрать славянскую литературу – мир поглупеет, убрать славянскую живопись – мир потускнеет. Славянская мысль определяет движение прогресса. Душа у мира славянская! Слава Тебе, Господи!».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/31/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Несостоявшийся юбилей Памяти русского патриота Сергея Петровича Гаврилова 24.07.2011 797 Время на чтение 7 минут Шестьдесят пять лет назад - 24 июля 1946 г. - родился один из наиболее ярких представителей современного русского национального движения в Казани, учёный, общественный деятель, борец за народную трезвость, правозащитник Сергей Петрович Гаврилов. Это могло бы стать прекрасным поводом для поздравлений и пожеланий в адрес юбиляра, если бы не одно «но»... 26 декабря 2003 г. он при достаточно странных обстоятельствах был убит хулиганствующими подонками. Те, кто обещал вечно помнить Сергея Петровича, в большинстве своём как-то быстро забыли о его заслугах, что у нас, к сожалению, является весьма распространённым явлением. И его очередной несостоявшийся юбилей - хороший повод помянуть этого неординарного человека. Талантливый учёный-математик, преподаватель Казанского государственного университета (КГУ) (последняя должность - доцент кафедры теории относительности и гравитации физического факультета), с 1986 г. он активно участвовал в «зелёном» антиядерном движении, выступая против строительства Башкирской и Татарской атомных электростанций, биохимического завода под Казанью и новой очереди «Казанского завода синтетического каучука им. С.М.Кирова», поднятия уровня воды Нижнекамской гидроэлектростанции и ввоза в Россию отработанного ядерного топлива. С.П.Гаврилов являлся членом Правления «Антиядерного общества Татарстана» и активистом местного трезвеннического движения. Один из соратников С.П.Гаврилова по антиядерному движению А.Ф.Гарапов вспоминал в 2004 г., что: «С.П. Гаврилов пользовался большим уважением коллег, студентов, школьников. Мне неоднократно приходилось присутствовать на семинарах (в КГУ, на кафедре теории относительности и гравитации) по математике. И я видел, как уважительно прислушивались коллеги к замечаниям и выступлениям Сергея Петровича». С началом «перестройки» он активно занялся общественно-политической деятельностью. В 1987 и 1989 гг. принимал участие в предвыборной кампании первого декана экологического факультета КГУ Ю.С.Котова, избранного народным депутатом СССР . В интервью, данном в октябре 1990 г. американскому журналисту Брэду Оуэнсу, С.П.Гаврилов, заявил, в частности, что «именно во время этих кампаний он осознал недостатки демократической системы».

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/201...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010