14 . Amann É. Messaliens//DThC 1928. 10:1. 792–795. 15 . Baker A. Messalianism the monastic Heresy//Monastic Studies. 1974. 10. 135–141. 16 . Bareille G. Euchites//DThC 1939. 5:2. 1454–1465. 17 . Barone A. G. Monachesimo ortodosso d’Oriente e diritto romano nel tardo antico. Milano 1990. XIV, 418. 18 . Borias A. Le moine et sa famille//ColCist Chimay. 1978. 40. 81–110, 195–217. 19 . Borkowska M. Eucharist in the Desert Fathers’ combat against Satan//Vox Populi. 1987. 7 (12–13). 39–47. [Польск., рез. англ.]. 20 . Brakke D. The problematization of nocturnal emissions in early Christian Syria, Egypt, and Gaul//JECS 1995. 3.419–60. 21 . Brakke D. The making of monastic demonology: Three ascetic teachers on withdrawal and resistance//ChHist 2001. 70(1). 19–49. 22 . Brown P. Society and the Holy in Late Antiquity. University of California 1982. изд., пересмотр.: Authority and the Sacred. Cambridge 1995. 23 . Burton-Christie D. The Word in the Desert. Scripture and the quest for holiness in early Christian monasticism. Ν. Y. 1993. XVIII, 336. Gould G.//Catholic Historical Review. 1994. 80(3). 559–560; Id.//JThS 1996. 47(1). 294–297; Griffith S. H.//J. of Religion. 1995. 75(1). 114–115; Bartelink G. J. M.//ViC 1995. 49. 86–88; Vinel F.//RHPhR 1995. 75(3). 348–349; пер.: La parola nel deserto. Scrittura e ricerca della santità Bose 1998. 24 . Chitty D. J. The Desert a City. An introduction to the study of Egyptian and Palestinian monasticism under the Christian Empire. Oxford 2 1977. пер.: Et le désert devint une cité. Une introduction à l’étude du monachisme égyptien et palestinien dans l’Empire chrétien. Bellefontaine 1980. (Spiritualité orientale. 31). 25 . Clark E. A. Sana insanity: women and asceticism in late ancient Christianity//Medieval Encounters: Jewish, Christian and Muslim Culture in Confluence and Dialogue. 1997. 3:3. 211–230. 26 . Colombás G. M. El concepto de monje у vida monástica hasta fines del siglo V//StMon 1959. 1. 257–342. 27 . Colombás G. M. El monacato primitivo. Madrid 1 (1974) – 2 (1975). 2 1998. (Biblioteca de Autores Cristianos. 588). пер.: Il monachesimo delle origini. Milano 1984. 378.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Все эти центры, общества, ассоциации, академии, журналы, газеты занимаются “исследованиями”, “практикой” и распространением в народе оккультных знаний. Но что такое оккультизм? Большая Советская Энциклопедия (1974, т. 18, с. 348) так определяет слово “оккультизм”. Оккультизм (от латинского слова occultus- тайный, сокровенный), — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для “посвященных”, прошедших через особую инициацию (посвящение) и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения… усматривается в достижении высшей ступени сознания, открывающего доступ к так называемым “тайным знаниям”. Именно эти так называемые “тайные знания” лежат в основе колдовства, магии, из которых вышли на арену дня экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология и т.п. В последние годы оккультные науки — экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология, учение о карме, гипноз, парапсихология и т. п. получили особо широкое распространение, особенно в среде научной интеллигенции. Немалую роль в этом сыграли работы Рерихов и Блаватской по развитию учений об Агни-Йога. Оккультные учения идут к нам и с запада, и с востока. Во многом это связано с развитием идеологического и духовного плюрализма, или вседозволенности, на фоне так называемой демократизации общества. На глазах совершается страшная духовная агрессия против России и, в первую очередь, против Православия в России, ибо только Россия остается столпом и оплотом истинного христианства в мире. Но именно поэтому и тратятся огромные усилия, чтобы и снаружи, и изнутри расшатать Православие и Церковь . Вероятно, мало кто знает, что только в прошлом, 1994 г. ЦРУ потратило 150 млн. долларов на духовную агрессию против России и в нашу страну хлынул поток разных антиправославных проповедников, которые стали создавать различные секты, школы, в том числе и оккультные — экстрасенсорики, магии, уфологии, астрологии и т.д. С другой стороны, развал нашего здравоохранения, считавшегося в свое время самым лучшим в мире, невозможность бесплатного получения высококвалифицированной медицинской помощи, которая стала предметом торговли, причем очень дорогой, большая дороговизна лекарств, исчезновение из аптечной сети многих нужных лекарств, появление большого количества экстрасенсов, колдунов, шаманов, знахарей, предлагающих почти на каждом шагу относительно недорогую помощь, религиозная безграмотность населения привели к резкому всплеску оккультного целительства и тяги к нему многих неверующих или маловерующих людей.

http://sueverie.net/chislo-zverya.html

Словно грибы после дождя, возникают у нас различные оккультные учения, школы, течения, в том числе и сатанинские. Официально зарегистрированы в Москве сатанинская " церковь " , масонская ложа. В газетах и журналах публикуются рекламные объявления колдунов и магов, приглашающих людей посетить их с целью снятия " сглаза " , " порчи " , " исцеления " от всех недугов, любовных приворожений и т.п. Издаются оккультные газеты и журналы ( " НЛО " , " Тайная власть " , " Оракул " , " Аномалия " и мн. другие), печатается огромное количество книг по магии, колдовству, экстрасенсорике, уфологии; учреждены Ассоциация " Экология неопознанного " . Международный институт космической антропоэкологии. Международный институт резервных возможностей человека. Центр нетрадиционных исследований " Альфа " , Международное " Общество древних Астронавтов " , Международная Ассоциация психоэниосуггестологии множественные центры дианетики. Академия парапсихологии, Академия энерго-информационных наук, уфологические центры и т. д.      Все эти центры, общества, ассоциации, академии, журналы, газеты занимаются " исследованиями " , " практикой " и распространением в народе оккультных знаний. Но что такое оккультизм?      Большая Советская Энциклопедия (1974, т. 18, с. 348) так определяет слово " оккультизм " . Оккультизм (от латинского слова occultus- тайный, сокровенный), - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для " посвященных " , прошедших через особую инициацию (посвящение) и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения... усматривается в достижении высшей ступени сознания, открывающего доступ к так называемым " тайным знаниям " . Именно эти так называемые " тайные знания " лежат в основе колдовства, магии, из которых вышли на арену дня экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология и т.п. В последние годы оккультные науки - экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология, учение о карме, гипноз, парапсихология и т.

http://zavet.ru/book/berestzv.htm

Fischer 1981=Fischer J.A. Die Ausgabe der Apostolischen Väter durch Thomas Ittig. – Überlieferungsgeschichtliche Untersuchungen (TU 125). Berlin, 1981, 197–207. Folgado Flórez 1978=Folgado Flórez S. La Iglesia, anterior a los siglos en el Pastor de Hermas. – La Ciudad de Dios 191, 1978, 365–391. Frank 1978=Frank K.S. Malachie 1, 10 ff. in der frühen Väterdeutung. Ein Beitrag zu Opferterminologie und Opferverständnis in der alten Kirche. – Theologie und Philosophie 53, 1978, 70–78. Glare 1982=Oxford Latin Dictionary/Ed. by P.G.W. Glare. Oxford, cl982, 1994r. Goetz 1928=Goetz G. Papias von Hierapois oder der Glottograph? – ZNTW 27, 1928, 348. Gordon 1974=Gordon R.P. Targumic parallels to Acts XIII, 18 and Didache XIV, 3. – Novum Testamentum. An international Quarterly for New Testament and related Studies (Leiden, Brill) 16, 1974, 285–289. Gregory 1983=Gregory J.C. The chiliastic hermeneutic of Papias of Hierapolis and Justin Martyr compared with later patristic chiliasts. [Dissertation, microfilm]. Baylor Univ. Waco, TX, 1983. 360 p. [Summary: DA 44, 1983, 778А-779А]. Hahn 1974=Hahn (Ferdinand). Prophetie und Lebenswandel. Bemerkungen zu Paulus und zu zwei Texten der Apostolischen Väter. – Neues Testament und Ethik: Festschrift für Rudolf Schnackenburg. Freiburg, 1974, 527–537. Halperin 1988=Halperin D.J. The Faces of the Chariot. Early Jewish Responses to Ezekiel " s Vision. Tübingen, 1988 (Texte und Studien zum antiken Judentum 16). Hamman 1963=Hamman A. La prière II. Les trois premiers siècles. Tournai, 1963. Hill 1998=Hill C.E. What Papias said about John (and Luke): A «new» Papian fragment. – JThS, N.S. 49 (2), 1998, 582–629. Jefford 1989=Jefford C.N. The Sayings of Jesus in the Teaching of the Twelwe Apostles. Leiden: Brill, 1989 (VChr, Supplements 11). Jefford 1990=Jefford C.N. An Ancient Witness to the Apostolic Decree of Acts 15? – Proceedings: Eastern Great Lakes and Midwest Biblical Societies 10, 1990, 204–213. Jefford 1992=Jefford C.N. Tradition and Witness in Antioch: Acts and Didache 6. – Perspectives in Religious Studies 19, 1992, 409–419.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Лит.: Brockelmann C. Geschichte der arabischen Litteratur. Weimar, 1898. Bd. 1. S. 348; Seybold C. F. Zu El Makin " s Weltchronik//ZDMG. 1910. Bd. 64. S. 140-153; Nau F. Sur al-Makin et Ibn Abi-l-Fazail//ROC. Sér. 3. 1927/1928. Vol. 6(26). P. 208-211; Plessner M. Al-Makin ibn al-‘Amid//EncIsl. 1927. Vol. 5. P. 172-173; Chaine M. Le Chronicon orientale de Butrus ibn ar-Rahib et l " histoire de Girgis al-Makim//ROC. Sér. 3. 1931/1932. Vol. 8(28). P. 390-405; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 348-351, 450; Cahen Cl. Al-Makn ibn al-‘Amd et l " historiographie musulmane: Un cas d " interpénétration confessionnelle//Orientalia hispanica: Sive Studia Fr. M. Pareja octogenario dicata. Leiden, 1974. Vol. 1. Pt. 1. P. 158-167; Cahen Cl., Coquin R. G. Al-Makn b. al-‘Amd//EI. 1991. Vol. 6. P. 143-144; Heijer J., den. Al-Mufaddal b. Abi " l-Fada   " il//Ibid. 1993. Vol. 7. P. 305; Ferr é A. Ibn al-‘Amid al-Makin, chrétien d " Égypte, source importante d " Ibn Khaldun//En hommage au père J. Jomier/Éd. M.-Th. Urvoy. P., 2002. P. 61-71; Witakowski W. Ethiopic Universal Chronography//Julius Africanus und die christliche Weltchronistik/Hrsg. M. Wallraff. B., 2006. P. 285-301; Селезнев Н. Н. «Коптский историк» - потомок выходца из Тикрита: Ал-Макин ибн ал-‘Амид и его «История»//Точки=Puncta. М., 2011. 1/2. С. 45-53; он же. Хроника или исторический роман?: Царствование Зинона и события на Востоке по «Благословенному собранию» ал-Макина ибн ал-‘Амида//Aeternitas: Сб. ст. по греко-римскому и христ. Египту/Ред.: А. А. Войтенко. М., 2012. С. 120-148; он же. Изречения философов над гробом Александра Великого по «Истории» ал-Макина ибн ал-‘Амида//История философии. 2013. 18. С. 248-262; он же. Царствование императора Анастасия по «Благословенному собранию» ал-Макина ибн ал-‘Амида//Религиоведение. 2013. 1. С. 50-59; он же. Ал-Макин ибн ал-‘Амид о Моисее Критском//Иудаика и арамеистика: Сб. науч. ст. на основе мат-лов 3-й ежег. конф. по иудаике и востоковедению. СПб., 2014. С. 151-161; Moawad S. Al-Makn Jirjis ibn al-‘Amd (the elder)//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History. 2012. Vol. 4. P. 566-571; idem. Al-Mufaddal ibn Ab l-Fada   " il//Ibid. 2013. Vol. 5. 119-122; Diez M. Les antiquités greco-romaines entre al-Makn ibn al-‘Amd et Ibn Haldun: Notes pour une histoire de la tradition//Studia graeco-arabica. Pisa, 2013. Vol. 3. P. 121-140.

http://pravenc.ru/text/2561520.html

341 The Role of the Church in Conflict Situations, Life and Peace Institute, Uppsala: 1991, p. 122. 342 At the least, it was bizarre to speak about a “holy alliance” of European and American Christians against the “Orthodox East” as was frequently done in both the secular and church press of Greece during the Yugoslav crisis. After all Greece joined NATO not because of any fear of the Roman-Catholic or the Protestant West, but of the countries of the North, including Tito’s Yugoslavia, namely countries of the traditional “Orthodox space” that for centuries dreamt of having direct access to the Mediterranean. 344 See Metropolitan Amfilohije’s interview in Service Orthodoxe de Presse, No 187, April 1994, p. 18. 345 See “The Bosphorus Declaration,” in H. Bos/J. Forest (eds), For Peace from Above – An Orthodox Resource Book on War, Peace and Nationalism, Bialystok 1999, p. 133. 348 Message to the Churches in the Countries of Former Yugoslavia, WCC 1994 Central Committee Meeting, p. 78. 349 Report on the XI Assembly of the Conference of European Churches, Graz, Austria, 30 June–4 July 1997, p. 165. 351 T. Sabev, “Church, Nation and Nationalism,” in Études Théologiques 12, “Religion et Société,” Les Éditions du Centre Orthodoxe, Chambésy, 1998, p. 263. 353 Karmiris, “Catholicity of the Church and Nationalism,” S. Agouridis (ed.), Procès-Verbaux du Deuxième Congrès de Théologie Orthodoxe à Athènes, 19–29 août 1976, Athens, 1978, p. 470. 354 See “Patriarchal and Synodical Documents on the Bulgarian Schism,” p. 429, cited in Maximos of Sardes, The Ecumenical Patriarchate in the Orthodox Church, Thessaloniki, 1976, p. 303–9. 355 V. Lossky, In the Image and Likeness of God, (Greek translation), Thessaloniki 1974, p. 176, cited by J. Karmiris, op. cit., p. 479. No doubt the instrumentalization of Orthodoxy by politicians, and sometimes even by church leaders, in order to foster political and nationalistic aspirations could have detrimental consequences for the Church itself. The Church of Greece still suffers from the consequences of the “Greece for Greek Christians” policy applied during the dictatorship years. And yet the colonels, some of whom came from the bosom of pietistic movements, claimed to be Orthodox! And what about Gennady Zyuganov who, prior to the 1996 presidential elections, although affirming that he did not believe in God, he nevertheless declared that his Communist Party of Russia would assist the Orthodox Church of Russia, “acknowledging its role in the formation of Russian statehood, Russian national identity, patriotism, and the cultural and spiritual traditions of the Russian people”? See “The Position of the Communist Party of the Russian Federation Regarding the Issue of Religion,” in V. Fedorov, F. Stolz, H. Weder (eds), Religion and Nationalism in Russia, St. Petersburg, 2000, p. 251.

http://azbyka.ru/otechnik/world/for-the-...

MontfPal S. de Montfaucon, Palaeographia graeca. Paris 1708. MontGloss F. Montana, Dal glossario all " esegesi. L’apparato crmeneutico al canone pentecostale attribuito а Giovanni Damasceno nel ms. Ottob. gr. 248. Studi class, e orient. 42 (1992) 147–164. [ante s.XIII] MorPant G.Moravcsik, Szent László leánya és а Bizánci Pantokrator – Monostor. Budapest 1923. [s.XII] MoschAlex Th.Moschonas, Κατλογοι τς Πατριαρχικς Βιβλιοθκης. I. Χειργραφα. Salt Lake City 2 1965. Moschion Moschionis de mulierum passionibus liber, ed. F.O.Dewez. Wien 1793. MoschOCP E.Mioni, Il Pratum Spirituale di Giovanni Moscho. OCP 17 (1951) 61–94. [s.VI/VII] MosinAkti V.Mošin, Akti iz svetogorskih arhiva. Spomenik d. Serb. AW 91 (70) (1939). MPER XVIII Neue Texte und Dokumentation zum Koptisch-Unterricht (MPER XVIII). Wien 1990. [s.VI–VIII] MR Μηναα το λου νιαυτο I–VΙ. Roma 1888–1901. MSyncArch Michael Synkellos, Enkomion auf die Engel, ed, F.Combefis, Novum Auctarium I. Paris 1648, 1525–1580. [s.IX] MSyncDi Michael Synkellos, Enkomion auf den hl. Dionysios Areopagites. PG 4, 617–668. [s.VIII/IX?] MSyncPhrase Le traité de la construction de la phrase de Michel le Syncelle de Jérusalem, ed. D.Donnet. Bruxelles 1982. [s.IX] MülCart G. Müller, Tre carte greche dell’Italia meridionale. Arch. stor, ital., ΙII ser., 7 (1868) 1–27. MülFrag K.K.Müller, Ein griechisches Fragment über Kriegswesen, in: Festschrift L. Urlichs. Würzburg 1880, 106–138. [s.VII–IX] MunCopt H.Munier, La Scala Copte 44 de la Bibliothèque Nationale de Paris. Transcription et vocabulaire. Tome I. Transcription. Le Сане 1930. MunCoune J.A.Munitiz, Synoptic Greek accounts of the Seventh Council REB 32 (1974) 147–18(1 MunLet The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts, ed. by J.A.Munitiz [el al.]. Camberley 1997 (Index 225–284). [s.IX] MusAlex P.Maas, Die Musen des Kaisers Alexius I. BZ 22 (1913) 348–369 (Index S.368). [s.XII] MustCorc A.Mustonidi, Delle cose Corciresi I. Corfù 1848, Appendix. NarratArm G.Garimme, La Narratio de rebus Armeniae. Louvain 1952 (Index 447–460).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В «Современных записках» в 1936—1938 гг. были опубликованы фрагменты писем Евгении Казимировны Герцык (1878—1944), приятельницы Н. А. Бердяева и его жены. Письма адресованы Вере Степановне Гриневич. Попытка расшифровки упоминаемых в них людей и событий предпринята Т. Н. Жуковской (см.: Герцык Е. Воспоминания. М., 1996. С. 293-336). 342 Речь идет о книге «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии», опубликованной в 1939 г. 343 17—18 июля 1936 г. на территории испанского Марокко начался фашистский мятеж, направленный против правительства Народного фронта, находившегося у власти с февраля 1936 г. 344 ДahueльPonc(Rops)— французский публицист, сотрудник uздameльcmba«Plon»,bмecme с Г. Марселем вел серию книг «Коммунизм и христианство». 345 Дариус Muйo(Milhaud;1892—1974) — французский композитор, автор свыше 400 произведений (опер, балетов, симфонических и вокальных произведений), испытал влияние американского джаза, французской народной музыки, проявлял интерес к политональной музыке; в 1926 г. гастролировал в СССР, в 1940—1947 гг. жил в США. 346 Морис Pabeль(Ravel; 1875—1937) — французский композитор, способствовавший развитию новых стилистических течений в музыке. 347 Ранее лекции РФА происходили в так называемом «Русском доме»,по адресу бульвар Монпарнас, д. 10, где располагалось правление РСХД, но после разрыва Бердяева с этим движением в связи с тем, что там, по его мнению, усилилась националистическая и профашистская идеология, занятия РФА пришлось перенести в другое помещение. 348 Архимандрит Киприан (Константин Эдуардович Керн; 1899—1960) — богослов, литературный критик; выпускник юридического и богословского факультетов Белградского университета, в 1927 г. принял монашество и рукоположен во иереи, в 1925—1928 гг. и 1931—1936 гг. преподавал в Битольской семинарии (Югославия), в 1928—1930 гг. начальник русской миссии в Иерусалиме, с 1936 г. — профессор Богословского института в Париже; в 1936—1939 гг. настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы на улице Лурмель. 349

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Евангелист Лука подчеркивает исполнение в Иисусе пророчеств о предстоящем страдании Раба Господня (Лк 22. 37; Ис 53. 12). В проповеди в синагоге Назарета Христос говорит об исполнении в Его служении пророчества Ис 61. 1-2 (Лк 4. 18-22). Идея исполнения пророчеств Исаии в служении Христа характерна и для Евангелия от Иоанна. Все 3 цитаты используются здесь для обличения неверия иудеев и обоснования исполнения мессианских пророчеств в Иисусе. В произнесенной в Капернауме речи о хлебе жизни Христос ссылается на слова из Ис 54. 13: «И все сыновья твои будут научены Господом...» (Ин 6. 45: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне»). Неверие, с к-рым столкнулся Раб Господень (Ис 53. 1), прообразовало и ситуацию проповеди Иисуса (Ин 12. 38; ср.: Рим 10. 16). Наконец, евангелист прямо утверждает, что пророк говорил о Христе, когда он «видел славу Его» (Ис 6; ср.: Ин 12. 41; Beauchamp. 1989. P. 348-349; Young. 1955; о влиянии богословия глав 40-55 на Евангелие от Иоанна см.: Reim. 1974. S. 162-183). В кн. Деяния св. апостолов цитаты из И. п. к. служат тем же целям. Ссылка на Ис 66. 1-2 в конце речи первомч. Стефана (Деян 7. 49-50) подчеркивает слепоту иудеев; о ней же со ссылкой на Ис 6. 9-10 говорит в последней речи ап. Павел (Деян 28. 26-27). Слепота иудеев оправдывает начало миссии к язычникам, которую апостолы Павел и Варнава уже в Антиохии обосновывали словами из пророчества Ис 49. 6: «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (ср.: Деян 13. 47). Ап. Филипп благовествует евнуху об Иисусе, указывая на исполнение в Нем пророчества о страдающем Рабе Господнем (Ис 53. 7-8): «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился» (Деян 8. 32-33). Пророчество о «завете вечном, неизменных милостях, [обещанных] Давиду» (ср.: Пс 15. 10), последняя явная цитата из Ис 55. 3, понято как пророчество о Воскресении (Деян 13. 34; ср.: Dupont. 1961).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Из всего же сказанного, кажется, следует главное: необходимость пересмотреть и переоценить значение домонгольского богословия как корня традиции, еще и сегодня, очевидно, питающего ее своими соками. 1 «В истории русской мысли много загадочного и непонятного. И прежде всего, – что означает это вековое, слишком долгое и затяжное русское молчание?» (См.: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009. С. 12). 6 Подскальский Г. Указ. соч. С. 334. Подробнее см.: Истрин В. М. Замечания о начале русского летописания//Известия ОРЯС Российской АН Пг., 1921 г. Т. XXVI. С. 249–251. 7 Творогов О. В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению//ТОДРЛ. Т. 28. Л., 1974. 10 «1. Разделение земли между сыновьями Ноя. 2. О нравах различных народов. 3. Поход ц. Михаила против болгар и крещение болгар. 4. Поход на Царьград Аскольда и Дира. 5. Воцарение Василия. 6. Воцарение Льва, сына Василия. 7. Лев нанимает угор на болгар, болгары разбиты. 8. Поход Олега на Царьград. 9. Появление на Востоке звезды копийной. 10. Сказание об Аполлонии Тиан ском. 11. Начало царствования Константина, сына Льва. 12. Приход Симеона Болгарского на Царьград и заключение мира. 13. Вторжение Симеона во Фракию. 14. Воцарение Романа. 15. Приход Симеона на Царьград и заключение мира. 16. Первое нашествие угров на Царьград. 17. Поход Игоря. 18. Поход Симеона на хорватов. 19. Второе нашествие угров на Царьград. 20. О знамениях, бывших при Антиохе, Нероне, Юстиниане, Маврикии и Константине Копрониме» (Истрин В. М. Книгы временьныя и образныя Георгия мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе: В 3 т. Петроград, 1920. Т. 2. С. 348–349). 11 Единственное исключение составляет, пожалуй рассказ о некоем новгородце, ходившем к кудеснику. См.: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. СПб., 1872. С. 174. 13 Исключение составляют упоминание в исповедании веры, предложенном Владимиру при крещении, слов Василия Великого о том, что «чествование иконы переходит на ее первообраз» (ПСРЛ. Т. 1. С. 114.), и раздел об ангелах, отсутствующий в Лаврентьевском списке, которым открывается продолжение «Повести» по Ипатьевской летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010